Практическое налоговое планирование

Планирование и прогнозирование НДФЛ

1.2 Планирование и прогнозирование НДФЛ

Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием-налогоплательщиком. Таким образом, налоговое прогнозирование можно рассматривать как с позиций государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных институтов, так и с позиций налогоплательщика.

Налоговое прогнозирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектом федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

В то же время налоговое прогнозирование строится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ведущих отраслей, таких, как прирост (снижение) ВВП, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей и рядом других, а так же показателями развития экономики субъектов РФ. Эти показатели разрабатываются центральными экономическими ведомствами: Минэкономразвития, Минфином, Центральным банком, Госкомстатом, а также уполномоченными органами субъектов РФ и муниципальных образований.

При прогнозе поступления налогов указанные экономические органы ориентированы на максимально высокий уровень их поступления, что связано с постоянно растущими потребностями государства, вызванными как объективными, так и субъективными причинами. К объективным причинам относятся: необходимость развития научно-технического прогресса, поддержание на должном уровне безопасности и обороноспособности страны, повышение жизненного уровня населения и некоторые другие. Субъективные причины связаны с естественной потребностью органов управления, а также соответствующих ведомств иметь более высокие финансовые возможности. Вместе с тем потребности увеличения расходов и вызванное этим ориентирование на максимальное изъятие средств налогоплательщиков имеют определенные экономические ограничения, связанные, во-первых, с возможностями экономического роста хозяйства страны и его отдельных отраслей, повышения эффективности экономики и, во-вторых, с уровнем налоговых изъятий, за пределом которого налоги могут не только оказывать негативное влияние на развитие экономики, но и при определенных условиях привести к свертыванию предпринимательской деятельности. Поэтому в процессе налогового прогнозирования все эти факторы должны непременно учитываться.

Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное налоговое прогнозирование.

Оперативное налоговое прогнозирование осуществляется Минфином России и финансовыми органами на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования (в рамках утвержденного бюджета) в разрезе экономической классификации, а также министерств, ведомств, территорий и государственных программ. Этот вид прогнозирования одновременно решает и задачу подготовки аналитических материалов для осуществления краткосрочного налогового прогнозирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение недоимки. Именно в процессе оперативного прогнозирования обеспечивается и закладывается фундамент будущих предложений по совершенствованию налогового законодательства. В процессе оперативного налогового прогнозирования активно участвуют и налоговые органы, которые на основе анализа налогооблагаемой базы и прогноза поступлений налогов на очередной месяц и квартал наряду с выработкой предложений по улучшению действующего налогового законодательства определяют тактику контрольной работы, а также сферу своего действия: конкретные предприятия, подлежащие проверке в ближайшее время, и перечень налогов, подлежащих документальной проверке.

Краткосрочное налоговое прогнозирование служит основой для составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на очередной год. Главными для него являются показатели социально-экономического прогноза страны на предстоящий год, вырабатываемые Минэкономразвития России, а также анализа налоговых поступлений в текущем году, как в целом, так и по отдельным налогам. Краткосрочное прогнозирование осуществляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами (по региональным и местным бюджетам) при непосредственном участии налоговой службы и других экономических органов, в частности соответствующих департаментов и управлений экономики в регионах.

Участие налоговых органов в этом процессе пре определяется наличием у них квалифицированного анализа поступлений налогов за истекший период времени, знания оперативной обстановки на местах с позиций влияния действующей налоговой системы на экономику конкретных налогоплательщиков и уровень налоговых изъятий. Кроме того, налоговые органы, на которые возложена задача не только контроля за соблюдением налогового законодательства, но и обеспечения исполнения предусмотренных в бюджете налоговых поступлений, заинтересованы в реальности предусматриваемых в налоговом прогнозировании сумм, их соответствии действующему налоговому законодательству и экономическим показателям развития экономики. Участие Минэкономразвития России обусловлено низложенными на него функциями народнохозяйственного прогнозирования, в том числе финансового.

Процесс краткосрочного прогнозирования состоит из ряда взаимосвязанных последовательных и практических действий экономических ведомств.

Во-первых, осуществляется детальный анализ положительных и негативных сторон действующего на момент составления прогноза налогового законодательства, как в целом, так и по отдельным видам налогов.

Во-вторых, разрабатываются предложения по внесению в налоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидацию негативных элементов, расширение налогооблагаемой базы, повышение стимулирующей роли налогов и увеличение на той основе доходов бюджетов всех уровней.

В-третьих, анализируются народнохозяйственные факторы, позитивно или негативно влиявшие на поступление налогов в текущем году, и разрабатываются меры, но устранению негативных факторов и укреплению позитивных тенденций.

В-четвертых, на основе проведенного анализа хода поступлений по каждому виду налогов за истекший период и ожидаемых оценок поступлений до конца текущего года с учетом предстоящих изменений налогового законодательства и всех факторов изменения экономических показателей на предстоящий год рассчитывается сумма поступлений по каждому виду налогов и всех налоговых поступлений. При этом в расчетах необходимо учитывать и возможные вероятностные отклонения в предстоящем году важнейших социально экономических показателей, а также влияние политической обстановки в обществе.

В-пятых, проектировки налоговых поступлений в составе бюджета совместно с показателями прогноза социально-экономического развития страны и каждого субъекта Федерации на предстоящий год и проектами законодательных актов об изменениях и дополнениях в налоговое законодательство рассматриваются сначала в органах исполнительной власти, а после одобрения представляются в органы законодательной власти. В законодательных органах власти все эти документы детально рассматриваются, анализируются, в них вносятся необходимые изменения и дополнения, а затем они утверждаются в форме соответствующего закона.

Прогнозные налоговые показатели в целом, но соответствующему бюджету (федеральному, региональному, местному), а также по отдельным видам налогов включаются в его доходную часть и утверждаются в виде статей закона о бюджете. Исходя из определенных законом поступлений налоговых платежей устанавливается расходная часть бюджета с распределением бюджетных ассигнований по соответствующим министерствам, ведомствам, территориям и государственным программам, а также по отдельным статьям расходов.

Оперативное и краткосрочное налоговое прогнозирование представляют собой две составляющие единого процесса текущего прогнозирования. В процессе его осуществления решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового прогнозирования. Данная стратегия определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного налогового прогнозирования. Указанные виды бюджетного прогнозирования, которые можно определить как перспективное прогнозирование, существенно отличаются от оперативного и краткосрочного (текущего) прогнозирования.

Текущее прогнозирование служит основой для составления проектов соответствующих бюджетов, которые составляются и утверждаются только на год. При этом детально анализируются и определяются размеры как общей совокупности налогов, гак и отдельных их видов. В перспективном же прогнозировании, как правило, нет подразделения по виду налогов, оно охватывает совокупность всех налогов. И текущее, и перспективное прогнозирование одновременно базируются па прогнозе социально-экономического развития страны на соответствующий период времени и служат основой для определения главных характеристик прогноза. В частности, от собираемости и размеров поступлений налогов зависят возможности государственных инвестиций в планируемый период, а, следовательно, и темпы развития экономики. И перспективном прогнозировании зависимость прогноза социально экономического развития страны от величины налогов значительно больше. Налоговое прогнозирование используется здесь как метод экономического предвидения. При этом текущее налоговое прогнозирование служит основой для выработки стратегии налогового прогнозирования на длительную перспективу.

В ходе перспективного налогового планирования определяется налоговая составляющая финансовых ресурсов государства на ближайшую и длительную перспективу для составления сводного финансового баланса.

Тенденция движения сумм налоговых платежей на перспективу характеризует позитивные и негативные моменты проводимой экономической политики государства. Тем самым перспективное налоговое планирование не только сигнализирует о необходимости внесения изменений в экономическую, финансовую и налоговую политику, но и позволяет выработать направление этих изменений.

Существенное значение имеет перспективное налоговое направление для выработанной долгосрочной программы развития экономики страны. Это связано с тем, что по результатам планирования определяются финансовые возможности государства для направления ресурсов на экономическое развитие.

В России перспективное налоговое прогнозирование не получило достаточно полного развития и является составной частью социально экономического прогноза на средне- и долгосрочную перспективу, разрабатываемого в основном на федеральном уровне Минэкономразвития России.

Налоговое прогнозирование должно играть и фактически играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства. В его процессе Минфин России, в частности, принимает решения о необходимости внесения изменений в налоговое законодательство, а также сокращения расходов государства в тех случаях, когда возможности сбалансирования бюджета налоговыми методами на планируемый период исчерпаны. В связи с этим одновременно с внесением или до внесения в законодательные органы проекта федерального бюджета на предстоящий год Правительство РФ направляет проекты соответствующих законов об изменениях и дополнениях в действующее законодательство о налогах.

Полностью такие же процессы проходят в субъектах РФ при составлении и утверждении региональных и местных бюджетов в части региональных и местных налогов и сборов.

Кроме того, в процессе налогового прогнозирования разрабатываются меры по совершенствованию контрольной работы налоговых органов, а также по улучшению внешнеэкономической обстановки в стране и регионах и созданию необходимых условий для предпринимательства, которые являются основой для планирования дополнительных поступлений налогов за счет их лучшей собираемости.

Разрабатываются предложения по уточнению и дополнению действующего законодательства, а также нормативных актов Президента и Правительства РФ в части взаимоотношений хозяйствующих субъектов между собой, с государством и населением. В частности, эти предложения направлены на сокращение взаимной задолженности предприятий друг другу и банкам, создание необходимых гарантий населению и предприятиям по размещению их свободных средств в банковских и других кредитных учреждениях, а также на решение других задач, способствующих устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходов бюджетов всех уровней.

Процесс налогового прогнозирования на государственном уровне — это не механическое определение размера предстоящих поступлений в бюджеты соответствующих органов власти, а творческий процесс выявления и мобилизации имеющихся в экономике страны резервов, решения общегосударственных и отраслевых задач на ближайшее будущее и перспективу. Прогнозирование налоговых поступлений — сложная и ответственная работа, требующая серьезного анализа происходящих в стране и регионах социальных, экономических и поли­тических процессов, перспектив и тенденций их развития, а также глубоких познаний в области налогового законодательства. Только в этом случае, возможно, реально оценить размеры поступлений налогов в предстоящий период и обеспечить на этой основе своевременное и качественное составление и утверждение бюджетов всех уровней.

Указанная работа проводится в процессе налогового прогнозирования на федеральном уровне, в частности специалистами Минфина и Минэкономразвития России, отраслевых министерств и ведомств. Особая роль в этом отводится органам МНС России, специалисты которого непосредственно отвечают за полноту поступлений налогов в бюджеты всех уровней и поэтому непосредственно заинтересованы в объективности предусматриваемых в проектах бюджетов размеров проектируемых налогов, как в целом, так и по основным их видам.

Кроме указанных государственных и муниципальных органов к налоговому прогнозированию привлекаются также научные организации, коллективы ученых и практики, общественные организации, призванные защищать права налогоплательщиков, что связано с необходимостью широкой общественной поддержки предлагаемых мер по изменению и дополнению действующего налогового законодательства, использования их знаний и опыта, а также их заинтересованности в совершенствовании налогового законодательства.

Налоговое прогнозирование базируется на общеэкономических методах: экспертных оценок, анализа, корреляции, ранжирования и др. При этом выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налога.

Непременный элемент налогового прогнозирования — экономический анализ поступлений налогов, как в целом, так и по их отдельным видам, предметом которого являются не только суммы поступивших налогов и их динамика. Более важно проанализировать тенденции в развитии налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов, а также структуру налогоплательщиков. При этом следует иметь в виду, что для каждого налога существуют свои, особенные элементы налогооблагаемой базы и ее определяющих показателей, но отдельные элементы налогооблагаемой базы присущи сразу двум или нескольким видам налогов.

Если взять налог на прибыль, то здесь главными, определяющими являются такие показатели, как динамика объема производства важнейших отраслей народ кого хозяйства, индекс цен, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль.

По налогу на доходы физических лиц налогооблагаемая база складывается из следующих показателей: фонда оплаты труда, действующего и проектируемого уровня минимальной оплаты труда, численности работающих, уровня средней заработной платы, демографических изменений в целом по стране и по отдельным регионам (в основном северным и приравненным к ним).

Только при анализе этих показателей можно определить базу обложения, необлагаемый минимум, льготируемые выплаты, среднюю ставку и на основе этого — общую сумму налога на предстоящий период.

Налоговое прогнозирование базируется на факторном анализе динамики и тенденций налогооблагаемой базы в целом и отдельных элементов, ее составляющих.

Изменения, происходящие в экономике страны, выход ее из кризиса, решение проблем неплатежей бюджету и хозяйствующих субъектов друг другу предопределяют и возможности уточнения акцентов в оценке факторов, влияющих на налогооблагаемую базу, появления других ее элементов и характеристик.

Налоговое прогнозирование предприятий-налогоплательщиков является частью финансового прогнозирования их деятельности и означает использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу и законных вычетов из налогооблагаемой базы для оптимизации налоговых платежей.

Процесс налогового прогнозирования для предприятий-налогоплательщиков представляет собой важнейшую процедуру, поскольку отсутствие предвидения в этой области может иметь непредсказуемые последствия для текущей или перспективной деятельности предприятия, оно важно для принятия решений в области его инвестиционной и научно-технической политики, изменения ассортимента выпускаемой продукции, замены рынков сбыта и др.

Принятие Налогового кодекса РФ в существенной мере сняло ряд серьезнейших проблем, ранее стоявших перед налогоплательщиками, в частности противоречивость налогового законодательства, множественность нормативных документов в области налогов и бухгалтерского учета, чрезмерную ответственность за любое, даже непредумышленное, нарушение налогового законодательства, наличие у налоговых органов огромных прав при почти полном отсутствии обязательств и ответственности перед налогоплательщиком за свои действия. Вместе с тем, решив эти и ряд других проблем, Налоговый кодекс не в силах ликвидировать субъективизм налоговых органов при рассмотрении и принятии решений в области налогового обложения. Осталась и еще одна немаловажная проблема — длительность рассмотрения жалоб налогоплательщиков в вышестоящих налоговых органах. По этой причине, а также из-за чрезмерной тяжести налогового бремени предпринимательская деятельность в России продолжает оставаться достаточно рискованной и осуществляется без достаточных гарантий. Поэтому для предприятия необходимо не только знать размер предстоящих налоговых обязательств, но и сделать все от него зависящее, чтобы на законных основаниях оптимизировать свои обязательные взносы в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

При этом под оптимизацией понимается не только минимизация платежей, но и правильное разнесение их по срокам.

Наиболее удобным является перенос налоговых платежей на дату соответствующих поступлений на счет предприятия.

В отличие от избежания налогообложения или уклонения от уплаты налогов налоговое прогнозирование подразумевает не просто минимизацию налоговых платежей, но и использование предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот и вычетов.

Умелое пользование предусмотренными налоговым законодательством льготами и вычетами подразумевает не только хорошее знание прав налогоплательщика в этой области, но и рациональное пользование ими. Поэтому налоговым прогнозированием зачастую занимается не только сам налогоплательщик, но и привлекаемые им для этих целей аудиторские и другие подобные фирмы. Они должны совместными усилиями вырабатывать экономически грамотную, честную в правовом отношении стратегию и тактику налогового прогнозирования.

Один из важнейших путей решения задач налогового прогнозирования — строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Законопослушный налогоплательщик, даже в условиях достаточно высокого уровня налогового пресса, зачастую имеет возможность минимизировать свои платежи государству по сравнению с налогоплательщиком, нарушающим налоговое законодательство. Это связано с предусмотренными Налоговым кодексом штрафными санкциями за укрывательство от налогообложения, которые уплачиваются сверх укрытого налога. Подобные шаги налогоплательщика могут привести не только к резкому ухудшению его финансово-хозяйственной деятельности, но и к банкротству. Вместе с тем строгое соблюдение налогового законодательства невозможно без грамотного и безупречного ведения на предприятии бухгалтерского и налогового учета и отчетности, выполнения всех нормативных документов по налогообложению и бухгалтерскому учету.

Таким образом, налоговое прогнозирование на государственном уровне и на уровне налогоплательщика, представляя собой, процесс определения налоговых сумм, различается в части интересов государства и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше средств для выполнения возложенных на него функций, но это стремление упирается в возможности налогоплательщика заплатить требуемую государством сумму. Налогоплательщик стремится к всемерной минимизации своих обязательств перед государством, используя все предоставленные ему действующим законодательством права и возможности, а иногда и переходя за рамки закона.

Поэтому в процессе бюджетного прогнозирования происходит поиск оптимального уровня налогообложения, отвечающего интересам обеих сторон и способствующего достижению необходимого баланса их финансовых возможностей. Как показывает мировой опыт, при установлении оптимального уровня налоговых изъятий на первый план должны выдвигаться экономические стимулы развития производства, т. е. интересы товаропроизводителя

2.Анализ динамики и методы прогнозирования поступления налога на доходы физических лиц ( по г.Салават РБ).

Информация о работе «Планирование поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет» Раздел: Финансовые науки
Количество знаков с пробелами: 66426
Количество таблиц: 8
Количество изображений: 0

Похожие работы

214548 12 1

… нормы и составляет минимум полгода. Кроме этого, сторонники данной реформы НДФЛ надеются, что получение социальной поддержки населением из того же бюджета, в который поступает налог на доходы физических лиц, проживающих в данном регионе, повысит мотивацию налогоплательщиков и их ответственность за благосостояние региона. Тем не менее у данного предложения больше недостатков, чем преимуществ. …

54859 2 0

… проводят различного вида проверки, в том числе по правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. Главной задачей Министерства федеральной налоговой службы России (МФНС) является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. …

66174 5 1

… соответственно в разд. 3 — 5 налоговой карточки по форме 1-НДФЛ. Примеры расчета НДФЛ приведены в приложении №1 2. Налоговый учет и отчетность по налогу на доходы физических лиц 2.1 Система налогового учета по налогу на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и лица занимающиеся частной практикой ведут налоговый учет …

42737 0 0

… в виде производственного задания и утверждается руководителем аудиторской фирмы. В программе детально описываются все процедуры, необходимые для реализации плана аудиторской проверки расчетов по налогу на доходы с физических лиц, а также цели и задачи по каждому участку проверки. В программе определяются также предельные сроки обработки и предоставления материалов для составления заключения. В …

Оставьте комментарий