Позвольте представить вам

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в раз­говор с незнакомым человеком и самому представлять­ся. Однако бывают случаи, когда это необходимо сде­лать. Этикет предписывает следующие формулы:

— Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.

— Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.

— Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.

— Позволь(те) познакомиться.

— Давай(те) познакомимся.

— Будем знакомы.

— Хорошо бы познакомиться.

При посещении паспортного стола, общежития, приемной комиссии учебного заведения, какого-либо учреждения, конторы, когда предстоит разговор с официальным лицом, необходимо ему представить­ся, используя одну из формул:

— Позвольте (разрешите) представиться.

— Моя фамилия Колесников.

— Я Павлов.

— Мое имя Юрий Владимирович.

— Николай Колесников.

— Анастасия Игоревна.

Если же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает:

— Как ваша (твоя) фамилия?

— Как ваше (твое) имя, отчество?

— Как ваше (твое) имя?

— Как вас (тебя) зовут?

Официальные и неофициальные встречи знако­мых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия.

В русском языке основное приветствие — здрав­ствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», т. е. здоровым. Глагол здравствовать в давние времена имел и значение «приветствовать» (ср.: здоровать­ся), о чем свидетельствует текст «Онежской былины»: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравству­ет он князя с княгинею». Следовательно, в основе этого приветствия содержится пожелание здоровья. Впервые приветствие здравствуй встречается в «Письмах и бумагах Петра Великого 1688-1701».

Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи:

— Доброе утро!

— Добрый день!

— Добрый вечер!

Помимо общеупотребительных приветствий суще­ствуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения:

— (Очень) рад вас видеть (приветствовать)!

— Разрешите (позвольте) вас приветствовать.

— Добро пожаловать!

— Мое почтение.

Среди военнослужащих принято приветствовать словами:

— Здравия желаю!

По этому приветствию узнают военных в отставке.

Задание 172. Напишите, как вы приветствуете сво­их родных, друзей, преподавателей, соседей, директо­ра. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые.

Задание 173. Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспита­нием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Ар­гументируйте свой ответ.

Задание 174. Скажите, влияют ли особенности си­туации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируй­те ответ примерами.

Задание 175. Познакомьтесь с приветствиями и ска­жите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?

— Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгенье­вич!

— Здравствуй, Толик!

— Здрасьте!

— Здорово!

— Добрый день!

— Привет.

— Приветик.

— Приветствую вас!

— Рад вас приветствовать!

— Разрешите приветствовать вас.

— Разрешите поприветствовать вас.

— Какая радость!

— Какая встреча!

— Ну и встреча!

— Кого я вижу!

— Ба! Кого я вижу!

— Какая неожиданность!

— Ты ли это?!

Приветствие часто сопровождается рукопожати­ем, которое может даже заменять вербально выра­женное приветствие.

Однако следует знать: если встречаются мужчи­на и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон,

Невербальным эквивалентом приветствия, ког­да встретившиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин — чуть-чуть приподня­тая над головой шляпа.

Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е, очередность приветствия. Первыми приветствуют:

— мужчина — женщину;

— младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую);

— младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее;

— младший по должности — старшего;

— член делегации — ее руководителя (независи­мо от того, сбоя делегация или зарубежная).

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это фор­мулы расставания, прекращения общения. Они вы­ражают:

— пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания;

— надежду на новую встречу: До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. На­деюсь на скорую встречу;

— сомнение в возможности еще раз встретиться; понимание, что расставание будет надолго: Прощай­те! Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминаете лихом.

После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколь­ко зачинов, которые обусловлены ситуацией.

Наиболее типичны три ситуации: 1) торжествен­ная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая.

К первой относятся государственные праздни­ки, юбилеи предприятия и сотрудников; получе­ние наград; открытие спортивного зала; презен­тация и т. д.

По любому торжественному поводу, знаменатель­ному событию следуют приглашения и поздравле­ния. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.

Приглашение:

— Позвольте (разрешите) пригласить вас…

— Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады (встретить вас).

— Приглашаю вас (тебя)…

Если необходимо выразить неуверенность в умес­тности приглашения или неуверенность в принятии адресатом приглашения, тогда оно выражается воп­росительным предложением:

— Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас… Поздравление:

— Разрешите (позвольте) поздравить вас с…

— Примите мои (самые) сердечные (теплые, горя­чие, искренние) поздравления…

— От имени (по поручению)… поздравляем…

— От (всей) души (всего сердца) поздравляю…

— Сердечно (горячо) поздравляю…

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием, терактами, разоре­нием, ограблением и другими событиями, принося­щими несчастье, горе.

В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболез­нования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены:

— Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глу­бокие (искренние) соболезнования.

— Приношу (вам) мои (примите мои, прошу при­нять мои) глубокие (искренние) соболезнования.

— Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную.

— Скорблю вместе с вами.

— Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).

Наиболее эмоционально-экспрессивны выраже­ния:

— Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас!

— Какая большая (невосполнимая, ужасная) ут­рата постигла вас!

— Какое горе (несчастье) обрушилось на вас!

В трагической, скорбней или неприятной ситуа­ции люди нуждаются в сочувствии, утешении. Эти­кетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение.

Утешение выражает сопереживание:

— (Как) я вам сочувствую!

— (Как) я вас понимаю!

Утешение сопровождается уверением в благопо­лучном исходе:

— Я вам (так) сочувствую, но, поверьте мне (но я так уверен), что все кончится хорошо!

— Не впадайте в отчаяние (не падайте духом). Все (еще) изменится (к лучшему).

— Все будет в порядке!

— Все это изменится (обойдется, пройдет)! Утешение сопровождается советом:

— Не нужно (надо) (так) волноваться (беспо­коиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать).

— Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку).

— Нужно (надо) успокоиться (держать себя в ру­ках, взять себя в руки).

— Вы должны надеяться на лучшее (выбросить это из головы).

Перечисленные зачины (приглашение, поздравле­ние, соболезнование, утешение, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается.

В повседневной деловой обстановке (деловая, ра­бочая ситуация) также используются формулы ре­чевого этикета. Например, при подведении итогов учебного года, при определении результатов учас­тия в выставках, при организации различных ме­роприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сде­лать замечание. На любой работе, в любой организа­ции у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.

Приведем речевые клише, которые используются в данных ситуациях.

Выражение благодарности:

— Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную вы­ставку.

— Фирма (дирекция, ректорат) выражает благо­дарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за…

— Должен выразить учащимся 10а класса (свою) благодарность за…

— Позвольте (разрешите) выразить большую (ог­ромную) благодарность…

За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами:

— Я благодарен вам за то, что…

— (Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за…

— (Я) очень (так) благодарен вам! Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать:

— Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодар­ность!

— Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова!

— Вы не можете себе представить, как я благода­рен вам!

— Моя благодарность не имеет (не знает) границ!

Совет, предложение:

Нередко люди, особенно наделенные властью, счи­тают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:

— Все (вы) обязаны (должны)…

— Вам непременно следует поступить так…

— Категорически (настойчиво) советую (предла­гаю) сделать…

Советы, предложения, высказанные в такой фор­ме, похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между коллегами одного ран­га. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:

— Разрешите (позвольте) дать вам совет (посове­товать вам)…

— Разрешите предложить вам…

— (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посове­товать (предложить) вам…

— Я посоветовал бы (предложил бы) вам…

Я советую (предлагаю) вам…

Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:

— Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…

— Если вам не трудно (вас это не затруднит)…

— Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите…

— (Не) могу ли я попросить вас…

— (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне…. Просьба может быть выражена с некоторой кате­горичностью:

— Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)…

Согласие, разрешение формулируется следующим образом:

— (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (вы­полнено).

— Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).

— Согласен отпустить вас.

— Согласен, поступайте (делайте) так, как вы считаете нужным.

При отказе используются выражения:

— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие)…

— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выпол­нить вашу просьбу.

— В настоящее время это (сделать) невозможно.

— Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой),

— Простите, ко мы (я) не можем (могу) выпол­нить вашу просьбу.

— Я вынужден запретить (отказать, не разре­шить).

Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказан­ный, он поднимает настроение у адресата, настраива­ет его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встре­че, знакомстве или во время беседы, при расстава­нии. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комп­лимента, чрезмерно восторженный комплимент.

Комплимент относится к внешнему виду, свиде­тельствует об отличных профессиональных способ­ностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку:

— Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.

— Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообрази­тельны, находчивы, рассудительны, практичны).

— Вы хороший (отличный, прекрасный, превос­ходный) партнер (компаньон).

— Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (уп­равлять) людьми, организовывать их.

Задание 176. Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении выполненного задания об­ратите внимание на поведение его участников, их ми­мику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.

а) Вы — учащийся 11-го класса. Вам необходи­мо обратиться с просьбой к директору, преподавате­лю, одному из родителей, товарищу.

б) Вы — председатель молодежной организации «Турист». К вам пришел: ваш соученик, незнако­мый юноша (девушка), мастер спорта, представитель фирмы «Спорт»).

в) Вы — работник администрации. Вам необхо­димо по телефону попросить:

— ветерана Великой Отечественной войны при­нять участие в празднике;

— ученого из университета выступить в коллед­же с лекцией;

— руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку.

Ученики KSMS продолжают учиться дистанционно, а это значит, что роди…тели уже вторую неделю совмещают полноценное дистанционное обучение ребенка, свою удаленную работу и бесконечные домашние дела и заботы. Мы хотим поддержать в этой нестандартной ситуации всех родителей, поэтому спешим дать несколько советов, как родителям помочь школьнику на домашнем обучении. РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ ОЧЕНЬ МНОГО ОШИБОК Позвольте своему ребенку самостоятельно выполнять большинство упражнений, не делайте работу за него. Не все задания должны получаться с первого раза. Они для этого и нужны, чтобы учиться и делать ошибки. Помните: учится ваш ребенок, а не вы. МЫ НЕ УСПЕВАЕМ СДЕЛАТЬ ВСЕ ЗАДАНИЯ Сейчас дети действительно получают очень много заданий для самостоятельной работы. Не пытайтесь успеть все. Помогите ребенку разделить задания на приоритетные и дополнительные. Пусть он сначала выполняет приоритетные, а дополнительные – только если остаются силы и желание. ОН НЕ ПОНИМАЕТ Если ребенок не понимает материал и вам не удается ему разъяснить, не стоит расстраиваться или злиться ни на себя, ни на ребенка. Отложите на время учебу и займитесь приятным для обоих делом, потому что негативные эмоции совсем не способствуют обучению. ПЕРЕМЕНЫ В школе предусмотрены перемены, на которых дети двигаются, играют и общаются. Перерывы между уроками очень важны, как в школе, так и дома! ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Действительно, в период дистанционного обучения может подводить техника, нестабильный Интернет. Трансляции могут «зависать» или воспроизводиться урывками. Технические проблемы – это уважительная причина, по которой ребенок пропустил занятие. Решайте технические проблемы спокойно. Не пытайтесь «догнать» одноклассников. Двигайтесь в своем ритме. Дорогие родители, эмоциональное состояние детей напрямую зависит от вашего настроения и отношения к ситуации. Находите плюсы и в таком образе жизни. И главное — поддерживайте своих детей, С уважением, KSMS. Ещё

Голос — это эффективное средство передачи сообщения в ассертивной манере. Если вы неправильно используете его преимущества, то легко можете превратиться в неубедительного, пассивно-агрессивного или агрессивного коммуниканта. А применяя этот инструмент с умом, заставляете других обратить внимание на то, что вы хотите сказать.

Роль голоса в передаче сообщения

Для ассертивной речи важны не столько физиологические особенности голоса, и даже не стиль речи. В дан- ном случае мы придаем особое значение тому, как наилучшим способом использовать все достоинства голоса (громкость, интонация, тональность), чтобы ваше сообщение вызвало позитивную реакцию и внимание слушающего. Ниже приводятся некоторые советы по поводу того, как применять это средство.

– Демонстрируем свой голос. Вас хорошо слышно, когда вы говорите? Слова должны звучать достаточно громко и отчетливо. Это особенно важно, когда вы общаетесь в группе, например во время собрания.

Лучше говорить чуть громче обычного, когда вы общаетесь в группе, и немного тише, если говорите с человеком один на один. В любом случае вы должны говорить настолько громко, чтобы вас могли нормально слышать другие участники общения.

– Вносим необходимые интонации в голос. Интонация связана с высотой голоса. Когда вы говорите слишком высоко, он звучит как писк или визг, а такое вряд ли кому захочется слушать. Чаще вы высказываете свои мысли голосом на одинаковой высоте, поэтому звучите однообразно и скучно.

Кому нравится слушать монотонную речь? В данном случае, чтобы быть убедительным, следует правильно использовать различную высоту голоса, известную как модуляция. Модуляция делает голос приятным для слушателей и помогает передать важность сообщения. Если вы знаете, когда необходимо что-то выделить, а затем используете разнообразие громкости и интонации для придания особого значения отдельным моментам своего сообщения, это демонстрирует слушателю вашу уверенность.

Подобно громкости, изменение интонации в случаях, когда вы хотите подчеркнуть какую-то мысль, помогает привлечь внимание собеседника. Можно добавить или уменьшить энтузиазм в голосе и тем самым заинтересовать слушателя.

Такое поведение кажется ассертивной особенностью и, как правило, привлекает позитивное внимание собеседника к выделенному замечанию. Поэтому вам нужно отдавать себе отчет в том, что важно в вашем сообщении, чтобы убедительно применять свой голос для передачи важных моментов.

Выражаем искренность в тоне. Тон общения включает в себя и громкость, и интонацию голоса. Он передает чувственную сторону вашего сообщения, следовательно, играет важную роль в передаче смысла и в том, как другие воспринимают ваши слова. Стремитесь к тому, чтобы ваш тон подтверждал значительность сообщения и делал его четким и понятным. Также необходимо, чтобы тон был искренним. Лишь в таком случае ваше сообщение воспринимается эффективнее.

Ловушки для голоса

Зачастую голос является самым важным инструментом позитивной и эффективной передачи сообщения другим коммуникантам. Однако, если голос не использовать ассертивно, он может стать большой преградой и помешать собеседнику понять ваши слова наилучшим образом. Далее приведен список ошибок, которые приведут к тому, что ваш голос будет звучать менее убедительно.

– Неуверенное звучание. Когда ваш голос выдает нерешительность или сомнения, сообщение звучит неубедительно. Если вы сомневаетесь в собственных словах, никто другой не будет верить тому, что вы говорите. Ваш голос свидетельствует о том, насколько убеждены вы сами в значимости своего сообщения.

–Слишком тихая речь. Если вас слышат недостаточно хорошо, чтобы попять, увеличивается вероятность того, что вас вообще никто не слушает. Если вы не можете говорить настолько громко и отчетливо, чтобы быть услышанным, то производите впечатление коммуниканта, неуверенного в своем сообщении.

–Бормотание. Такой голос несет в себе и элементы слишком тихой речи, и неуверенности в тоне. Иногда вы что-то бормочете, когда вслух говорите с собой или меняете направление разговора. Из-за того что люди не могут понять, что вы имеете в виду, когда бормочете, некоторые делают вывод, что вы высказываете шепотом что-то отрицательное. У других складывается впечатление, что вы не уверены в своих словах. В любом случае бормотание не добавляет ясности и убедительности в сообщение.

– Слишком громкий голос. Если во время передачи сообщения ваш голос гремит, вы превращаетесь в агрессивного коммуниканта. Начинаете производить впечатление адресанта, стремящегося взять верх или запугать собеседника, особенно если сталкиваетесь с проблемными ситуациями. Когда вы передаете сообщение на более высоких тонах, чем этого требует ситуация общения, другим кажется, что вы себя не контролируете.

–Монотонность. Если однообразный тон сопровождает все сообщение, то в конце концов вызывает у слушателей безразличие к вашим словам. Отсутствие интонаций в голосе приводит к тому, что собеседники ровным счетом не обращают внимания на ваше сообщение.

–Подавление собеседников своим тоном. Когда в вашем голосе, независимо от намерений, проскальзывают высокомерные, покровительственные или снисходительные нотки, слушатели обязательно придут к мысли, что к ним не проявляют должного уважения. Следует избегать тона, в котором сквозит превосходство над собеседником.

–Резкость в тоне. Эмоциональная составляющая сообщения передается главным образом через тон вашего голоса. В неблагоприятных коммуникативных ситуациях вы можете не контролировать свои эмоции, передаваемые в сообщении (добро пожаловать в деловой мир), поэтому собеседники могут воспринять ваши слова намного хуже, чем вам бы того хотелось.

Для того чтобы ваш тон общения отвечал требованиям коммуникативной ситуации, вы должны управлять своими эмоциями и выражать ими серьезность и искренность намерений. Именно такое поведение привлекает внимание собеседников и делает ваше сообщение интересным, заставляя людей прислушаться к словам, а не отвлекаться от того, что вы хотите сказать.

Оставьте комментарий