<strong>МОСКВА, 4 июл — РИА Новости.</strong> Архангельское областное собрание депутатов внесло в <a href=»http://ria.ru/organization_Gosudarstvennaja_Duma_RF/» target=»_blank» data-auto=»true»>Госдуму</a> проект, предлагающий предоставить работникам противопожарной службы, спасателям аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ право на досрочный выход на пенсию, следует из электронной базы данных нижней палаты парламента.Авторы документа отмечают, что согласно действующему законодательству страховая пенсия назначается досрочно мужчинам и женщинам, проработавшим не менее 25 лет в противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, по достижении 50 лет, и лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях федерального органа исполнительной власти по достижении 40 лет либо независимо от возраста. При этом аналогичные льготы не предусмотрены для работников соответствующих органов субъектов РФ.»На основании изложенного законопроектом предлагается внести изменения…, которые предусматривают исчисление общего стажа работы на должностях Государственной противопожарной службы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом как стажа работы в федеральной противопожарной службе, так и стажа работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации», — говорится в документе.»А также исчисление общего стажа работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований для досрочного назначения страховой пенсии по старости», — отмечают авторы документа.Они напоминают, что 11 июня 2019 года на пленарном заседании <a href=»http://ria.ru/organization_Sovet_Federacii_RF/» target=»_blank» data-auto=»true»>Совета Федерации</a> было принято постановление «Об обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором кабмину рекомендовано рассмотреть возможность внесения изменений в пенсионное законодательство РФ, предусматривающих право на досрочный выход на пенсию работникам пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований субъектов РФ.Законопроектом предусмотрено, что его положения вступают в силу с 1 января 2021 года.Принятие проекта повлечет дополнительные расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, при этом определить размеры средств, необходимых для реализации законопроекта, не представляется возможным ввиду отсутствия информации о количестве работников противопожарной службы субъектов РФ, спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов, отмечают авторы документа.Кабмин не поддерживает данный законопроект, так как предлагаемые им изменения «не согласуются с концепцией Федерального закона «О страховых пенсиях», предусматривающей сохранения права на досрочное пенсионное обеспечение только за теми категориями граждан, которым такое право предоставлялось ранее действующим законодательством», а также потому, что проект не содержит норм, определяющих источник и порядок выделения дополнительных средств из бюджета РФ, говорится в заключении кабмина.
ПРИКАЗ ОПЕРАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 12 октября 2018 года №151
Об утверждении Положения об обеспечении безопасности критически важных объектов информатизации
На основании пункта 6 Положения об отнесении объектов информатизации к критически важным и обеспечении безопасности критически важных объектов информатизации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 октября 2011 г. №486 «О некоторых мерах по обеспечению безопасности критически важных объектов информатизации», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об обеспечении безопасности критически важных объектов информатизации.
2. Установить, что приведение в соответствие с настоящим приказом систем безопасности критически важных объектов информатизации, включенных в Государственный реестр критически важных объектов информатизации до вступления в силу данного приказа, не требуется.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 30 октября 2018 г.
Начальник
А.Ю.Павлюченко
Утверждено Приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 12 октября 2018 года №151
Положение об обеспечении безопасности критически важных объектов информатизации
1. В настоящем Положении устанавливается порядок организации мероприятий по обеспечению безопасности критически важных объектов информатизации (далее — КВОИ), включая мероприятия по созданию системы безопасности КВОИ правового, организационного и технического характера, мониторингу угроз безопасности КВОИ и реагированию на такие угрозы.
2. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, определенных Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №279, 2/1552), Положением об отнесении объектов информатизации к критически важным и обеспечении безопасности критически важных объектов информатизации, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 октября 2011 г. №486 «О некоторых мерах по обеспечению безопасности критически важных объектов информатизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №121, 1/13026), Положением о технической и криптографической защите информации в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2013 г. №196 «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.04.2013, 1/14225), техническими нормативными правовыми актами, а также следующие термины и их определения:
платный документ
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 июня 2001 г. № 39-З
Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя
Принят Палатой представителей 24 мая 2001 года
Одобрен Советом Республики 8 июня 2001 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336) <H10700239> — Закон Республики Беларусь вступил в силу 17 декабря 2007 г.;
Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1666) <H10900114>;
Закон Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 331-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.12.2015, 2/2329) <H11500331>
Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности аварийно-спасательных служб на территории Республики Беларусь, регулирует отношения в этой области между республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, а также гражданами, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет гарантии их правовой и социальной защиты.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия и их определения:
аварийно-спасательная служба – организация, созданная для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и оснащенная аварийно-спасательными средствами;
аварийно-спасательные работы – неотложные работы в зоне чрезвычайной ситуации по спасанию людей, материальных и культурных ценностей, снижению размеров вреда, причиняемого окружающей среде, а также по локализации чрезвычайной ситуации и ликвидации или уменьшению уровня воздействия опасных факторов, характерных для нее, проводимые в условиях, угрожающих жизни и здоровью людей, для выполнения которых требуются специальная подготовка, экипировка и оснащение спасателей;
аварийно-спасательные средства – специальные средства, предназначенные для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, в том числе средства связи и управления, аварийно-спасательная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, а также методические материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, информационные базы данных и иные средства;
другие неотложные работы при ликвидации чрезвычайной ситуации (далее – другие неотложные работы) – действия, направленные на обеспечение аварийно-спасательных работ, оказание первой и других видов помощи населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, создание условий, необходимых для защиты жизни и сохранения здоровья людей;
руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации – лицо, выполняющее распорядительные функции и ответственное за организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ;
спасатель – лицо, прошедшее аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ.
Статья 2. Законодательство Республики Беларусь в области деятельности аварийно-спасательных служб
Законодательство Республики Беларусь в области деятельности аварийно-спасательных служб основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Статья 3. Государственное регулирование деятельности аварийно-спасательных служб
К государственному регулированию деятельности аварийно-спасательных служб относятся:
разработка государственных целевых программ по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб, организация их выполнения, финансирование и контроль за выполнением;
создание, реорганизация или ликвидация аварийно-спасательных служб, содержащихся за счет средств республиканского бюджета;
определение перечня республиканских органов государственного управления, объединений юридических лиц, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, иных организаций, которые в обязательном порядке создают аварийно-спасательные службы;
оказание содействия республиканским органам государственного управления, объединениям юридических лиц, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям в подготовке и оснащении аварийно-спасательных служб, создаваемых ими;
обеспечение гарантий правовой и социальной защиты спасателей и членов их семей;
оказание финансовой поддержки аварийно-спасательным службам в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
возложение на республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации обязанности оказания содействия аварийно-спасательным службам, следующим в зону чрезвычайной ситуации для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе предоставление им необходимых материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций резервов, а также предоставление права на беспрепятственный проезд, вылет, первоочередное обеспечение горюче-смазочными материалами, первоочередной (внеочередной) ремонт аварийно-спасательных средств на станциях технического обслуживания, аэродромах и в речных портах;
установление системы льгот аварийно-спасательным службам и организациям, оказывающим этим службам финансовую и (или) материально-техническую помощь, а также организациям, осуществляющим производство аварийно-спасательных средств;
определение порядка и условий обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации спасателей и должностных лиц аварийно-спасательных служб.
Статья 4. Виды аварийно-спасательных работ
Аварийно-спасательными работами являются поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, работы, связанные с тушением пожаров, а также работы, проводимые в условиях повышенной радиации, и иные работы, перечень которых определяется Правительством Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
Статья 5. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб являются:
гуманизм и милосердие;
приоритетность задач спасания жизни, сохранения здоровья людей и снижения размеров вреда, причиняемого окружающей среде, при возникновении чрезвычайных ситуаций;
единоначалие руководства аварийно-спасательными службами;
обязательность проведения аварийно-спасательных работ;
обеспечение безопасности при проведении аварийно-спасательных работ.
Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб
Основными задачами аварийно-спасательных служб являются:
проведение аварийно-спасательных работ;
обеспечение постоянной готовности к проведению аварийно-спасательных работ, степень которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
На аварийно-спасательные службы законодательством Республики Беларусь могут быть возложены следующие задачи:
участие в осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, контроль за соответствием этих объектов и территорий проектам, которые могут повлиять на устойчивость обслуживаемых объектов и территорий к чрезвычайным ситуациям, и требованиям безопасности производства, подготовка их руководителей и работников к предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
участие в проведении в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций государственной экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений, которые могут повлиять на устойчивость обслуживаемых объектов и территорий к чрезвычайным ситуациям, повышение степени защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участие в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
Статья 7. Создание, реорганизация и ликвидация аварийно-спасательных служб
В Республике Беларусь создаются профессиональные, нештатные и общественные аварийно-спасательные службы.
Профессиональные аварийно-спасательные службы могут быть:
республиканскими – создаются по решению Президента Республики Беларусь и (или) Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления (за счет средств республиканского бюджета), а также по решению объединений юридических лиц, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (за счет их собственных средств);
территориальными – создаются по решению областных, Минского городского исполнительных комитетов за счет средств областных бюджетов, бюджета г. Минска;
объектовыми – создаются по решению организации (за счет ее собственных средств), за исключением аварийно-спасательных служб, указанных в абзацах втором и третьем настоящей части.
Перечень республиканских органов государственного управления, объединений юридических лиц, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, иных организаций, которые в обязательном порядке создают аварийно-спасательные службы, определяется Правительством Республики Беларусь по представлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Профессиональные аварийно-спасательные службы могут создаваться как юридические лица либо структурные подразделения в составе юридических лиц в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Организации могут создавать на общественных началах из числа своих работников нештатные аварийно-спасательные службы, не являющиеся юридическими лицами.
Общественные аварийно-спасательные службы создаются на общественных началах общественными объединениями или как общественные объединения в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь и их уставами.
Реорганизация и ликвидация аварийно-спасательных служб производятся в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 8. Структура и численность аварийно-спасательных служб
Структура и численность республиканских профессиональных аварийно-спасательных служб устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Структуру и численность территориальных и объектовых профессиональных аварийно-спасательных служб, а также нештатных и общественных аварийно-спасательных служб определяют органы и иные организации, создающие их.
Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб
В аварийно-спасательные службы принимаются лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья исполнять обязанности спасателей.
Особенности комплектования профессиональных аварийно-спасательных служб устанавливаются актами законодательства Республики Беларусь.
В трудовых договорах (контрактах), заключенных со спасателями, оговариваются особенности и режим работы спасателей, порядок и условия оплаты их труда, социальные гарантии и льготы, а также обязательство спасателей неукоснительно исполнять возложенные на них обязанности и распоряжения руководителей аварийно-спасательных служб, связанные с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, и иные обязательные условия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Статья 10. Регистрация аварийно-спасательных служб
Аварийно-спасательные службы подлежат обязательной регистрации в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
В случае, если состояние и постоянная готовность аварийно-спасательных служб к немедленному проведению аварийно-спасательных работ не отвечают степени, определенной Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, деятельность организаций, которые в обязательном порядке создали эти аварийно-спасательные службы, может быть приостановлена в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Статья 11. Деятельность аварийно-спасательных служб
Организация деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, а также руководство ими предполагают неукоснительное исполнение всеми работниками этих служб возложенных на них обязанностей и распоряжений их руководителей. При участии нештатных и общественных аварийно-спасательных служб в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ данное требование распространяется на эти службы.
Профессиональные аварийно-спасательные службы могут осуществлять деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.
Степень постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб к немедленному проведению аварийно-спасательных работ проверяется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, его территориальными органами и подразделениями в пределах их полномочий.
Статья 12. Координация деятельности аварийно-спасательных служб
Координация деятельности аварийно-спасательных служб осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в целях:
оперативного привлечения сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации;
выработки согласованных предложений по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе направленных на усиление правовой и социальной защиты спасателей и членов их семей;
проведения единой государственной политики в сфере производства аварийно-спасательных средств и материально-технического обеспечения аварийно-спасательных служб;
обеспечения взаимодействия между аварийно-спасательными службами и другими силами, в том числе воинскими частями и подразделениями, выделенными для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на соответствующих территориях;
решения задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации спасателей и должностных лиц аварийно-спасательных служб.
Статья 13. Финансирование аварийно-спасательных служб
Финансирование аварийно-спасательных служб осуществляется за счет средств:
республиканского и местных бюджетов;
организаций, создавших аварийно-спасательные службы;
поступающих по договорам, заключенным с обслуживаемыми организациями;
поступающих от взносов и добровольных пожертвований организаций и граждан;
иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, а также организации, создавшие аварийно-спасательные службы, в соответствии с законодательством Республики Беларусь определяют источники финансирования этих служб, а также порядок использования поступивших средств.
ГЛАВА 3
УЧАСТИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ В ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 14. Привлечение аварийно-спасательных служб к аварийно-спасательным работам
Привлечение аварийно-спасательных служб к аварийно-спасательным работам осуществляется согласно:
порядку действий, установленному для них при возникновении и развитии чрезвычайной ситуации;
плану предупреждения либо плану ликвидации чрезвычайной ситуации на обслуживаемом объекте или территории;
плану взаимодействия при ликвидации чрезвычайной ситуации на других объектах или территориях;
решениям уполномоченных на то должностных лиц республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, осуществляющих руководство деятельностью аварийно-спасательных служб.
Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайной ситуации за пределами территории Республики Беларусь осуществляется в порядке, определяемом международными договорами Республики Беларусь.
Статья 15. Руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации
Непосредственное руководство аварийно-спасательными службами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайной ситуации, и обеспечение их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
Старшее должностное лицо профессиональной аварийно-спасательной службы, прибывшее в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия старшего должностного лица или руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, определенного в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо планом предупреждения, либо планом ликвидации чрезвычайной ситуации или назначенного министерством, другим республиканским органом государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органом, руководителем иной организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной чрезвычайной ситуации.
Решения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, направленные на ее ликвидацию, являются обязательными для всех организаций и граждан, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации иначе, как отстранив его от исполнения обязанностей в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и приняв руководство на себя или назначив вместо него другое должностное лицо.
Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации в соответствии с законодательством Республики Беларусь определяются Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, объединениями юридических лиц, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также организациями, создавшими аварийно-спасательные службы.
Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации имеет право на полную и достоверную информацию, необходимую для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В случае, когда чрезвычайная ситуация не может быть ликвидирована имеющимися в наличии силами и средствами, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации вправе принимать решения о (об):
проведении эвакуационных мероприятий;
приостановлении деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
использовании необходимых материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций резервов;
привлечении нештатных и общественных аварийно-спасательных служб к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
привлечении граждан (с их согласия) к проведению других неотложных работ;
применении иных неотложных мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и (или) ходом аварийно-спасательных и других неотложных работ при ее ликвидации.
Статья 16. Возмещение аварийно-спасательным службам расходов, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации
Возмещение расходов на перевозку и размещение работников аварийно-спасательных служб, привлекаемых к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение аварийно-спасательных служб, а также оплата труда спасателей и работников аварийно-спасательных служб, выплата им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, бесплатное медицинское обслуживание и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям и работникам, которые пострадали в ходе проведения указанных работ, производятся в соответствии с договорами, заключенными с обслуживаемыми организациями, а также за счет средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Часть средств, выделенных в соответствии с частью первой настоящей статьи на ликвидацию чрезвычайной ситуации и не использованных аварийно-спасательными службами при ликвидации чрезвычайной ситуации, остается в распоряжении этих служб и направляется на их финансирование и социальную защиту спасателей и членов их семей.
ГЛАВА 4
СТАТУС СПАСАТЕЛЯ
Статья 17. Аттестация спасателей
Спасатели проходят аттестацию в порядке, определяемом Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
На основании решения аттестационной комиссии спасателю выдаются удостоверение, жетон установленного образца, а также книжка спасателя.
Книжка спасателя предназначается для учета участия этого спасателя в аварийно-спасательных и других неотложных работах.
Положения об удостоверении спасателя, о жетоне и книжке спасателя утверждаются Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Работники аварийно-спасательных служб Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, проходящие службу в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь на дату вступления в силу настоящего Закона, являются спасателями.
Спасатели, не прошедшие аттестации, утрачивают статус спасателя.
Статья 18. Права спасателей
Спасатели, привлеченные к аварийно-спасательным работам, имеют право:
на полную и достоверную информацию, необходимую для исполнения ими возложенных на них обязанностей;
по предъявлении удостоверения спасателя на беспрепятственный проход на территорию и объекты организаций, а также в жилые помещения для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
требовать от всех лиц, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, соблюдения мер безопасности;
на экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации;
на использование для спасания людей средств связи, транспорта, иных материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций резервов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии с законодательством Республики Беларусь обеспечиваются форменной одеждой со знаками различия.
Спасатели, привлеченные к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, а также граждане, привлеченные к другим неотложным работам, имеют право в период проведения указанных работ на обеспечение питанием по нормам и в порядке, установленным Правительством Республики Беларусь.
Спасатели, привлеченные к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, а также граждане, привлеченные к другим неотложным работам, которые пострадали в ходе проведения указанных работ, имеют право в соответствии с законодательством Республики Беларусь на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты по временной нетрудоспособности.
Спасатели, принимавшие участие в аварийно-спасательных и других неотложных работах, а также граждане, привлеченные к другим неотложным работам, по заключению медицинской комиссии имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе организаций здравоохранения и реабилитационных центров.
Спасатели объектовых профессиональных аварийно-спасательных служб имеют право на льготы, предусмотренные работникам юридических лиц, в ведении которых эти службы находятся, включая в соответствии с законодательством Республики Беларусь доплату за проведение временных и разовых аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 19. Обязанности спасателей
Спасатели обязаны:
участвовать в аварийно-спасательных и других неотложных работах;
в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасанию, оказывать им первую и другие виды помощи;
исполнять распоряжения руководителей аварийно-спасательных служб, в составе которых спасатели принимают участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации;
проходить переподготовку и повышение квалификации;
разъяснять гражданам в целях недопущения чрезвычайных ситуаций правила безопасного поведения и порядок их действий при возникновении и развитии чрезвычайной ситуации.
Иные обязанности спасателей аварийно-спасательных служб определяются законодательством Республики Беларусь.
Статья 20. Режим работы и оплата труда спасателей
Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб определяется в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб на дому в режиме ожидания и готовности к выезду на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ учитывается в рабочем времени из расчета одна вторая часа за каждый час дежурства, но не более 264 часов в год и оплачивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
При проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с законодательством Республики Беларусь руководителями аварийно-спасательных служб с учетом характера чрезвычайной ситуации, особенностей проведения указанных работ и медицинских рекомендаций могут быть изменены режим работы и продолжительность рабочей смены спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб.
Оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 21. Исключена.
Статья 22. Обязательное страхование спасателей
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов или обязательному личному страхованию за счет средств организаций, в ведении которых находятся профессиональные аварийно-спасательные службы.
Условия и порядок проведения обязательного государственного личного страхования спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб или обязательного личного страхования спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб за счет средств организаций, в ведении которых находятся профессиональные аварийно-спасательные службы, определяются актами законодательства Республики Беларусь и должны соответствовать условиям и порядку проведения обязательного государственного личного страхования лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Статья 23. Гарантии правовой и социальной защиты спасателей
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб имеют право на основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу во вредных условиях.
Пенсионное обеспечение спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Областные, Минский городской исполнительные комитеты и иные организации, создавшие профессиональные аварийно-спасательные службы, по своему решению могут устанавливать дополнительные гарантии правовой и социальной защиты спасателей.
ГЛАВА 5
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ
Статья 24. Ответственность аварийно-спасательных служб
Аварийно-спасательные службы, являющиеся юридическими лицами, а также юридические лица, в ведении которых находятся аварийно-спасательные службы, несут материальную ответственность за вред, причиненный неправильными действиями этих служб в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Размер причиненного вреда и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Аварийно-спасательные службы, являющиеся юридическими лицами, а также юридические лица, в ведении которых находятся аварийно-спасательные службы, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации и спасатели не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате правомерных действий в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации.
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства в области деятельности аварийно-спасательных служб
Руководители аварийно-спасательных служб и спасатели, виновные в невыполнении обязательств, определенных трудовым договором (контрактом), умышленном причинении вреда здоровью граждан, ущерба материальным и культурным ценностям и (или) нанесении урона окружающей среде при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты Республики Беларусь применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.
Статья 27. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом
Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
ия, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
4. Финансовое обеспечение деятельности нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств организаций и общественных объединений, создавших указанные формирования, а также за счет иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 02.10.2012 № 160-ФЗ)
Статья 21. Порядок разрешения споров по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб
1. Споры по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований разрешаются органами государственной власти в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 22. Аварийно-спасательные службы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований
1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований создаются и функционируют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Требования к состоянию здоровья, физической и профессиональной подготовке личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также гарантии их социальной защиты не могут быть ниже установленных настоящим Федеральным законом для спасателей аналогичных гражданских профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.
3. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава III. Спасатели и их статус
Статья 23. Спасатели
1. Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
2. Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.
Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателя утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 24. Аттестация спасателей
1. Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.
Статья 241. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация спасателей
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Статья введена — Федеральный закон от 07.11.2000 № 135-ФЗ)
Статья 25. Права спасателей
1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.
2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на:
полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;
беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;
экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.
3. Медицинская и психологическая реабилитация спасателей, принимавших участие в проведении спасательных работ, осуществляется в медицинских организациях и реабилитационных центрах за счет средств на содержание спасательных служб и формирований. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.
5. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
6. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), имеют право на первоочередное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
7. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Гарантии деятельности спасателей
1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства.
2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.
3. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором (контрактом).
Статья 27. Обязанности спасателей
1. Спасатели обязаны:
быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуации, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;
неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую помощь и другие виды помощи; (В редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ)
неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.
2. Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).
Статья 28. Режим работы (службы) и отдыха спасателей
1. В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке.
2. Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в течение рабочего дня и рабочего года определяется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами.
3. Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства.
4. При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
5. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью:
спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей до 10 лет, — 30 суток;
спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 10 лет, — 35 суток;
спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 15 лет, — 40 суток.
6. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.
Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 29. Оплата труда спасателей
1. Оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором (контрактом).
2. Размер заработной платы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований организаций не может быть ниже размера заработной платы работников ведущих рабочих специальностей указанных организаций.
Статья 30. Право на жилище
1. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке.
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
2. Условия предоставления жилых помещений спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований организаций определяются трудовым договором (контрактом).
3. Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также семьи спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ, нуждавшиеся в получении жилья (улучшении жилищных условий), сохраняют право на его получение (улучшение жилищных условий). Жилые помещения указанным семьям предоставляются не позднее чем через шесть месяцев со дня гибели (смерти) спасателей.
4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на установку квартирных телефонов по действующим тарифам в первоочередном порядке. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
5. Условия и порядок реализации прав на жилище спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих органов власти. (Пункт введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 31. Страховые гарантии спасателей
1. Спасатели подлежат обязательному страхованию. Страхование осуществляется за счет средств на содержание спасательных служб и формирований. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
2. Страхование спасателей производится:
при назначении их на должности спасателей в профессиональные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования;
в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Страховыми событиями для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований являются гибель (смерть) при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие исполнения указанных обязанностей. При этом в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации, должно содержаться указание о связи страхового события с исполнением застрахованным спасателем обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом).
4. Страховыми событиями для спасателей, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, являются гибель (смерть) в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в ходе проведения указанных работ, а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие их участия в проведении указанных работ. При этом в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации, должно содержаться указание о связи страхового события с участием застрахованного спасателя в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Страхование производится на сумму не менее 20000 рублей. (В редакции Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ)
6. Страхование спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, создающие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования за счет финансовых средств, выделяемых на содержание указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
7. Страхование спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекшие спасателей к участию в проведении указанных работ, за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
8. Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию спасателей в случае наступления страховых событий, указанных в настоящей статье, производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.
9. Банки осуществляют операции по зачислению на вклады граждан сумм по обязательному бесплатному страхованию спасателей по основаниям, изложенным в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, перечисляемых (в том числе при открытии счета) на их счета организациями, осуществляющими выплату страховых сумм, а также прием страховых взносов в порядке образования страхового фонда и иных взаиморасчетов по выплаченным страховым суммам по данному виду страхования граждан между организациями, осуществляющими страхование спасателей, без истребования комиссионного вознаграждения.
10. Сумма средств, израсходованных на страхование спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, относится на себестоимость выполняемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями работ или на себестоимость продукции (услуг), производимой (оказываемых) создавшими их организациями.
11. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
12. В случае гибели спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, наступившей при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня увольнения из аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), членам их семей — женам (мужьям), детям, не достигшим возраста 18 лет (обучающимся — в возрасте до 23 лет), либо детям старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается из федерального бюджета (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
В случае получения спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания.