Содержание
- Когда начинается и когда должна закончиться выездная налоговая проверка
- Продление срока выездной проверки
- По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки
- Что такое исключительный случай
- В каких случаях выездная проверка приостанавливается
- Что разрешено делать инспекторам в период приостановления
- Итоги
- Какие правила поведения при налоговой проверки, как вести себя при проверке.
- Основные правила поведения при проверках:
Политика в отношении обработки персональных данных
1. Термины и принятые сокращения
1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).
2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.
4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.
5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.
6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).
7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.
9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.
10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
11. Пользователь – пользователь сети Интернет.
12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»
2. Общие положения
1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.
2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».
3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.
4. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ-152.
3. Принципы обработки персональных данных
1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
2. законности и справедливой основы;
3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
4. Обработка персональных данных
1. Получение ПД.
1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.
2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.
3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.
2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:
1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);
7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:
1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;
2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;
3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;
4. идентификации субъекта ПД на Сайте;
5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.
4. Категории субъектов персональных данных. Обрабатываются ПД следующих субъектов ПД:
1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;
2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;
5. ПД, обрабатываемые Оператором, — данные, полученные от Пользователей Сайта.
6. Обработка персональных данных ведется:
1. – с использованием средств автоматизации;
2. – без использования средств автоматизации.
7. Хранение ПД.
1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.
3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.
4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.
5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.
8. Уничтожение ПД.
1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.
2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.
3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.
9. Передача ПД.
1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.
2. Перечень лиц, которым передаются ПД.
Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.
5. Защита персональных данных
1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.
2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.
3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.
4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.
5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:
1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.
2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.
3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.
4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.
5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.
6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.
7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.
8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.
9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.
10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.
11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.
12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.
6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора
1. Основные права субъекта ПД.
Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:
1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;
2. правовые основания и цели обработки ПД;
3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;
4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;
5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
8. обращение к Оператору и направление ему запросов;
9. обжалование действий или бездействия Оператора.
10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: pavel@tylik.ru, либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301
11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.
12. Обязанности Оператора.
Оператор обязан:
1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;
2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;
3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;
4. опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки ПД, к сведениям о реализуемых требованиях к защите ПД;
5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;
6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.
7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет
1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:
1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;
2. Автоматически собираемая информация.
Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:
3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;
4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.
2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.
3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.
8. Заключительные положения
1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.
2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.
3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:
1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;
2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики
3. по решению Оператора;
4. при изменении целей и сроков обработки ПД;
5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);
6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);
7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.
4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.
Когда начинается и когда должна закончиться выездная налоговая проверка
Сроки выездной налоговой проверки регулируются п. 6 и абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, содержащимся в этих пунктах, продолжительность выездной проверки не должна превышать 2 месяцев для организации в целом и 1 месяца для отдельной проверки филиала или представительства.
Правда, эти сроки разрешено продлевать до 4 месяцев, а в порядке исключения и до 6. Подробнее об этом говорится в письме Минфина России от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516 (п. 2). Иногда случается, что с учетом приостановления общая продолжительность контрольных мероприятий может достичь года, а то и больше.
Временные рамки выездной налоговой проверки таковы:
О причинах продления налоговой проверки можно узнать из материала «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».
Продление срока выездной проверки
Для каких выездных налоговых проверок предусмотрены специальные сроки пояснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переодите к Готовому решению бесплатно.
Кроме того, Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по мероприятиям, проводимым в период, на который проверка продлена. Потому налоговые органы активно пользуются возможностью по приостановке выездных проверок. Именно такой вывод делают авторы письма ИФНС России по г. Москве от 21.02.2008 № 16-27.
Пример
Для проведения выездной налоговой проверки ООО «Омега» вначале предусматривался 2-месячный срок. Однако после начального изучения материалов решением руководства инспекции срок продлен до 4 месяцев. Но далее оказалось, что нужны сведения от контрагентов. Налоговый орган по прошествии 3,5 месяца проверки приостановил ее. С точки зрения законности действия ИФНС сомнений не вызывают.
Вместе с тем налоговые органы не всегда имеют право на продление. Это следующие случаи:
- Если проводится самостоятельная налоговая проверка филиалов или представительств. Для них установлен срок в 1 один месяц, и исключений п. 7 ст. 89 НК РФ не предусматривает.
- Если проводится проверка консолидированной группы налогоплательщиков. Для них этот срок, согласно п. 5 ст. 89.1 НК РФ, должен составлять не более 2 месяцев. Увеличиваться он может на столько месяцев, сколько налогоплательщиков входит в группу, не считая ответственного участника. Но в любом случае общий срок не должен быть более 1 года.
ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) проанализировала данную норму и указала, что срок проверки для КГН установлен изначально и не может быть продлен.
По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки
Для продления выездной проверки нужны основания, оговоренные в подп. 1–6 п. 2 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Основания). Приведем их вкратце:
1. Проверяется деятельность налогоплательщика, входящего в категорию крупнейших.
2. В налоговый орган поступила информация о нарушениях налогового законодательства, которая требует дополнительного исследования.
3. Территория, на которой производится проверка, подверглась стихийным бедствиям, или возникли другие обстоятельства непреодолимой силы.
4. Проверяемый налогоплательщик владеет несколькими обособленными подразделениями.
5. Проверяемый налогоплательщик нарушил срок (установленный п. 3 ст. 93 НК РФ) представления документов, запрошенных инспекцией.
6. Возникли другие обстоятельства, определенные подп. 6 п. 2 Оснований и связанные:
- с продолжительностью проверяемого периода;
- объемом документов, которые надо проверить;
- количеством налогов и сборов, правильность начисления и уплаты которых надо проверить;
- количеством видов деятельности, которые осуществляет проверяемый налогоплательщик;
- разветвленностью организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации;
- сложностью технологических процессов;
- иными обстоятельствами.
О перечне документов, которые налоговики вправе требовать от проверяемой организации, читайте в материале «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».
Что такое исключительный случай
Как уже было сказано выше, согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, продление срока проверки до 6 месяцев возможно только в исключительных случаях. Подп. 4 п. 2 Оснований конкретно определяет лишь один такой случай — когда у проверяемой компании насчитывается 10 и более обособленных подразделений.
Планируете открыть обособленное подразделение – узнайте полезную информацию из материалов:
- «Регистрация обособленного подразделения в 2019 — 2020 годах — пошаговая инструкция»;
- «Открываем обособленное подразделение при УСН».
В других обстоятельствах исключительные случаи зависят от конкретной ситуации. В п. 2 определения Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О говорится, что налоговый орган самостоятельно оценивает целесообразность продления контрольного мероприятия.
Впрочем, иногда налоговики злоупотребляют такой возможностью и в ответ получают судебные процессы. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012 показывает, что причины продления, приводимые инспекторами, не всегда убедительны не только для налогоплательщика, но и для арбитров.
В каких случаях выездная проверка приостанавливается
Налоговый орган, в соответствии с нормами п. 9 ст. 89 НК РФ, вправе приостановить выездную проверку. Возникает перерыв, по окончании которого проверка возобновляется.
Пример
Если приостановить на 15 дней выездную проверку, длившуюся до этого момента 1 месяц, то через 15 дней инспекторы возобновят проверку. Причем у них останется еще месяц до окончания контрольного мероприятия.
Налоговый кодекс в абз. 9 п. 9 ст. 89 указывает, что должны сделать инспекторы в случае приостановления проверки:
- покинуть территорию налогоплательщика;
- перестать требовать у налогоплательщика документы;
- вернуть все подлинники, ранее затребованные у налогоплательщика, но документы, изъятые при выемке, при этом не возвращаются.
- производить выемку документов и предметов;
- производить осмотр (полагаем, что и инвентаризацию имущества);
- знакомиться с подлинниками документов на территории налогоплательщика.
Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства тоже может приостанавливаться, поскольку п. 9 ст. 89 Налогового кодекса не содержит запрета на это.
О том, какие периоды вправе проверять инспекторы, можно узнать из материала «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет».
Что разрешено делать инспекторам в период приостановления
Налоговый орган в период перерыва в процессе проверки может рассылать запросы третьим лицам для получения информации о налогоплательщике в порядке, определенном ст. 93.1 НК РФ. Такие действия не противоречат Налоговому кодексу, поскольку проводятся вне территории налогоплательщика. Подтверждение данного тезиса можно найти в письме Минфина России от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156.
Среди налоговых инспекторов распространено мнение, что допрос свидетелей тоже не возбраняется проводить в этот период. Они вызывают таких лиц в инспекцию, формально не нарушая законодательство. Однако правомерность такого подхода спорна и вызывает неоднократные жалобы налогоплательщиков.
Отдельно стоит отметить, что выездную проверку можно сначала продлить, а потом приостановить. Можно совершить такие действия и в обратном порядке. Нарушений закона при этом не возникает. Подтверждение тому можно отыскать в письме УФНС России по городу Москве от 21.02.2008 № 16-27.
Пример
За неделю до окончания 2-го месяца выездной проверки ООО «Омега» налоговая инспекция приостановила ее на 2 месяца для истребования информации у контрагентов данной компании. После того как срок приостановления истек, приняты следующие решения:
1. Налоговая инспекция решила возобновить выездную налоговую проверку.
2. Областное управление ФНС решило продлить выездную проверку до 3 месяцев.
Решения налоговых инстанций вполне правомерны.
Итоги
Установленный в ст. 89 НК РФ срок выездной проверки (2 месяца) может продлеваться до 4 месяцев: если проверяется крупный налогоплательщик, на территории компании произошло стихийное бедствие, в структуре проверяемого лица несколько обособленных подразделений и в некоторых других случаях.
В исключительных случаях срок выездной проверки допускается продлевать до 6 месяцев: если у проверяемой фирмы 10 и более обособленных подразделений и в иных случаях по усмотрению налоговиков с учетом конкретных обстоятельств.
НК РФ допускает приостановление выездной проверки с последующим ее продолжением. В этот период налоговики обязаны покинуть территорию налогоплательщика, не могут производить выемку документов и предметов, осуществлять ряд иных процедур, право на которые возникает только в период проведения выездной проверки.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Какие правила поведения при налоговой проверки, как вести себя при проверке.
Как вести себя в случае налоговой проверки? Что делать? Какие мои права и какие обязанности? Что должны знать мои сотрудники. Эти и ряд других вопросов возникают у руководства предприятий и предпринимателей, когда узнают о готовящейся проверке или когда проверяющие на пороге.
Чтобы облегчить поиски ответов, мы подготовили эту статью. Надеемся, она ответит на часть возникших вопросов. Если какие-то останутся не решенными, обращайтесь — мы всегда готовы к сотрудничеству.
Основные правила поведения при проверках:
1. Проверка служебных удостоверений лиц, явившихся на проверку. Для этого нужно наладить работу охранников на контрольно-пропускном пункте (или на входе). Именно им желательно проверять служебные удостоверения пришедших на проверку и одновременно уведомить руководство (или юриста) о проверке.
2. Ещё до того, как впустить проверяющих на территорию, нужно взглянуть на документ, подтверждающий повод визита: либо направление на проверку, убедиться, что такой документ есть, что на нём стоит подпись уполномоченного лица, что оно касается именно Вашего предприятия. На этом этапе определяется, какой повод визита и руководству становится понятна дальнейшая тактика поведения. Если речь идёт о внеплановой проверке, нужно посмотреть в документах на проверку, какое основание для внеплановой проверки и какой предмет такой проверки. Помнить, что копию направления должностное лицо проверяющего органа обязано вручить Вам.
3. Следует завести на предприятии журнал проверок и предлагать проверяющим расписываться в таком журнале. Они обязаны это сделать по требованию представителей предприятия.
4. Следует пригласить проверяющих в административное помещение и, начать беседу с целью определения их фактических пожеланий и цели визита. Строить диалог с проверяющими желательно в спокойной, в меру любезной манере, с соблюдением элементарных правил вежливости, демонстрируя стремление содействовать в меру своих возможностей. Если юрист не присутствует во время проверки, желательно обеспечить присутствие юриста. Важно убедить проверяющих в необходимости дождаться приезда юриста – чаще всего они не возражают против этого. В это время можно попробовать выяснить их намерения, установить конкретный перечень объектов и документов, которые они намерены проверять. Позаботьтесь, чтобы задачи сотрудникам ставили не проверяющие органы, а сам директор или уполномоченное им лицо. Важно предупредить об этом и сотрудников. Они должны понимать и своим поведением объяснять, что предоставить тот или иной документ, осуществить то или иное действие они могут лишь по поручению директора, а не проверяющего органа. Спокойный ответ, например, «Мне не позволяет должностная инструкция это делать без указания директора» или «Пожалуйста, обратитесь к директору, без его разрешения я не компетентен передать вам это» вполне подходящие.
5. При проведении проверок желательно обеспечить как можно меньшее количество представителей предприятия, которые общаются с проверяющими (если этого не требуют вопросы проверки). Причём при плановых и даже некоторых внеплановых проверках директор может принимать участие только на начальной, а иногда и заключительной стадии проверки, а в остальное время – передать кураторство проверкой своему заместителю и юристу (кроме случаев, когда проводится серьёзная проверка).
ОЧЕНЬ ВАЖНО ДОВЕСТИ ДО СВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ: они не обязаны давать какие-либо пояснения в ходе проверки или даже проведения следственных действий, у них есть право сохранять молчание. Зачастую некоторые сотрудники, опасаясь, что их привлекут к ответственности за молчание, могут без злого умысла распространить сведения, которые могут не касаться проверки, но могут, например, навредить партнерам по бизнесу и т.п.
6.В ходе проведения проверки следует выполнять законные требования проверяющих – предоставлять им только те документы и информацию, которые относятся к предмету проверки.
7. По итогам проверки проверяющие могут составлять акты и предписания, в которых указываются выявленные нарушения. Очень важно позаботиться о том, чтобы все Ваши возражения, связанные с проведением проверки и её выводами, получили отражение в таких актах. Поэтому на момент подписания акта проверки директором (или представителем) предприятия следует сделать отметку о том, что возражения будут дополнительно подготовлены и приложены к акту проверки. Или, если возражения уже готовы на отдельном документе, следует сделать ссылку на такой документ и приложить его к акту. Также допускается записать возражения в самом акте в момент, когда акт предлагается для подписания.
Рекомендуем ознакомиться с отдельной страничкой нашего сайта, посвященной теме подготовке налогоплательщика к налоговым проверкам…
В заключение по данному виду визитов отметим, что предприятию предоставлено право осуществлять аудио и видеозапись проверок, которые проводятся на предприятии. Это право может быть использовано, чтобы призвать проверяющие органы к прекращению нарушения законных прав компании. Кроме того, в случаях, когда действия проверяющих очевидно незаконны (например, они пытаются попасть на территорию с проверкой без наличия документов для проверки) существуют так называемые «горячие линии» — телефоны, по которым можно сообщить о нарушениях со стороны проверяющих органов и потребовать поддержки (вплоть до вызова милиции).
Резюмируя сказанное — только знание Вами своих прав и обязанностей налогоплательщика, поможет Вам избежать большинства неконтролируемых ситуаций, сэкономит затраты времени и средств. Прежде всего, потери могут выразиться для Вас в размерах штрафов, пени и недоимки, начисленных контролирующими органами в результате проверки.
Эффективным выходом для Вас в подобных ситуациях служит обращение к внешним консультантам, компаниям, предоставляющим бухгалтерские июридические услуги. Как правило, на первый взгляд дорогостоящие услуги аудиторов и юристов в конечном итоге обходятся предприятию экономически выгоднее, возможных начислений штрафных санкций. Специалисты компании «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг», предлагают Вам помощь в подобных ситуациях, за Вами всегда остается выбор.
Компания «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг» предлагает свои услуги налогового планирования и оптимизацииВашей деятельности. Обращайтесь, Вы будете удивлены качеством и ценой наших услуг.
ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Г. Я. Чухнина
Выбор конкретных форм контроля зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля. Так, в России в настоящее время преобладает последующий контроль. Широкое применение этой формы контроля вызвано невысоким уровнем информатизации налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними. По мере развития налогового контроля в России, создания принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будет играть предварительный и текущий контроль, связанные с разъяснениями законодательства, сбором, обработкой и анализом широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков.
Налоговая проверка, как основная форма налогового контроля, способствует выполнению основной цели налогового контроля по проверке и сопоставлению данных налоговой отчетности предприятия и данных, полученных проверяющими.
Налоговая проверка — форма налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами в целях полноты и правильности уплаты налогов и сборов, регламентированная ст. 87 НК РФ.
Налоговые органы осуществляют контроль за достоверностью отчетности и соблюдением законодательства в два этапа:
• на стадии приемки от предприятий бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов (камеральная проверка);
* путем проверки первичных бухгалтерских документов непосредственно на предприятии (выездная налоговая проверка). Выездная проверка предприятия — наиболее эффективный метод контроля. Удельный вес дополнительно начисленных налогов и налоговых санкций составляет около 70 % сумм, доначисленных в результате всей контрольной работы налоговых органов ’. Их-эффективность характеризуется не только
доначисленными суммами, но и более правильным исчислением и уплатой платежей в дальнейшем на основе устранения ошибок в ведении бухгалтерского учета.
Документальная проверка осуществляется налоговым органом в соответствии с годовым планом работы инспекции и квартальными графиками налоговых проверок, составляемыми по тому или иному участку работы. Проверяется деятельность предприятия от даты предыдущей документальной проверки до настоящего времени или за более длительные периоды.
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда проверка проводится:
• в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
• вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
• на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Проведение выездной налоговой проверки осуществляется в несколько этапов:
• планирование проверки;
• предпроверочная работа;
• проведение документальной проверки;
• оформление результатов документальной проверки.
Результативность документальных проверок во многом определяется подготовительными мероприятиями, объединяющими этапы ПЛЗНРфОВЗНИЯ Проверки И ПрбДГ I рОБбрОЧКОй ра~ боты. Первоначально необходимо отобрать предприятия для проведения проверки. В практике существуют три способа отбора налогоплательщиков для документальной проверки. Первый основан на расчетах, соотношении и сравнении. Он более пригоден при использовании ЭВМ. Второй — на знаниях и опыте и пригоден при осуществлении проверки вручную. Третий — на цикличности во времени.
Для достижения своих целей современные налоговые администрации должны использовать широкий набор систем и методов проверок и отбора. Обеспечение рационального отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок является основной проблемой, без принципиального решения которой невозможен качественный контроль. Лишь применение высокоэффективной системы отбора позволит обеспечить максимальную концентрацию усилий контролирующих органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, вероятность обнаружения нарушений у которых представляется наиболее реальной 2.
Для проведения документальных проверок налоговая инспекция разрабатывает программы проведения документальных проверок. Программы могут быть нескольких видов:
• базовые, обеспечивающие контроль по общим вопросам, подлежащим проверке во всех организациях, независимо от формы собственности и рода осуществляемой деятельности;
• учитывающие специфику проверяемых организаций по характеру осуществляемой деятельности, организационно-пра-вовой форме, составу учредителей и участников, источникам финансирования;
• программы проведения оперативных тематических проверок по более узкому кругу вопросов, например по своевременному и полному перечислению удержанного подоходного налога.
В базовую программу должны быть включены следующие вопросы:
• выполнение предложений по акту предыдущей проверки;
• соответствие установленным требованиям порядка ведения налогового учета;
• соблюдение порядка предоставления налоговых льгот на основании соответствующих документов;
• соблюдение формы, полноты и своевременности представления сведений;
• соблюдение своевременности и полноты перечисления в бюджет налоговых сумм. На основе базовой программы разрабатываются специальные программы документальных проверок, учитывающие состав выплат и схем по минимизации налоговых платежей, характерных для предприятий определенного вида (кредитных учреждений, страховых компаний, строительных организаций и др.). По результатам анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, а также с учетом
имеющейся другой информации определяется окончательный перечень вопросов, подлежащих документальной проверке в конкретной организации.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В процессе предпроверочной работы появляются первые впечатления об организации, отобранной для проверки, строится стратегия предстоящей документальной проверки, решается вопрос о ее глубине.
Предпроверочная работа имеет целью:
• ознакомиться с причинами и исходными данными для выбора организации в качестве объекта проверки;
• удостовериться в необходимости проведения документальной проверки;
• тщательно проверить наличие ошибок в годовой бухгалтерской отчетности и налоговой декларации;
• собрать необходимые дополнительные сведения об организации и ее деятельности от других органов (таможня, милиция, полиция);
. выделить основные вопросы проверки (отпуск продукции, оказание услуг, покупка и оценка ТМЦ, отдельные виды производственных расходов, капитальные и финансовые вложения);
• принять стратегические решения (сбор сведений, привлечение других организаций, наличие результата от первой встречи, время начала проверки, количество участвующих в проверке).
После завершения посещения организации и проверки всей собранной документации и информации целесообразно составить окончательный план по вопросам, подлежащим проверке.
Выездная налоговая проверка должна начинаться с ознакомления с учредительными документами, определяющими правовой статус юридического лица. В учредительных документах устанавливается перечень хозяйственных операций, для осуществления которых создана данная организация. Эта информация потребуется при последующей проверке.
Необходимо также проверить наличие и соответствие действующему законодательству РФ документов, подтверждающих право организации на осуществление определенных видов деятельности, требующих лицензирования.
Затем следует проверить правильность получения определенных видов льгот.
Проверяется полнота и своевременность формирования уставного капитала предприятия.
Необходимо ознакомиться с утвержденным руководителем организации приказом по учетной политике, определяющим способы и порядок ведения бухгалтерского учета, отражения хозяйственных операций в соответствующих учетных регистрах; проверить правильность его применения.
Дальнейшая проверка осуществляется в соответствии с утвержденной программой по предусмотренному кругу вопросов.
Оперативное документирование сотрудниками контролирующих органов может включать проверку:
• правильности составления, юридического оформления хозяйственных договоров, гарантийных писем;
• наличия документов, подтверждающих выполнение обязательств по хозяйственным договорам (товарно-сопроводительных документов, актов о выполнении работ и услуг, платежных документов и др.);
• правильности и законности отражения в регистрах налогового и бухгалтерского учетов хозяйственных операций) (отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должно исходить не только из их правовой формы, но из экономического содержания и условий хозяйствования);
• соответствия данных регистров бухгалтерского и налоговых деклараций данным форм бухгалтерской отчетности и налогового учета (форма № 1 «Баланс», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и др.);
• корректности налоговых расчетов.
При необходимости уточнения определенных показателей (объемов реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, оплаты за реализацию и др.), а также в случае отсутствия отдельных первичных документов следует провести встречные проверки.
Независимо от вида проверяемой организации и программы проверки, при контроле достоверности и полноты налогового учета используют следующие источники информации: приказы, распоряжения, данные синтетического учета, учетные регистры, документы, подтверждающие какие-либо операции, данные платежных документов на перечисление платежей по налогам.
В последовательной цепочке выявления и пресечения нарушений налогового законодательства важнейшее значение имеет до-
кументальное оформление фактов нарушения. Таким документом является акт проверки соблюдения налогового законодательства. Содержание акта документальной проверки, раскрывающего объективную сторону налогового преступления, должно быть ориентировано на документально обоснованное заключение о выявленном механизме налогового правонарушения. Отсутствие такого заключения влечет за собой назначение дополнительных или повторных проверок соблюдения хозяйствующим субъектом налогового законодательства или назначение судебно-экономических экспертиз, что негативно влияет на результативность и сроки расследования.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В соответствии со статьей 100 НК РФ все требования по составлению акта налоговой проверки устанавливаются МНС РФ. 10 апреля 2000 г. МНС РФ утвердило Инструкцию «О порядке составления акта налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» № 60 3.
В отличие от ранее действовавшего законодательства, акт налоговой проверки должен быть составлен как в случае установления фактов нарушения налогового законодательства, так и в случае отсутствия таковых. Такая норма введена для защиты налогоплательщика от проведения повторных проверок.
На наш взгляд, в акте необходимо для квалификации состава преступления рассчитать, в каком соотношении сумма неуплаченных налогов и страховых взносов находится с минимальным размером оплаты труда (МРОТ).
Ответственность за каждый вид налоговых правонарушений и окончательный размер штрафа указывается в актах проверки налоговых органов, т. к. по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.
Изучение данной проблемы позволило автору разработать алгоритм, включающий важнейшие этапы процесса планиро-
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Г.Я. Чухнина. Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля
вания и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства:
1) формирование информационного массива данных о налогоплательщиках, полученного как формально, так и неформально;
2) камеральная проверка бухгалтерской отчетности по расчетам и налогам, включающая:
— установление логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы.
— сопоставление показателей отчетности с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода,
— взаимную увязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций,
— оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников;
3) сбор данных и определение предприя-тий-аналогов в контролируемых сферах деятельности;
4) сравнительный анализ динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в региональном и отраслевом разрезах;
5) выявление несоответствий, указывающих на вероятность нарушений налоговой дисциплины.
Применение данных пред ложений на практике позволит существенно улучшить качество проведения выездных налоговых проверок, что важно не столько для контролирующих органов, сколько для налогоплательщиков.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Налоговая система России: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. М., 1999.
2 Сашичев В.В. Малые предприятия: организация налогового контроля // Налоговый вестник. 2000. № 2. С. 22.
3 Инструкция «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» № 60 от 10 апреля 2000 г.: Утв. приказом № АП. № 3-16/138. М., 2000.
Виды проверок: плановая, внепалновая, документарная, выездная и их характеристики Выделяют 4 вида проверок: Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Внеплановая проверка
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Документарная проверка
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Выездная проверка
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Срок проведения проверки.
- Сроки проведения проверок регламентируются ст. 13 Закона.
- Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных ст. 11 и 12 Закона (документарной и выездной), не может превышать двадцать рабочих дней.
- В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
- В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
- Срок проведения каждой из предусмотренных ст. 11 и 12 Закона (документарной и выездной) проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Ограничения при проведении проверки.
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе (статья 15 Закона):
- проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.