В виде жидких лекарственных форм в аптеке готовят:
1. лекарственные формы по индивидуальным рецептам или требованиям ЛПУ;
2. концентраты, полуфабрикаты;
3. внутриаптечную заготовку и фасовку жидких лекарственных форм.
Основные правила изготовления жидких лекарственных форм
Общие правила изготовления, последовательность растворения и смешивания лекарственных средств . При изготовлении жидких лекарственных форм с водной дисперсионной средой в первую очередь отмеривают рассчитанный объем воды (очищенной, для инъекций или ароматной), в котором последовательно растворяют твердые лекарственные и вспомогательные вещества с учетом растворимости и возможного их взаимодействия.
Первыми в отмеренном объеме воды растворяют ядовитые и наркотические вещества (список А), затем наркотические и сильнодействующие (список Б), а далее несильнодействующие с учетом их растворимости. Для повышения растворимости веществ умеренно, мало или медленно растворимых их предварительно измельчают, а в процессе изготовления их растворы нагревают с учетом физико-химических свойств и перемешивают. При изготовлении растворов очень мало растворимых или практически нерастворимых веществ, кроме вышеперечисленных операций используют получение растворимых производных (комплексообразование, образование растворимых солей) и солюбилизацию в соответствии с нормативной документацией. Изготовленный раствор фильтруют через фильтр, материал которого подбирают с учетом физико-химических свойств веществ и назначения раствора. Твердые лекарственные вещества в состав лекарственной формы могут быть введены в виде заранее изготовленных концентрированных растворов, которые добавляются после растворения твердых веществ и фильтрования раствора .Если в состав лекарственной формы входят другие жидкие лекарственные средства, их добавляют к водному раствору в следующей последовательности:
— водные нелетучие и непахучие жидкости,
— иные нелетучие жидкости, смешивающиеся с водой,
— водные летучие жидкости,
— жидкости, содержащие спирт, в порядке возрастания его концентрации
— летучие и пахучие жидкости.
При добавлении всех жидкостей также следует учитывать их принадлежность к определенному списку, растворимость и способность смешиваться с водой. При изготовлении растворов в вязких и летучих растворителях непосредственно в сухой флакон для отпуска дозируют лекарственное средство или вещество, вспомогательные вещества, затем взвешивают растворитель (спирт отмеривают).При использовании вязких растворителей (глицерин, масла) применяют нагревание с учетом физико-химических свойств лекарственных веществ. При растворении в спирте или хлороформе -нагревают только в случае необходимости и с соблюдением мер предосторожности.Растворы, содержащие летучие вещества, нагревают при температуре не более 40-45 град.С. Жидкости, содержащие эфир и его смеси со спиртом не нагревают. Растворы фильтруют через сухой фильтрующий материал, который подбирают с учетом вязкости и летучести растворителя, соблюдая меры предосторожности для снижения потерь, связанных с испарением.
Они подвергаются всеми видами контроля и это можно представить в виде схемы.
Жидкие лекарственные формы, изготовленные по индивидуальным рецептам и требованиям ЛПУ подвергаются всеми видами контроля: обязательным (письменному, органолептическому и контролю при отпуске), выборочным (физическому, опросному) и химическому (качественному или полному химическому контролю).
Все виды контроля осуществляются в соответствии с требованиями приказов МЗ РФ № 214 и № 305
Качественному и количественному анализу (полный химический контроль) подвергаются выборочно:
Лекарственные формы, изготовленные в аптеке по индивидуальным рецептам или требованиям лечебных организаций, проверяются в количестве не менее трех лекарственных форм при работе в одну смену с учетом различных видов лекарственных форм. Особое внимание обращается на лекарственные формы для детей; применяемые в глазной практике; содержащие наркотические и ядовитые вещества; растворы для лечебных клизм.
АЛГОРИТМ ВНУТРИАПТЕЧНОГО КОНТРОЛЯ ЖИДКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ
1. ПИСЬМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. 1.Проверяют соответствие записей в паспорте письменного контроля прописи в рецепте, правильности произведенных расчетов.
2. ОПРОСНЫЙ КОНТРОЛЬ.
1. Проводится после изготовления фармацевтом не более 5-ти лекарственных форм.
2. Провизор-технолог называет первый входящий в лекарственную форму ингредиент, а в сложны лекарственных формах указывает и его количество.
3. Фармацевт затем называет все взятые им ингредиенты и их количество. Если взят концентрат или полуфабрикат, то называет также их состав и количество.
3. ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
1. внешний вид лекарственной формы,
2. цвет,
3. запах,
4. отсутствие механических включений
4. ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ:
1. общий объем лекарственной формы,
2. находят отклонения по объему,
3. проверяют качество укупорки,
4. сравнивают с допустимыми нормами отклонений.
5. ХИМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ:
1. качественный анализ,
2. количественный анализ,
3. производят необходимые расчеты содержания ингредиентов.
6. КОНТРОЛЬ ПРИ ОТПУСКЕ.
Внутриаптечный контроль жидких лекарственных форм также предусматриваетпроверку специфических показателей качества:
ОТСУТСТВИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ВКЛЮЧЕНИЙ.
Под механическими включениями подразумевают посторонние подвижные нерастворимые вещества, кроме пузырьков газа, случайно присутствующих в растворах.
Проверяют их путем легкого встряхивания и перевертывания вверх дном с последующим наблюдением за раствором в прямом и отраженном свете. Если в растворе содержатся взвешенные частицы, то они при этом опускаются вниз и попадают в поле зрения.
Растворы, содержащие частицы, заметные невооруженным глазом должны быть повторно процежены или профильтрованы.
ГЕРМЕТИЧНОСТЬ УКУПОРКИ.
Осуществляется после переворачивания флакона с жидкой лекарственной формой вверх дном. При этом жидкость не должна протекать через пробку.
ПРОВЕРКА ОБЩЕГО ОБЪЕМА.
Производится тем же цилиндром и другой измерительной посудой, с помощью которой готовили растворы.
Натрия салицилата 6,0
Раствора калия иодида 4,0 — 200,0
Подлинность.
1. К 1-2 мл лекарственной формы прибавляют 1 мл хлороформа, 2-3
Капли разведенной соляной кислоты, 2-3 капли 0,5% раствора перманганата
калия и энергично встряхивают. Хлороформный слой окрашивается в
фиолетовый цвет (иодид-ион).
2. К 2 мл раствора прибавляют 1 мл раствора винной кислоты, 1 мл
ацетата натрия. Раствор охлаждают водопроводной водой и встряхивают. Постепенно выпадает белый кристаллический осадок, растворимый в
разведенных минеральных кислотах и растворах едких щелочей (ион калия).
3. К нескольким каплям добавляют 1-2 капли хлорида железа (III).
Появляется сине-фиолетовое окрашивание (салицилат-ион).
Количественное определение.
Калия иодид
К 5 мл раствора прибавляют 5-10 мл воды, 2 мл разведенной кислоты, 1-2 капли раствора эозината натрия и титруют 0,1 моль/л раствором нитрата серебра до перехода окраски от желтой к розовой.
Натрия салицилат.
К 1 мл раствора прибавляют 2-3 мл эфира, 1 каплю 0,05% раствора
метилового оранжевого и титруют при встряхивании 0,1 М раствором соляной кислоты до розового окрашивания водного слоя.
Произведение «В аптеке», как и другие рассказы Чехова, носит глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни. Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и помочь ближнему. Все сводится к простым отношениям, которые заключаются в купле-продажи. В случае недостатка у человека материальных средств, его фактически бросают умирать, не желая ни о чем слушать. В лице провизора можно увидеть личность, которая руководствуется строгими правилами, не имея снисхождения к проблемам своих клиентов.
История создания рассказа
Небольшой рассказ А. Чехова «В аптеке» был написан им за несколько часов в 1885 году под именем А. Чехонте. Создал произведение автор в качестве маленькой зарисовки для «Петербургской газеты» в разделе «Летучие заметки». Первый подзаголовок назывался «Сценка». Эту газету читали аристократы, врачи, провизоры и влиятельные люди, которые искали в каждом новом издании что-то о себе. Интересно, что А.Чехов рассказ не добавил в свой полный сборник. Рассказ «В аптеке» видел свет лишь в первом издании собрания сочинений «Пестрые рассказы» в 1886 году.
Анализ рассказа
Описание
Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич, который был у доктора, решил зайти в аптеку, чтобы не терять лишнего времени. Его поглощает загадочная атмосфера аптеки с кучей микстур, баночек, пузырьков, а также особый лекарственный запах. Он отдает приписанный доктором рецепт провизору, который имеет особый внешний вид: «Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай».
Провизор ответил, что лекарство будет готово только через час. Он постоянно делает важный вид, не отвлекаясь на попытки Свойкина заговорить с ним. Он приказывает что-то своим ассистентам на немецком языке и продолжает водить пальцем по газете. Свойкин пытается как-то отвлечь себя, его нестерпимо мучают боли. Учитель тяжело заболел. Он пытается донести это провизору, чтобы тот ускорился с приготовлением лекарства, но тот игнорирует его.
В итоге, когда все готово и приходит время расчета, у больного не хватает 6 копеек. Свойкин просит отдать ему лекарство и обещает занести завтра деньги. Провизор же отказывает клиенту: «Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите». Свойкин приходит домой, из-за мучительных болей он уже не может подняться с кровати и засыпает. Ему снится, что он пришел в аптеку снова и получил свое лекарство.
Главные герои
Свойкин Егор Алексеич – домашний учитель, который сильно заболел. О возрасте и внешности его ничего не говорится. Пытается завести разговор с провизором в аптеке и найти понимание, когда у него не хватило денег рассчитаться за лекарство.
Провизор аптеки – безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и бесчувственный человек, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки.
Ассистенты провизора и кассир – безликие особы, которые отвечают одну фразу: «Ja!».
А.П. Чехов очень тонко рассматривает глубину души человека. Сочинение «В аптеке» показывает, как один человек нуждается в неотложной помощи, а другой открыто не хочет замечать данный факт. Первый пытается как-то войти в словесный контакт со вторым для того, чтобы отвлечься от мучающих болей и горячки. В лице провизора можно увидеть бесчувственное создание, которое теряет свой человеческий облик по причине отказа входить в положение больного.
Сострадать – вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям, мы становимся ничем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу. В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого, читатель сам может только предполагать, что в итоге случилось с больным. Умер он или на утро сходил в аптеку, этот вопрос автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и бесчувствия.