Предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов

Вопрос: Задумались о приобретении пресса для отходов ТКО, с целью уменьшения их объемов (т.к. тариф утвержден за м3). Есть ли смысл прессовать отходы и будет ли РО принимать их в таком виде?

Также есть ли дальнейший смысл раздельного сбора отходов (бумага, пластик, стекло), путем выделения их из состава ТКО. Можно ли с 01.01.2019 передавать вторсырье не РО, а например сдавать макулатуру и пэт-бутылки за деньги?

— Реклама —

Отвечает эксперт сайта эковопрос Надежда Бирюкова

Ответ: По первому вопросу о возможностях прессования. Есть вполне обоснованный риск, что на полигонах, оборудованных мусоросортировочными станциями, могут не принять спрессованные отходы, т.к. дальнейшей сортировке они практически не подлежат.Так, например, в п. 25 Правил обращениями с твердыми коммунальными отходами, утв.Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» говорится о существенных условиях договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, одним из которых является «предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов». Также согласно п. 29 указанных Правил при транспортировании твердых коммунальных отходов запрещается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. Договор на транспортирование РО самостоятельно заключает с транспортировщиком, поэтому о возможности прессования Ваших отходов Вам необходимо переговорить с регоператором, как минимум, чтобы узнать параметры предельно допустимого значения уплотнения. В противном случае Вы можете столкнуться с ситуацией, что транспортировщики откажутся у Вас вывозить Ваш мусор.

По второму вопросу, если Ваше предприятие расположено не в многоквартирных домах (МКД) или частных домах (ЧД), то однозначно есть смысл собирать раздельно и сдавать не регоператору (регоператору тоже можно, но по отдельному договору и чтобы он Вам платил). Т.к. раздельно собранные отходы будут иметь свое собственное наименование в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018), и не попадать в группы, подгруппы, относящиеся к ТКО в соответствии с данным ФККО. Смотрите ниже выдержу из ФККО:

4 05 120 00 00 0 Отходы потребления бумаги и картона с однокрасочной и цветной печатью

!НЕТ УПОМИНАНИЯ ПРО ОТНЕСЕНИЕ К ТКО! НИЖЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ОТХОДЫ ТКО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ, ИХ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕДАВАТЬ РО

4 05 121 01 20 5 отходы потребления картона (кроме электроизоляционного, кровельного и обувного) с черно-белой и цветной печатью
4 05 122 01 60 5 использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги
4 05 122 02 60 5 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства
4 05 122 03 60 5 отходы газет

То же самое касается отходов: отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, отходы упаковочного картона незагрязненные, тары стеклянной незагрязненной — в раздельно собранном виде это отдельные отходы по всем признакам (состав, происхождение и т.д.) соответствующие конкретным видам отходов, включенным в ФККО, которые не относятся к ТКО.

Обратимся к определению ТКО, приведенному в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 29.07.2018):

твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Таким образом, отходы бумаги, на 100% состоящие из бумаги (целлюлозы), отходы стеклянной тары, на 100% состоящие из стекла, ни как не будут соответствовать по составу отходам из жилищ.

В этом -то определении также кроется и не однозначность организации раздельного сбора в МКД и ЧД. Особенно учитывая положения ч. 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018), в соответствии с которой Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. При формальном подходе получается, что все, что образуется в жилых помещениях относиться к ТКО, что естественно будет препятствовать раздельному сбору, но это прямо противоречит Экологической политике государства (см. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом РФ 30.04.2012, Стратегию экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176, государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 (ред. от 30.03.2018) и т.д. ).

Поэтому в крайнем случае в суде можно будет попробовать отстоять свое право на раздельный сбор отходов, в случае возникновения претензий со стороны регоператора учитывая структуру ФККО ( раздельно собранные отходы (бумага, стекло, пластик и т.д.) по своим классификационным признакам, в т.ч. по составу, относятся к конкретным видам отходов, не относящимся к ТКО) и что препятствие раздельному сбору противоречит Экологической политике государства в целом.

class=»col-lg-3″>class=»col-lg-3″>

Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (ТКО) расположен на участке по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Сельское поселение Черкасский сельский совет, с. Черкассы, мкр. Промышленный, участок № 1 ж, с кадастровым номером 02:55:030709:4; площадью 1 027 777,0 кв.м.

Полигон нерадиоактивных ТКО является неотъемлемой частью жилищно-коммунального хозяйства МО ГО «Город Уфа» и МО «Уфимский район».

В настоящее время объект является действующим. На объекте осуществляется прием и захоронение отходов 4, 5 классов опасности. Площадь размещения отходов составляет 56,61 Га. По периметру участка захоронения отходов размещена дренажная канава, по которой стоки собираются в единственный дренажный пруд. Стоки из пруда с помощью насосов попадают на верх пирамиды для орошения отходов. На полигоне нерадиоактивных ТКО расположены бывшие шламонакопители Уфимского НПЗ, которые вместе с земельным участком были переданы в МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» и в настоящее время выглядят в виде мазутных ям.

Учитывая современные требования к полигонам нерадиоактивных ТКО, при строительстве карт полигона нерадиоактивных ТКО предусмотрена укладка в основании карт и откосов современных геосинтетических материалов, устройство сети сбора фильтрата карт захоронения отходов в пруд-испаритель и сбор поверхностных стоков в системы прудов-накопителей и их очистки для использования на собственные нужды и орошения отходов на картах.

Постановка задачи строительства мусоросортировочного комплекса (МСК) на земельном участке полигона нерадиоактивных ТКО для приема на сортировку максимального количества объемов и видов отходов из числа поступающих из города Уфа и сельских поселений, позволит путем сортировки получить отходы соответствующие стандартным видам и сортам вторичных материальных ресурсов (ВМР), соответствующие требованиям технических условий МУП «Спецавтохозяйство по уборке города».

Площадка под размещение МСК запроектирована на реконструированном полигоне нерадиоактивных ТКО и использует запроектированные инженерные системы объекта. На площадке МСК проектом предусматривается строительство новых зданий и сооружений, использование полученной щепы для отопления и горячего водоснабжения МСК.

Реконструкции полигона нерадиоактивных ТКО имеет актуальную значимость для МО ГО «Город Уфа» и МО «Уфимский район», является экономически обоснованной, в связи с созданием в районе дополнительных рабочих мест, и позволяет реализовать «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» утвержденной Правительством РФ 29.04.2011 г

Решение поставленной задачи, кроме надежного круглогодичного ежедневного приема ТКО для обеспечения очистки города, заключается в решении следующих частных задач: Наиболее полная утилизация отходов за счет их сортировки; Снижение объемов захоронения принимаемых отходов.

Kzenon / .com

С 1 января 2019 года заработала новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии со специальной программой (ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; далее – Закон об отходах производства и потребления).

Теперь в зависимости от категории отходов учреждением могут быть заключены разные договоры – на отдельную услугу:

  • по оказанию услуг по обращению с ТКО;
  • по вывозу и утилизации отходов производства.

Порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также форма типового договора определены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156).

1. Как выглядит новый порядок обращения с отходами

Прежде всего, в регионе должен быть выбран и действовать региональный оператор по обращению с ТКО, а также утверждены единые тарифы на эту услугу. При таких условиях важно знать следующие особенности работы этой системы:

Предмет договора

Виды отходов

Применяемый код КОСГУ

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Вывоз твердых коммунальных отходов

Договор заключаем только с региональным оператором по обращению с ТКО

К этой категории отходов, в частности, относятся:

  • отходы связанные с потреблением физическими лицами, например, пищевые отходы;
  • товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, например, остатки оберточной бумаги, одноразовая посуда, предметы личной гигиены;
  • мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, кроме крупногабаритного;
  • отходы от уборки помещений;
  • мусор и смёт уличный.

Подробный перечень отходов, которые относятся к ТКО, содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов – это все отходы из группы 7 30 000 00 00 0.

Обращение с ТКО стало коммунальной услугой – наряду с отоплением, водо- и электроснабжением, соответственно, расходы по нему учитываются по подстатье 223 КОСГУ.

В соответствии с Законом об отходах производства и потребления плата за НВОС при размещении ТКО организациями, у которых образуются отходы, не исчисляется и не уплачивается – плательщиком является региональный оператор.

Вывоз отходов производства

Договор можно заключить как с региональным оператором, так и с другими организациями, имеющими соответствующие лицензии

К отходам производства относят, в частности:

  • вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, например, отходы строительства и ремонта, отходы от обслуживания и ремонта оборудования, отходы от производства пищевых продуктов и т. д.;
  • отходы от использования товаров, то есть образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;

например, упаковка, приобретаемых материальных запасов, тара, ветошь, просроченные материальные запасы, списанное оборудование;

  • медицинские отходы, поименованные в СанПиН 2.1.7.2790-10;
  • радиационно-опасные отходы, указанные в ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

За хранение, захоронение отходов производства и потребления взимается плата за НВОС. В данном случае плату вносит при размещении отходов тот, кто эти отходы произвел. Подробнее о плате за НВОС смотрите .

2. В субъекте РФ не определен региональный оператор и не установлены единые тарифы.

Однако на сегодняшний день не все регионы работают по новой системе. В частности, речь идет:

  • о городах федерального значения – им была предоставлено право на отсрочку;
  • о регионах, где оператор не определен по причине досрочного прекращения деятельности или если конкурсный отбор не состоялся;
  • о субъектах РФ, где региональные власти до 2016 года заключили контракты на вывоз отходов на срок более 10 лет.

При таких условиях плата за вывоз ТКО входит в состав расходов по содержанию помещений, соответственно, такие затраты учитываются по коду КОСГУ 225.

Отходы — неизменный спутник человеческой деятельности. Прежде чем организовать вывоз и переработку мусора, необходимо знать его количество, состав, и скорость накопления. Несанкционированные свалки, переполненные полигоны – результат заниженных удельных норм отходов в коммунальной отрасли. Учитывая характер и количество ТБО, КГО и строительного мусора создается парк спецтехники, планируется переработка.

Фракционный состав ТБО

Бытовой мусор имеет неоднородный состав. Многочисленные замеры вывели усредненный показатель содержания фракций.

Наименование фракций бытовых отходов Плотность, кг/м3
Биологические отбросы в виде пищевых остатков 30 370
Тряпки, старый текстиль и подобные вещи 4 180
Картонный и бумажный мусор 30 109
Полиэтиленовые пакеты и другой пластик 4 100
Стеклобой 1 1360
Прочие бытовые отходы 24 200

Бытовые отходы относят к V классу опасности, их сертификация не требуется, но население сбрасывает в контейнеры ртутные лампы и термометры, аккумуляторы и остатки средств бытовой и косметической химии. В общей массе отходы имеют плотность 160-300 кг/м3, для экономических расчетов применяется стандартная величина – 250 кг/м3. Удельный вес крупногабаритных отходов принято считать в среднем 214 кг/ м3, их количество 10% от ТБО.

Обоснования для сортировки и уплотнения отходов по месту сбора.

Экономически целесообразнее сортировка мусора этапе сбора, нежели на полигоне. Плотность отбросов увеличится, если при накоплении отходов предусмотрены отдельные баки:

  • пищевых отходов;
  • пластика;
  • стеклобоя;
  • макулатуры.

Перечисленные компоненты пригодны для вторичного использования, на полигон поступит меньше отходов.
Уплотнение мусора во время погрузки в мусоровоз или в месте сбора позволит эффективно использовать грузоподъемность транспорта. Следует учитывать характер и плотность перевозимого груза. Плотность ТБО при его перевозке по мере обработки повышается:

  • насыпная масса без уплотнения – 60-120 кг/м3;
  • уплотнение под собственным весом в контейнере – 180-220 кг/м3;
  • в контейнере мусоровоза, оборудованного уплотнителем – 300-420 кг/м3;
  • плотность измельченных бытовых отходов – 350-530 кг/м3;
  • прессование и пакетирование – 470-700 кг/м3.

От степени плотности отходов на первичной площадке зависит выбор транспорта, его грузоподъемность и объем мусорного бункера. Для строительного мусора транспорт выбирают, руководствуясь видом отходов, обычно в расчет заложен показатель 400 кг/м3.

По вопросам организации вывоза мусора обращайтесь, пожалуйста,
по телефону +7(495)181-51-20.

Оставьте комментарий