Позиции в конфликте и их виды

УДК 159.9

Вестник СПбГУ Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 2

Типы реагирования в конфликте и их связь с доминирующими психическими состояниями спортсменов*

М. М. Кашапов, Т. В. Огородова, Х. Н. Филиппович

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Российская Федерация, 150003, Ярославль, ул. Советская, 14

Рассмотрены два важных для спортивной деятельности психологических явления — психические состояния личностного уровня и типы реагирования в конфликтном взаимодействии. Теоретическая значимость определяется важностью их изучения для развития более общих проблем, в частности проблемы конфликтов в спортивной деятельности. Исследование спланировано как сопоставительное и исходит из предположения о существенном значении следующих факторов: а) специализации внутри одного вида спорта (индивидуальный и командный); б) различных видов спорта (сложнокоординационный и игровой вид спорта); в) регулярных занятий спортом (спортсмены и не занимающиеся спортом). Выборку составили девочки в возрасте 13-16 лет, имеющие высокую спортивную квалификацию и представляющие художественную гимнастику, синхронное плавание, волейбол, гандбол (всего 69 человек), и не занимающиеся спортом (23 человека). В плане решения основных задач исследования использовалась расширенная система методов, включающая в себя психодиагностические методики, методы статистической обработки данных и структурно-психологического анализа. В результате исследования обнаружено прямое влияние психических состояний на тип реагирования в конфликте при минимальном обратном влиянии. Ассертивный тип реагирования в конфликте в спорте является ведущим у всех исследуемых групп спортсменов, но большую выраженность он получил у спортсменов сложнокоординационных видов спорта, выступающих по индивидуальной программе. Особенности специализации внутри одного вида спорта обнаруживаются во влиянии различных характеристик доминирующих психических состояний на выбор ассертивного типа реагирования в конфликте. Анализ различий в типе реагирования в конфликте у спортсменов и не занимающихся спортом позволил выявить большую выраженность показателя «агрессия» у лиц, не занимающихся спортом, в то время как показатель «решение» чаще преобладает у спортсменов. Ключевые слова: конфликт, тип реагирования в конфликте, доминирующие психические состояния, командные и индивидуальные виды спорта.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-06-00196а). © Санкт-Петербургский гоударственный университет, 2018

Введение

Специфика конфликтного взаимодействия в спортивной сфере определяется особенностями спортивной деятельности, с одной стороны, и личностью спортсмена как субъекта этой деятельности — с другой . Немаловажную роль также играют особенности конкретного вида спорта, уровень мастерства спортсмена, его игровое амплуа. В частности, в исследовании Г. Шиллинга установлено, что волейболистки в позиции нападающих более агрессивны и экстрапунитивны, чем защитницы, что говорит о стремлении обвинять окружающих в ошибках и неуспехе, т. е. о конфликтности поведения . С. И. Петров, исследуя спортивную специализацию единоборств, отмечает, что агрессивность наиболее характерна на начальных этапах деятельности и постепенно снижается с повышением уровня мастерства . В. К. Сафонов обращает внимание на то, что у спортсменов-единоборцев агрессивность выше, чем у легкоатлетов и лыжников . В работах М. М. Кашапова и А. М. Воскресенского на выборке спортсменов были установлены взаимосвязи стратегий поведения в конфликте с личностными свойствами спортсменов .

Анализ литературы показал, что достаточно хорошо изучена роль личности спортсмена в возникновении конфликта, в то же время проблема взаимосвязи психических состояний спортсменов одного вида спорта, выступающих в разных программах, и их роли в конфликте в спортивной сфере характеризуется высокой теоретической и практической значимостью и явно недостаточным уровнем ее разработанности .

К видам спорта, реализующим разные программы выступлений, относятся художественная гимнастика и синхронное плавание, соревнования по которым проходят по индивидуальной и групповой программам. Данные виды спорта относятся к сложнокоординационным и представляют собой переплетение сложности движений, их качественного исполнения и эстетичности, артистичности выполнения программы .

На основе теоретического анализа научных подходов к исследованию психических состояний спортсменов в качестве основного принят подход Л. В. Куликова о характеристиках доминирующих психических состояний — преобладающих во времени, связанных с жизненными ситуациями, имеющими длительные временные рамки, в которые включены многие события, люди и обстоятельства . Изменяясь в процессе деятельности, психические состояния способны мотивировать смену субъективного отношения к отражаемой ситуации и в случае конфликта способствовать его конструктивному разрешению .

Среди основных подходов к классификации типов реагирования для проведения эмпирического исследования выбран подход М. М. Кашапова, в котором тип реагирования рассматривается как совокупность поведенческих, вербальных и эмоциональных реакций человека, проявляющихся в любой конфликтной ситуации и определяющих агрессивный способ поведения человека, уход или оптимальный способ разрешения конфликтной ситуации . Специфика реагирования в конфликте с позиции спортивной деятельности анализировалась в соответствии с классификацией С. И. Петрова, выделяющего следующие типы: агрессивный, избегающий, ассертивный, манипулятивный, приспособительный или направленный на сохранение и поиск социальной поддержки .

Методы и процедура исследования

В исследовании соотношения типов реагирования в конфликте и доминирующих психических состояний спортсменов применялись психодиагностические методы: методика определения доминирующего состояния (Л. В. Куликов), методика диагностики ведущего типа реагирования в конфликте (М. М. Кашапов, Т. Г. Киселева), методика «Конфликтная компетентность» (М. В. Башкин, В. А. Горшкова, А. М. Воскресенский), методика «Конфликтные ситуации в спорте» (С. И. Петров), опросник межличностных отношений В. Шутца (адаптация А. А. Рукавишникова); методы статистической обработки данных, включающие в себя анализ достоверности различий с помощью и-критерия Манна-Уитни; корреляционный анализ — коэффициент ранговой г-корреляции Спирмена, метод корреляционного отношения — п2; методы структурно-психологического анализа (А. В. Карпов), включающие в себя выявление качественного своеобразия структур — метод «экспресс-2» и определение структурного «веса» исследуемых показателей С^.

В исследовании приняли участие 92 человека (девочки в возрасте 13-16 лет), из них 69 спортсменок 1-го разряда, КМС, МС, проходящих подготовку в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования: 46 спортсменок по художественной гимнастике и синхронному плаванию (23 спортсменки, выступающие в индивидуальном упражнении, и 23 спортсменки, выступающие в групповом упражнении), 23 спортсменки командных игровых видов спорта (волейбол, гандбол) и выборка из 23 человек, не занимающихся спортом.

В выборке спортсменов было выделено три группы, различающиеся по следующим факторам: специализация внутри одного вида спорта (индивидуальный и командный), вид спорта, имеющий командную специализацию (сложнокоорди-национный и игровой вид спорта), наличие двух факторов различия (индивидуальный сложнокоординационный и командный игровой вид спорта).

Результаты и обсуждение

Анализ результатов включал сравнение исследуемых групп по выраженности показателей типов реагирования спортсменов в конфликте.

Показатель ассертивного типа реагирования в конфликте в спорте является ведущим у всех исследуемых групп спортсменов, что соотносится с данными С. И. Петрова . Большую выраженность показатель ассертивного типа реагирования в конфликте в спорте получил у спортсменов сложнокоординационных видов спорта, выступающих по индивидуальной программе, — гимнасток, выступающих в индивидуальном упражнении, и спортсменок по синхронному плаванию, выступающих по программе соло (и = 172; р = 0,037).

Способность спортсменок, выступающих в индивидуальном упражнении, оптимальным способом преодолевать возникающие противоречия и конструктивно разрешать конфликты в спорте подтверждается тем, что показатель конфликтной компетентности у них выше, чем у спортсменок сложнокоординационных видов спорта, выступающих в групповых упражнениях (и = 153,5 при р < 0,05), и спортсменок командных игровых видов спорта (и = 66,5 при р < 0,001). Анализ тренировочного процесса и выступлений на соревнованиях одной спортсменки сводится

к индивидуальной подготовке, что, на наш взгляд, проще, чем в групповых видах упражнений. Со спортсменками групповых упражнений детальной индивидуальной работы при подготовке не наблюдается, важен результат команды. Большее количество контактов, ориентация не только на себя, но и на членов команды определяет и больше возможностей для ситуаций конфликтного взаимодействия, причинами которого могут быть нарушения дисциплины (разное отношение к тренировкам), искаженное представление о своей роли в команде и видение этой роли другими, неадекватная оценка вклада каждого спортсмена в достижение общего результата. В индивидуальных видах спорта причинами возникновения конфликтных ситуаций, проявляющихся в неадекватных эмоциональных реакциях, является критика тренера либо «замечания» со стороны соперниц или спортсменок, тренирующихся в одном зале.

Показатель ассертивного поведения у спортсменок индивидуального упражнения сложнокоординационных видов спорта связан с показателем поведения, вызванного потребностью включения, т. е. быть принятым остальными и принадлежать к ним (г = 0,443; p = 0,034), потребностью создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. Для успешности в личной программе выступления спортсменке должно нравиться себя показывать, демонстрировать свое мастерство, для нее важно внимание со стороны окружающих.

Стоит отметить, что у спортсменок группового упражнения сложнокоордина-ционных видов спорта показатель ассертивного типа реагирования также положительно коррелирует с показателем поведения, вызванного потребностью включения (г = 0,463; p = 0,026), т. е. в межличностных отношениях проявляются стремления, направленные на то, чтобы быть замеченным, обратить внимание на себя, свою индивидуальность. На наш взгляд, это важный результат, так как тренер, удовлетворяя эту потребность во включении у девочек в команде, выделяя ценность и значимость каждой девочки для команды, проводя анализ работы всех спортсменок в групповом упражнении, может добиться того, что каждая спортсменка будет видеть связь между своими действиями и словами и их последствиями и будет более осознанно подходить к разрешению спортивных конфликтов.

У спортсменок командных игровых видов спорта показатель ассертивного поведения положительно взаимосвязан с показателем поведения, вызванного потребностью контроля со стороны других, затрагивающего области силы, влияния и авторитета (г = 0,425; p = 0,043). Полученный результат можно рассматривать с позиции лидерства в команде, т. е. через лидеров, имеющих авторитет у членов команды, которыми могут выступать ключевые игроки или капитан, можно обучать игроков поведению в конфликте, направленному на разрешение возникшей ситуации конструктивными способами.

При анализе типов реагирования в конфликте выявлено, что показатель «решение» является ведущим по применению у всех исследуемых групп.

Достоверно выше показатель типа реагирования в конфликте «агрессия» проявляется у спортсменок игровых видов спорта, по сравнению со спортсменками, выступающими в групповом упражнении (и = 139, p = 0,001), и спортсменками, выступающими в индивидуальном упражнении (и = 147, p = 0,003), причем сфера

проявления агрессивного типа реагирования у них распространена шире и связана не только со спортивной деятельностью, но и с внеспортивными жизненными ситуациями (и = 81 при p < 0,001 и и = 44,5 при p < 0,001). Между этими показателями обнаружена детерминационная связь: тип реагирования в конфликте «агрессия» оказывает влияние на агрессивное поведение в спортивном конфликте (п2 = 0,7). Спортсмены игровых видов занимают более агрессивную позицию в конфликте не только в различных жизненных, но и в спортивных ситуациях, причем агрессивная позиция в жизни определяет выбор аналогичной позиции в спорте.

На наш взгляд, различия игрового и сложнокоординационного вида спорта с разными целями, программой реализации и условиями воспитания спортсмена связаны с направленностью поведения спортсмена в ситуации конфликта. Так, особенностью в командных игровых видах спорта является, во-первых, наличие большей неопределенности игровой ситуации, так как зачастую неизвестно, какой ход сделает команда соперников, во-вторых, достаточная продолжительность времени напряженности спортсменов, в-третьих, сам характер игры-борьбы, когда соперник находится непосредственно на площадке. Со спецификой командного игрового вида спорта мы также связываем то, что у спортсменок игровых видов спорта достоверно выше показатель манипулятивного типа реагирования в конфликте в спорте по сравнению со спортсменками сложнокоординационных видов спорта (и = 178 при р = 0,04 и и = 161,5 при р = 0,014).

Как отмечают В. В. Гожин и О. Б. Малков, в игровом взаимодействии предметная реальность поединка по большей части сменяется «мнимой», воображаемой реальностью тактической игры, в основе которой в конфликтном взаимодействии лежит опосредованное рефлексивное управление поведением соперника . При манипулировании неоднозначностью смысла действий и намерений (смысл либо соответствует действию, либо нет) возникает игровое взаимодействие . Таким образом, специфика игры со свойственной ей интерактивностью может оказывать влияние на манипулятивный тип реагирования волейболисток и гандболисток в спортивном конфликте. У спортсменок сложнокоординационных видов спорта основной особенностью выступления на соревнованиях является демонстрация выразительной композиции под музыку, танцевальные элементы, сотрудничество, переброски и показ мастерства тела. И главный критерий их успешности — оценка судей, которая не так очевидна, в отличие от полученных очков за забитые мячи или за ошибки соперников в игровых видах спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявлены различия в проявлении у спортсменов разных видов спорта типа реагирования, направленного на установление и поддержание социальных отношений. Достоверно выше (и = 172 при p < 0,05) данный тип поведения проявляется у спортсменок, выступающих в групповом упражнении, по сравнению со спортсменками командного игрового вида спорта. Сравнивая виды спорта внутри одной специализации — командной, важно отметить как общие черты, так и различия. Общим является значение сыгранности или сработанности на площадке или ковре, взаимопонимание как одно из условий низкой конфликтности внутри команды. Различием будет присутствие «реального соперника» в игровом виде спорта, когда у команды образуется общая направленность агрессии на соперника, и отсутствие такового в сложнокоординационном виде спорта, условием которого является неопределенное представление о результате в связи с субъективностью

оценки, опосредованным противоборством, высокой ценой ошибки при неправильном исполнении элементов или комбинации — все это предъявляет повышенные требования к самообладанию всех спортсменов группы. Также необходимость слаженной и синхронной работы спортсменок в группе является специфичным требованием для групповых упражнений спортсменок сложнокоординационных видов спорта. Таким образом, для спортсменок группового упражнения внутренняя согласованность в команде выступает основой успеха, она для них более значима, чем для спортсменов игровых видов. Спортсменки группового упражнения в ситуации конфликта в спорте стремятся сохранить положительные отношения, могут обращаться к другим за помощью в разрешении конфликта, т. е. более значимым для них становится сохранение хороших отношений с подругами по команде, нежели значимость причины конфликта (лучше пойти на некоторые уступки, не отстаивать свою принципиальную позицию, а сохранить дружеские отношения в команде). Полученные результаты дополняют данные исследований, проведенных другими авторами. Так, Т. В. Нестерова отмечает, что позитивная оценка эмоциональных отношений в группе имеет особое значение для работы в групповых упражнениях . Таким образом, в ситуации конфликта спортсменки стараются проявлять внимание к чувствам и мыслям других людей, они открыты к общению и принятию помощи со стороны других.

Анализ различий в типе реагирования в конфликте у спортсменов и не занимающихся спортом выявил большую выраженность показателя типа реагирования «агрессия» у лиц, не занимающихся спортом (и = 438 при р < 0,001), в то время как показатель типа реагирования «решение» (и = 499,5 при р < 0,01) чаще преобладает у спортсменов. Полученные результаты подтверждают ранее проведенные исследования . Цель и активность спортивной деятельности требуют от спортсменов, находящихся внутри своей референтной группы, проявления способности к волевой саморегуляции, активного разрешения конфликтов, в некотором смысле это можно назвать «профессионально важным качеством» спортсмена. Исследования Ю. В. Краева выявили, что не занимающиеся спортом отличаются большей импульсивностью в проявлении агрессии, а спортсмены — рациональностью в использовании агрессивных форм поведения в достижении спортивной цели . В других работах приводятся данные, что спортсмены менее, чем не занимающиеся спортом, склонны к перепадам настроения, резким, неадекватным поведенческим реакциям, и характер у спортсменов в большинстве случаев формируется в направлении общительности, выдержанности, общей устойчивости . Таким образом, для не занимающихся спортом агрессивный тип реагирования проявляется как импульсивный ответ на ситуацию, определенная разрядка и выплеск негативной энергии, а спорт, с одной стороны, дает больше возможностей реализации потребности в активности и эмоциональной разрядке, с другой стороны, предъявляет больше требований к эмоциональной и регуляторной сферам психики спортсмена, к адекватному реагированию на конфликтную ситуацию.

Анализ на структурном уровне позволил установить гомогенность взаимосвязей между показателями доминирующих психических состояний и типом реагирования в конфликте у спортсменов одного вида спорта с разной специализацией (г = 0,78 при р < 0,001). Базовые компоненты, наиболее важные для структурной

организации всей системы, в данных выборках различаются. Наиболее выраженным базовым компонентом структуры у спортсменок, выступающих в индивидуальной программе, является «устойчивость эмоционального тона» (W = 36), проявляющаяся в преобладании ровного положительного эмоционального настроя. Этот показатель положительно связан с эмоциональными (p < 0,01), активацион-ными (p < 0,05) и тензионными (p < 0,01) характеристиками доминирующих психических состояний. Согласно результатам исследования, при понижении уровня эмоциональной устойчивости спортсменки, выступающие в индивидуальной программе, в ситуации конфликтного взаимодействия реализуют средства и способы достижения цели, характерные для манипулятивного типа реагирования в конфликте (p < 0,01). С данным типом реагирования также отрицательно связаны базовые компоненты структуры у спортсменок, выступающих в групповой программе (p < 0,05). Наиболее выраженными базовыми компонентами структуры у спортсменок, выступающих в групповой программе, являются «напряженность» (W = 27) и «тонус» (W = 27), т. е. тензионные характеристики доминирующих психических состояний, которые положительно коррелируют с эмоциональными (p < 0,001), активационными характеристиками (p < 0,05) и адекватностью самооценивания (p < 0,001).

Одна из задач исследования — определение направленности влияния между типами реагирования в конфликте и доминирующими психическими состояниями спортсменов. Для решения этой задачи нами применялся метод корреляционного отношения (п2), позволяющий выявить причинно-следственные связи между исследуемыми параметрами . Установлено, что во взаимосвязи типа реагирования в конфликте и доминирующих психических состояний спортсменов значимо детер-минационное влияние психических состояний на типы конфликтного реагирования, а обратное влияние — практически нет. Следовательно, именно доминирующие психические состояния выступают детерминантой в выборе типа поведения в конфликте и играют роль в формировании оптимального типа реагирования в нем.

Различия в причинно-следственных связях между группами спортсменок индивидуального и группового упражнения одного вида спорта обнаружены в отношении показателей ассертивного типа поведения в спортивном конфликте. На выбор данного типа поведения у спортсменок, выступающих в групповом упражнении, влияет «тонус» (п2 = 0,73) и «напряженность» (п2 = 0,91). То есть тензионные параметры доминирующих психических состояний оказывают влияние на регулируемое поведение спортсмена, направленное на разрешение возникшей ситуации конструктивными способами, без причинения ущерба себе и окружающим. У спортсменок индивидуального упражнения доминируют психические состояния «устойчивость эмоционального тона» (п2 = 0,7), «активность» (п2 = 0,83) и «положительный образ себя» (п2 = 0,75).

Показатели доминирующих психических состояний, к которым относятся «устойчивость эмоционального тона» (п2 = 0,85), «спокойствие» (п2 = 0,9), а также «удовлетворенность жизнью в целом» (п 2 = 0,96), влияют на тип реагирования в конфликте «решение» у спортсменок индивидуального упражнения, причем с показателем психического состояния «спокойствие» наблюдается и обратное значимое влияние, но меньшее по силе (п2 = 0,67). Важно отметить, что «сохранение спокойствия не исключает энергичных действий, а позволяет спортсменам

стать еще более деятельными и не терять самообладания в трудные, напряженные моменты, к которым можно отнести и конфликт» . Поведение, направленное на признание личностью различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для обеих сторон и обеспечивающий достижение социально полезной цели, в определенной степени обусловливает специфику показателя доминирующего психического состояния «спокойствие», можно предположить, в сторону увеличения уверенности в своих силах и возможностях. Так, проникаясь интересами другой стороны, стремясь к взаимовыгодному решению, спортсмен прилагает сознательные усилия, которые опосредуют конструктивную активность — поведение, направленное на преобразование ситуации . В итоге у человека расширяется видение ситуации, и он получает удовлетворение от того, что каждая сторона осталась в выигрыше и что он смог эффективно справиться с ситуацией конфликта, следовательно, повышается уверенность в себе и своих возможностях.

Обратное влияние типа реагирования в конфликте на доминирующее психическое состояние обнаруживается в детерминационной взаимосвязи типа реагирования «агрессия» и доминирующих психических состояний, причем у спортсменок индивидуального упражнения этих связей больше, чем в командных видах. Возможно, это объясняется «нетипичностью» агрессивного типа реагирования для спортсменок индивидуального упражнения, что подтверждается достоверными различиями по данному показателю, который приводит к дестабилизации структуры психических состояний, поскольку воздействует в том числе и на базовые качества, наиболее важные для структурной организации всей системы.

Заключение

Исследование посвящено рассмотрению двух важных для спортивной деятельности психологических явлений — психических состояний личностного уровня и типов реагирования в конфликтном взаимодействии. Теоретическая значимость определяется ролью их изучения для развития общих проблем, в том числе проблемы изучения особенностей конфликтов в спортивной деятельности.

В результате исследования обнаружено, что ассертивный тип реагирования в конфликте в спорте является ведущим у всех исследуемых групп спортсменов, но большую выраженность он получил у спортсменов сложнокоординационных видов спорта, выступающих по индивидуальной программе. Особенности специализации внутри одного вида спорта обнаруживаются во влиянии различных характеристик доминирующих психических состояний на выбор ассертивного типа реагирования в конфликте.

Анализ различий в типе реагирования в конфликте у спортсменов и не занимающихся спортом выявил большую выраженность показателя типа реагирования «агрессия» у лиц, не занимающихся спортом, в то время как показатель типа реагирования «решение» чаще преобладает у спортсменов.

Установление влияния доминирующих психических состояний на тип реагирования в конфликте при минимальном обратном влиянии позволяет говорить о том, что доминирующие психические состояния могут стать средством развития

конструктивной конфликтности личности, что является важным условием успешности межличностного взаимодействия и ресурсом оптимизации спортивной деятельности.

Литература

1. Огородова Т. В. Психология спорта: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 120 с.

3. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2011. 352 с.

4. Кашапов А. С., Воскресенский А. М. Взаимосвязь творчества и конфликтной компетенции в разрешении спортсменами конфликтов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9 (2). С. 186-189.

7. Чуча О. Л. Роль ритма в художественной гимнастике // Спортивный психолог. 2008. № 3 (15). С. 38-41.

8. Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. СПб.: СПбГУ 2003. 81 с.

10. Кашапов М. М., Башкин М. В. Психология конфликтной компетентности: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 128 с.

13. Нестерова Т. В., Украинец А. В. Личностно-психологические особенности спортсменок, специализирующихся в групповых упражнениях художественной гимнастики // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: мат-лы XI Междунар. науч. конгресса. Минск, 10-12 октября 2007 г. Минск: Белорусский государственный университет физической культуры, 2007. 588 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.

17. Карпов А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 272 с.

Статья поступила в редакцию 6 февраля 2018 г., принята к публикации 5 марта 2018 г.

Контактная информация:

Кашапов Мергаляс Мергалимович — д-р психол. наук; smk007@bk.ru Огородова Татьяна Вячеславовна — канд. психол. наук; shtak@bk.ru Филиппович Христина Николаевна — магистр; hristinafili704@mail.ru

Types of reaction in conflict and their relation to dominant mental state of athletes

M. M. Kashapov, T. V. Ogorodova, K. N. Filippovich

Demidov Yaroslavl State University,

14, Sovetskaya st., Yaroslavl, 150003, Russian Federation

Keywords: conflict, reaction type in the conflict, dominant mental state, team and individual sports.

3. Ilyin E. P. Psihologiia sporta . St. Petersburg, Piter Publ., 2011, 352 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

⇐ Предыдущая1234

Пьеса — это всегда такое стечение фактов, обстоятельств и отношений,
которое неизбежно должно вызывать конфликт: стремясь к достижению
какой-либо выгодной для себя цели, человек сталкивается с другими людьми,
интересы которых противоречат этому стремлению. Поэтому действия героя
встречают сопротивление, которое перерастает в противодействия его
намерениям. Так возникает конфликт.

В каждой пьесе, как и в жизни, каждый из действующих персонажей
стремится как можно комфортнее обустроить свое бытие, и вследствие этого
он сталкивается с другими лицами, которые становятся его конкурентами в
борьбе за место под солнцем.

Режиссеру важно понять в каждой конкретной пьесе природу конфликта.
Уяснить причину этих столкновений, понять мотивы и намерения
каждой из конфликтующих сторон — это значит заглянуть в самую
сердцевину пьесы, проникнуть в глубь событий пьесы, постигнуть
замысел драматурга.

Первотолчок к действию дает драматический конфликт. Он
служит и источником, и стимулятором действия.Он выявляется в

борьбе интересов, в разладе характеров и страстей. Он определяет развитие
действия и движение сюжета. В каждом повороте и сдвиге сюжета, в каждом
событии, можно проследить воздействие основного конфликта пьесы. Он
может обостряться и ослабевать. В финале пьесы конфликт, так или иначе
разрешается.

Конфликт — пружина, движущая развитие драматургического действия,
и в то же время — основное средство развития или раскрытия
характеров.

Итак, основой драматургического произведения является конфликт
— целостное действие, прослеживаемое от истока до завершения,
возникающее в результате волевых усилий персонажей, которые,
стремясь к поставленным целям, вступают в единоборство с другими
персонажами и объективными обстоятельствами. В конфликте мы
выясняем основной вопрос: за что идет борьба?

Традиционная внешняя форма пьесы — чередование диалогов и
монологов, сопровождаемое авторскими ремарками, — еще не гарантирует
драматургического произведения, если в нем нет внутреннего конфликта,
отсутствует действенная основа. Крайне важно уметь отличать конфликт—
столкновение интересов — от спора, столкновения точек зрения и даже
мировоззрений, если они не выходят за пределы умозрительности.

«Если, например, двое спорят о каком-нибудь предмете, тут нет не
только драмы, но и драматического элемента; но когда спорящие, желая
приобрести друг над другом верх, стараются затронуть друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за слабые струны души, и когда через
это в споре высказываются их характеры, а конец спора ставит их в новые
отношения друг к другу, — это уже своего рода драма» (В.Г.Белинский)

Драма вне конфликта невозможна. Конфликт знаменует собой высшую
ступень проявления драматических противоречий. Его возникновению
предшествует образование драматических коллизий. Коллизия — еще не
конфликт, а лишь драматическая ситуация, обеспечивающая его
неизбежность. Коллизию создает стечение обстоятельств, событий,
конфликт возникает в результате решения героя.
Коллизия ставит героя пьесы перед необходимостью волевого решения—
выбора пути, и в соответствии с этим — дальнейших действий. Момент
принятия героем решения и становится <<формулой перехода» от коллизии
к конфликту.

Конфликт —понятие идейное, мировоззренческое. Конфликт—
материализованная идея, она живет в характерах и языке персонажей, в
конструкции пьесы, в особым образом, отобранных обстоятельствах.

Конфликтносит социально-нравственный характер; имеет
историческое содержание. Конфликты, типа чувство и долг, насчитывают
тысячелетия, но погруженные в определенную социальную среду и
обстоятельства всегда звучат по-новому. Поэтому необходимо разобраться
во всех сложных взаимоотношениях героев вплоть до самой последней
точки.

Конфликт бывает персонифицированным,т.е. когда обнаруживается
лагерь сквозного действия и лагерь контрдействия.

Конфликт может быть не персонифицированным,он как бы проходит
через героя — герой и среда.

Существует еще и другая литература, когда есть столкновения между
людьми, относящимися друг к другу с любовью. Внешних обстоятельств,
обостряющих отношения, как бы нет. Конфликт происходит в них самих, он
раскрывается изнутри и вырастает из разности их отношения к жизни.

Конфликт реализуется сквозным действием. Сквозное действие
отыскивается в поступках, действиях персонажей.

Елена, почему так случается, что мы конфликтуем с близкими или просто окружающими людьми?

Прежде всего, нужно понимать, что конфликт – это естественная часть общения между людьми, так как у каждого человека существуют свои потребности, ценности, интересы, которые не обязательно должны совпадать с потребностями, ценностями и интересами другого человека. На почве появляющихся разногласий, а также мнений и желаний, противоречащих друг другу, и возникают конфликтные ситуации.

Нас привлекает в другом человеке именно непохожесть на нас самих. Но то, что сначала привлекло в другом, позже может стать причиной для противоречий.

Что еще важно понять?

Важно осознавать, что нет людей, полностью похожих между собой. Каждый человек имеет право на собственное мнение, реализацию своих желаний, интересов. Нужно уважать жизнь другого человека. Тем более, что вступающий в конфликт, чаще всего, проживает непростой период. Стоит проявить к нему сочувствие и попытаться понять.

То есть люди, которые не переживают сложные жизненные периоды, менее подвержены конфликтным ситуациям?

Человек, находящийся в гармонии с самим собой, счастливый и жизнерадостный не будет вступать в противоборство с другими людьми. Конфликтующий человек, в первую очередь, испытывает это противоречие внутри себя, и поэтому выносит его вовне. Вступая в разногласия в семье, на работе или в личных отношениях, скорее всего, человек находится в подавленном душевном и эмоциональном состоянии.

Что делать, если конфликт уже начат?

Когда конфликт нарастает необходимо остановиться и задать себе вопросы: «что происходит со мной сейчас?», «какие мои потребности не удовлетворены?», «каковы мои истинные желания?», «насколько я сейчас доволен своей жизнью?», «что подтолкнуло меня к ситуации конфликта?», «Какие чувства я испытываю сейчас?».

Поиск ответов на эти вопросы может быть гораздо полезнее обвинения оппонента. Эти вопросы помогают лучше понять не только себя, но и своих близких, коллег, друзей. Поскольку внутренняя неудовлетворенность, невыраженные эмоции, невысказанные слова толкают человека в ситуацию конфликта.

Необходимо помнить, что в конфликте участвуют минимум две стороны. Важно прийти к пониманию собственных ошибок в общении. Нельзя изменить другого человека, но можно изменить самого себя. Конечно, не каждый бывает готов даже к такому осознанию, тем более изменению.

Поэтому нужно приложить все усилия для понимания того, что привело к ситуации конфликта в семье, на работе, в отношениях. Далее нужно подумать о том, что можно делать по-другому, чтобы ситуация не повторилась. Важно сделать ревизию своей жизни, своих отношений с другими людьми, отношениями с самим собой.

А какие есть методы профилактики спорных ситуаций?

Здесь многое зависит от причины. Например, усталость, накопившееся напряжение, частые стрессы вызывают состояние, которое легко может подтолкнуть к ссоре, даже в незначительных обстоятельствах. В этот момент всю негативную энергию полезно направить на восстановление душевного равновесия, анализ ситуации в семье или на работе.

Иногда человеку нужно просто отдохнуть, получить положительные впечатления, переключиться. Тогда восприятие действительности изменится, и все будет казаться не таким драматичным и сложным.

У каждого человека есть свои источники радости — ресурсы, помогающие найти опору во время эмоционального напряжения. Для кого-то это общение с людьми, прогулки в природе, чтение книг, занятия спортом, танцами, плавание, путешествия и т.д. Это работа или дело, приносящие удовольствие.

Чем же опасны конфликтные ситуации в принципе?

Конфликт, как и кризис, это острая, критическая ситуация. Опасность в том, что конфликт разрушает самого человека как морально, так и физически. Затяжная ссора истощает внутренние резервы человека, может привести к психосоматическим заболеваниям, ухудшению нервно-психического состояния.

Человек в ситуации конфликта часто испытывает сильное эмоциональное напряжение, говорит слова и совершает поступки, о которых позже приходится сожалеть. Ситуация конфликта может возвращать человека снова и снова к воспоминаниям о случившемся. Он думает, что мог бы сказать или поступить по-другому. И именно эти тягостные мысли забирают много сил и энергии, которые можно было бы потратить на выполнение полезных дел и заданий, удовлетворении своих интересов, увлечений, хобби и т.д.

Кроме того, ситуация конфликта чревата ухудшением или даже разрушением отношений с окружающими людьми. Поэтому важно стараться не доводить до серьезных конфликтов. А если разногласия невозможно предотвратить, то нужно знать, что возникшая ситуация способна дать новые возможности – для развития отношения и развития себя.

То есть у конфликтных ситуаций есть и преимущества?

Навык избегания конфликтов позволяет в рамках своего личностного развития подняться на ступень выше. Неблагоприятные обстоятельства позволяют по-иному взглянуть на себя, других людей и жизнь в целом. А когда человек меняется сам, меняются и его отношения с окружающими. Объективное понимание ситуации позволяет повышать качество своей жизни.

Помогают ли психологи решать конфликты, и как?

Для этого проводятся индивидуальные и семейные консультации. Есть и другие форматы – различные семинары, лекции и тренинги. Чтобы понять, что ближе – нужно проконсультироваться со специалистом и найти «свой» формат, с помощью которого станет возможным решить конкретную спорную ситуацию, дать позитивное развитие отношениям, а также научиться справляться с негативными эмоциями и находить взаимопонимание. За помощью москвичи могут обратиться к нам. Также семьям предоставляются консультации в столичных Центрах поддержки семьи и детям.

Справочно

Психологи Московской службы психологической помощи населению Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы работают со всеми категориями граждан, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Подразделения МСППН открыты в каждом округе Москвы. Психологическая помощь предоставляется на некоммерческой основе.

Календарь событий на сайте службы: msph.ru

Телефон для справок: 8(499)173-09-09.

Телефон неотложной психологической помощи в Москве – 051 (круглосуточно, бесплатно с городского телефона). С мобильного телефона – 8(495)051 (оплачиваются услуги оператора связи согласно тарифному плану).

Оставьте комментарий