Правовое регулирование лицензирования

Содержание

Об организации лицензирования отдельных видов деятельности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2011 года N 957

Об организации лицензирования отдельных видов деятельности

(с изменениями на 18 марта 2020 года)

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 379.

2. Установить, что:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения:
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
ведет единый реестр лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
осуществляет лицензионный контроль в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочия по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий, проведению мониторинга эффективности лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 1 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
направляет в течение 5 рабочих дней в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия, указанные в пункте 1 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», заверенные копии приказов о приостановлении и возобновлении действия лицензий, назначении проверок лицензиатов, копии актов проверок лицензиатов, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других документов, связанных с осуществлением лицензионного контроля в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), осуществляющих виды деятельности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», для включения в лицензионные дела;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 года N 956.

б) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за реализацией исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лицензирования образовательной деятельности, переданных в соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и ведет сводный реестр выданных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензий.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966.

3. Деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении. В уведомлении указываются следующие сведения:
полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, данные документа, удостоверяющего его личность, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», который лицензиат намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, который лицензиат намерен осуществлять по новому адресу, в соответствии с частями 7 и 9 статьи 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации.
К уведомлению прилагаются оригинал лицензии, заявление о переоформлении лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.
Уведомление и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган субъекта Российской Федерации, на территории которого лицензиат предполагает осуществлять лицензируемый вид деятельности, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) лицензиату.
Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации переоформляет лицензию в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», и вносит изменения в реестр лицензий в отношении видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.

4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Перечень федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 ноября 2011 года N 957

(с изменениями на 18 марта 2020 года)

ФСБ России

Разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации
Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

ФСБ России, ФСТЭК России

Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации

ФСТЭК России

Деятельность по технической защите конфиденциальной информации

ФНС России

Производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции
Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах

Минпромторг России

(Наименование в редакции, введенной в действие с 19 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 533.

Разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники

Рособоронзаказ

(Раздел утратил силу с 1 января 2015 года — постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 1489.

Минпромторг России, Росгвардия

(Название в редакции, введенной в действвие с 11 сентября 2012 года — постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 года N 865; в редакции, введенной в действие с 30 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2018 года N 17.

Разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия
Разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 1489)

Минпромторг России, МВД России, Рособоронзаказ

(Раздел утратил силу с 1 января 2015 года — постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 1489.

Минпромторг России

Деятельность по хранению и уничтожению химического оружия
Разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 1489)

Ростехнадзор

Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492.
Абзац утратил силу с 1 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492.
Производство маркшейдерских работ
Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности
Деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения
(Абзац дополнительно включен со 2 октября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 925)

МЧС России, Рослесхоз

(Утратил силу с 13 мая 2015 года — постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 403.

МЧС России

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры
(Абзац дополнительно включен с 13 мая 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 403)

Минпромторг России, Россельхознадзор

Производство лекарственных средств

Росздравнадзор

Производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники
Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений в части оборота наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемого организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, а также оборота прекурсоров и культивирования наркосодержащих растений
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2017 года N 791.

Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 года N 956.
медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
(Абзац дополнительно включен с 3 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 года N 956)

медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
(Абзац дополнительно включен с 3 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 года N 956)
иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий.
(Абзац дополнительно включен с 3 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 года N 956)
Деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов.
(Абзац дополнительно включен с 21 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2018 года N 1343)

Роспотребнадзор

Деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах
Деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)

Ространснадзор

Деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров
Деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов
Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров
Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов
Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте
Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах
Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Росавиация

Деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
Деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Росприроднадзор

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 октября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 года N 1062.

МВД России

(Раздел утратил силу с 6 июля 2018 года — постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 723.

ФМС России

Оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Роскомнадзор

Оказание услуг связи
Телевизионное вещание и радиовещание
Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)

Рособрнадзор

(Раздел в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966; в редакции, введенной в действие с 3 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2016 года N 1223.

Образовательная деятельность, осуществляемая организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российскими образовательными организациями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, образовательными организациями, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющими образовательную деятельность дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково», а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного научно-технологического центра, если это предусмотрено правилами проекта в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2018 года N 20.

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

(Наименование в редакции, введенной в действие с 20 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 379.

Космическая деятельность

Росреестр

(Раздел в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2016 года N 1099.

Геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации, а также установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований

Росгидромет

Работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления
Деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)

Росздравнадзор, Россельхознадзор

Фармацевтическая деятельность в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, а также в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2017 года N 791.

Минкультуры России

Деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

Росгвардия

(Раздел дополнительно включен с 30 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2018 года N 17)

Частная охранная деятельность
Частная детективная (сыскная) деятельность
(Абзац дополнительно включен с 6 июля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 723)

Россельхознадзор

(Раздел дополнительно включен с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2019 года N 882)

Деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах

Приложение. Перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 21 ноября 2011 года N 957

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст.700).

2. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 года N 269 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 45 и от 25 октября 2006 года N 625» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 20, ст.2433).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2007 года N 556 «О внесении изменений в перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 37, ст.4453).

4. Пункт 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 634 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст.4902).

5. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 241 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 15, ст.1551).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 452 «О внесении изменений в перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2872).

7. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2008 года N 478 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 45 и от 23 июня 2007 года N 397» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст.3283).

8. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 599 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст.3862).

9. Пункт 12 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 47, ст.5481).

10. Пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, касающиеся лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 50 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 5, ст.622).

11. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 426 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования фармацевтической деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст.2575).

12. Пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I — IV класса опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 486 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст.3069).

13. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2010 года N 318 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Таблицу I Списка IV в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 20, ст.2473).

14. Пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2010 года N 650 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст.4574).

15. Пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года N 659 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 37, ст.4675).

16. Пункт 4 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 года N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст.4835).

17. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления деятельности, связанной с культивированием растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 года N 881 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст.5863).

18. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2010 года N 1012 «О лицензировании культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 51, ст.6943).

19. Пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 399 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3173).

20. Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 26, ст.3820).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Контрольная работа

«Правовое регулирование лицензирования экономической деятельности»

2009

1. Понятие лицензии и лицензирования

2. Действие лицензии

3. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

в соответствии с законом о лицензировании

4. Лицензирование отдельных видов деятельности

5. Ответственность за осуществление деятельности без лицензии

6. Список литературы

1. Понятие лицензии.

Согласно статье 2 Закона о лицензировании лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Соискателем лицензии могут быть только действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Под понятием лицензируемой деятельности следует понимать вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. То есть само наличие лицензии является для организации необходимым условием на право заниматься подобной деятельностью. Основным условием предоставления лицензии является соблюдение соискателем лицензионных требований и условий, то есть установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

При выполнении соискателем лицензии всех требований и условий лицензирующий орган обязан выдать соискателю лицензию. Не допускается отказ в выдаче лицензии по иным основаниям, кроме как установленным пунктом 3 статьи 9 Закона о лицензировании:

«Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям».

Законом о лицензировании дано достаточно широкое определение понятия лицензирования:

«лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании».

Как видно, понятие «лицензирование» включает в себя не только непосредственные действия по предоставлению лицензий и иных сопутствующих действий, но действия по контролю лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также действия, связанные с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

В целом, можно отметить, что лицензирование является методом государственно-правового регулирования, направленным на регулирование экономических отношений, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности наследию народов Российской Федерации.

2. Действие лицензии

Статья 7 Закона о лицензировании говорит о том, что на каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется лицензия. Осуществление деятельности без лицензии, в случае если такая лицензия обязательна, влечет административную или уголовную ответственность.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В случае реорганизации юридического лица, имеющего лицензию на осуществление какого либо вида деятельности, право осуществлять лицензируемый вид деятельности не переходит к вновь созданным в результате реорганизации юридическим лицам. Такие организации при намерении и дальше осуществлять лицензируемый вид деятельности должны вновь пройти процедуру лицензирования.

Исключение составляет реорганизация в форме преобразования и слияния (в случае наличия на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) (пункт 3 статьи 13 Закона о лицензировании). При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 58 ГК РФ).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу также в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц (статья 59 ГК РФ).

Лицензия действует на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

При этом, деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства №45.

В уведомлении указываются следующие сведения:

а) полное и сокращенное (если имеется) наименования, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего внесение сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

б) фамилия, имя и отчество (если имеется), место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего внесение сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

в) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

г) лицензируемый вид деятельности;

д) адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

е) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

К уведомлению прилагаются нотариально заверенная копия документа, подтверждающего наличие лицензии, и заявление о переоформлении этого документа.

Уведомление и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган субъекта Российской Федерации принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) лицензиату.

Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок со дня получения уведомления и прилагаемых к нему документов переоформляет документ, подтверждающий наличие лицензии, в порядке, установленном Законом о лицензировании, и вносит изменения в реестр лицензий видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.

Согласно статье 8 Закона о лицензировании срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Для продления действия лицензии необходимо своевременно подать заявление о переоформлении, то есть в пределах срока действия лицензии. В противном случае придется не продлевать, а заново получать лицензию. При этом, некоторые Положения о лицензировании содержат сроки для представления документов для переоформления лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

тарио, Казера до Лауда, Каната и Албанезе (и это лишь работы наиболее известных исследователей). Среди российских романистов следует назвать Д.В.Дождева. Проблемами современного владения занимался А.В. Коновалов («Владение и владельческая защита в гражданском праве». СПб., 2002).

Но сомнения, колебания и контрасты по основным направлениям исследования владения не были преодолены. Все они с самых древних времен до самых последних дней исходили из предубеждений и не отвечали римской юридической концепции, которая была разработана широко и глубоко (прежде всего, в классическую эпоху). Нужно возвращаться еще ни раз к источникам, проанализировать их, избегая произвольной трактовки на основе заранее выработанных схем; но и естественно подвергая их глубокому и всестороннему анализу, несмотря на очевидный прогресс в изучении источников предшествующими исследователями.

Литература

1. Дождев Д.В. Основание защиты владения в римском праве. М., 1996.

3. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1972.

4. Bonfante P Corso di diritto romano.V.3. Milano, 1972.

5. Соболевский С.И. Грамматика латинского языка. СПб., 1998.

6. Cuq E. Recherche sur la possession à Romesous la République et aux premiers siècles de l’Empire. Paris, 1894.

7. SavignyF.K. von. Das Recht des Besitzes. Wien,1865.

8. Savigny F.K. von. Das Recht des Besitzes. Wien,1865.

Es finden sich im ganzen Römisches Recht nur zwei

Folgen, welche dem Besitz an sich, abgesondert von allem Eigenthum, zugeschrieben werden können: Usucapion und Interdicte (Во всем римском праве имеются два следствия, присущие владению самому по себе, отличному, прежде всего, от права собственности: давность и ин-тенрдиктная защита)..Op.cit.S.2

9. Nicosia G. Possesso Dalle lezioni del corso di diritto romano 1995-1996. Catania, 2008.

10. Di Pirro M. Diritto civile. Simone. Napoli, 2010.

11. Ihering R. von «Der Besitzwille» («Zugleich eine Kritik der herschenden juristischen Methode»), 1889.

Civilis possessio ist das Besitzverhältnis welches auf «iusta causa» desHabens gegründet ist.

УДК 347.4

Колесник Г.И.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены особенности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательное соблюдение условий при осуществлении лицензиатом лицензионных требований, порядок предоставления, приостановления, возобновления, прекращения действий лицензии и ее аннулирование.

Ключевые слова: лицензия, лицензиат, лицензирующий орган, документарные проверки, плановые проверки, внеплановые выездные проверки

Key words: license, licentiate, licensing body, documentary control, out-of-plan control tours.

В механизме правового регулирования отношений в сфере предпринимательства важное место отводится лицензированию отдельных видов деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которых возможно только путем лицензирования.

Институт лицензирования — это одна из форм административно-правового регулирования предпринимательских отношений с целью обеспечения баланса частных интересов субъектов предпринимательской деятельности с публичными интересами общества в целом.

4 мая 2011 г. принят Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 94-ФЗ., поэтапное вступление в действие этого закона началось с момента его официального опубликования, т. е. с 6 мая 2011 г., и завершится 1 июля 2012 г. Это уже третий по счету закон, который стал новым шагом в правовом регулировании отдельных видов предпринимательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Российском праве понятие «лицензирование хозяйственной деятельности» впервые было закреплено в ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года . Данная норма устанавливала правило, согласно которому отдельные виды хозяйственной деятельности могли осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень их должен был определяться Правительством Российской Федерации.

Такой перечень был утвержден Правительством лишь в конце декабря 1994 г., когда уже вступила в силу глава 4 ГК РФ, в ст. 49 которой была закреплена, норма, согласно которой отдельными видами деятельности (перечень их определяется законом), юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Это значит, что все виды предпринимательской деятельности классифицируются по правовому режиму на общие и лицензируемые. И хотя в данном случае в Законе говорится лишь о юридическом лице, но в силу п.3 ст. 23 ГК РФ данная норма распространяется и на индивидуальных предпринимателей, если

тот или иной вид деятельности будет подходить под перечень, установленный законом.

Несмотря на это, порядок лицензирования отдельных видов деятельности продолжал осуществляться на основании упомянутого Постановления Правительства вплоть до принятия Федерального закона от 25 сентября 1998 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» , который впервые на законодательном уровне установил лицензионный режим деятельности не только для юридических лиц, но и для индивидуальных предпринимателей. В нем были сформулированы основные принципы осуществления процесса лицензирования, дано определение таких понятий, как «лицензия», «лицензионный вид деятельности», «лицензирующие органы», «лицензиат» и др.

Главной особенностью данного закона было то, что он впервые заложил правовые основы регулирования отношений, возникающих между федеральными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Данный закон утратил силу в связи с принятием нового Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 годах , который действовал до принятия уже третьего по счету ныне действующего закона.

Принятие данного закона было обусловлено не только необходимостью совершенствования лицензионного контроля в связи с происходящими изменениями в сфере предпринимательских отношений, но и теми катастрофическими последствиями, которые последнее время привели к многочисленным человеческим жертвам, разрушениям и экономическим потерям в результате грубого нарушения лицензионных требований.

Достаточно указать на тот факт, что в Закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ за время его действия было внесено более сорока различных поправок, свидетельствующих о том, что законодатель пытался его усовершенствовать путем латания дыр.

Каковы же основные новеллы содержатся в этом законе?

1. Более четким стали критерии определения лицензируемых видов деятельности, впервые установлены цели и задачи института лицензирования, уточнены принципы осуществления лицензирования. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, сокращен до сорока девяти наименований, т.е. вдвое по сравнению с тем, что содержался в предыдущем Законе.

В императивной форме Законом установлен запрет на взимание лицензирующими органами с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением случаев уплаты государственной пошлины, установленной налоговым законодательством.

Следует также отметить, что действие лицензии в настоящее время не ограничено временными рамками, т. е. она действует бессрочно.

2. В новом законе более четко прописаны права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что законодатель, защищая права указанных органов, вместе с тем ужесточает и требования к ним, связанные с их служебной деятельностью.

Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, лицензирующие органы в течение тридцати дней обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых были нарушены.

3. Нововведением является порядок организации и осуществления лицензионного контроля, применяемый в отношении соискателей лицензии или лицензиата во взаимосвязи с отдельными положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ (ч.1 ст. 19 Закона). Это значит, что теперь органы контроля обязаны уведомлять субъектов предпринимательства о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, о внеплановой выездной проверке — не менее чем за 24 часа. Увели-

чилась и периодичность проверок. Если ранее они проводились один раз в два года, то теперь один раз в три года (ст.9, 10, ФЗ № 294). Указанные льготы распространяются также и на субъектов малого и среднего предпринимательства.

Несоблюдение срока уведомления о проведении проверки считается грубым нарушением установленных правил, а результаты проверки не могут служить доказательственной базой. В утратившем силу Федеральном законе № 128-ФЗ данный механизм не получил четкого правового обоснования и практически был не применим.

4. Впервые в законодательной практике вводятся такие понятия, как «документарные проверки», «плановые проверки», «внеплановые выездные проверки», проводимые лицензирующими органами в отношении лицензиата.

Особое внимание в законе отводится порядку проведения внеплановых выездных проверок, которые, по общему правилу, должны проводиться без согласовования с органами прокуратуры. Однако из этого правила есть одно исключение, когда лицензирующий орган на основании полученной информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований должен согласовать с органами прокуратуры необходимость проведения внеплановой выездной проверки (п. 2 части 10 ст.

19 Закона). К таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, объектам культурного наследия нашей страны.

При таких обстоятельствах лицензирующие органы вправе проводить внеплановую выездную проверку без предварительного уведомления лицензиата.

Законом предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований должен устанавливаться положением о лицензировании конкретного вида деятельности Правительством РФ.

5. Новеллой является также порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и её аннулирования, закрепленный в ст.

20 закона, предусматривающий конкретные случаи наступления неблагоприятных последствий для лицензиата за нарушения лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В частности, лицензиат может быть привлечен к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, а также понести административное наказание в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.

Если в установленный судом или должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, срок административного приостановления действия лицензии лицензиат не устранил грубого нарушения лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Необходимо также отметить, что в новом законе четко регламентирован порядок и сроки прекращения действия лицензии в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который была предоставлена лицензия, прекращения индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом своей деятельности в соответствии с законодательством о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при наличии решения суда об аннулировании лицензии.

6. В новом законе детально переработан порядок подачи заявления соискателем лицензии на право получения лицензии, а также порядок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Здесь следует обратить внимание на то обстоятельство, что закон прямо запрещает лицензирующим органам требовать от соискателя лицензии сведений, не предусмотренных данным законом (ст. 13 закона).

Если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований закона, лицензирующий орган обязан в течение трех дней со дня приема заявления вручить соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок, выявленных нарушений. Но если соискатель лицензии не предоставит в указанный срок надлежащим образом оформленное заявление о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, то ранее представленное заявление о предоставлении лицензии возвращается соискателю лицензии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии должно быть принято в

срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления. Оно оформляется приказом лицензирующего органа. При положительном решении о предоставлении лицензии она оформляется и подписывается руководителем лицензирующего органа, регистрируется в реестре лицензий и в течение трех рабочих дней вручается лицензиату.

В случае отказа в предоставлении лицензии лицензирующий орган в течение трех рабочих дней уведомляет об этом соискателя лицензии.

Мотивы, по которым лицензирующий орган обязан принять решение об отказе в предоставлении лицензии, содержатся в ч. 7 ст. 14 закона. Такое решение может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

7. Значительное внимание в законе отведено порядку предоставления лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования и слияния, изменения его наименования, адреса места его нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность и др. Кстати, в утратившем силу законе, употреблялся термин «переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии». Думается, что в новом законе термин «переоформление лицензии» является более правильным, поскольку лицензия уже сама по себе выступает юридическим документом, порождающим определенные правовые последствия.

Заявление о переоформлении лицензии направляется лицензиатом либо его правопреемником в лицензирующий орган в письменной форме, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня предоставления лицензиатом надлежащим образом оформившего заявление о переоформлении лицензии, принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия предъявляемых к ним требований, принимает решение о возврате этих документов с мотивированным обоснованием причин их возврата.

Надлежащим образом оформленные документы лицензирующий орган рассматривает в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии. В целях ужесточения контроля не только за процессом предоставления, но и переоформления лицензии

лицензирующий орган обязан проверить соответствие лицензиата лицензионным требованиям (ст. 19 закона).

Только после этого лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения предоставленных документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении.

В заключение следует отметить, что новый закон является еще одним шагом на пути к защите прав предпринимателей, ограничивая возможности чиновников неоправданно вмешаться в бизнес. Но и субъекты предпринимательства также должны понимать свою ответственность перед обществом и не допускать злоупотребление правом в целях извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Необходимо знать, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и на юридических лиц (ст. 14.1 КоАП). Кроме того,

предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (ст.171 УК РФ), осуществление банковской деятельности без специального разрешения (лицензии) (ст. 172 УК РФ).

Литература

1. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года, утратил силу в связи с введением части первой ГК РФ с 1 января 1995 г.

2. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ. Утратил силу в связи с принятием ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ.

3. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа № 128-ФЗ утратил силу в связи с принятием ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности от 4 мая 2011 года № 98-ФЗ.

4. ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.

УДК 347

Шапсугова М.Д.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИМУЩЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

В статье рассматриваются особенности правового режима имущества индивидуального предпринимателя

The article considers the legal treatment of assets of the sole trader

Ключевые слова: правовой режим имущества, индивидуальный предприниматель

Key words: legal treatment of asset, sole trader

Имущественную основу деятельности индивидуального предпринимателя составляет имущество, используемое им в предпринимательской деятельности, не обособленное от его личного имущества как физического лица. Отсутствие обособления имущества индивидуального предпринимателя, используемого в предпринимательской деятельности от личного имущества негативно сказывается на стабильности экономического оборота.

С одной стороны, отсутствие имущественного обособления противоречит признакам субъекта предпринимательского права, влечет полную имущественную ответственность индивидуального

предпринимателя. С другой стороны, исключает возможность универсального правопреемства бизнеса (дела), допускает претензии супруга на имущество индивидуального предпринимателя, используемое в предпринимательской деятельности.

Имущественное положение индивидуального предпринимателя также представляет собой одну из форм проявления его правового положения. Его имущественное положение складывается из сочетания вещных, обязательственных и учетных элементов. Поскольку правила бухгалтерского учета не носят обязательного характера для индивидуальных предпринимателей, речь идет, прежде всего, о пра-

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Мильшин, Юрий Николаевич, 1999 год

1. Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 7.02.96 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №6. Ст. 492.

2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 16.09.98г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 39. Ст. 4857.

3. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 23.12.98г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №2. Ст. 245.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.

6. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 527.

7. Федеральный закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 4.

8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 10.02.93г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 37.

9. Закон Российской Федерации «Об оружии» от 13.11.96г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. Ст. 5681.

10. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.93г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 1224.

11. Закон Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» от 03.03.95г. № 27-ФЗ). // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 6. Ст. 38.

12. Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6 . Ст. 492.

13. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94г. №1418. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 11. Ст. 1149.

14. Указ Президента Российской Федерации «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт» от 23.05.94г. № 1007. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 5. Ст. 397.

15. Положение о порядке выпуска и обращения ценных бумаг и фондовых биржах в Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РСФСР от 28.12.91г. № 78. // Экономика и жизнь. 1992. № 5.

16. Положение об аттестации и регистрации предприятий на право осуществления экспорта вооружения и военной техники, работ и услуг военного назначения. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 4. Ст. 364.

17. Постановление Правительства российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 24.12.94г. № 1418. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 1. Ст. 69.

18. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.94г. № 482. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 4. Ст. 365.

19. Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.93г. № 1256. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 49. Ст. 3136.

20. Инструкция о порядке контрольного отстрела оружия с нарезным стволом. Утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.94г. № 118. // Экономика и жизнь. 1994. №21.

21. Инструкция по лицензированию перевозочной, транспортно-экспедиционной, брокерской и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морской транспорте Российской Федерации от 27.07.94г. № 61. // Экономика и жизнь. 1994. № 35.

22. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «О предоставлении права на охоту» от 24.12.93г. № 315. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1994. № 5. С. 50.

23. Положение о таможенных складах. Утверждено приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 10.08.93г. № 314. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1993. № 11. С. 24.

24. Положение о временном хранении (складах временного хранения). Утверждено приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 07.10.93г. № 388. // Собрание законодательства российской Федерации. 1993. № 26 . Ст.37.55.

25. Положение о магазинах беспошлинной торговли. Утверждено приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 09.07.94г. № 256. // Экономика и жизнь. 1994. № 29.

26. Указание Государственного таможенного комитета Российской Федерации «О применении таможенных режимов переработки» от0604.94г. № 01-12/274. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств российской Федерации. 1994. № 8. С. 42.

27. Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Утверждены приказом Росстрахнадзора от 19.05.94г. № 02-02/08. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1994. №11.

28. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудита банков. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной комиссией Центрального Банка Российской Федерации. Протокол № 1 от 27.09.94г. // Экономика и жизнь. 1994. № 4.

29. Информационное письмо Высшего арбитражного суда российской Федерации от 28.04.94г. № С1-7/ОП-299. // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 1994. № 12.

30. Положение о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95г. № 344. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1550.

31. Решение о лицензировании розничной торговли алкогольной продукции на территории г. Саратова. Принято Саратовской городской Думой от 24.04.98г. // Саратовская мэрия от14.05.98г.

32. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М. 1989.

33. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. М. 1995.

34. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1,2. М. 1997.

35. Алфредо К. Нетто. О банковской системе Бразилии. // Деньги и кредит. 1994. № 8.

37. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М. 1973.

38. Балыбердин А. С. От лицензирования предприятий к лицензированию специалистов. // Экономика и жизнь. 1997. № 10.

39. Банковское дело (под редакцией О. И. Лаврушина). М. 1992.

40. Бахрах Д. Н. Административное право. М. 1996.

41. Бахрах Д. Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь. 1969.

43. Бойцов В. Я. Системы субъектов советского государственного права. Уфа. 1972.

44. Большая советская энциклопедия. М. 1958. Т. 23.

45. Братко А. Г. Запреты в советском праве. Саратов. 1979.

46. Брославский И. И. Правовые основы стандартизации и качества. М. 1991.

47. Ведель Ж. Административное право Франции. М. 1983.

48. Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М. 1985.

49. Галаган И. А. Административная ответственность в СССР (процессуальное регулирование). Воронеж. 1976.

50. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М. 1972.

51. Горшенев В. М., Шахов И. В. Контроль как правовая форма деятельности. М. 1987.

52. Гражданское право (под редакцией профессора Суханова Е. А.). Т. 1,2. М. 1994.

53. Додин Е. В. Доказательства в советском административном процессе. М. 1973.

54. Дюрягин И. Я. Применение норм советского права. Свердловск. 1973.

55. Дюрягин И. Я. Право и управление. М. 1981.

56. Еропкин М. И. Государственное управление в области охраны общественного порядка. М. 1972.

57. Еропкин М. И., Попов JI. JI. Административно-правовая охрана общественного порядка. JI. 1973.

58. Ефимова JI. Г. Банковское право. М. 1994.

59. Ефимова Л. Г. Коммерческий банк: предприятие или учреждение. // Хозяйство и право. 1992. № 7.

60. Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М.1961.

61. Козлов Ю. М. Советское административное право (пособие для слушателей). М. 1989.

62. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М. 1978.

63. Краткая философская энциклопедия. М. 1994.

64. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М.1982.

65. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М. 1972.

66. Лейст О. Э. Санкции в советском праве. М. 1962.

67. Малеин Н. С. Современные проблемы юридической ответственности. // Государство и право. 1994. № 6.

68. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов. 1994.

69. Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев 3. А. Российское административное право. М. 1996.

70. Манохин В. М. Органы советского государственного управления (вопросы формирования). Саратов. 1962.

71. Мартемьянов В. С. Хозяйственное право. Т. 1,2. М. 1994.

72. Матузов Н. И. О принципе все, не запрещенное законом, дозволено. // Советское государство и право. 1989. № 8.

73. Методы и формы государственного управления. М. 1978.

74. Мюллер Г. Надзор за деятельностью частных страховых обществ в Германии. II Финансы. 1993. № 3.

75. Недбайло П. Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов. 1959.

76. Ноздрачев А. Ф. Легитимация предпринимателей. // Хозяйство и право. 1994. №10.

77. Ноздрачев А.Ф. Статус предпринимателя. // Хозяйство и право. 1994. №1.

78. Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов. 1976.

79. Новоселов В. И. Правовое положение граждан в отраслях советского государственного управления. Саратов. 1977.

80. Новоселов В. И. Граждане как субъекты административного права. // Сборник «Субъекты советского административного права». Саратов 1985.

81. Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности. // Закон. 1994. № 6.

82. Панова И. В. Юридический процесс. Саратов. 1998.

83. Петров Г. И. О кодификации советского административного права. М. 1962.

84. Поллард А. М., Пассейк Ж. К., Эллис К. X., Дейли Ж. П. Банковское право США. М. 1992.

85. Предпринимательское право (под редакцией Н. И. Клейн). М.1993.

86. Пресняков В., Соколов В. Технологическая безопасность России и проблемы экспортного контроля. // Вопросы экономики. 1994. №12.

87. Розин Л. М. Вопросы теории актов советского государственного управления и практика органов внутренних дел. М. 1974.

88. Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М. 1964.

89. Самощенко И. С. Охрана законности советским государством. М. 1960.

90. Симпсон Т. Д. Основные вопросы регулирования деятельности коммерческих банков. // Деньги и кредит. 1993. № 1.

91. Сорокин В. Д. Проблемы административного процесса. М.1968.

92. Сорокин В: Д. Метод правового регулирования (теоретические проблемы). М. 1976.

93. Старосцьяк Е. Правовые формы административной деятельности. М. 1959.

94. Страховое дело (под редакцией профессора Рейтмана Л.И.) М. 1992.

95. Строгович М. С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. М. 1955.

96. Студеникин С. С. Вопросы советского административного права. М. 1949.

97. Теория государства и права (под редакцией Н. И. Матузова и Н. В. Малько). Саратов. 1995.

98. Торкановский Е. Н. Каким быть банковскому законодательству. //Хозяйство и право. 1994. № 10.

99. Шергин А. П. Административное право. М. 1979.

100. Эбзеев Б., Радченко В. Прямое действие Конституции Российской Федерации. // М. 1994.

101. Юсупов В. А. Теория административного права. М. 1985.

102. Явич Л. С. Общая теория права. Л. 1976.

103. Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск. 1972.

104. Яковлев Г. С. Аппарат управления: принципы организации. М.1974.

105. Якуба О. М. Административная ответственность по Советскому праву в свете дальнейшего усиления прав личности. Автореферат докторской диссертации. Харьков. 1964.

106. Ямпольский М. М. Ликвидность банка и кредитная политика. // Деньги и кредит. 1992. №11.

107. Ямпольский М. М. О регулировании деятельности коммерческих банков. // Деньги и кредит. 1995. № 9.

Оставьте комментарий