Пожарная безопасность в музеях

2.9. Требования пожарной безопасности
при проведении массовых мероприятий

Требования ППБ 101-89 (извлечения)

5.1. Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, новогодних елок и т.п.) являются руководители детских учреждений.

5.2. Перед началом культурно-массовых мероприятий руководитель детского учреждения должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.

Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия.

5.3. На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство работников детского учреждения и учащихся старших классов.

5.4. Во время проведения культурно-массового мероприятия с детьми должны неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители или воспитатели. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия.

5.5. Культурно-массовые мероприятия должны проводиться:

а) в зданиях I и II степени огнестойкости – в помещениях любого этажа;

б) в зданиях III-V степени огнестойкости – только в помещениях первого этажа, при этом ограждающие конструкции внутри помещений зданий V степени огнестойкости должны быть оштукатурены или обработаны огнезащитным составом.

Проведение культурно-массовых мероприятий в подвальных и цокольных помещениях запрещается.

5.6. Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.

5.7. Количество мест в помещениях устанавливается из расчета 0,75 м2 на человека, а при проведении танцев, игр и подобных им мероприятий из расчета 1,5 м2 на одного человека (без учета площади сцены). Заполнение помещений людьми сверх установленных норм не допускается.

5.8. Количество непрерывно установленных мест в ряду должно быть не более:

При односторонней эвакуации

При двусторонней эвакуации

В зданиях I–III степени огнестойкости

30

60

В зданиях IV и V степени огнестойкости

15

30

5.9. Расстояние между рядами должно быть:

Количество непрерывно установленных
мест в ряду

Наименьшее расстояние между спинками сидений
(в метрах)

Ширина прохода между рядами
(в метрах)

при односторонней эвакуации ряда

при двусторонней эвакуации ряда

До 7

8-12

13-20

21-25

26-30

До 15

16-25

26-40

41-45

51-60

0,80

0,85

0,90

0,95

1,00

0,35

0,40

0,45

0,50

0,55

5.10. Ширина продольных и поперечных проходов помещениях для проведения культурно-массовых мероприятий должна быть не менее одного метра, а проходов, ведущих к выходам, – не менее ширины самих выходов. Все проходы и выходы должны располагаться так, чтобы не создавать встречных или пересекающихся потоков людей.

Сокращать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах добавочные места запрещается.

5.11. В помещениях для культурно-массовых мероприятий все кресла и стулья должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу.

В помещениях, используемых для танцевальных вечеров и детских игр, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться.

5.12. Эвакуационные выходы из помещений должны быть обозначены световыми указателями с надписью «Выход» белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. При наличии людей в помещениях световые указатели должны быть во включенном состоянии.

5.13. Проведение занятий, репетиций, спектаклей и концертов, а также демонстрация кинофильмов в актовых и подобных им залах детских учреждений разрешается только в строгом соответствии с действующими правилами пожарной безопасности для театрально-зрелищных предприятий, культурно-просветительных учреждений, кинотеатров и киноустановок.

5.14. В помещениях, используемых для проведения культурно-массовых мероприятий, запрещается:

а) использовать ставни на окнах для затемнения помещений;

б) оклеивать стены и потолки обоями и бумагой;

в) применять горючие материалы, не обработанные огнезащитными составами, для акустической отделки стен и потолков;

г) хранить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

д) хранить имущество, инвентарь и другие предметы, вещества и материалы под сценой или подмостками, а так же в подвалах, расположенных под помещениями;

е) применять предметы оформления помещений, декорации и сценическое оборудование, изготовленные из горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона, поливинила и т. п.);

ж) применять открытый огонь (факелы, свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки, применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с использованием химических и других веществ, которые могут вызвать загорание;

з) устанавливать стулья, кресла и т. п., конструкции которых выполнены из пластмасс и легковоспламеняющихся материалов;

и) устанавливать на дверях эвакуационных выходов замки и другие труднозакрывающиеся запоры;

к) устанавливать на окнах глухие решетки.

5.15. Полы помещений должны быть ровными, без порогов, ступеней, щелей и выбоин. При разности уровней смежных помещений в проходах должны устанавливаться пологие пандусы.

5.16. Все сгораемые декорации, сценическое оформление, а также драпировка, применяемые на окнах и дверях, должны подвергаться обработке огнезащитными составами с составлением акта в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, а второй хранится в организации, производившей пропитку.

5.17. Руководители детских учреждений обязаны производить проверку качества огнезащитной обработки декораций и конструкций перед проведением каждого культурно-массового мероприятия.

5.18. При проведении новогоднего вечера елка должна устанавливаться на устойчивом основании (подставка, бочка с водой) с таким расчетом, чтобы не затруднялся выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее одного метра от стен и потолков.

При отсутствии в детском учреждении электрического освещения новогодние представления и другие культурно-массовые мероприятия должны проводиться в дневное время.

5.19. Оформление иллюминации елки должно производиться только опытным электриком.

5.20. Иллюминация елки должна быть смонтирована прочно, надежно и с соблюдением требований Правил устройства электроустановок.

Лампочки в гирляндах должны быть мощностью не более 25 Вт. При этом электропровода, питающие лампочки елочного освещения, должны быть гибкими, с медными жилами. Электропровода должны иметь исправную изоляцию и подключаться к электросети при помощи штепсельных соединений.

5.21. При неисправности елочного освещения (сильное нагревание проводов, мигание лампочек, искрение и т. п.)иллюминация должна быть немедленно отключена и не включаться до выяснения неисправностей и их устранения.

5.22. Участие в празднике елки детей и взрослых, одетых в костюмы из ваты, бумаги, марли и подобных им легковоспламеняющихся материалов, не пропитанных огнезащитным составом, запрещается.

5.23. При оформлении елки запрещается:

а) использовать для украшения целлулоидные и другие легковоспламеняющиеся игрушки и украшения;

б) применять для иллюминации елки свечи, бенгальские огни, фейерверки и т. п.;

в) обкладывать подставку и украшать ветки ватой и игрушками из нее, не пропитанными огнезащитным составом.

Требования ППБ 01-03 (извлечения)

19. Устроители мероприятий с массовым участием людей (вечера, дискотеки, торжества вокруг новогодней елки, представления и т. п.) должны перед началом этих мероприятий тщательно осмотреть помещения и убедиться в их полной готовности в противопожарном отношении.

39. Организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.

42. В помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается.

В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа.

43. Число людей, одновременно находящихся в залах(помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек – зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

При определении максимально допустимого количества людей в помещении в указанных выше случаях следует принимать расчетную площадь, приходящуюся на одного человека, в размере 0,75 м2/чел. При этом размеры путей эвакуации и эвакуационных выходов должны обеспечивать эвакуацию людей за пределы зальных помещений в течение необходимого времени эвакуации людей.

50. При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий с массовым пребыванием людей:

допускается использовать только помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток и расположенные не выше 2-го этажа в зданиях с горючими перекрытиями;

елка должна устанавливаться на устойчивом основании и с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка;

при отсутствии в помещении электрического освещения мероприятия у елки должны проводиться только в светлое время суток;

иллюминация должна быть выполнена с соблюдением ПУЭ. При использовании электрической осветительной сети без понижающего трансформатора на елке могут применяться гирлянды только с последовательным включением лампочек напряжением до 12 В. Мощность лампочек не должна превышать 25 Вт;

при обнаружении неисправности в иллюминации (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и т. п.) она должна быть немедленно обесточена.

Запрещается:

проводить мероприятия в помещениях с запертыми распашными решетками на окнах;

применять дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;

украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;

одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;

проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные и взрывопожароопасные работы;

использовать ставни на окнах для затемнения помещений;

уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и т. п.;

полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;

допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы.

При проведении мероприятий должно быть организовано дежурство на сцене и в зальных помещениях ответственных лиц, членов добровольных пожарных формирований или работников пожарной охраны предприятия.

ВППБ 13-01-94

ПРАВИЛА
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата введения 1995-01-01

СОГЛАСОВАНЫ письмом Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России от 14.09.94 г. N 20/2.1./1572.
УТВЕРЖДЕНЫ заместителем министра культуры Российской Федерации.
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.94 г. N 736.
ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации», введенными в действие 1 января 1994 г. приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 576*, и являются обязательными для театров, концертных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, планетариев, домов (дворцов) культуры, клубов, библиотек, музеев, выставок, картинных галерей, памятников истории и зодчества, учебных заведений отрасли культуры, независимо от форм собственности (в дальнейшем — учреждения культуры).
_________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать от 14 декабря 1993 года N 536. Примечание «КОДЕКС».

1.2. Все здания и сооружения учреждений культуры, реставрационные мастерские, региональные центры реставрации, сезонные строения этих учреждений ежегодно перед открытием сезона, а также после реконструкции и ремонта должны быть проверены и приняты междуведомственными комиссиями.

1.3. Требования пожарной безопасности для кинотеатров, киноустановок, видеокомплексов и спортивных сооружений определяются специальными правилами.
Примечание: учреждения культуры, имеющие свои киноустановки, при пользовании ими должны руководствоваться вышеуказанными специальными Правилами.

1.4. Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности несут уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1.5. Наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться стандартами, строительными нормами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.

1.6. Ответственность за пожарную безопасность учреждения культуры приказом по учреждению возлагается на одного из руководителей, а по структурным подразделениям на руководителей цехов, мастерских, складов, участков, а также ответственных лиц за исправное состояние автоматических средств обнаружения и тушения пожаров, противопожарного занавеса, водопроводных сетей, дымовых люков и другого противопожарного оборудования.

1.7. Все работники учреждений культуры должны знать Правила пожарной безопасности и строго выполнять их на рабочих местах, а к лицам, нарушающим требования пожарной безопасности, руководитель учреждения обязан принимать своевременные меры воздействия.

1.8. При заключении договора на проведение гастролей, представлений и организацию выставок с другими организациями руководитель учреждения обязан проинформировать органы Государственного пожарного надзора о намечаемых мероприятиях и местах их проведения.

1.9. Концертные коллективы, осуществляющие гастроли, должны быть обеспечены следующей документацией:
приказом руководителя учреждения о назначении ответственных лиц за обеспечение охраны труда и пожарной безопасности при проведении гастролей;
журналом учета или списком лиц с росписью, прошедших инструктаж по технике и пожарной безопасности при гастролях;
временной инструкцией по технике и пожарной безопасности при проведении гастрольных спектаклей и концертов;
актами на огнезащитную обработку декораций;
актом местной постоянно действующей комиссии по приемке декорационного оформления спектакля, концерта.

1.10. Вновь поступающие на работу должны пройти противопожарный инструктаж, без которого они не могут быть допущены к работе.

1.11. Со всеми работниками учреждения культуры не реже одного раза в год должен проводиться повторный противопожарный инструктаж.

1.12. ИНСТРУКТИРУЕМЫЕ ДОЛЖНЫ ОЗНАКОМИТЬСЯ:
с возможными причинами возникновения пожаров и мерах их предупреждения;
с участками, наиболее опасными в пожарном отношении, в которых запрещается курить, применять открытый огонь и необходимо соблюдать другие меры предосторожности;
с практическими действиями в случае возникновения пожара (вызов пожарной охраны, использование первичных средств пожаротушения, эвакуация людей и материальных ценностей).

1.13. С электриками, машинистами сцены, реставраторами и лицами, занятыми на пожароопасных участках, должен проводиться пожарно-технический минимум по специальной программе.

1.14. Каждый работник учреждения культуры при обнаружении нарушений Правил пожарной безопасности, грозящих возникновению пожара, обязан принять немедленные меры к их устранению и проинформировать об этом руководителя учреждения или лицо, его заменяющее.

1.15. В учреждениях культуры с числом работающих 15 и более человек могут быть организованы добровольные пожарные дружины из состава рабочих и служащих.

1.16. ВО ВСЕХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ ДОЛЖНА БЫТЬ ИНСТРУКЦИЯ о мерах пожарной безопасности (см. приложение № 1), определяющая действия административно-технического, художественного и обслуживающего персонала в случае пожара, и план эвакуации людей и ценностей, которые должны быть изучены всем персоналом. План эвакуации и инструкция должны быть вывешены на видном месте в комнате главного администратора и в дежурном помещении пожарной охраны учреждения.

1.17. В МУЗЕЯХ И КАРТИННЫХ ГАЛЕРЕЯХ кроме того должен быть разработан план эвакуации экспонатов и других ценностей, а в цирках и зоопарках — план эвакуации животных.

1.18. Проведение в музеях и картинных галереях вечеров, собраний и других мероприятий с массовым пребыванием людей может быть допущено только в помещениях, специально оборудованных для этих целей в полном соответствии с требованиями пожарной безопасности. Использование для подобных целей помещений памятников культуры допускается с согласия на это органов охраны памятников.

1.19. Стеллажи для хранения книг и фондов в музеях, библиотеках и других учреждениях культуры должны быть металлические.

1.20. В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ должен быть установлен строгий контроль за производством огнеопасных работ.
Руководитель учреждения обязан издать приказ, которым подробно определить порядок проведения огневых работ с учетом специфических условий объекта с выдачей наряда-допуска (см. приложение 2).

1.21. Ответственность за обеспечение мер пожарной безопасности при проведении огневых работ в учреждении культуры несет директор (руководитель учреждения), зам. директора, главный инженер (прораб), начальник цеха, мастерской, лаборатории, заведующий отделом, складом и т. п., где будут производиться эти работы.

1.22. Во всех случаях при огневых работах должен выставляться пожарный пост из числа работников местной пожарной охраны.

1.23. По окончании работы учреждения культуры должны быть осмотрены все его помещения и приняты меры к устранению нарушений, могущих вызвать пожар.
Порядок осмотра помещений устанавливается руководителем учреждения.

1.24. Во всех учреждениях культуры рядом со сценой (эстрадой, ареной цирка, при входе в помещение, картинную галерею и т. п.) должно быть размещено дежурное помещение пожарной охраны, в котором должны находиться запасные ключи от всех помещений.

1.25. Во время спектаклей, просмотров и генеральных репетиций на сцене театрально-зрелищного учреждения должен быть установлен пожарный пост.
Проведение спектаклей, концертов и других массовых мероприятий при отсутствии на сцене пожарных постов запрещается.

1.26. В ТЕАТРАХ, МУЗЕЯХ, КАРТИННЫХ ГАЛЕРЕЯХ, ЦИРКАХ, КИНОКОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ, БИБЛИОТЕКАХ И ДРУГИХ КРУПНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ приказом руководителя учреждения организуется пожарно-техническая комиссия, в которую должны входить зам. директора, главный инженер (инженер), заведующий постановочной частью, заведующий электроцехом, инженер-строитель (прораб), инженер по охране труда, начальник местной пожарной охраны и главный хранитель.

1.27. Во всех учреждениях культуры не менее 1 раза в шесть месяцев должны проводиться учебные тревоги по отработке действий персонала во время пожара. Занятия с персоналом, учащимися и студентами проводить по договоренности с ближайшей пожарной частью не реже одного раза в 6 месяцев.

1.28. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ОБЯЗАНЫ:

1.28.1. ДИРЕКТОР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА) театра, дома (дворца) культуры, цирка, музея, картинной галереи, библиотеки, парка культуры, зоопарка, реставрационного центра, проректор учебного заведения, заведующий клубом и другие:
осуществлять контроль за своевременным выполнением противопожарных мероприятий и выполнением предписаний Государственного пожарного надзора лицами, ответственными за противопожарное состояние цехов, мастерских, складов, участков помещений и т. п., а также за строгим соблюдением противопожарного режима в учреждении;
не допускать проведения массовых мероприятий при неисправных или выключенных противопожарных устройствах и средствах пожаротушения (противопожарный занавес, дымовые люки, дренчерная и спринклерная системы, автоматическая пожарная сигнализация и другие);
осуществлять контроль по недопущению использования декораций, сценического оформления драпировок, не обработанных огнезащитными составами, а также применение в театральных постановках открытого огня (свечи, факелы, огневые эффекты, пиротехнические средства);
периодически производить проверку несения службы пожарной и сторожевой охраны объекта.

1.28.2. ГЛАВНЫЙ АДМИНИСТРАТОР (АДМИНИСТРАТОР):
обеспечить строгое соблюдение противопожарного режима в зрительных и экспозиционных залах, фойе и кулуарах во время проведения спектаклей, концертов и других массовых мероприятий;
не допускать установки в зрительных залах приставных стульев, закрытия дверей выходов на труднооткрывающиеся запоры, загромождения путей эвакуации, курения в запрещенных местах, применения нагревательных приборов в помещениях, кроме специально отведенных для этой цели мест;
проводить занятия с билетерами и гардеробщиками по эвакуации зрителей в случае пожара;
организовать эвакуацию зрителей в случае возникновения пожара.

1.28.3. ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР (ИНЖЕНЕР, ПРОРАБ):
организовать и возглавить работу пожарно-технической комиссии объекта, а также обеспечить организацию проведения противопожарного инструктажа и инструктажа на рабочих местах с лицами, вновь поступающими на работу, и пожарно-технического минимума с работниками учреждения;
выдавать разрешения на проведение временных огневых работ и осуществлять контроль за правильным и безопасным их проведением;
осуществлять контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных и ремонтно-реставрационных работ, следить за техническим состоянием противопожарного водопровода, спринклерных и дренчерных установок, автоматических систем сигнализации и других противопожарных устройств, своевременным выполнением предписаний Государственного пожарного надзора.

1.28.4. ИНЖЕНЕР-ЭЛЕКТРИК (ЗАВЕДУЮЩИЙ ЭЛЕКТРОЦЕХОМ, СТАРШИЙ ЭЛЕКТРООСВЕТИТЕЛЬ), СТАРШИЙ ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ:
контролировать работу всех электроосветителей и электриков учреждения культуры;
осуществлять повседневный контроль за техническим состоянием, исправностью, эксплуатацией электросетей, электрооборудования и аппаратов светового эффекта, а также за состоянием защиты электросетей от токов короткого замыкания и перегрузок;
обеспечить своевременность проведения профилактических осмотров и ремонтов электрооборудования с обязательным оформлением соответствующих документов и устранением нарушений в электросети, могущих привести к пожарам и загораниям.

1.28.5. ЗАВЕДУЮЩИЙ (РУКОВОДИТЕЛЬ) ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЛИ ПОСТАНОВОЧНОЙ ЧАСТЬЮ (СТАРШИЙ МАШИНИСТ СЦЕНЫ):
обеспечить соблюдение противопожарного режима на сцене, в артистических и всех подразделениях (цехов, мастерских и других помещений) постановочной части;
осуществлять контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при проведении огневых работ, а также огнезащитной обработки жестких и мягких декораций;
не допускать использования в спектаклях и постановках не обработанных огнезащитным составом сгораемых мягких и жестких декораций и применения открытого огня;
обеспечить по окончании спектакля разборку всех декораций и складирования их в специальные помещения, а мягких декораций — в сейфы (или скатаны и подтянуты к колосникам).

1.28.6. ИНСПЕКТОР МАНЕЖА ЦИРКА:
обеспечивать соблюдение противопожарного режима артистами и униформистами во время представлений и репетиций на арене цирка и в репетиционных залах;
проводить инструктаж и проверку знаний правил пожарной безопасности артистами и униформистами;
организовывать быструю и спокойную эвакуацию зрителей, а также ценностей и животных в случае возникновения пожара.

1.28.7. ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ (ХРАНИТЕЛЬ) МУЗЕЯ, КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ, ПАМЯТНИКА КУЛЬТУРЫ:
осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима в экспозиционных залах, хранилищах и реставрационных мастерских и выполнением установленных правил пожарной безопасности подчиненными работниками учреждения;
знать план эвакуации людей и экспонатов на случай возникновения пожара и обеспечить изучение и отработку его всеми работниками.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. ЗДАНИЯ, ПОМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЯ

2.1.1. К зданиям, в которых размещены учреждения культуры должен быть обеспечен свободный доступ и подъезд пожарных машин. Противопожарные разрывы между зданиями, проезды и подъезды не должны использоваться для складирования материалов, оборудования и стоянки автотранспорта.

2.1.2. В учреждениях культуры курение запрещается за исключением специально отведенных мест и артистических гримуборных. О запрещении курения на видных местах должны быть сделаны надписи. Установка мягкой мебели в местах курения запрещается. В курительных комнатах (местах) и артистических гримуборных должны быть установлены несгораемые пепельницы или урны с водой.

2.1.3. В учреждениях культуры сгораемые конструкции, декорации, сценическое оформление (сценическая коробка, колосники, трюмы, подвесные мостики, рабочие галереи, чердаки, здания, материалы для акустической отделки стен и потолков зрительных залов, а также драпировки, деревянные конструкции передвижных цирков и другие) должны быть обработаны (пропитаны) огнезащитным составом. Периодичность обработки определяется огнезащитным действием состава.
Примечание: при наличии лицензии пропитка может производиться непосредственно учреждением в установленном порядке.

2.1.4. На все мягкие и жесткие декорации, деревянные конструкции, подвергшиеся огнезащитной обработке, должен быть составлен акт в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, а 2-й хранится в организации, производившей пропитку.

2.1.5. Администрация учреждения культуры обязана ежеквартально производить проверку качества огнезащитной обработки декораций и сгораемых конструкций.
В случае утраты огнезащитными составами и пропитанными материалами декораций и сгораемых конструкций своих свойств должен быть составлен об этом акт на объект и проведена повторная обработка.

2.1.6. Во всех учреждениях культуры запрещается:
разводить на территории объекта костры, сжигать производственные отходы и мусор;
загромождать входы на чердаки, проходы в складах, книгохранилищах, кулуары, лестничные клетки и другие пути эвакуации людей, а также хранить в чердачных помещениях какие-либо предметы и сгораемые материалы;

держать открытыми входы на чердаки и в подвалы;
оставлять по окончании рабочего дня неубранными цехи и другие производственные помещения;
оставлять без присмотра включенное электрооборудование, электроприборы и токоприемники;
уборка помещений с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
отогревание замерзших водопроводных, канализационных и других труб открытым огнем;
пользоваться различными электронагревательными приборами в местах, несогласованных с органами Государственного пожарного надзора;
хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также другие огнеопасные материалы без разрешения органов Государственного пожарного надзора;
производить всякого рода перепланировку помещений и возведение строений без согласования с органами Государственного пожарного надзора;
утеплять чердачные перекрытия, производить засыпку перегородок сгораемыми материалами (опилками, торфом и т. п.), а также устанавливать пустотные перегородки их сгораемых материалов;
перегружать помещения книгами и материалами сверх установленной нормы;
устраивать жилые помещения и допускать временное проживание граждан;
курение на сцене, применение открытого огня (факелы, свечи, канделябры и т. п.), дуговых прожекторов, а также производство выстрелов, фейерверков и огневых эффектов;
изготовление пиротехнических изделий кустарным способом, а также хранение этих изделий.

2.1.7. Во всех учреждениях культуры запрещается сдача помещений в аренду без согласования с органами Государственного пожарного надзора, а сдача памятников культуры без дополнительного согласования со специально уполномоченными государственными органами охраны памятников истории и культуры.

2.1.8. В учреждениях культуры запрещается применять синтетические горючие материалы, искусственные ткани из волокон (пенопласт, поролон, перороль и другие) для декораций, отделки коридоров, лестничных клеток, путей эвакуации сценического оформления, а также ковры и ковровые дорожки.

2.1.9. Количество зрителей в залах учреждений культуры не должно превышать числа посадочных мест, указанных в техническом паспорте, а число артистов на сцене, с учетом эвакуационных выходов, должно определяться из расчета 0,75 кв. метра площади на человека.

2.1.10. Мойка планшета сцены должна производиться водным раствором, содержащим огнезащитный состав.

2.1.11. В учреждениях культуры хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей допускается в несгораемых закрытых шкафах или ящиках, в специально отведенных местах, безопасных в пожарном отношении, в количестве не более сменной потребности.

2.1.12. Противопожарный занавес должен содержаться в исправном состоянии.

2.1.13. На планшете сцены должна быть нанесена красная линия, указывающая границу спуска противопожарного занавеса. Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию. Запрещается установка декораций под противопожарным занавесом (на красной линии).

2.1.14. По окончании спектакля (репетиции) противопожарный занавес должен немедленно опускаться и плотно примыкать эластичной «подушкой» к планшету сцены. Песочный затвор должен быть заполнен чистым песком, подъемно-опускной механизм отрегулирован так, чтобы средняя скорость опускания занавеса была не менее 0,2 м/сек.

2.1.15. В залах учреждений культуры вместимостью менее 800 человек, где не имеется противопожарного занавеса, портальный проем должен защищаться дренчерной установкой (водяной завесой).

2.1.16. Во избежание примерзания в холодное время года, клапаны дымовых люков должны быть хорошо утеплены и не реже одного раза в 10 дней проверяться на безотказность в работе.

2.1.17. Проемы в стенах и лестничных клетках сценической части должны быть защищены противопожарными самозакрывающимися дверями.

2.1.18. Перекрытия сейфов для хранения мягких декораций должны быть из несгораемых материалов.

2.1.19. При оформлении постановок должен быть обеспечен свободный круговой проход шириной не менее одного метра вокруг планшета сцены, а также свободные проходы к эвакуационным выходам. Во время затемненных сцен освещение прохода должно осуществляться световой электродорогой. Все двери и выходы со сцены должны быть свободными и содержаться в состоянии постоянной готовности для их использования.

2.1.20. По окончании спектакля все декорации и бутафория должны быть разобраны и убраны со сцены, а театральные костюмы из артистических уборных сданы в костюмерные склады.

2.1.21. В пределах сценической коробки учреждения культуры одновременно могут находиться декорации и сценическое оформление не более чем для двух спектаклей. Места хранения декораций на сцене должны быть обозначены четкими знаками.
Остальные декорации должны храниться в специальных складах (кладовых, сараях, сейфах и т.д.) учреждения культуры. Декорации, снятые с репертуара спектаклей, должны быть незамедлительно вывезены за пределы зрелищного учреждения.

2.1.22. Внутри декорационных складов должны оставляться проходы шириной не менее 1,5 метра, а для хранения декораций устраиваться специальные отсеки.

2.1.23. Устройство антресолей в бутафорских и мебельных цехах, декорационных складах, на сценах, в карманах и других помещениях не разрешается.

2.1.24. Хранение декораций, бутафории, деревянных станков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках, рабочих площадках, чердаках, под лестничными маршами и площадками, а также в подвалах, расположенных под зрительным залом и не имеющих обособленных выходов наружу, запрещается.

2.1.25. Трюмы, колосники и рабочие площадки должны быть всегда свободны и содержаться в чистоте и порядке. Не допускается устраивать в трюмах какие-либо подсобные мастерские, кладовые и т. п.

2.1.26. Концы канатов для подъема декораций на рабочих площадках должны быть отделены друг от друга и подвешены на специальные крючки.

2.1.27. После окончания спектаклей все артистические гримировочные помещения должны быть убраны и закрыты.

2.1.28. Чистка париков и костюмов бензином, эфиром и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями запрещается. Глажение костюмов и белья разрешается производить только в специально отведенных для этой цели местах.

2.1.29. В помещениях костюмерных между вешалками должны предусматриваться свободные проходы. Центральный проход должен быть не менее 1,2 метра.

2.1.30. Лица, принимающие одежду в помещение костюмерной, обязаны требовать удаления из карманов спичек и зажигалок.

2.1.31. Готовая продукция по мере ее изготовления должна убираться из цехов и мастерских в складские помещения, а цехи и мастерские после окончания работ — тщательно очищаться от горючих и других производственных отходов.

2.1.32. Варка клея должна производиться только в электроклееварках, установленных в специально отведенных для этой цели местах на несгораемых основаниях. Место около клееварки должно быть постоянно чистым и ничем не загромождаться.

2.1.33. Проезды, проходы к запасным выходам и наружным пожарным лестницам, подступы к средствам извещения о пожарах и пожаротушения должны быть всегда свободными, содержаться в исправном состоянии и освещаться в ночное время. Подъезды к объектам и проезды по их территории должны иметь твердое покрытие, а в зимнее время регулярно очищаться от снега.

2.1.34. Установка решеток на окнах зданий запрещается.
Примечание. В отдельных случаях, в порядке исключения, по согласованию с местными органами Государственного пожарного надзора и милиции, допускается установка раздвижных решеток в помещениях касс, складов только на окнах первого этажа.
Требование данного пункта не распространяется на памятники культуры, в которых решетки являются элементами архитектуры зданий.

2.1.35. Руководители учреждений культуры, на территории которых имеются водопроводные колодцы с пожарными гидрантами и другие источники водоснабжения, обязаны обеспечить очистку их от снега, а также содержание в исправном состоянии световых указателей установленного образца для освещения в ночное время.

ПУТИ ЭВАКУАЦИИ

3.1.1. Все учреждения культуры должны быть обеспечены необходимым количеством эвакуационных выходов в соответствии с установленными нормами для этих зданий. Из зрительного, экспозиционного и выставочного залов, в помещениях для содержания животных в цирках и зоопарках, а также яруса или балкона во всех случаях должно быть не менее двух выходов. Количество и ширина выходов должны соответствовать расчету безопасной эвакуации людей.

3.1.2. Ширина проходов принимается не менее 1 метра, а проходов, расположенных против выходов, — не менее ширины самих дверей.

3.1.3. Все двери эвакуационных выходов должны открываться только по ходу движения людей из помещений (зданий).

3.1.4. Запрещается:
устанавливать на путях эвакуации турникеты и другие устройства, препятствующие свободному проходу;
загромождать площадки и марши лестничных клеток, устанавливать зеркала, устраивать фальшивые .двери имеющие сходство с настоящими дверями;
закрывать двери выходов на замки и труднооткрывающиеся запоры при проведении мероприятий, за исключением специально предусмотренных пунктов контроля доступа в музеях и библиотеках.

3.1.5. В зрительных залах все кресла (стулья) должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу. Незакрепленные кресла (стулья) допускаются только в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200, как исключение, крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в рядах между собой.

3.1.6. Расстановка кресел в зрительных залах должна производиться в соответствии с действующими нормами проектирования.

3.1.7. Количество мест в ряду (в зависимости от расположения проходов, конструкции кресел) и расстояние между рядами и спинками сидений в театрально-зрелищных учреждениях должны приниматься:

Система планировки мест

Число непрерывных мест в ряду

Наименьшее расстояние между спинками сидений смежных рядов в м.

УДК 614.849

ТРЕБУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУЗЕЕВ — ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Рассмотрены проблемы обеспечения пожарной безопасности на объектах культурного наследия при их приспособлении для современного использования. Описаны ограничения применения утвержденной методики расчета индивидуального пожарного риска. Приведены результаты обследования объекта культурного наследия. Проанализирован метод оценки противопожарной защиты объектов с использованием чек-листов, предлагаемый в международных нормативных документах. Определен уровень пожарной безопасности музейных объектов; разработан метод его оценки.

Ключевые слова: современное использование объектов культурного наследия; пожарная безопасность объектов культурного наследия; чек-листы; классификация объектов культурного наследия; требуемый уровень пожарной безопасности.

DOI: 10.18322/PVB.2018.27.04.42-49

Введение

Одним из актуальных вопросов пожарной безопасности является разработка объемно-планировочных решений и конструктивного исполнения эвакуационных путей, обеспечивающих безопасную эвакуацию людей при пожаре. В соответствии с требованиями Федерального закона № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — ФЗ № 123) безопасная эвакуация людей из здания считается обеспеченной, если интервал времени с момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации при пожаре.

При разработке концепции пожарной безопасности объектов культурного наследия в России руководствуются требованиями действующих нормативных документов, в том числе . Требования ст. 4 п. 4 ФЗ № 123 распространяются на объекты культурного наследия в части, соответствующей объему работ по реконструкции и приспособлению, если при этом соответствующие части здания не от-

носятся к предметам охраны. В дополнение к нормативным документам используются территориальные строительные нормы, например . Подробный обзор соответствующих нормативных документов приведен в работе . Среди аналогичных международных нормативных документов следует отметить ОБРА Е, ОТРА 914, ОТРА 909 .

С другой стороны, предложения по системе противопожарной защиты объектов должны быть обоснованы количественно. В этом случае используется критерий безопасности людей — пожарный риск, величина которого не должна превышать допустимых значений.

Однако использование методики расчета индивидуального пожарного риска для объектов культурного наследия не всегда корректно. Архитектурно-строительные решения, являющиеся предметом охраны, ограничивают применение методики расчета пожарного риска. В таких случаях необходима разработка альтернативных методов оценки пожарной безопасности, в том числе оценки пожарного

© Присадков В. И., Еремина Т. Ю., Богданов А. В., Сушкова О. В., Тихонова Н. В., 2018

риска, и методов совершенствования противопожарной защиты объектов культурного наследия .

Методы количественной оценки пожарной безопасности музейных объектов подробно исследованы в работе . В настоящей работе для анализа пожарной безопасности объекта предлагается:

• использовать чек-листы с информацией о пожарной безопасности объектов;

• по результатам экспертной оценки распределить объекты по группам (классификация объектов культурного наследия);

• определить уровень пожарной безопасности объектов и разработать для каждой группы определенный набор рекомендаций.

Материалы и методы

Рассмотрим ограничение использования методики расчета индивидуального пожарного риска для объектов культурного наследия на следующем примере.

В июле 2017 г. было проведено обследование одного из объектов культурного наследия — действующего монастыря. Здание было построено в 1900-1902 гг. В 1923 г. монастырь был закрыт, а здание впоследствии неоднократно передавалось в ведение различным организациям. Только спустя почти 70 лет в обители начала возрождаться монашеская жизнь, и были проведены необходимые реставрационные работы.

Монастырь состоит из двух церквей, часовни и собора; в подвале размещен храм-усыпальница. Богослужения совершаются ежедневно. Монастырь открыт для паломников и туристов.

На объекте имеются помещения культового назначения, помещения для проживания, в подвале расположены котельная и пекарня. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, в которой преподают священнослужители монастыря. Есть небольшой музей, церковные лавки.

При обследовании в монастыре были выявлены следующие основные отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности:

• отсутствие деления коридоров длиной более 60 м противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не превышает 60 м;

• открывание всех внутренних дверей тамбуров эвакуационных выходов из лестничных клеток наружу не по направлению выходов из здания;

• высота ряда эвакуационных выходов в лестничную клетку в свету — менее 1,9 м, ширина дверей в свету — менее 0,8 м;

• наличие на путях эвакуации перепадов высот менее 45 см без устройства лестниц с числом ступеней не менее 3 или пандусов с уклоном не более 1:6;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отсутствие в части подвального этажа эвакуационных выходов, обособленных от лестничных клеток в надземной части здания;

• отсутствие у некоторых дверей в лестничные клетки устройств самозакрывания и уплотнения в притворах;

• отсутствие проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердака с составлением акта проверки;

• неисправности в работе системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ);

• наличие ковровых дорожек на полах из древесины;

• отсутствие противодымной вентиляции из коридоров без естественного освещения;

• наличие забежных ступеней, опусков на путях эвакуации, разбросы по высоте ступенек в пределах лестничных маршей;

• наличие открытых лестниц, связывающих надземные и подземные этажи здания;

• наличие отделок зальных помещений, путей эвакуации, не имеющих подтверждения требованиям Ф3№ 123 ;

• наличие деревянных лестниц на колокольню, широкое использование древесины в колокольне, что снижает класс конструктивной пожарной опасности здания;

• наличие одного эвакуационного выхода из молельного зала собора;

• устройство единственного выхода со смотровой площадки и колокольни на высоте более 15 м. Таким образом, наличие криволинейных лестниц, разбросы по высоте ступеней в пределах одного лестничного марша, ширина лестничных маршей менее 0,8 м, превышение наклона лестничных маршей относительно допустимого по нормам, разрезные площадки, высота проходов на путях эвакуации менее 1,9 м, забежные ступени и т. д. — все это ограничивает область применения для ряда объектов культурного наследия методики расчета пожарного риска и, следовательно, возможности расчетного подтверждения требований безопасности людей при пожаре.

Большинство международных нормативных документов, регламентирующих правила пожарной безопасности для объектов исторического и культурного наследия, предлагает необходимые к проверке перечни характеристик музеев — чек-листы (check-list). В основном данные перечни учитывают деление здания на пожарные отсеки, средства предотвращения распространения дыма и огня в здании в случае пожара, проверку выполнения условия безопасной эвакуации, проверку систем пожаротушения на объекте .

ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ/FIRE AND EXPLOSION SAFETY 2018 ТОМ 27 №4

Таблица 1. Классификация объектов культурного наследия / Table 1. Cultural heritage object classification

№ n/n No. Признак Классификация

1 Значимость Significance Объект мирового наследия, национальный памятник архитектуры World heritage site, national historic landmark Объект национального значения Nationally significant Объект регионального значения Regionally significant Объект местного значения Locally significant Обычный объект (отдельные элементы исторического наследия) Common; little or no local significance, associative, design, construction or information value

2 Сохранность исторической структуры, % Historic fabric integrity, % > 90 > 75 > 50 <50 Практически не сохранилась Little remaining historic fabric

Современные чек-листы содержат обширную информацию по различным направлениям безопасности объектов культурного наследия. В настоящее время, как правило, предусматривается качественный и статистический анализ чек-листов.

В России аналогичная работа выполняется в рамках разработки декларации пожарной безопасности. Вместе с тем нам неизвестны случаи использования данных деклараций в прикладных исследованиях. Исходя из современных запросов профилактики и борьбы с пожарами в России, необходима разработка отечественного инженерного метода оценки пожарной безопасности объектов культурного наследия. При этом следует использовать отечественный и зарубежный опыт исследований в области количественного анализа пожарной безопасности объектов культурного наследия .

В стандарте ОТРА 914 представлен сценарий использования метода оценки. Параметры объекта оцениваются от 1 до 5 баллов. По результатам экспертной оценки объекты подразделяют на группы, для каждой из которых разрабатывается определенный набор рекомендаций.

В связи с этим нами предлагается следующая классификация объектов культурного наследия, использующая два признака — значимость и сохранность исторической структуры (табл. 1). В соответствии с ней все объекты культурного наследия делятся на 5×5 = 25 групп.

Далее для каждого объекта из группы определяется на основе табл. 2 индивидуальная детерминистическая характеристика Ъу.

Результаты и их обсуждение

В результате обследования объекта, относящегося к определенному классу по табл. 2, вычисляется его интегральная пожарная характеристика:

В = Е Ъу, (1)

у = 1

Гистограмма числа объектов n(Bi) в зависимости от интегральной пожарной характеристики объекта B. ф(В,} — плотность распределения пожарной характеристики объекта; Втр — требуемый уровень пожарной безопасности музейного объекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где by — значение y-го признака для i-го объекта, i = 1,…, N;

N — число обследованных объектов из анализируемой группы.

На основе характеристики Bi строится гистограмма распределения числа объектов n(Bi) (см. рисунок). Пожарная опасность объекта возрастает с увеличением его балльной характеристики B .

Данную гистограмму можно аппроксимировать и найти плотность распределения музеев в группе

ф№).

На основе распределения ф^) можно установить требуемые уровни пожарной безопасности музеев, которые будут дифференцированы по группам объектов культурного наследия.

Определим требуемый уровень пожарной безопасности музеев Втр как величину (квантиль), отвечающую значению 0,75, т. е.

j ф(В) dB = 0,75.

(2)

в

Таблица 2. Характеристики объектов культурного наследия / Table 2. Cultural heritage object characteristics

№ п/п Параметр Характеристика по 5-балльной системе /

No. Parameter 5 4 3 2 1

1 Использование объекта Use of object Объект открыт для свободного неконтролируемого доступа Open to the public uncontrolled access Многофункциональный объект с помещениями классов функциональной пожарной опасности ФЗ-Ф5 (офисы, розничная торговля, склады); открыт для свободного доступа Mixed use; premises with class of functional fire danger F3-F5 (offices, retail, storage); public access Объект одного класса функциональной пожарной опасности; открыт для свободного контролируемого доступа Premises with special class of functional fire danger; open to public controlled access Объект одного класса функциональной пожарной опасности, открыт для свободного контролируемого и управляемого доступа Premises with special class of functional fire danger, open to public monitored and controlled access Свободного доступа нет, только зоны хранения (Ф5) No public access, storage only (F5)

2 Время прибытия пожарных подразделений или полиции, мин Arrival time of fire subdivisions or police, min Отсутствует возможность обращения в пожарную службу или полицию; нет подъездных путей No fire department or police response available; no road access Более 20 (грунтовые дороги, трудности доступа сезонного характера) More than 20 (rural road access, season road access difficulties) Менее 20 (грунтовые дороги с современным инженерно-техническим обслуживанием) Less than 20 (rural road access with developed utility services) Менее 10 Less than 10 Менее 5 Less than 5

3 Степень огнестойкости Fire resistance level V IV Ш II I

4 Площадь пожарных отсеков (пожарных секций) относительно нормативных значений Fire department (fire section) square relative to norms values Превышена в 2 раза и более Exceed twice or more Превышена не более чем в 2 раза Exceed less than twice Соответствует требованиям нормативных документов Corresponds to the norms Меньше до 1,5 раз Reduced up to 1.5 times Меньше более чем в 1,5 раза Reduced up more than 1.5 times

5 Использование современных технических средств Use of modern technical means Отсутствие систем противопожарной защиты No fire protection systems Система пожарной сигнализации, внутренний противопожарный водопровод Fire alarm system, internal fire-fighting main Система пожарной сигнализации, внутренний противопожарный водопровод, огнезащита несущих конструкций Fire alarm system, internal firefighting main, fire protection for load-bearing constructions Система пожарной сигнализации, внутренний противопожарный водопровод, система пожаротушения, система оповещения и управления эвакуацией Fire alarm system, internal fire-fighting main, fire suppression system, emergency voice alarm communication system Автоматические системы противопожарной защиты в соответствии с нормами Automatic fire protection systems according to norms

о

СП

со -о г

СП

о m m

О >

о

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

яз

гп

о

о

со

со >

о

о s

ы

о >

о

О о

—I сг

со >

о о о -о

о ет сг’ гп

о 00

Отсюда определяется требуемый уровень пожарной безопасности музейных объектов Вотно-сящихся к одной группе. При таком определении только 25 % объектов будут превышать требуемый уровень безопасности.

Заключение

Предложенный количественный инженерный метод оценки пожарной безопасности музеев позволяет:

1) установить место конкретного музея среди других музеев по уровню пожарной опасности (задача анализа пожарной опасности);

2) выбрать с учетом данных табл. 2 наиболее эффективные противопожарные мероприятия для конкретного объекта, реализация которых позволит перевести его в группу объектов, для которых В1 < Втр, т. е. объектов, приемлемых по уровню пожарной опасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Еремина Т. Ю., Тихонова Н. В. Пожарная безопасность исторических зданий // Пожарная безопасность. — 2017. — № 2. — С. 99-107.

CFPA E Guideline No 30:2013 F. Managing fire protection in historic buildings. URL: http://cfpa-e.eu/ cfpa-e-guidelines/guidelines-fire-protection-form/ (дата обращения: 10.12.2017). NFPA 914. Code for fire protection of historic structures. 2015 Edition .—Quincy, MA: National Fire Protection Association, 2014. — 256p. NFPA 909. Code for the protection of cultural resource properties — museums, libraries, and places of worship. 2013 Edition . — Quincy, MA : National Fire Protection Association, 2012. — 185 p. Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности : приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382 (ред. от 02.12.2015). URL: http://docs.cntd.ru/document/902167776 (дата обращения: 10.12.2017).

Холщевников В. В., СамошинД.А. Эвакуация и поведение людей при пожарах.—М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. — 212 с.

ГилетичА. Н., Еремина Т. Ю., Тихонова Н. В. Применение международных стандартов BS 7974 и ISO/TS 16733 при оценке пожарного риска//Пожарная безопасность. — 2013. — №2. — С. 113-124. BS 7974:2001. Application of fire safety engineering principles to the design of buildings. Code of practice . — London, UK : British Standards Institution (BSI), 2001. — 34 p. ISO 16733-1:2015. Fire safety engineering — Selection of design fire scenarios and design fires — Part 1: Selection of design fire scenarios . — Geneva, Switzerland : ISO, 2015.—42 p.

22. Муслакова С. В. Совершенствование противопожарной защиты музейных объектов : дис. … канд. техн. наук. — М., 2002. — 212 с.

Материал поступил в редакцию 13 февраля 2018 г.

REQUIRED FIRE SAFETY LEVEL FOR MUSEUMS -CULTURAL HERITAGE OBJECTS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПOЖAPOBЗPЫBOБEЗOПACHOCTЬ/FIRE AND EXPLOSION SAFETY 2018 TOM 27 №4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Muslakova S. V. Fire safety optimization for museums. Cand. tech. sci. diss. Moscow, 2002. 212 p. (in Russian).

Explosion Safety, 2018, vol. 27, no. 4, pp. 42-49 (inRussian). DOI: 10.18322/PVB.2018.27.04.42-49.

Издательство «П0ЖНАУКА»

Представляет книгу

Д. Г. Пронин, Д. А. Корольченко

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ ПОЖАРНЫХ ОТСЕКОВ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ: монография.

— М.: Издательство «П0ЖНАУКА».

Изложены современные подходы к нормированию площадей пожарных отсеков и раскрыты требования к ним. Предложен метод научно-технического обоснования размеров пожарных отсеков с учетом вероятностного подхода на основе расчета пожарного риска. Рассмотрены возможности расчета вероятностных показателей, используемых в разработанном методе. Представлены основные достижения в данном направлении отечественной и зарубежной науки; приведены сведения о положительных и отрицательных сторонах действующей системы технического регулирования.

Монография ориентирована на научных и инженерных работников, занимающихся вопросами проектирования противопожарной защиты зданий и сооружений, а также на научных и практических работников пожарной охраны, преподавателей и слушателей учебных заведений строительного и пожарно-техни-ческого профиля, специалистов страховых компаний, занимающихся вопросами оценки пожарного риска.

Монография рекомендуется к использованию при выполнении научно-исследовательских и нормативно-технических работ по оптимизации объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, в том числе тех, на которые отсутствуют нормы проектирования, а также при проведении оценки страхования пожарных рисков.

Разработанный метод расчета может быть положен в основу технических регламентов и сводов правил в области строительства и пожарной безопасности.

Последствия пожаров в учреждениях культуры – это гибель людей, уничтожение государственного имущества и материальных ценностей.

Предостеречься от этой беды помогут приводимые ниже меры пожарной безопасности, которые необходимо выполнять:

· Перед началом отопительного сезона проверьте состояние отопительных устройств, при необходимости их следует отремонтировать , оштукатурить и побелить, произвести чистку дымоходов от сажи;

· В зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений все кресла и стулья следует соединять в ряды между собой и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла и стулья в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи;

· При необходимости проведения специальных огневых эффектов ответственным постановщиком должны быть разработаны и осуществлены по согласованию с органами государственного пожарного надзора меры по предупреждению пожаров;

· На сцене не разрешается курение;

· Деревянные конструкции сценической коробки должны быть обработаны огнезащитными составами;

· В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряды между собой;

· При проведении гастролей, представлений необходимо соблюдать требования пожарной безопасности;

· При оформлении постановок вокруг планшета сцены должен быть обеспечен свободный круговой проход шириной не менее 1 м.

· Не допускайте перегрузки электросети;

· Не допускайте эксплуатации ветхой электропроводки;

· Не заклеивайте электропроводку обоями;

· Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;

· От электросветильника до поверхности сгораемых стен, потолка должно быть не менее 0,5 м;

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА:

· ВЫЗОВИТЕ пожарных по телефону «01», или 2-51-92;

· До их прибытия организуйте ЭВАКУАЦИЮ людей и имущества,

· Примите меры к ТУШЕНИЮ пожара подручными средствами и оказанию первой МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ пострадавшим.

ПОМНИТЕ, ЧТО ПОЖАР ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ПОТУШИТЬ!

Театры не теряют своей популярности и регулярно собирают в своих стенах многочисленных ценителей искусства. Здания театров зачастую имеют несколько этажей и довольно сложную планировку. Обеспечить качественную защиту от пожаров на таких объектах крайне сложно.

Поэтому при проектировании и внедрении противопожарных средств и мероприятий для театров необходимо строго соблюдать требования нормативной документации.

Эвакуация из театра при пожаре

Люди, охваченные паникой, создают беспорядочную толпу, которую крайне трудно организованно вывести из горящего здания. В связи с этим к эвакуационным путям и выходам театра выдвигаются особые требования, благодаря которым каждый сможет благополучно покинуть аварийный объект.

  • Так как вывод посетителей театра начинается с прохождения через зрительный зал, кресла и ковры в этом помещении должны быть надежно прикреплены к полу.
  • Ширина проходов между рядами предусматривается не меньше 0,45 м.
  • Соединенных кресел в ряду может быть 26 (при одностороннем выходе) или 50 (при двустороннем выходе).
  • Минимальная ширина эвакуационных путей, выходов, дверей и проходов является табличным параметром.
  • В зданиях класса Ф2.1 из помещений, обслуживающих сцену, должно вести не менее двух лестничных клеток, выходящих на чердак и кровлю. Аварийные двери в таких зданиях выполняются самозакрывающимися с уплотнителями.
  • На балконах, ярусах и в зрительных залах перед первым рядом устанавливается барьер высотой не меньше 0,8 м.
  • Высота эвакуационного выхода – минимум 2 м, ширина – 1,95 м. Двери нельзя закрывать на замки.

Эвакуационные пути в театре ни коем случае не должны загромождаться мебелью или оборудованием. Их следует оставлять свободными для быстрого вывода людей при пожаре.

Ответственность за ПБ в театре

Сотрудники театра без исключений проходят противопожарный инструктаж. Только после этого персонал может приступать к работе.

Ответственность за ПБ несет лицо, назначенное директором театра. Также руководство назначает людей, которые отвечают за:

  • оповещение пожарной охраны о возгорании;
  • организацию спасения людей с использованием имеющихся сил и средств;
  • проверку включения автоматических противопожарных систем;
  • отключение электроэнергии;
  • прекращение всех работ в театре;
  • эвакуацию людей;
  • тушение пожара до приезда пожарной бригады;
  • сохранение материальных ценностей театра;
  • встречу и информирование пожарников о месте и причинах пожара.

Каждый работник театра обязан знать и выполнять правила ПБ, а также четко выполнять свои функции в случае возгорания.

Требования ПБ к зданию и территории

Здание театра и прилегающие к нему участки должны соответствовать нормативным требованиям. Правила содержания объекта следующие:

  • на помещениях вывешиваются надписи, обозначающие категории по взрывопожарной и пожарной опасности и классы взрывоопасных зон;
  • проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и пожарным источникам воды должны быть свободными;
  • двери эвакуационных выходов должны легко открываться наружу;
  • помещения оснащаются первичными средствами пожаротушения;
  • объект оборудуется стационарной автоматической системой тушения огня;
  • внутренний пожарный водопровод прокладывается в зрительном зале, трюме и на сцене на уровне планшета, а также на рабочих галереях около колосников.

Не менее ответственно, чем к установке оборудования, следует отнестись к разработке и размещению эвакуационных планов и знаков. Схема помогает людям быстро покинуть здание, а также является центральным элементом при проведении учений и тренировок для персонала.

Категорически запрещено

Правила ПБ для театра запрещают:

  • использовать противопожарные разрывы между зданиями для складирования материалов, стоянки транспорта и строительства временных сооружений;
  • загрязнять театр легковоспламеняющимися и горючими отходами;
  • выполнять перепланировку без предварительного проектирования;
  • хранить на чердаках и подвалах мебель, оборудование и инвентарь, а также взрывчатые вещества и материалы;
  • курить в неспециальных местах;
  • снимать или фиксировать в открытом положении самозакрывающиеся двери лестничных клеток;
  • применять для отделки стен и потолков горючие материалы.

Деревянные и тряпичные изделия в театре пропитываются огнезащитными составами. За состоянием противопожарных систем, регулярностью нанесения огнезащиты и выполнением правил ПБ сотрудниками должен постоянно наблюдать директор театра.

Оставьте комментарий