Правила эксплуатации автомобильных шин

Ваша безопасность и безопасность окружающих вас людей сильно зависит от состояния шин, которые установлены на вашем автомобиле. Поэтому очень важно следить за ними и поддерживать их в хорошем состоянии.
Если вы соблюдаете правила эксплуатации автомобильных шин, то ваши покрышки прослужат вам долго и надёжно.

Сначала поговорим об уходе за шинами:

1 Следите за давлением в шинах

Это очень важно для правильной эксплуатации шин. Дело в том, что слишком низкое или высокое давление в шинах приводит к неравномерному износу и перегреву самой шины, что как правило, приводит к необратимым изменениям в структуре шины и как следствие её разрушение.

Контроль должен производится на «холодной» шине, так как в результате нагрева при эксплуатации давление в ней повышается. Внутреннее давление, измеренное в «холодной» шине, должно соответствовать рекомендованному давлению заводом изготовителем автомобиля или производителя шин.

Оно указано в инструкции по эксплуатации автомобиля, а так же часто дублируется на обратной стороне крышки лючка бензобака автомобиля или на стойке (как правило, около крепления ушка замка) левой (водительской) двери.

Внимание!

Не регулируйте давление на «горячей» шине! Регулировку давления нужно производить только на «холодной» шине, поскольку при движении покрышка нагревается, и давление в ней возростает.

2 Необходимо следить за внешним состоянием шины

На вентиле обязательно должен быть колпачок, защищающий ниппель от грязи и пыли. Следите за тем, что бы на протекторе и на боковине шины не было глубоких порезов, трещин (говорящих о старости шины), пузырей (грыж), торчащих ниток и металлической проволоки конструкции корда. А так же нужно следить за тем, что бы на поверхности протектора не было посторонних предметов, гвоздей острых металлических обломков и т.п., вылет которых может привести к резкому падению давления в шине и, как следствию, резкому ухудшению управляемости автомобиля.

Внимание!

Шина с торчащими частями конструкции шины нитками или проволокой, глубокими порезами и трещинами, пузырями — НЕ ПРИГОДНА для эксплуатации! Использование таких шин часто приводит к аварийной ситуации, вызванной разрушением шины на ходу (резкой потерей давления). Особенно это опасно на большой скорости!

3 Следите за износом шины

Шины с чрезмерным износом склонны к проколам. Сильно увеличивается риск аквапланирования (потери управления автомобилем, при попадании в лужу), т.к. канавки отвода воды, в процессе износа шины, становятся менее глубокими.

По правилам дорожного движения Российской Федерации (ПДД пункт 5.1.)
Запрещается эксплуатация транспортных средств если:

Если шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.

Вообще, летние шины у которых остаточная глубина протектора около 1.6 мм склонны к аквапланированию, поскольку высота водоотводящих канавок, а значит и их профиль малы, чтобы выводить лишнюю воду из пятна контакта шины с дорогой.
Говоря про зимние шины, где снежная каша имеет гораздо большую вязкость, высота протектора делается изначально больше и поэтому, при износе шины, остаточная глубина протектора должна быть не меньше 3-4 мм. От этого зависит ваша безопасность и безопасность окружающих вас людей на дороге.

Внимание!

Будьте особенно осторожны при езде по мокрой дороге или в зимнее время года на шинах изношенных больше чем 70%, поскольку существует большая вероятность аквапланирования.

4 Несколько слов об эксплуатации автомобильных шин

Износ шины сильно зависит от того, какой стиль вождения предпочитает водитель, управляющий автомобилем, в каких климатических и дорожных условиях и на каком автомобиле эксплуатировалась данная шина. Максимальный пробег шины может отличаться больше чем в два раза, при использовании одной и той же модели шины, но в разных условиях.

Вот основные факторы повышенного износа шины:

  • Качество дорожного покрытия: некоторые дорожные покрытия, особенно асфальтовое, с вкраплениями твёрдых и острых камней увеличивает износ шины до 40%.
  • Скорость и характер вождения: резкое ускорение движения, частое интенсивное торможение, резкое маневрирование на больших скоростях создают условия, которые могут значительно снижать срок службы шин (при скорости 120 км/ч шина изнашивается в 2 раза быстрее, чем при скорости 60км/ч).
  • Температура окружающей среды: износоустойчивость шины в немалой степени зависит и от температуры воздуха во время движения, при сильном увеличении температуры дорожного полотна, износ шины увеличивается.
  • Перегрузки: при перегрузке шины на 20% ее срок службы уменьшается на 30%.
  • Неправильное давление в шинах: при давлении на 20% ниже нормы или выше наблюдается снижение срока службы в среднем на 30%.

Внимание!

Внимание! Если Вам все-таки пришлось перегрузить свой автомобиль — увеличьте давление в шинах, этим вы хотя бы сохраните равномерность износа протектора и защитите шину от пробоя об обод колёсного диска.

Дополнительную информацию о шинах вы можете узнать у наших специалистов по тел: +7 (495) 995-80-40.

Внимание! Все содержимое этого сайта охраняется законодательством об интеллектуальной собственности (Роспатент, свидетельство о рег. №2006612529). Установка гиперссылки на материалы сайта не рассматривается как нарушением прав и согласования не требует. Юридическая поддержка сайта — юр.фирма «Интернет и Право».

ГОСТ Р 41.54-99 (Правила ЕЭК ООН № 54)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ШИН ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ПРИЦЕПОВ

Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН № 54, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. № 184

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН № 54, Пересмотр 1 (документ Е/ЕСЕ/324-Е/ЕСЕДКАМ8/505/11еу.1/Ас1(1.53/Кеу.1, дата вступления в силу 22.02.97) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов» и включает в себя:

— Пересмотр 1 — Поправка 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.l/Add.53/Rev.l/ Amend. 1, дата вступления в силу 24.05.98)

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 2000

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

II

83 РЕЗИНОВАЯ, РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКАЯ, АСБЕСТОТЕХНИЧЕСКАЯ И ПЛАСТМАССОВАЯ П РОМ Ы ШЛ ЕН НОСТЬ

ОКС 83.160.10 Группа Л62

ГОСТ Р 41.54-99

1 Область применения……………………………………………… 1

2 Определения…………………………………………………… 1

3 Маркировка…………………………………………………… 4

4 Заявка на официальное утверждение…………………………………… 5

5 Официальное утверждение…………………………………………. 5

6 Спецификации…………………………………………………. 6

7 Изменение и распространение официального утверждения типа шины……………. 8

8 Соответствие производства…………………………………………. 8

9 Санкции, налагаемые за несоответствие производства……………………….. 8

10 Окончательное прекращение производства……………………………… 8

11 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для

официального утверждения, испытательных лабораторий и административных органов . . 9

Приложение 1 Сообщение, касающееся официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства типа пневматической шины для транспортных средств на основании Правил ЕЭК

ООН № 54…………………………………………… 10

Приложение 2 Пример схемы знака официального утверждения…………………. 12

Приложение 3 Схема маркировки шины…………………………………. 13

Приложение 4 Индексы несущей способности……………………………… 14

Приложение 5 Обозначение и размеры шин………………………………. 16

Приложение 6 Метод измерения шин…………………………………… 23

Приложение 7 Порядок проведения испытаний на прочность в зависимости от нагрузки и

скорости…………………………………………….. 23

Дополнение 1 Программа испытания на прочность………………………….. 24

Дополнение 2 Соотношение между индексами давления и значениями давления………. 25

III

ГОСТ Р 41.54-99 (Правила ЕЭК ООН № 54)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ШИН ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

И ИХ ПРИЦЕПОВ

Uniform provisions concerning the approval of pneumatic tyres for commercial vehicles

and their trailers

Дата введения 2000—07—01

Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N? 54 (далее — Правила)

1 Область применения

Настоящие Правила распространяются на новые пневматические шины, предназначенные преимущественно, но не исключительно, для транспортных средств категорий М2, М3, N и 03 и 04!) Однако они не применяются к типам шин, обозначаемых индексами категории скорости, соответствующими скоростям менее 80 км/ч.

2 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 тип пневматической шины: Категория пневматических шин, не имеющих между собой существенных различий, в частности в отношении следующих характеристик:

2.1.1 предприятия-изготовителя;

2.1.2 обозначения размера шины,

2.1.3 категорий использования:

нормальная: для шин, предназначенных для использования на обычных дорогах,

специальная: специального назначения, например смешанная (для использования на дорогах и вне дорог) и (или) с офаничснисм скорости,

зимняя;

2.1.4 конструкции (диагональная, радиальная);

2.1.5 категории скорости;

2.1.6 индексов несущей способности;

2.1.7 поперечного сечения шины.

2.2 зимняя шина: Шина, рисунок протектора и конструкция которой специально рассчитаны для обеспечения повышенной проходимости по грязи и свежему или мокрому снегу по сравнению с обычной (дорожной) шиной. Рисунок протектора зимней шины обычно состоит из канавок (выступов) и (или) шашек массивного слоя, расстояния между которыми больше чем на обычной (дорожной) шине.

2.3 конструкция пневматической шины: Технические характеристики каркаса шины. Различаются, в частности, следующие типы конструкции шин:

,J Определение приводится в Сводной резолюции СР 3 (документ TRANS/WP 29/78/Rev 1)

Издание официальное

2.3.1 шина диагональной конструкции: Пневматическая шина, нити корда которой достигают бортов и располагаются таким образом, что образуют чередующиеся углы, значительно меньшие 90* по отношению к осевой линии протектора.

2.3.2 шина радиальной конструкции: Пневматическая шина, нити корда которой достигают бортов и располагаются под углами, близкими к 90* по отношению к осевой линии протектора, и каркас которой укрепляется по окружности при помощи практически нсрастяжимого пояса.

2.4 борт: Элемент пневматической шины, форма и конструкция которого позволяют ему прилегать к ободу и удерживать на нем шину,).

2.5 корд: Нити, образующие ткань слоев в пневматической шине1*.

2.6 слой: Зона, образованная прорезиненным кордом, слои которого расположены параллельно друг другу0.

2.7 каркас: Часть пневматической шины, иная чем протектор, и резина боковины, которая при накачанной шине воспринимает нагрузку0.

2.8 протектор: Часть пневматической шины, соприкасающаяся с грунтом; эта часть защищает каркас от механических повреждений и способствует обеспечению сцепления колеса с грунтом0.

2.9 боковина: Часть пневматической шины, расположенная между протектором и зоной, покрываемой закраиной обода0.

2.10 нижняя часть боковины: Зона, расположенная между максимальным сечением шины и зоной, покрываемой закраиной обода0.

2.11 канавки протектора: Пространство между двумя соседними выступами и (или) шашками рисунка протектора0.

2.12 ширина профиля S: Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной пневматической шины без учета выступов, образуемых надписями (маркировкой), украшениями, швами или защитным рифлением0.

2.13 габаритная ширина: Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной пневматической шины, включая надписи (маркировку), украшения, швы и защитные рифления0.

2.14 высота профиля Н\ Расстояние, равное половине разницы между наружным диаметром шины и номинальным диаметром обода.

2.15 номинальное отношение высоты профиля к его ширине Rar. Частное от деления высоты профиля //на номинальную ширину профиля .У,, умноженное на сто, причем оба размера выражают в одинаковых единицах измерения;

2.16 наружный диаметр Л Габаритный диаметр новой накачаной пневматической шины0.

2.17 Обозначение размера шины

2.17.1 Обозначение должно включать:

2.17.1.1 номинальную ширину профиля S}. Ширину выражают в миллиметрах за исключением типов шин, обозначение которых приводится в первой колонке таблиц приложения 5 настоящих Правил;

2.17.1.2 номинальное отношение высоты профиля к его ширине, за исключением некоторых типов шин, обозначения которых приводятся в первой колонке таблиц, приложения 5 настоящих Правил;

2.17.1.3 условное число d, характеризующее номинальный диаметр обода и соответствующее его диаметру, выраженное либо в условных единицах (число меньше 100), либо в миллиметрах (числа больше 100). Могут также проставляться оба эти числа;

2.17.1.3.1 значения условного числа d в миллиметрах приведены в таблице I.

2.18 иоминальный диаметр обода А Диаметр обода, на котором монтируется шина.

2.19 обод: Основание для покрышки с камерой или для бескамерной шины, на которое опираются борта шины0.

2.20 теоретический обод: Обод, ширина которого в х раз больше номинальной ширины профиля шины; это значение указывает предприятие — изготовитель шины.

2.21 измерительный обод: Обод, на котором должна монтироваться шина для проведения измерений.

0 См. рисунок I.

368

Таблица 1

Условная единица номинальною диаметра обода (условное число d)

Зиачение условного числа d. мм

Условная единица номинального диаметра обода (условное число d)

8

203

9

10

229

254

14.5

II

279

16,5

12

305

17,5

13

330

19,5

14

356

20,5

15

381

22,5

16

17

406

432

24.5

18

457

19

482

20

508

26

21

533

28

22

559

23

610

30

24

635

25

Значение условного числа d. мм

419

445

495

521

572

622

660

711

762

2.22 испытательный обол: Обод, на котором должна монтироваться шина для испытания на прочность в зависимости от нагрузки и скорости.

2.23 отрыв: Отделение кусков резины протектора.

2.24 отслоение корда: Отделение корда от окружающего его покрытия.

2.25 отслоение слоев: Отделение друг от друга соседних слоев.

2.26 отслоение протектора: Отделение протектора от каркаса.

2.27 индекс несущей способности: Одно или два числа, указывающие нагрузку, которую может выдержать одиночная или одиночная и сдвоенная шина при скоростях, соответствующих данной категории скорости, и при эксплуатации в соответствии с требованиями предприятия-изготовителя, регламентирующими использование шины. Данный тип шины может иметь одну или несколько групп индексов несущей способности в зависимости от того, применяются или не применяются требования 6.2.5. Индексы и соответствующие им нагрузки приведены в приложении 4.

2.28 категория скорости:

2.28.1 Указанная при помощи условного обозначения скорость, при которой шина может выдерживать нагрузку, указанную соответствующим индексом несущей способности;

2.28.2 категориями скорости являются категории, указанные в таблице 2’>.

Таблица 2

Обозначение категории скорости

Соответствующая скорость, км/ч

Обозначение категории скорости

Соответствующая скорость, км/ч

F

80

Р

150

G

90

Q

160

J

100

R

170

К

110

S

180

L

120

т

190

М

130

и

200

N

140

н

210

Условные обозначения и скорости, указанные в таблице 2, аналогичны приведенным для пассажирских автомобилей в Правилах ЕЭК ООН N? 30. Их не следует использовать для указания скоростей, с которыми грузовые транспортные средства, оборудованные такими шинами, могут двигаться по дорогам.

3

2.29 таблица изменения нагрузки в зависимости от скорости: Таблица, приведенная в приложе-нии 8, в которой в зависимости от индексов несущей способности и обозначений категории номинальной скорости указаны изменения нагрузки, которые может выдерживать шина при скоростях, отличающихся от номинальной скорости, указанной в обозначении. Изменения нагрузки недействительны при наличии дополнительного индекса несущей способности и категории скорости, полученных на основании положений 6.2.5.

3 Маркировка

3.1 В представляемых для официального утверждения пневматических шинах, в случае несимметричных шин, на обеих боковинах, а в случае асимметричных шин, по крайней мере, на их наружной боковине наносят:

3.1.1 фабричную или торговую марку;

3.1.2 обозначение размера шины, как оно определено в 2.17 настоящих Правил;

3.1.3 указание конструкции:

3.1.3.1 для шин диагональной конструкции указание или букву D не проставляют;

3.1.3.2 для шин радиальной конструкции наносят букву R перед указанием диаметра обола и, факультативно, слово «RADIAL» («РАДИАЛЬНАЯ»);

3.1.4 обозначение (или обозначения) категории скорости:

3.1.4.1 индекс категории номинальной скорости, к которой относится шина, проставлением обозначения, указанного в 2.28.2;

3.1.4.2 указание второй категории скорости, если применяют положения 6.2.5;

3.1.5 надпись M+S, M.S или M&S в случае зимней шины;

3.1.6 индексы несущей способности — в соответствии с определениями по 2.27 настоящих Правил;

3.1.7 слово «TUBELESS» («БЕСКАМЕРНАЯ»), если речь идет о шине, предназначенной для использования без камеры;

3.1.8 дату изготовления, состоящую из четырех цифр, из которых первые две указывают неделю, а последние две — год изготовления. Однако эта маркировка, которая может наноситься только на одну боковину, должна наноситься на все шины, представленные на официальное утверждение, лишь по истечении двух лет после даты вступления в силу настоящих Правил1*;

3.1.9 в случае регенерированных шин, — на каждой из боковин — условный знак «v* диаметром нс менее 20 мм или слово «REGROOVABLE» («ВОССТАНАВЛИВАЕМАЯ»), нанесенное рельефными или выдавленными буквами;

3.1.10 указание давления накачки, которое должно поддерживаться во время испытаний по определению прочности в зависимости от нагрузки и скорости, при помощи индекса «PSI», пояснение которого приведено в дополнении 2 к приложению 7. Эту маркировку, которую допускается наносить только на одной боковине, наносят на все шины, представленные на официальное утверждение, лишь по истечении двух лет после даты вступления в силу настоящих Правил;

3.1.11 обозначение шины, соответствующей конфигурации обода, если она отличается от стандартной конфигурации и нс выражена условным обозначением d, указывающим номинальный код диаметра обола.

3.2 На шинах должно быть достаточно места для нанесения знака официального утверждения, приведенного в приложении 2 к настоящим Правилам.

3.3 Схема маркировки шин приведена в приложении 3 к настоящим Правилам.

3.4 Указанная в 3.1 маркировка и предусмотренный в 5.4 настоящих Правил знак официального утверждения наносят на шины рельефом или выдавливают. Они должны быть четкими и удобочитаемыми и располагаться в нижней зоне боковины, по крайней мере, на одной из боковин, за исключением надписи по 3.1.1.

‘* До I января 2000 года дату изготовления допускается указывать тремя цифрами, из которых первые две обозначают неделю, а третья — год изготовления.

ГОСТ Р 41.54-99

4 Заявка на официальное утверждение

4.1 Заявку на официальное утверждение типа шины представляет владелец фабричной или торговой марки или его надлежащим образом уполномоченный представитель. В заявке указывают:

4.1.1 обозначение размера шины в соответствии с определением, содержащимся в 2.17 настоящих Правил;

4.1.2 фабричную или торговую марку;

4.1.3 категорию использования (обычная, специальная или зимняя);

4.1.4 конструкцию (диагональная, радиальная);

4.1.5 категорию скорости;

4.1.6 индекс несущей способности;

4.1.7 предназначена ли шина для использования с камерой или без нее;

4.1.8 габаритные размеры: габаритную ширину профиля и наружный диаметр;

4.1.9 коэффициент х по 2.20;

4.1.10 ободья, на которых возможен монтаж шины;

4.1.11 измерительный и испытательный ободья;

4.1.12 давление при измерении и индекс испытательного давления;

4.1.13 дополнительные пары значений нагрузки и скорости в случае применения 6.2.5.

4.2 К заявке на официальное утверждение должны быть приложены (в трех экземплярах) рисунок или фотография образца шины с указанием характеристики ее протектора и рисунок борта накачанной шины, смонтированной на измерительном ободе с указанием соответствующих габаритов (см. 6.1.1 и 6.1.2) типа, представленного на официальное утверждение. К нему, по усмотрению компетентного органа, прилагают также протокол испытаний, составленный лабораторией, уполномоченной проводить испытания, либо один или два образца типа шины. После налаживания производства — не позднее чем через один год после даты официального утверждения типа — должны представляться чертежи или фотографии боковой стенки и протектора шины.

4.3 Компетентный орган должен проверять наличие удовлетворительных мер по обеспечению эффективного контроля за соответствием производства до выдачи официального утверждения данного типа.

4.4 В тех случаях, когда предприятие — изготовитель шин представляет заявку на типовое официальное утверждение какой-либо категории шин, подвергать испытанию каждый тип шины, относящийся к данной категории, на нагрузку/скорость не представляется необходимым. По усмотрению органа, предоставляющего официальное утверждение, допускается выбирать типовую шину с наихудшими характеристиками.

5 Официальное утверждение

5.1 Если тип пневматической шины, представленный на официальное утверждение на основании настоящих Правил, удовлетворяет требованиям раздела 6, то данный тип шины считают официально утвержденным.

5.2 Каждому официально утвержденному типу шины присваивают номер официального утверждения, две первые цифры которого (в настоящее время 00 для Правил в их первоначальной форме) указывают серию поправок, соответствующую самым последним важнейшим техническим изменениям, внесенным в Правила к моменту выдачи официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу пневматической шины.

5.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении или об отказе в официальном утверждении типа пневматической шины на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам.

5.4 На каждой шине, соответствующей типу пневматической шины, официально утвержденному на основании настоящих Правил, на месте, указанном в 3.2, в дополнение к маркировке,

5

предусмотренной в 3.1, должен четко проставляться международный знак официального утверждения, состоящий из:

5.4.1 круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение1), и

5.4.2 номера официального утверждения.

5.5 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

5.6 В приложении 2 к настоящим Правилам приведена в качестве примера схема знака официального утверждения.

6 Спецификации

6.1 Размеры шин

6.1.1 Ширина профиля шины

6.1.1.1 Ширину профиля шины S., мм, измеренную на измерительном ободе, рассчитывают по формуле

S * S^K(A — Ау\

где 5, — номинальная ширина профиля, мм, указанная на боковине шины в ее обозначении в соответствии с предписаниями;

А — ширина измерительного обода, мм, указанная предприятием-изготовителем в техническом описании;

А, — ширина теоретического обода, мм.

Для А, принимают значение Slt умноженное на значение х, установленное предприятием-изготовителем, а для К — значение 0,4.

6.1.1.2 Однако для тех существующих типов шин, обозначение которых приведено в первой колонке таблиц в приложении 5 к настоящим Правилам, допускается, чтобы ширина профиля соответствовала указанной напротив обозначения типа шины в таблицах приложения 5.

6.1.2 Наружный диаметр шины

6.1.2.1 Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле

D — d + 2Я,

где D — наружный диаметр, мм;

d — условное число по 2.17.1.3 настоящих Правил;

Si — номинальная ширина профиля, мм;

Ra — номинальное отношение высоты профиля к его ширине;

// — номинальная высота профиля, мм, равная S\ х 0,01 Ra.

Все эти значения должны соответствовать приведенным на боковине шины в ее обозначении в соответствии с требованиями 3.4.

6.1.2.2 Однако для тех существующих типов шин, обозначение которых приведено в первой

— Германия, 2 — Франция, 3 — Италия, 4 — Нидерланды, 5 — Швеция, 6 — Бельгия, 7 — Венгрия, 8 — Чешская Республика, 9 — Испания, 10 — Югославия, 11 — Соединенное Королевство, 12 — Австрия, 13 — Люксембург, 14 — Швейцария, 15 — не присвоен, 16 — Норвегия. 17 — Финляндия, 18 — Дания, 19 — Румыния, 20 — Польша, 21 — Португалия, 22 — Российская Федерация, 23 — Греция, 24 — Ирландия, 25 — Хорватия, 26 — Словения, 27 —Словакия, 28 — Беларусь, 29—Эстония, 30 — не присвоен, 31 — Босния и Герцеговина, 32 — Латвия, 33—36 — не присвоены, 37 — Турция, 38—39 — не присвоены, 40 — бывшая югославская Республика Македония, 41 — не присвоен, 42 — Европейское сообщество (официальные утверждения представляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 — Япония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

В Приморье постепенно холодает. Многих автомобилистов ноябрьская погода наводит на мысли о смене летней резины на зимнюю. Вместе с Приморским центром стандартизации, метрологии и испытаний (ЦСМ) «Приморская газета» выясняла, когда и как нужно устанавливать зимние шины. Пробуем найти ответы в ГОСТах.
Когда устанавливать зимние шины?
Согласно требованиям технического регламента ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами. Но в некоторых регионах нашей страны зимний период длиннее. Поэтому водителю следует ориентироваться больше на значение температуры окружающего воздуха.
Так, например, в ГОСТ Р 52900-2007 «Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним» четко прописано, что рекомендуемый температурный диапазон для эксплуатации зимних шин от -45 °С до +10 °С, а значит, если среднесуточная температура уже установилась в этом диапазоне, можно смело переходить на зимние шины. Кстати, именно поэтому и не рекомендуется использовать зимние шины летом — состав резиновой смеси специально рассчитан для низких температур, и при +30 °С такие шины не только быстро изнашиваются, но и не обеспечивают необходимого сцепления с дорожным покрытием.
На что обратить внимание при выборе/покупке зимних шин?
По категории использования согласно ГОСТ Р 52900 шины подразделяются на обычные (дорожные), они же «летние», зимние и всесезонные.
Зимняя шина — это пневматическая шина, резина, рисунок протектора и конструкция которой специально рассчитаны для повышенного сцепления с обледенелой и покрытой снегом дорогой. Зимние шины бывают фрикционными, в народе называемыми «липучка», и шипованными.
Какие именно шины приобрести и установить на свой автомобиль, это личный выбор каждого автолюбителя, тут стоит учесть типы покрытий при эксплуатации авто, скоростные режимы и, конечно, изучить мнение экспертов. Что касается размеров и выбора конкретной модификации шины, при отсутствии специальных знаний лучше полагаться на руководство по эксплуатации автомобиля, в нем указаны рекомендуемые размеры покрышек, их основные нагрузочные и скоростные характеристики.
Однако есть несколько нюансов, проверить которые можно прямо при покупке шин — это производственные дефекты, которые помогут вам отличить контрафактный товар, а также непригодную для дальнейшей эксплуатации б/у шину.
По ГОСТ Р 52900 таких дефектов девять, самые заметные для потребителя: отслоение протектора; запрессовка твердых включений на внутренней и наружных поверхностях; механические повреждения (сквозные проколы, порезы до корда); обнажение кромок бортовой ленты; отрыв и отслоение герметизирующего резинового слоя по внутренней поверхности и на бортах.
Внимательно осмотрите шины, если обнаружите хотя бы один из них, то лучше выбрать другую покрышку.
Еще походит
Если у вас уже есть шины, на которых вы откатали сезон, или хотите приобрести бывший в употреблении комплект, обратите внимание на высоту протектора. Каждая шина имеет индикаторы предельного износа, высота которых по ГОСТ Р 52900 — 1,6 мм. Соответственно, если высота протектора равна или менее 1,6 мм, такую шину смело можно выкидывать — она непригодна для дальнейшей эксплуатации. Кстати, для зимних шин, на которых отсутствуют такие индикаторы по техническому регламенту, минимальная остаточная глубина протектора составляет 4 мм. Шины с меньшей глубиной протектора считаются непригодными для заснеженной и обледенелой дороги.

Еще один важный момент при установке шин — это динамический дисбаланс. Если говорить просто, балансировка колеса. Качественные шины в сборе с колесом после балансировки должны иметь значения корректирующей массы не более значений, приведенных в таблице.
То есть на каждой из сторон колеса с шиной диаметром 13 дюймов должно быть грузиков общей массой не более 60 граммов. Если после балансировки грузов больше, это может свидетельствовать о дефектах покрышки, конечно, при условии, что балансировочный станок исправен.
Стенды для балансировки колес подлежат обязательной поверке. При сезонной смене шин убедитесь в том, что в сервисе, который проводит работы, используются поверенные средства измерений, просто попросите предъявить подтверждающие этот факт документы. Если вам отказали — это повод задуматься о смене автосервиса, добросовестному поставщику услуг скрывать совершенно нечего.
Также при выборе резины стоит обратить внимание на дату изготовления шин, особенно если речь идет о покрышках, бывших в употреблении. Даже если видимых дефектов на поверхности нет, время не щадит резиновую смесь, происходит ее высыхание, что существенно может повлиять на ее характеристики.
В ГОСТ Р 52900 указано: гарантийный срок службы шин — пять лет с даты изготовления, в пределах этого срока производитель гарантирует работоспособность шин до предельного износа рисунка протектора при соблюдении правил транспортирования, хранения и эксплуатации.
Благодаря стандартизированной маркировке шин определить дату изготовления очень просто — она написана на боковине покрышки в овальном штампе в виде четырех цифр, например: 0518. Первые две цифры означают неделю изготовления, последние две — год.
Как правильно хранить шины?
Этот вопрос касается любого сезона и типа шин. Ведь чтобы не повредить покрышки, хранить их нужно по ГОСТу «Шины пневматические. Упаковка, транспортировка и хранение».
По ГОСТу упаковывать шины перед хранением не обязательно. Хранить их следует в сухом вентилируемом помещении при температуре от -30 °С, до +35 °С, при этом шины должны находиться не менее чем в 1 м от отопительных устройств, а также должны находиться в месте, не доступном для солнечного света, при наличии в помещении окон они должны быть окрашены красной или оранжевой краской.
В помещении, где хранятся шины, не должно быть оборудования, производящего озон, а также рядом с шинами не рекомендуется хранение растворителей, кислот, щелочей и других подобных веществ.
Шины допускается хранить на стеллажах, поддонах и даже на полу, главное условие, чтобы поверхность была ровной, без острых ребер.
Шины шириной профиля до 205 мм хранят в горизонтальном положении друг на друге в штабелях высотой не более 2 метров.
Шины шириной профиля 215 мм и более хранят в вертикальном положении (на ребре) в 1-4 ряда.
Через каждые три месяца шины рекомендуется поворачивать, меняя зону опоры.
Покрышки, бывшие в употреблении, перед хранением должны быть тщательно очищены, необходимо удалить все камушки с протектора, а также грязь, чтобы исключить повреждение резины при хранении.
На открытом воздухе шины хранить можно не более 1 месяца. При этом шины должны быть размещены под навесом или укрыты материалом, защищающим покрышки от солнца, влаги и загрязнений. Даже при покупке новых шин стоит обратить на это внимание, если склад находится под открытым небом.

Чтобы шины оставались в рабочем состоянии как можно дольше, следует соблюдать некоторые несложные правила.

1. Проверяйте давление в шинах не реже 1 раза в месяц. Убедитесь, что шины «холодные». Это означает, что перед измерением машина не двигалась (как известно, шина в движении нагревается, и давление внутри неё растёт). Если давление в шинах соответствует норме, шины медленнее изнашиваются, тратится меньше топлива, улучшается управляемость и уменьшается риск аварий на дороге.

2. Для продления срока службы шин очень важно знать типы и причины износа. Неравномерный износ может означать, что давление в шинах отличается от рекомендуемого или же в подвеске вашего автомобиля что-то не в порядке.

— Если глубина протектора больше у краёв, чем в середине шины, скорее всего, давление в шине слишком большое.

— Если глубина протектора больше в середине шины, чем у её краёв, скорее всего, давление в шине недостаточное.

— Если глубина протектора на одной стороне шины больше, чем на другой, вам следует проверить углы установки колёс.

— Проверяйте геометрию подвески (сход-развал) задней и передней осей также, как и общую геометрию автомобиля (сходимость колес, развал). Это поможет Вам избежать неравномерного и преждевременного износа шин, вызываемого некорректной геометрией подвески.

— В случае появления неравномерного износа, поменяйте шины местами.

3. Не используйте шины, когда высота протектора меньше допускаемого. Помимо того, что использование таких шин запрещено законом, возрастает опасность проколов. Во влажную погоду резко увеличивается вероятность аквапланирования с полной потерей управляемости автомобилем.

4. Периодически проверяйте шины на наличие внешних повреждений (пробои, порезы, разрывы), обнажающих корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины. В канавках между протекторами не должно быть посторонних предметов, например, застрявших камней. Любой посторонний предмет на поверхности шины может привести к ее повреждению. В случае прокола не вынимайте посторонний предмет из отверстия, это позволит сохранить давление в шине на некоторое время. При обнаружении повреждения, немедленно замените колесо. Это даст возможность не только доехать до шиномонтажа, но и сохранить поврежденную шину для ремонта.

5. Запрещается эксплуатация транспортного средства при отсутствии болта (гайки) крепления или наличии трещин диска и ободьев колес, наличии видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий.

6. При нарушении правил транспортировки груза, таких как превышение грузоподъемности или неравномерное размещение груза в кузове во время движения грузового транспорта заметно ухудшается его управляемость, увеличивается тормозной путь, кузов раскачивается, происходит деформация покрышек. В этом случае запрещается подкачивать шины, поскольку повышение давления может увеличить износ и привести к разрыву.

7. Не оставляйте тяжело загруженный автомобиль на стоянке более чем на двое суток, так как продолжительная статическая нагрузка может привести к неравномерному растяжению и деформации покрышек. Если же стоянка автомобиля с грузом необходима в силу обстоятельств, хотя бы раз в два дня передвигайте его, чтобы изменить положение колес. То же самое касается и пустого автомобиля – ему не следует оставаться неподвижным более 10 дней.

8. Не оставляйте автомобиль на долгое время на сильно загрязненных площадках, а если имеются признаки разлитых нефтепродуктов, масел или химикатов, лучше по возможности вообще не заезжать на такую территорию – эти реагенты разрушают резину и она теряет свои эксплуатационные свойства.

9. При ремонте особое внимание стоит обратить на правильность процедуры демонтажа и монтажа покрышки. Неправильно установленная шина служит гораздо меньше, чем установленная без нарушений. Однако следить стоит не только за колесами, но и за всей ходовой частью автомобиля. Поэтому при установке шин необходимо выполнить балансировку колес, поскольку если нагрузка неправильно сбалансирована, то происходит увеличение ударной нагрузки на каркас покрышки, что приводит к более быстрому износу.

10. Для обеспечения безопасности рекомендуется использовать новую камеру для новой камерной шины и новый вентиль при монтаже новой бескамерной шины.
— Монтаж бескамерной шины без камеры допускается только на автомобили, оборудованные ободами для бескамерных шин.
— Категорически не рекомендуется монтировать бескамерную шину вместе с камерой, если производится монтаж на диск с ободом для бескамерной шины. Если подобный монтаж шин все же должен быть выполнен, при его осуществлении камеру следует накачивать очень медленно, чтобы облегчить выход воздуха, который может остаться между камерой и покрышкой.
— Монтаж камерной шины на обод для бескамерных или на обод для камерных шин осуществляется только вместе с камерой.

11. Начинайте движение плавно. Излишне резкий старт и пробуксовка колес существенно сокращает срок их службы. То же самое касается и резкого торможения.

Если вы хотите, чтобы шины у вашей грузовой и сельскохозяйственной техники служили как можно дольше, следует соблюдать изложенные выше правила ее эксплуатации и обращать особое внимание на ремонт и уход за ней.

Оставьте комментарий