При повторной проверке

С 01.01.2018 действуют изменения, внесенные в Указ от 16.10.2009 N 510 (далее — Указ N 510). На вопросы, касающиеся порядка проведения и назначения налоговых проверок, ответила Наталья Звороно.

Наталья Звороно

Член правления — эксперт Ассоциации налогоплательщиков, практикующий юрист

Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности на первое и второе полугодия 2018 года формироваться не будут. Об этом есть информация на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь (КГК). Означает ли это, что в 2018 году проверок не будет?

Контроль (надзор) в нашей стране осуществляется в соответствии с Указом N 510 в форме:

— выборочных проверок (это бывшие плановые проверки);

— внеплановых проверок;

— мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;

— мер профилактического и предупредительного характера, указанных в ч. 5 п. 3 Указа N 510 <*>.

Как мы можем видеть, перечень форм контроля не исчерпывается только выборочными проверкам. Полагаю, рассуждать о том, что контроля (надзора) в текущем году не будет, а говоря о выборочных проверках все имеют в виду именно контроль в целом, нет оснований. Контролирующие и надзорные органы правомочны назначать и проводить в порядке, установленном Указом N 510, внеплановые проверки. Кроме того, контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга. Следует понимать, что результаты любого мониторинга, проведенного контролирующим (надзорным) органом, представляют собой информацию о деятельности субъекта (плательщика), которая анализируется и используется для принятия решения о назначении как внеплановой, так и выборочной проверки.

Резюмируя сказанное, отмечу, что информация, размещенная на официальном сайте КГК, не означает, что в 2018 году не будет проводиться никаких проверок, мораторий на проведение проверок в стране не вводился.

Когда на сайте КГК появятся первые планы выборочных проверок?

Согласно информации, размещенной на официальном сайте КГК, в соответствии с п. 13 Указа от 16.10.2017 N 376 (далее — Указ N 376) планы выборочных проверок на первое полугодие 2019 года будут сформированы Комитетом государственного контроля и размещены на сайте КГК в сети Интернет до 15 декабря 2018 г. Следовательно, уже с 15 декабря 2018 г. субъекты предпринимательской деятельности смогут ознакомиться с планом выборочных проверок на первое полугодие 2019 года.

Указом N 376 ограничен проверяемый период при проведении налоговых проверок. Какие будут действовать ограничения начиная с 2018 года?

Да, действительно, Указом N 376 изменена норма об ограничении проверяемого периода при проведении проверки. Если раньше <*> проверяемый период ограничивался тремя годами от даты, когда принято решение о назначении проверки, то сегодня п. 16 Указа N 510 установил, что проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства — за период, не превышающий пяти календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года. То есть скорее всего проверка соблюдения налогового законодательства субъектов, включенных в план выборочных проверок, будет проводиться уже за пять лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, и за три года, предшествующих году назначения проверки по вопросам соблюдения иного законодательства.

При этом не стоит забывать, что в п. 16 Указа N 510, как и ранее в п. 13 Указа N 510 в прежней редакции, сохранились изъятия из данного правила об ограничении проверяемого периода. Так, проверяемый период может быть значительно расширен, если проверка назначена по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам.

Также проверяемый период может быть расширен, когда проверяют соблюдение бюджетного законодательства, законодательства об использовании бюджетных средств, использование мер государственной поддержки, законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды, а также при осуществлении надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе, надзора за деятельностью открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь».

Исключение сделано и для проверок, проводимых по обращению физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания и проводимых по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда, а также дополнительных проверок.

Здесь стоит обратить особое внимание на тот факт, что ранее согласно абз. 4 ч. 2 п. 13 Указа N 510 в прежней редакции ограничение срока проведения проверок не распространялось на проверку соблюдения налогового законодательства. Сегодня конструкция нормы п. 16 Указа N 510 изложена иначе и согласно ч. 1 п. 16 период проверки соблюдения требований налогового законодательства может проводиться только за пять лет, предшествующих году назначения проверки, если иное не установлено законодательными актами. При этом исключением из этого правила, установленным законодательным актом, а именно самим Указом N 510, является то, что пятилетний период может быть увеличен, если проверка назначена по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам <*>.

Полагаю, редакция п. 16 Указа N 510 дает основания считать, что налоговые органы и органы КГК при проведении выборочных и внеплановых проверок, назначенных не по поручениям должностных лиц и государственных органов, перечисленных в абз. 2 ч. 2 п. 16, и не по поручению органов уголовного преследования обязаны соблюдать требования ч. 1 п. 16 Указа N 510 и не выходить при проведении проверок за рамки пятилетнего ограничительного периода.

Однако еще остаются дополнительные проверки, которые также попали в случаи исключения из ограничительного срока проверяемого периода <*>. Напомню, что определение «дополнительная проверка» содержится в п. 8 Указа N 510. Так, дополнительная проверка — это проверка, которая проводится для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судами по находящимся в их производстве делам, либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения проверок.

Учитывая то, что при проведении дополнительной проверки ограничение проверяемого периода проверки может не соблюдаться, имеет смысл хорошо подумать, прежде чем подавать жалобу!

Указом N 376 скорректирован перечень органов, которые вправе назначать внеплановые проверки, сокращен также перечень оснований для их назначения. Расскажите, в каких случаях и к кому могут прийти на проверку налоговые органы в 2018 году?

Не могу сказать, что перечень должностных лиц и государственных органов, наделенных правом назначения внеплановых проверок, существенно скорректирован. Скорее речь идет о конкретизации полномочий Совета Министров. Если ранее правом назначения внеплановой проверки обладал Премьер-министр Республики Беларусь и не только в отношении конкретного субъекта, но и мог назначить внеплановую проверку в отношении неопределенного круга субъектов для проверки соблюдения требований законодательства в определенной сфере (например, сфере предоставления медицинских услуг), то сегодня поручение на проведение внеплановой проверки может дать Совет Министров и только в отношении конкретного субъекта.

Что касается перечня оснований, то он претерпел изменения в большей степени. Так, из перечня оснований для назначения внеплановых проверок исключены следующие:

— значительный рост (не менее чем в два раза в календарном году) показателей аварийности и подтвержденное документально ухудшение транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки;

— реорганизация проверяемого субъекта;

— поручение руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);

— получение доказательств по делу об административном правонарушении;

— ухудшение гигиенических показателей среды обитания человека (по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований);

— необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— необходимость проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение сроков, определенных налоговым законодательством;

— проведение государственного надзора за эксплуатацией потенциально опасных объектов;

— необходимость проверки соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

— проведение встречной проверки;

— необходимость проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних шести месяцев подряд (в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания);

— проведение контрольной проверки;

— заявление проверяемого субъекта.

Теперь налоговые органы могут назначить проверку в соответствии с положениями подп. 12.3 п. 12 Указа N 510:

— поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам;

— проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);

— проведение дополнительной проверки;

— необходимость проверки субъектов, включенных в реестр, а также иных проверяемых субъектов — при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр;

— необходимость оперативного пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (далее — внеплановая тематическая оперативная проверка).

Из сфер контроля налоговых органов исключен контроль за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о книге замечаний и предложений. Кто будет проверять этот вопрос начиная с 2018 года?

Что касается контроля за соблюдением законодательства о книге замечаний и предложений, то как отдельный вопрос контроля этот вопрос и так не проверялся, я имею в виду, что предписания на проверку только этого вопроса не выписывались. Как правило, данный вопрос проверялся в рамках плановой или внеплановой проверки. Налоговые органы в силу того, что они наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении <*> по ст. 9.24 КоАП, при наличии письменного заявления физического либо юридического лица согласно требованиям ст. 9.1 ПИКоАП вправе, равно как и орган КГК, начать административный процесс, и в случае наличия состава административного правонарушения виновное в нарушении законодательства о книге замечаний и предложений должностное лицо субъекта предпринимательской деятельности или индивидуального предпринимателя будет привлечено к административной ответственности. Таким образом, контроль за соблюдением законодательства о книге замечаний и предложений полностью трансформировался в административный процесс, что лично я считаю более правильным, чем отвлекать контрольный ресурс на проведение контрольных мероприятий с выходом к субъектам предпринимательской деятельности в рамках Указа N 510.

Из вопросов, проверяемых в ходе внеплановых тематических оперативных проверок, исключена проверка требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации (п. 84 Положения о проверках N 510 в прежней редакции). Вместе с тем эти вопросы остались в компетенции налоговых органов.

Будут ли налоговые органы проверять эти вопросы в течение 2018 года?

Полагаю, что налоговым органам в 2018 году ничто не мешает проверять данные вопросы в рамках внеплановых проверок.

Из Указа N 510 исключены проверки обоснованности возврата НДС. Как такие проверки будут проводиться в 2018 году?

Учитывая, что в качестве отдельного основания внеплановой проверки обоснованность возврата либо зачета НДС не числится, а в соответствии с положениями п. 23 Указа N 510 контрольных мероприятий для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, вообще выведены из-под действия Указа N 510, то полагаю, что данные вопросы отдельно в 2018 году подвергаться проверке в соответствии с Указом N 510 не будут. Вместе с тем следует иметь в виду, что сегодня уже активно применяется камеральный контроль за уплатой НДС посредством выставления ЭСЧФ. Именно по этой причине из норм Указа N 510 исключен контроль за обоснованностью зачета либо возврата НДС, т.к. сегодня этот контроль осуществляется с использованием более действенного и оперативного ресурса, что, безусловно, экономически более оправдано и эффективно, чем выходы на проверки работников налоговых органов. С этой целью налоговые органы оптимизировали свою работу, создав специальные подразделения камерального контроля НДС.

Будут ли проводиться проверки по заявлению плательщика?

Нет, не будут. Однако внеплановая проверка по сообщению физического лица может быть назначена в соответствии с положениями подп. 12.2 п. 12 Указа N 510.

В Указе N 376 заложены принципы минимального вмешательства контролеров в деятельность организаций. Как это будет реализовано?

Пунктом 3 Указа N 510 определено, что контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем:

проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;

проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;

информирования субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;

проведения семинаров, круглых столов и другого.

Кроме того, согласно положениям п. 1 Декрета от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства» государство во взаимоотношениях с субъектами предпринимательской деятельности действует исходя из презумпции добросовестности субъектов, а также приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения.

Можно предположить, что именно эти направления взаимодействия государства и субъектов предпринимательства станут приоритетными начиная с 2018 года.

Какие нарушения, совершенные проверяющими, считаются грубыми? Могут ли привлечь к ответственности должностных лиц налоговых органов за такие нарушения?

В соответствии с положениями п. 23-1 Указа N 510 к грубым нарушениям требований этого Указа, совершенным должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, относятся:

невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала);

отсутствие оснований назначения проверки;

превышение установленных сроков проведения проверки;

проверка выполнения требований законодательства, если такие требования не относятся к компетенции контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;

требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, если они не относятся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки;

отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные законодательством нормы, необходимые для проведения таких исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз;

непредставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в порядке и сроки, определенные в Положении о проверках N 510.

Да, конечно, должностных лиц налоговых органов, как и любых других государственных органов, наделенных полномочиями осуществлять контроль (надзор), могут привлечь к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности, если действительно такие нарушения будут совершены.

Новая редакция Ст. 89 ЖК РФ

1. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

2. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

3. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.

Комментарий к Статье 89 ЖК РФ

1. Статья определяет критерии «благоустроенности» жилого помещения. Благоустроенным считается жилое помещение, равноценное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, а также иным требованиям законодательства и по общему правилу находящееся в границах данного населенного пункта. Подобные требования ранее были установлены в ст. ст. 40 и 96 ЖК РФ 1983 г.

Отметим, что формулировка нормы, установленной в первом предложении ч. 1 комментируемой статьи, не вполне точна. Ее буквальное прочтение позволяет предположить, что во всех случаях, когда жилое помещение предоставляется по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 — 88 Кодекса, должны предоставляться только благоустроенные жилые помещения. Однако фактически это не так, поскольку по правилам ч. 1 ст. 88 предоставляются жилые помещения маневренного фонда, которые могут не соответствовать критериям «благоустроенности», установленным в ч. 1 ст. 89 Кодекса (см. также комментарий к ст. 88 Кодекса).

В порядке исключения из общего правила, установленного в ч. 1 ст. 89 Кодекса, предоставляемое благоустроенное жилое помещение с письменного согласия граждан может находиться в границах другого населенного пункта, но в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Следует обратить внимание на то, что это возможно только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Например, в соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» <1> жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с указанным Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
———————————
<1> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.

2. Для случаев, когда в связи с выселением предоставляется благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, ст. 89 Кодекса сохранила правило о том, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали отдельную квартиру или более одной комнаты, то наниматель вправе требовать предоставления соответственно отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же количества комнат (ср. с ч. 2 ст. 96 ЖК РФ 1983 г.).

3. Если выселение гражданина из помещения, предоставленного по договору социального найма, производится на основании решения суда, то в этом же решении должно быть указано новое жилое помещение, предоставляемое такому гражданину, кроме случаев, предусмотренных ст. 91 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней). См. также комментарий к ст. 85 Кодекса.

Другой комментарий к Ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья посвящена вопросам предоставления гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением по следующим основаниям, предусмотренным ЖК РФ:

снос дома (ст. 86);

перевод жилого помещения в нежилое (ст. 87);

признание жилого помещения непригодным для проживания (ст. 87);

существенное изменение размера жилого помещения в результате капитального ремонта или реконструкции жилого помещения либо ликвидация жилья в результате этих работ (ст. 88).

2. В соответствии с ч. 1 ст. 89 предоставляемое жилье должно:

1) быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта. Это значит, что уровень благоустроенности не должен быть ниже. Иными словами, в случаях выселения граждан с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения суд обязан проверить, отвечает ли предоставляемое помещение степени благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47) предусматривается, что жилое помещение должно быть обеспечено определенными инженерными системами (п. 12);

2) быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилью. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им должна быть предоставлена квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Следует отметить, что в ст. 89 отражены позиции ст. 96 ЖК РСФСР. Однако ст. 96 содержала отсылку к положениям ЖК РСФСР в части требований к предоставляемому жилому помещению, в том числе его размеру, а также необходимости учета интересов граждан при предоставлении жилья. Нет сомнений, что такой подход являлся правильным.

Комментируемая статья подобных положений не содержит. Вместе с тем представляется необходимым учитывать при ее применении правила ряда статей Жилищного кодекса РФ, которые, к сожалению, не упомянуты в ней. Так, нельзя игнорировать положения ст. 58 ЖК РФ, согласно которой заселение по договору социального найма одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ч. 1); правила ч. 2 этой же статьи в отношении граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. Кстати сказать, в ст. 58 не говорится, что она касается только случаев обеспечения жильем очередников;

3) отвечать установленным требованиям (см. комментарий к ст. 15);

4) находиться в черте данного населенного пункта.

3. Комментируемая статья решает вопросы предоставления жилья (по обозначенным в ней основаниям) по договорам социального найма.

Представляет интерес Постановление Пленума ВС СССР N 2 (в части выселения из жилых помещений с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения), которым отмечено: при решении вопроса о количестве предоставляемых комнат необходимо учитывать наличие в семье разнополых лиц, кроме супругов, а также состояние здоровья выселяемых граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства (п. 15).

4. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому по суду, должно быть указано в решении суда.

В инспекции уточняют, что повторную выездная налоговую проверку осуществляют независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (ст. 89 НК РФ).

Повторная проверка может проводиться вышестоящей инспекцией в порядке контроля за деятельностью налогового органа, который проводил проверку.

При повторной выездной проверке может быть проверен период, который не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

В комментируемом письме ФНС России напоминает, что своим приказом от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643@ изменила структуру территориальных налоговых органов. Данным приказом межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам переданы в подчинение межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам с исключением их из структуры региональных УФНС.

При этом межрегиональные инспекции как вышестоящие налоговые органы наделены полномочиями по назначению повторных выездных проверок для контроля за нижестоящими налоговыми органами. Таким образом, назначение межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам повторной выездной проверки в отношении налогоплательщика, которого проверяла межрайонная инспекция, не противоречит нормам НК РФ.

Крупнейшие налогоплательщики

В законодательстве установлены критерии для крупнейших налогоплательщиков, по которым их признают таковыми (приказ ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@). Критерии включают в себя:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности компании;
  • признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
  • наличие специального разрешения (лицензии) на право ведения юрлицом определенного вида деятельности, к примеру, производства лекарственных средств (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018));
  • проведение налогового мониторинга.

Статус крупнейших налогоплательщиков федерального уровня, которые подлежат налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам, присваивают компаниям, у которых суммарный объем полученных доходов за год (за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года) превысил 35 млрд рублей (подп. 1, 8 Критериев). Величина доходов определяется по данным Отчета о финансовых результатах.

К крупнейшим налогоплательщикам независимо от дохода могут быть отнесены:

  • кредитная организация;
  • страховая и перестраховочная организация;
  • общество взаимного страхования;
  • страховой брокер;
  • профессиональный участник рынка ценных бумаг;
  • негосударственный пенсионный фонд.

Если объем полученных за год доходов компании находится в пределах от 10 до 35 млрд рублей, то ее относят к крупнейшим налогоплательщикам регионального уровня, т. е. она подлежит налоговому администрированию в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (п. 6 Критериев).

Обратите внимание

Обратите внимание, что организации, которые применяют специальные налоговые режимы, не признаются крупнейшими налогоплательщиками. Компании (за исключением кредитных), в отношении которых арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и введена процедура конкурсного производства, перестают относиться к категории крупнейших налогоплательщиков (п. 9 Критериев).

Запрет на повторные проверки

Запрещается проводить повторные выездные проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Если налоговая нарушит это требование, компания может оспаривать законность проверки в суде. При этом проверка может быть приостановлена по решению суда.

Пример. Повторная проверка

Налоговая инспекция в текущем году дважды проверила АО. Причем проверялись одни и те же налоги за один и тот же период. По результатам второй проверки налоговики обязали компанию заплатить недоимку и пени.

Компания с решением инспекции не согласилась и обратилась в арбитражный суд.

Судьи иск удовлетворили. Ведь контролеры не имели права проверять фирму дважды по одним и тем же налогам за один и тот же период. Поэтому решение по итогам повторной проверки было признано незаконным.

Запрет на повторные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период не распространяется на три случая. Повторная выездная проверка по тем же самым вопросам может проводиться:

  • если она вызвана ликвидацией или реорганизацией компании;
  • если ее проводит вышестоящий налоговый орган для контроля за работой подчиненных;
  • если фирма подала уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше ранее заявленной.

Налоговая инспекция вправе провести две выездные проверки в году, но по разным налогам или разным периодам деятельности компании. Такие ревизии повторными не будут.

Может сложиться ситуация, когда налоговая инспекция проводит одновременно камеральную и выездную проверки в отношении одного и того же налога за один и тот же период. Повторной проверки при этом не происходит, так как выездная и камеральная проверки являются самостоятельными и не зависящими друг от друга формами налогового контроля (письмо ФНС России от 13.03.2014 № ЕД-4-2/4529).

В ходе выездной проверки фирмы налоговики могут проконтролировать и деятельность ее филиалов (представительств). Инспекторы также вправе провести самостоятельную налоговую проверку обособленных подразделений на предмет правильности расчетов с бюджетом по региональным и местным налогам.

При отдельной ревизии филиалов и представительств действуют те же ограничения по периодичности, что и при проверке головной компании. А именно: филиал (представительство) можно проверить по одному и тому же налогу за один и тот же период только один раз. Если же проверяют разные налоги (периоды), то в течение календарного года подразделение нельзя посетить больше двух раз.

Плановые и внеплановые проверки

Проверка – это совокупность проводимых органами государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юрлица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия требованиям осуществляемых ими видов деятельности.

Если налоговики предупредили компанию о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая.

С внеплановыми проверками иначе –инспекторы появляются без предупреждения. Но такое случается редко, например, когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.

Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

Существуют универсальные критерии, по которым фирма (предприниматель) может сама определить риск подвергнуться налоговой проверке (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Вот эти критерии.

  1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе; информация о выплате заработной платы «в конвертах”, о неоформлении трудовых отношений и иная аналогичная информация.
  6. Неоднократное приближение показателей, при которых можно применять специальные налоговые режимы, к предельному значению.
  7. Отражение предпринимателем суммы расхода, близкой к сумме его дохода за календарный год.
  8. Построение деятельности «цепочки контрагентов” без разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствий в показателях деятельности; непредставление налоговой инспекции запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении или порче; необеспечение их сохранности и восстановления после утраты под действием форс-мажорных обстоятельств.
  10. Неоднократные снятие с учета и постановка на учет в налоговых инспекциях в связи с изменением места нахождения.
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности в этой сфере деятельности по данным статистики.
  12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском.

Ведущий эксперт «НА” Е.П. Соколова

Встречные проверки являются мероприятиями налогового контроля и регламентируются статьей 93.1 НК РФ. Их проводят в рамках выездных и камеральных налоговых проверок, а также вне их. Абсолютно все встречные проверки, не связанные с выездными и камеральными проверками, проводятся в рамках предпроверочного анализа.

Права и обязанности налоговиков

Налоговая инспекция, инициирующая встречную проверку (инициатор), не вправе запрашивать документы и информацию напрямую у контрагента проверяемого или анализируемого лица, если он не стоит на учете в этой инспекции. В инспекцию по месту учета контрагента (исполнитель) с использованием внутренних программ направляется поручение об истребовании документов (информации). В поручении должно быть указано, в рамках чего проводится данная проверка — это влияет на срок его исполнения. 📌 Реклама

В течение пяти дней инспекция, получившая поручение, должна направить требование о предоставлении документов (информации) лицу, по которому проводится встречная проверка. К требованию в обязательном порядке должно быть приложено поручение о проведении встречной проверки инициатора. Предоставлять налогоплательщику любую дополнительную информацию, не указанную в поручении, инспекция не обязана. Если вы получили поручение о проведении встречной проверки, минуя инспекцию, в которой стоите на учете, и сторонняя налоговая запрашивает какие-либо документы (информацию), то на него вы имеете право не отвечать, так как нарушается регламент проведения встречных проверок, в частности, п. 3 ст. 93.1 НК РФ.

Налогоплательщик, получивший требование, обязан его исполнить в течение 5 дней, если мероприятия проводятся в рамках выездных и камеральных проверок (в поручении будут указаны п. 1 и 1.1 ст. 93.1 НК РФ), и в течение 10 дней, если не в рамках налоговых проверок (в поручении будет указано п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Если вы не располагаете информацией и документами, которые запрашивают, то в эти же сроки обязаны уведомить об этом налоговую инспекцию. Как только налогоплательщик предоставляет документы (информацию) по требованию, инспекция (исполнитель) отправляет их в адрес инспекции (инициатора) для дальнейшей проверки и работы с ними. Но прежде чем отправить эти документы, их анализируют сотрудники вашей инспекции.

Выездная налоговая проверка является более серьезным мероприятием контроля в сфере налогов по сравнению с камеральной проверкой. Она может охватывать до 3 финансовых лет, предшествовавших инициации процедуры, и в ходе выездной налоговой проверки в значительной степени шире круг полномочий налоговиков.

Если верить статистике, практически во всех случаях выездных проверок будет доначислен НДС. Первопричина тому заключается не лишь в налогоплательщиках, а в определённых задачах, стоящих перед налоговиками во время проведения таких проверок.

Объясняется это тем, что подобные проверки достаточно затратная процедура для бюджета. Они требуют значительного отвлечения материальных, а также трудовых ресурсов налогового органа. Именно поэтому из всех фирм через предпроверочный анализ налоговая инспекция выбирает лишь тех налогоплательщиков, у которых достаточно большая возможность совершения правонарушений. Налог на добавленную стоимость в такой ситуации, как и другой налог — на прибыль, располагает наивысшим потенциалом для дополнительных начислений в связи с тем, что оба этих налога зависят от величины оборотов организации.

Зная величину оборотов предприятия, а также вид его деятельности, можно даже высчитать, сколько предприятие должно платить НДС, основываясь на средних значениях по данной отрасли, что, откровенно говоря, и предпринимается инспекторами во время вышеупомянутого анализа. В том случае, если Ваши финансовые показатели ниже, чем средние, тогда инспекторы непременно включат Вас в план выездных налоговых проверок, ну а разница между уплаченным Вашей фирмой НДС и средним показателем в Вашей отрасли составит резерв для доначислений. К этому значению будут стремиться налоговики в ходе проверки.

Выходит, что решение о надобности устроить выездную налоговую проверку всякого налогоплательщика, в том числе и по НДС, основывается лишь только на догадках о возможных нарушениях. Но если налоговики это решение примут, то у них нет выхода – обязаны быть доначисления.

Также рекомендую прочитать эту статью

Российский футбольный союз (РФС) находится на грани полного банкротства

Российский футбольный союз (РФС) находится на грани полного банкротства, а его руководство ничего не делает для исправления ситуации, заявил президент Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ), вице-президент РФС, член бюро исполкома РФС Сергей Прядкин.После ухода Сергея Фурсенко с поста президента

Продолжить чтение

В связи с этим, если и Вашего бизнеса коснулась выездная налоговая проверка, тогда в части налога на добавленную стоимость к проверке важно готовиться очень тщательно и, что самое главное, не выжидать, пока налоговики успеют составить акт проверки и примут решение. Напрасно полагать, что проверка для Вас закончится без каких бы то ни было нарушений. Подобных итогов налоговые органы в принципе не допустят.

В такой ситуации, на наш взгляд, стоит обращаться к помощи квалифицированных специалистов в налоговой сфере. Наши квалифицированные юристы оперативно проведут проверку Вашего налогового учёта, дадут рекомендации по оформлению необходимых документов, помогут в сборе доказательств, подтверждающие Вашу правоту, и будут Вашими персональными консультантами по всяким налоговым моментам на протяжении всей выездной налоговой проверки.

Консультация эксперта с готовым решением

Оставьте комментарий