Пп 676

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита;

перечень информации, включаемой в федеральную государственную информационную систему мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

2. Реализация Федеральной службой по надзору в сфере природопользования полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

3. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления:

по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определить функциональные и технические требования к федеральной государственной информационной системе мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, а также требования к защите содержащейся в ней информации и утвердить методические указания по обеспечению функционирования указанной информационной системы;

установить требования к формам и форматам электронных документов, размещаемых в информационной системе мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2019 г. N 1806

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, включая порядок и условия предоставления информации, а также порядок обмена информацией в рамках эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, который проводится с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. (далее соответственно — территории эксперимента, информационная система мониторинга качества воздуха, эксперимент).

2. Информационная система мониторинга качества воздуха создается на территориях эксперимента для обеспечения органов государственной власти, организаций и населения информацией о состоянии, загрязнении атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также для оценки вредного воздействия на человека факторов среды обитания на территориях эксперимента.

3. В информационную систему мониторинга качества воздуха подлежит включению информация в соответствии с перечнем информации, включаемой в федеральную государственную информационную систему мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1806 «О создании и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита», за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (далее — перечень информации).

4. Создание и эксплуатация информационной системы мониторинга качества воздуха обеспечиваются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, которая является оператором информационной системы мониторинга качества воздуха (далее — оператор информационной системы), в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

5. Информация для включения в информационную систему мониторинга качества воздуха предоставляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственными за проведение эксперимента (далее — поставщики информации).

6. Пользователями информационной системы мониторинга качества воздуха являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане (далее — пользователи).

7. К задачам информационной системы мониторинга качества воздуха относятся:

а) информационное обеспечение проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, расчетов и оценки риска для здоровья человека, включая определение перечня приоритетных загрязняющих веществ, на территориях эксперимента;

б) консолидация информационных ресурсов в области мониторинга атмосферного воздуха;

в) предоставление пользователям информации о состоянии и загрязнении атмосферного воздуха.

8. К функциям информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха относятся:

а) сбор, хранение, анализ и обработка предоставляемой информации, предоставление информации пользователям, а также обмен информацией, включаемой в информационную систему мониторинга качества воздуха в соответствии с перечнем информации;

б) обеспечение возможности использования информации, включенной в информационную систему мониторинга качества воздуха, в целях комплексной оценки и прогноза состояния атмосферного воздуха, а также оценки вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

в) обеспечение упорядоченного эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие поставщиков информации, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственными за проведение эксперимента, в части обмена информацией о состоянии, загрязнении атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, оценки вредного воздействия на человека факторов среды обитания (атмосферный воздух) посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронном виде;

г) обеспечение полноты, достоверности и сохранности принимаемой и передаваемой с использованием информационной системы мониторинга качества воздуха информации, своевременности ее предоставления;

д) обеспечение выполнения требований в области защиты информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха, а также ее сохранности.

9. Создание и эксплуатация информационной системы мониторинга качества воздуха, в том числе внесение в нее информации, обработка, хранение и использование информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха, осуществляются с применением стандартизированных технических и программных средств, в том числе позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов.

10. При использовании информации, содержащейся в иных государственных информационных системах, оператор информационной системы указывает такую государственную информационную систему в качестве источника получения информации, а также сроки получения информации.

11. Оператор информационной системы в процессе ее эксплуатации обеспечивает:

а) сбор, в том числе в автоматизированном режиме, информации, предоставляемой поставщиками информации в соответствии с перечнем информации;

б) анализ и обработку информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха, обеспечение ее хранения, включая резервное копирование, и автоматическое предоставление пользователям, а также в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга;

в) защиту информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха, в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации;

г) методическое обеспечение деятельности поставщиков информации по внесению информации в информационную систему мониторинга качества воздуха;

д) регистрацию пользователей в информационной системе мониторинга качества воздуха и разграничение прав доступа пользователей и поставщиков информации в информационную систему мониторинга качества воздуха;

е) системное и прикладное сопровождение информационной системы мониторинга качества воздуха;

ж) техническую поддержку аппаратного и программного обеспечения информационной системы мониторинга качества воздуха;

з) организацию консультационной поддержки пользователей.

12. Информационная система мониторинга качества воздуха имеет следующую структуру:

а) интернет-портал информационной системы мониторинга качества воздуха, предназначенный для доступа к ее информационным ресурсам;

б) подсистема сбора, в том числе в автоматизированном режиме, информации, предоставляемой поставщиками информации;

в) подсистема доступа пользователей, предназначенная для доступа пользователей к информационным ресурсам информационной системы мониторинга качества воздуха посредством ее электронных сервисов в целях направления информационных сообщений;

г) подсистема обработки информационных сообщений, предназначенная для доступа поставщиков информации к информационным ресурсам информационной системы мониторинга качества воздуха посредством ее электронных сервисов, в том числе личных кабинетов, в целях обработки и рассмотрения информационных сообщений и осуществления иных полномочий в соответствии с настоящими Правилами;

д) подсистема хранения данных, предназначенная для размещения, хранения и обеспечения доступа к информационным сообщениям, приложенным к ним материалам и иной информации информационной системы мониторинга качества воздуха;

е) подсистема администрирования, предназначенная для управления информационной системой мониторинга качества воздуха и обеспечения информационной безопасности;

ж) подсистема информационного взаимодействия, предназначенная для обеспечения интеграции информационной системы мониторинга качества воздуха с другими государственными информационными системами;

з) подсистема ведения нормативно-справочной информации;

и) подсистема анализа и информирования, в том числе с использованием картографии и топографических данных;

к) иные подсистемы.

13. Обмен информацией в рамках информационной системы мониторинга качества воздуха осуществляется посредством информационного взаимодействия оператора информационной системы с поставщиками информации и информационного взаимодействия с пользователями.

14. Обмен информацией в рамках информационной системы мониторинга качества воздуха, а также предоставление содержащейся в ней общедоступной информации пользователям осуществляются на безвозмездной основе.

15. Информационное взаимодействие оператора информационной системы с поставщиками информации осуществляется посредством предоставления информации в информационную систему мониторинга качества воздуха.

16. Информационное взаимодействие оператора информационной системы с пользователями осуществляется посредством обеспечения доступа к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха.

17. Взаимодействие информационной системы мониторинга качества воздуха с иными государственными информационными системами осуществляется оператором информационной системы посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

18. В иных случаях порядок направления информационных запросов, сроки и периодичность получения ответных сообщений в рамках взаимодействия информационной системы мониторинга качества воздуха с иными государственными информационными системами определяются соглашениями об информационном взаимодействии, заключаемыми между оператором информационной системы и операторами иных государственных информационных систем.

19. Под взаимодействием информационной системы мониторинга качества воздуха с иными государственными информационными системами понимаются совокупность информационных процессов, направленных на получение и использование оператором информационной системы информации, содержащейся в иных государственных информационных системах, и включение такой информации в автоматизированном режиме в информационную систему мониторинга качества воздуха, а также получение и использование операторами иных государственных информационных систем информации, размещенной в информационной системе мониторинга качества воздуха.

20. Поставщики информации представляют информацию, предусмотренную перечнем информации, для включения в информационную систему мониторинга качества воздуха при ее создании и в течение не более 10 рабочих дней со дня изменения информации, размещенной в перечне информации.

21. Поставщики информации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, размещаемой в информационной системе мониторинга качества воздуха, а также ее соответствие требованиям к формам и форматам электронных документов, которые утверждаются оператором информационной системы.

22. Достоверность информации, размещаемой в информационной системе мониторинга качества воздуха, подтверждается органами государственной власти, являющимися поставщиками информации, посредством использования усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

23. Доступ пользователей к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха, обеспечивается посредством использования единой системы идентификации и аутентификации.

24. Информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга качества воздуха, предоставляется оператором информационной системы пользователям путем размещения на интернет-портале, в том числе на официальном сайте оператора информационной системы, а также посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия с учетом установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в государственных информационных системах.

25. Информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга качества воздуха, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, о государственной тайне и иной охраняемой законом тайне.

26. Развитие информационной системы мониторинга качества воздуха осуществляется путем совершенствования программно-технических средств и включает в себя:

а) анализ эффективности функционирования информационной системы мониторинга качества воздуха;

б) определение направлений развития информационной системы мониторинга качества воздуха;

в) совершенствование технологических, программных, лингвистических, правовых и организационных средств обеспечения пользования информационной системой мониторинга качества воздуха.

27. Информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга качества воздуха, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

28. Защита информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией информационной системы мониторинга качества воздуха.

29. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития информационной системы мониторинга качества воздуха оператором информационной системы осуществляются:

а) формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха;

б) разработка и внедрение системы защиты информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха;

в) применение сертифицированных средств защиты информации, а также аттестация информационной системы мониторинга качества воздуха на соответствие требованиям к защите информации;

г) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;

д) обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации информационной системы мониторинга качества воздуха.

30. В целях защиты информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха, оператор информационной системы обеспечивает:

а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к этой информации;

б) возможность обнаружения фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха;

в) недопущение несанкционированного воздействия на входящие в состав информационной системы мониторинга качества воздуха технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

г) возможность выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха, вследствие несанкционированного доступа и восстановления такой информации;

д) осуществление непрерывного контроля за уровнем защищенности информации, содержащейся в информационной системе мониторинга качества воздуха.

31. Технические и программные средства информационной системы мониторинга качества воздуха в части защиты содержащейся в ней общедоступной информации должны соответствовать требованиям по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования, требованиям к защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования, и техническим требованиям к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2019 г. N 1806

Информация Поставщики информации
Сведения из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в части стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Росприроднадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ
Результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита Росприроднадзор
Перечень источников выбросов, влияющих на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха Росприроднадзор
Перечень объектов, для которых устанавливаются квоты выбросов загрязняющих веществ Росприроднадзор
Заключения о проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита Росприроднадзор
Определенные для объектов, в отношении которых устанавливаются квоты выбросов загрязняющих веществ, допустимые вклады в концентрацию приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе Росприроднадзор
Установленные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям квоты выбросов загрязняющих веществ Росприроднадзор
Ежегодный отчет о ходе и результатах проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха за прошедший год Росприроднадзор
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях Росгидромет
Результаты мониторинга атмосферного воздуха Росгидромет
Сведения о фактических и прогностических значениях метеорологических элементов (параметров) атмосферного воздуха Росгидромет
Результаты социально-гигиенического мониторинга в части наблюдений за качеством атмосферного воздуха по приоритетным загрязняющим веществам и оценки риска для здоровья человека Роспотребнадзор
Комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Росприроднадзор
Сведения о выполнении комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита Росприроднадзор
Показатели совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита Росприроднадзор
Пространственные данные и материалы открытого пользования, находящиеся на хранении в федеральном фонде пространственных данных Росреестр
Сведения об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ
Перечень компенсационных мероприятий для каждого из городских округов Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ
Сведения о мероприятиях, направленных на снижение выбросов транспортных и иных передвижных средств, выбросов на объектах транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур и их реализации для каждого из городских округов Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ
Сведения (данные) о состоянии, загрязнении атмосферного воздуха, получаемые с использованием средств измерения, предназначенных для определения характеристик выбросов загрязняющих веществ, состояния атмосферного воздуха, его загрязнения Единая государственная платформа сбора данных промышленного интернета вещей и инструментов анализа объективных данных о наблюдаемых объектах на основе утвержденных ведомственных моделей данных в составе Платформы исполнения государственных функций, созданной в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации»

* Данные используются со дня ввода в эксплуатацию Единой государственной платформы сбора данных промышленного интернета вещей и инструментов анализа объективных данных о наблюдаемых объектах на основе утвержденных ведомственных моделей данных в составе Платформы исполнения государственных функций.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.12.2014 N 1327,
от 14.11.2015 N 1232, от 08.12.2016 N 1317, от 25.10.2017 N 1296,
от 13.06.2018 N 676)

В соответствии со статьей 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников.
(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственным корпорациям, наделенным в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, организациям, предусмотренным частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг обеспечить прием и рассмотрение жалоб в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим постановлением при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих.

4. Реализация федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников этих органов и организаций, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 августа 2012 г. N 840
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.12.2014 N 1327,
от 14.11.2015 N 1232, от 08.12.2016 N 1317, от 25.10.2017 N 1296,
от 13.06.2018 N 676)

1. Настоящие Правила определяют процедуру подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности (далее — государственные корпорации), и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — привлекаемые организации), и их работников, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональные центры) и их работников при предоставлении государственных услуг (далее — жалобы).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

Действие настоящих Правил распространяется на жалобы, поданные с соблюдением требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2. Жалоба подается в федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), орган государственного внебюджетного фонда Российской Федерации (его территориальный орган), государственную корпорацию (далее — органы, предоставляющие государственные услуги), привлекаемую организацию, многофункциональный центр, предоставляющие государственные услуги, в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.

Жалобу на решения и действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), должностных лиц государственного внебюджетного фонда Российской Федерации (его территориального органа), государственной корпорации также можно подать в вышестоящие орган или организацию (при их наличии) в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.

Жалобу на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, привлекаемой организации также можно подать учредителю многофункционального центра или иному лицу, уполномоченному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на рассмотрение жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

3. Жалоба должна содержать:

а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, многофункционального центра, его руководителя и (или) работника, привлекаемой организации, ее руководителя и (или) работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю (за исключением случая, когда жалоба направляется способом, указанным в подпункте «в» пункта 6 настоящих Правил);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1232)

в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, привлекаемой организации, работника привлекаемой организации;
(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действиями (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, привлекаемой организации, работника привлекаемой организации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
(пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

4. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);

б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2016 N 1317)

в) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

5. Прием жалоб в письменной форме осуществляется органами, предоставляющими государственные услуги, многофункциональным центром, привлекаемой организацией в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется учредителем многофункционального центра в месте фактического нахождения учредителя.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

Время приема жалоб учредителем многофункционального центра должно совпадать со временем работы учредителя.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

6. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:

а) официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, привлекаемой организации, учредителя многофункционального центра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

б) федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал) (за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) привлекаемых организаций, многофункциональных центров и их должностных лиц и работников);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

в) портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее — система досудебного обжалования) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) привлекаемых организаций, многофункциональных центров и их должностных лиц и работников).
(пп. «в» введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2015 N 1232; в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

7. При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

8. Жалоба рассматривается органом, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федеральных государственных служащих. В случае если обжалуются решения руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

При отсутствии вышестоящего органа жалоба подается непосредственно руководителю органа, предоставляющего государственную услугу, и рассматривается им в соответствии с настоящими Правилами.

Жалоба рассматривается многофункциональным центром или привлекаемой организацией, предоставившими государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) многофункционального центра, его должностного лица и (или) работника, привлекаемой организации, ее работника. В случае если обжалуются решения и действия (бездействие) руководителя многофункционального центра или привлекаемой организации жалоба может быть подана учредителю многофункционального центра или иному лицу, уполномоченному на рассмотрение жалоб нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

9. В случае если жалоба подана заявителем в орган, предоставляющий государственные услуги, многофункциональный центр, привлекаемую организацию, учредителю многофункционального центра, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе в соответствии с требованиями пункта 8 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня регистрации такой жалобы она направляется в уполномоченные на ее рассмотрение орган, предоставляющий государственные услуги, многофункциональный центр, привлекаемую организацию, учредителю многофункционального центра.

При этом орган, предоставляющий государственные услуги, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра, перенаправившие жалобу в письменной форме, информируют о перенаправлении жалобы заявителя.

Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации такой жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе, предоставляющем государственные услуги, многофункциональном центре, уполномоченной привлекаемой организации, у уполномоченного на ее рассмотрение учредителя многофункционального центра.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящих Правил не применяются и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

10. Жалоба на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, привлекаемых организаций и их работников, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) государственной корпорации и ее должностных лиц, может быть подана заявителем через многофункциональный центр. При поступлении такой жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в уполномоченные на ее рассмотрение федеральный орган исполнительной власти, орган государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, привлекаемую организацию в порядке, установленном соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и указанными органами и организациями (далее — соглашение о взаимодействии). При этом такая передача осуществляется не позднее следующего за днем поступления жалобы рабочего дня.

Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченных на ее рассмотрение федеральном органе исполнительной власти, органе государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, привлекаемой организации.
(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

11. Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

а) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, запроса, указанного в статье 15.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

б) нарушение срока предоставления государственной услуги.

В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующей государственной услуги в полном объеме, в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
(пп. «б» в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующей государственной услуги в полном объеме, в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
(пп. «д» в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

ж) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица, работника в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующей государственной услуги в полном объеме, в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
(пп. «ж» в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

12. Органы, предоставляющие государственные услуги, многофункциональные центры, привлекаемые организации, учредители многофункциональных центров определяют уполномоченных на рассмотрение жалоб должностных лиц и (или) работников, которые обеспечивают:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

а) прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями настоящих Правил;

б) направление жалоб в уполномоченные на их рассмотрение орган и (или) организацию в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

13. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

14. Органы, предоставляющие государственные услуги, многофункциональные центры, привлекаемые организации, учредители многофункциональных центров обеспечивают:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

а) оснащение мест приема жалоб;

б) информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих, многофункциональных центров, привлекаемых организаций, их должностных лиц, работников посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на их официальных сайтах, на Едином портале;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

в) консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих, многофункциональных центров, привлекаемых организаций, их должностных лиц, работников, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

г) заключение соглашений о взаимодействии в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи заявителям результатов рассмотрения жалоб;

д) формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган (при его наличии), учредителю многофункционального центра отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

15. Жалоба, поступившая в уполномоченные на ее рассмотрение орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемую организацию, учредителю многофункционального центра, подлежит регистрации не позднее следующего за днем ее поступления рабочего дня. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом, предоставляющим государственную услугу, многофункциональным центром, привлекаемой организацией, учредителем многофункционального центра, уполномоченными на ее рассмотрение.

В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица, многофункционального центра, его должностного лица, работника, привлекаемой организации, ее работника в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

16. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уполномоченный на ее рассмотрение орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра принимают решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, привлекаемой организации, учредителя многофункционального центра.

При удовлетворении жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра принимают исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

17. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме. В случае если жалоба была направлена способом, указанным в подпункте «в» пункта 6 настоящих Правил, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1232)

18. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, привлекаемой организации, учредителя многофункционального центра, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;

г) основания для принятия решения по жалобе;

д) принятое по жалобе решение;

е) в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;

ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

19. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, учредителя многофункционального центра, работником привлекаемой организации.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, учредителя многофункционального центра и (или) уполномоченной на рассмотрение жалобы привлекаемой организации, уполномоченного на рассмотрение жалобы работника привлекаемой организации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

(п. 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

20. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра отказывают в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящих Правил в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

21. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, работника, а также членов его семьи;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

21(1). Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра сообщают заявителю об оставлении жалобы без ответа в течение 3 рабочих дней со дня регистрации жалобы.
(п. 21(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2018 N 676)

Правительство РФ своим постановлением от 6 июля 2015 г. № 676 утвердило требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.

В частности, определены основания для создания ГИС – обязанность органа исполнительной власти по созданию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами, или решение органа исполнительной власти о создании системы с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий. Создание системы предусмотрено в соответствии с утвержденным техническим заданием. При этом в процессе создания ГИС выделено несколько последовательных этапов:

  • разработка документации на систему и ее части;
  • разработка рабочей документации на систему и ее части;
  • разработка или адаптация программного обеспечения;
  • пусконаладочные работы;
  • проведение предварительных испытаний системы;
  • проведение опытной эксплуатации системы;
  • проведение приемочных испытаний системы.

Конкретизированы действия, характеризующие каждый из указанных этапов.

В качестве основания для ввода системы в эксплуатацию предусмотрен правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию и устанавливающий срок начала эксплуатации.

Выводить систему из эксплуатации (при условии дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации) планируется в случаях:

  • завершения срока эксплуатации системы, если такой срок был установлен при вводе системы в эксплуатацию;
  • нецелесообразности эксплуатации системы, в том числе низкой эффективности используемых технических средств и программного обеспечения, изменения правового регулирования, принятия управленческих решений, а также наличия иных изменений, препятствующих эксплуатации системы;
  • финансово-экономической неэффективности эксплуатации системы.

Иным госорганам, помимо федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться в своей деятельности утвержденными кабмином требованиями.

Оставьте комментарий