Прекращение предпринимательской деятельности

Цены на наши услуги

Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или как говорят ликвидация или закрытие индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ.

Закрытие (ликвидация) индивидуального предпринимателя может осуществляться по следующим основаниям:

  • в случае, если сам предприниматель принял решение о прекращении предпринимательской деятельности;
  • в связи со смертью физического лица — индивидуального предпринимателя;
  • в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа (для иностранных граждан);
  • в принудительном порядке по решению суда, в котором назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • в связи с банкротством индивидуального предпринимателя.

Добровольная ликвидация

Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по собственному решению осуществляется в следующем порядке:

1. В первую очередь необходимо сдать отчетность за последний период предпринимательской деятельности в налоговую инспекцию и оплатить налоги. Если есть кассовый аппарат, то необходимо снять его с учета в налоговой инспекции.

2. Оплатить страховые взносы в виде фиксированного платежа на пенсионное страхование, а также все страховые взносы с зарплат наемных работников (если они были). Рекомендуем в Пенсионном фонде получить справку об отсутствии задолженности. Если останется задолженность перед Пенсионным фондом, налоговая инспекция не внесет запись в ЕГРИП о прекращении деятельности, то есть не «ликвидирует».

3. Закрыть банковские счета оформленные на индивидуального предпринимателя. Для этого необходимо обратиться в банк, подписать заявление на закрытие счета. Как только банк закроет счет, то в течении 7 дней уведомить об этом налоговую инспекцию и фонды (Пенсионный фонд и фонд социального страхования). Фонд социального страхования необходимо уведомлять только в том случае, если индивидуальный предприниматель стоит в нем на учете (требуется только при наличии наемных работников у ИП).

4. Подготовить заявление на прекращение предпринимательской деятельности по форме Р26001 .

Заявление заполняется от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета, либо машинописным текстом. В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.

Заявление удостоверяется подписью индивидуального предпринимателя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Свидетельствование подписи индивидуального на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случае, если физическое лицо представляет документы в регистрирующий орган непосредственно (лично индивидуальным предпринимателем), либо через многофункциональный центр, либо с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявление через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника многофункционального центра.

5. Оплатить государственную пошлину в размере 160 рублей (основание ст.333.33, п.1, подп.7 Налогового Кодекса РФ) на счет налоговой инспекции по месту жительства. Оплатить можно безналичным переводом или наличным через отделение Сбербанка. В Москве госпошлину можно оплатить в МИ ФНС №46 по г.Москве через терминал, установленный в самой налоговой.

6. Подать документы на закрытие (ликвидацию) ИП в налоговую инспекцию по месту жительства.

Подача может производиться непосредственно в налоговую инспекцию (лично или через представителя по нотариальной доверенности), либо путем направления почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (на конверте рекомендуется сделать пометку «РЕГИСТРАЦИЯ»), либо через многофункциональный центр, либо с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Подаются следующие документы:

1. ; Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.

2. Квитанция (платежное поручение) об оплате государственной пошлины;

3. Справка из пенсионного фонда об отсутствии задолженности (рекомендуется, но не обязательна).

Если документы подаются лично предпринимателем, то при себе обязательно иметь паспорт. Если документы подаются по доверенности, то доверенное лицо предоставляет саму доверенность и предъявляет свой паспорт.

При подаче документов налоговая инспекция выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения. В случае подачи документов через многофункциональный центр расписка в получении таких документов выдается многофункциональным центром, если иной способ получения расписки не указан заявителем.

При отправке документов в налоговую инспекцию по почте расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

7. Регистрация прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателся осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов (статья 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При добровольном прекращении предпринимательской деятельности государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Налоговая инспекция выдает свидетельство о прекращении деятельности в качестве ИП.

Смерть индивидуального предпринимателя

Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с его смертью осуществляется на основании сведений, поступивших из органов ЗАГСа в налоговую инспекциию. Сама государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с даты его смерти.

Аннулирование или окончание срока действия разрешения не временное проживание или вида на жительство иностранного гражданина

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом (иностранным гражданином) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием резрешения на временное проживание или вида на жительство или окончанием срока действия этих документов осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

В таком случае государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования или окончания срока действия разрешения на временное проживание или вида на жительство.

Принудительная ликвидация и ликвидация в связи с банкротством

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке по решению суда осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, копии решения суда о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанной копии решения суда заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Во всех этих случаях государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда.

Цены на наши услуги по ликвидации ИП в г.Москве

По всем возникшим вопросам Вы можете связаться со специалистами нашего АГЕНТСТВА (ЗАО «Столичный Стандарт») по телефону (495) 781-3423, написав письмо по адресу info@st-standart.ru или подъехав к нам в офис: г.Москва, ул. Профсоюзная, д.3, оф.219, проезд ст.м. «Академическая».

ОТВЕТ. Процедура снятия предпринимателя с госрегистрации (оформление прекращения деятельности) регулируется статьями 46 — 52 Закона о госрегистрации.

Условно ее можно разделить на два этапа:

1) внесение в Единый государственный реестр записи о решении физического лица — предпринимателя о прекращении предпринимательской деятельности;

2) государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности.

Для прохождения первого этапа предприниматель должен подать регистратору заявление о прекращении предпринимательской деятельности и документ, подтверждающий внесение платы за публикацию уведомления о принятии решения о прекращении предпринимательской деятельности.

Далее регистратор обязан не позднее следующего дня с даты получения документов внести в Единый реестр запись о принятии предпринимателем решения о прекращении деятельности и в тот же день передать органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования уведомление о внесении такой записи. То есть госрегистратор сообщает данным органам о том, что физлицо-предприниматель начало процедуру ликвидации.

Теперь что касается второго этапа. Он начнется спустя два месяца с даты опубликования уведомления о принятии решения о прекращении предпринимательской деятельности в специальном издании. У предпринимателя появляется право подать регистратору (лично, отправить заказным письмом или передать через уполномоченное лицо) документы на регистрацию прекращения предпринимательской деятельности.

Перечень документов выглядит следующим образом:

— заполненная регистрационная карточка на проведение государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по его решению;

— свидетельство о государственной регистрации физического лица — предпринимателя;

— справка соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам);

— справка соответствующего органа Пенсионного фонда об отсутствии задолженности;

— справка соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности или о том, что лицо не состояло на учете.

Если документы «проходят», регистратор должен внести в Единый реестр запись о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности и в тот же день отсылает уведомление об этом органу государственной налоговой службы, Пенсионному фонду и другим фондам социального страхования, а также органам статистики.

Дата внесения в Единый реестр соответствующей записи является датой регистрации прекращения предпринимательской деятельности, а предпринимателю выдается (отсылается) свидетельство о госрегистрации со специальной отметкой (о том, что прекращение предпринимательской деятельности зарегистрировано).

Так в общем выглядит процедура ликвидации предпринимателя. Для того чтобы ответить на вопросы об увольнении работников и окончании уплаты предпринимателем единого налога, нас больше будет интересовать второй этап, а точнее, действия предпринимателя для его осуществления.

Второй этап оформления процедуры прекращения деятельности начинается не ранее чем через 2 месяца после опубликования уведомления.

Самое важное то, что предприниматель должен получить справки об отсутствии задолженности в налоговом органе, Пенсионном фонде и других фондах социального страхования. Для этого он обращается в эти органы с заявлением, после которого они назначают проверки.

Увольнение работников. Заметим, что в Законе о госрегистрации нет четких указаний насчет момента увольнения работников. По логике намерение предпринимателя оформить прекращение деятельности уже говорит о том, что деятельность как таковая не ведется и соответственно наемные работники уже уволились или уволены.

Однако, как уже было сказано, об обязанности «всех уволить» до начала оформления ликвидации предпринимателя в Законе о госрегистрации не говорится. Поэтому возникает вопрос: можно ли потянуть время и сохранить подольше штат сотрудников?

Во-первых, получив сведения от госрегистратора, фонды назначают проверку у предпринимателя, которая должна подтвердить отсутствие у него задолженности. Предприниматель же получит справку, если у него «не зависнут» какие-либо выплаты работникам, а соответственно и задолженность по взносам с заработной платы.

Во-вторых, согласно пункту 8.9 и подпункту 8.1.1 пункта 8.1 Инструкции № 80 в трехдневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что предприниматель находится в процессе прекращения, он должен подать в орган государственной налоговой службы следующие документы:

— заявление о прекращении налогоплательщика по ф. № 8-ОПП, дата которого фиксируется в журнале по ф. № 6-ОПП;

— оригиналы документов, выдаваемых органами государственной налоговой службы налогоплательщику (свидетельства, патенты, справки по ф. № 4-ОПП, другие справки и т. д.), а также заверенные органом государственной налоговой службы копии этих документов, если они выдавались и подлежат возврату в орган государственной налоговой службы.

К таким документам относится Свидетельство единоналожника и «трудовые» справки наемных работников.

Получается, что после прохождения первого этапа прекращения регистрации предприниматель должен как можно скорее начать второй этап. Иначе процедура ликвидации может растянуться на неопределенное время из-за того, что предприниматель не сдаст вовремя документы и не рассчитается с бюджетом и соцфондами.

Таким образом, предпринимателю целесообразно расторгнуть трудовые договоры с работниками, перед тем как он обратиться к госрегистратору, либо сразу же после прохождения первого этапа ликвидации.

Также напомним о таком нюансе. Если предприниматель планирует увольнять работника на основании пункта 1 статьи 40 КЗоТ, т. е. в связи с ликвидацией, то онобязан не позже чем за 2 месяца до предполагаемого увольнения подать в центр занятости по месту регистрации отчет ф. № 4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников». Заметим, что при увольнении «по собственному желанию» работника такой отчет подавать не нужно.

Единый налог. Теперь перейдем к вопросу о том, с какого момента предприниматель может не уплачивать единый налог, если он обратился к госрегистратору. Как уже было сказано, в трехдневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что предприниматель находится в процессе прекращения, он должен подать в налоговый орган Свидетельство единоналожника и «трудовые» справки работников. Тогда со следующего дня он перестает быть плательщиком единого налога.

С июля 2010 года предприниматели-единоналожники должны осуществить доплату в Пенсионный фонд до размера минимального страхового взноса. Вносить доплату предприниматели обязаны в течение 20 календарных дней, следующих после отчетного квартала (за III квартал 2010 года — не позже 20.10.2010 г.), однако в своем Разъяснении от 21.07.2010 г. Пенсионный фонд указал, что они могут делать это и помесячно. Поэтому за месяцы III квартала, когда предприниматель был на едином налоге, он должен произвести соответствующую доплату, иначе опять же у него будут проблемы с получением справки в Пенсионном фонде.

И похоже, что независимо от того, сколько дней последнего месяца предприниматель был на едином налоге, пенсионную доплату он должен будет внести в сумме как за целый месяц.

Вернув Свидетельство единоналожника, предприниматель не перестает быть налогоплательщиком, а переходит на общую систему. Тем не менее, поскольку на время оформления ликвидации предпринимателя его деятельность будет приостановлена, чистого дохода, а значит и объекта для начисления налога с доходов и взносов в Пенсионный фонд Украины у него не будет.

Предприниматель полностью утратит статус налогоплательщика только после того, как будет снят с учета в налоговом органе. В соответствии с пунктом 8.4 Инструкции № 80 основанием для снятия с учета физлица-предпринимателя в органах государственной налоговой службы является получение от госрегистратора уведомления о проведении государственной регистрации прекращения лица с указанием номера и даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Дата снятия с учета в налоговом органе соответствует дате закрытия последней карточки лицевых счетов налогоплательщика или дате получения уведомления госрегистратора о проведении государственной регистрации прекращения налогоплательщика в случае, если на момент получения уведомления были закрыты все карточки лицевых счетов такого налогоплательщика.

Как видим, предприниматель утратит статус налогоплательщика только после того, как прекратит свою деятельность, а значит до этого момента он должен подавать отчеты.

Вообще, согласно пункту 8.2 Инструкции № 80 налоговая проверка у ликвидирующегося предпринимателя должна начаться в течение месяца, после того как налоговики получат уведомление от госрегистратора о его намерении прекратить деятельность, т. е. в течение месяца после первого этапа процедуры ликвидации. Однако, как показывает практика, от момента получения налоговиками уведомления от госрегистратора до проверки может пройти гораздо больше времени.

Поэтому, если предприниматель пробудет на общей системе какое-то время, он должен будет подать декларацию о доходах, указав в ней фактические доходы и расходы, которые равны «0,00», а также отчетность в Пенсионный фонд Украины «за себя». Уплачивать взносы в Пенсионный фонд Украины не придется из-за отсутствия чистого дохода.

Документы консультации

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.97 г.

Закон о госрегистрации — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Инструкция № 80 — Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.

Вопрос:

В каком случае деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в принудительном порядке?

Ответ:

Основания для прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя приведены в ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ. В частности, в ней указано, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя может быть осуществлена:

1) по решению ИП о прекращении деятельности;

2) в связи со смертью индивидуального предпринимателя;

3) в связи с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом);

4) в связи с принятием судом решения о принудительном прекращении деятельности ИП;

5) в связи с вступлением в силу приговора суда, которым предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься хозяйственной деятельностью на определенный срок.

Таким образом, прекратить предпринимательскую деятельность в принудительном порядке могут по последним трем основаниям.

Прекращение деятельности по решению ИП является добровольным волеизъявлением самого коммерсанта. А смерть предпринимателя – стечение не зависящих от него обстоятельств, позволяющее регистрирующим органам прекратить предпринимательскую деятельность в одностороннем порядке.

Вопрос:

Имеют ли право родственники умершего предпринимателя (наследники) обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных им налогов и сборов?

Ответ:

В случае смерти ИП налоговый орган прекращает предпринимательскую деятельность на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица (п. 2 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ).

В силу п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физических лиц по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются, в частности, физические лица, на которых Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом, учитывая положения ст. 44, 45, 78 НК РФ, правом на возврат излишне уплаченного налога обладает непосредственно налогоплательщик.

Гражданским законодательством установлено, что наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ).

Статьей 1112 ГК РФ определено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами.

Также не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Абзацем 4 п. 2 ст. 11 НК РФ установлено, что индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но в нарушение требований гражданского законодательства не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Следовательно, статус индивидуального предпринимателя и его процессуальные права и обязанности, в том числе по уплате налогов и сборов, неразрывно связаны с его личностью. Мы уже отмечали, что смерть ИП является одним из оснований для утраты статуса ИП.

Таким образом, наследование статуса индивидуального предпринимателя и его процессуальных прав и обязанностей, в том числе права на возврат излишне уплаченного налога, действующим законодательством не допускается.

Подводя итог вышеизложенному, получаем следующее: родственники умершего индивидуального предпринимателя не вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании излишне уплаченного им налога и (или) сбора.

Вопрос:

Прекращается ли обязанность по уплате налогов в отношении предпринимательской деятельности после закрытия ИП? Может ли инспекция провести выездную налоговую проверку физического лица за период, когда он был индивидуальным предпринимателем?

Ответ:

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. При этом законодатели предусмотрели ряд оснований, по которым обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в частности, это может быть (п. 3 ст. 44 НК РФ):

– уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком;

– смерть физического лица – налогоплательщика или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством;

– ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетом;

– возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как видим, утрата статуса индивидуального предпринимателя в качестве основания для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога в данной норме не предусмотрена.

Кроме того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения им предпринимательской деятельности.

Таким образом, после закрытия ИП обязанность по уплате налогов в отношении предпринимательской деятельности у физического лица не прекращается.

Аналогичная позиция отражена в разъяснениях контролирующих органов.

В Письме ФНС России от 22.09.2010 № ШС-37-3/11731 указано, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей в результате ее осуществления обязанности по уплате налога. Таким образом, в случае прекращения деятельности в качестве ИП у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Соответственно, суммы налогов (сборов), начисленные к уплате (уменьшению) по декларациям, представленным физическими лицами за налоговый период, в котором они осуществляли деятельность в качестве ИП, должны быть отражены в информационных ресурсах налоговых органов. В этой связи налоговыми органами не производится закрытие карточек «Расчеты с бюджетом» индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, до завершения их расчетов с бюджетом и закрытия налоговых обязательств (см. также Письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-02-07/2-124).

В отношении выездной проверки следует отметить следующее.

Статьей 89 НК РФ предусмотрен порядок проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков.

Согласно п. 4 указанной статьи инспекторы в рамках выездной налоговой проверки могут проконтролировать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Обращаем ваше внимание, что приведенные нормы НК РФ не содержат запрета на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, налоговые органы вправе осуществить выездную налоговую проверку физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве ИП.

Следует отметить, что изложенная позиция подтверждена разъяснениями контролирующих органов (см., например, Письмо Минфина России от 23.01.2012 № 03-02-08/6).

Более того, аналогичный подход к разрешению спорных ситуаций применяют судьи. Причем позиция служителей Фемиды на протяжении последних лет не меняется.

Рассматривая спор по существу, КС РФ в Определении от 25.01.2007 № 95-О-О указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок и ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 44 НК РФ.

Аналогичная точка зрения изложена в Постановлении ФАС СЗО от 25.11.2009 № А52-1130/2009, определениях Санкт-Петербургского городского суда от 07.11.2011 № 33-16454/2011, Московского городского суда от 17.08.2010 № 33-23193.

Вопрос:

Является ли обязательным условием для признания индивидуального предпринимателя банкротом превышение суммы его обязательств перед кредиторами над стоимостью принадлежащего ему имущества?

Ответ:

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда (п. 1 ст. 25 ГК РФ).

Принятие судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) является одним из оснований для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ). Данная процедура осуществляется на основании копии решения суда о признании ИП несостоятельным (банкротом), поступившей в инспекцию от арбитров путем направления указанной копии заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. При этом заявление о признании гражданина-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику составляют не менее 10 000 руб. (п. 2 ст. 33 Федерального закона № 127-ФЗ).

К отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, применяются правила, установленные § 1 «Общие положения» гл. X «Банкротство гражданина» Федерального закона № 127-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных § 2 и 3 гл. X (п. 2 ст. 202 Федерального закона № 127-ФЗ).

К сведению

В соответствии с п. 2 ст. 216 Федерального закона № 127-ФЗ индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Статьей 214 Федерального закона № 127-ФЗ установлено, что основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Соотношение п. 1 ст. 3 и ст. 214 Федерального закона № 127-ФЗ как общей и специальной норм на практике порождает многочисленные споры, решать которые приходится в судебном порядке.

Приведем несколько примеров судебных решений.

Так, в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51 указано, что ст. 214 Федерального закона № 127-ФЗ устанавливает особенности признания банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, в связи с чем предприниматель, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее 10 000 руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества. Пункт 1 ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ в этой части при банкротстве индивидуальных предпринимателей не применяется.

Разделяет мнение Пленума ВАС и Президиум ВАС. В Постановлении от 12.04.2011 № 17053/10 арбитры указали, что индивидуальные предприниматели могут быть признаны банкротами в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Причем для этого не требуется, чтобы общая кредиторская задолженность превысила стоимость принадлежащего им имущества.

К сведению

Помимо указанных выше выводов, Президиум ВАС в Постановлении № 17053/10 пришел к довольно интересным заключениям. В частности, суд указал, что если статус индивидуального предпринимателя был утрачен должником после подачи в суд заявления о признании его банкротом и до вынесения решения по делу о банкротстве, производство по делу прекращению не подлежит. Однако признание должника банкротом в указанном случае не влечет последствий, предусмотренных п. 1 ст. 216 Федерального закона № 127-ФЗ (невозможность в течение года после банкротства вновь зарегистрировать ИП).

После весомых решений высших арбитров судьям на уровне ФАС ничего не оставалась, как следовать при разрешении аналогичных споров их позиции (см., например, постановления ФАС ВСО от 31.01.2012 № А10-1858/2011, ФАС ЗСО от 15.12.2011 № А75-7087/2010).

Вместе с тем следует отметить, что и до постановлений Пленума ВАС и Президиума ВАС судьи на уровне ФАС при принятии решений в спорах руководствовались вышеизложенной точки зрения.

В Постановлении ФАС ПО от 26.01.2011 № А49-3171/2010 указано, что Федеральный закон № 127-ФЗ не ставит наличие признаков несостоятельности предпринимателя в зависимость от стоимости принадлежащего ему имущества. Следовательно, при решении вопроса о наличии признаков банкротства индивидуального предпринимателя общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ, применению не подлежит, то есть превышение размера обязательства над стоимостью имущества должника роли не играет.

Из сказанного выше следует, что возможность признания ИП несостоятельным (банкротом) не зависит от стоимости принадлежащего ему имущества и от превышения суммы не исполненных предпринимателем обязательств над стоимостью его имущества.

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель при прекращении деятельности закрыл расчетный счет в банке. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ в течение семи дней он должен сообщить об этом в налоговый орган по месту учета. Каковы последствия несоблюдения данной нормы? С какого момента начинает исчисляться семидневный срок?

Ответ:

Нарушение срока, отведенного пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ для сообщения в налоговый орган о закрытии расчетного счета, влечет ответственность по п. 1 ст. 118 НК РФ. Согласно данной норме нарушение хозяйствующим субъектом установленного НК РФ срока представления в инспекцию информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

По мнению автора, семидневный срок, предусмотренный пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ, не может начать исчисляться ранее получения предпринимателем от банка справки о закрытии счета.

Следует отметить, что подобным образом рассуждают и судебные инстанции.

Так, из Постановления ФАС ВСО от 22.12.2010 № А33-5323/2010 следует: в ходе проверки установлено, что 03.02.2009 общество обратилось в банк с заявлением о расторжении договора банковского счета и закрытии расчетного счета. Сообщение о закрытии 04.02.2009 указанного счета общество представило в налоговый орган 13.03.2009, что подтверждается сопроводительным письмом и штампом почты на конверте.

Изложенные обстоятельства послужили поводом для принятия решения о привлечении общества к ответственности на основании ст. 118 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 000 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств).

Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Как следует из материалов дела, справка банка от 05.02.2009 о закрытии счета получена обществом 13.03.2009, что подтверждается входящим штампом, а также выпиской из журнала регистрации входящих документов общества.

При таких условиях судом сделан вывод, что сообщить о закрытии банковского счета общество могло только с 13.03.2009.

К тому же арбитры указали, что данный вывод соответствует позиции Президиума ВАС, представленной в Постановлении от 20.07.2010 № 3018/10.

С учетом изложенного ФАС ВСО указал на недоказанность инспекцией вины общества в совершении вменяемого правонарушения.

Вопрос:

Следует ли уплачивать государственную пошлину при регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя? Если да, то в каком размере?

Ответ:

Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является юридически значимым действием, при обращении за которым в государственные органы, органы местного самоуправления и к иным должностным лицам взимается государственная пошлина.

В подпункте 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ указано, что государственная пошлина за регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП составляет 20% размера государственной пошлины, установленного пп. 6 настоящего пункта. В частности, за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается пошлина в размере 800 руб.

Таким образом, на сегодняшний день в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель, решивший «свернуть» свой бизнес, должен заплатить государственную пошлину в размере 160 руб. (20% от 800 руб.).

Следует отметить, что законодатели периодически пересматривают тарифы государственной пошлины. В этой связи на практике бывают ситуации, когда предприниматель представляет в налоговый орган вместе с пакетом необходимых документов квитанцию об уплате государственной пошлины в меньшем размере (по недействующим тарифам). В таких случаях контролеры отказывают хозяйствующим субъектам в регистрации прекращения предпринимательской деятельности, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязанности по уплате государственной пошлины.

Впрочем, логика в действиях представителей регистрирующего органа, безусловно, присутствует. Это понимают и судебные инстанции. Так, из Постановления ФАС ПО от 08.09.2011 № А55-25910/2010 видно, что одним из оснований для принятия решения об отказе в регистрации сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП послужило непредставление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за названную процедуру в размере 160 руб.

Как следует из материалов дела, хозяйствующий субъект представил в инспекцию только заявление с приложениями на одном листе и документ об уплате государственной пошлины в сумме 80 руб.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ, который вступил в силу 29.01.2010, пошлина за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается в размере 800 руб. (до указанной даты пошлина по данной норме составляла 400 руб.).

Следовательно, учитывая положения пп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, за государственную регистрацию прекращения деятельности в качестве ИП должна быть уплачена пошлина в размере 160 руб.

Вместе с тем индивидуальный предприниматель уплатил пошлину в сумме 80 руб., что свидетельствует об отсутствии доказательства уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в надлежащем размере (160 руб.).

Таким образом, ФАС ПО пришел к выводу, что ИП не представил необходимый перечень документов для государственной регистрации, следовательно, инспекция правомерно отказала ему в регистрации процедуры закрытия предпринимательской деятельности.

Вопрос:

Какие документы представляются в налоговый орган при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

– заявления о государственной регистрации по форме № Р26001, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 439 (приложение 20);

– платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере;

– документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений о персонифицированном учете.

Рассмотрим каждый их названных документов подробнее.

При заполнении заявления по форме № Р26001 индивидуальным предпринимателям следует руководствоваться Методическими разъяснениями, утвержденными Приказом ФНС России № САЭ-3-09/16@. В них достаточно подробно расписано, что, где и в каком порядке должно быть в заполняемой форме. Единственный момент, на который необходимо обратить внимание, касается подписи индивидуального предпринимателя, проставляемой на странице 02 бланка заявления. В силу п. 7 разд. IV Методических разъяснений она должна быть заверена нотариусом.

В то же время в соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ свидетельствование подписи физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим законом, непосредственно в регистрирующий орган одновременно с документом, удостоверяющим личность (Письмо Минэкономразвития России от 18.10.2010 № Д05-3722). Другими словами, личная явка в инспекцию с паспортом может избавить предпринимателя от нотариального заверения своей подписи на заявлении.

Что касается документа об уплате государственной пошлины, необходимо отметить следующее.

На практике при заполнении платежного документа хозяйствующие субъекты довольно часто допускают ошибки, которые становятся причинами различного рода неприятностей. Вместе с тем иногда нежелательных последствий можно избежать.

В Постановлении от 09.03.2011 № А70-5103/2010 ФАС ЗСО пришел к выводу, что из-за неверного ИНН получателя в платежке налоговики не вправе отказать в регистрации процедуры прекращения предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела, налоговый орган отказал в государственной регистрации прекращения деятельности предпринимателя в связи с непредставлением необходимых документов. При этом налоговики указали на отсутствие документа об уплате государственной пошлины, оформленного надлежащим образом. Дело в том, что в представленной на государственную регистрацию квитанции предприниматель ошибочно указал не тот ИНН получателя платежа.

Не согласившись с решением инспекции, ИП обратился в судебные инстанции с иском о признании его недействительным.

Занимая в споре позицию коммерсанта, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что им подан надлежащий документ об уплате определенного обязательного платежа за совершение регистрационных действий, следовательно, неверное указание ИНН не может рассматриваться в качестве единственного основания для отказа в регистрации, поскольку при наличии правильного кода бюджетной классификации, а также номера счета и вида платежа он поступил в федеральный бюджет именно как государственная пошлина.

Кассационная инстанция также приняла сторону ИП, добавив при этом, что согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Таким образом, в случае если регистрирующему органу представлена квитанция, из которой следует, что государственная пошлина уплачена не по месту совершения юридически значимых действий, данное обстоятельство может являться основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации.

При рассмотрении дела судами установлено, что с 11.01.2010 функции по государственной регистрации переданы из МРИ ФНС № 7 в МРИ ФНС № 14 по Тюменской области.

При таких обстоятельствах ИП был вправе до 11.01.2010 подать заявление о прекращении деятельности в МРИ № 7 с указанием в квитанции на уплату государственной пошлины ИНН получателя платежа этой инспекции.

Налоговым органом не оспаривается, что ИП направил заявление о прекращении деятельности в МРИ № 7 29.12.2009 посредством организации почтовой связи.

Из представленных на государственную регистрацию документов следует, что государственная пошлина уплачена в действующий на момент подачи документов регистрирующий орган с указанием ИНН МРИ № 7 по Тюменской области. Кроме того, как установлено судами и не оспаривается сторонами, предпринимателем правильно указаны код бюджетной классификации, а также реквизиты счета регистрирующего органа и вид платежа.

Исходя из вышеизложенного, ФАС ЗСО посчитал, что документ об уплате государственной пошлины представлен в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ, поскольку, как обоснованно указали суды, ИП на момент подачи заявления о государственной регистрации правильно указал реквизиты государственной пошлины, так как он не располагал и не мог обладать информацией об иных реквизитах, которая будет необходима после 01.01.2010 в связи с передачей функций по государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей от одного органа к другому.

В итоге решение налогового органа было признано судом незаконным.

Форма документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений о персонифицированном учете, на сегодняшний день законодателями не определена, поэтому в качестве него можно представить экземпляр отчета с отметкой о сдаче.

В то же время, если указанный документ предпринимателем не представлен, согласно пп. «в» п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ он предоставляется по межведомственному запросу налогового органа соответствующим территориальным органом ПФР в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

Напомним, данная норма начала действовать с 2011 года, причем до указанной даты при отсутствии документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР соответствующих сведений, контролеры отказывали в регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Арбитражные суды при решении споров в данной ситуации были на стороне контролеров (Определение ВАС РФ от 11.01.2012 № ВАС-17128/11, Постановление ФАС ПО от 03.11.2011 № А12-4595/2011).

Обращаем ваше внимание, что начиная с 01.01.2012 индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы исходя из стоимости страхового года (не имеющие наемных работников), освобождены от необходимости представлять ежегодную отчетность в ПФР. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ (п. 6 ст. 6). До этого отсутствие соответствующего документа означало отказ в регистрации процедуры прекращения деятельности ИП (см., например, Постановление ФАС ДВО от 31.05.2011 № Ф03-1820/2011).

К сведению

В соответствии с п. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.

О. Н. Малов /эксперт журнала

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»/

Оставьте комментарий