Правонарушения в строительстве

Административная ответственность за правонарушения в области строительства

Перечень статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих административную ответственность за нарушение законодательства:
— о градостроительной деятельности,
— о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
— о пожарной безопасности, о техническом регулировании,
— в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля,
— об административной ответственности (порядок производства по делам об административных правонарушениях).

Должностные лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, в соответствии с частью 1 статьи 23.56 и частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ уполномочены возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях по следующим статьям (частям статей) КоАП РФ:

Статьёй 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)

Статьёй 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

Статьёй 9.5.1. (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства). Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, или с нарушением требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, к лицам, имеющим право на выполнение таких работ по соответствующему договору, заключенному с использованием конкурентных способов заключения договоров

Частью 3 статьи 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Статьёй 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции

Должностные лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, в соответствии с чч. 2-5, 6.1 ст. 28.3 КоАП РФ уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях по следующим статьям (частям статей) КоАП РФ:

Статьёй 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статьёй 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Частью 1 статьи 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

Статьёй 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

Частями 1, 6 и 15 статьи 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль

Статьёй 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Статьёй 19.7. Непредставление сведений (информации)

Статьёй 19.33. Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования

Частями 1, 2, 6, 6.1, 9 статьи 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2018 г.)

Административные правонарушения в сферах архитектурной, градостроительной, строительной деятельности и жилищных отношений

Статья 312. Выполнение предпроектных, изыскательских, проектных, строительно-монтажных работ, производство и применение строительных материалов, деталей и конструкций с нарушением требований законодательства и государственных нормативов в сфере архитектурно-строительной деятельности

  1. Выполнение предпроектных, изыскательских, проектных, строительно-монтажных работ, производство, применение строительных материалов, деталей и конструкций с нарушениями требований законодательства Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности —

влекут штраф на должностных лиц в размере шестидесяти, на субъектов малого предпринимательства — в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере семисот месячных расчетных показателей.

  1. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влекут штраф на должностных лиц в размере ста двадцати, на субъектов малого предпринимательства — в размере четырехсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере восьмисот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере тысячи четырехсот месячных расчетных показателей, с лишением лицензии.

Статья 313. Нарушение требований утвержденных строительных норм и проектных документов при производстве строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ

  1. Нарушение требований утвержденных строительных норм и проектных документов при производстве строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ, повлекшее за собой ухудшение эксплуатационных качеств, снижение прочности, устойчивости зданий, строений, их частей или отдельных конструктивных элементов, —

влечет штраф на должностных лиц в размере сорока, на субъектов малого предпринимательства — в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере семисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии.

  1. Совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, повлекшее за собой потерю прочности, устойчивости зданий, строений, их частей или отдельных конструктивных элементов, —

влечет штраф на должностных лиц в размере восьмидесяти, на субъектов малого предпринимательства — в размере четырехсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере восьмисот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере тысячи четырехсот месячных расчетных показателей, с лишением лицензии.

Статья 314. Производство строительных, строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ при возведении и реконструкции объектов без утвержденной в установленном порядке проектной документации

  1. Производство строительных, строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ при возведении и реконструкции объектов без утвержденной в установленном порядке проектной документации —

влечет штраф на должностных лиц в размере сорока, на субъектов малого предпринимательства — в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере семисот месячных расчетных показателей с приостановкой производимых работ.

  1. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влечет штраф на должностных лиц в размере восьмидесяти, на субъектов малого предпринимательства — в размере четырехсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере восьмисот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере тысячи двухсот месячных расчетных показателей, с лишением лицензии и приостановкой производимых работ.

См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях»

Статья 315. Нарушение правил оформления исполнительной технической документации, предусмотренной нормативными документами, при производстве строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ по возведению и реконструкции объектов, изготовлению строительных материалов, изделий и конструкций

Нарушение правил оформления исполнительной технической документации, предусмотренной нормативными документами, при производстве строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ по возведению и реконструкции объектов, изготовлению строительных материалов, изделий и конструкций —

влечет предупреждение или штраф на должностных лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства — в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста месячных расчетных показателей.

Статья 316. Строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов без проектной (проектно-сметной) документации либо по проектной (проектно-сметной) документации, не прошедшей в установленном порядке экспертизу

  1. Строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов без проектной (проектно-сметной) документации либо по проектной (проектно-сметной) документации, не прошедшей в установленном порядке экспертизу, по которой требуется ее проведение, —

влечет штраф на физических лиц в размере ста двадцати, на должностных лиц — в размере ста шестидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере трехсот восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятисот восьмидесяти месячных расчетных показателей.

  1. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, а равно неустранение нарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, повлекшего привлечение к административной ответственности, —

влекут штраф на физических лиц в размере ста шестидесяти, на должностных лиц — в размере двухсот, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере трехсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере шестисот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере одной тысячи месячных расчетных показателей, с приостановлением работ.

Статья 317 изложена в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (см. стар. ред.)

Статья 317. Нарушение законодательства Республики Казахстан при осуществлении экспертных работ и инжиниринговых услуг

  1. Допущение лицами, осуществляющими авторский надзор, несоответствия выполненных (выполняемых) строительно-монтажных работ утвержденным проектным решениям —

влечет штраф на физических лиц в размере ста восьмидесяти месячных расчетных показателей с приостановлением действия аттестата эксперта на право ведения авторского надзора на срок шесть месяцев.

  1. Выдача лицами, осуществляющими экспертизу проектов, положительного заключения экспертизы (экспертной оценки) на проектную (проектно-сметную) документацию, не соответствующего требованиям законодательства Республики Казахстан и не обеспечивающего устойчивость, надежность и прочность возводимых либо возведенных объектов, —

влечет штраф на физических лиц в размере ста восьмидесяти месячных расчетных показателей с приостановлением действия аттестата эксперта на право осуществления экспертизы проектов на срок шесть месяцев.

  1. Допущение лицами, осуществляющими технический надзор, нарушений на стадии реализации проекта, включая качество, сроки, приемку выполненных работ и сдачу объекта в эксплуатацию, —

влечет штраф на физических лиц в размере ста восьмидесяти месячных расчетных показателей с приостановлением действия аттестата эксперта на право ведения технического надзора на срок шесть месяцев.

Статья дополнена частью 3-1 в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 366-V

3-1. Выдача лицами, осуществляющими техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений, заключения, выполненного с нарушением требований утвержденных строительных норм и содержащего недостоверные данные, которые могут повлечь за собой ухудшение эксплуатационных качеств, снижение прочности, устойчивости зданий, строений, их частей или отдельных конструктивных элементов, —

влечет штраф на физических лиц в размере ста восьмидесяти месячных расчетных показателей с приостановлением действия аттестата эксперта на право осуществления технического обследования надежности и устойчивости зданий и сооружений на срок шесть месяцев.

В часть 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 366-V (см. стар. ред.)

  1. Действия (бездействие), предусмотренные частями первой, второй, третьей и 3-1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влекут штраф на физических лиц в размере двухсот месячных расчетных показателей с лишением аттестата эксперта на соответствующий вид услуги и специализации и запрещением деятельности на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг на срок три года.

Кодекс дополнен статьей 317-1 в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 366-V (введен в действие по истечении трех месяцев после дня его первого официального опубликования)

Статья 317-1. Нарушение законодательства Республики Казахстан при осуществлении инжиниринговых услуг (технический надзор и управление проектом) и экспертных работ (экспертиза проектов и техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений) аккредитованными юридическими лицами

  1. Осуществление инжиниринговых услуг (технический надзор и управление проектом) и экспертных работ (экспертиза проектов и техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений) аккредитованными юридическими лицами, имеющими в составе аттестованных экспертов, с нарушением требований законодательства Республики Казахстан и иных нормативных и нормативных правовых актов в области архитектуры, градостроительства и строительства, в том числе:

1) несоответствие выполненных (выполняемых) строительно-монтажных работ утвержденным проектным решениям;

2) выдача положительного заключения экспертизы (экспертной оценки) на проектную (проектно-сметную) документацию, не обеспечивающего устойчивость, надежность и прочность возводимых либо возведенных объектов;

3) нарушение на стадии реализации проекта, включая качество, сроки, приемку выполненных работ и сдачу объекта в эксплуатацию;

4) выдача заключений по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений, выполненных с нарушением требований утвержденных строительных норм и содержащих недостоверные данные, которые могут повлечь за собой ухудшение эксплуатационных качеств, снижение прочности, устойчивости зданий, строений, их частей или отдельных конструктивных элементов;

5) несоответствие квалификационным требованиям для аккредитованных юридических лиц —

влечет штраф на юридических лиц в размере пятисот месячных расчетных показателей.

  1. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влечет штраф на юридических лиц в размере семисот месячных расчетных показателей с лишением свидетельства об аккредитации.

Кодекс дополнен статьей 317-2 в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 366-V (введен в действие по истечении трех месяцев после дня его первого официального опубликования)

Статья 317-2. Аттестация инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования и строительства, с нарушением требований законодательства Республики Казахстан и иных нормативных и нормативных правовых актов в области архитектуры, градостроительства и строительства

  1. Аттестация инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования и строительства, с нарушением требований законодательства Республики Казахстан и иных нормативных и нормативных правовых актов в области архитектуры, градостроительства и строительства —

влечет штраф на юридических лиц в размере пятисот месячных расчетных показателей.

  1. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влечет штраф на юридических лиц в размере семисот месячных расчетных показателей с лишением свидетельства об аккредитации.

Статья 318 изложена в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (см. стар. ред.)

Статья 318. Нарушение установленного порядка приемки и ввода объектов и комплексов в эксплуатацию

Нарушение установленного порядка приемки и ввода объектов и комплексов в эксплуатацию с нарушениями требований государственных нормативов в сфере архитектурно-строительной деятельности —

влечет штраф на физических лиц, должностных лиц в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере ста двадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере двухсот двадцати, на субъектов крупного предпринимательства — в размере шестисот пятидесяти месячных расчетных показателей.

Статья 320. Нарушение требований законодательного акта Республики Казахстан о долевом участии в жилищном строительстве и жилищного законодательства Республики Казахстан

  1. Нарушение застройщиком, уполномоченной компанией требований законодательного акта Республики Казахстан о долевом участии в жилищном строительстве, в том числе к содержанию информации, подлежащей раскрытию, а также порядку ее распространения, либо распространение застройщиком, уполномоченной компанией неточной, неполной или недостоверной информации —

влечет штраф на юридических лиц в размере трехсот месячных расчетных показателей.

  1. Непредставление застройщиком, уполномоченной компанией местному исполнительному органу города республиканского значения, столицы, района, города областного значения сведений и отчетности, предусмотренных законами Республики Казахстан, либо представление ими недостоверных сведений и отчетности, а равно недостоверного или неполного отчета о результатах мониторинга за ходом строительства жилого дома (жилого здания) инжиниринговой компанией —

влечет штраф на юридических лиц в размере трехсот месячных расчетных показателей.

  1. Действия (бездействие), предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, а равно неустранение нарушений, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, повлекших привлечение к административной ответственности, —

влекут приостановление действия разрешения на привлечение денег дольщиков на срок до трех месяцев.

  1. Нарушение органом управления объектом кондоминиума сроков открытия текущих и (или) сберегательных счетов на объект кондоминиума в банках второго уровня в случаях, предусмотренных жилищным законодательством, —

влечет предупреждение.

  1. Нарушение органом управления объектом кондоминиума сроков представления ежеквартального отчета по управлению объектом кондоминиума —

влечет предупреждение.

  1. Действия (бездействие), предусмотренные частями четвертой и пятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на юридических лиц — в размере двадцати месячных расчетных показателей.

Статья 321. Осуществление строительства без сопровождения технического и авторского надзоров

Осуществление строительства без сопровождения технического и авторского надзоров —

влечет штраф на физических лиц в размере сорока, на должностных лиц в размере ста шестидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере трехсот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятисот пятидесяти месячных расчетных показателей.

Статья 322. Незаконные переоборудование и перепланировка помещений

Часть 1 изложена в редакции Закона РК от 28.10.15 г. № 366-V (см. стар. ред.)

  1. Незаконные переоборудование и перепланировка жилых и нежилых помещений в существующих зданиях без архитектурно-строительного проекта и соответствующего решения структурных подразделений местных исполнительных органов, осуществляющих функции в области архитектуры, градостроительства и строительства, —

влекут штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере девяноста, на субъектов среднего предпринимательства — в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере трехсот месячных расчетных показателей.

Часть 2 изложена в редакции Закона РК от 28.10.15 г. № 366-V (см. стар. ред.)

  1. Те же действия, которые повлекли или могли повлечь полную потерю прочности и устойчивости (разрушение) здания, —

влекут штраф на физических лиц в размере восьмидесяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере ста восьмидесяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере двухсот пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятисот месячных расчетных показателей.

Примечания.

  1. Под административным правонарушением в области строительства понимается несоблюдение обязательных требований, строительных норм и правил, за исключением технических регламентов, проектов, других нормативных актов при градостроительном освоении территорий, проектировании, строительстве, реконструкции, реставрации, модернизации, капитальном ремонте и благоустройстве объектов и комплексов, влекущее снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов, ухудшение эксплуатационных качеств возводимых объектов, отрицательное влияние на окружающую среду, а также действия, нарушающие установленный организационно-правовой порядок строительства объектов и приемки их в эксплуатацию.
  2. Под прочностью понимается способность материала, конструкции, изделия, узлов их сопряжения, грунта основания здания и сооружения воспринимать, не разрушаясь, расчетные значения нагрузок и воздействий.
  3. Под устойчивостью понимается способность здания, сооружения сохранять состояние устойчивого равновесия под действием расчетных воздействий и нагрузок.
  4. Под надежностью понимается способность здания, сооружения, его инженерных систем, несущих и ограждающих конструкций выполнять функции, определенные значениями нормируемых показателей.

См.также: Правила осуществления технического обследования надежности и устойчивости зданий и сооружений

  1. Под проектными работами понимаются работы по предпроектной (обоснования инвестиций в строительство, технико-экономические обоснования) и проектной (проект, рабочий проект и другие виды проектов) документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт и другие виды работ зданий и сооружений.

Статья 323. Эксплуатация объектов и комплексов, не введенных в установленном порядке в эксплуатацию

Эксплуатация (проживание, оказание услуг, производство продукции с целью получения доходов) законченных строительством, но не введенных в установленном порядке в эксплуатацию объектов, комплексов или их отдельных частей —

влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста месячных расчетных показателей

. Статья 463. Занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий (операций) без соответствующей регистрации, разрешения или направления уведомления

В часть 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

  1. Занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий (операций) без регистрации, разрешения, а равно ненаправление уведомления в случаях, когда регистрация, разрешение, направление уведомления обязательны, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влекут штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей, с конфискацией предметов и (или) орудия совершения административных правонарушений либо без таковой, а занятие предпринимательской или иной деятельностью без лицензии дополнительно влечет конфискацию дохода (дивидендов), денег, ценных бумаг, полученных вследствие административного правонарушения.

См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях»

В часть 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

  1. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влекут штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятисот месячных расчетных показателей, с конфискацией предметов и (или) орудия совершения административного правонарушения, а занятие предпринимательской или иной деятельностью без лицензии дополнительно влечет конфискацию дохода (дивидендов), денег, ценных бумаг, полученных вследствие административного правонарушения.

См. изменения в примечание к статье 463 — Закон РК от 02.07.18 г. № 168-VI (вводятся в действие с 1 июля 2019 года)

В примечание внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.16 г. № 34-VI (см. стар. ред.)

Примечание. Ответственность по данной статье не распространяется на уведомление о валютной операции и регистрацию валютных операций, осуществляемое в соответствии с Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле», а также на уведомления, осуществляемые в соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях».

См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 18 июня 2004 года № 4 «О применении судами законодательства об изъятии дохода, полученного при осуществлении предпринимательской или иной деятельности без лицензии»

Гульнара Бигаева, юрист

E-mail: gulnara.bigaewa@yandex.ru

Законодательством Российской Федерации предусмотрен штраф за возведение капитального объекта без разрешения на строительство, и, как показывает судебная практика, строительные организации совершают ряд ошибок из-за непонимания, кто несёт ответственность при возведении капитального объекта без разрешения на строительство.

Истец обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, вынесенного Сахалинским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Истцом указано, что, согласно условиям договора подряда, разработка проектной документации, оформление и получение разрешения на строительство объекта возложено на генерального подрядчика, следовательно, оснований для привлечения истца к административной ответственности не имеется. На момент составления постановления о возбуждении административного производства и постановления об административном наказании проектная документация в адрес общества не поступала. Поручений выполнять работу без разрешения на строительство генеральному подрядчику не выдавалось. В связи с этим в рассматриваемой ситуации субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, может быть только подрядная организация, непосредственно осуществляющая работы по строительству.

Решение суда: в удовлетворении требования истца к управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания отказать (Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 6 мая 2015 г. по делу № А59-29/2015).

В обоснование судом указано: согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нём лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Таким образом, к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ могут быть привлечены одновременно и заказчик, и подрядчик.

Аналогичное дело было рассмотрено Верховным Судом РФ, только субъектом административного правонарушения выступал генеральный подрядчик.

Истец (генеральный подрядчик) обратился с жалобой в Верховный Суд Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения Арбитражного суда и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда, а также постановления Комитета государственного строительного надзора о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа.

Верховный Суд Российской Федерации постановил: решение Арбитражного суда, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда и постановление Федерального арбитражного суда по тому же делу оставить без изменения, а жалобу общества без удовлетворения (Постановление Верховного Суда РФ от 24 февраля 2015 г. по делу № А40-90359/2013).

Верховный Суд РФ поддержал позиции Арбитражного суда и Девятого арбитражного апелляционного суда в том, что генеральный подрядчик должен удостовериться в том, что застройщик, привлекая его к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство. Более того, заявитель не отрицает, что знал об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство, но действий по консервации объекта капитального строительства не предпринял.

Следовательно, когда подрядчику известно об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство, то необходимо предпринимать действия по консервации объекта капитального строительства.

Также одна из ошибок застройщиков состоит в том, что административные правонарушения, предусмотренные:

  1. частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ — строительство начато без надлежаще оформленной и утверждённой проектной документации;

  2. частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ — строительство осуществляется в отсутствие надлежаще оформленного разрешения на строительство;

  3. частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ — строительство начато без заблаговременного уведомления органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора,

являются следствием одного противоправного действия. Ссылаясь на ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ о множественности привлечения к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, застройщики не учитывают часть 1 статьи 4.4 КоАП РФ.

Истец обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты. Заявитель указывает на необоснованное неприменение судами части 2 статьи 4.2 КоАП РФ, полагая, что выявленные управлением правонарушения являются следствием одного противоправного действия (бездействия) истца. Совершение административного правонарушения истцом не оспаривалось.

Верховный Суд Российской Федерации поддержал позицию Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда: доводы общества о множественности привлечения к ответственности за совершение, по его мнению, одного и того же правонарушения (по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, части 1 и части 2 статьи 9.5 КоАП РФ) и необоснованном неприменении части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при назначении наказания рассмотрены судами и обоснованно отклонены со ссылкой на часть 1 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершённое административное правонарушение.

Суды, исходя из оценки конкретных обстоятельств дела, указали, что одновременное нарушение обществом ряда обязательных требований в области строительства, порядка строительства, реконструкции объекта капитального строительства влечёт за собой возможность привлечения лица, допустившего такие нарушения, к административной ответственности за каждое правонарушение в пределах санкций.

Таким образом, при нарушении застройщиком ряда обязательных норм в области строительства, порядка строительства влечёт привлечение юридического лица к административной ответственности за каждое правонарушение в пределах санкций.

Несоблюдение административным органом, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, норм, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, является основанием для отказа к привлечению застройщика к административной ответственности.

Истец (Инспекция государственного строительного надзора) обратился с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда.

Истцом было направлено уведомление о переносе времени и места составления протокола об административном правонарушении по электронной почте, что не свидетельствует о соблюдении норм КоАП РФ, так как он не является почтовым адресом. Иных доказательств надлежащего уведомления о дате и времени составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлено.

Также не было подтверждено наличие у представителя ответчика специальной доверенности; отсутствие в представленной доверенности полномочий на участие при составлении в отношении общества протокола об административном правонарушении также не позволяет сделать вывод об информированности законного представителя о совершении соответствующего процессуального действия. Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении у административного органа отсутствовала информация о надлежащем извещении общества о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.

Арбитражный апелляционный суд постановил: решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения. (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. по делу № А45-17913/2014).

Также одним из заблуждений застройщика является то, что подрядчик в соответствии с заключёнными договорами подряда несёт ответственность за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил.

Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел жалобу Общества на решение Арбитражного суда Вологодской области, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа и о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Верховный Суд Российской Федерации указал: согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Частью 4 указанной статьи ГрК РФ предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства. Исходя из изложенного, субъектами ответственности, предусмотренной статьёй 9.4 КоАП РФ могут быть как застройщик, так и подрядная организация, непосредственно осуществляющая строительные работы.

Верховный Суд Российской Федерации поддержал позиции судов: Общество, являясь заказчиком в силу договоров подряда, должно осуществлять надзор за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, за соответствием указанных работ требованиям технических регламентов и проектной документации.

Верховный Суд Российской Федерации постановил: решение Арбитражного суда Вологодской области, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по тому же делу оставить без изменения, а жалобу Общества — без удовлетворения. (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2015 г. по делу № А13-2887/2014).

Непредставление документов запрашиваемых административным органом, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечёт наложение административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.

Общество обратилось с жалобой на решение Арбитражного суда Приморского края, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа об отмене решения Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации постановил: решение Арбитражного суда Приморского края, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа оставить без изменения, а жалобу — без удовлетворения (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. по делу № А51-8429/2014).

Обоснование суда: довод Общества, что оно не является застройщиком, поскольку не имеет разрешения на строительство; земельный участок, на котором осуществлялось строительство индивидуальных жилых домов, предоставлен дачному потребительскому обществу; денежные средства граждан для строительства объекта недвижимости с долевым участием Общество не привлекало. В материалах дела имеются договоры инвестирования на выполнение работ и оказание услуг с последующей передачей имущества, заключённые между истцом, физическими лицами и дачным потребительским кооперативом. Также Обществом не доказано то, что оно не является застройщиком, и им фактически заключались договоры на выполнение подрядных работ.

Таким образом, привлечение денежных средств юридическим лицом судами будет расценено как выполнение подрядных работ, а также необходимо будет доказывать, что юридическое лицо не является застройщиком.

Обратите внимание на довод Общества, что у инспекции отсутствуют полномочия по вынесению предписания в отношении Общества. Данный довод правомерно отклонён судами как противоречащий части 2.1 статьи 1 Закона № 214-ФЗ, запрещающей привлечение денежных средств граждан для строительства с нарушением требований части 2 статьи 1 названного Закона.

В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техническом регламенте или в Директиве.

В регламентах (технических регламентах) ссылки могут носить разный характер:

• ссылка с твердой идентификацией, т.е. указанием номера, даты издания и номера издания конкретного стандарта (или нескольких конкретных стандартов).

Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

• ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

• ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) — единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ «О стандартизации» ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, что рассмотрено далее в гл. 2.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Предыдущая — СОДЕРЖАНИЕ — Следующая

Владеть собственным земельным участком всегда приятно, однако строить на нем что угодно, где угодно и как угодно, нарушая правила, — нельзя. При строительстве загородного дома или других объектов на своей земле важно соблюдать правила частной застройки, установленные законодательством.

СНиП — что это и для чего нужно?

СНиП — это аббревиатура термина «Строительные нормы и правила». Под ним подразумевают определенные нормы и ограничения, установленные законодательством касательно проектирования и строительства зданий и построек. Данные требования обязательны к исполнению, в противном случае владелец участка и дома может «попасть» на крупные штрафы или даже лишиться собственности в судебном порядке.

Правила СНиП созданы для контроля и регулирования в сфере индивидуального жилищного строительства. Их очень много, и обязательны к соблюдению не только при строительстве жилых домов, но также и гаражей, амбаров, складов, сараев, построек для скота и т. д. Они включают в себя также соблюдение предписаний пожарной безопасности.

Ознакомиться со всем списком СНиПов можно .

Таким образом СНиПы регламентируют правила застройки практически для любых объектов недвижимости. Мы поговорим в этой статье о самых важных СНиПах, которые следует соблюдать при строительстве собственной дачи, загородного дома.

Какие правила СНиП действуют при строительстве частных домов?

Как только принято решение начать строительство дома, владельцу участка следует сразу определиться и с тем, какие хозяйственные постройки он хочет построить, и где они будут располагаться.

В соответствии с правилами на своем участке можно построить:

  • частный дом;
  • сарай;
  • баню;
  • погреб для хранения овощей;
  • наружный туалет;
  • конюшня;
  • гостевой домик;
  • гараж.

Строительные нормы регламентируют также возведение иных хозяйственных построек, в т. ч. расположение компостной ямы. К дополнительным объектам на частных участках относятся: амбары, водонапорные башни, ветряные мельницы и прочее.

Все эти объекты наносятся на специальный план участка и передаются в администрацию для согласования.

Безусловно, основной объект, к которому предъявляется наибольшее количество требований и правил — это жилой дом. Потому что речь идет о безопасности и жизнях проживающих в нем людей.

Как мы уже писали ранее, чтобы оформить жилой дом и ввести его в эксплуатацию потребуются соответствующие заключения нескольких экспертов и комиссий, а также внушительный пакет бумаг.

К другим постройкам на участке требования намного проще. Единственный тип, где необходимо получать дополнительные разрешения — возведение водонапорной башни. Здесь нужно оформить лицензию, уплатить государственную пошлину и налоги.

Какие требования и ограничения предъявляются к частному дому?

Ко всем объектам индивидуального жилищного строительства устанавливаются следующие правила и нормы:

  1. расположение дома и построек относительно других объектов (дорог, канализационных систем и колодцев, границ соседних участков, берегов рек, озер, леса и т. д.);
  2. расположение коммуникаций (вода, газ и электричество);
  3. удаленность от социальных объектов инфраструктуры и экстренных служб;
  4. качество грунта, плодородность земель;
  5. удаленность от промышленных сооружений (например, заводов).

Для строительства дома на участке важны, в первую очередь, первые 3 пункта. Остальные пункты относятся больше к сельхозземлям и территориям, выделяемым под сельскохозяйственную деятельность, к участкам под ИЖС — они применимы как рекомендация.

Основные положения СНиП

Соблюдать СНиПы обязательно, если вы строите дом на участке ИЖС. Получить разрешение на строительство и сопутствующих построек можно только на основании проектно-сметной документации, разработанной с учетом всех предписанных норм.

Соблюдать требования при застройке необходимо еще потому, что, в противном случае, это может привести к ущемлению прав других граждан, владеющих соседними территориями. При выявлении таких нарушений, вам не дадут оформить дом в собственность и получить разрешение на ввод в эксплуатацию. К тому же, это чревато высокими штрафами, и это меньшее из зол. По решению суда, незаконно построенный дом и другие постройки на участке вообще могут определить под снос.

Границы ЗУ и красные линии

Любой проект разрабатывается до начала строительства, ведь именно по нему собственник получает допуск к стройке. В этом документе, как правило, уже учитываются все требования СНиП, включая территориальные границы и расстояние между постройками на участке.

Ориентиром застройки выступают границы земельного участка (ЗУ) и соседних территорий. Согласно правилам, забор должен проходить точно по границе земли, находящейся в собственности. В противном случае, если забор выступает за территорию ЗУ, налагается штраф.

Красная линия — это граница, отделяющая общие земли населенного пункта от собственности застройщика. Они являются своеобразной межой, разделяющей общедоступную землю с частными владениями. СНиПом также определены допустимые расстояния между красными линиями и частным домом.

Кроме того, строить жилые дома запрещено:

  • в природоохранных зонах — берег реки, озера, водохранилища (даже если частная территория является прилегающей);
  • вплотную с лесополосой (если расстояние до леса — меньше 15 метров).

Другие отступы регулируются в индивидуальном порядке. В каждом районе и населенном пункте есть свои исключения и допуски. Получить более подробную информацию о них, можно сделав соответствующий запрос в местную администрацию.

Продажа участка на Мысе у Волги 88 соток, 165 км от МКАД ПОСМОТРЕТЬ

Дистанция от межи

Межой в частном секторе является улица. Жилой дом должен находиться как минимум в 5 метрах от дороги с активным движением, и в 3 метрах, если он расположен в тупике или на улице с незначительным движением транспорта.

Хозяйственные объекты следует обязательно располагать на внутренней стороне участка, как можно дальше от улицы. Оптимально — за жилым зданием. Минимальное расстояние от дома должно быть не меньше 5 м.

Дистанция от соседских строений

Дистанция между домами и постройками на соседствующих территориях учитывается в соответствии с материалом, из которого они возведены. Так, минимальное расстояние должно составлять:

  • 15 м между деревянными домами;
  • 10 м между деревянным и другим домом из камня или кирпича;
  • 6 м между кирпичными домами.

Эти нормы рассчитаны исходя их требований противопожарной безопасности. Как известно, дерево имеет высокую восприимчивость к огню. В случае, если возникнет пожар, он не должен перекинуться на другие здания.

Потому отдаленность от построек на соседних участках должна быть достаточной, чтобы предотвратить распространение пламени. Это особенно важно для сельской местности, где много деревьев, кустарников и другой растительности, которые также прекрасно горят.

Заливать фундамент можно на расстоянии как минимум в 3 м от соседского забора. Если у дома есть пристройки, терраса или крыльцо, и они выступают больше, чем на 0,5 м, в таком случае дистанция рассчитывается уже от них.

При пристроенном гараже дистанция должна быть 1 м от забора, не меньше 3 м до жилого дома. А, при наличии амбара для хранения сена, конюшни и двора для скотины, минимальное расстояние от стен постройки до соседского забора составляет 4 м.

Санитарно-бытовые нормы:

  • 8 метров между баней и соседним частным домом (потому бани часто располагаются в глубине);
  • 8 м между водонапорным сооружением (колодец, башня, колонка), ямой для отходов и туалетом;
  • 12 м — до наружного туалета;
  • 4 м — до хозяйственных построек;
  • 1 м — для иных строений.

Как осуществляется контроль за соблюдением СНиП?

Планировка расположения дома на участке и всех прилегающих строений определяется проектно-сметной документацией, где также учитываются расположение коммуникаций на участке. Любые дополнительные постройки либо подлежат сносу, либо дополнительно вносятся в этот документ — для узаконивания.

Контроль за соблюдением норм осуществляют органы местной администрации. Чтобы получить от них разрешение на строительство нужно подать заявление и следующие бумаги:

  1. свидетельство, подтверждающее право собственности на ЗУ;
  2. генеральный план ЗУ (после внесения всех правок);
  3. проект дома (с указанием размеров, площади, расположения и т.п.);
  4. акт об установлении красной линии, отступов и разбивки территории.

После одобрения всех документов составляется паспорт проекта на строительство, состоящий из:

  1. разрешения на строительство;
  2. свидетельства;
  3. схем подведения коммуникаций;
  4. акта границ (межевого акта).

Вся процедура обычно занимает от одной недели до месяца. В течение этого времени государственные инспекторы могут приехать на место для проверки границ, указанных в плане. Только после этого можно приступать к строительству. Нетерпеливым застройщикам, которые начинают процесс без подготовки бумаг и решения вопросов, могут выписать штраф или даже заставить снести незаконные объекты.

Оставьте комментарий