Преобразование некоммерческой организации

Здравствуйте!

НОУ — устаревшая организационно-правовая форма.

Согласно п. 1 ст. 11.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (который утратил силу),

1. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Исходя из п. 3 ст. 12 этого же закона (старого),

3. Образовательные учреждения могут быть
государственными, муниципальными, негосударственными (частными
учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и
религиозных организаций).
Негосударственным является образовательное
учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом
собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом
(юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований.

Следуя п. 1 ст. 22 действующего закона «Об образовании в РФ»,

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 17 закона «о некоммерческих организациях»,

2. Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.

Поэтому НОУ как частное учреждение может быть преобразовано, как в Фонд, так и в АНО.

3. Прижигалинская Т.Н., Терновский Д.С. Особенности и факторы социально-экономического развития организаций потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2003.

4. Тодаро М.П. Экономическое развитие. М.: ЮНИТИ, 1997.

5. Экономическое развитие: цивилизационный подход / А.С. Филипенко. М.: Экономика, 2002.

ТЕУНАЕВ Д.М.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

НЕФТЕПРОДУКТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ

В России имеется 6 нефтяных компаний, работающих на правах ОАО в форме холдинга, в состав которых входят различные предприятия. СП В качестве примера такой организации является ОАО «НК «Роснефть». ^ Каждая из них работает с учетом конкурентной ситуации на мировом и российском энергети- о ческих рынках. т

Эта конкуренция, как показало исследование этого вопроса, обуславливает необходимость постоянного увеличения мощностей по первичной переработке нефти в среднесрочной и долгосроч- 2 ной перспективах; повышение глубины переработки до уровня, соответствующего мировым стан- 1П дартам; производство нефтепродуктов, отвечающих ужесточающим экологическим требованиям; I расширение и модернизация розничной сети нефтепродуктов. °

Важная роль в системе нефтяных холдингов принадлежит нефтеперерабатывающим предпри- |\ ятиям (НПП), поскольку именно глубокая переработка нефти позволяет резко увеличить эффектив- О ность функционирования и конкурентоспособность нефтяного комплекса в целом. На настоящее время гу в развитии нефтеперерабатывающих предприятий страны можно выделить ряд особенностей, определяющих характер их развития. Они предполагают формирование специфической системы управления функционированием и развитием не только НПЗ, но и нефтяными компаниями в целом. £ Суть ее, по нашему мнению, должна состоять в том, чтобы она позволяла проводить активную науч

ление и на экспорт, на НПЗ для производства различных нефтепродуктов, которые идут во все регионы страны для продажи юридическим и физическим лицам. Эффективность такой организации,

но-техническую (инновационную) политику в создании технологических ресурсосберегающих ком- а плексов, обеспечивающих эффективную добычу, переработку, доставку и потребление энергоре-

ф

сурсов для конкретных территорий; осуществлять поиск новых альтернативных источников энер- >.

о

гии и позволяющую им встать в один ряд с ведущими энергетическими корпорациями мира.

Вместе с тем особенность формирования подобной системы управления, как показало исследование этого вопроса, состоит в том, что она должна строиться как с учетом общей теории управления, так и теории логистики. Последнее обуславливается тем, что товародвижение топливных ре- & сурсов представляет собой потоковый процесс, имеющий свою специфическую конфигурацию и < предполагающий использование логистических методов его регулирования. ^

Исходным пунктом движения нефтепродуктов являются нефтедобывающие предприятия (ме- д сторождения) нефтяной компании. Затем часть сырой нефти направляется на внутреннее потреб- о

о

как показывает исследование, зависит от степени оптимальности взаимосвязей, устанавливаемых £ между хозяйствующими структурами, участвующими в товародвижении топливных ресурсов от про- ^ изводителя до конечного потребителя. Критерием такой оптимальности для его участников являет- ¡3 ся получение максимальной прибыли при минимуме затрат по всей цепи товародвижения. ®

Реализация этого требования может быть достигнута только на основе внедрения логистичес- ‘Л кого управления. о

Теория и практика свидетельствуют о том, что обеспечение оптимальности в товародвижении 1 продуктов может быть достигнуто только на базе использования теории логистики. Последняя, как о известно, представляет собой: процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точ- 9 ки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, гото- ^

вой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения требований потребителей.

Логистика происходит от греческого слова «1од1$йке», что означает искусство вычислять, рассуждать. Еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания.

В античной математике логистикой называли «искусство» вычисления и геометрических измерений, противопоставлявшееся «теоретической» математике.

В первом тысячелетии до нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена царя Леона VI (865-912 гг. н.э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная забота о ее потребностях и соответственно подготовка каждого акта военного похода.

Особенно успешно логистика активно применялась в период Второй Мировой войны в материально-техническом снабжении армии США во время осуществления военных действий в Европе. ^ Впоследствии, как и другие методы прикладной математики (исследование операций, матема-

^ тическая оптимизация, сетевые модели и т.д.), логистика постепенно стала переходить из военной ь области в сферу хозяйственной практики.

го В результате с середины 1970-х гг. можно говорить о развитии и постепенном внедрении ло-

гистики в хозяйственную практику. ^ Особенности ее применения состоят в том, что она рассматривает товародвижение в качестве

^ логистической системы (ЛС).

В логистической системе в целом и ЗЛС взаимодействуют все участники товародвижения, на-о чиная от товаропроизводителей, их подразделений, посредников и заканчивая потребителями на ^ рынке товаров и услуг. Отсюда их взаимосвязь можно представить также в виде непрерывной черед ды процессов единого процесса, где его выходом является природное сырье — нефть, выходом — □ продукция (топливо) и услуги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате осуществляемого процесса сырье преобразуется в материал-топливо, которое ^ посредством ряда процессов и услуг посредников попадает на рынок потребителя. 0 И поскольку топливо попадает к потребителю, то в этом случае — кому, как и по какой цене

® оно попадает должно решаться на основе маркетинга. Он в данном случае выступает как система

0 руководства по усилению потребностей рынка и способов их удовлетворения. Из этого следует прин-® ципиальный вывод о том, что логистическая система управления должна опираться на маркетинг,

1 позволяющий осуществлять оптимизацию товародвижения топливных ресурсов с учетом его адап-0 тации к потребностям рынка. Отсюда целевой установкой логистического менеджмента, как показа-о ло исследование, должно стать не только соблюдение необходимых количественных, временных и ф стоимостных пропорций между отдельными логистическими звеньями материального потока и оп-

ш

о тимизации потока в целом, но и соблюдение высокой степени адаптивности каждого ЗЛС и системы

о в целом к изменяющимся требованиям хозяйственной среды.

^ Критерием такой оптимизации должно быть получение максимальной прибыли при минимуме затрат по всей ЛС товародвижения. Такое понимание сущности логистического управления обуслав-

2 ливают специфику осуществления его функций. Так, например, к снабженческой функции, в отли-* чие от ее общеуправленческих задач (обеспечение производства сырьем и материалами, в количе-о ствах, требуемых для соблюдения непрерывности производства с минимальными издержками), сле-о дует относить:

^ — выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий; х — обеспечение точного соответствия между количеством поставок сырья, продукции и потребив ностями в них;

Ш

— соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий. | При реализации каналов распределения нефтепродуктов компании приходится решать вопро-

^ сы, связанные не только с расположением нефтебаз, АЗС, но и с доставкой топливных ресурсов, что входит в содержание транспортной функции управления. В ее задачу входит выбор вида транспорта, методов организации перевозок, типа транспортных средств: комплексно решать вопросы транспортного обслуживания.

о

х

О

О

Транспортное обслуживание при перевозке нефтепродуктов включает:

— выбор оптимального вида транспортных средств;

— максимальное использование грузоподъемности транспортных средств;

— соблюдение экологических требований техники безопасности и технологий при выполнении погрузо-разгрузочных работ;

— рациональное размещение запасов на терминалах и использование современных технологий;

— применение компьютерной поддержки и информационных технологий.

Функцией складской деятельности должно стать не столько управление складированием, хранением и обработкой материальных ресурсов в складском хозяйстве, а сколько достижением оптимальности в расходовании средств по их ведению.

Производственная функция логистического менеджмента сосредотачивает свое внимание на соблюдении оптимальности в отвлечении (нахождении) материальных ценностей в производстве.

Распределительная функция направлена на обеспечение доставки готовой продукции «точно во время» от «двери» производителя до «двери» потребителя и послепродажное обслуживание.

Эта функция охватывает всю цепь распределения: маркетинг, транспортировку, складирование, производство и т.п. Причем в ней следует выделить две основополагающие стороны. Во-первых, изучение потребностей рынка (чем занимается маркетинг), а во-вторых, способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем более эффективной организации транспор-тно-экспедиторского обслуживания на основе логистики.

Информационная функция объединяет элементы товародвижения в систему с едиными целя- ^ ми и задачами. Инструментом подобного объединения является информационное обеспечение процессов производства, начиная с закупки и заканчивая сбытом продукции. Потоки информации являются здесь теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической си- о стемы. При этом информационная сеть предполагает создание базы данных, коммуникаций внутри фирмы, наличие комплекса мероприятий по принятию оперативных решений и т.д. □

Для того чтобы информационная деятельность в ходе логистического управления была бы О эффективной необходимо рассматривать логистическую систему как совокупность функционально ограниченных логистических субсистем, функционирование которых как целого обеспечивается ^ информационной логистикой на уровне ее собственных информационных субсистем. о

В зависимости от включения хозяйствующих субъектов в логистическую цепь товародвижения £ логистический менеджмент следует подразделять на макрологистическую и микрологистическую о системы управления. Это особенно важно для системы товародвижения нефтепродуктов, которое ^ включает в себя национальный, региональный и внутрирегиональный аспекты. х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерием оценки функционирования макрологистической системы управления должно стать о получение максимума эффекта при снижении совокупных затрат до минимума. Эффект не обяза

Ш

о

тельно предполагает извлечение максимальной прибыли. С точки зрения государственного управ- ф ления положительный эффект может выражаться в улучшении общей экономической ситуации в о регионе, стране или между государствами. о

Микрологистические системы включают в себя технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой и работающие на единый экономический результат.

Примером последних являются внутрирегиональные топливные компании по торговле нефте- ^ продуктами. Примером такой структуры является ОАО «НК «Роснефть». о

Ш

Из приведенного исследования следует, что логистические системы управления товародвижением в зависимости от вида логистических цепей (каналов) сбыта делятся на 3 вида: о

1. Логистические системы с прямыми связями — это системы, в которых материальный поток ^ нефтепродуктов доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хо-

о

зяйственных связей. ф

ш

2. Эшелонированные, или многоуровневые логистические системы — это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя с участием как минимум одного посредника. ^

3. Гибкие логистические системы — это такие системы, в которых доведение материального ® потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. 2

Сегодня в России организационно-правовой формой деятельности нефтяных компаний остает- о

ся холдинг. Исследование этого вопроса показало, что структура холдинга любой нефтяной ком- о

пании подразумевает, что верхушку управленческой пирамиды занимает управляющий центр, который определяет стратегические направления развития холдинга. Ниже находится управляющая компания, занимающаяся реализацией стратегических направлений развития холдинга и бизнес-процессами по направлениям. Следующую позицию занимают непосредственно структуры, которые осуществляют эти процессы (региональные топливные компании, нефтебазы, АЗС и соответствующая им инфраструктура). Вместе с тем эффективность подобной системы управления, как свидетельствует практика работы многих корпораций, зависит во многом от глубины децентрализации в принятии управленческих решений и степени координации работы структур, входящих в холдинг. Изучение этого вопроса показало, что если на уровне холдинга эта децентрализация и координация в определенной степени имеет место, то этого нельзя сказать об управлении на уровне региональных топливных компаний. Оно построено традиционно по направлениям: техническое, коммерческое, кадровое, капитальное строительство, экономическое и безопасность.

Все направления представлены отделами, которые связаны с нефтебазами и последние с АЗС и транспортными подразделениями. Прежде всего, обращает на себя внимание, что все они работают разрозненно, т.е. снабжение, сбыт, технические службы функционируют обособленно. Для чего ^ целесообразно разрабатывать систему взаимосвязей, обеспечивающих возможность обмена инфор-^ мацией между ними, координацию их действий в соответствии с основной целью. ь С нашей точки зрения, такую взаимосвязь может обеспечить создание логистической подсисте-

ш мы управления, которая состояла бы из ряда подразделений.

Основными задачами предлагаемой логистической подсистемы управления должны быть: ^ — определение перспективных целей и задач в системе логистического управления;

— согласование логистической маркетинговой стратегии организации;

— согласование интересов поставщиков нефтепродуктов и посредников (нефтебазы, АЗС и др.), о функционирующих в ЛС организации;

— устранение конфликтных ситуаций;

^ — выявление уровня инвестиций в систему контроля и управления запасами (нефтехранили-

□ ща, АЗС, информационная система);

— разработка стратегического логистического плана и согласование его с управляющей ком-^ панией;

а — определение направлений оптимизации и снижения общих логистических издержек;

® — совершенствование стратегии управления запасами, хранения в соответствии с изменения-

0 ми стратегии организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а «

ф — совершенствование и согласование действий в системе управления качеством.

1 Среди разнообразных логистических услуг, оказываемых нефтяными компаниями, наибольшее о влияние на эффективность функционирования компаний оказывает уровень и форма организации о сбыта нефтепродуктов как конечного звена логистической системы движения топливных ресурсов. ф На настоящее время нефтяные компании России организуют сбыт нефтепродуктов на региональ-

ш

о ных рынках России с помощью создания в регионах своих сбытовых топливных компаний. Так, на-о пример, ОАО «НК «Роснефть» оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами в ЮФО осуществля-и ет с помощью 16 сбытовых топливных компаний.

С целью стабильного и динамичного функционирования компания разработала стратегию

2 своего развития с учетом конкурентной ситуации на мировом и российском энергетических рын-и ках до 2015 года.

о Чтобы реализовать намеченные цели, необходимо постоянно расширять, модернизировать и повышать эффективность сбытовой деятельности. Достигнуть этого, как показало исследование, возможно за счет совершенствования маркетинговой деятельности, направленной на повышение эффективности каналов распределения топливных ресурсов по каждому региону, улучшения качества и расширения услуг, предоставляемых потребителям топлива, а также за счет реконструкции и модернизации старых нефтебаз, АЗС и строительства новых.

Итак, чтобы сохранить темпы роста, необходимо усовершенствовать систему управления сбытом во всех звеньях системы. Особое внимание следует уделить координации деятельности между сбытовыми, производственными и техническими службами по всей цепочке товародвижения. Этому будет способствовать создание в общей системе управления логистической подсистемы управления качеством поставок, которая позволит скоординировать деятельность не только сбытовых подразде-

о о о.

о

х

О

О

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

О преобразовании некоммерческих организаций

Фархад КАРАГУСОВ,

Главный юридический советник,

Комплайенс контролер

АО «Народный Банк Казахстана»,

доктор юридических наук

Юридическое закрепление возможности преобразования как одной из допустимых законом форм реорганизации юридических лиц в законодательстве независимого Казахстана впервые нашло свое место в Основах Гражданского Законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. (ст.16), которые до принятия нового Гражданского Кодекса временно применялись на территории Казахстана. В настоящее время Гражданским Кодексом Республики Казахстан (ГК РК) преобразование определено как форма реорганизации юридического лица, предполагающая изменение организационно-правовой формы последнего, при котором к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст. 46).

Более детальное регулирование условий и порядка преобразования юридических лиц содержится в отдельных законах, регламентирующих различные организационно-правовые формы коммерческих организаций. Так, ст. 86 Закона от 13 мая 2003 г. «Об акционерных обществах», как и ст. 93 ГК РК, допускает преобразование акционерного общества (за исключением некоммерческой организации, созданной в форме АО) в хозяйственное товарищество или в производственный кооператив. Аналогично и ст. 65 Закона от 22 апреля 1998 г. «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», а также ст. 77 ГК РК закрепляют возможность для ТОО преобразоваться в хозяйственное товарищество иного вида, акционерное общество или в производственный кооператив. Преобразование других видов хозяйственных товариществ (полного и коммандитного) разрешается ст. 9 Закона «О хозяйственных товариществах» и ст. 62 ГК РК: такие товарищества могут преобразовываться в хозяйственные товарищества других видов, в акционерное общество либо в производственные кооперативы.

В свою очередь, ст. 25 Закона от 16 января 2001 г. «О некоммерческих организациях» также допускает реорганизацию некоммерческой организации в форме преобразования. При этом ст. 16 этого Закона вплоть до июля 2007 г. устанавливала категорическое правило о том, что акционерное общество, учрежденное как некоммерческая организация, не может быть преобразовано в коммерческую организацию так же, как и АО, учрежденное как коммерческая организация, не может быть преобразовано в некоммерческую организацию.

Став допустимой и регулируемой законом формой реорганизации юридических лиц, преобразование предполагает соблюдение ряда принципиальных требований, обязательных при любой другой форме реорганизации. В частности, представляется, что любая реорганизация предполагает надлежащее урегулирование двух взаимосвязанных вопросов: обеспечение определенности относительно правовой судьбы имущества реорганизуемого субъекта и недопущение нарушения имущественных прав или иного ущемления законных интересов кредиторов этого субъектов.

Упомянутая определенность в отношении имущества преобразуемого юридического лица достигается специальной регламентацией универсального правопреемства от реорганизуемого правопредшественника к вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу –правопреемнику. В частности, в результате универсального правопреемства к правопреемнику переходят все активы и долги предшественника. Решение уполномоченных органов преобразуемого юридического лица и государственная регистрация вновь возникшего в результате преобразования юридического лица являются основаниями, соответственно, для передачи и возникновения у правопреемника прав на имущество предшественника и принятия им долгов последнего.

Таким образом, в результате правопреемства надлежащим образом формируется имущественный статус правопреемника как собственника приобретенных таким образом активов и обязанного субъекта по принятым на себя долгам. Однозначность в этом вопросе является принципиально важной для самого правопреемника, надлежащим образом юридически подтверждая его возникшие правомочия и притязания, создавая для него новые сферы и основания для ответственности, новые виды имущественного бремени. Эта однозначность также важна и для его акционеров (учредителей), поскольку в зависимости от состава принятого имущества стоимость их акций (долей участия) может измениться в любую сторону, а также может возникнуть дополнительное бремя по управлению соответствующим предпринимательским делом (бизнесом).

Вместе с тем, правопреемство обеспечивает и интересы кредиторов преобразуемой организации. Взаимосвязанность этих двух аспектов обусловлена тем, что, как указывает профессор Ю.Г. Басин, правопреемство «в условиях рыночной экономики направлено прежде всего на защиту прав и интересов кредиторов». Механизм такой защиты включает в себя, в зависимости от выбранной формы реорганизации, обязательность ряда предусмотренных к выполнению мероприятий.

Так, в соответствии со ст. 47 («Передаточный акт и разделительный баланс») и ст. 48 («Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации») ГК РК для всех форм реорганизации такими обязательными мероприятиями являются фиксация имущественных прав и обязанностей в передаточном акте или разделительном балансе (в зависимости от формы реорганизации) и обязательность заблаговременного письменного уведомления кредиторов о реорганизации. В отношении преобразования других механизмов защиты правомерных интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица, как, например, предоставление кредиторам права требовать досрочного прекращения обязательств и возмещения убытков, не предусмотрено.

Примечательно и то, что ГК РК не предусматривает последствий несоблюдения требований о предварительном уведомлении кредиторов о предстоящей реорганизации, а также неполного или иного недостоверного содержания передаточного акта или разделительного баланса. Это обстоятельство, как представляется, заметно понижает степень обеспеченности указанных гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Так, профессор Басин Ю.Г. указывает, что при реорганизации юридического лица закон ограничивается требованием извещения кредитора, не наделяя его властью запретить перевод долга отказом дать согласие. Такое регулирование обосновывается тем, что в противном случае это означало бы дать каждому кредитору возможность запретить саму реорганизацию. С этим доводом, однако, можно согласиться при условии, что закон предусмотрит право на досрочное прекращение обязательств и возмещение убытков и при большинстве других форм реорганизации, а не только при выделении и разделении, как это допускается п. 2 ст. 48 ГК РК. Как обосновывается ниже, такое право кредиторов имеет значение и при преобразовании.

В свою очередь, соблюдение требования о письменном уведомлении кредиторов о предстоящей реорганизации также прямо не обеспечивается какими-либо допустимыми средствами защиты. На этот аспект обращают внимание и исследователи российского права, схожего в этом вопросе с казахстанским законодательством, указывая на неясность вопроса о том, «может ли кредитор, и на каких условиях требовать приостановления реорганизации». Этот фактор, в сущности, лишает кредиторов реорганизуемого субъекта, не получивших такого уведомления по зависящим от реорганизуемой компании обстоятельствам (умысел или иная форма недобросовестности), возможности эффективно правовыми средствами защитить свои интересы.

Что касается правового значения передаточного акта как формы фиксации передаваемого в результате реорганизации имущества и основания возникновения прав на такое имущество у появившегося в результате преобразования юридического лица, то наиболее целесообразной является идея вообще отказаться от концепции передаточного акта при слиянии, присоединении и преобразовании. Обоснованием этой идеи являются два фактора: концептуальный и юридико-технический.

В частности, в соответствии с концепцией универсального правопреемства при таких формах реорганизации, как слияние, присоединение и преобразование, имущество, права и обязанности реорганизуемого лица переходят «целиком, как они есть» на момент реорганизации к вновь возникшему юридическому лицу, а реорганизуемое лицо при этом прекращается. В частности, Б.Б. Черепахин указывает на то, что универсальные правопреемники становятся «носителями всех его прав и обязанностей, как учтенных, так и не учтенных в передаточном балансе, в том числе и в разделительном балансе» для кредиторов реорганизуемого лица.

В связи с этим он в целом понижает значение передаточного акта и разделительного баланса как формы фиксации имущества при универсальном правопреемстве в случае реорганизации, но придает этим документам решающее значение «в случае возникновения споров по поводу отдельных объектов, входящих в передаваемое имущество, между правопреемниками». Здесь, однако, допускается некоторое противоречие в том, что автором усматривается возможность возникновения споров между правопреемниками в случаях слияния, присоединения или преобразование. Вместе с тем, очевидно, что при этих трех формах правопреемником может быть только одно лицо, которому нет оснований спорить с самим собой. Учитывая же то, что Б.Б. Черепахин совершенно определенно и справедливо считает, что «нельзя согласиться с мнением, что правопреемники несут только те обязанности, которые учтены в передаточном балансе», правовое значение передаточного акта как для кредиторов, так и для правопреемников в этих случаях заметно снижается до весьма несущественного.

Поскольку же столь заметно понижается принципиальная (концептуальная) значимость передаточного акта, например, при преобразовании, то не усматривается и целесообразность законодательных требований о его составлении и публикации, как это предусмотрено некоторыми действующими законодательными актами Казахстана. Так, в частности, ст. 82, 83 и 86 Закона «Об акционерных обществах» требуют составления передаточного акта при слиянии, присоединении и преобразовании акционерных обществ. Аналогичное требование установлено и ст.ст. 62 и 65 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». В то же время с учетом концепции универсального правопреемства законодательное закрепление этого требования становится неоправданным и необоснованным. Вполне справедливым является позиция о том, что «нецелесообразно требовать специальной защиты, если существует альтернативный должник-правопреемник с соответствующими активами, продолжающий свою деятельность и после реорганизации компании — первоначального должника».

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что преобразование как форма реорганизации юридического лица, предусмотренная законодательством Казахстана, предполагает обязательное наличие следующих факторов:

— универсальное правопреемство имущества от преобразуемого лица к новому субъекту;

— оформление передачи имущества передаточным актом;

— уведомление кредиторов преобразуемого юридического лица о предстоящем преобразовании.

Вместе с тем, в целях повышения эффективности представляется целесообразным на законодательном уровне определиться по следующим аспектам:

— на основании принятой концепции универсального правопреемства отменить требование об обязательном составлении передаточного акта при преобразовании, а также слиянии и присоединении юридических лиц;

— однозначно определиться относительно возможности преобразования некоммерческих организаций в коммерческие, и наоборот, а также в целом – о возможности реорганизации с одновременным участием коммерческих и некоммерческих организаций;

— в случае законодательного решения о возможности такого преобразования, регламентировать вопрос о праве кредиторов потребовать от преобразуемой организации досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

Эти предложения обусловлены анализом вопроса о реорганизации некоммерческих организаций в связи с произошедшими изменениями статуса Казахстанской фондовой биржи.

Общеизвестно, что на протяжении достаточно длительного периода фондовая биржа в Казахстане могла быть созданной (и функционировала) только в качестве некоммерческой организации в силу закона. Так, в соответствии с ранее действовавшим Законом РК от 5 марта 1997 г. «О рынке ценных бумаг» биржа являлась некоммерческой саморегулируемой организацией (п.1 ст. 37). После принятия 2 июля 2003 г. нового Закона «О рынке ценных бумаг» фондовая биржа на основании ст. 88 этого Закона продолжала свое функционирование как некоммерческая организация, каждый акционер которой вне зависимости от количества принадлежащих ему акций имел только один голос на общем собрании его акционеров.

В связи с созданием Регионального финансового центра г. Алматы в Программе развития регионального финансового центра города Алматы до 2010 года (раздел 5.1.1.) была заявлена необходимость принятия мер по коммерциализации фондовой биржи («подразумеваемой как функциональная и акционерная диверсификация»). В свою очередь согласно Стратегии развития АО «Казахстанская фондовая биржа» на 2007-2010 годы коммерциализация биржи определена в качестве одного из основных направлений развития биржи в упомянутый период и согласно разделу 1 этой Стратегии предполагает отказ биржи в рамках применимого законодательства от своего некоммерческого характера с переходом Биржи «в ранг коммерческой организации».

В настоящее время по сведениям, размещенным на официальном сайте биржи, «08 августа 2007 года со вступлением в силу закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития регионального финансового центра города Алматы» от 21 июля 2007 года биржа утратила свой статус некоммерческой организации, а ее акции стали доступны к покупке любыми заинтересованными лицами. С этой же даты был изменен принцип голосования на общем собрании акционеров биржи (вместо «один акционер – один голос» – «одна акция – один голос»)».

В виду того, что публично доступные источники не позволяют сделать вывод о том, каким образом была изменена организационно-правовая форма и вид биржи, и в настоящее время не представляется возможным проанализировать реальный случай преобразования некоммерческой организации в коммерческую из практики, мы рассмотрим в целом теоретическую возможность таких прецедентов и регулирующую такое преобразование действующую законодательную базу.

Как уже отмечалось, п.5 ст.46 ГК РК признает преобразованием изменение организационно-правовой формы, при котором, однако, происходит преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида. Учитывая, что в соответствии со ст. 34 ГК РК существуют только два вида юридических лиц – коммерческие и некоммерческие, в рамках каждого из которых допускаются различные их формы, несовершенство действующей редакции упомянутого пункта очевидно. Вместе с тем, представляется, что эта редакция допускает преобразование юридических лиц как в рамках одного вида, так и, если так можно выразиться, «межвидовое» преобразование (коммерческой организации в некоммерческую, и наоборот).

При этом допустимость изменений организационно-правовых форм в рамках вида коммерческих организаций регламентируется с достаточной однозначностью. В свою очередь, каждый соответствующий закон, регулирующий отдельные формы коммерческих организаций, прямо перечисляя организационно-правовые формы, в которые допустимо преобразование, умалчивает о возможности преобразования в любые другие формы. Означает ли это недопустимость выбора формы, прямо не предусмотренной гражданско-правовым законом? Думается, что теоретический ответ со ссылкой на общую диспозитивность гражданского права может быть положительным применительно к преобразованию в рамках одного вида коммерческих юридических лиц может быть положительным. Но практическое воплощение такой степени свободы представляется невозможным, ибо и суды, и субъекты оборота, и регистрирующие органы вполне обоснованно, могут рассматривать соответствующие законодательные нормы как предписывающие возможные способы преобразования, не допуская не предусмотренных законом альтернатив.

Аналогичный вопрос возник у наших коллег и при анализе российского законодательства: «положения Закона об АО о порядке реорганизации акционерных обществ путем слияния, присоединения, разделения или выделения, по толкованию судов, не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм … либо разделение их на акционерное общество и юридическое лицо в другой организационно-правовой форме».

Таким образом, можно сделать вывод о недопустимости по законодательству Казахстана преобразования коммерческих организаций в некоммерческие организации, а также в те формы коммерческих организаций, преобразование в которые прямо не предусмотрено законом. А вывод наших российских коллег о том, что «не существует реальных причин для запрета подобной процедуры, которая должна быть предусмотрена законодательством», полагаем обоснованным только применительно к случаям реорганизации хозяйствующих субъектов — предпринимателей (т.е. только в рамках вида коммерческих организаций).

Что касается преобразования некоммерческих организаций, то из содержания ст. 25 Закона «О некоммерческих организациях» можно сделать вывод о допустимости подобных преобразований в другие формы коммерческих и некоммерческих организаций. Вместе с тем, обращает на себя внимание факт того, что пунктом 4 ст. 16 этого Закона для акционерных обществ установлен запрет на преобразование коммерческих организаций в некоммерческие, и наоборот.

В то же время Законом от 21 июля 2007 г. такое ограничение было отменено в отношении случаев преобразования фондовых бирж, созданных в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг. Этим же Законом в ст.ст. 84, 88 и другие Закона «О рынке ценных бумаг» были внесены изменения, отменяющие требования к созданию фондовой биржи в качестве некоммерческой организации и применение принципа, когда независимо от каких-либо обстоятельств каждый член биржи имел лишь один голос при принятии решений по управлению биржей.

В связи с этим наибольший интерес вызывает вопрос о том, каким образом могла бы фондовая биржа быть преобразована из некоммерческой организации в коммерческую. Достаточно ли просто в ее устав внести изменение указания на ее некоммерческий характер закреплением ее статуса в качестве коммерческой организации и принципа «одна акция – один голос»?

Вполне вероятен аргумент о том, что биржа как была, так и осталась акционерным обществом, а какого-либо перемещения ее имущества от одного субъекта к другому просто не было, и вопрос о какой-либо реорганизации в этом случае неуместен.

Однако же представляется, что изменение характера деятельности акционерного общества (с коммерческого на коммерческий, и наоборот) является формой реорганизации юридических лиц в силу того, что, с учетом легальной дефиниции преобразование, имеет место не только при изменении организационно-правовой формы, но и при изменении вида юридического лица. Кроме того, акционерное общество как коммерческая организация и некоммерческое акционерное общество представляют собой две разные организационно-правовые формы, различающиеся по характеру деятельности, форме взаимоотношений акционеров и общества, структуре управления и ряду других признаков. Изменение вида АО с некоммерческого в коммерческое является реорганизацией, ст.16 Закона «О некоммерческих организациях» такое изменение, в общем-то, и называет преобразованием.

В связи с этим не вызывает сомнений и то, что такое преобразование некоммерческого АО в коммерческое должно осуществляться с соблюдением требования ГК РК о заблаговременном уведомлении кредиторов преобразуемой некоммерческой организации по поводу ее реорганизации. Однако полагаем, что права кредиторов такой некоммерческой организации должны быть обеспечены в большей степени, нежели при преобразовании коммерческих юридических лиц. В данном случае речь идет о предоставлении кредиторам преобразуемого в коммерческое некоммерческого акционерного общества права потребовать досрочного прекращения соответствующих обязательств и возмещения убытков.

Предоставление этого права обусловлено принципиальным различием самого характера деятельности некоммерческих и коммерческих организаций. Как отмечает профессор Басин Ю.Г., «проведение полного разграничения между коммерческими и некоммерческими организациями бывает на практике затруднительным…. Самым надежным критерием разграничения служит возможность распределения прибыли между участниками (допускает ли закон или учредительные документы лица распределять прибыль между участниками)». С учетом такого подхода ст. 33 ГК РК разграничивает некоммерческие организации от некоммерческих в зависимости от того, заявлено ли извлечение прибыли основной целью деятельности организации или нет. Более того, эта статья прямо предусматривает, что некоммерческая организация не просто не должна иметь извлечение дохода основной целью своей деятельности, но она также не должна распределять полученный чистый доход между своими участниками.

Этот запрет на распределение прибыли является принципиально важным аспектом, поскольку его соблюдением достигаются социально-значимые цели создания и деятельности некоммерческих организаций, а также обеспечиваются имущественные и иные правомерные интересы кредиторов некоммерческой организации.

В частности, вступая в имущественные правоотношения с некоммерческой организацией, субъекты рынка знают о том, что цель правоотношения будет достигнута, а имущественные обязательства перед кредитором будут надлежащим образом исполняться, поскольку все средства, включая доходы от деятельности, направляются на решение уставных задач организации, и не допускается вывод средств из организации за счет распределения доходов между ее участниками. Преобразование же в коммерческую организацию означает пересмотр приоритетов деятельности преобразованной компании и превалирование имущественных интересов ее участников, неизбежно создающего ситуацию конфликта с интересами кредиторов.

Примечательным является пример из советского прошлого. В своей известной монографии Б.Б. Черепахин рассматривает такие формы реорганизации, как преобразование различных форм хозяйственных организаций (например, колхоза в совхоз). При этом он справедливо указывает на то, что «существенной особенностью этих случаев реорганизации юридических лиц является то, что при этом не происходит ни разделения (выделения), ни слияния (поглощения), вообще не меняется количество юридических лиц, но происходит существенное изменение природы данного юридического лица, происходит изменение формы социалистической собственности».

И если при преобразовании в рамках одного вида коммерческих организаций обоснованным является безусловное применение механизма универсального правопреемства без дополнительных средств защиты интересов кредитора (в частности, в форме предоставления им права требовать досрочного исполнения обязательств преобразуемым правопредшественником), то при «межвидовом» преобразовании аргумент о существенном изменении характера деятельности организаций, соотношения имущественных интересов и даже собственно отношений собственности представляется достаточно существенным для того, чтобы кредиторы получили больший набор защиты их правомерных имущественных интересов.

Важно также иметь ввиду и то, что при преобразовании некоммерческой организации в коммерческую, и наоборот, не все долги преобразуемого юридического лица могут соответствовать природе и правосубъектности появляющегося правопреемника. Например, многие виды имущественных правоотношений юридического лица возникают в силу того, что этот хозяйствующий субъект имеет лицензию на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности, а некоммерческой организации такие лицензии выданы быть не могут в силу того, что они не осуществляют предпринимательской деятельности (т.е. в силу закона). С другой стороны, преобразование некоммерческой организации в коммерческую с сохранением того же вида деятельности также может быть невозможным, поскольку само содержание этой деятельности не допускает создания для некоммерческой организации высокой степени предпринимательского риска, характерной для деятельности коммерческих организаций (этим, в частности, изначально аргументировалась некоммерческая природа деятельности фондовой биржи), либо не позволяет достижение целей некоммерческой организации (например, допустимых для потребительского кооператива, религиозного объединения и др.).

Более того, не все варианты преобразования одних форм некоммерческих организаций в другие возможны (если они вообще возможны) в силу содержания деятельности соответствующих некоммерческих организаций и субъектного состава их участников. Например, очевидно, что общественное объединение граждан не может стать ассоциацией юридических лиц, государственное учреждение – общественным фондом и т.п.

Таким образом, целесообразным является дальнейшее совершенствования законодательства о юридических лицах по вопросам их реорганизации. В частности, с учетом вышеизложенного представляется важной последовательная и адекватная регламентация в ГК РК и законах условий универсального правопреемства при преобразовании, слиянии и присоединении юридических лиц. Серьезным моментом является регулирование вопросов «межвидового» преобразования: в целях обеспечения безопасного и эффективного гражданского оборота было бы более корректным установление запрета на преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот. Если же законодатель посчитает возможным такое преобразование в каких-то случаях (как, например, вышеупомянутая коммерциализация фондовой биржи), то кредиторам преобразуемого таким образом юридического лица должна быть предоставлена дополнительная система мер по обеспечению их правомерных имущественных интересов, о чем указывается выше.

Что касается преобразования юридических лиц в рамках одного вида, думается, что в силу существенных особенностей субъектного состава учредителей и содержания деятельности некоммерческих организаций каждого конкретного вида возможность именно преобразования некоммерческих организаций в рамках этого вида юридических лиц целесообразно также принципиально запретить.

____________________

Опубликовано в журнале «Юрист» — Алматы, №6, июнь 2009. С.33-38.

См. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., №26, ст. 733.

См. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 30 января 1993 г. №1948-XII «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы». / Электронная база данных «ПАРАГРАФ – информационная система».

См. Басин Ю.Г. Защита интересов кредиторов при универсальном правопреемстве юридических лиц в коммерческих отношениях. В сб. Избранные труды по гражданскому праву. Сост. Сулейменов М.К. / Алматы: АЮ – ВШП «Адилет», НИИ частного права КазГЮУ, 2003 г. С. 126

См. Басин Ю.Г. Цит. соч. С. 127

См. Басин Ю.Г. Цит. соч. С. 129.

См. Корпоративная реформа и гармонизация корпоративного законодательства России и ЕС. Коллектив авторов. Отв. ред. Астапович А. Национальный совет по корпоративному управлению. / М., 2006 г. С. 157.

См. Черепахин Б.Б. Цит. соч. С. 93-94.

См. Черепахин Б.Б. Цит. соч. С. 108.

См. Корпоративная реформа и гармонизация корпоративного законодательства России и ЕС. С. 157-158.

Утверждена приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы от 8 декабря 2006 г. № 68 (http://www.kase.kz/ru/page/normative_base#section-3).

Одобрена решением Биржевого совета АО «Казахстанская фондовая биржа» (протокол от 26 июля 2007 г. №23) и утверждена решением годового общего собрания акционеров АО «Казахстанская фондовая биржа» (протокол от 23 августа 2007 г.) (http://www.kase.kz/ru/page/normative_base#section-2).

См. Корпоративная реформа и гармонизация корпоративного законодательства России и ЕС. С. 157-158.

См. Корпоративная реформа и гармонизация корпоративного законодательства России и ЕС. Там же.

См. Черепахин Б.Б. Цит. соч. С.104.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ

Статья 10. Автономная некоммерческая организация

1. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 220-ФЗ)

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

3. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

5. В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления автономной некоммерческой организации устанавливается Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

(п. 5 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 220-ФЗ)

Автономные некоммерческие организации основывают свою деятельность по принципу отсутствия членства и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера. В отличие от финансируемых собственником учреждений такие организации обладают правом собственности на переданное им учредителями имущество. Учредитель же (учредителем может быть как одно, так и несколько лиц достигшие 18 лет) не сохраняет прав на имущество, переданное в собственность организации в отличии от некоммерческих партнерств, где при выходе из организации или при ее ликвидации члены могут получить свою собственность или стоимость этой собственности. Конструкцию АНО можно с успехом использовать для ведения бизнеса, особенно в сфере оказания платных услуг. Например, в такой форме могут создаваться частные школы, детские сады, вузы, больницы, различного рода консультации и т.п. Условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц. Учредители не отвечают по долгам автономной некоммерческой организации, как и сама организация не отвечает по обязательствам учредителей. Организация несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, на которое по законодательству России может быть обращено взыскание. Правовая природа Автономной некоммерческой организации имеет много общего с фондом, т.к. учредители АНО не обладают ни вещными, ни обязательственными правами в отношении ее имущества, в том числе переданного ими в качестве вклада в собственность данной организации. Учредители АНО обязаны осуществлять надзор за деятельностью организации, в порядке, предусмотренном ее уставом. В соответствии с п. 4 ст. 10 ФЗ «О некоммерческих организациях» Учредители АНО могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав. Однако если организация создается двумя или более лицами, то учредителям предоставляется возможность заключить между собой учредительный договор, в котором нужно предусмотреть все условия их участия в создании и деятельности данного юридического лица. Именно учредительный договор, вступивший в силу с момента заключения и действующий все время существования организации, свяжет учредителей друг с другом и с самой организацией обязательственными отношениями, что даст возможность в случае возникновения непредвиденной ситуации легко найти выход из затруднения. В Уставе обязательно должны определяться наименование организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества организации, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации. Устав АНО может содержать и иные не противоречащие законодательству положения. Руководство Организацией осуществляет коллегиальный высший орган управления, имеющий исключительную компетенцию (таким органом может быть, например Правление). В данный орган могут входить как учредители, так и наемные работники этой организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Текущее управление осуществляется единоличным исполнительным органом организации (таким органом может быть, например Директор). Данный орган решает вопросы не включенные в исключительную компетенцию высшего органа управления. Его полномочия перечисляются в уставе организации. Как и некоторые другие некоммерческие организации, АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана организация. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании лицензии. Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании принимается высшим органом управления организации в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» в порядке, предусмотренном уставом организации. АНО ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По смыслу п. 1 ст. 65 ГК она не может быть объявлена банкротом. Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренным Законом

Каким образом можно выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования и сняться с должности генерального директора?

19 июля 2018

Прежде всего отметим, что автономная некоммерческая организация (далее также — АНО) представляет собой созданную на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц унитарную некоммерческую организацию, не имеющую членства (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ)). При этом учредители АНО не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, и не отвечают по ее обязательствам, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (п. 3 ст. 123.24 ГК РФ, п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).
Возможность гражданина или юридического лица в любое время выйти из состава учредителей АНО напрямую предусмотрена п. 6 ст. 123.24 ГК РФ и п.п. 3-4 ст. 15 Закона N 7-ФЗ. При этом получения согласия других участников АНО в этом случае не требуется. Определенные ограничения установлены лишь для тех случаев, когда выходящий учредитель АНО является последним или единственным: до направления сведений о своем выходе он обязан передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом АНО.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона N 7-ФЗ и п. 2.2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для выхода из состава учредителей АНО лицо должно направить в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Такое заявление составляется по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, и по смыслу ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ подается в территориальный орган ФНС по месту регистрации АНО (смотрите также разъяснения Министерства юстиции РФ от 08.12.2016 (с текстом данного разъяснения Вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке на адрес в сети Интернет http://www.gestion.ru/images/minust.pdf)). Одновременно с подачей указанного заявления лицо, выходящее из состава учредителей АНО, должно направить уведомление об этом самому АНО (п. 3 ст. 15 Закона N 7-ФЗ).
Выход лица из состава учредителей АНО считается состоявшимся с момента исключения сведений о таком лице как об учредителе из ЕГРЮЛ.
Отметим, однако, что указанный выше порядок выхода из состава учредителей АНО применяется только в том случае, если сведения об учредителях такой организации содержатся в ЕГРЮЛ. В противном случае выход должен осуществляться в порядке, установленном уставом АНО (смотрите письмо Министерства юстиции РФ от 24.03.2016 N 11/32870-СГ).
Что же касается ухода лица с поста генерального директора АНО, то необходимо иметь в виду, что ни ГК РФ, ни Закон N 7-ФЗ не регламентируют порядок прекращения полномочий указанного органа, в том числе и по волеизъявлению лица, избранного на данную должность учредителями. В связи с этим в данном случае следует руководствоваться положениями устава АНО.
Тем не менее, следует учитывать также и то, что генеральный директор АНО как ее единоличный исполнительный орган (п. 3 ст. 123.25 ГК РФ) является в то же время и работником указанной организации (часть шестая ст. 11 и ст. 273 ТК РФ). В свою очередь, из части первой ст. 278 ТК РФ следует, что трудовой договор с работником, занимающим должность руководителя организации, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным ТК РФ. А одним из таких оснований в силу п. 3 части первой ст. 77 и ст. 80 ТК РФ является волеизъявление работника на прекращение трудовых отношений. При этом в соответствии с частью первой ст. 80 ТК РФ о своем желании работник должен предупредить работодателя не позднее чем за две недели до предполагаемого дня расторжения трудового договора. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу (часть пятая ст. 80 ТК РФ). Препятствовать такому увольнению работодатель не вправе.
Таким образом, приведенные нормы указывают на то, что полномочия генерального директора АНО в любом случае считаются прекращенными в случае подачи им учредителям общества заявления об увольнении по собственному желанию и по истечении двухнедельного срока с даты подачи, если более ранняя дата прекращения трудового договора не была согласована генеральным директором и учредителями (часть вторая ст. 80 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Оставьте комментарий