Правила составления заявки на полезную модель

Заявка на полезную модель, также как заявка на изобретение, состоит из следующих частей:
1. Заявление
2. Описание
3. Формула
4. Реферат
5. Чертежи (необязательны)

Бланк заявления можно скачать на сайте ФИПС, однако обращаем Ваше внимание на то, что в нем отсутствуют обязательные для заполнения строки в графе (71), а именно в этой графе отсутствуют клетки для простановки знака «Х» для отметки кем является заявитель по отношению к автору (ам) (автором, работодателем автора или правопреемником автора либо работодателя автора) .

В случае подачи заявки с заявлением, размещенным на сайте ФИПС, Вам поступит запрос с требованием прислать заявление с заполненными графой (71), поэтому пользуйтесь либо старым бланком заявления, либо нашим скорректированным.

Образец заполненного скорректированного заявления можно посмотреть здесь: образец заявления

Структура описания заявки на полезную модель, аналогична структуре заявки на изобретение и, в общем случае, имеет следующую структуру:
посмотреть в pdf
скачать в doc

Единственное несущественное отличие заключается в том, что в тексте описания вместо термина «изобретение» используется термин «техническое решение» или «полезная модель».

Например, в начале заявки вместо «Изобретение относится к..» следует указать «Заявленное техническое решение относится к области такой-то….»

Описание начинается с названия полезной модели. Рядом, предпочтительно перед названием в правом верхнем углу первой страницы, указываются, в случае их установления, индексы рубрик действующей редакции Международной патентной классификации (далее — МПК), к которым относится заявляемая полезная модель.

В отношении структуры описания полезной модели в административном регламенте содержится следующая формулировка «Порядок изложения описания может отличаться от приведенного выше, если, с учетом особенностей полезной модели, иной порядок способствует лучшему пониманию и более краткому изложению», т.е. фактически законодатели снимают ограничения на жесткую фиксированную форму описания, что, по нашему мнению, должно в конечном итоге избавить заявителей и патентных поверенных от большинства придирок экспертов отдела полезных модель по множеству несущественных недочетов и отступлений от классической структуры описания, которая будет приведена ниже.

Классическая(согласно регламенту) структура описания :
1. Область техники, к которой относится полезная модель
2. Уровень техники
3. Раскрытие полезной модели
4. Краткое описание чертежей (если они содержатся в заявке)
5. Осуществление полезной модели.

Также следует иметь в виду, что не допускается замена раздела описания отсылкой к источнику, в котором содержатся необходимые сведения (литературному источнику, описанию в ранее поданной заявке, описанию к охранному документу и т.п.).

Формула полезной модели может быть написана по классическому образцу через словосочетание «отличающееся тем, что», либо через альтернативное «характеризующийся тем, что».

В случае классического построения формулы через «отличающееся тем, что» формула условно поделена на две части и содержит в себе первую часть — ограничительную, расположенную до слов «отличающееся тем, что» и включающую технические признаки*, совпадающие с признаками наиболее близкого аналога, а также вторую часть — отличительную, расположенную после «отличающееся тем, что» и включающую признаки, несовпадающие с признаками наиболее близкого аналога.
*под признаками в контексте построения патентной формулы и описания понимаются термины(слова или словоочетания) описывающие ту или иную часть заявляемого устройства или связь между частями, например, штуцер, ременная передача, обратный клапан, система охлаждения и т.д.

Мы не рекомендуем излагать формулу через «отличающееся тем, что», по нескольким причинам.

В случае выбора классического типа формулы заявитель обязан указать в описании, то от чего отличается техническое решение его полезной модели, а именно наиболее близкий аналог – источник информации, которым обычно является патент, описывающий устройство того же назначения из той же области техники, что и объект описываемый формулой.

Далее заявитель обязан выделить у наиболее близкого аналога технические признаки аналогичные, совпадающие с признаками его технического решения, и поместить их до словосочетания «отличающийся тем, что».

После чего, заявитель обязан, поместить совокупность остальных технических признаков, то, что собственно и является новым и оригинальном в его решении после слова «отличающийся тем, что».

На практике, в результате оформления по такой схеме у неискушенного заявителя а, порой, даже у специалистов возникают следующие сложности:
1. Экспертиза может попросить заменить наиболее близкий аналог, т.к. он не является средством того же назначения.
2. Экспертиза может попросить заменить наиболее близкий аналог, сообщив о наличии в уровне техники более релевантного аналога (в принципе, неправомочные действия, но, к сожалению, часто имеющие место).
3. Экспертиза может потребовать добавить/убрать признаки из отличительной части формулы и перенести их ограничительную часть формулы и наоборот.
4. Экспертиза может счесть отличительную часть, в случае наличия, на первый взгляд, небольшого количества признаков в ней, недостаточно непатентоспособной и начать более пристрастный сбор сведений относительно известности из уровня техники этого небольшого количества признаков.

Чтобы избежать перечисленных сложностей мы рекомендуем, и сами составляем заявки, в большинстве случаев, через словосочетание «характеризующееся, тем что».

Плюсы такого составления заключается в следующем:
1. При составлении формулы через «характеризующийся, тем что» выделять наиболее близкий аналог не требуется, как следствие исключаются перечисленные сложности, касающиеся релевантности аналогов и переноса признаков из одной части формулы в другую.
2. При составлении формулы указанным способом все признаки располагаются после «характеризующийся, тем что» независимо от того, совпадают они с признаками наиболее близкого аналога или нет, а до «характеризующийся, тем что» располагается родовое понятие формулы. Таким образом, эксперт должен сам определить какие признаки известны из уровня техники, а какие нет.
*родовое понятие формулы – то к чему относится полезная модель или изобретение, например, «Газонокосилка», «Плунжерный насос», «Мобильный телефон» и т.д.

Приведем упрощенный пример поэтапного составления формулы и описания заявки на выдачу патента на полезную модель на примере обычного мобильного телефона-раскладушки.

Сначала выберем родовое понятие, которое может быть весьма разнообразным и даже может, хотя это не рекомендуется, отражать рекламные названия и задачи.

Так родовым понятием для обычного мобильного телефона могут быть, к примеру, следующие названия «Устройство связи», «Мобильное устройство радиосвязи», «Сотовый телефон», «Устройство связи, типа мобильного телефона, Пупкина» и т.д. и т.п.

Хотя варианты названия могут быть различными, мы не рекомендуем погружаться в маркетинговый полет фантазии, соблюдая чувство меры, и отклонятся слишком далеко от общепринятой в области заявки терминологии, не забывая о том, родовое понятие, как правило, совпадает с названием полезной модели, а в отношении названий имеются рекомендации, предписывающие им быть «краткими и точными».

Мы считаем предпочтительным название в два, три слова, в случае необходимости до пяти слов.

Выбираем в качестве родового понятия и названия изобретения или полезной модели простое название «Сотовый телефон», добавляем к нему словоформу «характеризующийся тем, что» получаем начало нашей формулы «Сотовый телефон, характеризующийся тем, что…» и двигаемся дальше.

Теперь вместо многоточия нам нужно описать основные признаки телефона.

Начнем с внешних визуально видимых частей:

Сотовый телефон, характеризующийся тем, что он включает корпус, состоящий из двух частей шарнирно соединенных между собой с возможностью прилегания одной части к другой в сложенном состоянии и фиксирования их под углом одна к другой в разложенном виде, причем одна из частей содержит устройство ввода данных, а другая часть — устройство вывода данных, преимущественно, жидкокристаллический дисплей…

Закончим формулу признаками, относящимися к внутреннему устройству телефона: … причем та часть, которая содержит устройство ввода данных, оснащена микрофоном, а часть с устройством вывода данных снабжена динамиком.

Независимый пункт формулы готов:

«Сотовый телефон, характеризующийся тем, что он включает корпус, состоящий из двух частей шарнирно соединенных между собой с возможностью прилегания одной части к другой в сложенном состоянии и фиксирования их под углом одна к другой в разложенном виде, причем одна из частей содержит устройство ввода данных, а другая часть устройство вывода данных, преимущественно, жидкокристаллический дисплей, причем та часть, которая содержит устройство ввода данных, оснащена микрофоном, а часть с устройством вывода данных динамиком.»

Далее дополним независимый пункт парой зависимых пунктов:

Напоминаем, что объем правовой охраны определяется независимым пунктом формулы, а зависимые или факультативные пункты являются лишь описанием частных случаев выполнения устройства и должны развивать и дополнять независимый пункт, не противореча ему.

Сотовый телефон по п.1,отличающийся тем, что в качестве устройства ввода использована кнопочная или сенсорная клавиатура.

Сотовый телефон по п.1,отличающийся тем, что устройство вывода данных, представляет собой цветной жидкокристаллический дисплей с антибликовым покрытием или напылением.

Полностью наша формула будет выглядеть так:

1. Сотовый телефон, характеризующийся тем, что он включает корпус, состоящий из двух частей шарнирно соединенных между собой с возможностью прилегания одной части к другой в сложенном состоянии и фиксирования их под углом одна к другой в разложенном виде, причем одна из частей содержит устройство ввода данных, а другая часть устройство вывода данных, преимущественно, жидкокристаллический дисплей, причем та часть, которая содержит устройство ввода данных, оснащена микрофоном, а часть с устройством вывода данных динамиком.

2. Сотовый телефон по п.1, отличающийся тем, что в качестве устройства ввода использована кнопочная или сенсорная клавиатура.

3. Сотовый телефон по п.1, отличающийся тем, что устройство вывода данных, представляет собой цветной жидкокристаллический дисплей с антибликовым покрытием или напылением.

Теперь можно перейти к составлению описания.

Составлять описание будем по следующей общей схеме:
посмотреть в pdf
скачать в doc

Название изобретения или полезной модели (в общем случае совпадают с родовым названием формулы): «Сотовый телефон»

Обозначим, по меньшей мере, один класс МПК (определяются в результате патентного поиска): для устройств сотовой связи это будут индексы следующих классов: H04B1/38 и H04M11/00

Указываем область техники: Настоящее устройство относится к мобильным средствам радиосвязи, а именно к сотовым телефонам.

Приводим, по меньшей мере, один аналог из предварительно проведенного патентного поиска: Из предшествующего уровня техники известен мобильный телефон, содержащий целостный или раскладывающийся корпус, антенну, приемно-передающие устройства, микрофон, динамик, плату электронной памяти, отличающийся тем, что имеет клавиатуру, состоящую только из трех кнопок, одна кнопка регистрирует в электронной памяти мобильного телефона номера входящего звонка для последующих соединений с этим номером при исходящих вызовах, вторая кнопка выполняет функцию «Включение-Выключение» телефона, третья кнопка «Ответ-Вызов» выполняет функцию ответ на любой входящий звонок и функцию «Вызов» на номер телефона, который зарегистрирован в электронной памяти телефона RU59355U1, H04M1/02, 10.12.2006.

Пишем «Задачу»: Задача, на решение которой направлено заявленное техническое решение заключается в расширении арсенала технических средств в данной области, а также повышении удобства использования телефона.

Указываем то, за счет чего должна быть достигнута задача(переписываем формулу): Данная задача достигается за счет того, что сотовый телефон включает корпус, состоящий из двух частей шарнирно соединенных между собой с возможностью прилегания одной части к другой в сложенном состоянии и фиксирования их под углом одна к другой в разложенном виде, причем одна из частей содержит устройство ввода данных, а другая часть устройство вывода данных, преимущественно, жидкокристаллический дисплей, причем та часть, которая содержит устройство ввода данных, оснащена микрофоном, а часть с устройством вывода данных динамиком. Сотовый телефон может быть оснащен в качестве устройства ввода сенсорной клавиатурой. Устройство вывода данных может представлять собой цветной жидкокристаллический дисплей с антибликовым покрытием или напылением.

Пишем «технический результат»: Техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков, является улучшенное качество связи за счет более эргономичного расположения микрофона и динамика, защита дисплея от царапин в сложенном состоянии, повышение качества изображения в условиях повышенной освещенности за счет антибликового покрытия.

Добавляем в формулу позиции: Сотовый телефон включает корпус 1, состоящий из двух частей шарнирно 2 соединенных между собой с возможностью прилегания одной части к другой в сложенном состоянии и фиксирования их под углом одна к другой в разложенном виде, причем одна из частей содержит устройство ввода данных 3, а другая часть устройство вывода данных, преимущественно, жидкокристаллический дисплей 4, причем та часть, которая содержит устройство ввода данных, оснащена микрофоном 5, а часть с устройством вывода данных динамиком 6.

Сотовый телефон может быть оснащен в качестве устройства ввода 3 кнопочной или сенсорной клавиатурой (на чертежах не показана).

Устройство вывода данных может представлять собой цветной жидкокристаллический дисплей с антибликовым покрытием или напылением (условно не показана).

Создаем чертежи с позициями на основные признаки, указанные в первом пункте, и по желанию в остальных пунктах формулы.

В нашем случае, это будет один чертеж, размещенный на листе формата A4:

Расписываем работу устройства: Устройство работает следующим образом. Стационарно устройство находится в сложенном состоянии. В случае поступление на него звонка или необходимости воспользоваться устройством, пользователь раскрывает телефон, пальцами рук поворачивая его части, относительно шарнирного соединения 2 в разные стороны до характерного щелка, свидетельствующего о фиксации частей в рабочем положении под углом друг к другу. После этого пользователь нажимает клавишу «прием» или необходимую комбинацию клавиш, подносит телефон к голове, располагая динамик напротив уха, а микрофон в районе рта. После окончания разговора, пользователь нажимает кнопку «отбой» и/или складывает телефон. Таким образом обеспечивается работа устройства.

Итак, все части описания заявки и формула и чертежи готовы, теперь можно скомпоновать все части вместе в правильном порядке и посмотреть что получилось:
посмотреть в pdf
скачать в doc

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Правила изложены в редакции приказа Министра юстиции РК от 30.06.15 г. № 364 (см. стар. ред.)

Приложение 2

к приказу Министра юстиции

Республики Казахстан

от 24 февраля 2012 года № 89

Утратили силу в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра юстиции РК от 25 августа 2018 года № 1302

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Правила
составления, оформления и рассмотрения заявки на полезную модель, внесения сведений в государственный реестр полезных
моделей Республики Казахстан, а также выдачи охранного документа
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.03.2018 г.)
1. Общие положения

1. Настоящие Правила составления, оформления и рассмотрения заявки на полезную модель, внесения сведений в государственный реестр полезных моделей Республики Казахстан, а также выдачи охранного документа (далее — Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 18 «Патентного закона Республики Казахстан» Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 года (далее — Закон) и определяют порядок составления, оформления и рассмотрения заявки на полезную модель, внесения сведений в государственный реестр полезных моделей Республики Казахстан, а также выдачи охранного документа.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и термины:

1) евразийская заявка — заявка, поданная в соответствии с Евразийской конвенцией от 9 сентября 1994 года;

2) евразийский патент — патент, выданный в соответствии с Евразийской патентной конвенцией от 9 сентября 1994 года;

3) конвенционная заявка — заявка, поданная в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года;

4) заявка — заявка на выдачу патента на полезную модель (далее — заявка);

5) аналог полезной модели — это средство того же назначения, известное из сведений, опубликованных в мире и ставших общедоступными до даты приоритета полезной модели, и характеризующееся совокупностью признаков, сходных с совокупностью существенных признаков полезной модели. В качестве аналога полезной модели указывается средство того же назначения, известное из сведений о применении средства того же назначения в Республике Казахстан до даты приоритета полезной модели;

6) экспертная организация — организация, подведомственная уполномоченному органу, осуществляющая деятельность в сферах, отнесенных к государственной монополии (оказание услуг в области охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов);

7) уполномоченный орган — Министерство юстиции Республики Казахстан;

8) международная заявка — заявка, поданная в соответствии с Договором о патентной кооперации (РСТ) от 19 июня 1970 года.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

2. Порядок составления и оформления заявки на полезную модель

Настоящий обзор охватывает основные подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги по государственной регистрации полезной модели и выдаче патента на полезную модель, его дубликата.

В число указанных актов входят:

Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации полезной модели и выдаче патента на полезную модель, его дубликата,
утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 702, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.2015 рег. № 40245, вступил в силу 27.01.2016 (далее – Регламент);

Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации полезных моделей, и их формы (далее – Правила);

Требования к документам заявки на выдачу патента на полезную модель (далее – Требования).

Правила и Требования утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 701, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.2015 рег. № 40244, вступили в силу 27.01.2016.

Полный перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, приведен в соответствующем разделе на данной странице сайта Роспатента.

Правила основаны на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) и содержат разъяснения по их применению. Правила устанавливают перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, перечень документов, прилагаемых к заявке, и перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе в ходе предоставления государственной услуги. Правила также устанавливают порядок составления и подачи документов, правила их рассмотрения в Роспатенте, в т.ч. основания для отказа в приеме заявки, и порядок взаимодействия с заявителем в ходе предоставления государственной услуги. В качестве приложений к Правилам утверждены формы документов, подаваемых заявителем в Роспатент в связи с предоставлением государственной услуги, в т.ч. форма заявления о выдаче патента.

Требования, разработанные на основании пункта 4 статьи 1374 Гражданского кодекса, устанавливают требования к документам, которые должна содержать заявка на выдачу патента на полезную модель. В указанном документе подробно изложены правила составления документов заявки и предъявляемые к ним требования.

Регламент базируется на положениях Гражданского кодекса, Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Правил и других нормативных правовых актов, перечень которых приведен в пункте 16 Регламента.

Регламент регулирует отношения, связанные с предоставлением Роспатентом государственной услуги. Регламент определяет стандарт предоставления государственной услуги и устанавливает сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), критерии принятия Роспатентом решений, а также порядок взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги.

Регламент разработан в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее – Правила разработки регламентов).

Регламент содержит 5 разделов:

I. Общие положения

II. Стандарт предоставления государственной услуги

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения

IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц

Раздел 1 Регламента устанавливает круг заявителей, а также требования к порядку информирования о порядке предоставления государственной услуги, в т.ч. сведения о месте нахождения и графике работы Роспатента и ФИПС, о месте нахождения помещения приема заявок и иной корреспонденции, адресованной в Роспатент и ФИПС, о месте нахождения и графике работы консультационно-справочного пункта Роспатента и ФИПС, о местах размещения информации о порядке предоставления государственной услуги.

Раздел 2 Регламента устанавливает стандарт предоставления государственной услуги.

В разделе представлена информация о результатах и сроках предоставления государственной услуги, приведен перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной услуги, порядок, размер и основания взимания пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с предоставлением государственной услуги, и иные сведения, предусмотренные Правилами разработки регламентов.

Пунктом 12 Регламента предусмотрены следующие результаты:

1) государственная регистрация полезной модели в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации (далее – Государственный реестр), публикация сведений о выдаче патента в официальном бюллетене Роспатента и выдача заявителю патента;

2) принятие и направление заявителю одного из следующих решений:

а) об отказе в выдаче патента;

б) о признании заявки отозванной;

в) об удовлетворении заявления заявителя об отзыве заявки;

г) об удовлетворении заявления заявителя о преобразовании заявки в заявку на выдачу патента на изобретение;

д) об удовлетворении заявления заявителя о преобразовании заявки в заявку на промышленный образец;

3) внесение сведений о выдаче дубликата патента в Государственный реестр, публикация сведений о выдаче дубликата патента в официальном бюллетене Роспатента, выдача дубликата патента;

4) отказ в удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента и направление заявителю уведомления об отказе в выдаче дубликата патента.

Срок предоставления государственной услуги определен в пункте 13 Регламента.

Срок предоставления государственной услуги в части государственной регистрации полезной модели и выдачи патента составляет семнадцать месяцев и две недели.

Срок предоставления государственной услуги в части выдачи дубликата патента составляет два месяца и три недели.

Указанные сроки могут быть увеличены в случаях, предусмотренных пунктом 13 Регламента.

Раздел 3 Регламента содержит исчерпывающий перечень административных процедур, сроки и требования к порядку их выполнения.

Пунктом 53 Регламента установлен следующий перечень административных процедур:

1) прием и регистрация заявки;

2) проверка уплаты пошлины и формальная экспертиза заявки;

3) экспертиза заявки по существу;

4) рассмотрение ходатайств;

5) государственная регистрация полезной модели в Государственном реестре, публикация сведений о выдаче патента и выдача патента;

6) выдача дубликата патента.

Основанием для начала предоставления государственной услуги по государственной регистрации полезной модели и выдаче патента является подача в Роспатент заявки лицом, обладающим правом на получение патента на полезную модель.

Роспатент вправе отказать в приеме поданных заявителем документов заявки по основаниям, перечисленным в пункте 13 Правил.

Дата подачи заявки устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 1376 Гражданского кодекса по дате поступления заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание полезной модели и чертежи, если в описании на них имеется ссылка, а если указанные документы представлены не одновременно – по дате поступления последнего из документов.

Максимальный срок приема заявки при представлении заявки в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 Правил составляет пятнадцать минут, а в соответствии с подпунктами 2-5 пункта 12 Правил – три рабочих дня. Максимальный срок регистрации заявки составляет два рабочих дня с даты приема заявки.

Результатом административной процедуры приема и регистрации заявки являются:

1) прием и регистрация заявки, направление заявителю уведомления о приеме и регистрации заявки с копией первого листа заявления с указанием регистрационного номера заявки и даты поступления заявки, передача заявки в подразделение, осуществляющее формальную экспертизу, в срок не позднее первого рабочего дня, следующего за днем завершения административной процедуры;

2) отказ в приеме и регистрации документов заявки и направление заявителю уведомления об отказе в приеме и регистрации заявки с указанием основания для отказа в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявки в Роспатент.

Критерии принятия решения о регистрации заявки или отказе в приеме и регистрации заявки установлены в пункте 60 Регламента.

По зарегистрированной заявке осуществляется проверка уплаты пошлины и проводится формальная экспертиза.

Максимальный срок проверки уплаты пошлины, предусмотренной пунктом 1.2 приложения к Положению о пошлинах, взимаемой за регистрацию заявки на полезную модель и принятие решения по результатам экспертизы заявки, составляет две недели со дня поступления заявки в подразделение, осуществляющее формальную экспертизу заявок.

Если в результате проверки установлено, что пошлина уплачена в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах, по заявке проводится формальная экспертиза.

В ходе формальной экспертизы заявки осуществляется проверка наличия документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1376 Гражданского кодекса, и соблюдения предъявляемых к ним законодательством требований без анализа раскрытия сущности полезной модели.

Максимальный срок проведения формальной экспертизы заявки составляет два месяца со дня подтверждения факта уплаты пошлины в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах (пункт 75 Регламента), если не требуется направление заявителю запроса исправленных или недостающих документов, предусмотренного пунктом 78 Регламента, или уведомления, предусмотренного пунктом 79 Регламента. В случае направления заявителю запроса исправленных или недостающих документов или уведомления, срок проведения формальной экспертизы увеличивается (пункт 82 Регламента).

При непредставлении заявителем исправленных или недостающих документов в трехмесячный срок с даты направления запроса заявка признается отозванной.

В случае поступления заявления заявителя об отзыве заявки, оно рассматривается в течение двух недель с даты его поступления (пункт 87 Регламента).

В случае поступления заявления о преобразовании заявки в заявку на изобретение или в заявку на промышленный образец, оно рассматривается в течение двух месяцев и двух недель с даты его поступления (пункт 91 Регламента).

Результат административной процедуры проверки уплаты пошлины и формальной экспертизы и порядок передачи результата:

1) завершение формальной экспертизы с положительным результатом, направление заявителю уведомления о положительном результате формальной экспертизы, передача заявки в подразделение, к компетенции которого относится проведение экспертизы заявки на полезную модель по существу, не позднее первого рабочего дня, следующего за днем завершения административной процедуры;

2) принятие и направление заявителю решения о признании заявки отозванной;

3) принятие и направление заявителю решения об удовлетворении заявления об отзыве заявки;

4) принятие и направление заявителю решения об удовлетворении заявления о преобразовании заявки в заявку на изобретение или в заявку на промышленный образец и передача преобразованной заявки в структурное подразделение, к компетенции которого относится формальная экспертиза заявок на изобретения или заявок на промышленные образцы не позднее первого рабочего дня, следующего за днем завершения формальной экспертизы.

Административная процедура экспертизы заявки по существу осуществляется при условии завершения формальной экспертизы с положительным результатом.

В ходе экспертизы заявки по существу осуществляется проверка соответствия полезной модели требованиям законодательства Российской Федерации.

По результатам административной процедуры принимается решение о выдаче патента, если в результате проведенной экспертизы по существу установлено, что заявленная полезная модель соответствует требованиям, перечисленным в абзаце первом пункта 2 статьи 1390 Гражданского кодекса.

При несоответствии полезной модели хотя бы одному из требований, перечисленных в абзаце первом пункта 2 статьи 1390 Гражданского кодекса, принимается решение об отказе в выдаче патента.

По результатам административной процедуры принимается решение о признании заявки отозванной в случае, если заявителем не представлены запрашиваемые дополнительные материалы по запросу, предусмотренному пунктом 105 Регламента, или уведомлению, предусмотренному пунктом 106 Регламента.

Результат административной процедуры экспертизы заявки по существу и порядок передачи результата:

1) принятие и направление заявителю решения о выдаче патента, передача заявки в подразделение, к компетенции которого относится проверка уплаты пошлин в размере и порядке, предусмотренных Положением о пошлинах;

2) принятие и направление заявителю решения об отказе в выдаче патента;

3) принятие и направление заявителю решения о признании заявки отозванной;

4) принятие и направление заявителю решения об удовлетворении заявления заявителя об отзыве заявки;

5) принятие и направление заявителю решения об удовлетворении заявления о преобразовании заявки в заявку на изобретение или в заявку на промышленный образец и передача заявки в структурное подразделение, к компетенции которого относится формальная экспертиза заявок на изобретения или заявок на промышленные образцы не позднее первого рабочего дня, следующего за днем завершения экспертизы заявки по существу.

Максимальный срок экспертизы по существу составляет девять месяцев со дня завершения формальной экспертизы с положительным результатом (пункт 103 Регламента), если не требуется направление заявителю запроса дополнительных материалов, предусмотренного пунктом 105 Регламента, или уведомления, предусмотренного пунктом 106 Регламента.

Административная процедура рассмотрения ходатайств осуществляется в случае поступления в Роспатент соответствующего ходатайства, предусмотренного пунктом 3 Правил.

Результат административной процедуры рассмотрения ходатайств и порядок передачи результата:

1) направление заявителю уведомления об удовлетворении ходатайства;

2) направление заявителю уведомления об отказе в удовлетворении ходатайства.

Максимальный срок рассмотрения ходатайства, являющегося основанием для совершения юридически значимого действия, за совершение которого не требуется уплата патентной пошлины, составляет один месяц с даты поступления ходатайства в Роспатент.

Максимальный срок рассмотрения ходатайства, являющегося основанием для совершения юридически значимого действия, за совершение которого Положением о пошлинах установлена уплата патентной пошлины, составляет один месяц и две недели с даты поступления ходатайства в Роспатент (два месяца и две недели – для ходатайства, предусмотренного подпунктом 4 пункта 3 Правил), при условии завершения с положительным результатом проверки уплаты соответствующей пошлины.

Административная процедура государственной регистрации полезной модели в Государственном реестре, публикации сведений о выдаче патента и выдачи патента осуществляется при условии принятия решения о выдаче патента и включает административные действия, предусмотренные пунктом 140 Регламента.

Для каждого административного действия Регламентом установлен максимальный срок выполнения (145, 147, 150 Регламента).

Внесение сведений в Государственный реестр, публикация сведений о выдаче патента и выдача патента осуществляется при условии уплаты заявителем патентной пошлины, предусмотренной пунктом 1.14 приложения к Положению о пошлинах, в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах.

Результат административной процедуры государственной регистрации полезной модели в Государственном реестре, публикации сведений о выдаче патента и выдачи патента и порядок его передачи:

1) внесение полезной модели в Государственный реестр, публикация сведений о выдаче патента и выдача патента заявителю в течение пяти рабочих дней с даты официальной публикации сведений о выдаче патента;

2) принятие и направление заявителю решения о признании заявки отозванной с указанием причины принятия решения;

3) принятие и направление заявителю решения об удовлетворении поданного заявителем заявления об отзыве заявки.

Административная процедура выдачи дубликата патента осуществляется при поступлении ходатайства о выдаче дубликата патента и включает административные действия, предусмотренные пунктом 158 Регламента.

Для каждого административного действия Регламентом установлен максимальный срок выполнения (пункты 159, 162, 166, 169, 172 Регламента).

Рассмотрение ходатайства о выдаче дубликата патента осуществляется при условии уплаты заявителем патентной пошлины, предусмотренной пунктом 1.25 приложения к Положению о пошлинах, в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах.

Результат административной процедуры выдачи дубликата патента и порядок передачи результата:

1) принятие решения об удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента, внесение сведений о выдаче дубликата патента в Государственный реестр, официальная публикация сведений о выдаче дубликата патента и выдача дубликата патента с выпиской из Государственного реестра со сведениями об изменениях, внесенных в патент, и уведомления об удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента в течение пяти рабочих дней с даты официальной публикации сведений о выдаче дубликата патента или на руки патентообладателю или его представителю;

2) принятие решения об отказе в удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента и направление уведомления об отказе в удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента патентообладателю.

Критерии принятия решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента установлены в пункте 174 Регламента.

Раздел 4 Регламента посвящен формам контроля за предоставлением государственной услуги. В этом разделе определены виды контроля, порядок и периодичность проведения проверок (пункты 177-186 Регламента).

В рамках текущего контроля, осуществляемого на постоянной основе, проверяется соблюдение и исполнение ответственными должностными лицами положений Регламента и иных нормативных актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.

Цель плановых и внеплановых проверок состоит в контроле полноты и качества предоставления государственных услуг. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовыми планами проверок. Внеплановые проверки осуществляются, в частности, в связи с поступлением жалоб на действия, осуществляемые при предоставлении государственной услуги, на бездействие и принимаемые решения.

Текущий контроль и внеплановые проверки осуществляются руководителями структурных подразделений, ответственных за осуществление административных действий и принятие решений, и их заместителями. Плановые и внеплановые проверки осуществляются специализированными контролирующими подразделениями, к компетенции которых отнесены вопросы полноты и качества предоставления государственных услуг.

Раздел 5 Регламента регулирует досудебный (внесудебный) порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) Роспатента, а также его должностных лиц.

Пункт 188 Регламента определяет предмет жалобы. Требования к содержанию жалобы установлены пунктом 192 Регламента, порядок ее подачи в Роспатент – пунктами 190-191 Регламента, сроки рассмотрения — пунктом 195 Регламента.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Роспатента, а также его должностных лиц, связанные с предоставлением государственной услуги, может быть подана заявителем на имя руководителя Роспатента, заместителя руководителя Роспатента или уполномоченного лица, либо в Министерство экономического развития Российской Федерации (пункт 189 Регламента).

Жалоба, поступившая в Роспатент, подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа Роспатента, его должностного лица в приеме документов у заявителя – в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы.

Решение по жалобе на действия (бездействие) и решение должностных лиц могут быть обжалованы заявителем путем подачи жалобы руководителю Роспатента. Действия (бездействие) и решение руководителя Роспатента могут быть обжалованы путем подачи жалобы в Министерство экономического развития Российской Федерации (пункт 199 Регламента).

Оставьте комментарий