На сегодняшний день банковская система Беларуси насчитывает 31 коммерческий банк, в 24 из которых уставной фонд сформирован с участием иностранного капитала. В свою очередь российский бизнес является абсолютным лидером и собственником в 7 из 24 банков. Весьма вероятно, что присутствие и влияние российского капитала будет только увеличиваться. Причина этого в том, что начиная с 2018 года, в рамках Таможенного Союза и ЕврАзЭС российские и казахские банки получат возможность открывать свои филиалы в Беларуси, что значительно упростит вход на рынок.
В данный момент в Беларуси представлены следующие российские коммерческие банки:
1. «Альфа-Банк». В 1999 году был образован ЗАО «Банк международной торговли и инвестиций» (ЗАО «Межторгбанк»). В июле 2008 консорциум «Альфа-Групп» приобрел 88% акций банка за USD 27.7 млн. В результате сделки ЗАО «Межторгбанк» был преобразован в ЗАО «Альфа-Банк» (Беларусь). В декабре 2012 российская банковская группа «Альфа-Банк» завершила сделку по приобретению ЗАО «АКБ Белросбанк». В марте 2013 ЗАО «АКБ Белросбанк» был переименован в ЗАО «Альфа-Банк Финанс», которое в июне 2013 было реорганизовано путем присоединения в ЗАО «Альфа-Банк» (Беларусь). Акционерами банка являются консорциум «Альфа-Групп» через компанию АВН UkraineLimited (88.285%), британская компания VikashInvestmentsLimited (9.332%), РУП «Белорусский металлургический завод» (1.983%) и физические лица (0.4%). В свою очередь основным владельцем консорциума «Альфа-Групп» является российский бизнесмен Михаил Фридман.
2. «Банк БелВЭБ». В 1991 году был создан ОАО «Банк БелВЭБ». Основными учредителями банка были Правительство Республики Беларусь, «Внешэкономбанк» (Россия), ПО «Атлант» (Беларусь), Североевропейская финансовая компания «Еврофинанс» (Россия) и КБ «Евробанк» (Франция). В 1995 году к банку был присоединен АКБ «Амкодорбанк», а в 2001 – АКБ «Белкоопбанк». В 2007 году «Внешэкономбанк» (Россия) выкупил 53% акций за USD 24 млн. и стал мажоритарным акционером ОАО «Банк БелВЭБ», которому на сегодняшний день принадлежит 97.52% акций. 2.22% акций принадлежат Минскому городскому территориальному фонду государственного имущества.
3. «Банк ВТБ». В 1996 году был образован ЗАО «Славнефтебанк», учредителями которого являлись холдинги нефтехимического сектора Беларуси. В ноябре 2007 российский банк «ВТБ» выкупил контрольный пакет (50%) акций за USD 25 млн. После покупки банк был переименован в ЗАО «Банк ВТБ» (Беларусь). На данный момент российский «Банк ВТБ» обладает 71.4% акций, 16.3% принадлежат концерну «Белнефтехим», а 6.1% — Государственному комитету по имуществу РБ.
4. Банк «Москва – Минск». В 2000 году был образован иностранный банк со 100% иностранным капиталом УП «Иностранный банк «Москва-Минск»», который принадлежал правительству Москвы. Осенью 2007 года банк был преобразован в ОАО «Банк Москва-Минск», владельцем 99.75% акций которого является ММБ «Банк Москвы», а 0.25% находятся в собственности компании «БМ Холдинг АГ» (Швейцария).
5. ОАО «Белгазпромбанк». В 1990 году был образован КБ «Экоразвитие», который в 1993 году был преобразован в ОАО «Олимп». В 1997 стал представлять финансовые интересы ОАО «Газпром» (Россия) в РБ и был переименован в ОАО «Белгазпромбанк». Основными акционерами являются ОАО «Газпром» (49.02%), ОАО «Газпромбанк» (Россия) (49.02%), ОАО «Белтрансгаз» (1.43%) и Государственный комитет по имуществу РБ (0.53%).
6. «БПС-Сбербанк».Банк был образован в 1923 году как отраслевой строительный банк. В 1987 был преобразован в «Промышленно-строительный банк СССР». В 1991 году возник АКБ «Белпромстройбанк». В 1999 году банк переименован в ОАО «Белпромстройбанк». В 2009 Сбербанк России выкупил 93.27% акций ОАО «БПС-Банк» за USD 280.8млн. Осенью 2011 банк был переименован в ОАО «БПС Сбербанк». На данный момент ОАО «Сбербанк России» владеет 97.91% акций ОАО «БПС Сбербанк».
7. ЗАО «ИнтерПэйБанк». Банк был образован в 2001 году и изначально был зарегистрирован в свободной экономической зоне «Минск» как «Северный Инвестиционный банк». В 2007 был переименован в ЗАО «Кредэксбанк». В 2013 банк сменил название на ЗАО «ИнтерПэйБанк». Акционерами банка являются ОАО «Альянс Ипотека» (Россия) – 79.1% акций, 19.72% акций принадлежат ЗАО «СтарБанк» (Россия), 1.18% акций – ИООО «Сэнтэкинвест» (Беларусь).
В таблицах 1 и 2 представлены результаты деятельности российских банков в 2012 и первой половине 2013 года. Если говорить о 2012 годе, то все 7 банков вышли на конец года без убытков. Это произошло, несмотря на определенные сложности, с которыми сталкивалась банковская система в 2012 году. Так, 1 квартал 2012 характеризовался условиями, сходными с 2011 годом, т.е. высокий уровень процентных ставок банков на различные инструменты, предлагаемые ими. Такая ситуация оказывала положительное влияние на уровень доходности банков. Однако в оставшуюся часть года картина была иная. 2 и 3 кварталы 2012 характеризовались снижением уровня процентных ставок, кроме того Национальным Банком РБ был повышен уровень норматива отчислений в Фонд обязательных резервов, что оказывало обратный эффект на рост доходности.
Таблица 1. Результаты деятельности в 2012
Если говорить о ситуации, сложившейся в первой половине 2013, то она была схожа с картиной второй половины 2012 года. Все банки продемонстрировали прибыли. «Альфа-Банк» показал бурный рост, однако это произошло по большой части из-за присоединения «Альфа-Банк Финанс».
Таблица 2. Результаты деятельности в первой половине 2013
В целом можно сказать, что российские банки демонстрируют весьма высокие и устойчивые результаты деятельности. «БПС-Сбербанк», «БелВЭБ», «Белгазпромбанк», «Москва-Минск» и «Банк ВТБ» стабильно находятся в рейтингах по любым показателям в районе первой десятки и выше, будь то прибыль, объем собственного капитала или объем активов. «Альфа-Банк» обладает также весьма высокими шансами по укреплению своих позиций в банковской системе Беларуси.
11 июня 2020г.
По состоянию на июнь 2020 г.
1. Порядок создания
Основными нормативными актами, регулирующим вопросы создания и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций (далее — «представительства»), являются ст.51-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь и Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 408 от 30.05.2018 г. (далее — «Положение»).
Представительства юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, органов управления административно-территориальных единиц иностранных государств (далее – иностранные организации) могут открываться и осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь на основании разрешений, выдаваемых областными исполнительными комитетами или Минским городским исполнительным комитетом.
В соответствии с Положением представительства иностранных организаций могут быть открыты в целях осуществления деятельности от имени и по поручению представляемой ими организации, название которой указано в разрешении на открытие представительства. Цели, для достижения которых может быть открыто представительство, определены в зависимости от того, является ли организация, открывающая свое представительство, коммерческой или некоммерческой.
Представительства коммерческих иностранных организаций могут быть открыты только в целях осуществления от имени и по поручению представляемой ими организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера, в том числе по:
- содействию реализации международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта, поиска возможностей для его дальнейшего развития, совершенствованию форм этого сотрудничества, установлению и расширению обмена экономической, коммерческой и научно-технической информации;
- изучению товарных рынков Республики Беларусь;
- изучению возможностей для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
- созданию коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;
- продаже билетов и бронирования мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта;
- иной общественно полезной деятельности.
Представительства некоммерческих иностранных организаций могут быть открыты только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению несчастных случаев, промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, социальных, этнических, религиозных конфликтов и оказания помощи в преодолении их последствий, а также жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия в укреплении мира, дружбы и согласия между народами, в предотвращении социальных, этнических и религиозных конфликтов;
- содействия в укреплении престижа семьи в обществе;
- содействия в защите материнства, отцовства и детства;
- содействия деятельности в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, просвещение, духовное развитие личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также в сферах пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, сооружений, иных объектов и территорий, имеющих историческое, культурное, культовое или природоохранное значение, и мест захоронения;
- иной общественно полезной деятельности.
В целях содействия осуществлению международного сотрудничества в сфере образования могут быть открыты представительства иностранных организаций образования.
Выдача разрешения на открытие представительства в иных общественно полезных целях осуществляется исполнительным комитетом после получения согласия заинтересованных государственных органов Республики Беларусь (их территориальных органов).
Вместе с тем, представление интересов иностранной организации лицами, командированными в Республику Беларусь для ведения переговоров, может осуществляться без открытия представительства.
Разрешение на открытие представительства выдается на 3 года с возможностью продления срока его действия на тот же период.
Иностранная организация, заинтересованная в открытии своего представительства в Республике Беларусь, подает в областной исполнительный комитет или Минский городской исполнительный комитет письменное заявление о выдаче разрешения на открытие представительства по установленной форме.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации или органа управления административно-территориальной единицы иностранного государства в соответствии с законодательством страны учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее 3 месяцев до дня ее представления в областной (Минский городской) исполнительный комитет;
- нотариально удостоверенная доверенность на руководителя представительства, легализованная в установленном порядке, за исключением случая, когда руководитель представительства является руководителем иностранной организации и информация об этом содержится в документе, указанном в п.1;
- нотариально удостоверенная доверенность на лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием представительства, легализованная в установленном порядке, за исключением случая, когда уполномоченное лицо является руководителем иностранной организации и информация об этом содержится в документе, указанном в п.1;
- положение о представительстве, утвержденное иностранной организацией;
- программа деятельности (для представительств некоммерческих иностранных организаций;
- документ, подтверждающего уплату государственной пошлины за получение разрешения на открытие представительства.
Все документы, указанные в п. 1-5, представляются на одном из государственных языков Республики Беларусь — русском или белорусском, при этом перевод документов, исполненных на иностранном языке, должен быть заверен в установленном порядке нотариально либо дипломатическими или консульскими учреждениями Республики Беларусь за границей.
Для открытия представительства также необходимо определиться с местом нахождения (юридическим адресом) представительства.
За выдачу разрешения на открытие представительства, а также за продление срока деятельности разрешения установлена государственная пошлина в следующих размерах:
- 65 базовых величин* за каждый год действия разрешения — для представительств коммерческих иностранных организаций;
- 20 базовых величин за каждый год действия разрешения — для представительств некоммерческих иностранных организаций, а также представительств организаций, осуществляющих исключительно благотворительную деятельность.
* — 1 базовая величина с 01.01.2020 г. составляет 27 белорусских рублей (~11,4$ или ~10€)
Представительство считается открытым и имеет право осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь с даты принятия исполкомом решения о выдаче разрешения на его открытие. Датой выдачи разрешения на открытие представительства иностранной организации является дата принятия исполкомом решения о выдаче такого разрешения.
В течение 10 рабочих дней с даты получения разрешения на открытие представительство обязано предоставить в соответствующую территориальную инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь документы, необходимые для постановки на налоговый учет. Представительство также обязано представить документы в соответствующее управление Фонда социальной защиты населения для постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов и представить документы в соответствующее подразделение Белгосстраха для регистрации в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также открыть счета в банках Республики Беларусь.
Кроме того, в течение месяца с даты выдачи разрешения на открытие руководитель представительства должен направить в исполком письменную информацию о штатном расписании, контактной информации представительства, а также о постановке иностранной организации на учет в налоговых и иных органах Республики Беларусь.
Разрешение на открытие представительства может быть продлено. Для продления срока действия разрешения иностранная организация должна не позднее 30 дней, но не ранее 3 месяцев до даты его истечения предоставить в исполком следующие документы:
- заявление о продлении срока действия разрешения на открытие представительства по установленной форме,
- легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации или органа управления административно-территориальной единицы иностранного государства в соответствии с законодательством страны учреждения либо нотариально заверенную копию указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее 3 месяцев до дня ее представления в областной (Минский городской) исполнительный комитет,
- документ, подтверждающий полномочия лица, обратившегося за продлением срока действия разрешения на открытие представительства,
- документ об оплате государственной пошлины за продление срока действия разрешения (ставки указаны выше).
Деятельность представительства прекращается в следующих случаях:
- по решению исполкома в случае ликвидации иностранной организации;
- по решению исполкома в случае прекращения действия заключенного международного договора, на основании которого открыто представительство, если иное не предусмотрено данным договором;
- по решению иностранной организации, открывшей представительство. Решение иностранной организации о прекращении деятельности своего представительства предоставляется в исполком;
- по решению исполкома в случае неосуществления представительством деятельности, в целях которой оно было открыто, в течение 6 месяцев подряд с даты создания представительства, а также в случае невыполнения представительством требований, содержащихся в письменном предупреждении исполкома о необходимости устранения допущенных нарушений;
- по решению исполкома в случае истечения срока действия разрешения на открытие представительства, если он не был продлен в установленном порядке;
- в случае внесения в исполком соответствующего требования заинтересованного государственного органа Республики Беларусь;
- по решению исполкома в случае превышения численности иностранных граждан – сотрудников представительства.
2. Правовой статус
Представительство не является юридическим лицом. Представительство — это обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представление интересов данной организации и иные не противоречащие законодательству Республике Беларусь функции.
В соответствии с целями деятельности представительство может от имени и по поручению представляемой им иностранной организации совершать юридические действия, в том числе заключать сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах. Как правило, представительство заключает и исполняет сделки, целью которых является материально-техническое и информационное обеспечение деятельности представительства на территории Республики Беларусь. Объем полномочий представительства устанавливается открывшей его иностранной организацией с учетом норм законодательства Республики Беларусь.
Деятельность представительств в общественно полезных целях должна осуществляться на основании программ и проектов, соответствующих приоритетным направлениям деятельности иностранной организации, утвержденных этой организацией. Выделение представительствами иностранных организаций грантов (финансовых материальных и иных ресурсов, предоставляемых на конкурсной основе) вне реализуемых программ и проектов запрещено. Согласно ч. 3 п.52 Положения о порядке получения иностранной безвозмездной помощи, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь «Об иностранной безвозмездной помощи» № 5 от 31.08.2015, предоставление представительствами иностранных организаций безвозмездной помощи на запрещенные законодательством цели (в том числе изготовления и распространения агитационных материалов, проведение семинаров и других форм агитационно-массовой работы среди населения) может повлечь прекращение деятельности указанных представительств.
Представительство осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь в пределах, предоставленных ему иностранной организацией.
Для организации деятельности представительства иностранная организация по своему усмотрению может наделять представительство имуществом, в том числе денежными средствами. Имущество, ввозимое из-за пределов Республики Беларусь для обеспечения деятельности представительства, может быть помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (только для собственных нужд представительства) либо под таможенную процедуру временного ввоза с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.Имущество помещается под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Установлен перечень товаров, ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. За пользование имуществом, помещенным под таможенную процедуру временного ввоза, в отношении которого действует частичное условное освобождение отуплаты таможенных пошлин и налоговза каждый полный и неполный месяц нахождения имущества на территории Республики Беларусь уплачивается 3 % суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Помимо этого, имущество, а также денежные средства могут приобретаться представительством на территории Республики Беларусь. Независимо от способа приобретения все имущество и денежные средства представительства являются собственностью открывшей его иностранной организации.
Представительство имеет право открыть в банках Республики Беларусь счета как в национальной, так и в иностранной валютах. Открытие счетов производится после представления в банк ряда документов, конкретный перечень которых определяется локальным нормативным актом банка.
Правовой режим счетов представительства в национальной и иностранной валютах устанавливается в соответствии с Правилами проведения валютных операций, утвержденными Постановлением Правления Национального банка № 72 от 30.04.2004 г. с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с этими Правилами представительства могут открывать в белорусских банках следующие виды счетов в иностранной валюте и белорусских рублях:
- текущие (расчетные) счета;
- счета по учету вклада (депозита);
- иные счета, установленные законодательством Республики Беларусь.
Операции по текущему (расчетному) счету в иностранной валюте, белорусских рублях осуществляются представительством без ограничений по видам операций (в том числе по валютно-обменным операциям, а также по операциям с ценными бумагами).
Представительства проводят операции по счетам в иностранной валюте в безналичном порядке. При этом представительство вправе использовать наличную иностранную валюту, в том числе на следующие цели:
- оплата расходов, связанных со служебными командировками работников за пределы Республики Беларусь.
Средства с валютных счетов могут быть свободно переведены представительством за границу Республики Беларусь или проданы за рубли на внебиржевом валютном рынке.
Иностранная организация осуществляет руководство представительством через назначаемого ею руководителя представительства, действующего на основании доверенности, выдаваемой данной организацией (далее – «Глава Представительства»).
Представительство для организации своей деятельности вправе нанимать на работу белорусских и иностранных граждан. При этом численность иностранных граждан — сотрудников представительства (включая Главу Представительства) не может превышать 5 человек. Для найма иностранных работников представительство должно получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь на каждого нанимаемого иностранного работника (за исключением Главы Представительства и граждан стран-членов ЕАЭС).
Трудоустройство в представительствах осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде.
К трудовому договору (контракту), заключенному с иностранным гражданином-работником представительства, применяется право Республики Беларусь, если трудовой договор (контракт) с таким иностранным гражданином был заключен на территории Республики Беларусь.
Представительство вправе заключать с белорусскими гражданами-работниками представительства трудовые договоры (контракты).
Для выполнения разовых работ представительство может заключать с белорусскими гражданами гражданско-правовые договоры, в том числе договоры подряда.
3. Налогообложение
Налогообложение представительств осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь. Однако если нормами международных соглашений установлены иные правила, действуют нормы международных соглашений.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (Общая часть) от 19.12.2002 г. с последующими изменениями и дополнениями представительство иностранной организации не признается самостоятельным налогоплательщиком, а лишь исполняет налоговые обязательства самой иностранной организации, создавшей представительство, по объектам налогообложения в объемах, приходящихся на деятельность представительства.
Иностранная организация, в свою очередь, не является налоговым резидентом Республики Беларусь и несет налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.
В целом, представительство уплачивает только обязательные платежи, начисляемые на фонд заработной платы представительства, и налог на недвижимость, ставки которых мы приводим ниже:
- обязательные платежи, начисляемые на фонд заработной платы
обязательные страховые взносы, уплачиваемые в Фонд социальной защиты населения — 34 %. На Представительстве также лежит обязанность исчисления и уплаты страховых взносов за счет работника в размере 1%.
- налог на недвижимость
Основной нормативный акт — Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 23.12.2009 г. Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, в том числе незавершенных строительством, находящихся во владении представительств.
Ставка налога – 1% в год, а в некоторых случаях – 0,2 %, 0,4 %, 0,6 %, 0,8 % в год.
Следует также отметить, что на представительстве лежит обязанность своевременного начисления и удержания подоходного налога с заработной платы сотрудников представительства.
Мы будем рады проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с созданием и деятельностью представительств иностранных организаций в Республике Беларусь.
По всем вопросам связывайтесь с руководителем корпоративной практики партнером Светланой Дашук (svetlana.dashuk@vmp.by) или помощником адвоката Вероникой Перепелицей (veronica.perepelica@vmp.by).