В соответствии с частью 16 статьи 14 Федерального закона «О полиции» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.
2. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на его текущее содержание.
Председатель Правительства Российской Федерации
В. Путин
Положение об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации
1. Настоящее Положение определяет условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции» (далее — задержанные лица), и содержащихся в помещениях дежурной части территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — специальные помещения) не более 48 часов до принятия в отношении их решений, предусмотренных частью 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции», за исключением лиц, задержанных за административное правонарушение.
Условия и порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского облуживания таких лиц».
2. Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством внутренних дел Российской Федерации.
3. Задержанные лица содержатся в специальных помещениях под охраной сотрудников полиции в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. В целях осуществления наблюдения может использоваться аудио- и видеотехника.
4. Водворение задержанных лиц в специальные помещения осуществляется сотрудниками полиции круглосуточно при наличии документов, подтверждающих основания задержания.
5. Перед водворением в специальное помещение сотрудник полиции проводит опрос задержанного лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Результаты опроса заносятся в протокол о задержании.
6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.
7. Личный досмотр осуществляется сотрудниками полиции одного пола с задержанными лицами в присутствии 2 понятых того же пола.
В случае обнаружения у задержанных лиц при осуществлении личного досмотра предметов и вещей, запрещенных к хранению федеральным законом, сотрудниками полиции в установленном порядке принимается решение о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. У задержанных лиц изымаются предметы и вещи по перечню и в порядке, которые установлены Министерством внутренних дел Российской Федерации, о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании.
Сотрудники полиции обязаны обеспечить сохранность изъятых у задержанных лиц предметов и вещей до истечения срока задержания, после чего они возвращаются задержанному лицу, за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.
9. Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, обувь (в одном комплекте), носовые платки, предметы личной гигиены и туалетные принадлежности.
10. В целях обеспечения учета лиц, подвергнутых задержанию, в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации формируется и ведется реестр указанных лиц. Порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых задержанию, определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Хранение, использование и распространение информации, содержащейся в реестре лиц, подвергнутых задержанию, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
11. При возникновении угрозы жизни и здоровью задержанного лица или угрозы совершения против него преступления либо иного противоправного деяния сотрудники полиции обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению его личной безопасности.
12. Норма санитарной площади в специальном помещении, предназначенном для размещения задержанных лиц, составляет 4 кв. метра на одного человека.
13. В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже 18 градусов по Цельсию.
Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток и до рассвета.
14. В специальном помещении раздельно размещаются:
лица мужского и женского пола;
несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;
лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний.
15. Запрещается размещение в специальных помещениях:
лиц, с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое», а также лиц, находящихся в тяжелой степени алкогольного или иного вида опьянения;
лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);
беременных женщин.
Указанные лица не размещаются в специальных помещениях при наличии у них справок или заключений, свидетельствующих о болезни или беременности, выданных медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, станцией скорой медицинской помощи или медицинским работником выездной бригады скорой медицинской помощи.
16. Не подлежат размещению в специальных помещениях задержанные лица, имеющие при себе детей в возрасте до 14 лет (когда их возраст очевиден либо подтверждается свидетельством о рождении или иными документами), при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.
17. Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).
18. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна, постельными принадлежностями и постельным бельем.
19. Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении сотрудников полиции.
20. Задержанные лица имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы), столовые предметы, постельное белье и продукты питания от родственников и других лиц, личность которых установлена.
Передаваемые задержанным лицам вещи, предметы и продукты питания проверяются сотрудником полиции и предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего. Проверка вещей, предметов и продуктов питания не должна приводить к их порче и невозможности использования по назначению.
Использование предметов первой необходимости задержанными лицами допускается только под наблюдением сотрудника полиции. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими вещами и предметами, изъятыми у задержанного лица, за исключением подлежащих утилизации использованных предметов личной гигиены и продуктов питания с истекшим сроком годности.
Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья человека или могут быть использованы в качестве орудия преступления.
21. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, на мирное время, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, на мирное время».
22. В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.
23. Организация оказания медицинской помощи задержанным лицам, их направление и доставление в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, охрана задержанных лиц при доставлении и нахождении в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения до истечения установленного срока задержания, привлечение медицинских работников указанных организаций для медицинского обеспечения задержанных лиц по месту их содержания, уведомление сотрудников полиции об окончании срока нахождения в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения задержанных лиц, направленных для прохождения стационарного лечения, осуществляются в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация оказания медицинской помощи задержанному лицу осуществляется сотрудниками полиции безотлагательно по требованию данного лица.
24. При необходимости сотрудники полиции принимают меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан.
25. При нахождении задержанного лица в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства, сотрудники полиции вызывают выездную бригаду скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи задержанному лицу.
26. В случае если по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи задержанное лицо нуждается в лечении в стационарных условиях, оно направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, в которой до истечения установленного срока задержания полиция обеспечивает охрану задержанного лица.
27. Задержанные лица по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи могут пользоваться лекарственными препаратами для медицинского применения, которые подлежат хранению в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдаются задержанным сотрудниками полиции в порядке, установленном медицинскими работниками.
28. В случае тяжелого заболевания, травмы, увечья либо смерти задержанного лица сотрудники полиции незамедлительно, но не позднее 3 часов, сообщают об этом его близким родственникам или близким лицам, а также прокурору.
В соответствие со ст.15 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и, о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ
Цель визита: осуществление общественного контроля: проверка соблюдения прав граждан, условий содержания доставленных и задержанных, работа с жалобами.
Сопровождали: начальник ИВС УМВД России по городу Иркутску капитан полиции Юдин Вениамин Евгеньевич и майор полиции дежурной группы режима Гулимов Сакит Алех оглы.
Начало проверки – 14:10;
Окончание – 16:10.
Учреждение рассчитано на 60 мест.
На момент проверки содержаться задержанных и доставленных — 16 человек, из них:
Женщин – 1;
Несовершеннолетних – 0;
Инвалидов – 0;
Женщин с детьми – 0;
Мужчин — 15.
Уже с самого начала посещения сотрудники ИВС: дежурная на КПП, а также начальник ИВС майор Юдин Вениамин Евгеньевич по неустановленной причине стали демонстрировать свое предвзятое отношение к членам ОНК, не расположенность к конструктивному взаимодействию, настроенность на конфликт.
Так, сразу же по прибытию, начальник ИВС стал торопить членов комиссии провести проверку побыстрее, ссылаясь на день рождения своей родственницы, которое ему сорвали.
На входе в учреждение на КПП членам ОНК было указано, что необходимо следовать незаконному соглашению, которое заключил с его руководством председатель ОНК Уфимцев Д.В.. Начальник ИВС Юдин В.Е. также запретил членам ОНК пронести и пользоваться фото, видео и аудио аппаратурой (диктофонами) для осуществления объективного общественного контроля. Члены ОНК неоднократно упоминали, что съемка будет осуществляться только условий содержания задержанных, а не в коем случае самих задержанных и охранных систем. Членами ОНК составлен АКТ о запрете и использовании фотоаппаратуры и диктофонов, который подписан начальником ИВС майором Юдиным В.Е.. Далее сотрудница КПП начала язвить и смеяться, когда увидела у членов ОНК второй диктофон, говоря, что «членам ОНК мало одного диктофона, и они еще втихушечку на второй записывать будут», на данные усмешки последовало возражение о том, что члены ОНК заранее уведомили дежурного УМВД России по г.Иркутску, что при посещении ИВС будут пользоваться фотоаппаратом и диктофонамИ. Сотруднице КПП также указано на её некорректное, неэтичное поведение.
В ходе посещения были проверены: камеры 1; 2; 15; 7; 14; 13; 8; 12; 9; 11; 10 , прогулочный дворик, санпропускник с дез.камерой и кабинет для следственных действий и свиданий.
В ходе проверки выявлено:
1.? Перед входом в ИВС, снаружи учреждения, отсутствуют лавочки для ожидания родственников и козырьки от дождя, в случае долго ожидания, как равно перед входом отсутствует информационный стенд с разъяснением прав и обязанностей посетителей, контактных телефоном руководства учреждения, руководства УМВД России по г. Иркутску, надзорных органов, Общественной наблюдательной комиссии, Общественного Совета.
2.? Членам ОНК Хроменковой Н.А. и Варшней Н.Е. начальником ИВС майором Юдиным В.Е. былозапрещено проносить и использовать фотоаппаратуру и диктофоны. По данному факту препятствия осуществлению объективного общественного контроля члены ОНК составили АКТ, один экземпляр которого был незамедлительно вручен начальнику учреждения.
3.? На КПП и везде в ИВС также стендов с правовой информацией в открытом доступе для родных и близких нет вообще, в камерах правовая информация не полная имеется 3 листа формата А-4.
4.? Условия для содержания граждан уязвимой группы: женщин, беременных женщин, женщин с детьми, несовершеннолетних, инвалидов не имеются. Условий для приема инвалидов в инвалидных колясках нет, также ставится под сомнение их возможное нахождение в камерах (узкие дверные проемы, высокие пороги, лестницы, санузлы) – ничего не приспособлено для данной категории граждан. У начальника ИВС вызвала огромное недоумение информация о том, что несовершеннолетним требуются особые условия, отличные от условий для содержания взрослых задержанных (п.176 ПВР ИВС).
5.? На каждой двери камер прикреплен листок бумаги с фамилией находящегося в камере и указанием статьи. Приговора суда еще в отношении данных граждан нет, но на протяжении всего посещения начальник учреждения неоднократно говорить, что они преступники, соответственно к ним и относится.
6.? Во всех камерах в санузлах не соблюден принцип приватности (п.45 ПВР ИВС). Санузлы на высоких приступах, огорожены лишь с двух сторон, открытой стороной упираются в мойку и обозрение всей камеры. Начальнику ИВС было сказано о несоблюдении принципа приватности, на что он в недоумении спросил, в каких документах написано, что в санузле должна соблюдаться приватность. -ПВР ИВС пункт 45 !!! Факт того, что начальник ИВС не знает ПВР ИВС может свидетельствовать о его низкой компетентности и несоответствии занимаемой должности.
7.? У всех задержанных в ИВС г. Иркутска нет на руках АКТа об изъятии личных вещей, который должен составляться на поступившие для временного хранения деньги и вещи в трех экземплярах. Первый экземпляр выдается на руки, второй передается в финансовую часть, а третий хранится в личном деле в соответствии с ПВР ИВС п.37
8.? Ни у одного из находящихся в ИВС также на руках не было Копии протокола о досмотре, которая должна была быть вручена на руки, а сам протокол приобщен к личному делу в соответствии п.32 ПВР ИВС.
9.? Только в одной камере (камера №1) имеется настольная игра – шашки, тогда как в п.44 ПВР ИВС сказано, что в камеры для общего пользования должны выдаваться настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды)
10.? Камера № 1 содержатся 2 человека. Приватная зона в санузле не соблюдается, имеется высокий приступок, дверцы нет. Средств личной гигиены не выдано, нет зубной пасты и зубной щетки.Содержится М…. с 03.06.15, Г….. с 04.06.15, соответственно люди не могут почистить зубы уже 3-4 дня. На прогулки не выводили ни разу. Вода для питья имеется в баке, но попить нечем, так как кружки забираются после приема пищи. Нет АКТа об изъятии вещей, расписался только в книге. Когда разговаривали об этом, задержанный ответил, что ему не дали на руки АКТ, то со стороны сотрудников поступили объяснения, что задержанные АКТы скурили, а затем поступили угрозы в их адрес, что привлекут к административному правонарушению. Тем самым, в нашем присутствии на заключенного было осуществлено незаконное давление за реализацию им своего права на защиту в ходе обращения к членам комиссии с указанным объяснением. Копий протоколов о досмотре нет. Задержанный М………. находился с момента задержания в ОП №5 г. Иркутска с 7 утра до 20-21 часа, в коридоре, питание ему не было предоставлено вообще. Задержанный Г……… находился в ОП м-н Первомайский сутки. Питание ему не предоставлялось, также не было предоставлено спальное место. Задержанный всю ночь незаконно провел в кабинетах следователей, тогда как согласно УПК РФ производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключение случаев, не терпящих отлагательств (ч.3 ст.164 УПК РФ)
11.? Камера № 2 содержится 1 человек. По безопасному месту. Приватная зона санузла не соблюдается. Нет АКТа об изъятии вещей, Копии протокола о досмотре нет.
12.? Камера № 15 содержится 1 женщина. Приватная зона санузла не соблюдается. Нет АКТа об изъятии вещей, Копии протокола о досмотре нет. Средств гигиены не выдавалось. Начальник учреждения предвзято относится к содержащейся, при осмотре данной камеры о женщине отозвался, что она преступница и он обеспечивает нашу безопасность. Женщина только пока задержанная, приговора суда еще не вынесено, а для сотрудников она уже преступница. В камере в присутствии задержанной начальник ИВС пытался спровоцировать конфликтную ситуацию. Ранее уже было указано, что санузлы в камерах расположены очень неудобно: на высоком приступке, без дверцы, ступенька санузла при входе упирается прямо в мойку, а между раковиной и столом небольшой проход. Начальник учреждения при входе в камеру не отвел задержанную на достаточное расстояние от членов ОНК (можно было попросить её отойти к окну, и конфликтной ситуации не состоялось бы). Задержанная стояла у кровати в небольшом отдалении от мойки (метра 2-2,5). Начальник учреждения встал в проеме между мойкой и столом, закрывая собой задержанную. Чтобы видеть задержанную и опросить ее по условиям содержания и имеющимся жалобам члену ОНК пришлось подойти к мойке, места не было, т.к. мойка упирается в санузел. Начальник ИВС начал кричать на члена ОНК, что она захочет еще и потрогать задержанную, а может быть хочет ещё и что — нибудь передать. Тем самым допустил неэтичное поведение и оказал незаконное давление на членов ОНК с целью препятствие к осуществлению ими общественного контроля. На что получил замечание о недопустимости повышения голоса на членов ОНК, незаконных придирок и недостойном поведении, порочащим честь и достоинство офицера и сотрудника МВД. Члены ОНК ни в коем случае не собирались дотрагиваться до задержанной (зачем? глупости!) ну уж тем более передавать. На входе в ИВС был пройден досмотр, личные вещи сданы на КПП, а карманов у членов ОНК не было. На что начальник ИВС ответил, что у него такой командный голос, и он всегда так говорит. Данный факт может также свидетельствовать о возможном профессиональном выгорании сотрудника и ставить под сомнение соответствие его квалификации и занимаемой должности.
13.? Камера № 7 содержится 1 человек. Приватная зона санузла не соблюдается. Нет АКТа об изъятии вещей, Копии протокола о досмотре нет. Средств личной гигиены не выдано, нет зубной пасты и зубной щетки. Содержится с 5.06.15
14.? Камера № 14 содержится 1 человек. Приватная зона санузла не соблюдается. Нет АКТа об изъятии вещей, Копии протокола о досмотре нет. Средства личной гигиены принесли родственники. Был задержан ОП Иркутска П, находился около 6 часов, питание в отделе полиции не предоставлялось.
15.? Камера № 13 содержится 1 человек. Осужденный М……….. Находится с 26.12.2013 года. По безопасному месту будет находится до августа 2019 года. Приватная зона санузла не соблюдается. Нет АКТа об изъятии вещей, Копии протокола о досмотре нет. Фактически отбывает наказание в режиме ИВС под контролем Органов внутренних дел, вместо того, чтобы находится под контролем сотрудников УИС и отбывать наказание согласно и в порядке, предусмотренном УИК Российской Федерации.
16.? Камера №8 (висит напечатанная табличка «Медицинский изолятор»). Содержится 1 обвиняемый с апреля 2015 года, прибыл из Усть — Илимска. Камера повышенной комфортности. Имеются две мойки, санузел находится в отдельной комнате, закрывается дверью.
17.? Камера № 12 содержится 1 человек. Приватная зона санузла не соблюдается. Нет АКТа об изъятии вещей, Копии протокола о досмотре нет.
18.? Камера № 9 содержится 1 человек. Под глазом синяк. Не знает, осматривал врач или нет. При наличии у принимаемого лица телесных повреждений составляется акт об их наличии, который подписывается дежурным ИВС, должностным лицом, доставившим задержанного, обвиняемого и самим доставленным, которому вручается копия этого акта (п. 5 ПВР ИВС) Средств личной гигиены не выдано, нет зубной пасты и зубной щетки. Содержится с 06.06.15.. Приватная зона санузла не соблюдается. Нет АКТа об изъятии вещей, Копии протокола о досмотре нет.
19.? Камера № 11 содержатся 4 человека. Приватная зона санузла не соблюдается Граждане сами навесили ткань на проём санузла, так как указывают на тот факт, что им неудобно и неприятно ходить в туалет на виду у всей камеры. Содержатся по безопасному месту: Н…………… (подсудимый) — находится уже 32 месяца., С……………. (подсудимый) — находится 2 года и 8 месяцев, Г……………. (обвиняемый) находится 1 месяц, С……………….. (подсудимый) – 1 год. Нет АКТов об изъятии вещей, Копий протокола о досмотре нет, расписались только в книге. Когда разговаривали об этом, задержанные ответили, что всё на доверии. В камере находится большое количество пластиковых бутылок, наполненных водой и пустых. Задержанные говорят, что занимаются спортом, качают мышцы и используют бутылки в качестве гирь и гантелей. Фактически отбывают наказание в режиме ИВС под контролем Органов внутренних дел, вместо того, чтобы находится под контролем сотрудников УИС и находится в СИЗО согласно и в порядке, предусмотренном УИК Российской Федерации.
20.? Камера № 10 содержатся 2 человека. Приватная зона санузла не соблюдается. Нет АКТов об изъятии вещей, Копий протокола о досмотре нет. Средств личной гигиены не выдано, нет зубной пасты и зубной щетки. Содержится
21.? Прогулочные дворики оборудованы козырьком примерно 1,5 – 2 м. и лавочкой примерно 1,5м длиной – 20 см шириной. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя (п. 132 ПВР ИВС). Турников, брусьев – нет.
22.? Комната для санобработки чистая, три душевых кабинки – всё соответствует нормам.
23.? Комната для работы с задержанными, оборудована и технически оснащена внутренней связью.
Общественная Наблюдательная Комиссия по Иркутской области РЕКОМЕНДУЕТ:
1.? Провести проверку и устранить нарушение прав членов ОНК со стороны начальника ИВС УМВД России по городу Иркутску, выраженного в запрете проноса и использования фото-, видео, аудио- аппаратурой членам ОНК по Иркутской области.
В соответствие с Приказом МВД России №196 от 06.03.2009 г. «О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел РФ членами общественной наблюдательной комиссии» п.9. указывает, что кино-, фото- и видеосъемка лиц может осуществляться, если это не противоречит законодательству РФ и не нарушает правил внутреннего распорядка. Также, прямого запрета на ведение кино-, фото- и видеосъемки в самом здание при проведении общественного контроля и при необходимости интервьюирования в данном приказе нет. В данном случае не понятно, на какую норму закона была ссылка, как и чем члены ОНК осуществляя фотосъемку, нарушают правила внутреннего распорядка ИВС? Кроме того, члены ОНК не являются заключенными или родственниками содержащихся в ИВС, а следовательно, поскольку указанные предметы видео-, фото-, аудио- фиксации необходимы членам комиссии для осуществления общественного контроля, запрет на пронос и использование указанных предметов в ИВС незаконен.
И напрашивается сразу вопрос: значит, есть, что скрывать?
2.? Прокуратуре Иркутской области провести проверку по законности содержания:
— осужденного в ИВС М…………………
— задержанных подозреваемых и обвиняемых лиц длительное время находящихся в ИВС города Иркутска.
3.? Управлению внутренних дел по городу Иркутску и Иркутской области провести проверку деятельности ИВС г. Иркутска на предмет соблюдения норм бытовых условий по отношению к содержащимся там лицам, а также соблюдений ПВР ИВС в данном учреждении, уделив особое внимание законности процедуры Досмотра и обыска, так как Копии протоколов досмотра задержанным не вручаются, а также Хранению имущества и денег задержанных – так как экземпляр Акта об изъятии личных вещей задержанным в ИВС г. Иркутска не вручается.
4.? Управлению внутренних дел по городу Иркутску и Иркутской области указать начальнику ИВС г. Иркутска майору Юдину В.Е. о недопустимости предвзятого, нетактичного и хамского поведения по отношению к членам ОНК, а также в ходе проверки и в присутствии задержанных. Такое поведение начальника ИВС не соответствует Кодексу этики сотрудника, а также моральным и этическим правилам и дискредитирует образ офицера Российской Федерации. Также необходимо указать начальнику ИВС о недопустимости незнания им нормативного документа — ПВР ИВС. Провести работу по повышению квалификации сотрудников ИВС, а также проверить сотрудников на соответствие занимаемым должностям. (Недопустимо начальником и сотрудниками, работающими в ИВС, незнание нормативных документов таких как ПВР ИВС, а в ходе проверки начальник ИВС неоднократно спрашивал, «где это написано» (про санузлы, про несовершеннолетних и т.д.) ).
5.? Администрации ИВС г. Иркутска привести санузлы в соответствие с нормами – обеспечить Приватность таким образом, чтобы человек среднего роста в положении стоя со всех сторон был закрыт. А также проверить все камеры ИВС на соответствие требованиям, указанным в ПВР ИВС пункт 45: Камеры ИВС оборудуются: а) индивидуальными нарами или кроватями; б) столом и скамейками по лимиту мест в камере; в) шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; г) санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; д) краном с водопроводной водой; е) вешалкой для верхней одежды; ж) полкой для туалетных принадлежностей; з) бачком для питьевой воды; и) радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; к) кнопкой для вызова дежурного; л) урной для мусора; м) светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; н) приточной и/или вытяжной вентиляцией; о) детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; п) тазами для гигиенических целей и стирки одежды .
6.? Администрации ИВС внутри каждой камеры в ИВС поместить выдержки из документов, регламентирующих нормы питания, нормы бытового обслуживания и т.п. лиц, там содержащихся. Кроме того, при помещении в ИВС каждого заключенного знакомить под подпись с отчётными документами, которые он должен подписывать, удостоверяя, что положенную ему норму (еды, гигиенических, постельных принадлежностей и т.п.) он получил. Каждый заключенный в ИВС должен сразу знать, каким образом он может контролировать предоставление персоналом ИВС положенного ему материального обеспечения.
7.? Администрации ИВС внутри каждой камеры и в местах, доступных родственникам задержанных, поместить информацию с выдержками из законодательства: ФЗ «Об общественном контроле»; Закона Иркутской области «Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области»; Положения о посещении мест принудительного содержания МВД членами ОНК, Конституции РФ, Европейской Конвенцией по правам человека и Европейскими пенитенциарными правилами; с адресами учреждений, куда заключённый может пожаловаться на условия содержания, в том числе и с адресами УПЧ и ОНК. Для родственников также необходим стенд с информацией по Правилам приёма передач, а также установить скамейки и навесы от дождя для ожидающих родственников перед входом снаружи ИВС.
8.? Администрации ИВС создать условия в учреждении для содержания граждан уязвимой группы: женщин, беременных женщин, женщин с детьми, несовершеннолетних, инвалидов.
О принятых мерах убедительно просим дать письменный ответ по адресу: 664050, г. Иркутск, а/я 59.
Утвержден внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов (далее — ИВС).
Так, регламентирован порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам. Сотрудник ИВС проверяет процессуальные документы, являющиеся основанием для приема лица, опрашивает его. При наличии у доставленного телесных повреждений составляется акт. Женщины могут помещаться в ИВС вместе с детьми до 3 лет (по письменному заявлению). Доставленные лица регистрируются в специальном журнале. Им разъясняются права и обязанности, режим содержания под стражей, порядок подачи предложений, заявлений и жалоб. В ИВС не принимаются лица, нуждающиеся по заключению медработника в стационарном лечении.
Доставленные размещаются с учетом их личности и психологической совместимости. Курящих по возможности располагают отдельно от некурящих. Раздельно содержатся мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; подозреваемые и обвиняемые с осужденными; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу; впервые привлекаемые к уголовной ответственности и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы.
Закреплены правила проведения личного обыска, досмотра вещей, дактилоскопирования и фотографирования доставляемых. Деньги, ценные вещи и другое личное имущество могут передаваться или пересылаться за счет подозреваемого или обвиняемого его родственникам либо другим лицам. Для этого требуется разрешение лица, в производстве которого находится уголовное дело.
Норма санитарной площади в камере на 1 человека составляет 4 кв. м. Доставленный обеспечивается спальным местом, матрацем, подушкой, одеялом, 2 простынями, наволочкой, полотенцем, кроме того, миской, кружкой и ложкой (на время приема пищи). По просьбе также бесплатно выдаются мыло, зубные щетка и паста (порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Женщины с детьми получают предметы ухода за ними.
Камеры ИВС оснащаются индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками, шкафом, санитарным узлом, краном с водопроводной водой, вешалкой, полкой, бачком для питьевой воды, радиоприемником, кнопкой для вызова сотрудника ИВС. Кроме того, положены урна для мусора, светильники дневного и ночного освещения закрытого типа, приточная и (или) вытяжная вентиляция, детские кровати (при необходимости), тазы.
Установлены порядок приема и выдачи посылок (передач), а также получения и отправления телеграмм и писем, правила проведения свиданий.
Глава II. Права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение
Статья 17. Права подозреваемых и обвиняемых
Статья 17.1. Право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей
Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами
Статья 18.1. Проведение беседы членами общественной наблюдательной комиссии с подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей
Статья 19. Право на личную безопасность
Статья 20. Переписка
Статья 21. Направление предложений, заявлений и жалоб
Статья 22. Питание, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости
Статья 23. Материально-бытовое обеспечение
Статья 24. Медико-санитарное обеспечение
Статья 25. Получение посылок, передач и денежных переводов
Статья 26. Дополнительные платные услуги
Статья 27. Привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду
Статья 28. Обеспечение участия подозреваемых и обвиняемых в следственных действиях и судебных заседаниях
Статья 29. Участие подозреваемых и обвиняемых в гражданско-правовых сделках
Статья 30. Особенности содержания под стражей женщин
Статья 31. Особенности содержания под стражей несовершеннолетних