Представительство в административном процессе

Коллектив авторов.

Тема 2
Участники дел административного судопроизводства. Представительство в делах административного судопроизводства

Вопросы для подготовки

1. Понятие и классификация субъектов по делам административного судопроизводства.

2. Суд как субъект по делам административного судопроизводства. Секретарь судебного заседания.

3. Стороны административного дела. Замена ненадлежащей стороны.

4. Процессуальные права и обязанности сторон в административном деле.

5. Процессуальное соучастие и процессуальное правопреемство.

6. Статус прокурора в административном деле.

7. Субъекты, обращающиеся в суд в защиту интересов иных лиц, в административном деле.

8. Заинтересованные лица в административном деле.

9. Лица, содействующие правосудию, в административном деле: состав, статус.

10. Представительство в административном деле: понятие, виды, основания возникновения. Статус и полномочия представителя в административном деле. Оформление полномочий представителя.

Нормативно-правовые акты

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (гл. 4, 5)

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

Судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

Литература

Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016.

Волкова В.В. Административный процесс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Юнити-Дана, 2011.

Лупарев Е.Б. Общая теория административно-правового спора. Воронеж, 2003.

Попова Ю.А. Теоретические проблемы судопроизводства по делам, возникающим из публично-правовых отношений: Дис. … докт. юрид. наук, Краснодар, 2002.

Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. М.: Норма, 2001.

Тарло Е.Г. Проблемы профессионального представительства в судопроизводстве России: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2004.

Чечот Д.М. Административная юстиция. Л., 1973.

Задачи

Задача 1. Определите стороны административного судопроизводства по следующим категориям дел:

а) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка;

б) о принудительной госпитализации гражданина в противотуберкулезное учреждение;

в) о признании закона Свердловской области противоречащим федеральному закону;

г) о присуждении компенсации за чрезмерно длительное рассмотрение дела;

д) об установлении административного надзора за лицом, освободившимся из мест лишения свободы;

е) о запрете деятельности религиозной организации, распространяющей экстремистские взгляды;

ж) об оспаривании отказа во включении в общий трудовой стаж периода обучения в аспирантуре федерального государственного образовательного учреждения;

з) об оспаривании избирательной комиссией муниципального образования результатов выборов главы администрации;

и) об оспаривании отказа избирательной комиссии включить гражданина в список кандидатов в депутаты органа местного самоуправления;

к) об оспаривании решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Задача 2.Тищенко обратился с тремя административными исками к судебным приставам-исполнителям Иванову, Петрову, Сидорову о признании их бездействия незаконным. В обоснование своих требований он указал, что является взыскателем по исполнительному листу, который находится на исполнении группы по принудительному исполнению, сформированной в соответствии со ст. 34.1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Приставами, входящими в группу, не совершено ни одного исполнительного действия по исполнению его требования, что нарушает его законные права. Суд принял заявления и объединил требования в одно производство.

Дайте правовую оценку действиям административного истца и суда. Возможно ли в данном случае процессуальное соучастие на стороне ответчика? Кто является надлежащим ответчиком по требованиям Тищенко?

Задача 3. Запольский обратился в суд с заявлением об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части № 2 Северокавказского военного округа об отказе в предоставлении ему и членам его семьи (супруге и двум несовершеннолетним детям) жилого помещения на основании ч. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76 «О статусе военнослужащих». Во время подготовки дела к судебному разбирательству административный истец умер.

Каким образом могут защитить свои права члены семьи умершего военнослужащего? Определите, возможно ли процессуальное правопреемство в данном случае на стороне истца.

Задача 4. Укажите, в каких случаях возможно правопреемство:

а) при рассмотрении заявления об оспаривании отказа администрации сельского поселения предоставить жилье по договору социального найма заявитель умер;

б) при рассмотрении дела об оспаривании результатов подсчета голосов избирательной комиссией эта избирательная комиссия была ликвидирована;

в) при рассмотрении дела об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя пристав умер;

г) при рассмотрении дела о взыскании начисленного НДФЛ с гражданина Федеральная налоговая служба была переименована в Федеральную службу по налоговым платежам и сборам;

д) при рассмотрении дела о госпитализации гражданина в противотуберкулезный диспансер основной свидетель по делу, сосед этого гражданина, умер, однако он рассказывал своим детям о поведении этого лица;

е) при рассмотрении дела об оспаривании отказа ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» исправить техническую ошибку в отношении земельного участка это учреждение было ликвидировано Роскадастром.

Задача 5. Укажите, в каких случаях производство по делу проводится при обязательном участии прокурора:

а) при оспаривании указа Президента РФ ввиду его несоответствия федеральному закону;

б) при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка;

в) при рассмотрении дела о принудительной госпитализации гражданина в психоневрологическое учреждение;

г) при оспаривании оценки кадастровой стоимости земельного участка;

д) при рассмотрении заявления о взыскании недополученных налогов;

е) при оспаривании решения Пенсионного фонда РФ об отказе гражданину в начислении пенсии по старости;

ж) при установлении в отношении лица, освобождающегося из мест лишения свободы, административного надзора;

з) при рассмотрении заявления о ликвидации региональной политической партии.

Задача 6. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Полевского обратилась в суд в защиту интересов несовершеннолетней Ледуновой о признании незаконным решения главы муниципального образования г. Полевской об отказе в приеме на учет Ледуновой в качестве нуждающейся в жилом помещении. Судья отказал в приеме заявления на основании п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ ввиду того, что заявитель не является органом, которому предоставлено право защищать интересы несовершеннолетних в судах.

Прав ли суд? Кто и на каком правовом основании может защитить интересы несовершеннолетней? Определите состав лиц, участвующих в деле.

Задача 7. Укажите, в каких случаях административное дело может быть возбуждено в порядке ст. 40 КАС РФ:

а) по требованию мэра г. Екатеринбурга о сносе частного домовладения в связи с аварийным состоянием;

б) по требованию Роскомнадзора о прекращении деятельности СМИ – электронного периодического издания «TopoliniyPooh»;

в) по требованию общественной организации «Защита прав залеченных» о признании незаконными действий по лишению свободы передвижения, содержанию в карцере в пыточных условиях в отношении местного активиста, являющегося членом этой организации;

г) по требованию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области о ликвидации коммерческой организации «ФудПарадайз» в связи с неоднократными нарушениями Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» в сфере санитарных требований;

д) по требованию директора школы о признании незаконным отказа в постановке на учет одного из учащихся школы как нуждающегося в жилом помещении;

е) по требованию Союза защиты прав потребителей о признании незаконным решения президента компании «Samsungus» о прекращении технической поддержки электронных устройств на базе Android 1.1;

ж) по требованию Нотариальной палаты Калининградской области о признании незаконным приказа Минюста России о дополнительных требованиях к кандидатам, сдавшим квалификационный экзамен, для замещения должностей нотариусов;

з) по требованию Российского авторского общества о взыскании авторского вознаграждения в пользу поэта Василькова и композитора Голицинского с сети ресторанов быстрого питания.

Задача 8. Л.Н. Мышкин обратился в суд с административным иском к администрации Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении. В судебное заседание вместо истца явился П.С. Рогожин и заявил, что является опекуном Мышкина. Суду он пояснил, что Мышкин страдает психическим заболеванием и в настоящее время в суде решается вопрос о лишении его дееспособности, истец помещен в городскую психиатрическую больницу им. Св. Николая Чудотворца, через два дня должно состояться заседание суда о госпитализации Мышкина в недобровольном порядке в это учреждение. В связи с этим представитель просил суд приостановить производство по делу на основании п. 4 ч. 1 ст. 190 КАС РФ.

Представитель администрации А.А. Иволгин возражал против признания полномочий Рогожина в качестве опекуна, поскольку пять лет назад Рогожин был судим по ст. 116 УК РФ, поэтому не соответствует требованиям ст. 35 ГК РФ и не может исполнять опекунские обязанности.

Рогожин не согласился с мнением представителя административного ответчика и указал, что проведения предварительной проверки личности опекуна не требуется на основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Суд отказал в признании полномочий Рогожина на основании ч. 1 ст. 50 КАС РФ ввиду отсутствия у представителя высшего юридического образования.

Оцените ситуацию и действия участников процесса и суда. Возможно ли участие законного представителя со стороны истца в данном деле? Изменится ли решение задачи, если Мышкин уже признан недееспособным к моменту судебного разбирательства?

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте классификацию субъектов по делам административного судопроизводства.

2. Определите правовой статус суда в административном производстве.

3. Перечислите процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в административном судопроизводстве.

4. Определите процессуальный статус заинтересованных лиц в административном судопроизводстве и укажите, каковы цели их участия в административном деле.

5. Укажите, кто может быть коллективным субъектом в административном деле.

6. Назовите схожие черты в процессуальном статусе прокурора, органов государственной власти, местного самоуправления и иных органов, обращающихся в суд в защиту иных лиц, и представителей.

7. Какие процессуальные последствия влечет отказ прокурора или органа государственной власти, местного самоуправления, обратившегося в защиту иных лиц, от заявленного иска?

8. Перечислите виды процессуального представительства в административном судопроизводстве.

9. Дайте классификацию полномочий представителя в административном деле и укажите особенности их реализации в суде.

Тема 3
Подведомственность и подсудность административных дел судам

1. Понятие подведомственности. Соотношение категорий «компетенция» и «подведомственность». Органы, наделенные правом разрешения административных дел.

2. Основные критерии и общие правила подведомственности административных дел. Разграничение компетенции на рассмотрение административных дел между судами общей юрисдикции и иными судами судебной системы России.

3. Виды подведомственности административных дел.

4. Коллизии подведомственности и порядок их разрешения. Процессуально-правовые последствия несоблюдения правил о подведомственности.

5. Основные категории административных дел, подведомственных судам общей юрисдикции.

6. Понятие подсудности. Отграничение подсудности от подведомственности.

7. Родовая подсудность.

8. Территориальная подсудность и ее виды.

9. Передача дела в другой суд. Споры о подсудности.

10. Процессуально-правовые последствия несоблюдения правил подсудности.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (ст. 2)

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (гл. 13, 14)

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ст. 7)

Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (гл. 13)

Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (гл. 11)

Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» (ст. 22)

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 53)

Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (ст. 3)

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (гл. 10)

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ст. 26, 26.4)

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (подп. «в» п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 29)

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (п. 7 ст. 3)

Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ст. 9)

Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ст. 25, 33, 36)

Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (п. 13 ст. 6.1)

Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» (ст. 8.1, 9)

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть»»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (п. 3–5).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» (п. 2)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 4–10)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 30, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 64 от 23 декабря 2010 г. «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (п. 2, 7, 17)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п. 5–11, 14, 16)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (п. 1, 2, 8)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г. № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности» (п. 1)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (п. 3, 9)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 марта 2015 г.) («Практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений. Споры, связанные с применением таможенного законодательства» – п. 5)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24 декабря 2014 г.)

(«Практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений»; «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» – вопрос 1)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь – июль 2014 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 сентября 2014 г.) («Судебная практика по административным делам» – п. 3)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г.) («Процессуальные вопросы. Прекращение производства по делу» – п. 9; «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» – вопрос 1)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.) («Судебная практика по административным делам» – п. 2)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 марта 2012 г.) («Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» – вопрос 2; «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» – вопросы 3, 4; «Практика рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части»)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 июня 2011 г.) («Судебная практика по административным делам» – п. 3)

Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016.

Новоженина И.В. Некоторые проблемы альтернативной подведомственности гражданских дел на примере налоговых споров // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 4.

Харинов И.Н. Споры с участием государственных внебюджетных фондов: проблема выбора процессуального порядка рассмотрения // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 5.

Задача 1. Определите подведомственность (а в случае подведомственности дела суду и подсудность) следующих административных дел:

1) по заявлению арендатора земельного участка ООО «Система-5» (субъект малого предпринимательства) об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Саратовской области о результатах определения кадастровой стоимости, которым решение управления было оставлено в силе;

2) о назначении ликвидатора (арбитражного управляющего) для осуществления принудительной ликвидации некоммерческого партнерства «Клуб отельеров»;

3) по заявлению ООО «Пирамида-2000» об оспаривании решения таможенного органа, принятого по результатам проведенных мероприятий таможенного контроля выпуска товаров, и выставленного на его основе требования об уплате задолженности по таможенным платежам (обществом не были включены в таможенную стоимость платежи за использование объектов интеллектуальной собственности);

4) о ликвидации общественной организации «Центр служебного собаководства» и запрещении ее деятельности;

страницы: 1 2 3 4

§ 8. Представительство в делах административного
судопроизводства
1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.
Цели судебного представительства заключаются в обеспечении наиболее полной защиты интересов граждан и организаций. Важно подчеркнуть также, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ.
При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство.
Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Тем самым сделан шаг в сторону профессионального представительства в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Возможно, при успешном применении данного правила следующим шагом может быть введение действительно профессионального представительства, основанного, как это принято во многих странах, на статусе адвоката.
2. Виды судебного представительства. По основаниям возникновения представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.
Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии соответствующих указанных в нем условий, наделяющих определенных лиц правом представительства. В частности, законное представительство возникает в отношении граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, на основании родительских отношений, административного акта при назначении опеки или попечительства и судебного решения при усыновлении. Так, согласно ст. 31 ГК опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального уполномочия.
Поэтому права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста 18 лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.
При этом законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае если КАС предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.
Договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов могут в соответствии со ст. 2 Закона об адвокатуре выступать лица, получившие установленный данным Законом статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Трудовой договор (контракт) лежит в основе представительства юрисконсультом и другими работниками интересов организации, где они работают. В условиях трудового договора (контракта) может быть предусмотрено условие о необходимости представления интересов организации в судах.
Общественное представительство — это представительство общественных объединений в защиту интересов их членов. В соответствии со ст. 5 Закона об общественных объединениях под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
На основании ст. 27 названного Закона общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Возможность представительства в суде прав своих членов должна быть отражена в уставе общественного объединения.
Представительство по назначению близко по характеру к договорному и законному представительству. Оно возникает в силу прямого указания в законе при необходимости обеспечить судебную защиту лицу, не способному самостоятельно избрать себе представителя по ряду причин. В частности, в соответствии с ч. 4 ст. 54 КАС в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
3. Субъекты представительства. Судебным представителем может быть не любое лицо. Как уже отмечалось, представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС). На какие виды представительства распространяется данное требование о юридическом образовании? Полагаем, что оно не распространяется на случаи законного представительства, поскольку в их основе лежит указание закона (например, родительские отношения), а не факт наличия высшего юридического образования. Вряд ли оно распространяется на руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, представляющих соответствующие органы в силу их служебного положения, а также на руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами.
Вместе с тем в силу ч. 7 ст. 54 КАС от имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.
Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов. По требованиям, предъявленным к Правительству РФ, а также при обращении Правительства РФ в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства РФ в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ.
Ряд категорий граждан не может осуществлять функции судебного представительства. В частности, не вправе быть представителями в суде судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле. Не могут быть также представителями в суде по смыслу законодательства иные лица, для которых в силу их положения установлены подобные ограничения, например судебные приставы, нотариусы, за исключением случаев, когда такие лица представляют в суде интересы соответствующих организаций либо осуществляют функции законных представителей.
4. Полномочия представителей в административном судопроизводстве. Поскольку представители в суде совершают процессуальные действия от имени и по поручению уполномочивших их лиц, то соответственно объем полномочий поверенного определяется процессуальным положением доверителя — истца, ответчика, заинтересованного лица и т.д. Вместе с тем объем полномочий судебного представителя определяется и тем, какие именно из полномочий, имеющихся у доверителя, ему были переданы. Представители поэтому должны представить суду документы о своем образовании (при наличии таких требований), а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме. При предъявлении к представителю квалификационных требований представитель должен представить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований, в частности диплом о высшем юридическом образовании не ниже уровня бакалавра права.
Таким образом, объем полномочий судебного представителя зависит от двух фактических обстоятельств: от объема полномочий доверителя и от того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.
Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные.
Общие полномочия — это такие процессуальные действия, которые вправе совершать представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности. Поэтому представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя — совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.
К общим полномочиям относятся полномочия знакомиться с материалами административного дела, заявлять отводы, представлять доказательства, задавать вопросы другим участникам судебного процесса, заявлять ходатайства и т.д.
Специальные полномочия — это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности. В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица.
В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд; на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску; на подачу встречного административного искового заявления; на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела; на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска; на изменение предмета или основания административного иска; на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие); на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам; на обжалование судебного акта; на предъявление исполнительного документа к взысканию; на получение присужденных денежных средств или иного имущества.
В доверенности, выданной Центральной избирательной комиссией РФ, право представителя на дачу заключения по административному делу должно быть специально оговорено.
5. Подтверждение полномочий судебных представителей. Полномочия представителей оформляются и подтверждаются документально различным образом в зависимости от вида представительства.
Законные представители в подтверждение своих полномочий представляют следующие документы. Родители представляют свидетельство о рождении детей и собственный паспорт. Усыновители могут дополнительно представить решение об усыновлении. Опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером на исполнение поручения, выданным соответствующим адвокатским образованием (п. 2 ст. 6 Закона об адвокатуре).
Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
Соучастники, согласно ч. 3 ст. 41 КАС, могут поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (административных соистцов или административных соответчиков). Соучастники вправе заявить ходатайство в ходе судебного разбирательства о том, что они поручают ведение дела одному из соучастников. Подобное заявление заносится в протокол судебного заседания.
6. Доверенность. Во всех остальных случаях полномочия представителя удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом (ГК), а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — иным документом. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с ч. 8 ст. 57 КАС.
Согласно ч. 8 ст. 57 КАС доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, и стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.
7. Проверка полномочий представителей. Суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей. Суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, представленных суду указанными лицами.
Документы, подтверждающие полномочия представителей, или их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания. В случае непредставления лицом, участвующим в деле, или его представителем необходимых документов в подтверждение их полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным КАС и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных ст. 54 и 55 КАС, суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в административном деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.
В случае если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя.

Аннотация: в статье анализируется действующий порядок производства по делам об административных нарушениях, делается вывод о совмещении судом функций обвинения и правосудия в делах такого рода, предлагаются способы выхода из создавшейся ситуации.

Ч.2 ст. 1.5 КРФоАП устанавливает, что «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело». Причем, согласно ч.3 ст.1.5 КоАП РФ устанавливает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Т.о., кто-то должен доказать виновность этого лица, прежде чем суд установит эту вину.

Кто? Во всяком случае, не суд.

Конституция РФ является нормативным актом общего действия и содержит в себе нормы различных отраслей права, в т.ч. и процессуального.
Согласно ч.2 ст.118 Конституции РФ, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Согласно ч.3 ст.123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон. Т.о., принцип равноправия и состязательности сторон в административном судопроизводстве также действует в полной мере.
Отсюда следует, что функции обвинения и защиты в административном процессе также как и в других видах судопроизводства должны быть отделены друг от друга и от функции правосудия и выполняться сторонами, имеющими равные права для отстаивания своих интересов. Суд же должен осуществлять руководство процессом, сохраняя объективность и беспристрастность.
Однако в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее КРФоАП) равноправие и состязательность сторон не задекларированы в качестве принципов этого вида судопроизводства (в отличие от ГПК РФ (ст.12),УПК РФ (ст.15), АПК РФ (ст., ст. 8 и 9)). В ст.1.4 КРФоАП закреплен только принцип равенства перед законом (т.е. принцип равенства не в процессуальных правах, а равенства в несении ответственности за совершенные административные нарушения независимо от пола, расы, национальности и т.п.).
И это отнюдь не недосмотр законодателя: порядок производства по делам об административных правонарушениях установлен единым как для административных органов и должностных лиц (исполнительной власти), уполномоченных рассматривать дела об административных нарушениях, так и для судебных органов (судебной власти).
А это нонсенс: взаимоотношения гражданина (юридического лица) и органа (должностного лица) исполнительной власти основаны на подчинении одной стороны другой, отдаче приказов и распоряжений, не подлежащих обсуждению (сначала исполни, а потом можешь обжаловать); судебная же власть осуществляется посредством разбирательства споров, в которых и гражданин (юридическое лицо) и орган исполнительной власти (должностное лицо) наделяются равными правами. В первом случае орган исполнительной власти, привлекая к ответственности нарушителя, не обязан в ходе разбирательства дела обсуждать с ним собранные по делу доказательства и доказывать правомерность и обоснованность своих действий; во втором случае – обязан.
А поскольку порядок производства по делам об административных нарушениях установлен единым для различных по своей правовой природе органов государственной власти, то в результате неизбежно будут нарушены основополагающие принципы деятельности какой-то одной из ветвей власти:
— если дать возможность лицу, привлекаемому к административной ответственности, спорить с лицом, составившим протокол об административном нарушении (т.е. привлечь последнее к участию в рассмотрении дела об административном нарушении в качестве обвинителя), и наделить их равными правами, то административный орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных нарушениях, фактически будет осуществлять правосудие (судить, кто из сторон прав), что противоречит ч.1 ст. 118 Конституции РФ,
— если же такой возможности не давать (и такой порядок закреплен в КРФоАП в настоящее время), то тогда уже суд превращается из органа правосудия в орган, уполномоченный осуществлять административное преследование (в нарушение ч.3 ст.123 Конституции РФ).
Как это не странно, законодатель действительно приравнивает суд к административному органу: ст.22.3 КРФоАП устанавливает, что в случае упразднения или реорганизации органа или должности должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных нарушениях,подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.
Т.о., законодатель официально наделяет судебную власть правом принимать на себя полномочия исполнительной власти в сфере административного преследования граждан и юридических лиц за совершенные ими административные нарушения.
Стоит ли тогда удивляться тому, что среди участников производства по делам об административных нарушениях мы не видим в главе 25 КРФоАП лица, которое бы противостояло при разбирательстве дела лицу, привлекаемому к административной ответственности, спорило бы с ним и предъявляло от лица государства какие-либо требования (в виде обвинения в совершении административного нарушения).
Среди участников процесса по делам об административных правонарушениях есть прокурор. Но его правовое положение в административном процессе сродни положению прокурора не в уголовном процессе, а в гражданском: его участие в процессе в большинстве случаев необязательно; и даже в случае рассмотрения дела, возбужденного по инициативе прокурора, он выступает не первым (для изложения обвинения, как в уголовном процессах), а последним – для дачи заключения по делу, т.е. как нейтральное лицо, надзирающее за соблюдением закона (ч.2 ст.29.7 КРФоАП).
По большому счету, суд судит нарушителя без предъявления обвинения: никто это обвинение в суде не поддерживает и даже в виде соответствующего акта оно никак не оформлено, т.к. протокол об административном нарушении, как можно было бы предположить, таковым не является.
Протокол об административном нарушении — это акт, фиксирующий факт обнаружения признаков административного нарушения (как и постановление о возбуждении уголовного дела в уголовном процессе). Т.е. административное нарушение раскрыто, теперь его надо расследовать (другими словами, собрать доказательства, подтверждающие совершение противоправных действий конкретным лицом и его вину). Но почему–то в административном процессе административное расследование проводится весьма редко (ст.28.7 КРФоАП): считается, что в большинстве случаев собирать доказательства вовсе необязательно (и так сойдет). В основном всё заканчивается 2-3 строчками объяснений самого нарушителя, потерпевшего и подписями понятых (редко свидетелей), которые заносятся в протокол об административном нарушении (ч.2 ст.26.3 КРФ оАП).
И хотя ч.2 ст.26.2 КРФоАП громко именует эти «объяснения» доказательствами, по сути они представляют собой поверхностные сведения, достаточные лишь для составления протокола об административном нарушении (возбуждения дела об административном нарушении) и начала расследования. Во всяком случае, даже если к протоколу об административном нарушении приложены объяснения нарушителя, потерпевшего, свидетелей, говорить о проведенном расследовании формально нельзя, т.к. последнее должно быть оформлено определением о возбуждении дела об административном нарушении и проведении административного расследования (ч.2 ст.28.7 КРФоАП).
Т.о., к началу судебного процесса по поступившему протоколу об административном нарушении при фактическом отсутствии доказательств признается, что все доказательства уже собраны и других не требуется (ну, раз не требуется административное расследование проводить). Т.е. вина нарушителя считается установленной лицом, составившим протокол об административном нарушении.
По всей видимости, именно поэтому суд, едва открыв судебное заседание, с порога «берет быка за рога»: сразу после зачтения протокола об административном нарушении предлагает лицу, привлеченному к административной ответственности, защищаться (в соответствии с ч.2 ст.29.7 КРФоАП, заслушиваются объяснения лица, привлеченного к ответственности без заслушивания позиции обвиняющей стороны, выступающей от имени государства).
А от чего ему защищаться? До суда «нарушителю» никто не доказал, в чем заключается его вина, и никаких доказательств совершения нарушения не предъявил.
Выходит, обвинение от имени государства предъявляет сам суд, зачитав протокол о совершении административного правонарушения.
Причем в гражданском, арбитражном и уголовном процессах ответчик, подсудимый заранее ознакомлены с иском, обвинительным актом, в которых содержатся выводы о причинно-следственной связи между совершенными действиями и наступившим ущербом, обосновывается вина и т.п. А в административном процессе лицо, привлеченное к административной ответственности, часто понятия не имеет о том, на чем построено обвинение его в совершении административного правонарушения.
Конечно, суд может истребовать дополнительные доказательства к началу процесса, если посчитает, что лицом, составившим протокол об административном нарушении, собрано недостаточно доказательств (ч.1 ст.29.4 КРФоАП). Но в каком свете предстает суд, признав, что доказательств для поддержания обвинения недостаточно, и истребуя их по собственной инициативе?
Показательно, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, нарушитель становится только после принятия судом дела к своему производству (согласно ч.1 ст.29.7 КРФоАП, рассмотрение дела начинается с объявления, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности). Если до начала производства по делу об административном нарушении нарушитель именуется лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, то после начала производства по делу он именуется уже лицом, привлеченным к административной ответственности.
Т.о., суд предстает в роли органа, осуществляющего преследование за административные нарушения: привлекает к административной ответственности, собирает доказательства вины и предъявляет обвинение.
Об этом свидетельствует и так называемый процесс «доказывания».
Так, глава 25 КРФоАП называется «предмет доказывания». Но кто кому доказывает? Обвинителя со стороны государства формально нет. Не будет же суд доказывать сам себе (иначе это будет выглядеть, по меньшей мере, странно: сначала привлечь к административной ответственности, а потом задаться вопросом: а было ли вообще правонарушение)?
Остается только одно лицо, которое может доказывать, и которому это необходимо: лицо, привлеченное к административной ответственности. Если не докажет свою невиновность, следовательно, виновен.
Такая вот презумпция невиновности в административном процессе: с одной стороны, можешь не доказывать свою невиновность (ч.3 ст.1.5 КРФоАП); с другой стороны, пойди попробуй, если обвинение тебе предъявляет сам суд.
Если же исходить из того, что доказывает все-таки суд (сам себе), то тогда эта стадия производства имеет больше сходства с досудебным производством, чем с судебным (так, в уголовном процессе следователь, дознаватель предварительно — до передачи уголовного дела в суд — тоже доказывают сами себе наличие состава преступления, прежде чем предъявить нарушителю обвинение).
Т.е. суд в одном и том же процессе соединяет функцию обвинения и функцию правосудия: сам доказывает виновность нарушителя и сам же выносит вердикт. Опять же, никто никаких требований о привлечении нарушителя к ответственности и назначении ему наказания суду не предъявляет даже формально (ни в протоколе о совершении административного нарушения, ни в ходе судебного процесса): суд по собственной инициативе привлекает к ответственности и назначает наказание.
Ну, и каким будет решение суда, сначала привлекшего нарушителя к административной ответственности, а потом дающего оценку своим собственным действиям с точки зрения их законности и обоснованности?!
Аналогично обстоит дело и в случае проведения административного расследования: даже если оно проводится, то ничем похожим на обвинение нарушителя в совершении административного нарушения не заканчивается, т.к. по окончании административного расследования составляется не обвинительный акт (как это происходит в уголовном процессе), а протокол об административном правонарушении (ч.6 ст.28.7 КРФоАП).
А поскольку составлением протокола об административном нарушении возбуждается дело об административном нарушении (ч.4 ст.28.1 КРФоАП), то происходит как бы возврат к тому, с чего все и началось: 1- возбуждается дело об административном нарушении (определением о проведении административного расследования), 2- проводится расследование, 3- составляется протокол об административном нарушении (другими словами, возбуждается дело об административном нарушении).
Т.е. начали с возбуждения дела об административном нарушении и закончили возбуждением дела об административном нарушении.
Т.о., в административном судопроизводстве лицо, привлеченное к административной ответственности, если и спорит, то только с самим судом, при этом ничего не зная о позиции суда (другими словами, не зная, с чем нужно спорить: судья свою точку зрения на обстоятельства дела до окончания процесса ему не излагает; все выводы — только в постановлении по делу), а постановление суда 1-ой инстанции по делам об административном нарушении являет собой одновременно и обвинительное заключение и вердикт по делу. В результате производство по делам такого рода судебным, по большому счету, становится только в случае обжалования постановления суда в вышестоящий суд: только там лицо, привлеченное к административной ответственности, получает реальную возможность спорить с органом, привлекшим его к ответственности (т.е. с судом 1-ой инстанции).
А это слишком поздно: судебная машина обладает колоссальной инерцией (вышестоящие суды отнюдь не склонны к отмене решений нижестоящих судов).
Ничуть не лучше положение с рассмотрением дел об административных нарушениях и в арбитражных судах.
Хотя ст.189 АПК РФ и устанавливает, что дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, но делает оговорку: если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. А иные правила рассмотрения дел об административных нарушениях как раз и установлены: в КРФоАП.
Представляется, что временно (до разработки полноценных нормативных актов, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях отдельно для органов исполнительной власти и отдельно для судов) наиболее рациональным способом выхода из сложившейся ситуации будет один из следующих:
1- полностью исключить судей из установленного КРФоАП порядка производства по делам об административных нарушениях (передать производство по всем нарушениям в ведение исполнительной власти). Судебное разбирательство по таким делам проводить только в форме обжалования решений и действий органов власти и должностных лиц в порядке, установленном АПК РФ и ГПК РФ. В конце-концов, на то они и «административные дела», чтобы исполнительная власть сама с ними разбиралась;
2- определить, что производство по делам об административных нарушениях, подведомственным судьям, ведется в порядке, установленном УПК РФ за некоторыми исключениями (например, в роли обвинителя выступает лицо, составившее протокол об административном нарушении; обвинительный акт утверждается не прокурором, а руководителем органа власти, в штате которого состоит лицо, составившее протокол об административном нарушении, и т.п.).
По всей видимости, ждать придется долго: если Конституционный Суд РФ не стремится позаботиться о своих коллегах (см. определение от 24.06.14 г. № 1312-О), то Государственной Думе это тем более не надо. К сожалению, и судьи Конституционного Суда не избежали тяжелой профессиональной наследственности (см. цикл статей по конституционному судопроизводству), свойственной судьям судов общей юрисдикции, о которой рассказано нами в цикле статей «А судьи кто?»
Главный же вывод из всего этого – на настоящий момент любое дело об административном правонарушении, рассматриваемое судом, подлежит прекращению вышестоящим судом. Благодаря установленному законодателем в КРФоАП порядку неминуемо будет что-нибудь нарушено:
— если орган, составивший протокол о совершении административного нарушения не составит какой-нибудь обвинительный акт и не поддержит в суде обвинение, будет нарушен конституционный принцип состязательности сторон,
— если орган, составивший протокол о совершении административного нарушения составит какой-нибудь обвинительный акт и поддержит в суде обвинение, то будет нарушен установленный КРФоАП порядок рассмотрения дела: ч.2 ст. 1.5 КРФоАП устанавливает, что «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, а в КРФоАП нет такого порядка, когда бы вину нарушителя доказывал кто-либо иной, кроме самого суда.

Чертовской Ф.Ф.

юридические услуги онлайн

Юридическая литература:
— Комментарий к N 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования
— Экспертиза нормативных правовых актов в сфере реализации промышленной политики
— Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате 2020
— Комментарий к Федеральному закону Об исполнительном производстве
— Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации
— Индивидуальный предприниматель: от создания до закрытия
— Наследственное право: постатейный комментарий к статьям 1110 — 1185, 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации
— Юридическая помощь: вопросы и ответы. Выпуск III
— Права и обязанности предпринимателя при взаимоотношениях с правоохранительными органами: закон и практика
— Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
— Аккредитация испытательных лабораторий на примере работы агрохимической службы: учебное пособие
— Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
— Административное право Российской Федерации: учебник
— Исполнительное производство: Учебник
— Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
— Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая
— Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография
— Адвокатура в России: учебник для вузов
— Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие
— Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая
— Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Административное судопроизводство
— Правовые основы военно-технического сотрудничества
— Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая
— Размышляя о судопроизводстве: Избранное
— Продажа или приобретение бизнеса: правовое сопровождение сделки: монография
— Комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью
Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц 2019 год.
— О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ 2019 год.
— Наследование имущества: от совершения завещания до приобретения наследства 2019 год.
— E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование): Сборник статей 2019 год.
— Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации 2019 год.(постатейный)
— Юридическая помощь: вопросы и ответы
— Трудовое право России: Учебник
— Наследственное право
— Юридический справочник застройщика
— Гражданское право: Учебник : Том 1
— Единый налог на вмененный доход: практика применения
— Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
— Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: Монография
— Бюджетное право: Учебник
— Страхование для граждан: ОСАГО, каско, ипотека
— Договор трансграничного займа: право и практика
— Судебный конституционный нормоконтроль: осмысление российского опыта: Монография
— Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: Учебное пособие
— Оценочная деятельность в арбитражном и гражданском процессе
— Административное судопроизводство
— Деликтные обязательства и деликтная ответственность в английском, немецком и французском праве
— Гражданское право том 1
— Гражданское право том 2
— Защита интеллектуальных прав
— Право интеллектуальной собственности
— Земельное право
— Налоговое право
— Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом
— Семейное право
— Конституционное право Российской Федерации

Оставьте комментарий