Приказ 1166 участковых

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 марта 2019 г. N 205

О НЕСЕНИИ
СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ НА ОБСЛУЖИВАЕМОМ
АДМИНИСТРАТИВНОМ УЧАСТКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 12, частями 1 и 3 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» , подпунктом 4 пункта 11, подпунктом 1 пункта 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 , и в целях совершенствования деятельности участковых уполномоченных полиции — приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст. 7614; 2018, N 19, ст. 2725; N 30, ст. 4711; N 46, ст. 7028.

1. Утвердить:

1.1. Инструкцию по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке (далее — Инструкция) (приложение N 1).

1.2. Наставление по организации службы участковых уполномоченных полиции (далее — Наставление) (приложение N 2).

2. Департаменту информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, Департаменту по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, Департаменту по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» Министерства внутренних дел Российской Федерации обеспечить мероприятия организационно-технического характера для бесперебойной и эффективной эксплуатации Сервиса обеспечения охраны общественного порядка Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации .

Далее — «Сервис».

3. Начальникам территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях:

3.1. Обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при возложении на участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) полиции временного исполнения обязанностей по иной должности, совмещении обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции, а также исполнении дополнительных обязанностей в особых условиях. При этом возложение на участкового уполномоченного полиции обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо лица, его замещающего.

Далее — «участковый уполномоченный полиции».

3.2. Исключить практику поручения участковым уполномоченным полиции проверок по зарегистрированным заявлениям и сообщениям о преступлениях экономической направленности, тяжких и особо тяжких преступлениях или заявлениям и сообщениям, не относящимся к компетенции полиции, а также о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, совершенных вне территории закрепленных за ними административных участков.

3.3. Осуществить в срок до 1 января 2020 года организационно-практические меры по изготовлению служебной документации и визитных карточек, предусмотренных Инструкцией и Наставлением, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на текущее содержание органов внутренних дел.

4. Признать утратившими силу приказы МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» , от 8 сентября 2016 г. N 526 «О внесении изменений в приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» .

Зарегистрирован Минюстом России 19 марта 2013 года, регистрационный N 27763.

Зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2016 года, регистрационный N 44426.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за деятельность соответствующих подразделений.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

УДК 351.745 А.Г. Гришаков*

Индивидуальная профилактика в деятельности участкового уполномоченного полиции в современный период

В статье анализируются правовые и организационные аспекты индивидуальной профилактической работы участкового уполномоченного полиции с лицами, состоящими на профилактическом учете и проживающими на административном участке.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, административный надзор, больные алкоголизмом или наркоманией, правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, неформальные молодежные объединения противоправной направленности.

В современный период правовое регулирование деятельности российской полиции и подразделений участковых уполномоченных полиции претерпело существенные изменения, в т.ч. в период 2010-2013 гг., когда был принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих основные направления деятельности органов внутренних дел.

В целях совершенствования организации деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений, повышения их роли в защите основных прав граждан и обеспечении правопорядка на административных участках было утверждено Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (далее — Наставление УУП). Указанное Наставление УУП

© Гришаков А.Г., 2014

Гришаков А.Г. Индивидуальная профилактика в деятельности участкового уполномоченного полиции.

заменило ранее действовавшую Инструкцию, утвержденную приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» , устаревшую как в правовом, так и в организационном аспекте. Более того, в целях эффективности обеспечения правопорядка в сельских поселениях 19 ноября 2013 г. приказом МВД России № 919 была утверждена целевая программа «Сельский участковый» со сроками реализации 2014-2015 гг.

Согласно Наставлению УУП, для предупреждения на обслуживаемом участке преступлений и административных правонарушений участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу с лицами, состоящими на профилактическом учете. Сегодня вопросам профилактики со стороны участковых уполномоченных полиции уделяется особое внимание, и не только теоретиками , но и практическими сотрудниками полиции. В этой связи в рамках данной статьи хотелось бы обратить внимание на отдельные категории лиц, в отношении которых участковым уполномоченным полиции осуществляется профилактика.

В соответствии с Наставлением УУП, участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу с гражданами, состоящими на профилактическом учете. В частности, с освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, в отношении которых судом установлены временные ограничения прав и свобод и обязанности, предусмотренные федеральными законами (т.е. поднадзорными лицами). Следовательно, указанной категории лиц при наличии соответствующих оснований , судьей может устанавливаться административный надзор.

Ранее в своих работах мы уже акцентировали внимание на том, что в последние годы административный надзор и изменения, произошедшие в федеральном законодательстве, активно обсуждаются как практиками, так и представителями науки . В связи с этим хотелось бы вновь вернуться к обозначенной теме и обратить внимание на содержание п. 63.1 Наставления УУП, в котором, на наш взгляд, имеются явные противоречия.

Так, после перечисления поднадзорных лиц в тексте указанного пункта закреплено: «а также освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего». Из этого следует, что данные граждане также ставятся на профилактический учет и с ними проводится индивидуальная профилактическая работа. Между тем обозначенная категория не состоит на профилактическом учете, а отражается участковым уполномоченным полиции в списках лиц ранее судимых.

К примеру, в ГУ МВД России по Алтайскому краю на 1 января 2014 г. числилось 4133 ранее судимых лица, подлежащих постановке под административный надзор при наличии соответствующих условий. При этом на текущий момент административный надзор осуществляется только в отношении 1013 граждан, что составляет 19,69 % общего массива лиц, подпадающих под действие федерального закона .

Исходя из вышесказанного, полагаем, что п. 63.1 Наставления УУП необходимо привести в соответствие с законодательством, исключив из него такую категорию лиц, как освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Федеральным законодательством определены сроки и ограничения, которые могут устанавливаться поднадзорным лицам. Например, запреты на пребывание в определенных местах, посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, выезд за установленные пределы территории, а также обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Участковый уполномоченный полиции обязан периодически проводить с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу, в ходе которой получает от них объяснения в устной или письменной форме, в т.ч. по вопросам нарушения ими установленных судом административных ограничений и невыполнения возложенных на них обязанностей. По результатам проведенных на обслуживаемом административном участке индивидуальных бесед с поднадзорными лицами участковый уполномоченный полиции вносит полученную информацию в лист учета профилактических мероприятий, образец которого определен ведомственным нормативным правовым актом .

Следующая категория субъектов, в отношении которых участковым уполномоченным полиции осуществляется индивидуальная профилактическая работа, — это лица, больные алкоголизмом или наркоманией, состоящие на учете в медицинской организации и представляющие опасность для окружающих. Действующим законодательством определено, что деятельность полиции осуществляется по основным направлениям, среди которых приоритетными являются защита личности, общества и государства от противоправных посягательств, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений .

Для реализации данных направлений правоприменительной деятельности на полицию возлагаются определенные обязанности, среди которых совместное участие с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений .

В то же время следует подчеркнуть, что если в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и представляющими опасность для окружающих, существуют определенные критерии , раскрывающие такую опасность, то в отношении больных алкоголизмом и наркоманией они не установлены. По нашему мнению, словосочетание «представляющие опасность для окружающих» в связи с отсутствием в законодательстве четкой формулировки может интерпретироваться участковыми уполномоченными полиции по-разному. Более того, практические сотрудники полиции указывают на необходимость детального разъяснения указанного понятия в Наставлении УУП, а также регламентации порядка постановки данной категории лиц на профилактический учет, с чем, на наш взгляд, нельзя не согласиться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме этого, по мнению преобладающего большинства руководителей территориальных подразделений участковых уполномоченных полиции, одной из немаловажных проблем в осуществлении контроля за лицами, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел, является отсутствие на федеральном уровне нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия МВД России и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В подтверждение обозначенной проблемы необходимо отметить, что участковым уполномоченным полиции должна не реже одного раза в квартал проводиться индивидуальная профилактическая беседа с лицами, больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружающих. Обязательным условием для постановки таких лиц на профилактический учет в органе внутренних дел является их нахождение на учете в медицинской организации.

В Наставлении УУП закреплено, что профилактический учет граждан, проживающих на административном участке, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы устанавливается решением начальника территориального органа МВД России при поступлении медицинских документов из медицинской организации на лицо, больное алкоголизмом или наркоманией, состоящее на учете в медицинской организации и представляющее опасность для окружающих. Кроме этого, профилактический учет может быть установлен при поступлении рапорта участкового уполномоченного полиции на имя начальника территориального органа МВД России, согласованного с начальником отдела участковых уполномоченных полиции, о необходимости постановки на профилактический учет гражданина, больного алкоголизмом или наркоманией, состоящего на учете в медицинской организации и представляющего опасность для окружающих.

В целях реализации обозначенных требований Наставления УУП, проведения профилактических мероприятий с лицами, больными алкоголизмом и наркоманией, в т.ч. для предупреждения с их стороны правонарушений и своевременной постановки на профилактический учет, в ряде регионов существовала практика направления запросов в территориальные медицинские организации о предоставлении информации по данным лицам. Во всех случаях в предоставлении необходимой информации органам внутренних дел было отказано в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим защиту персональных данных и врачебную тайну .

К примеру, МВД по Республике Коми было направлено информационное письмо в Министерство здравоохранения Республики Коми с просьбой разъяснения по фактам отказов в предоставлении органам внутренних дел интересующей информации. По результатам рассмотрения данного обращения все отказы медицинских организаций по предоставлению сведений в отношении рассматриваемых категорий граждан были признаны законными и обоснованными.

В то же время нельзя игнорировать и мнение практических сотрудников полиции о целесообразности постановки на профилактический учет отдельных категорий граждан. В частности, ГУ МВД России по Алтайскому краю при подготовке предложений по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных полиции для последующего включения в Наставление УУП обосновывалась необходимость исключения лиц, больных алкоголизмом или наркоманией и представляющих опасность для окружающих, с профилактических учетов. Основанием для исключения из профилактического учета данных субъектов являлись также многочисленные отказы медицинских организаций по предоставлению информации на поступающие запросы о лицах, состоящих у них на учетах, со ссылкой на законодательство, согласно которому информация в органы внутренних дел предоставляется только в случае возбуждения уголовного дела в отношении интересующего гражданина. При этом в качестве альтернативы ГУ МВД России по Алтайскому краю предлагалось закрепление полномочий участковых уполномоченных полиции по ведению на административных участках списков таких лиц, но данная инициатива была отклонена.

Соответственно, следует констатировать, что вышеназванные обстоятельства не позволяют участковым уполномоченным полиции территориальных органов МВД России в полном объеме исполнять обязанности, возложенные на полицию федеральным законодательством. В связи с этим, безусловно, назрела необходимость разработки совместного нормативного правового акта МВД России и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который будет определять не только порядок взаимодействия, но и обмена информацией о лицах, больных алкоголизмом или наркоманией и представляющих непосредственную опасность для окружающих.

Далее необходимо рассмотреть и такую категорию граждан, как лица, совершившие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющие опасность для окружающих, в отношении которых участковым уполномоченным полиции осуществляется профилактическая работа. Семейно-бытовые конфликты зачастую заканчиваются не только совершением административных

Гришаков А.Г. Индивидуальная профилактика в деятельности участкового уполномоченного полиции…

правонарушений, но и преступлений в отношении одного из участников возникшей ссоры. Соответственно, участковый уполномоченный полиции должен знать на обслуживаемом административном участке всех лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения повторных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, и проводить с ними индивидуальную профилактику.

Учитывая, что рассматриваемые административные правонарушения совершаются, как правило, не внезапно, а в результате длительных неприязненных отношений друг к другу, участковому уполномоченному полиции необходимо заблаговременно применять меры профилактического воздействия. В данном случае основной целью профилактики в сфере семейно-бытовых отношений является снятие психологического напряжения в конкретной семье или в отношениях между близкими родственниками, сожителями, соседями, знакомыми и иным окружением субъекта.

Важным моментом профилактики является обязанность участкового уполномоченного полиции ежедневно интересоваться в дежурной части отдела полиции о поступивших заявлениях, сообщениях и иной оперативной информации по вопросам семейно-бытовых конфликтов от лиц, проживающих на подведомственном административном участке. Целесообразно также давать задания внештатным сотрудникам полиции на получение информации от третьих лиц о поведении в быту «конфликтных» граждан, а также на раннее выявление семейно-бытовых конфликтов в «неблагополучных» семьях.

Кроме индивидуальной профилактической работы участкового уполномоченного полиции посредством периодического посещения таких лиц по месту жительства и составлением бесед с ними и членами их семьи, рекомендуется использовать помощь общественности, например, представителей ТСЖ, старших по подъездам, соседей, и иных граждан. При этом в каждом конкретном случае содержание профилактического воздействия на подконтрольное лицо будет определяться особенностями его личности и окружающей социальной микросредой.

Также следует указать, что в Наставлении УУП была закреплена еще одна категория лиц, состоящих на профилактических учетах, а именно, лица, совершившие административные правонарушения против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно значимых мероприятий. В ранее действовавшей Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N° 900, «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» в отношении данной категории граждан профилактический учет не осуществлялся.

В своих работах мы уже отмечали, что в последние годы актуальными становятся вопросы, связанные с участием граждан в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях или пикетированиях, а также с проведением мероприятий, не подпадающих под признаки публичных, но вызывающих большой общественный резонанс в средствах массовой информации . Федеральным законом от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» были внесены изменения и дополнения в отдельные составы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Безусловно, произошедшие изменения отчетливо выражают позицию государства по отношению к правонарушителям, совершившим деяния против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности при проведении каких-либо публичных акций, которая находит свое отражение в законотворчестве последних лет. В целях предупреждения повторных противоправных действий со стороны указанных лиц, а также контроля за их поведением в быту, в отношении них в Наставлении УУП был установлен профилактический учет.

С данной категорией граждан проводятся индивидуальные профилактические беседы, ведется постоянное наблюдение за их поведением, образом жизни и кругом общения. Кроме этого, участковый уполномоченный полиции периодически осуществляет опрос близких родственников таких лиц, соседей и других заинтересованных субъектов. В случаях нарушения подконтрольными лицами действующего законодательства, в отношении них могут применяться меры административного принуждения.

Рассмотреть в рамках данной статьи всех профилактируемых лиц, перечисленных в разд. УШ Наставления УУП, к сожалению, не представляется возможным, в связи с чем в завершение хотелось бы остановиться на лицах, входящих в неформальные молодежные объединения противоправной направленности. Ранее указанная категория граждан, как и предыдущая, не ставилась на профилактический учет органов внутренних дел.

В соответствии с Наставлением УУП участковый уполномоченный полиции обязан проводить индивидуальную профилактическую работу с лицами, состоящими на профилактическом учете входящими в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Между тем, рассматриваемым нормативным правовым актом не разъяснен порядок постановки вышеуказанной категории граждан на профилактический учет органов внутренних дел, на что также неоднократно обращали внимание участковые уполномоченные полиции.

Например, члены неформальных молодежных объединений, такие как футбольные фанаты, скинхеды, готы, панки, рэперы, металлисты, свободные неформалы и другие на практике ставятся на оперативный контроль оперативными подразделениями органов внутренних дел. При этом основания,

сроки и порядок предоставления участковому уполномоченному полиции сведении о данных лицах ведомственными приказами не определен, что, в свою очередь, может создавать определенные проблемы.

В связи с этим некоторые практики считают, что решение данного вопроса может быть реализовано посредством принятия ведомственного нормативного правового акта, регулирующего порядок обмена информацией о вышеуказанных лицах между оперативными сотрудниками и участковыми уполномоченными полиции. Другие полагают, что такой необходимости нет, т.к. в преобладающем большинстве территориальных подразделений МВД России вопросы взаимодействия и обмена информацией между структурными подразделениями полиции решаются без проблем в рабочем порядке, и все зависит от правильной организации работы смежных подразделений.

Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что в Наставление УУП необходимо внести некоторые изменения. В частности, п. 63.1 целесообразнее изложить в новой редакции следующего содержания: «Освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, которым судом установлен административный надзор».

Кроме этого, необходимо в ближайшее время разработать совместный нормативный правовой акт МВД России и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, определяющий порядок взаимодействия и обмена информацией о лицах больных алкоголизмом или наркоманией и представляющих непосредственную опасность для окружающих.

Список литературы

1. Волков, С. Ю., Зайцев, И. А. Совершенствование служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2013. — № 12.

2. Гришаков, А. Г. Осуществление участковым уполномоченным полиции административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Алтайский юридический вестник. — 2013. — № 1.

3. Гришаков, А. Г., Федяев, Е. А. К вопросу о понятии массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина (к 90-летию со дня рождения), 21 марта 2014 г. — В 3-х ч. — Ч. 3. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2014.

4. Документ утратил силу.

5. Исх. № 35/2-1760 от 10 апреля 2013 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Обзор о состоянии работы органов внутренних дел Алтайского края по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, за 12 месяцев 2013 г. — Исх. №: 42/2-366 от 7 февраля 2014 г.

7. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета. — 2013. — 27 марта. — № 65.

8. Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. — 2011. — 26 августа. — № 189.

9. Приказ Минздрава России № 133, МВД России № 269 от 30 апреля 1997 г. «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» . -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 19.05.2014).

10. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 24. — Ст. 3082.

11. : Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 19.05.2014).

12. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» . — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 19.05.2014).

15. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» . — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 19.05.2014).

16. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» . — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 19.05.2014).

4. Dokument utratil silu.

5. Ish. № 35/2-1760 ot 10 aprelya 2013 g.

10. Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. — 2012. — № 24. — St. 3082.

11. : Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 19.05.2014).

УДК 343.265.22

В.И. Холманский*, Т.В. Стульнова**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К вопросу о целесообразности установления и осуществления административного надзора в отношении иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации

Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ не исключает установления административного надзора в отношении иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации. Это вызывает проблемы правового и организационного характера в деятельности полиции. Авторы предлагают изменения в законодательство.

Ключевые слова: иностранный гражданин, преступление, уголовное наказание, административный надзор, выдворение, депортация.

* Холманский, Виталий Иванович, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел , Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет МВД России», кандидат юридических наук. Адрес: 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8(812) 730-25-81, 8(911)769-56-30. Электронный адрес: totoshka@pochta.ru.

** Стульнова, Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет МВД России», кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8(812) 730-25-81. Электронный адрес: totoshka@pochta.ru.

18 июля 2019

В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Так, Приказом МВД России от 29.03.2019 N 205 обновлен порядок исполнения обязанностей участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке.

Устанавливается, что основными формами несения службы участковым уполномоченным полиции являются:

— профилактический обход административного участка;

— рассмотрение обращений граждан;

— индивидуальная профилактическая работа;

— прием граждан;

— отчеты перед населением о проделанной работе.

Свою деятельность при несении службы участковый уполномоченный полиции осуществляет на обслуживаемой территории либо в служебном помещении, расположенном на административном участке — участковом пункте полиции.

Служебные обязанности и права участкового уполномоченного полиции конкретизируются в должностном регламенте (должностной инструкции).

Утратившим силу признается Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» с внесенными в него изменениями.

Источник: Прокуратура Тюменской области
Дата создания: 18.07.2019
Дата обновления: 18.07.2019

Организационное построение службы участковых уполномоченных полиции

За каждым участковым уполномоченным приказом начальника органа внутренних дел закрепляется для обслуживания административный участок с населением в городах не свыше 3-3,5 тысячи человек, а в сельской местности — в границах одного сельского (поселкового) административно-территориального образования, но не более 3,5 тысячи человек на одного участкового уполномоченного.

В случае, когда на территории сельского (поселкового) административно-территориального образования насчитывается свыше 3,5 тысячи человек населения, вводится дополнительная должность участкового уполномоченного.

За старшим участковым уполномоченным полиции закрепляется участок с проживающим на нем населением в городах не более 1,5 тысячи человек, а в сельской местности — по аналогии с участковым уполномоченным.

Размеры и границы административного участка определяются и при необходимости пересматриваются начальником органа внутренних дел с учетом численности населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории и административного деления района, города и иного муниципального образования.

Административному участку приказом начальника органа внутренних дел присваивается порядковый номер.

Прием вновь назначенным участковым уполномоченным административного участка производится с участием начальника полиции общественной безопасности или начальника отдела (отделения) по организации работы участковых уполномоченных полиции органа внутренних дел, старшего участкового уполномоченного желательно в присутствии участкового уполномоченного, сдающего участок. Целью приема административного участка является ознакомление участкового уполномоченного с границами и особенностями административного участка, оперативной обстановки на нем, представление его должностным лицам органов местного самоуправления и при необходимости — руководителям предприятий, учреждений, организаций, расположенных на участке. О приеме и сдаче административного участка делается соответствующая запись в паспорте на административный участок.

На период длительного отсутствия участкового уполномоченного (вакансия, болезнь, отпуск, учеба и другое) его обязанности по приказу начальника органа внутренних дел исполняет старший участковый уполномоченный, а в случае его отсутствия — другой наиболее опытный участковый уполномоченный.

В целях создания и обучения резерва участковых уполномоченных в штаты органов внутренних дел вводятся должности помощника участкового уполномоченного полиции. Численность помощников участковых уполномоченных полиции определяется начальником органа внутренних дел и согласовывается с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Их содержание осуществляется за счет средств местного бюджета.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют участковому уполномоченному на обслуживаемом административном участке участковый пункт полиции.

Участковый уполномоченный работает по утвержденному начальником органа внутренних дел графику, как правило, в две смены. Его рабочее время устанавливается, исходя из состояния оперативной обстановки на участке. При этом рабочий день распределяется так, чтобы участковый уполномоченный полиции основную часть рабочего времени находился на административном участке, занимался непосредственным выполнением возложенных на него обязанностей.

Работа участкового уполномоченного полиции носит передвижной характер, с учетом сезонности работы населения с таким расчетом, чтобы в выходные дни он находился среди жителей и мог разрешить возникающие проблемные вопросы, опираясь на поддержку и помощь самого населения.

В течение рабочего времени участковый уполномоченный должен поддерживать связь с дежурным по органу внутренних дел не реже одного раза в два-три часа, а при совершении на участке преступления или иного чрезвычайного происшествия — незамедлительно.

Деятельность участкового уполномоченного оценивается по результатам участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждения преступлений и административных правонарушений, раскрытия преступлений, оказания помощи гражданам и должностным лицам в осуществлении их прав и законных интересов, состояния законности, учетно-регистрационной и исполнительной дисциплины, складывающейся оперативной обстановки на участке и принимаемых мерах по её нормализации, привлечения граждан к участию в охране общественного порядка и установления доверительных отношений с ними.

Участковый уполномоченный состоит на должностях среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, в пределах своей компетенции выполняет обязанности и пользуется правами, предусмотренными Законом Российской Федерации «О полиции».

Использование участкового уполномоченного для решения задач, не связанных с обслуживанием административного участка, в том числе привлечение его к проведению любых оперативно-розыскных, следственных и профилактических мероприятий вне административного участка, запрещается.

Авторитет участкового уполномоченного полиции среди населения рассматривается как один из основных критериев оценки его деятельности.

Профессионализм участкового уполномоченного полиции определяется по умению работать с людьми, правильному использованию знаний особенностей обслуживаемого административного участка и населения, проживающего на нем, опыта и специальной подготовки в профилактике и раскрытии преступлений, предупреждении иных правонарушений.

Задачи участковых уполномоченных полиции

В соответствии с Законом Российской Федерации «О полиции» одной из основных задач полиции является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Отношения, складывающиеся в сфере обеспечения общественного порядка, регулируются правовыми нормами. Их соблюдение и исполнение гарантируется применением принуждения со стороны органов внутренних дел и, в частности, участковыми уполномоченными полиции.

Начиная с момента становления, должность участкового уполномоченного имела существенные отличия по сравнению с представителями других служб и подразделений полиции в системе МВД.

В отличие от сотрудников иного подразделения (криминальной полиции либо аппаратов по борьбе с организованной преступностью), решающих, как правило, лишь специальные задачи ОВД, участковые уполномоченные работают по всем направлениям их деятельности. Кроме того, обязаны оказывать содействие должностным лицам других государственных органов: органам ФСБ, таможенным органам, учреждениям здравоохранения, ветеринарного надзора, природоохранительным органам, а также депутатам. Отсюда вытекает комплексность и многофункциональность деятельности участковых уполномоченных. В этом главная особенность данного института.

Из этого следует, что задачами участкового уполномоченного является:

  • — охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  • — предупреждение преступлений и административных правонарушений;
  • — раскрытие преступлений;
  • — оказание помощи гражданам и должностным лицам в осуществлении их прав и законных интересов;
  • — контроль за состоянием законности, учетно-регистрационной и исполнительной дисциплины на вверенном участке;
  • — контроль за оперативной обстановкой на вверенном участке и принятие мер по её нормализации;
  • — привлечение граждан к участию в охране общественного порядка и установления доверительных отношений с ними.

Названными задачами предопределяются функции и основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции.

К функциям участкового уполномоченного полиции относятся:

а. Индивидуальная профилактическая работа, которая включает в себя выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, их учет, систематическое наблюдение за поведением и образом жизни таких лиц и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений. В этой связи в его поле зрения должны находиться лица, освобожденные из мест лишения свободы, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, злоупотребляющие спиртными напитками, трудные подростки и родители, отрицательно влияющие на воспитание детей.

б. Организация и осуществление охраны общественного порядка. При выполнении данной функции необходимо, прежде всего, исходить из того, что участковый уполномоченный является основной фигурой организации охраны общественного порядка на закрепленном участке. Он должен не только взаимодействовать с патрульно-постовыми нарядами полиции, дружинами, иными силами общественности, осуществлять с ними регулярное патрулирование, обучать формам и методам работы, контролировать их деятельность, но координировать усилия всех сил, которые участвуют в охране порядка на обслуживаемом участке.

Участковый уполномоченный постоянно докладывает руководству и дежурному по ОВД об изменении криминогенной обстановки, вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке патрульных нарядов полиции, при необходимости по согласованию с руководством, а в его отсутствии — дежурным по ОВД, осуществляет маневрирование нарядами на территории своего участка. Эти функции во многих ГРОВД стали особенно широко проявляться при введении в последнее время принципа «патрульных участков» («зон ответственности») при организации охраны общественного порядка. Практика показывает, что во многих местах начальниками (старшими) патрульных участков, зон ответственности назначаются старшие участковые или участковые уполномоченные полиции.

Мероприятия по охране общественного порядка включают в себя и другие функции, в частности, общепредупредительную деятельность участкового уполномоченного — это выступления, лекции на правовые темы на сходах граждан, в школах; проведение в общественных пунктах охраны порядка бесед с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений; оставление на транспортных средствах, находящихся вне гаражей и платных стоянок, памяток с текстом профилактического содержания и т.д.

в. Участие в раскрытии и расследовании преступлений. Нормативные акты относят к функциям участкового уполномоченного полиции оказание помощи в расследовании преступлений. В случае обнаружения на участке преступления по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, он самостоятельно проводит комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством неотложных следственных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

При обнаружении на участке преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, участковый уполномоченный обязан принять меры к охране места происшествия, выявлению свидетелей, оказанию помощи потерпевшим, установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств. В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников криминальной полиции участковый уполномоченный в соответствии со ст. 177 УПК РФ самостоятельно проводит предусмотренные законом следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по установлению и закреплению следов преступления.

г. Взаимодействие с общественностью. Осуществление данной функции, прежде всего, обусловлено тем, что одному, без опоры на население и общественность, участковому уполномоченному чрезвычайно сложно выполнять все свои обязанности. Особенно остро ощущается это в сельской местности, где многие службы ОВД практически представлены лишь участковым уполномоченным полиции. Поэтому тем, насколько он умело опирается на население, помощь общественности, во многом определяется его успех и вклад в охрану порядка, предупреждение и раскрытие преступлений. Во многих регионах России сохранились общественные пункты охраны порядка, хотя они и находятся в трудном материальном положении (в Жигулевске действуют 9 УПП). В них участковый уполномоченный является заместителем председателя Совета общественного пункта или руководителем одной из его секций. Это дает ему возможность играть в Совете организующую роль и обеспечивать единство действий полиции и общественности в профилактике правонарушений.

Как правило, выше эффективность работы у тех участковых уполномоченных, которые добиваются сегодня создания народных дружин по месту жительства граждан либо специализированных дружин по охране порядка, по профилактике правонарушений в сфере быта. Весьма весома помощь участковым уполномоченным полиции внештатных сотрудников полиции, которым поручается обслуживание микро участков (домов, кварталов). В связи с этим в сельской местности участковый уполномоченный должен иметь внештатного сотрудника в каждом населенном пункте, а также на каждом объекте (предприятие, учреждение) в условиях района, города. Повышению его авторитета способствует организация регулярного приема населения не только участковым уполномоченным, но и руководством органов внутренних дел, прокурорскими работниками, депутатами. Инструкция определяет, что прием должен осуществляться не реже 2-х раз в неделю в удобное для населения время. Участковый уполномоченный обязан не реже одного раза в полугодие отчитываться о проделанной работе перед населением обслуживаемого участка. Этим обеспечивается гласность в работе участкового уполномоченного полиции, которая, как показывает практика, стимулирует население к оказанию помощи полиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Поэтому в современных условиях необходима законодательная основа, стимулирующая население, представителей общественности, — за оказанные услуги полиции установлена соответствующая оплата гражданину, как это принято в западных государствах. Такие предложения должны найти реализацию в новом законодательстве об общественных объединениях и народных дружинах.

В целях более эффективного управления службой организатором работы участковых уполномоченных полиции выступает также старший участковый уполномоченный полиции. В соответствии с Инструкцией на каждые 3-4 должности участковых уполномоченных вводится должность старшего участкового уполномоченного, которая замещается лицом, способным руководить группой участковых уполномоченных и имеющим среднее специальное или высшее юридическое образование. Он организует работу участковых уполномоченных по раскрытию преступлений, по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно; координирует их взаимодействие с криминальной полицией и следственными подразделениями по раскрытию и расследованию преступлений, по которым предварительное следствие обязательно; обеспечивает их участие в проведении комплексных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий на территории микрорайона, обслуживаемой группой участковых инспекторов полиции. Старший участковый уполномоченный оказывает помощь по вопросам повышения профессионального мастерства участковых уполномоченных, подбора и организации работы внештатных сотрудников полиции, проведения индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями, обобщает и оценивает результаты работы группы участковых уполномоченных полиции по итогам за месяц, квартал, полугодие, год и докладывает их с соответствующими предложениями по совершенствованию работы начальнику ООП.

Указанные положения предопределяют в целом организацию работы участкового уполномоченного полиции. Практика свидетельствует о том, что эффективность этой работы во многом зависит от того, как она организована на местах руководителем органа внутренних дел.

Анализ и оценка оперативной обстановки.

В целях рационального использования служебного времени, более четкой организации работы, повышения её эффективности участковый уполномоченный должен постоянно изучать, анализировать и владеть оперативной обстановкой на обслуживаемом участке. Для этого ему необходимо хорошо знать: территорию участка, его особенности, дороги, линии связи, расположение и режим работы акционерных обществ, организаций, учреждений, банков, почтовых отделений, баз, складов, иных мест хранения материальных ценностей (независимо от форм собственности), а также объектов разрешительной системы, порядок и состояние их охраны, места стоянки автотранспорта. В сельской местности, кроме того, все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, места произрастания наркосодержащих растений.

Он должен знать характер занятости населения, его этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру и, как правило, национальный язык большинства населения на обслуживаемом участке.

Изучая и оценивая криминогенную обстановку, участковый уполномоченный должен обращать, в первую очередь, внимание на её системность, а не от случая к случаю проводить аналитическую работу. При этом отражать как количество, так и характер раскрытых и нераскрытых преступлений в паспорте на административный участок; анализировать обстоятельства, способствующие их совершению, лиц, поведение которых контролируется полицией; знать приметы лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и разыскиваемых преступников, сведения о потерпевших, похищенных вещах; места концентрации антиобщественных элементов, организованных преступных групп; места, где чаще всего совершаются нарушения общественного порядка и преступления; а также силы и средства, которые могут использоваться для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, укрепления либо усиления правопорядка.

Указанные сведения не ограничиваются лишь названными. Для повышения его оперативной осведомленности и успешного решения задач на практике круг этих факторов значительно шире.

Планирование работы

Жизнь и практика работы участковых уполномоченных полиции показывает, что без четкого плана участковый уполномоченный обречен постоянно решать массу текущих второстепенных вопросов, не имеет возможности сосредоточиться на главном и реально влиять на состояние криминогенной обстановки на обслуживаемом участке.

В соответствии с Инструкцией участковый уполномоченный работает по личному плану, составленному (в рабочей тетради на месяц, а при необходимости и на каждый день) с учетом основных мероприятий, намеченных горрайорганом внутренних дел, советом общественного пункта, а также складывающейся криминогенной обстановки. План утверждается начальником полиции общественной безопасности. Структура и содержание плана могут быть различными. Важно, чтобы в нём отражались все основные направления его деятельности, а планируемые мероприятия были реально выполняемыми, актуальными и конкретными.

В ежедневный план работы участкового уполномоченного целесообразно включать такие мероприятия, как работа по административным правонарушениям либо совершенному преступлению на его участке (если они имели место), включающая в себя сбор необходимых доказательств; работа по жалобам и заявлениям; инструктаж дружинников; проверка по месту жительства, работа до 3-4-х профилактических лиц и беседы с ними; отработка жилого сектора (посещение 5-6 квартир); проверка несения службы патрульными нарядами и сторожевой охраной;

Проверка лиц, состоящих под административным надзором. В зависимости от обстановки на каждом конкретном участке могут быть и иные мероприятия. Кроме того, в конце рабочего дня старший участковый уполномоченный должен собирать подчиненных ему участковых для подведения итогов за день и планирования мероприятий на следующий день. Вместе с тем не является ошибкой, когда такие итоги и мероприятия проводятся утром следующего дня, так как за истекшие сутки могут происходить различные события и происшествия и намечаемые по ним меры будут приниматься оперативно.

Важным элементом организации работы участкового уполномоченного полиции является взаимодействие с другими службами ОВД.

Учет и отчетность в работе

Учет об отчетность в работе участкового уполномоченного полиции — это два слагаемых, которые существенно помогают ему в организации своей работы, видеть пробелы и недоработки, а также совершенствовать свою деятельность.

В соответствии с инструкцией участковый уполномоченный полиции обязан вести следующую документацию:

  • 1. Паспорт на обслуживаемый административный участок и паспорта на жилые дома.
  • 2. Рабочую тетрадь.
  • 3. Контрольные карточки (на профилактируемых лиц).
  • 4. Дела административного надзора.
  • 5. Документацию в отношении граждан, привлеченных участковым уполномоченным к сотрудничеству с полицией, которая хранится в ГОРОВД.

Пока в практике работы не изжиты случаи формализма, бумаготворчества, бюрократии и иные явления. В этой связи МВД России взяло курс на решительное искоренение и ограждение участковых уполномоченных от выполнения несвойственных функций и ненужного бумаготворчества. В настоящее время ведение не предусмотренной МВД России документации (журналы отработки жилого массива, фотоальбомы подучетных лиц) допускается лишь тогда, когда сам участковый уполномоченный считает это необходимым. Ему предоставлено право самостоятельно направлять ряд запросов в учреждения, предприятия, организации и давать ответы по существу их обращений.

В связи с использованием автоматизированных систем ведение картотечных учетов в настоящее время ограничено. Участковый уполномоченный заполняет карточки на следующие категории профилактируемых лиц:

  • — состоящих под административным надзором органов внутренних дел;
  • — в отношении которых, исходя из предыдущих судимостей, может быть установлен административный надзор;
  • — осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, а также к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Важной формой контроля за деятельностью участкового уполномоченного являются его отчеты о проделанной работе перед жителями обслуживаемого участка и перед начальником органа внутренних дел или начальником полиции общественной безопасности.

Немаловажным инструментом регулирования организации деятельности участкового уполномоченного выступают критерии оценки его работы. Именно они позволяют использовать человеческий фактор, сориентированный на достижение положительных конечных результатов. В современных условиях необходим выбор новых оптимальных критериев и систем оценок деятельности участковых уполномоченных, главным образом стимулирующих эффективность их работы. Вокруг этой проблемы на протяжении ряда лет идут дискуссии ученых и практиков.

Но ясно одно, для того, чтобы оценить их работу, необходимо её измерить. Предлагается масса показателей, как правило, количественного характера, с помощью которых измеряется объем, качество и эффективность труда участковых уполномоченных.

Например, в систему оценок закладываются три группы показателей, характеризующих:

  • а) нагрузку участковых уполномоченных,
  • б) качество работы,
  • в) эффективность работы.

Эти показатели определяются с помощью специальной таблицы, которая построена с учетом затрат рабочего времени на выполнение различных видов работ. Существует и «балльная» система оценки. В расчет принимаются промежуточные показатели:

Количество лиц, взятых под административный надзор, направленных в специальные учреждения полиции,

Количество протоколов, составленных об административных правонарушениях.

Предлагаемые критерии оценки приемлемы, но не всегда сориентированы на конечные результаты работы, на реальное оздоровление обстановки. Поэтому, чтобы избежать критики руководства в бездеятельности, участковый уполномоченный в погоне за показателями вынужден там, где можно ограничиться замечанием, предупреждением, составлять протокол.

В настоящее время ведомственные нормативные акты МВД России в качестве главных критериев оценки работы участкового уполномоченного рассматривают его авторитет, уважение со стороны населения. Результаты работы участкового уполномоченного должны оцениваться, по мнению граждан, проживающих на территории участка, по следующим данным:

  • 1. Реальному состоянию общественного порядка на участке;
  • 2. Личному вкладу в предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
  • 3. Своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан;
  • 4. Уровню личной исполнительной дисциплины и состоянию законности в оперативно-служебной деятельности. С учетом названных критериев начальник ОВД, его заместитель (начальник ООП) по результатам работы за год определяют лучшего участкового уполномоченного полиции.

гштттттшжтштттмтшт

Фаткуллин Б. Х., Сайфуллин Э. В.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В статье рассматриваются вопросы социальной направленности деятельности участкового уполномоченного полиции посредством осуществления функции по профилактике правонарушений; обсуждаются проблемы, возникающие в процессе выполнения данной функции.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, профилактика, учет, поднадзорные лица.

Fatkullin B. Kh., Saifullin E. V.

THE SOCIAL ROLE OF DISTRICT POLICE COMMISSIONER IN INDIVIDUAL PREVENTION OF INFRINGEMENTS

Keywords: district police commissioner, prevention, registration, regulated person.

Фаткуллин Б. Х.

Социальная профилактика правонарушений представляет собой комплекс определенных мер, осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению. Субъектами представленных мер являются различные органы, организации, должностные лица и граждане, участвующие в деятельности по предупреждению правонарушений. Объектами социально-профилактической работы являются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений. Круг объектов социально-профилактической работы обширен. Поэтому конкретные объекты социально-профилактической работы определяются в соответствии с действующим законодательством, а также различными нормативно-правовыми актами.

В настоящее время деятельность участковых уполномоченных полиции регламентируется приказом МВД России от 31.12.2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», которым утверждено Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (далее — Наставление), заменившее ранее действовавшую Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции (далее — Инструкция).

Раздел VIII Наставления посвящен порядку проведения участковым уполномоченным полиции индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, в целях предупреждения совершения ими новых преступлений и административных правонарушений. В частности, участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу со следующими категориями граждан, состоящими на профилактическом учете:

1. Освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, в отношении которых судом установлены временные ограничения прав и свобод, предусмотренных федеральными законами.

2. Больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружающих.

3. Совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих.

4. Совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную

безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно значимых мероприятий.

5. Входящими в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на об-

Сайфуллин Э. В.

щественный порядок и общественную безопасность.

6. Которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача.

Вместе с тем п. 73 Наставления обязывает участкового уполномоченного полиции не реже одного раза в квартал проводить с лицами, указанными в вышеуказанных пунктах 1-6, а также с членами их семей, другими гражданами, которые могут оказать на них профилактическое воздействие, беседы с целью предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Результаты проведения индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, докладываются участковым уполномоченным полиции рапортом (ежеквартально) на имя начальника территориального органа МВД России, а затем передаются начальнику ОУУП для исполнения резолюции руководителя, анализа, обобщения результатов деятельности участковых уполномоченных полиции и хранения в течение пяти лет. В ранее действовавшей Инструкции участковый уполномоченный полиции был обязан завести контрольно-профилактическую карточку, где отражались все сведения о лице, состоящем на профилактическом учете (биографические данные, место работы, сведения о судимости, составе семьи, связях и т.п.), и в нее вносить сведения о проведенной профилактической работе.

В соответствии с п. 64 Наставления участковый уполномоченный полиции участвует в пределах своей компетенции осуществляет контроль за поведением:

1. Осужденных за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.

Фаткуллин Б. Х., Сайфуллин Э. В.

2. Несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН.

Однако порядок проведения профилактической работы с данной категорией лиц Наставлением не регламентирован, в других нормативных актах данный вопрос также не отражен, что существенно затрудняет работу участковых уполномоченных полиции по данному направлению. Также не указаны категории лиц, которые ранее подлежали административному надзору и состояли на профилактических учетах у участковых уполномоченных, а именно: условно-досрочно освобожденные из мест лишения свободы, психически больные лица, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения и которые ранее, в соответствии с Инструкцией, состояли на профилактическом учете у участковых уполномоченных полиции.

В сложившихся условиях нормативного регулирования участковым уполномоченным полиции приходится работать не только с лицами, состоящими на профилактическом учете, но и с населением, помощь которого немаловажна для эффективности выполнения поставленных задач на этом направлении деятельности полиции.

Однако в настоящее время кроме вышеуказанного ведомственного нормативного акта, затрагивающего общие вопросы профилактической работы участкового уполномоченного полиции, не отражающего права и обязанности участников, формы и методы ее проведения, законодательно данный вопрос не урегулирован. Принятие на федеральном уровне закона, регламентирующего вопросы профилактики правонарушений, на наш взгляд, не только решит проблему упорядочения нормативного регулирования в этой области государственного управления, но и даст возможность населению четко представлять задачи, права и обязанности, а главное — ответственность всех участников данных общественных отношений.

Проводимая в стране административно-правовая реформа характеризуется принятием значительного массива новых нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственного управления. Безусловно, это относится и к сфере административно-правового регулирования в сфере внутренних дел. Однако, несмотря на активную нормотвор-ческую деятельность, возникает проблема в качественном содержании нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел в целом и деятельности участковых уполномоченных полиции в частности. Не осуществляется должным образом мониторинг действующего законодательства. Так, ряд правовых документов принимаются без надлежащего анализа и прогнозирования развития социальных отношений, встречаются случаи отсутствия согласованности между содержанием нормативного регулирования, целями и задачами правоохранительной деятельности. Это приводит к низким результатам деятельности органов внутренних дел.

В контексте рассматриваемого вопроса важно также подчеркнуть, что в ряде регионов отмечается острая нехватка кадров в службе участковых уполномоченных полиции, в связи с чем возникает следующая проблема — участковые уполномоченные вынуждены обслуживать несколько административных участков, что влечет за собой увеличение нагрузки. Следовательно, упускаются важные направления профилактической работы, подразделения территориальных органов внутренних дел лишаются возможности получить своевременную и необходимую информацию о лицах, которые могли бы совершить правонарушение. Складывается практика, которая, к сожалению, не позволяет сотрудникам органов внутренних дел адекватно оценить ситуацию в сфере деликтности той или иной группы лиц, проживающих на соответствующей территории.

Наряду с этим возникает еще одна проблема, связанная с возможностью отвлечения участковых уполномоченных полиции от непосредственных обязанностей. Как правило, связано это с наделением полномочиями начальника территориального органа МВД России на районном уровне по привлечению участкового уполномоченного полиции к выполнению обязан-

ностей, при невозможности их выполнения иными сотрудниками полиции. К таким полномочиям относится:

— проведение проверок по заявлениям и сообщениям о происшествиях, которые могут привести к наступлению страхового случая, фактах совершения дорожно-транспортных происшествий, а также содержащим признаки преступлений в сфере экономики, экологических преступлений;

— участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, привлечение к проведению следственных мероприятий вне территории закрепленных административных участков;

— привлечение для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов МВД России, а также в резерве для выполнения задач по охране и конвоированию задержанных

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Оставьте комментарий