Содержание
- Гражданско-правовые отношения
- Оформление и принятие к учету пожертвований
- Бухгалтерский (бюджетный) учет
- Как оформить пожертвование в бюджетном учреждении
- Условия договора пожертвования бюджетному учреждению
- Учет пожертвований в бюджетном учреждении
- Пожертвование имущества бюджетному учреждению
- Пожертвование денежных средств бюджетному учреждению
- Вопрос — Ответ
Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Образовательные учреждения вправе иметь дополнительный источник доходов в виде добровольных пожертвований, полученных от физических и юридических лиц в денежной, натуральной и иной формах. В статье рассмотрим, как указанные доходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
Гражданско-правовые отношения
Деятельность образовательных учреждений по привлечению пожертвований от физических и юридических лиц регулируется общими нормами гражданского законодательства, а также положениями федеральных законов от 11.08.1995 № 135-ФЗ и от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Делать пожертвования образовательным учреждениям разрешено, причем исключительно на добровольной основе и без принуждения (давления) со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, а также иных заинтересованных лиц (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ).
Обратите внимание: установление фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).
Добровольные пожертвования являются одним из источников формирования имущества образовательных организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для их принятия не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).
Пожертвования могут быть осуществлены в виде (ст. 1, 5 Федерального закона № 135-ФЗ):
-
передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
-
наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
-
выполнения работ, предоставления услуг;
-
оказания иной поддержки учреждению.
Прием добровольных пожертвований от физических и юридических лиц оформляется соответствующим договором. Договор пожертвования является частным случаем договора дарения и должен совершаться в соответствующей форме.
Согласно ст. 574 ГК РФ такой договор следует заключать в письменной форме в случаях, когда:
-
дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб.;
-
договор содержит обещание дарения в будущем;
-
передается объект недвижимого имущества.
В остальных случаях дарение может быть совершено в устной форме.
Стоит отметить, что пожертвованное образовательному учреждению имущество должно использоваться по определенному назначению, обусловленному жертвователем. Именно цель является мотивом к заключению договора пожертвования, в отличие от договора дарения. При отсутствии цели указанное имущество используется учреждением в соответствии с его назначением (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
Обратите внимание: не допускается использование добровольных пожертвований на цели, не соответствующие желаниям жертвователей и уставной деятельности образовательного учреждения.
Учреждение, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию соответствующего имущества. Порядок ведения такого учета целесообразно закрепить в учетной политике, формируемой как в целях бухгалтерского, так и налогового учета.
По факту использования пожертвований по целевому назначению, на нужды учреждения составляется письменный отчет, который представляется всем заинтересованным пользователям и может быть размещен на официальном сайте учебного заведения.
Оформление и принятие к учету пожертвований
Дополнительно к договору пожертвования могут быть оформлены следующие документы:
-
заявление жертвователя на имя руководителя учреждения о передаче пожертвования, с указанием суммы пожертвования (если это денежные средства), цели его использования, реквизитов жертвователя, даты подачи заявления;
-
акт приема-передачи имущества;
-
акт сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг на добровольной и безвозмездной основе.
Согласно положениям п. 39, 42 СГС «Доходы» добровольные пожертвования от физических и юридических лиц в виде полученных денег, имущества, результатов выполнения работ, предоставления услуг являются иным доходом от необменных операций, который признается в бухгалтерском (бюджетном) учете на дату его получения.
Передача денежных средств
При безвозмездной передаче денежных средств по безналичному расчету в платежном документе должно быть указано целевое назначение взноса.
Пожертвования наличными деньгами вносятся в кассу учреждения на основании заявления жертвователя с последующим зачислением их:
-
на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения;
-
в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, если получатель пожертвования имеет статус казенного учреждения.
Стоит отметить, что пожертвованные деньги, как и другие доходы, полученные бюджетными (автономными) учреждениями в рамках приносящей доход деятельности, поступают в их собственное распоряжение.
Что касается казенных учреждений, они не вправе самостоятельно расходовать средства пожертвований. Данные поступления в силу положений п. 1, 4, 5 ст. 41 БК РФ подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Наряду с этим, ст. 35 БК РФ предусмотрено, что расходы бюджета, согласно закону (решению) о бюджете, могут быть увязаны с определенными доходами бюджета в части, касающейся пожертвований. На основании п. 3 ст. 217 БК РФ в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения поправок в закон (решение) о бюджете.
Таким образом, при поступлении в бюджет пожертвований сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений казенному учреждению могут быть доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов (см. Письмо Минфина РФ от 17.05.2011 № 02-03-09/2016).
Передача объектов имущества
Пожертвование в виде имущества (объектов нефинансовых активов) оформляется актом приема-передачи и ставится на баланс образовательного учреждения.
К сведению: право собственности на недвижимое имущество, полученное по договору пожертвования, подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Объекты нефинансовых активов, полученные по договору пожертвования, принимаются к учету по первоначальной стоимости, признаваемой их справедливой стоимостью. Она равна текущей оценочной стоимости объектов на дату принятия к учету, увеличенной на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н).
Определение справедливой стоимости осуществляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов. При этом используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные учреждением самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).
В случае если данные о ценах на аналогичные либо схожие объекты по каким-либо причинам недоступны, текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной 1 руб. При этом имущество, соответствующее критериям признания активов, отражается учреждением на балансовых счетах в условной оценке «один объект – один рубль». После получения данных о соответствующих ценах по объектам, отраженным на дату признания в условной оценке, осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости.
Выполнение работ, оказание услуг
В силу п. 43 СГС «Доходы» доходы от пожертвований учреждению в виде выполненных работ, предоставленных услуг в бухгалтерском (бюджетном) учете не признаются.
Согласно п. 55 указанного стандарта и положениям инструкций № 33н, 191н сведения об основных видах безвозмездно полученных работ (услуг) указываются в разд. 2 текстовой части пояснительной записки к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
С учетом изложенного при условии раскрытия информации о безвозмездно полученных услугах (работах) в пояснительной записке отражение данных операций на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета не осуществляется, в связи с чем показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности не формируются. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 22.05.2019 № 02-07-10/36688.
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Выбор кода КОСГУ
В 2019 году отнесение добровольных пожертвований на соответствующий код КОСГУ осуществляется на основании Порядка № 209н, положениями которого предусмотрено разграничение безвозмездных поступлений на капитальные и текущие.
Операции капитального характера связаны с формированием (увеличением) основных фондов: недвижимого и (или) движимого имущества, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных и непроизведенных активов. Остальные операции носят текущий характер.
Для учета пожертвований применяются следующие статьи КОСГУ:
Денежные пожертвования |
Неденежные пожертвования |
||
капитального характера |
текущего характера |
капитального характера |
текущего характера |
Статья 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера» |
Статья 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера» |
Статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» |
Указанные статьи детализируются соответствующими подстатьями КОСГУ. Выбор той или иной подстатьи зависит от категории жертвователя. В частности, пожертвования, поступившие образовательному учреждению от физических лиц и коммерческих организаций, учитываются следующим образом:
-
денежные средства, пожертвованные на приобретение (создание) основных фондов, – по подстатье 165, на иные цели –по подстатье 155 КОСГУ;
-
имущество в виде основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, пожертвованное физическими лицами, – по подстатье 197, а коммерческими организациями – по подстатье 196 КОСГУ. Объекты, не признаваемые в целях бухгалтерского учета основными фондами (например, материалы), отражаются по подстатьям 193 и 192 КОСГУ соответственно.
Бухгалтерские записи по учету пожертвований
Добровольные пожертвования:
-
бюджетному (автономному) учреждению учитываются по КВФО 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)»;
-
казенному учреждению – по КВФО 1 «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность).
В силу положений п. 39, 40 СГС «Доходы» пожертвования, полученные:
-
без условий их использования по определенному назначению, признаются в бухгалтерском учете доходами текущего отчетного периода по факту получения от передающей стороны;
-
с условиями их использования по определенному назначению, – в составе доходов будущих периодов (в момент возникновения права на их получение). По мере реализации условий эти доходы признаются в учете в составе доходов текущего отчетного периода.
Инструкциями № 162н, 174н, 183н предусмотрены следующие бухгалтерские записи по учету пожертвований:
Дебет |
Кредит |
|
В учете казенных учреждений |
||
Начислены доходы в виде денежного пожертвования |
1 205 5х 56х |
1 401 10 15х |
Поступили в бюджет денежные пожертвования: |
||
– если учреждение осуществляет полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет |
1 210 02 15х |
1 205 5х 66х |
– если учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет (на основании извещения (ф. 0504805)) |
1 304 04 15х |
1 303 05 731 |
1 303 05 831 |
1 205 5х 66х |
|
Списаны в доход текущего года суммы пожертвований при представлении жертвователю отчета о достижении целевых показателей |
1 401 40 15х |
1 401 10 15х |
Приняты к учету объекты имущества, полученные в виде пожертвования |
1 101 хх 310 |
1 401 10 19х |
В учете бюджетных (автономных) учреждений |
||
Начислены доходы в виде денежного пожертвования |
2 205 5х 56х |
2 401 10 15х (16х) |
Поступили денежные пожертвования учреждению |
2 201 34 510 |
2 205 5х 66х |
Списаны в доход текущего года суммы пожертвований при представлении жертвователю отчета о достижении целевых показателей |
2 401 40 15х (16х) |
2 401 10 15х (16х) |
Приняты к учету объекты имущества, полученные в виде пожертвования |
2 101 хх 310 |
2 401 10 19х |
Пример 1.
В кассу школы (бюджетного учреждения) поступили деньги от физического лица в качестве добровольного пожертвования на покупку ноутбука в размере 20 000 руб. Указанные средства были зачислены на лицевой счет учебного заведения и израсходованы в полном объеме, что подтверждено соответствующими документами и отражено в отчете, представляемом жертвователю. Ноутбук, приобретенный у коммерческой организации за счет средств денежного пожертвования, принят на баланс в качестве объекта основных средств.
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
|
Начислены доходы в виде денежного пожертвования |
2 205 65 567 |
2 401 40 165 |
20 000 |
Поступили на лицевой счет школы денежные средства в виде пожертвования |
2 201 11 510 Забалансовый счет 17 |
2 205 65 667 |
20 000 |
Отражены доходы текущего периода на основании отчета о целевом использовании средств пожертвования, представленного жертвователю |
2 401 40 165 |
2 401 10 165 |
20 000 |
Получен ноутбук от поставщика |
2 106 31 310 |
2 302 31 734 |
20 000 |
Принят к учету ноутбук |
2 101 34 310 |
2 106 31 310 |
20 000 |
Погашена задолженность перед поставщиком ноутбука |
2 302 31 834 |
2 201 11 610 Забалансовый счет 18 |
20 000 |
Пример 2.
Физическое лицо пожертвовало детскому саду (имеет статус казенного учреждения) денежные средства в сумме 3 000 руб. Деньги перечислены напрямую в бюджет (на счет администратора кассовых поступлений). Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия администратора по начислению и учету платежей в бюджет.
В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем.
Безвозмездные перечисления в доходы бюджетов могут зачисляться от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам, под которыми понимаются операции по передаче средств между бюджетами, связанные с:
- изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве;
- передачей полномочий по финансированию расходов;
- передачей доходов, полученных после утверждения закона о бюджете и не учтенных в нем.
Для формирования бюджетов важное значение имеет определение момента зачисления доходов в бюджет и в бюджет государственного внебюджетного фонда. Доходы от федеральных и региональных и местных налогов и сборов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными актами между бюджетами, а также бюджетами внебюджетных фондов.
Органы казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета – согласно представленному им поручению (уведомлению). Органы казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения ЦБ РФ выписки со своих счетов осуществляют перечисление доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Бюджетному учреждению в рамках договора пожертвования переданы денежные средства на уставную деятельность. Договор заключен в 2018 году, денежные средства в полном объеме поступили также в 2018 году, но расходование средств и отчет о целевом использовании будут в 2019 году.
Договор пожертвования был заключен на период с декабря 2018 года по февраль 2019 года. Денежные средства получены в полном объеме в декабре 2018 года, поступлений денежных средств в 2019 году договором не предусмотрено. Для оформления «дорожной карты» в феврале 2019 года учреждение должно составить Отчет о расходовании полученных денежных средств на цели, определенные договором пожертвования. Сам договор такого требования не содержит. При поступлении денежных средств следует начислить доходы текущего периода или будущего периода на сумму договора?
18 февраля 2019
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступившие по договору пожертвования в 2018 году денежные средства могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с использованием счета 2 401 10 189 «Прочие доходы».
Обоснование вывода:
Пожертвование — это дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). При этом под вещью как объектом гражданских прав понимаются в том числе безналичные денежные средства (ст. 128 ГК РФ).
Согласно абзацу двенадцатому п. 150 и абзацу восьмому п. 93 Инструкции N 174н начисление безвозмездных поступлений, в том числе полученных пожертвований отражается по дебету счета 2 205 89 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 2 401 10 189 «Прочие доходы».
Поэтому в силу прямой нормы поступившие по договору пожертвования в 2018 году денежные средства могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с использованием счета 2 401 10 189 «Прочие доходы».
К сведению:
Если безвозмездные поступления нефинансовых или финансовых активов обусловлены определенными условиями при их передаче, то в момент возникновения права на их получение доходы от безвозмездных поступлений учитываются в составе доходов будущих периодов.
Здесь следует отметить, что жертвователь вправе обусловить использование пожертвования по определенному назначению, а при невыполнении этого условия — требовать отмены пожертвования, то есть возврата денежных средств (п.п. 3, 5 ст. 582 ГК РФ). При наличии такого условия в договоре оценить целевой характер использования пожертвованных средств возможно лишь после их использования. До того, как будет подтвержден целевой характер расходов, сохраняется вероятность, что средства придется вернуть.
Именно поэтому для некоторых видов доходов Планом счетов предусмотрен счет 401 40 «Доходы будущих периодов». На этом счете подлежат отражению поступления, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. В п. 301 Инструкции N 157н приведены доходы, которые могут учитываться как доходы будущих периодов, и этот перечень не является исчерпывающим, что позволяет учреждению в учетной политике на 2018 год предусмотреть отражение на счете 401 40 в том числе доходов от пожертвований, предоставленных на условии использования по целевому назначению.
А с 2019 года необходимость отнесения доходов от безвозмездно полученных активов, предоставленных на условиях при передаче актива, в момент возникновения права на его получение к доходам будущих периодов закреплена в п. 40 СГС «Доходы».
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Согласно ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 №7 — ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Информация Законодательство РФ предусматривает в качестве благополучателя — бюджетное учреждение. Жертвователь может пожертвовать любую вещь или имущество, не изъятое из гражданского оборота. Если одаряемым выступает бюджетная организация, то желательно оформить договор в письменной форме, что бы имелись документы подтверждающие пожертвование, которое в нашей стране не облагается налогом на доход.
Как оформить пожертвование в бюджетном учреждении
Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Бюджетная организация — это государственное учреждение, созданное для социально важных целей, не связанных с получением материальной выгоды. Пожертвование является одним из видов дарения, обладая при этом основным признаком дарственной — безвозмездность. Жертвователями, как правило, для бюджетных учреждений являются физические или юридические лица.
Договор пожертвования может быть заключен как устно, так и письменно, по усмотрению благотворителя и одаряемого. Обязательное заключение письменного договора пожертвования бюджетному учреждению:
- если жертвователем выступает юридическое лицо, а стоимость его подарка превышает 3000 рублей;
- если благотворитель обещает в будущем передать пожертвование.
Жертвователями не могут быть при пожертвовании бюджетной организации малолетние и недееспособные физические лица. Для того, что бы принять пожертвование бюджетному учреждению не нужно чьего-либо разрешения, то есть в любом случае оно не может отказаться от получения такого дохода.
Внимание Бюджетные учреждения имеют право получать пожертвования, как на конкретные цели, так и на неотложные нужды, содержание организации. Пример
После прохождения лечения в онкологическом отделении областной больницы Картошкин Василий Александрович, решил передать лечебному учреждению денежные средства на приобретение дорогостоящих лекарств онкологических больных.
Между Картошкиным с одной стороны (жертвователь) и областной больницей в лице главного врача — Власова Ивана Игоревича с другой стороны (блогополучатель) был заключен письменный договор пожертвования, согласно которому благотворитель пожертвовал 100 тысяч рублей на закупку лекарственных средств в онкологическое отделение.
Впоследствии Картошкину был предоставлен отчет об использовании пожертвования, согласно которому была произведена закупка лекарств для онкобольных на сумму 98 тысяч рублей. С письменного согласия Василия Александровича, оставшаяся сумма была потрачена администрацией больницы на обустройство лечебного учреждения.
Для заключения договора пожертвования благотворителю необходимо обратиться в администрацию бюджетного учреждения, либо из СМИ узнать расчетный счет организации. Способ зависит от предмета договора (денежные средства или имущество), от желания остаться анонимным благотворителем либо нет.
Условия договора пожертвования бюджетному учреждению
Для того, что избежать проблем с налоговыми органами договор пожертвования нужно составлять в письменном виде. Если в тексте договора отсутствует условие благотворителя о пользовании предмета в конкретных целях, то такое пожертвование используется по назначению.
Основные условия договора пожертвования бюджетной организации:
- применение в общественно полезных целях;
- безвозмездность (одаряемый не должен совершать в пользу благотворителя какие-либо обратные действия);
- порядок отчетности одаряемого перед благотворителем за использование пожертвования;
- сроки исполнения договора (временной период или определенная календарная дата);
- конкретизация предмета договора — описание, местонахождение, качественные характеристики (необходимо избегать обобщенных формулировок имущества).
В случае, если стороны решили заключить договор в письменной форме, то необходимо его правильно оформить, отметив следующие моменты:
- исключить двусмысленные формулировки в тексте договора, все предложения должны верно передавать суть совершаемых действий;
- обязательно указывается цель, на которую одаряемый должен направить использование дара, иначе договор будет признан дарственной;
- такую цель необходимо четко определить (на развитие хозяйственной базы), исключить общие фразы: «на развитие учреждения или нужды». Использование использования таких средств будет признано нецелевым.
Важно В договоре пожертвования надо избегать словосочетаний «спонсорская помощь» и т.д. Иначе могут возникнуть спорные ситуации с налогообложением.
Учет пожертвований в бюджетном учреждении
Учет всех пожертвований в государственных организациях всех уровней обязателен. Для того, что бы поставить на учет в бюджетном учреждении пожертвованное имущество необходимо определить его стоимость. Пожертвования оцениваются по первоначальной оценочной стоимости, на момент принятия его по договору. Увеличить стоимость имущества возможно за счет его доставки, регистрации или ремонта.
Оценочная стоимость имущества — это денежные средства, которые можно получить при продаже имущества. Пожертвование оценивается комиссией учреждения, которая действует постоянно.
Стоимость имущества можно подтвердить документами или проведением экспертизы. Документальным подтверждением может быть:
- сведения органов государственной статистики;
- цены в СМИ или специальных изданиях;
- информация о стоимости от изготовителей или продавцов;
- оценка независимым экспертом.
Поступление пожертвований оформляется актом приема-передачи, на основании этого документа имущество принимается к учету. Если акт и решение комиссии отсутствуют, то такое пожертвование не может быть включено в бухгалтерский учет учреждения. Использование пожертвований отражается в учете в общем порядке. При принятии имущества нужно определить код вида деятельности (18), в зависимости от направления использования пожертвования (бюджетная деятельность — 1).
Пожертвование имущества бюджетному учреждению
В зависимости от предмета договора пожертвования он может заключаться как в устной, так и в письменной форме. Пожертвование недвижимости обязательно облекается в письменную форму, однако регистрировать такой договор не нужно.
Дополнительно Общие особенности договора установлены в ст. 582 ГК РФ. Конкретные детали, элементы текста соглашения необходимо согласовать с юристом бюджетного учреждении, для того, что бы учесть особенности связанные со спецификой направленности организации и правовых отношений между благотворителем и учреждением.
Основные моменты, которые необходимо отразить в договоре пожертвования имущества бюджетному учреждению:
- предмет пожертвования (движимое или недвижимое имущество, не изъятое из гражданского оборота. В тексте соглашения необходимо его описать, указать все характеризующие данные, иначе сделка будет ничтожной);
- цель использования и назначения пожертвованного имущества;
- способ передачи (лично или через третьих лиц);
- сроки предоставления отчета об использовании (периодичность);
- права, обязанности, ответственность благотворителя и одаряемого;
- порядок урегулирования конфликтов и спорных ситуаций.
Если переданное имущество будет использовано учреждением не по назначению, то такая сделка будет признана недействительной жертвователем (его наследниками) в судебном порядке.
Пожертвование денежных средств бюджетному учреждению
Нередки случаи, когда благотворители жертвуют бюджетным учреждениям денежные средства для приобретения оргтехники, дорогостоящих лекарств, модернизации оборудования или помещений организации.
Деньги жертвователь может отдать:
- денежными купюрами в бухгалтерию учреждения. Для такой передачи необходимо составить в письменной форме договор пожертвования;
- путем перечисления на лицевой счет бюджетного учреждения в банке. У каждой организации имеется счет для получения пожертвований от граждан и юридических лиц. Номер счета можно узнать у администрации учреждения, на официальном сайте. Для такой операции нет необходимости заключать письменный договор пожертвования, все данные благотворителя (при желании можно указать на анонимность), целевое назначение денег будут указаны в приходном ордере.
Внимание При пожертвовании денежных средств необходимо указывать валюту, в которой передаются деньги, сумма указывается цифрами и прописью.
Не разрешается использование добровольных пожертвований бюджетным учреждением на цели, которые не соответствуют уставной деятельности или целевому назначению по договору пожертвования. Ответственность за нецелевое использование пожертвований несет руководитель (или временно исполняющий обязанности руководителя) организации.
Вопрос — Ответ
Мы совместно с родителями выпускников одиннадцатого класса решили на последний звонок подарить школе оргтехнику, растения в горшках и бытовую технику для столовой. Каким образом передачу таких подарков закрепить письменно? Обязательно ли это делать или достаточно просто вручить администрации школы? Родителям необходимо заключить с образовательным учреждением (представителем, скорее всего, будет директор школы) договор пожертвования в котором подробно описать все предметы пожертвования, что бы администрация школы смогла его поставить на бухгалтерский учет, включив в имущество школы. Заключение такого договора обязательно в Вашем случае, что у администрации учреждения была возможность отчитаться за полученное имущество, а также что бы оно принадлежало школе, а не директору, который может подумать, что все подаренные предметы преподнесены конкретно ему. Я работаю директором детского сада, один из родителей высказал свое желание подарить нашему учреждению стереосистему, бывшую в употреблении. Каким договором необходимо оформить передачу, как определить стоимость имущества для включения его в бухгалтерский учет? Лучшим вариантом в Вашем случае будет заключение договора пожертвования, в котором благотворитель сможет указать цель назначения, а также полученное имущество не будут облагаться налогом. Стоимость имущество определяется комиссией, созданной в бюджетном учреждении, на основе документов или экспертной оценки. Стоимость можно уточнить у официального производителя или поставщика, путем выдачи справки, с учетом фактического износа. У вас остались вопросы?Вы задаете вопрос дежурному юристу
Юрист анализирует ваш вопрос
Юрист связывается с вами
Ваш вопрос решен! Приемущества:
- Полная анонимность
- Бесплатно
- Возможность обсудить любые темы, связанные с дарением
Учет пожертвований, поступивших в бюджет, осуществляет администрация, наделенная соответствующими полномочиями администратора доходов.
По какому коду вида доходов и статье КОСГУ отражать пожертвования от физических лиц, которые поступили в доход муниципального бюджета в 2019 году?
По какому коду вида доходов и статье КОСГУ отражать пожертвования физических лиц, которые поступили в доход бюджетного учреждения в 2019 году?
11 марта 2019
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление пожертвований от физического лица бюджетному учреждению и бюджету городского поселения отражаются по подстатье 155 КОСГУ.
При этом номер счета бухгалтерского учета бюджетного учреждения в 1-17 разрядах будет иметь вид ХХХХ0000000000150.
В учете администрации пожертвование бюджету может быть отражено с применением КБК 00020705020130000150 «Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов городских поселений».
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ, в частности городским поселениям.
С 1 января 2019 г. при отражении доходов учреждения применяют положения:
— приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н);
— приказа Минфина России от 08.06.2018 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — Порядок N 132н).
Доходы относятся на статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н).
Согласно п. 9.5 Порядка N 209н безвозмездные поступления текущего характера в денежной форме группируются по статье 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера». В частности, текущие пожертвования от частных лиц, не относящихся к госсектору и сектору госуправления*(1), учитываются с применением подстатьи 155.
Согласно п.п. 21.1, 21.2 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, и п. 2.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, формирование бюджетными учреждениями номера счета бухгалтерского учета при отражении доходных операций осуществляется в следующем порядке:
— в 1-4 разрядах номера счета отражается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;
— в 5-14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
— в 15-17 разрядах номера счета — аналитический код вида поступлений от доходов, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов);
— в 24-26 разрядах номера счета — коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
В свою очередь, казенное учреждение в данной ситуации при формировании 1-17 разрядов номера счета указывает 4-20 разряды кода доходов бюджета: код вида, подвида доходов бюджета (п. 2 и Приложение к Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н).
Согласно п. 12.1.5 Порядка N 132н безвозмездные денежные поступления в форме пожертвований, иных безвозмездных перечислений от физических лиц относятся на статью 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов.
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации в учете бюджетного учреждения доходы в виде денежного пожертвования от физического лица могут быть отражены с указанием:
— в 1-17 разрядах номера счета — ХХХХ0000000000150;
— в 24-26 разрядах номера счета — кода КОСГУ 155.
Казенным учреждением (администрацией) поступление пожертвования в муниципальный бюджет средств от физического лица может быть отражено с применением КБК 000 2 07 05020 13 0000 150 «Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов городских поселений» и кода КОСГУ 155.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Ответ прошел контроль качества
21 февраля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.