Правовое регулирование услуг связи

Содержание

60. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Информационные правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи».

Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи (услуги связи – продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи).

Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.

Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства в информационной сфере.

Сеть связи общего пользования предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории РФ и включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией РФ, кроме выделенных и ведомственных сетей связи, независимо от их принадлежности и форм собственности. Ответственность за функционирование и развитие сети связи общего пользования возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области связи.

Ведомственные сети связи создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд федеральных органов исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи.

Выделенные сети связи на территории РФ могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов, имеющих признанный правовой статус. На деятельность по предоставлению услуг связи операторами выделенных сетей связи распространяется требование о лицензировании. Оператор – физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи.

Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными на то органами, определяемыми Президентом РФ. Указанные органы обеспечивают специальными видами связи органы государственной власти РФ и организации, осуществляя в пределах своих полномочий сохранность государственных секретов. Права и обязанности органов указанной связи определяются законодательством РФ.

Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ обеспечивается органами связи соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Им предоставляется право без ущерба для основной деятельности использовать находящиеся в их ведении сети и средства связи для передачи или приема сообщений пользователей связи в коммерческих целях.

Почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией РФ, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Информационные правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи».

Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи (услуги связи — продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи).

Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.

Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства в информационной сфере.

Деятельность в области связи осуществляется на основе следующих принципов:

равенство прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использование ее результатов;

сочетание интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

свобода передачи сообщений по сетям и средствам электросвязи, свободы почтовых отправлений и транзита почты на всей территории Российской Федерации;

соблюдение интересов пользователей связи; развитие предпринимательской деятельности и ограничения монополистической деятельности в условиях существования различных форм собственности на сети и средства связи;

обеспечение надежности и управляемости связью с учетом ее сетевых технологических особенностей на основе единых стандартов на территории Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза;

обеспечение приоритета производства средств связи и применения и эксплуатации произведенных в РФ средств связи в соответствии с государственной научно-технической политикой;

внедрение мировых достижений в области связи, привлечения и использования ино9транных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и управленческого опыта;

содействие расширению международного сотрудничества в области связи и развитию всемирной связи;

подотчетность и подконтрольность предприятий связи федеральным органам исполнительной власти;

высвобождение федеральных органов исполнительной власти в области связи от хозяйственных функций.

В соответствии со ст.

56 Конституции РФ и ст. 13 Федерального закона «О связи» в условиях чрезвычайного положения на всей территории РФ и в ее отдельных местностях в установленном федеральным конституционным законом порядке действие отдельных положений может быть ограничено.

Взаимоувязанная сеть связи РФ представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи на территории РФ, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государство в соответствии с федеральной программой развития взаимоувязанной сети связи РФ за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации оказывает поддержку предприятиям связи в реализации федеральных и региональных программ, проведении мероприятий по повышению надежности взаимоувязанной сети связи РФ и созданию мобилизационного резерва аппаратуры связи и кабельной продукции, обеспечивая развитие всех видов сетей связи, входящих в указанную сеть.

Сеть связи общего пользования как составная часть взаимоувязанной сети связи РФ предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории РФ и включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией РФ, кроме выделенных и ведомственных сетей связи, независимо от их принадлежности и форм собственности. Ответственность за функционирование и развитие сети связи общего пользования возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области связи.

Ведомственные сети связи создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд федеральных органон исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи. Сопряжение ведомственных сетей связи с сетью связи общего пользования производится на договорной основе при условии обеспечения соответствия технических средств и сооружений связи ведомственных сетей связи требованиям и техническим нормам, установленным для сети связи общего пользования, и получения лицензии.

Выделенные сети связи на территории РФ могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов, имеющих признанный правовой статус.

На деятельность по предоставлению услуг связи операторами выделенных сетей связи распространяется требование о лицензировании. Оператор — физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи.

Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными на то органами, определяемыми Президентом РФ. Указанные органы обеспечивают специальными видами связи органы государственной власти РФ и организации, осуществляя в пределах своих полномочий сохранность государственных секретов. Права и обязанности органов указанной связи определяются законодательством РФ.

Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ обеспечивается органами связи соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Им предоставляется право без ущерба для основной деятельности использовать находящиеся в их ведении сети и средства связи для передачи или приема -сообщений пользователей

связи в коммерческих целях. В этом случае на предоставление услуг связи распространяется требование о лицензировании.

Почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией Российской Федерации, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения.

Свобода почтовых отправлений и транзита почты гарантируется на всей территории РФ.

Государственные организации связи (почтовой связи общего пользования, специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи, и федеральной фельдъегерской связи) образуют сеть почтовой связи для взаимного обмена почтовыми отправлениями.

Управление деятельностью в области связи осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О связи» федеральными органами исполнительной власти в области связи, объединенными в единую систему, в установленном порядке. Указанные органы в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние и развитие всех видов связи.

Структура и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области связи определяются положениями, утверждаемыми Правительством РФ.

Задачами федеральных органов исполнительной власти в области связи, входящих в единую систему, являются:

разработка предложений по государственной политике в области связи и обеспечение ее реализации, общее регулирование в области связи;

межотраслевая координация на коллегиальной основе функционирования и развития электросвязи;

организация и обеспечение государственного надзора и контроля за деятельностью в области связи;

разработка предложений по государственной политике в области распределения и использования радиочастотного спектра и обеспечение их реализации;

разработка проектов программ развития в области почтовой связи и обеспечение их реализации.

Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи — исключительное право государства.

Разработка и реализация политики и процедур в области распределения радиочастотного спектра, эффективного использования радиочастот и орбитальных позиций спутников связи в соответствии с интересами Российской Федерации с учетом международных договоров и соглашений РФ обеспечиваются Правительством РФ.

В целях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств Правительство РФ устанавливает порядок выделения радиочастот, особые условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также определяет комплекс мер по защите радиоприема от индустриальных радиопомех.

Средства связи, в том числе используемые для целей телерадиовещания, и иные технические средства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством РФ.

Присвоение частот предприятиям связи могут быть изменены в интересах обеспечения государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ с компенсацией предприятиям связи ущерба, связанного с переходом на другие частоты.

По вопросам управления деятельностью в области связи приняты постановления Правительства РФ.

Деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании лицензии.

Выдача, изменение условий или продление сроков действия лицензий на право деятельности в области связи, а также прекращение действия лицензий производятся Министерством РФ по связи и информатизации в соответствии с Федеральным законом «О связи» и положением о лицензировании в области связи, утверждаемым Правительством РФ.

Выдача лицензий на деятельность в области связи для целей телерадиовещания, а также присвоение частот, занесенных в перечень частот, используемых и планируемых к использованию для целей телерадиовещания, осуществляются на основе лицензии на вещание без проведения конкурса Министерством РФ по связи и информатизации в соответствии с законодательством РФ по заявлению физических и юридических лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся средствами связи, используемыми для целей телерадиовещания, либо имеющих намерение вступить в права владения, пользования и распоряжения средствами связи, используемыми для целей телерадиовещания.

Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи РФ, подлежат обязательной сертификации на соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям.

Сертификации также могут подлежать услуги связи, предоставляемые на сети связи общего пользования.

Сертификация средств связи в РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи при помощи уполномоченных на то испытательных центров (лабораторий), аккредитованных в установленном порядке в федеральных органах исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации.

По завершении процедуры сертификации на каждый образец средств связи федеральным органом исполнительной власти в области связи выдается сертификат установленного образца.

Порядок проведения сертификации определяется законодательством РФ.

На территории РФ предприятия связи создаются и функционируют на основе единства экономического пространства, многообразия форм собственности и в условиях конкуренции.

Сети и средства связи в РФ могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также собственности физических и юридических лиц, выступающих в качестве операторов связи, включая иностранные организации и иностранных граждан.

Перечень сетей и средств связи, которые могут находиться только в федеральной собственности, определяется законодательством РФ.

Форма собственности на сети и средства связи, находящиеся в федеральной собственности, изменяется в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий связи на условиях, определенных законодательством РФ.

Изменение формы собственности на сети и средства связи допускается при условии, что такое изменение не нарушает технологическо-1о режима функционирования сетей связи, а также прав физических и юридических лиц на пользование услугами связи.

Федеральные органы исполнительной власти в области связи, действуя совместно с федеральными органами исполнительной власти в области антимонопольной политики и поддержки новых экономических структур, обязаны поощрять и поддерживать добросовестную конкуренцию при предоставлении услуг связи посредством применения нормативных документов и выполнения условий лицензирования в соответствии с законодательством РФ.

Операторы связи несут установленную законодательством РФ ответственность за злоупотребление своим положением или какие-либо иные действия, препятствующие конкуренции или ограничивающие ее.

Тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, по отдельным видам услуг связи, оказываемых предприятиями связи, тарифы могут регулироваться, государством.

Экстренные оперативные службы (пожарная охрана, милиция, скорая медицинская помощь, аварийная газовая служба, горноспасательная служба и др.) всеми физическими и юридическими лицами вызываются бесплатно.

Плата за межсетевые соединения устанавливается на основе договоров, условий и положений, согласованных между соответствующими предприятиями связи. Споры по данным вопросам рассматриваются в суде или арбитражном суде.

Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой государства. Порядок охраны средств, сооружений связи и радиочастотного спектра устанавливается Правительством РФ.

В целях защиты порядка использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на производство и ввоз в Российскую Федерацию радиоэлектронных средств, создающих ненормированные помехи функционированию электромагнитных систем.

Физические и юридические лица, допустившие повреждения средств, сооружений связи, несанкционированное подключение к сетям и средствам связи, нарушение порядка изготовления, приобретения, ввоза, использования и регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, использования частот для работы радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, а также создающие ненормированные помехи теле- и радиоприему, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ,

включая возмещение возможных затрат по устранению повреждений и возмещение предприятиям связи упущенной выгоды.

Все пользователи связи на территории РФ на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи. Никакому пользователю связи на территории РФ не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования.

Пользователи и операторы связи имеют право подключения к сети связи общего пользования своих сетей связи и оконечного оборудования с соблюдением установленных Правительством РФ условий подключения, которые выдаются соответствующими операторами связи или оговариваются в лицензии. Допускается подключение к сетям связи только сертифицированных в установленном порядке средств связи.

Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией РФ.

Все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.

Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям.

Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.

Должностные и иные лица, работники связи, нарушившие указанные положения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, допустившие в ходе осуществления деятельности в области связи нарушения Федерального закона «О связи», других федеральных законов, а также иных правовых актов, принимаемых в РФ, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Операторы связи несут материальную ответственность за утрату, повреждение ценных почтовых отправлений, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной ценности, искажение текста телеграммы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении 24 часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму (за исключением телеграмм, адресованных в населенные пункты, не имеющие электросвязи).

Размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными предприятиями почтовой связи обязанностей по пересылке или доставке иных регистрируемых почтовых отправлений определяется законодательством РФ.

Принят
на двадцать втором
Пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ
(постановление N 22-14
от 15 ноября 2003 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О телекоммуникациях

О телекоммуникациях

Глава I. Общие положения

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цели Закона

Статья 1. Цели Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы деятельности в области телекоммуникаций, компетенцию и ответственность ее участников, а также нормы по защите прав пользователей услуг телекоммуникаций.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области телекоммуникаций

Статья 2. Правовое регулирование отношений в
области телекоммуникаций

Отношения в области телевидения и радио регулируются настоящим Законом.
Если международными договорами установлены иные нормы, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются нормы международных договоров.

Глава II. Структура области телекоммуникаций

Глава II. Структура области телекоммуникаций

Статья 3. Основные понятия и определения, используемые в Законе

Статья 3. Основные понятия и определения,
используемые в Законе

Телекоммуникацией является передача и прием звука, знака, сигнала, письменного текста, изображения по проводной, кабельной, оптической, магнитной, радио- и другим электромагнитным системам.
Сетью телекоммуникаций является система технических средств, посредством которой осуществляется телекоммуникация.
Техническими средствами телекоммуникаций являются машины и оборудование, используемые для приема, обработки и передачи сообщений телекоммуникаций.
Оконечным оборудованием являются технические средства телекоммуникаций, установленные на территории пользователя услуг телекоммуникаций.
Спутником телекоммуникаций является техническое средство телекоммуникаций, находящееся на орбите Земли в целях оказания услуг телекоммуникаций.

Статья 4. Участники деятельности в области телекоммуникаций

Статья 4. Участники деятельности в области
телекоммуникаций

Участниками деятельности в области телекоммуникаций (далее — участники телекоммуникаций) являются:

а) уполномоченный орган — орган, который регулирует деятельность, осуществляемую в области телекоммуникаций;

б) физические и юридические лица государства и иностранные физические и юридические лица, оказывающие услуги в области телекоммуникаций (далее — операторы телекоммуникаций);

в) пользователи услуг телекоммуникаций.

Статья 5. Общая взаимоувязанная сеть телекоммуникаций и прочие сети телекоммуникаций общего пользования

Статья 5. Общая взаимоувязанная сеть телекоммуникаций и
прочие сети телекоммуникаций общего пользования

Общая взаимоувязанная сеть телекоммуникаций — это сеть телекоммуникаций, составляющая взаимоувязанную и единую систему различных средств передачи и сопряжения, которая включает прежние государственные сети телекоммуникаций и используется для оказания населению основных телефонных и прочих услуг телекоммуникаций.
Общая взаимоувязанная сеть телекоммуникаций функционирует на основе технологического единства сетей и технических средств телекоммуникаций исходя из фактора обеспечения их взаимоувязанного использования, совершенствования и стабильного функционирования системы.
Прочая сеть телекоммуникации общего пользования — это система технических средств, способная оказывать услуги телекоммуникаций как самостоятельно, так и при сопряжении с общей взаимоувязанной сетью телекоммуникаций.
Сопряжение прочих сетей телекоммуникаций общего пользования с общей взаимоувязанной сетью телекоммуникаций производится на договорной основе с соблюдением технических условий сопряжения.
Общая взаимоувязанная сеть телекоммуникаций и прочая сеть телекоммуникаций общего пользования не включает в себя ведомственные и внутрипроизводственные сети телекоммуникаций.

Статья 6. Ведомственная и внутрипроизводственная сети телекоммуникаций

Статья 6. Ведомственная и внутрипроизводственная
сети телекоммуникаций

Ведомственная сеть телекоммуникаций — это созданная для обеспечения деятельности государственных органов сеть телекоммуникаций, имеющая выход на общую взаимоувязанную сеть телекоммуникаций. Ведомственные сети телекоммуникаций создают, ими распоряжаются и их эксплуатируют государственные органы. Сопряжение ведомственных сетей телекоммуникаций с общей взаимоувязанной сетью телекоммуникаций производится на договорной основе с соблюдением технических условий сопряжения.
Внутрипроизводственная сеть телекоммуникаций — это система, созданная для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами организаций. Внутрипроизводственные сети телекоммуникаций создают и ими распоряжаются предприятия и организации.

Статья 7. Сети телекоммуникаций государственного управления и национальной безопасности

Статья 7. Сети телекоммуникаций государственного
управления и национальной безопасности

Сети телекоммуникаций государственного управления и национальной безопасности — это ведомственные сети специального типа; распоряжение ими и их эксплуатация осуществляются в порядке, установленном правительством государства.
В целях обеспечения государственного управления и национальной безопасности предоставление линий и каналов телекоммуникаций из общей взаимоувязанной сети телекоммуникаций осуществляется в приоритетном порядке на арендной основе на основании соответствующего договора.
Операторы телекоммуникаций (независимо от формы собственности) предоставляют линии и каналы телекоммуникаций для нужд государственного управления и национальной безопасности на основании соответствующих договоров, а в случае их повреждения в приоритетном порядке осуществляют их ремонт.
Порядок пользования сетью и техническими средствами телекоммуникаций для осуществления оперативных действий в целях обеспечения государственного управления национальной безопасности устанавливается законом.

Статья 8. Использование языков и алфавитов в области телекоммуникаций

Статья 8. Использование языков и алфавитов в
области телекоммуникаций

На территории государства адреса письменных сообщений, принимаемых и передаваемых операторами телекоммуникаций, оформляются на национальном языке, а тексты, при наличии технических возможностей, — на любом языке и буквами любого алфавита.
Сообщения, передаваемые за пределы государства, при наличии технических возможностей оформляются на любом языке и буквами любого алфавита.

Статья 9. Учетное время в области телекоммуникаций

Статья 9. Учетное время в области телекоммуникаций

При осуществлении технологической деятельности в области телекоммуникаций за учетное принимается местное время.
В международной области телекоммуникаций учетное время устанавливается по Всемирному систематизированному времени, если международными договорами не предусмотрено иное.

Глава III. Деятельность в области телекоммуникаций

Глава III. Деятельность в области телекоммуникаций

Статья 10. Принципы деятельности в области телекоммуникаций

Статья 10. Принципы деятельности в области
телекоммуникаций

Деятельность в области телекоммуникаций осуществляется на основе следующих принципов:

а) равенства прав пользователей телекоммуникаций;

б) обеспечения свободы и тайны передачи сообщений по сетям и техническим средствам телекоммуникаций;

в) государственной защиты сетей и технических средств телекоммуникаций, радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи.

Статья 11. Собственность на сети и технические средства телекоммуникаций

Статья 11. Собственность на сети и технические
средства телекоммуникаций

Сети и технические средства телекоммуникаций на праве собственности могут находиться в государственной и частной собственности.

Статья 12. Сертификация технических средств телекоммуникаций

Статья 12. Сертификация технических средств
телекоммуникаций

Технические средства телекоммуникаций, используемые в общей взаимоувязанной сети телекоммуникаций, прочих сетях телекоммуникаций общего пользования и ведомственных сетях телекоммуникаций, в том числе оконечное оборудование, подлежат обязательной сертификации.
Сертификация технических средств телекоммуникаций осуществляется в порядке, установленном законом и международными договорами государства.
В сертификации технических средств телекоммуникаций не может быть отказано без оснований.

Статья 13. Использование радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи

Статья 13. Использование радиочастотного спектра и
орбитальных позиций спутников связи

Регулирование распределения выделенного для услуг телекоммуникаций радиочастотного спектра и использования орбитальных позиций спутников связи, а также утверждение порядка и условий их использования являются исключительным правом государства.
В целях обеспечения электромагнитной совместимости и защиты от помех радиоэлектронных средств правительство устанавливает условия выделения радиочастот, приобретения, ввоза и эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотного оборудования, а также их разработки, проектирования и производства.
Средства телекоммуникаций, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, установленном правительством. Предоставление и изменение радиочастот в целях обеспечения государственного управления и национальной безопасности производятся в порядке, установленном правительством.

Статья 14. Функционирование сетей телекоммуникаций

Статья 14. Функционирование сетей телекоммуникаций

Право пользования сетями и техническими средствами телекоммуникаций, а также прекращения их функционирования в чрезвычайных ситуациях закреплено за уполномоченным органом.
Убытки, нанесенные вследствие использования сетей и технических средств телекоммуникаций в чрезвычайных ситуациях, возмещается из государственного бюджета.

Статья 15. Ликвидация последствий аварий в сетях телекоммуникаций

Статья 15. Ликвидация последствий аварий в
сетях телекоммуникаций

Государственные органы и органы местного самоуправления содействуют операторам телекоммуникаций в ликвидации последствий аварий в сетях телекоммуникаций.
Работы по ликвидации последствий аварий в сетях телекоммуникаций, подлежащие осуществлению на земельном участке собственника, производятся в соответствии с проектом оператора телекоммуникаций по согласованию с собственником. В случае несогласия эти работы производятся в порядке, установленном правительством.
Работы по ликвидации последствий аварии в сетях телекоммуникаций включают восстановление поврежденных в ее результате технических средств, проведение необходимых природоохранных мероприятий, а также восстановление или равноценное возмещение имущества, принадлежащего другим лицам, в течение одного месяца с начала работ.

Статья 16. Тарифы на услуги телекоммуникаций

Статья 16. Тарифы на услуги телекоммуникаций

Тарифы на услуги телекоммуникаций, оказываемые на основе исключительного права, утверждаются уполномоченным органом в порядке, установленном правительством государства, и фиксируются в лицензии на осуществление деятельности в области телекоммуникаций. Тарифы устанавливаются исходя из покрытия расходов, связанных с эксплуатацией, обслуживанием, модернизацией и развитием сетей телекоммуникаций, компенсации капитальных вложений, обеспечения рентабельности, а также других рыночных требований хозяйствования, зафиксированных в лицензии на осуществление деятельности в области телекоммуникаций.
Тарифы на услуги телекоммуникаций, оказываемые на основе неисключительного права, устанавливают операторы телекоммуникаций.
Плата за оперативные и экстренные услуги телекоммуникаций (пожарная охрана — 01, милиция (полиция) — 02, скорая медицинская помощь — 03, аварийная газовая служба — 04, служба спасения) не взимается. Невзимаемая плата исчисляется в тарифах на другие услуги телекоммуникаций.

Глава IV. Лицензирование деятельности в области телекоммуникаций

Глава IV. Лицензирование деятельности в области телекоммуникаций

Статья 17. Предмет, цели и условия лицензирования

Статья 17. Предмет, цели и условия лицензирования

Деятельность в области телекоммуникаций, за исключением сетей телекоммуникаций государственного управления, национальной безопасности, ведомственной и внутрипроизводственной сети телекоммуникаций, подлежит лицензированию. Лицензирование осуществляется в целях регулирования и контроля за оказанием услуг телекоммуникаций.
Лицензию на осуществление деятельности в области телекоммуникаций (далее — лицензия) выдает уполномоченный орган. Лицензией не могут предусматриваться исключительные права.
Запрещается передача лицензии другим лицам без разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, когда передача осуществляется в соответствии с условиями лицензии.
За выдачу лицензии взимается государственная пошлина — в размере, установленном законом.

Статья 18. Условия выдачи или отказа в выдаче лицензии

Статья 18. Условия выдачи или отказа в выдаче лицензии

Для получения лицензии представляются следующие документы:

а) заявление по форме, утвержденной уполномоченным органом;

б) предлагаемый заявителем проект по осуществлению деятельности в области телекоммуникаций, который должен включать: перечень технических средств и характеризующих их материалов, сведения об источниках их приобретения и о финансово-экономических возможностях, квалификации персонала;

в) копия свидетельства о государственной регистрации.
Требования в отношении указанных документов устанавливает и публикует уполномоченный орган.
Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 60 дней с момента получения необходимых документов.
Лицензия выдается заявителю в пятидневный срок после принятия решения о выдаче лицензии, а в случае отказа заявитель в тот же срок получает копию решения об отказе. В случае непринятия решения в указанный срок лицензия считается выданной, если это не противоречит требованиям настоящего Закона.
В решении об отказе в выдаче лицензии указываются основания отказа. Основаниями для отказа считаются:

а) несоответствие представленных документов требованиям, установленным настоящим Законом и уполномоченным органом;

б) представление неполных или явно ошибочных сведений;

в) несоответствие предлагаемой заявителем деятельности в области телекоммуникаций стандартам и нормам, действующим в государстве;

г) отсутствие технической возможности осуществления предлагаемого заявителем вида деятельности в области телекоммуникаций;

д) противоречие условиям действующих лицензий;

е) другие случаи, предусмотренные законом.

Статья 19. Приостановление и прекращение действия лицензии

Статья 19. Приостановление и прекращение действия лицензии

В случае неоднократного, не повлекшего большого ущерба невыполнения требований, содержащихся в лицензии, лицензиату направляется письменное предупреждение.
Лицензиар вправе приостановить действие лицензии субъекта, ранее получившего предупреждение, на срок до трех месяцев за неисполнение требований, содержащихся в лицензии.
После устранения причин, по которым действие лицензии было приостановлено, лицензия возобновляется.
Лицензия может быть отозвана лицензиаром в случаях:

1) неустранения причин, по которым лицензиар приостановил действие лицензии;

2) неисполнения лицензиатом требований, содержащихся в лицензии;

3) запрещения судом лицензиату заниматься тем видом деятельности, на осуществление которого он обладает лицензией.
Законодательными актами, регулирующими отдельные виды деятельности, могут быть предусмотрены и иные основания и порядок отзыва лицензии и приостановления ее действия.
Лицензиат вправе обжаловать в судебном порядке решение о приостановлении действия лицензии или ее отзыве.
Действие лицензии может быть прекращено:

а) согласно условиям, предусмотренным лицензией;

б) согласно заявлению оператора телекоммуникаций в порядке, установленном лицензией;

в) в случае ликвидации оператора телекоммуникаций в порядке, установленном законом;

г) в случае истечения срока, на который выдана лицензия;

д) в случае отзыва лицензии;

е) правительством (если лицензия устанавливает для оператора телекоммуникаций исключительные права) или уполномоченным органом, если грубо нарушены те зафиксированные в лицензии положения, которые вызывают основания прекращения.
Споры, связанные с прекращением действия лицензии, разрешаются судами.

Глава V. Права и обязанности операторов телекоммуникаций и пользователей их услуг Статья 20. Права и обязанности операторов телекоммуникаций

Глава V. Права и обязанности операторов телекоммуникаций и
пользователей их услуг

Статья 20. Права и обязанности операторов телекоммуникаций

Статья 20. Права и обязанности операторов телекоммуникаций

Права операторов телекоммуникаций устанавливаются законом и соответствующей лицензией.
Операторы телекоммуникаций обязаны обеспечить:

а) выполнение требований настоящего Закона;

б) тайну телефонных переговоров и иных сообщений пользователей услуг телекоммуникаций;

в) соответствие сетей и технических средств телекоммуникаций требованиям сертификации;

г) выполнение договорных обязательств, стандартов и условий лицензии на деятельность в области телекоммуникаций;

д) приоритет передачи сообщений (информации), касающихся безопасности человеческой жизни и национальной безопасности, аварий, технологических катастроф, эпидемий, эпизоотий и стихийных бедствий;

е) выполнение условий договоров, заключенных с пользователями услуг телекоммуникаций.
В случае нарушения договора пользователями услуг телекоммуникаций оператор телекоммуникаций имеет право на прекращение оказания услуг телекоммуникаций, за исключением случаев, предусмотренных пунктом «д» настоящей статьи.

Статья 21. Права и обязанности пользователей услуг телекоммуникаций

Статья 21. Права и обязанности пользователей
услуг телекоммуникаций

Пользователи услуг телекоммуникаций имеют:

а) равные права на пользование услуг телекоммуникаций;

б) право на получение справки о плате, исчисленной за услуги телекоммуникаций;

в) право на тайну телефонных переговоров и иных сообщений.
Пользователи услуг телекоммуникаций обязаны соблюдать требования настоящего Закона, а также условия договора, заключенного с оператором телекоммуникаций.

Глава VI. Государственное управление и регулирование в области телекоммуникаций

Глава VI. Государственное управление и регулирование в
области телекоммуникаций

Статья 22. Государственное управление и регулирование в области телекоммуникаций

Статья 22. Государственное управление и
регулирование в области телекоммуникаций

Государственное управление и регулирование в области телекоммуникаций в государстве осуществляет уполномоченный орган.
Уполномоченный орган:

а) осуществляет государственную политику в области телекоммуникаций;

б) осуществляет лицензирование деятельности в области телекоммуникаций и устанавливает требования по оформлению и представлению необходимых для этого документов;

в) устанавливает правила телекоммуникаций, нормы защиты и охраны сетей и технических средств телекоммуникаций, структур данной области, а также радиочастотного спектра, и порядок их применения;

г) устанавливает технические условия сопряжения прочих сетей с общей взаимоувязанной сетью телекоммуникаций;

д) координирует деятельность действующих сетей телекоммуникаций в чрезвычайных ситуациях;

е) осуществляет государственный контроль за выполнением требований настоящего Закона, действующих лицензий и нормативных документов в области телекоммуникаций, а также за соблюдением правил и норм телекоммуникаций;

ж) осуществляет распределение радиочастот, выделенных для оказания услуг телекоммуникаций;

з) регулирует условия использования орбитальных позиций спутников телекоммуникаций;

и) представляет интересы государства в международных организациях телекоммуникаций;

к) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законом.

Глава VII. Ответственность за нарушение положений настоящего закона

Глава VII. Ответственность за нарушение положений
настоящего закона

Статья 23. Ответственность в области телекоммуникации

Статья 23. Ответственность в области телекоммуникации

Лица, нарушающие положения настоящего Закона, несут ответственность в порядке, установленном законом.

Текст документа сверен по:
«Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ»,
N 33, 2004 год

Понятие коммуникации и связи. Принципы правового регулирования деятельности в области коммуникации и связи

Коммуникационное обеспечение выступает необходимым условием любой экономической деятельности, а равно фактором обеспечения социальной инфраструктуры, взаимодействия между государственно-властными образованиями, правоохранительными органами, и т.д. В этой связи, существует реальная необходимость выстраивания целостной системы правового регулирования общественных отношений в сфере связи и коммуникаций.

Само по себе понятие связи охватывает значительный комплекс механизмов и способов коммуникации, что обуславливает сложность формулирования однозначного и исчерпывающего определения рассматриваемой категории. Тем не менее, с опорой на положения действующего законодательства и специальной литературы, в общем виде, связь может быть определена следующим образом:

Определение 1

Связь – это сложный комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, направленных на удовлетворение потребностей граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, а равно многих других субъектов в приеме, обработке, передаче и доставке разнообразных отправлений (сообщений), посредством использования различных приемов и способов совершения соответствующих действий (почтовая связь, телефонная связь, электросвязь, и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Правовое регулирование в сфере коммуникации и связи 480 руб.
  • Реферат Правовое регулирование в сфере коммуникации и связи 220 руб.
  • Контрольная работа Правовое регулирование в сфере коммуникации и связи 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

С учетом содержания приведенного определения, а также обозначенных выше обстоятельств, в Российской Федерации сформирована многоуровневая система нормативно-правового регулирования коммуникации и связи. В первую очередь, сформулирован перечень основных начал, на которых основывается деятельность в сфере связи:

  1. Принцип равенства прав всех лиц, участвующих в деятельности в сфере связи, коммуникации, а равно в использовании ее результатов;
  2. Одновременный учет в сфере правового регулирования рассматриваемой категории отношений, интересов Российской Федерации и ее отдельных субъектов;
  3. Принцип свободной передачи сообщений с использованием существующих сетей и средств электронной коммуникации, а равно принцип свободы почтовых отправлений и их перемещения на всей территории РФ;
  4. Принцип учета и соблюдения интересов конечных пользователей средств связи и коммуникации;
  5. Принцип необходимости развития предпринимательской деятельности в соответствующей сфере, в том числе, посредством ограничения проявлений монополии и установления различных форм собственности на коммуникации и средства связи;
  6. Планомерное внедрение в Российской Федерации мировых достижений в сфере связи и массовых коммуникаций, передовой зарубежной техники, а также привлечение и использование зарубежных материальных ресурсов и т. д.

Замечание 1

Ограничение обозначенных начал правового регулирования в сфере коммуникации и связи по общему правилу не допускается. Исключение установлено только для периодов введения чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных местностях, в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Виды сетей связи, предусмотренные действующим законодательством РФ

Значительное место в системе законодательства о коммуникации и связи отведено характеристике и установлению особенностей всех видов сетей связи, образование которых допускается и практикуется в нашей стране.

Всеобъемлющим понятием в данной сфере выступает «взаимоувязанная сеть связи РФ», в содержание которого включены все иные виды сетей:

Определение 2

Взаимоувязанная сеть связи РФ – комплекс технологически единых сетей связи общего и ведомственного пользования, включая сети электронной коммуникации, для которого характерно централизованное управление, безотносительно к ведомственной принадлежности и форме собственности на средства связи.

В свою очередь, в систему взаимоувязанной сети связи РФ входят:

  • Сети связи общего пользования, предназначенные для предоставления коммуникационных услуг всем физическим лицам и их объединениям на территории РФ, и включающие, в этой связи, все сети электросвязи, за исключением выделенных и ведомственных сетей;
  • Выделенные сети – следующий подтип связей в РФ, создание которых может быть произведено любыми гражданами и юридическими лицами, после получения соответствующей лицензии;
  • Ведомственные сети связи, формируются и функционируют в дальнейшем для целей обеспечения производственных и специальных нужд органов государственной власти, в связи с чем находятся в их ведении и эксплуатировании;
  • Правительственная связь и связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка – особый типы связи, находящиеся в ведении специальных, в том числе правоохранительных органов государственной власти, и отличающиеся особым правовым режимом использования и обслуживания.

Почтовая связь как элемент взаимоувязанной сети связи РФ

Наряду с обозначенными выше элементами, в системе взаимоувязанной сети связи РФ традиционно выделяется почтовая связь, правовое регулирование организации и функционирования которой отличается определенными особенностями.

Так, прежде всего, следует отметить, что почтовые связи и коммуникации в нашей стране находятся под юрисдикцией Российской Федерации, и представляют собой в связи с данным обстоятельством единую технологическую сеть учреждений и транспорта, посредством комплексного вовлечения которых обеспечивается прием, обработка и транспортировка почтовых отправлений от первоначального отправителя до конечного получателя.

Замечание 2

При этом значительный удельный вес почтовых отправлений обрабатывается именно государственными организациями связи (в том числе специализированной почтовой связи), которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти и формируют единую государственную сеть для взаимного обмена почтовыми отправлениями.

Оставьте комментарий