Содержание
- Особенности правового регулирования деятельности НПФ на этапах становления и развития
- Колонка главного редактора
- Цитаты номера
- Двадцать лет на рынке пенсионных услуг
- Мы развиваемся вместе с рынком
- Обеспеченная старость – хорошая традиция для клиентов Фонда
- Анализ изменений демографической структуры
- Рынку требуются управляющие компании новой формации
- Еще раз о пенсионной реформе. Или как поправить здоровье,предпочитая нелюбимому отдыху любимую работу.
- Выплатной закон: ожидания и реалии
- «Пенсионное обозрение» — очередная встреча с читателями
- О встрече журнала «Пенсионное обозрение» со своими читателями
- Подводим итоги
- Публичная отчетность НПФ
- Когда и зачем в России выходить на пенсию?
- Собираетесь ли Вы выходить на пенсию? Если да, то когда?
- Юбиляция
- «Эксперт РА» присвоило рейтинг СДК «Гарант» на уровне А++
- Risk&Return Россия. 25 апреля 2012 г.
- Практический семинар «Бухучет и налогообложение на финансовом и пенсионном рынках».
- Практический семинар «Актуальные вопросы бухучета и налогообложения целевых средств в НПФ в отчетном периоде 2012 года. Спецотчетность, практика проведения проверок в НПФ».
- Диалог-форум «Регулирование пенсионного рынка»
- 2-я Ежегодная конференция «Риск-менеджмент и внутренний контроль в НПФ»
- IV Ежегодная конференция «Будущее пенсионного рынка — 2012»
- Миниатюры для релакса
- Анонс следующего номера
Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ).
Можно выделить следующие характерные признаки фондов: а) фонды относятся к некоммерческим организациям; б) фонды не являются членскими организациями; в) фонды могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами; г) фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов; д) фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Особенность реализации имущества фонда состоит в том, что оно должно использоваться не на реализацию внутренних интересов фонда, а на общественно полезные цели. Поэтому учредители и лица, осуществляющие управленческие функции в фонде, не вправе использовать имущество в своих интересах.
Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Поскольку фонды являются некоммерческими организациями, на них распространяется Закон о некоммерческих организациях, а на благотворительные фонды – Закон о благотворительной деятельности.
Деятельность некоторых фондов регулируется специальным законодательством. Так, правовой статус и деятельность негосударственных пенсионных фондов определяется Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах” (в ред. от 09.05.2005).
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.
Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.
Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.
Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
- если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
- если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
- в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
- в других случаях, предусмотренных законом.
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ (право оперативного управления).
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Учредительным документом учреждения, как правило, является устав, утверждаемый собственником (при совместном учредительстве – всеми собственниками). Его содержание должно отвечать общим требованиям (п. 2 ст. 52 ГК) и тем, которые установлены специально для учреждений отдельных видов.
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
П. 3 ст. 120 ГК РФ предусматривает возможность определения особенностей правового статуса отдельных учреждений специальными законами и иными правовыми актами. Так, образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом об образовании и Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Научные организации, созданные в форме учреждений, действуют в соответствии с Законом о науке и государственной научно-технической политике. Деятельность учреждений культуры регламентируется Основами законодательства РФ о культуре 09.10.92 (Ведомости РФ, 1992, N 46, ст. 2615), учреждений здравоохранения – Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 (Ведомости РФ, 1993, N 33, ст. 1318); учреждений социального обслуживания – Федеральным законом от 02.08.95 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (СЗ РФ, 1995, N 32, ст. 3198) и Федеральным законом от 10.12.95 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”.
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями (ст. 121 ГК РФ).
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.
Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.
Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация” или «союз”.
Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.
Учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 ГК РФ, условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116 ГК РФ).
Деятельность потребительских кооперативов помимо норм ГК РФ регулируется специальными законами о потребительских кооперативах. Среди них необходимо выделить Закон Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”, Федеральный закон от 07.08.2001 N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан”, Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах”. При этом на деятельность потребительского кооператива не распространяются нормы Закона о некоммерческих организациях.
Специальный закон.
Закон Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”;
Федеральный закон от 07.08.2001 N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан”;
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”;
Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах”.
Устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 ГК РФ, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».
Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах не внесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.
Волков Иван Александрович Заместитель Исполнительного директораНПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»
Особенности правового регулирования деятельности НПФ на этапах становления и развития
Существенные экономические и демографические изменения в нашей стране в конце ХХ века привели к образованию дополнительных форм организации пенсионного обеспечения, наиболее существенное развитие из которых получили негосударственные пенсионные фонды (фонды).
Ключевые слова
Пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, негосударственные пенсионные фонды, пенсионное законодательство, правовое регулирование
Стремительное вовлечение фондов в общественную жизнь, гармоничное сочетание социальных и экономических интересов, целевое назначение децентрализованных пенсионных средств, а также публичный характер деятельности, получивший активное развитие в результате вовлечения фондов в осуществление обязательного пенсионного страхования, предопределяют необходимость должного правового регулирования. Анализ нормативно-правовой, регулирующий деятельность негосударственных пенсионных фондов, показывает, что ее формирование отражает специфику и особенности отечественной негосударственной пенсионной системы на каждом этапе ее развития. С уверенностью можно говорить о постепенном смещении приоритетов правового регулирования от частных интересов в сторону публичных.
Базовым документом, положившим начало развитию законодательства, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов, является Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (Указ). Нормативный акт устанавливал, «что предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан». Указ постановил, что «негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от государственного пенсионного обеспечения» и «выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий».
Следует отметить, что до издания упомянутого Указа в России происходили некоторые попытки организации и регулирования негосударственного пенсионного обеспечения. Так, в начале 1988 года в СССР было введено добровольное страхование дополнительной пенсии рабочих, служащих и колхозников, Законом СССР от 15.05.1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» были установлены положения о «добровольном страховании дополнительной пенсии».
В ноябре 1991 г. была образована Комиссия по разработке порядка создания и правового режима функционирования негосударственных пенсионных фондов, а в декабре 1991 г. на Минсоцзащиты РСФСР было возложено создание негосударственной системы пенсионного обеспечения граждан.
Негосударственные пенсионные фонды прошли в своем развитии путь от решения узких кадровых задач отдельных корпораций до участия в национальной программе софинансирования пенсионных накоплений. Характеризуя развитие правового регулирования деятельности фондов, представляется целесообразным выделить следующие этапы.
Первый этап – с сентября 1992 – до мая 1998-го года – становление механизма правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах». Указ, в силу делегированных Съездом народных депутатов полномочий Президенту России, имел силу закона, был подписан 16.09.1992 г. и утратил силу с 21.10.2004 в связи с упразднением Инспекции негосударственных пенсионных фондов.
В соответствии с Указом «О негосударственных пенсионных фондах» фонды создавались самостоятельными юридическими лицами в целях «улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции» и функционировали независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Учредителями фондов признавались «предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения». Устанавливался запрет на занятие коммерческой деятельностью. Для содействия развитию и осуществления контроля за деятельностью фондов предполагалось образовать при Минсоцзащиты Инспекцию негосударственных пенсионных фондов (Инспекция НПФ) и возложить на нее регистрацию и лицензирование фондов и управляющих компаний, а для обеспечения реальной защиты пенсионных накоплений граждан предлагалось создать Межведомственную комиссию по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов.
В целом характеризуя рассматриваемый этап, можно говорить о том, что формирование нормативной базы практически не происходило. Помимо Указа Президента «О негосударственных пенсионных фондах», деятельность фондов осуществлялась в соответствии с Приказами Инспекции НПФ.
Так, Инспекция НПФ утвердила Временные правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов и экономические нормативы надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов, первые формы отчетности о деятельности НПФ № 1-НПФ, 2-НПФ и 3-НПФ, а также Временные указания о порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности в негосударственных пенсионных фондах, в 1995-м году было утверждено Положение о лицензировании деятельности фондов и компаний по управлению их активами. В дополнение к нормативным актам выходили разъяснения Минтруда, Минсоцзащиты, Госналогслужбы, Минфина, иных органов исполнительной власти.
Следует отметить, что в указанный период в системе источников нормативно-правового регулирования деятельности фондов определенную роль играет региональное законодательство. До принятия Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» государственные органы некоторых субъектов РФ разработали региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок создания и функционирования фондов и компаний по управлению активами, осуществления контроля за их деятельностью. Так, осуществляя финансово-правовое регулирование, Законодательным собранием Иркутской области был принят Закон от 16.04.1996 «Об аккредитации негосударственных пенсионных фондов в Иркутской области», который утвердил требования к инвестиционным программам фондов, минимальные требования к их финансовому состоянию, а также возможность предоставления областных налоговых льгот. Вместе с тем следует отметить, что региональное законодательство зачастую не соответствовало федеральным нормам. Так, например, в отдельных документах не были учтены требования основополагающих нормативных актов федерального уровня, использовались некорректные определения деятельности фондов и компаний по управлению их активами (предусматривались взносы в виде материальных активов, предусматривались единовременные выплаты пенсии, было закреплено за фондами право предоставления иных видов социальных услуг).
Второй этап – с мая 1998 года до января 2004 года – развитие механизма правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах». В мае 1998 года вступает в силу Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», состоящий из 11 глав и 38 статей.
Закон закреплял положения о деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению (пенсионному обеспечению), развивая положения Указа Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах». Нормы закона определили содержание их деятельности, функции, порядок образования, государственной регистрации, лицензирования, реорганизации и ликвидации. В законе установлены основные требования к фондам, права и обязанности вкладчиков и участников, предусмотрены нормы и гарантии, направленные на обеспечение надежности при выполнении обязательств, установлены требования государственного контроля. Одной из принципиальных особенностей Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» является закрепленный в нем переход от определения негосударственного пенсионного фонда в качестве юридического лица, занимающегося деятельностью по пенсионному обеспечению и имеющего практически любую организационно-правовую форму, к определению негосударственного пенсионного фонда в качестве лица, не только занимающегося специальной деятельностью, но и имеющего специальную организационно-правовую форму.
Принятые в рассматриваемый период в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» подзаконные нормативные акты завершили формирование нормативной базы, регулирующей деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению: вступили в силу более 50 подзаконных нормативно-правовых актов, развивается регулирование отрасли на уровне исполнительной власти, установлены ключевые правила поведения субъектов и участников пенсионных отношений.
В развитие норм Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» был принят целый ряд важнейших нормативно-правовых актов в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов, в соответствии с которыми:
- утверждены требования к пенсионным схемам;
- утверждены требования к составу и структуре пенсионных резервов и контроля за их размещением;
- определены особенности деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды;
- утвержден порядок регистрации Пенсионных правил;
- утверждены условия договора о размещении средств пенсионных резервов;
- утвержден порядок определения нормативных размеров пенсионных и страхового резервов;
- утверждены указания об отражении в бухгалтерском учете фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению.
и др.
Третий этап – с января 2004 до 2008-го года – развитие механизма правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании. В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» с 1 января 2004 года застрахованные лица получили право передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, из Пенсионного фонда России в один из негосударственных пенсионных фондов. В целях реализации указанного права Федеральным законом от 10.01.2003 № 14-ФЗ в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» были внесены значительные изменения и дополнения:
- обязательное пенсионное страхование определено как один из видов деятельности негосударственных пенсионных фондов;
- расширены лицензионные требования и требования к финансовой устойчивости;
- установлены права и обязанности застрахованных лиц;
- предусмотрены гарантии при инвестировании средств пенсионных накоплений;
- введены иные положения, регулирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию.
Публичный характер нового вида деятельности, а также предполагаемые масштабы его развития, потребовали соответствующего ужесточения государственного регулирования и повышения требований к его субъектам и участникам. Так, были увеличены требования к величине денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов, которая должна была составлять с 1 января 2005 г. – не менее 30 млн. руб., с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн руб.
В указанный период произошли значимые изменения в отношении контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 установлена новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, преемником Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг стала Федеральная служба по финансовым рынкам. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 № 206 в число основных функций ФСФР включены контроль и надзор за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. Указом Президента РФ от 18.10.2004 № 1320 упразднена Инспекция НПФ при Минтруде России.
Четвертый этап – с января 2008 года по настоящее время – развитие механизма правового регулирования с учетом последствий финансового кризиса. Мировой финансовый кризис дал новые идеи для развития правового регулирования. Происходит переосмысление нормативов инвестиционной деятельности в части состава и структуры пенсионных активов, правил их оценки и отражения результата, появляется первая практика отражения отрицательного результата на пенсионных счетах застрахованных лиц и участников, корректируются условия договоров доверительного управления.
Изменения в Правилах размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, расширяющие инвестиционные возможности фондов в условиях кризисных явлений, были внесены только во второй половине 2009 г.. Федеральным законом от 18.07.2009 в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» также были внесены изменения, корректирующие инвестиционные требования к пенсионным накоплениям.
К сожалению, многие шаги были сделаны уже постфактум и поэтому не смогли своевременно предотвратить трудности, возникшие перед пенсионным сообществом в кризисный период. Сегодня в регулировании деятельности негосударственных пенсионных фондов перед законодательством ставятся новые задачи.
Отрицательно сказывается на развитии пенсионной отрасли отсутствие должным образом систематизированной нормативно-правовой базы и дифференцированного подхода к лицензированию видов деятельности фондов на пенсионное обеспечение и пенсионное страхование, отражающего степень частного и публичного интересов, а также свойства обособленно формируемых пенсионных средств. Следует отметить, что в литературе по пенсионной тематике неоднократно поднимались вопросы о необходимости кодификации пенсионного законодательства, были подготовлены несколько проектов Пенсионного кодекса, однако, до результативного обсуждения указанные разработки пока не дошли.
Существенным препятствием дальнейшего развития негосударственных форм пенсионного обеспечения является неурегулированность правового статуса негосударственных пенсионных фондов как особой организационно-правовой формы некоммерческой организации. Неодинаковое толкование государственными регуляторами и участниками рынка норм Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в части осуществления негосударственными пенсионными фондами предпринимательской и иных «неисключительных» видов деятельности, порядка формирования высшего органа управления и других аспектов значительно осложняют развитие пенсионного рынка.
По результатам убыточного управления пенсионными средствами в период финансового кризиса стала очевидной проблема сохранности и эффективности размещения (инвестирования) пенсионных активов. Решение указанных и иных задач невозможно без должного осмысления нормативно-правовой базы, ее системы, подготовки и внесения соответствующих корректировок.
Кроме того, по мнению автора, одной из причин низкого качества правового регулирования негосударственных пенсионных фондов, является отсутствие широкого интереса правовой науки к исследованию их деятельности. Систематизация знаний в указанной области и формирование научных подходов к оценке отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию значительно бы повысили качество подготовки нормативно-правовых источников.
Собрание актов Президента и Правительства РФ, 21.09.1992, № 12. Ст. 925.
См.: Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 20 августа 1987 г. № 976 «О введении добровольного страхования дополнительной пенсии для рабочих, служащих и колхозников» // Свод законов СССР, т. 5, с. 656, 1990 г.
Ведомости СНД и ВС СССР, 1990, № 23. Ст. 416.
См.: Распоряжение Правительства РСФСР от 21.11.1991 года № 33-р // Документ опубликован не был. Правовая система «Консультант Плюс»
См.: Постановление Правительства РСФСР от 26.12.1991 № 64 «Вопросы Министерства социальной защиты населения РСФСР» // Документ опубликован не был. Источник: Правовая система «Консультант Плюс»
См.: Указ Президента РФ от 18.10.2004 № 1320 «Об упразднении Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ» // СЗ РФ 25.10.2004, № 43. Ст. 4187.
Указанная комиссия так и не была создана (прим. автора).
«Временные правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов», «Экономические нормативы надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов» утверждены Приказом Инспекции НПФ от 15.12.1995 № 90 // Финансовая газета, № 8, 1996.
См.: Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 5 «Об утверждении отчетности о деятельности негосударственных пенсионных фондов» // Финансовая газета, № 8, 1996.
См.: Приказ Инспекции НПФ от 07.02.1996 № 16 «О порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности в негосударственных пенсионных фондах» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету, N 4, 1996.
См.: Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 № 792 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов» // СЗ РФ 14.08.1995, № 33. Ст. 3390.
Такие акты были приняты в Республиках Карелия, Татарстан, Марий Эл, Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Свердловской, Пермской, Тульской, Рязанской, Иркутской областях, Красноярском и Приморском краях, Ханты-мансийском автономном округе и ряде других регионов.
Ковалевский М.А., Ковалевский С.М. Некоторые элементы правового статуса негосударственных пенсионных фондов в отношениях по негосударственному пенсионному обеспечению // Страховое право. М.: Анкил, 2007, № 3. С. 7.
См.: Постановление Правительства РФ от 13.12.1999 № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» // СЗ РФ, 20.12.1999, № 51. Ст. 6353.
См.: Постановление Правительства РФ от 23.12.1999 № 1432 «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» // СЗ РФ, 27.12.1999, № 52. Ст. 6418.
См.: Постановление Правительства РФ от 28.04.2000 № 383 «О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды» // СЗ РФ, 08.05.2000, № 19. Ст. 2089.
См.: Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ от 22.12.1999 № 129 «О порядке регистрации пенсионных правил негосударственных пенсионных фондов» // Пенсия, № 1, 2000.
См.: Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ от 24.01.2001 № 6 «О порядке размещения пенсионных резервов» (вместе с «Требованиями к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов», «Порядком согласования предложений по введению особого порядка размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за его соблюдением») // Пенсия, № 2, 2001.
См.: Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ от 07.02.2000 № 7 «Об утверждении нормативных размеров пенсионных и страхового резервов» // Финансовая газета, № 12, 2000.
См.: Приказ Минфина РФ от 19.12.2000 № 110н «Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению» // Финансовая газета, № 6, 2001.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ, 13.01.2003, № 2. Ст. 166.
Постановление Правительства РФ от 01.02.2007 № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» // СЗ РФ, 05.02.2007, № 6. Ст. 769.
Постановление Правительства РФ от 28.08.2009 № 702 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 63» // СЗ РФ, 07.09.2009, № 36. Ст. 4349.
ФЗ от 18.07.2009 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // СЗ РФ, 20.07.2009, № 29. Ст. 3619.
другие материалы №2 (10) апрель-июнь 2012 г.
Заргарян Иван Викторович Главный редактор
№2 (10) апрель-июнь 2012 г. 27.02.2012
Колонка главного редактора
Самым значимым, на мой взгляд, этапом 20-летнего развития института НПФ стало появление в декабре прошлого года долгожданного закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». Читать
№2 (10) апрель-июнь 2012 г. 27.02.2012
Цитаты номера
Читать
Тулов Александр Петрович Начальник Управления отраслевого развития НПФ»Первый национальный пенсионный фонд»
Двадцать лет на рынке пенсионных услуг
Наступивший 2012 год знаменателен многими датами, которые будет отмечать наша страна. Одно — двухсотлетие Бородинской битвы свидетельствует о значимости этого високосного года, однако наряду с этим не должны пройти незамеченными и знаковые даты ближайшей истории новой России. В частности в 2012 году в сентябре будет отмечаться двадцатилетие выхода в свет Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Еще одно символическое событие отмечается в этом году – десятилетие начала пенсионной реформы. Читать
Гвозденко Александра Николаевна Президент НПФ «Социальное развитие»
Чернышова Ольга Николаевна Финансовый директор НПФ «Социальное развитие»
Мы развиваемся вместе с рынком
В 2012 году исполняется 15 лет негосударственному пенсионному фонду «Социальное развитие». Читать
Владимирова Олеся Руководитель Департамента информационной политики НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»
Обеспеченная старость – хорошая традиция для клиентов Фонда
Один из крупнейших негосударственных пенсионных фондов нашей страны НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» отпраздновал в 2011 году свое 15-летие. Становление фонда неразрывно связано с развитием корпоративной пенсионной системы в железнодорожной отрасли России. Сегодня ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) — основной корпоративный клиент НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», при этом Фонд является активным участником открытого рынка. Читать
Помазкин Дмитрий Владимирович Руководитель отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»
Это интересно №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 27.02.2012
Анализ изменений демографической структуры
Демографическая структура определяет соотношение численности населения в разных возрастах. Анализ изменения численности населения в разных возрастных группах позволяет описать динамику изменения половозрастной структуры. Читать
Дробот Леонид Владимирович Директор по рискам ОАО «УК «Ингосстрах-Инвестиции»
Особое мнение №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 27.02.2012
Рынку требуются управляющие компании новой формации
Сегодня мы переживаем очередной этап трансформации взаимоотношений НПФ и УК. Читать
Особое мнение №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 14.05.2012
Еще раз о пенсионной реформе. Или как поправить здоровье,предпочитая нелюбимому отдыху любимую работу.
И вновь, в который раз, россиянам предложен очередной проект концепции пенсионной реформы Минздравсоцразвития РФ, с «рабочим вариантом» которой был ознакомлен президент. Читать
Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»
В центре внимания №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 27.02.2012
Выплатной закон: ожидания и реалии
Отсутствие порядка выплаты пенсии, за счет сформированных пенсионных накоплений, в течение длительного времени сдерживало дальнейшее развитие, как накопительного компонента, так и пенсионной системы России в целом. Читать
Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 13.03.2012
«Пенсионное обозрение» — очередная встреча с читателями
22 марта 2012 года журнал «Пенсионное обозрение» обсудит с читателями статью Л. Дробот: «Рынку требуются управляющие компании новой формации». Читать
Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 23.03.2012
О встрече журнала «Пенсионное обозрение» со своими читателями
22 марта 2012 года редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» провела очередной читательский брифинг, посвященный обсуждению статьи Директора по рискам ОАО «УК «Ингосстрах-Инвестиции» Л.Дробота: «Рынку требуются управляющие компании новой формации». В брифинге приняли участие представители негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, работники аппарата НАПФ, журналисты столичных изданий. Читать
Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 02.04.2012
Подводим итоги
1 апреля сего года под председательством главного редактора журнала «Пенсионное обозрение» состоялось заседание Комиссии по подведению итогов конкурса «Крылатые фразы». Читать
Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 18.04.2012
Публичная отчетность НПФ
В связи с законодательной необходимостью НПФ ежегодно публично отчитываться о результатах финансовой деятельности, журнал «Пенсионное обозрение» предлагает Вам разместить их на страницах своего издания. Публикация информации об отчете осуществляется бесплатно. Читать
Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 21.05.2012
Когда и зачем в России выходить на пенсию?
«Вопрос о пенсионном возрасте в РФ сегодня является предметом множественных дискуссий. Существует две полярные точки зрения. Первая связана с его увеличением в связи с ростом социальных расходов, в первую очередь расходов на пенсионное обеспечение, вторая противоположная, защищает существующие границы в связи с низкой продолжительностью жизни в стране». Д.Помазкин Читать
Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 29.05.2012
Собираетесь ли Вы выходить на пенсию? Если да, то когда?
29 мая сего года редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» провела третий читательский брифинг, на котором обсуждалась проблема: «Когда и зачем в России выходить на пенсию?» (по материалам статей Д.Помазкина, руководителя отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»: — «Пенсионный возраст как резерв пенсионной системы»; — «Анализ изменений демографической структуры», ранее опубликованных в журнале) Читать
Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 31.05.2012
Юбиляция
12 мая 2012 года исполнилось 55 лет Президенту Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константину Семеновичу Угрюмову. Читать
Новости партнеров №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 05.04.2012
«Эксперт РА» присвоило рейтинг СДК «Гарант» на уровне А++
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг надежности (долгосрочной кредитоспособности) ООО «СДК «Гарант» на уровне А++ (Исключительно высокий (наивысший) уровень надежности (долгосрочной кредитоспособности) спецдепозитария). Прогноз «стабильный». Читать
Мероприятия №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 05.04.2012
Risk&Return Россия. 25 апреля 2012 г.
Журналы Риск и Структурные Продукты приглашают вас принять участие в четвертой ежегодной конференции Risk&Return Россия, посвященной отрасли управления риск системами и проблемам инвестиционного рынка. Читать
Мероприятия №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 24.04.2012
Практический семинар «Бухучет и налогообложение на финансовом и пенсионном рынках».
30 мая 2012 года. Москва, ГК «Измайлово» Читать
Мероприятия №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 24.04.2012
Практический семинар «Актуальные вопросы бухучета и налогообложения целевых средств в НПФ в отчетном периоде 2012 года. Спецотчетность, практика проведения проверок в НПФ».
31 мая 2012 года. Москва. ГК «Измайлово». Читать
Мероприятия №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 24.04.2012
Диалог-форум «Регулирование пенсионного рынка»
19 июня 2012 года. ГК «Измайлово». Читать
Мероприятия №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 24.04.2012
2-я Ежегодная конференция «Риск-менеджмент и внутренний контроль в НПФ»
28 июня 2012 года. ГК «Измайлово» Читать
Мероприятия №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 28.03.2012
IV Ежегодная конференция «Будущее пенсионного рынка — 2012»
25 апреля 2012 года в Конференц-центре Swissotel Krasnye Holmy рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит IV Ежегодную конференцию «Будущее пенсионного рынка». Читать
Миниатюры для релакса
Первые десять читателей, определивших какие из нижеприведенных «крылатых фраз» принадлежат В.С. Черномырдину, получат настенные календари НП «НАПФ» на 2012 год. Кроме того, первые два счастливчика получат 50% скидку на посещение одного из семинаров, проводимых УМИЦ НП «НАПФ» в 2012 г., на выбор. Читать
№2 (10) апрель-июнь 2012 г. 27.02.2012
Анонс следующего номера
Читать
Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 13.03.2012
«Вопрос о пенсионном возрасте в РФ сегодня является предметом множественных дискуссий. Существует две полярные точки зрения. Первая связана с его увеличением в связи с ростом социальных расходов, в первую очередь расходов на пенсионное обеспечение, вторая противоположная, защищает существующие границы в связи с низкой продолжительностью жизни в стране». Д.Помазкин Читать