Содержание
щенные последствиям незаконного возведения объектов капитального строительства, могли бы разместиться в главе 59 ГК РФ. Логика ст. 1079 ГК РФ, устанавливающей ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в том числе рассматривающей строительство как деятельность, создающую повышенную опасность для окружающих, могла бы продолжиться новыми нормами, посвященными гражданско-правовой ответственности за незаконное возведение строительных объектов. Подробно описанная процедура сноса незаконно возведенных объектов капитального строительства пусть не сразу, но принесет свои ощутимые
результаты. Мы избавимся от всего негативного, мешающего созданию нового облика наших городов в согласии с природными условиями, общим архитектурным обликом и ландшафтом. При этом будут соблюдены интересы безопасности, сохранения жизни и здоровья людей.
Наконец, окажется решенной важнейшая воспитательная задача формирования правовой культуры россиян, которые незаконное строительство будут воспринимать адекватно, т. е. исключительно как серьезное социальное зло.
Гафарова Р.М.
студентка юридического факультета
ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», Россия, г. Уфа
УДК 640.6
некоторые актуальные вопросы правового регулирования договора купли-продажи жилых помещений
some topical issues of contract of sale’s legal regulation of residential premises
Договор купли-продажи жилых помещений, как вид сделки с жильем, является наиболее распространенным среди сделок, опосредующих оборот жилых помещений. Это, естественно, влечет большое количество спорных ситуаций и вызывает необходимость серьезного анализа правоприменительной практики для определения основных направлений совершенствования правового регулирования сделок с жилыми помещениями. Тем более что современное законодательство регулирует этот вид договора принципиально по-новому.
Практика судов складывается на основе использования субъектами, законные интересы которых нарушены из-за неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по договору купли-продажи жилых помещений, права на судебную защиту (ст. 46 Конституции Российской Федерации).
Способы защиты в судебном порядке гражданских прав, в том числе и жилищных, весьма разнообразны, но ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, тем не менее, выделяет наиболее значимые из них. Это исковое требование гражданина о признании нарушенного или оспариваемого права на жилое помещение. В большинстве случаев при-
знание судом этого права является необходимой предпосылкой, обеспечивающей принудительное осуществление других требований. Например, требование о признании права на жилое помещение -необходимое условие для предъявления требования о выселении лица, незаконно занимающего это помещение.
Другим способом защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, взыскание убытков.
Существенной гарантией в обеспечении правовой защиты имущественных интересов граждан в сделках с жилыми помещениями выступают нормы, устанавливающие основания, по которым судом сделки могут быть признаны недействительными, и последствия, которые влечет за собой такое решение суда (ст. 162, 165-180 ГК РФ).
Следует отметить, что большую роль в комплексном обобщении спорных вопросов, возникающих у судов при рассмотрении споров по договорам продажи недвижимости, играют постановления пленумов и обзоры, а также информационные письма
Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, постановления Конституционного Суда РФ.
Отдельные решения также обогащают правовую действительность, тем более что судебная практика нередко выступает компромиссом между спорной ситуацией, подлежащей разрешению, и нормой права, регулирующей спорные правоотношения.
Нахождение жилых помещений в различных жилищных фондах у различных субъектов гражданского права, социальная значимость жилых помещений, возникновение права собственности на жилые помещения по различным основаниям влечет применение судами законодательства о приватизации, о жилищных кооперативах, о наследовании, норм корпоративного, налогового, административного права и др.
Представляется, что значение судебной практики состоит в методической (рекомендательной) помощи судебным органам для обеспечения единообразия применения норм материального права, регулирующих оборот жилой недвижимости, в интересах законопослушных участников гражданского оборота, устранения возможности участия криминальных элементов на рынке жилья, обеспечения защиты жилищных прав граждан.
Исследование нормативно-правовых актов, литературы, правоприменительной практики позволило выявить следующие проблемы действующего законодательства в сфере купли-продажи жилого помещения:
Во-первых, проблема обеспечения прав несовершеннолетних при заключении договора купли-продажи жилого помещения. В законе отсутствуют единые критерии, которые позволяли бы органам опеки и попечительства обосновывать свое решение относительно возможного нарушения прав детей при совершении той или иной сделки с недвижимостью. В результате чего органы опеки и попечительства нередко дают согласие на сделки, не отвечающие интересам несовершеннолетних, без всестороннего и подробного изучения ситуации, не выявляют противоречий между интересами детей и их родителей, которые приводят к нарушению прав несовершеннолетних и т. д.
Решение проблемы может заключаться в применении адресного подхода, т. е. концентрации средств и усилий органов опеки и попечительства на выявлении, проведении углубленного мониторинга, анализе ситуации и социальном патронаже семей, в которых существует реальный риск ущемления прав несовершеннолетних при осуществлении сделок с жильем.
Что касается законодательного определения, целесообразно сделать оговорку в ст. 558 ГК РФ (особенности продажи жилых помещений).
Редакция ст. 558 ГК РФ может выглядеть следующим образом:
1. Существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.
2. Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
3. Договор продажи жилого помещения, в котором зарегистрированы и проживают несовершеннолетние дети, возможен только при предоставлении в орган опеки и попечительства сведений о том, что права детей не будут нарушены. Сделка продажи жилого помещения, в котором зарегистрированы и проживают несовершеннолетние дети, может быть одобрена органом опеки, если условия проживания несовершеннолетнего улучшаются (приобретается жилое помещение большей площади и (или) в более удобном для ребенка районе). Договор продажи жилого помещения, в котором зарегистрированы и проживают несовершеннолетние дети, без предоставления сведений о том, где будут проживать последние после продажи жилого помещения, а также, если условия проживания несовершеннолетних будут хуже тех, что были, не допускается.
Во-вторых, в ГК РФ отсутствуют критерии разграничения помещений на жилые и нежилые. Для решения данной проблемы следует дополнить ГК РФ статьей следующего содержания «… Под нежилым помещением следует понимать: а) помещения, не предназначенные для постоянного проживания; б) помещения, не отвечающие санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
• ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящие к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
• изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических
Bulletin USUES. Science. Education. Economy. Series: Economy. № 1 (7), 2014
нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона, наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей…»
В-третьих, учитывая высокую стоимость жилых помещений, дополнить Уголовный кодекс РФ статьей, устанавливающей ответственность за мошенничество в сфере купли-продажи недвижимости, выделив в качестве особого субъекта ответственности риэлторов.
В-четвертых, требуется нормативно-правовое упорядочивание работ организаций в сфере недвижимости. Сейчас каждая из них стремится к созданию собственной глобальной, то есть в масштабе всей страны, информационной системы учета и регистрации. Выступающее следствием этого усложнение процедур, расширение объема собираемых сведений, постоянное дублирование информации и функций, присвоение новых полномочий становятся препятствием на пути экономического развития, дезориентируют граждан, ведут к неоправданным расходам. Необходимо на законодательном уровне установить способы взаимодействия между организациями, образующими инфраструктуру управления недвижимостью, более четко определить преде-
лы их полномочий, объемы необходимых для них сведений, правила обмена данными между ними и, наконец, правила тарификации оплаты их работы.
В-пятых, представляется необходимым принятие закона «О риэлторской деятельности» и «Об основах технического учета и инвентаризации объектов недвижимости», призванных устранить пробелы в правовом регулировании деятельности риэлторских организаций и органов технического учета (БТИ).
В-шестых, весьма острой остается на российском рынке недвижимости проблема возмещения ущерба лицам, пострадавшим от действий недобросовестных лиц. Дилемма здесь достаточно проста: надо либо допустить возмещение такого ущерба частными страховыми компаниями, либо определить верховным гарантом государство. В первом случае страхование от ущерба — частное дело гражданина, он оплачивает его из своих средств. Во втором случае государство, как верховный гарант прав граждан, объявляет их защиту в сделках по приобретению недвижимости государственным приоритетом, а в случае причинения ущерба гарантирует возмещение его за счет виновной стороны либо за счет средств фонда, формируемого из части регистрационных платежей.
Минеева В.М.
кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
УДК 332.8-043.86(470+571)
сфера жилищно-коммунального хозяйства: основные проблемы и перспективы развития
Данная статья посвящена существующим проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целом. Автором указываются существующие факторы, которые являются наиболее весомыми. Рассматриваются пути их решения с учетом изменений нормативно-правовой базы в данной области хозяйствования.
Ключевые слова: энергоэффективность, коммунальные сети, конкурентоспособность, тариф, управление, анализ, софинансирование, субсидирование.
тне housing and utilities sector: the main problems and prospects of development
17 апреля 2019
Спикер
Витрянский Василий Владимирович
Д.ю.н., профессор, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отставке, член Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, автор более 30 монографий и более 350 иных публикаций по вопросам гражданского законодательства.
Программа семинара
1. Понятие и виды недвижимого имущества.
2. Земельный участок как основной объект недвижимости.
3. Правовой режим зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства.
4. Принцип единого объекта недвижимости и принцип единства юридической судьбы объектов недвижимости.
5. Правовые особенности помещений (жилых и нежилых). а также машино-мест как объектов недвижимости.
6. Признаки самовольной постройки.
7. Добросовестное приобретение — новое основание приобретения права собственности на недвижимость.
8. Проблемы применения правил о приобретательной давности.
9. Система вещных прав на недвижимость.
10. Особенности сделок с недвижимостью.
11. Ответы на вопросы участников Всероссийского спутникового онлайн-семинара.
А.В. Гончарова
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА НЕДВИЖИМОСТИ
Вопрос о правовых режимах возникает, как правило, в отношении не всех звеньев правового регулирования, а главным образом в отношении субъективных прав. Однако сама характеристика правовых режимов нередко дается применительно к определенным объектам, но «режим объекта» по мнению С.С. Алексеева, это лишь сокращенное словесное обозначение порядка регулирования, выраженного в характере и объеме прав по отношению к объекту (тем или иным природным объектам, видам государственного имущества, и т.д.) .
С.С. Алексеев под правовым режимом понимает порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов (а также позитивных обязываний) и создающих особую направленность регулирования . По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько, автор дает слишком многословное определение, с часто повторяющимися терминами («регулирование»). К тому же, по их мнению, правовой режим в большей мере характеризует не направленность правового регулирования, а степень его благоприятности или неблагоприятности для интересов различных субъектов права. Однако, на наш взгляд, С.С. Алексеев указал в определении самую суть правового режима, которая заключается в установлении дозволений и запретов, и именно это, в конечном итоге, формирует содержание правового режима.
Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют правовой режим как специфический механизм правового регулирования, его особый порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов, «привязанный» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют . Однако правовой режим реализуется через механизм правового регулирования, который представляет собой общий порядок, процесс действия права. Если механизм правового регулирования — юридическая категория, показывающая, как осуществляется правовое регулирование, то правовой режим — в большей мере содержательная характеристика конкретных нормативных средств, призванных организовать определенный участок жизнедеятельности людей.
Правовой режим можно рассмотреть как специфический вид правового регулирования, который выражен в своеобразном комплексе правовых стимулов и правовых ограничений, — пишет М.Н. Марченко. На наш взгляд, автор точно охарактеризовал факторы, влияющие на правовой режим того или иного объекта правового воздействия, однако для раскрытия понятия правового режима этого явно не достаточно.
Анализ приведенных точек зрения позволил нам выделить две основные позиции по вопросу о понятии правового режима: первая группа авторов (Н.И. Матузов, А.В. Малько) определяют правовой режим как специфический механизм правового регулирования. Ключевым в данной точке зрения является то, что по мнению авторов, правовой режим показывает, как осуществляется правовое регулирование. Вторая группа (С.С. Алексеев, М.Н. Марченко и др.) указывает на правовой режим как содержательную характеристику конкретных нормативных средств, призванных урегулировать определенную группу отношений.
Выше нами рассмотрены позиции исследователей теории государства и права, в цивилистической же науке правовой режим видится несколько иначе. Специфика точек зрения, которые будут рассмотрены далее, заключается в том, что авторы изучают правовой режим конкретных объектов гражданских прав. Однако такой подход считается вполне обоснованным. Так, С.С. Алексеев указывает, что научные исследования, преследующие цель выяснить специфику юридического регулирования определенного участка деятельности, в особенности, когда эта деятельность имеет строго определенный объект, должны проводиться под углом зрения правового режима данного объекта .
А.В. Венедиктов понимает под правовым режимом имущества специальные правила порядка образования и использования имущества .
Т.Л. Левшина, характеризуя правовой режим недвижимости, включает в него понятие недвижимости, виды, специфику перехода прав и обязанностей, государственную регистрацию .
М.В. Бархатов, определяя правовой режим земельного участка, указывает, что понятие включает в себя различные условия владения, пользования и распоряжения землей .
Е.А. Суханов не давая определение правового режим, указывает, что особенности правового режима отдельных объектов зависят от ограничений, установленных законодательством для прав, возникающих на данные объекты (например, строго целевой характер использования земельных участков; отчуждение и использование вещей, ограниченных в обороте, и т.п.). Имеется прямая зависимость правового режима и от субъектного состава правоотношений (например, изъятые из оборота вещи могут находиться лишь в государственной собственности; некоторые основания возникновения и прекращения права собственности, используются для строго определенных субъектов (например, приватизация) .
Следовательно, ученые цивилисты видят правовой режим либо как совокупность правил поведения, складывающихся в отношении того или иного объекта гражданских прав, либо, как порядок осуществления гражданских прав в отношении определенного объекта.
Обобщая все приведенные позиции, мы можем констатировать, что авторы демонстрируют самые разнообразные подходы к понятию правового режима. Мы также можем сделать важный для нас вывод о том, что ключевым в понятии правового режима является установление определенных дозволений и запретов в отношении объекта правого воздействия. Более того, как указывает С.С. Алексеев, эти дозволения или запреты, как правило, выступают в качестве доминанты, определяющей весь облик правого режима, создают специфическую направленность, настрой в регулировании и в конечном итоге — специфику правового режима . Следовательно, специфика правового режима недвижимости будет заключаться в системе правовых норм, устанавливающих конкретные дозволения и запреты в отношениях, складывающихся между субъектами права по поводу объектов недвижимости.
Однако только ли дозволения и запреты являются специфической характеристикой правового режима недвижимости. Возвращаясь к точке зрения, высказанной рядом авторов (Е.А. Суханов , М.Н. Марченко), мы можем согласиться, что значительную роль в характеристике правового режим недвижимости оказывают ограничения прав, установленные в отношении данных объектов.
Недвижимость представляет собой особый объект гражданских прав. Права владения, пользования и распоряжения ею отличны от прав владения, пользования и распоряжения другими видами имущества. Это связано с тем, что пользование недвижимостью в большей степени, чем пользование движимыми вещами затрагивает интересы других граждан и юридических лиц. Кроме того, недвижимое имущество по сравнению с другими вещами обладает, как правило, более высокой стоимостью. Наконец, в связи с целевым назначением и особой социальной значимостью многих объектов недвижимости законодательством устанавливается ряд ограничений по их участию в гражданском обороте.
Под ограничением права понимается то, что субъект не может делать, что он обязан терпеть, причем ограничения могут затрагивать все правомочия, в том числе, и право распоряжения вещью . Ограничение не приводит к установлению нового права на объект. Ограничения права строго предусмотрены федеральным законом.
Ограничения не устанавливают права на чужое действие, субъект обязывается к лишь к воздержанию от совершения каких-либо действий. Так, если это ограничения в отношении жилого помещения (п. 1 ст. 288 ГК РФ ), то это касается воздержания от действий, имеющих цель изменить назначение данного объекта. Анализ ряда других ограничений (п. 3 ст. 209 ГК РФ, и т.д.) позволяет нам сделать аналогичные выводы.
Законодательство о недвижимости насыщено нормами об ограничении прав на данные объекты. Это и ограничение неизменения целевого назначения земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ); непричинения ущерба природной среде (п. 3 ст. 209 ГК РФ), особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных и т.д. Следовательно, установлена зависимость правового режима от ограничений прав на объект недвижимости, как предмет воздействия правового режима.
Учитывая большое количество ограничений, установленных в отношении прав на объекты недвижимости, необходимо, рассматривая специфику правового режима недвижимости, указывать на данные ограничения.
Следовательно, специфика правового режима недвижимости будет заключаться не столько в системе правовых норм, устанавливающих конкретные дозволения и запреты, сколько в ограничениях прав в отношениях, складывающихся между субъектами права по поводу объектов недвижимости.
Учитывая все вышеизложенное, мы можем сформулировать понятие правового режима недвижимости — это порядок правового регулирования, выраженный в форме установления дозволений, запретов и ограничений, создающих особый объем прав и обязанностей субъектов по отношению к объекту недвижимости.
Литература
1. Левшина Т.Л. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юристъ, 2001.
2. Суханов Е.А. Гражданское право: В 4-х т. Том 1. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.
3. Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002.
5. Бакшинскас В.Ю. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2003.
6. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.-Л., 1948.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
7. Жариков Ю.Г. Научно-практический правовой постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А.Боголюбова. М.: Юридический дом «Юстицинформ», журнал «Право и экономика». 1996. № 17-18.
8. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Изд. НОРМА, 2001.
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 5.
10. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юристъ, 2001.
11. Камышанский В.П. Право собственности на недвижимость: вопросы ограничений. Элиста: АПП Джангар, 1999.
Правовой режим недвижимости, а также особенности совершения сделок с недвижимостью определяются значительным количеством нормативных источников.
Конституция Российской Федерации не содержит терминов «недвижимость», «недвижимое имущество». Однако в широком смысле слова Конституция РФ является идейным источником, определяющим фундаментальные основы формирования и нормального функционирования рынка недвижимости как составной и существенной части гражданского оборота. Значимыми в этом смысле являются нормы, определенные в ст. 8, которые устанавливают равенство форм собственности — частной, государственной, муниципальной и иных. При этом согласно конституционным положениям гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. Таким образом, в России созданы условия для вовлечения в оборот различного рода имущества (в том числе и недвижимого), которое может находиться в разных формах собственности, равенство которых обеспечивается государством.
Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Это положение определяет принципиальную возможность вовлечения в гражданский оборот земли, которая является фундаментальной основой любых видов недвижимости.
Важное значение для создания условий функционирования рынка недвижимости имеют положения ст. 34 Конституции РФ, которыми установлено равенство всех участников гражданского оборота в свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом государство берет на себя обязанность по недопущению экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Таким образом, главенствующее и определяющее положение для экономической деятельности имеют конституционные нормы, которыми закреплены права и свободы человека и гражданина, а государство, признавая право индивида на свободу экономической деятельности, «обязано гарантировать ему на своей территории единое экономическое пространство».
Основным источником непосредственного регулирования оборота недвижимости является Гражданский кодекс РФ. Он дает определение недвижимого имущества, устанавливает его виды, правовой режим, закрепляет общие условия совершения сделок, а также формулирует специфические требования к совершению отдельных видов сделок с недвижимым имуществом. Будучи «центральным, стержневым актом гражданского законодательства», «первым среди равных», ГК РФ содержит норму, согласно которой все иные законы, содержащие нормы гражданского права, должны соответствовать ему (п. 2 ст. 3 ГК РФ).
В Гражданском кодексе РФ нормы о недвижимости расположены в частях. В общей части урегулировано понятие недвижимости, закреплено требование о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также дано понятие предприятия, которое по правовому статусу рассматривается в качестве объекта недвижимости (ст. ст. 130 — 132 ГК РФ).
Особенная часть Гражданского кодекса регламентирует правила совершения сделок с отдельными видами недвижимости. Законодатель посчитал необходимым установить особенности продажи недвижимости (ст. ст. 549 — 558 ГК РФ); продажи предприятия (ст. ст. 559 — 566 ГК РФ); аренды зданий и сооружений (ст. ст. 650 — 655 ГК РФ); аренды предприятий (ст. ст. 656 — 664 ГК РФ); наем жилого помещения (ст. ст. 671 — 688 ГК РФ). Кроме того, к нормам, непосредственно регулирующим оборот недвижимости, необходимо отнести ст. ст. 740 — 757 ГК РФ, которыми урегулирован договор строительного подряда.
Другим значимым законодательным актом, регулирующим понятие, режим и оборот недвижимости, является Земельный кодекс РФ. Земельное законодательство (и в том числе Земельный кодекс) регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 3 ЗК РФ). В то же время приоритет в регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками установлен за гражданским законодательством (п. 3 ст. 3 ЗК РФ). Однако, устанавливая указанное правило, законодатель в Земельном кодексе РФ допустил оговорку о том, что оно применяется, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Важно отметить, что, определяя принципы земельного законодательства, законодатель в качестве первого такого принципа установил, что земля — не только природный объект, важнейшая составная часть природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве, но и одновременно — недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю (пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Таким образом, поскольку регулирование оборота вещных прав — это прерогатива ГК РФ, то ему принадлежит приоритет в установлении правил гражданско-правового оборота этого объекта, хотя и на основе того статуса земельных объектов, который определен в Земельном кодексе РФ.
Необходимо отметить и то обстоятельство, что нормы Земельного кодекса РФ носят разноотраслевой характер: часть норм, регулирующих оборот земельной недвижимости, исходно цивилистична. В то же время те нормы, которыми установлены запреты, ограничения, приоритет государства в определении условий оборота, необходимость согласования с государственными органами совершения сделок с недвижимостью, то есть те нормы, которыми обеспечиваются общественные интересы, имеют публично-правовой характер и в этом смысле не корреспондируют с нормами ГК РФ. Поскольку земельные правоотношения, складывающиеся между неравными субъектами, основаны на властном подчинении одной стороны другой стороне, то действует правило, предусмотренное п. 3 ст. 2 ГК РФ.
При этом следует различать, с одной стороны, принцип приоритетности норм ГК РФ перед нормами Земельного кодекса РФ в случае противоречий между ними и, с другой стороны, принцип, согласно которому Земельный кодекс РФ выполняет функцию специального закона по отношению к нормам ГК РФ и развивает отдельные его положения. Благодаря последнему принципу в Земельном кодексе РФ сформулировано значительное количество норм публично-правового характера, направленных на обеспечение общественно значимых интересов при функционировании рынка поземельной недвижимости.
Среди кодифицированных законодательных актов, регулирующих статус и оборот недвижимых вещей, необходимо назвать Жилищный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в части определения условий оборота воздушных судов), Лесной кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания РФ (в части определения условий оборота морских судов) и др.. Все указанные Кодексы являются источниками права при регулировании гражданско-правового оборота жилых помещений, лесов, многолетних насаждений, обособленных водных объектов, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, то есть тех объектов, в отношении которых Гражданским кодексом РФ установлен правовой режим недвижимости.
Соотношение между всеми указанными Кодексами и ГК РФ такое же, как и соотношение между Земельным кодексом РФ и ГК РФ. Поскольку эти кодифицированные законодательные акты имеют комплексный разноотраслевой характер, то есть содержат нормы не только частноправового характера, но и публично-правовые нормы, то и квалификация этих норм зависит от указанного обстоятельства. Кроме того, указанные Кодексы выполняют функции специальных законов по отношению к ГК РФ, регламентируя особенности отдельных видов недвижимых вещей.
К источникам правового регулирования права недвижимости следует отнести и процессуальные законы — Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ в той их части, которая устанавливает правила рассмотрения споров о правах на недвижимость.
Систему источников правового регулирования оборота недвижимости составляет целый ряд федеральных законов.
В Федеральном законе от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» установлен порядок заключения сделок с одним из видов недвижимости — участком недр. Сферой урегулирования Закона являются только договоры на использование участков недр и в нее не входят сделки по их отчуждению. Понятие недр сформулировано в Законе о недрах, в соответствии со ст. 7 которого под участком недр подразумевается геометрически определенное пространство недр, которое индивидуализируется в виде горного отвода — геометризированного блока недр.
Чрезвычайно важное значение имеет Закон о госрегистрации прав на недвижимость, который устанавливает порядок юридического признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Законом определены органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, основания для отказа в государственной регистрации и ее приостановления. Фактически этим Законом реализованы условия публично-правового начала в организации оборота недвижимого имущества.
В Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» затрагиваются вопросы оценки предмета сделок с недвижимостью. Значение этого Закона определяется тем обстоятельством, что значительное количество сделок с недвижимым имуществом совершается только при условии предварительной оценки недвижимости. Проведение оценки объектов недвижимости является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.
Закон о земельном кадастре регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра, под которым понимается систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков и прочно связанных с этими земельными участками объектов, а также при использовании его сведений.
Поскольку использование такого гражданско-правового института, как ипотека, возможно только в отношении недвижимости, очень важным в праве недвижимости является Закон об ипотеке. Этот Закон устанавливает основания возникновения ипотеки, определяет круг обязательств, которые могут быть обеспечены ипотекой; имущество, которое может быть предметом ипотеки; регламентирует требования к договору об ипотеке и порядку его заключения; определяет положения о государственной регистрации ипотеки и иные важные правила, обязательные при использовании залога недвижимости.
Отношения в сфере оборота недвижимости регулируются и Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Под капитальными вложениями этот Закон понимает инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты (ст. 1). При этом объектами капитальных вложений признаются различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (ст. 3). Таким образом, хотя этот Закон и не употребляет термин «недвижимость», очевидно, что он имеет важное значение для урегулирования отношений, связанных с использованием недвижимого имущества, поскольку именно это имущество, как правило, требует капитальных вложений.
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного имущества и муниципального имущества» устанавливает основы преобразования отношений собственности путем приватизации государственного и муниципального имущества. Хотя этот Закон и не содержит положений, выделяющих особенности приватизации недвижимого имущества, но важность этого Закона для права недвижимости определяется тем, что он, как показывает практика, является основой вовлечения в гражданский оборот значительного объема государственного и муниципального имущества.
В конце 2004 г. был принят ряд законодательных актов, входящих в так называемый жилищный пакет. К числу таких актов относится Закон об участии в долевом строительстве. Этот Закон урегулировал отношения, возникающие при так называемом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Субъектами таких отношений выступают, с одной стороны, застройщики, обладающие определенными правами на земельные участки, на которых предполагается вести строительство, с другой стороны, частные инвесторы, предоставляющие денежные средства для строительства с тем, чтобы по окончании строительства приобрести в собственность квартиры или иные объекты недвижимости. При этом указанным Законом не регулируются отношения, связанные с долевым участием в строительстве объектов производственного назначения.
Важное значение для оборота недвижимости имеют и такие законы, как Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», а также те изменения, которые были внесены в ГК РФ, Закон об ипотеке, Закон о госрегистрации прав на недвижимость.
Сделки на рынке недвижимости регулируются также целым рядом подзаконных актов, отражающих правовое регулирование различных видов недвижимости.
Таким образом, система правового регулирования рынка недвижимости является очень емкой и отражает особенности оборота каждого вида недвижимого имущества.
Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации: (Опыт сравнительного исследования). М.: Манускрипт, 1995. С. 114.
Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд. М.: «Волтерс Клувер». 2004. Т. 1. С. 73
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г., 2 октября 2007 г.) // «Российская газета» от 27 июля 2002 г.
Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г.) // «Российская газета» от 11 января 1996 г.
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (с изменениями от 22 августа 2004 г., 30 июня, 4 декабря 2006 г.) // «Российская газета» от 10 января 2000 г.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) // «Российская газета» от 4 марта 1999 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями от 18 июля, 16 октября 2006 г.) // «Российская газета» от 31 декабря 2004 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (с изменениями от 16 октября 2006 г.) // «Российская газета» от 31 декабря 2004 г.
Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Нурыйахметова, Светлана Мазгутовна, 2010 год
1. Конституция Российской Федерации // Система Гарант
2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Система Гарант
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт, 2007.
5. Земельный кодекс Российской Федерации. М.: Право, 2006.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2009.
7. Концепция стратегического развития России до 2010 г. Программный документ 001.
8. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями и дополнениями) // Система Гарант
9. Федеральный закон от 2 января 2000 года №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
10. Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». — М.: Инфра-М, 2007.
11. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». №39-Ф3 от 25.02.99 г.
12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
13. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Система Гарант
14. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Система Гарант
15. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 г. №135-Ф3 // Система Гарант
16. Федеральный закон «Об участии в долевом строительствемногоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 г. №214-ФЗ // Система Гарант
17. Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября 2003 г. №152-ФЗ // Система Гарант
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности» // Система Гарант
19. Постановление Правительства Российской» Федерации от 13 октября 1997 года «О государственном учете жилищного фонда в РФ».
20. Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности».
21. Постановление Правительства РФ от 26 августа 1996 г. №1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию» // Система Гарант
22. Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. №28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» // Система Гарант
23. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изменениями) // Система Гарант
24. Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 26 сентября 2001 года № П/166 «Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра».
25. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2281 «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» // Система Гарант
28. Асаул А. Н. Экономика недвижимости / А.Н. Асаул. СПб.: Гуманистика, 2007.
29. Багаев А.Н. Ипотечное кредитование в вопросах и ответах / А.Н. Багаев. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
30. Балабанов И.Л. Операция с недвижимостью в России / И.Л.Балабанов. М.:»Финансы и статистика», 1996.
31. Балабанов И.Т. Экономика недвижимости / И.Т. Балабанов. — СПб.: Питер, 2002.
32. Бард B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики / В.С.Бард. М.: Изд-во Экзамен, 2000.
34. Белоусова Л.С. Социально-экономические аспекты формирования рынка жилья и регулирования жилищного строительства в регионе / Л.С.Белоусова // Финансы и кредит. 2006. — №7.
35. Белых JI.П. Формирование портфеля недвижимости. Учебное пособие / Л.П. Белых. М: Финансы и статистика, 1999.
36. Беляева И.Ю. Менеджмент. Учебное пособие / И.Ю. Беляева. М.: Фин. академия, 2005.
37. Березин М.Ю. Налогообложение недвижимости / М.Ю. Березин. -М.: Финансы и статистика, 2003.
39. Богаевская О.В. Взаимодействие государственного и корпоративного механизмов экономического регулирования в смешанной экономике / Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук / О.В. Богаевская. Москва, 2007.
40. Борисов А., Ореховский П. Города: системный анализ /
41. A.Борисов, П. Ореховский // Муниципальная экономика № 3, 2001.
42. Братцев В.И. Налогообложение недвижимости: Учеб. пособие /
43. B.И. Братцев. М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, 1999.
46. Велижанская Т.А. Современные особенности функционирования российского рынка недвижимости / Т.А. Велижанская // Региональные проблемы функционирования финансово-кредитного механизма. Сборник статей: Изд-во ТГУ, 2000.
47. Веронурм Ю.К. Основные понятия экономических процессов рынка недвижимости России / Ю.К. Веронурм. М.: НТЦ «Развитие», 2002.
48. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика / Г.С. Вечканов,
49. Г.Р.Вечканова. СПб.: Питер, 2008.
50. Витт М.Б. Экономическая оценка земли при строительстве / М.Б.Витт. М.: Стройиздат, 1992.
52. Гаврилов А.Т., Тугб В.А. Государственный земельный кадастр / А.Т.Гаврилов, В.А. Тугб. М.: 2001.
53. Голощапов Н.А, Помазкова СИ. Недвижимость. Словарь -справочник / под ред. Юсипова. М.: ИТРК АСПП, 2000.
54. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие / В.А. Горемыкин. М.: Изд. Дашков и К, 2005.
55. Горемыкин В.А. Экономика недвижимости / В.А. Горемыкин. -М.: Издательско-торговый центр «Маркетинг», 2002.
56. Горемыкин В.А. Экономика недвижимости / В.А. Горемыкин. — М.: Высшее образование, 2006.
57. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. И.И. Столярова М.: Дело. 2001.
58. Государственное управление. Учебник / под ред. Казбаненко В.А. -М.: Статут, 2002
59. Давыдова Н. Тимофеева О. Устойчивое развитие города. Вопросы разработки стратегии // Муниципальная экономика. -2000. № 4.
60. Двуреченских В.А. Стоимость недвижимости / В.А.Двуреченских. -М.: Кн. и бизнес, 2002.
64. Журнал «Недвижимость». 2005. -№ 7-8.
65. Зель А. Инвестиции и финансирование: планирование и оценка проектов / Пер. с нем. -Universitat Bremem, 1996.
68. Иваницкая И.П. Введение в экономику недвижимости: учебное пособие / И.П. Иваницкая, А.Е. Яковлев. М.: КНОРУС, 2007.
69. Игнатов JI.JI. Экономика недвижимости: Учеб.-метод. пособие / JI.JI. Игнатов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.
70. Инвентаризация имущества налогоплательщика. Тольятти: ООО «Сеан-Издат». — 2001.
71. Ипотечные ценные бумаги / Копейкин А.Б., Рогожина Н.Н., Туктаров Ю.Е. М.: Фонд «Институт экономики города», 2008.
72. Кабакова С. И. Градостроительная оценка территорий городов / С.И. Кабакова. М.: Стройиз-1, 1973.
73. Кадастровая оценка земли и связанной с ней недвижимости в Испании Обзор Ассоц. «Рус. оценка». Владимир: Ин-т оценки земли, 1998.
74. Казанников А.А. Институциональные аспекты трансформации земельных отношений в современной России / А.А. Казанников // Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -Москва, 2007.
75. Казанцев В.И. Вещное право. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.И. Казанцев. М.: Издательство «Экзамен», 2007.
77. Кириллова Г.В. Экономика и управление недвижимостью / Г.В. Кириллова. Изд. МГОУ, 2004.
78. Козырев В.М Основы современной экономики / В.М. Козырев М.: Финансы и статистика 1998.
80. Копейкин А.Б., Рогожина Н.Н., Туктаров Ю.Е. Ипотечные ценные бумаги М.: Фонд «Институт экономики города», 2008.
81. Копейкин А.Б., Рогожина Н.Н., Туманов А.А. Формирование жилищного фонда, доступного для граждан с невысокими доходами: подходы зарубежных стран — М.: Фонд «Институт экономики города», 2009.
83. Кузин Н.Я. Рыночный подход к оценке стоимости зданий и сооружений: Учеб. пособие / Н.Я. Кузин М.: изд-во «АСВ», 1998.
84. Кучуков Р. Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты / Р. Кучуков, А. Савка // Экономист. 2006. — №9.
85. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методика и опыт регулирования / В.Н. Лаженцев. СПб.: Наука, 1996.
87. Лаппо Г.М. География городов: Учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов / Г.М. Лаппо. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
89. Максимов С.Н. Девелопмент. Развитие недвижимости: Организация. Управление, Финансирование / С.Н. Максимов. СПб.: Питер, 2003.
90. Максимов С.Н. Экономика недвижимости: Учеб. пособие / С.Н.Максимов. СПб, 1999.
91. Максимов А.С. Рынок недвижимости в системе экономики региона: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экон. наук /
92. A.С.Максимов. СПб, 2006. ——— \ «
93. Малюгин А.Н. Эффективность управления объектами недвижимости / А.Н. Малюгин. М.: 2002.
94. Минц. В. О факторах динамики цен на жилую недвижимость /
95. B.Минц // Вопросы экономики. 2007. — №2.
96. Михалева Т.Н. Недвижимость: Что необходимо знать при ее покупке и продаже / Т.Н. Михалева. М.: Юркнига, 2004.
97. Мишустин М. Мировой опыт описания и учета объектов недвижимости / М. Мишустин // Вопросы Экономики. 2006. — №2.
101. Новиков Б.Д. Рынок и оценка недвижимости в России / Б.Д.Новиков., М.: «Экзамен», 2000.
102. Озеров Е.С. Экономика и менеджмент недвижимости / Е.С. Озеров. СПб.: Издательство «МКС» 2003.
104. Опыт районной планировки и градостроительства за рубежом: Сб./ НРШ градостроительства и районной планировки. М.: Госстройиздат, 1962.
105. Оценка стоимости объектов недвижимости / под ред. М.П.Астафьева и др. М.: МЦФЭР, 2003.
106. Оценка объектов недвижимости: теоретические и практические аспекты / Под ред. В.В. Григорьева М.: ИНФРА-М, 1997.
109. Петров В.И. Экономика недвижимости. Уч. пособие / В.И. Петров -СПб.: «Наука», 2003.
110. Плескачевский В. Аутсорсинг для государства / В. Плескачевский// Экономика и жизнь. 2009. -№36.// EG@EKONOMIKA.RU
111. Плотницкий М.И. и др. Макроэкономика. Учебное пособие / под ред. М.И. Плотницкого. М.: Новое знание.2004.
112. Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания. М: МЖКХ РСФСР, 1985.
115. Райченко А.В. Общий менеджмент. Учебное пособие. / А.В.Райченко. М.: Инфра-М, 2005. — — •
119. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник / Б.В. Салихов М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008.
120. Саркисянц А.Г. Ипотечное кредитование на современном этапе // Банковское дело. 2006. — №8.
122. Смагин В.Н., Киселева В.А. экономика недвижимости: учебное пособие / В.И. Смагин, В.А. Киселева. М.: Эксмо, 2007.
123. Смирнов Ю.Ф., Домрачеев Л.Б. Экономика недвижимости. Учеб пос. для Вузов / Ю.Ф. Смирнов, Л.Б. Домрачеев. М.: Изд — во «Map — Т», 2004.
124. Соловьев Б.В. Оценка технического состояния, восстановление и усиление железобетонных конструкций производственных зданий и сооружений Ч. 1. / Б.В. Соловьев. М., 1998.
125. Старинский В.Н., Асаул А.Н., Кускова Т.А. Экономика недвижимости: Учебное пособие / Под ред. Г.А Краюхина. СПб.: СПбГИЭА,1999.
128. Тарасевич Е.И. Анализ инвестиций в недвижимость. / Е.И.Тарасевич. СПб.: МКС, 2000.
129. Теория и методы оценки недвижимости. Под ред. Есипова В.Е. -СПб. Издательство СПб ГУЭФ, 1998.
131. Ткаченко А.Ю. Регистрация прав на недвижимость: проблемы участников рынка при оформлении сделок / А.Ю. Ткаченко. М: Фонд «Институт экономики города», 2000.
132. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика / Ф.С. Тумусов. М.: Экономика. 1999.
133. Тургель И. Д., Придвижкин С.В. Система государственного финансирования жилищного строительства: проблемы становления -и перспективы развития // Финансы и кредит. 2006.- №18.
134. Уварин H.JI. Оценка объектов недвижимости / H.JI. Уварин. М.: Изд-во Моск. гос. гор. ун-та, 2003.
135. Управление недвижимостью / Российская гильдия риэлтеров. М., 1999.
137. Управление портфелем недвижимости: Учеб. пособие для вузов /
138. Пер. с англ. / Под ред. проф. С.Г. Беляева. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.
139. Фабоццн Ф. Управление инвестициями: Пер. с англ. / Ф.Фабоцци. -М.: ИНФРА-М, 2000.
140. Франковская Е. Б. Обеспечение населения доступным и комфортным жильем путем массового малоэтажного строительства 7 Е.В.Франсковская // Известия Томского политехнического университета. -2008.-Т 312. №6
141. Фридман Дж., Ордуэй Ник. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости / Дж.Фридман, Ник.Ордуэй. М.: Дело Лтд, 1995.
143. Щербакова Н.А. Экономика недвижимости / Н.А. Щербакова. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
144. Официальный сайт ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» далее Агентство http://www.ahml.ru
145. Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.-www.rost.ru
146. Официальный сайт Федеральной целевой программы «Жилище» www.fcpdom.ru
147. Информационный портал Поволжья http://www.volgainform.ru
148. Аналитический портал, посвященный ипотечному кредитованию и секьюритизации http://www.rusipoteka.ru
149. Крупнейший независимый информационно-аналитический портал по недвижимости http://www.kvadroom.ru
150. Сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru
151. Официальный Интернет-сайт Международного союза квартиросъемщиков http://www.iut.ru