Приказ МВД 795

Документ предоставлен КонсультантПлюс

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 апреля 2018 г. N 196

О некоторых мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования отдельных видов хищений

В целях защиты конституционных прав граждан, потерпевших от преступлений, и повышения оперативности их раскрытия, полноты возмещения причиненного им вреда, соблюдения разумного срока уголовного судопроизводства —

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальнику ГУ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, начальникам УТ МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, начальникам территориальных органов МВД России на районном уровне обеспечить:

1.1. Проведение проверки в порядке, установленном статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1>, сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 158, 159 -1593, 1595, 1596 Уголовного кодекса Российской Федерации <2>, совершенных с использованием платежных карт, средств мобильной связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которой незамедлительно принимать исчерпывающие меры к раскрытию преступлений и установлению лиц их совершивших, направлять в установленном порядке запросы в кредитные организации, операторам связи, оказывающим услуги связи, в том числе по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», получать объяснения от заявителя и возможных очевидцев преступления.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2018, N 9, ст. 1284, 1288. Далее — «УПК».

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2018, N 9, ст. 1292.

1.2. Принятие решения о возбуждении уголовного дела в органе внутренних дел Российской Федерации, в который поступило сообщение о преступлении, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, указанных в подпункте 1.1 настоящего приказа.

1.3. Организацию надлежащего расследования уголовных дел о преступлениях, указанных в подпункте 1.1 настоящего приказа, доказывания обстоятельств, предусмотренных статьей 73 УПК, направления необходимых поручений о производстве процессуальных действий по месту нахождения других участников уголовного судопроизводства.

1.4. Направление уголовного дела в порядке, предусмотренном статьей 152 УПК, только после получения достаточных доказательств о совершении преступления на территории обслуживания другого территориального органа МВД России и выполнения всех возможных процессуальных действий по месту возбуждения уголовного дела.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 31 августа 2012 г.

Регистрационный N 25339

Установить, что в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»1:

1. Извинения гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину и лицу без гражданства2 , права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, приносятся сотрудником полиции3 , нарушившим права и свободы гражданина, или вышестоящим по отношению к этому сотруднику руководителем (начальником)4 .

2. Извинения гражданину приносятся при установлении (подтверждении) руководителем (начальником) факта нарушения сотрудником полиции прав и свобод гражданина по итогам рассмотрения (проверки) жалобы гражданина на действия (бездействие) сотрудника полиции, а также при вступлении в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции.

3. Извинения гражданину приносятся в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца со дня установления (подтверждения) факта нарушения прав и свобод гражданина сотрудником полиции или вступления в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции, если иное не установлено судом.

4. Извинения приносятся гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

Министр

генерал-лейтенант полиции В. Колокольцев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

2 Далее — «гражданин».

3 Сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудник органов внутренних дел), имеющим специальное звание внутренней службы (юстиции), извинения приносятся гражданину в случае нарушения им его прав и свобод при исполнении в установленном порядке обязанностей по должности сотрудника полиции.

4 В целях настоящего приказа под руководителем (начальником) понимаются руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместители, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместители, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместители, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместители, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы и его заместители, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно.

УДК 159.9

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД: СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

А. А. Ендржеевский

В статье рассматриваются: научно-практические и организационные проблемы профессиональной деятельности психологов МВД России, касающиеся ее состояния и результативности на местах; основные направления развития; нормативное правовое регулирование; подготовка и повышение квалификации кадров; организационно-методическое обеспечение; материально-техническое оснащение. Определены перспективы психологической работы.

Ключевые слова: морально-психологическое обеспечение, психологическая работа, профессиональный психологический отбор, психологическое сопровождение, надежность профессиональной деятельности, обеспечение безопасности.

На научно-практической конференции, состоявшейся в 2010 г., после издания приказа МВД России о морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации ‘, основное внимание было уделено стратегии работы ведомственных психологов в новых условиях. Приказ МВД России № 80 изменил организационные аспекты деятельности психологов, но неизменными оставил главные задачи, заключающиеся в комплексном применении сил и средств морально-психологического обеспечения в работе с личным составом, в достижении высокой степени мотивационной готовности сотрудников к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, их надежности и управляемости в различных видах деятельности. В новых условиях психологи подразделений

морально-психологического обеспечения на практике доказали приоритетность своей роли, востребованность профессиональных знаний, умений, навыков и психологических технологий в работе с личным составом.

За истекший период произошли знаковые для МВД России события: создание полиции, изменение законодательства об органах внутренних дел, внеочередная аттестация сотрудников, оптимизация организационно-штатной структуры, сокращение численности подразделений, выполнение сложных и масштабных задач в период подготовки и проведения крупных международных и массовых спортивных мероприятий. За этот не самый легкий для МВД России период подразделения психологической работы сохранили и укрепили профессиональный потенциал и в целом достойно выполняли возложенные на них задачи.

В настоящее время ведомственная система психологической работы выходит на новый этап своего развития (рис.).

В 2011 г. в ходе оптимизации структуры территориальных органов численность психологов сокра-

4000-Г

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Рис. Численность психологов органов внутренних дел

тилась более чем на 500 единиц (8%). Следует отдать должное руководителям территориальных органов, полностью сохранивших структуру и численность психологов (Главное управление МВД России по Нижегородской области, управления МВД России по Еврейской автономной области, Вологодской, Брянской, Пензенской, Оренбургской областям).

В то же время было допущено непропорциональное сокращение численности психологов в Управлении МВД России по Чукотскому автономному округу (на 40%), в МВД по Чувашской Республике (на 37%), в управлениях МВД России по Белгородской области (на 36%), Забайкальскому краю (на 30%), в главных управлениях МВД России по областям Самарской (на 31%), Саратовской (на 30%), Кемеровской (на 20%), Липецкой (на 18%), Пермскому краю (на 22%). В результате руководители отмеченных и некоторых других территориальных органов сталкиваются с трудностями в выполнении приказов МВД России по комплектованию психологами сводных отрядов, направляемых в Северо-Кавказский регион, на крупные международные и массовые спортивные мероприятия и др. Так, в составе сводного отряда полиции от Управления МВД России по Забайкальскому краю, прибывшего в г. Владивосток для обеспечения безопасности международного форума АТЭС в 2012 г., вместо психолога прибыл участковый уполномоченный полиции. С большими трудностями комплектования психологами оперативных групп Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России сталкивались в главных управлениях МВД России по Самарской и Свердловской областям, управлениях МВД России по Белгородской, Владимирской и Липецкой областям, где также были допущены факты направления сотрудников без соответствующего образования и не прошедших переподготовку на базе Всероссийского института повышения квалификации либо с полным отсутствием навыков психологической работы.

К 2013 г. численность ведомственных психологов выросла на 287 единиц. Средняя рабочая нагрузка — менее 300 сотрудников на одного психолога, однако по отдельным территориальным органам этот показатель остается все еще очень высоким, иногда доходит до 600 сотрудников на одного психолога. Это характерно для МВД по Чувашской Республике, Главного управления МВД России по Самарской области, управлений МВД России по Белгородской области и Забайкальскому краю.

В каждом конкретном случае оптимальный уровень рабочей нагрузки зависит от специфики решаемых задач. Однако в некоторых территориальных органах недостаточное количество психологов не позволяет развернуть психологическую работу на уровне выше минимально допустимого. Следу-

ет понимать, что в настоящее время качество психологической работы должно соответствовать усложняющимся оперативно-служебным задачам и возрастающим требованиям к кадровому составу органов внутренних дел. Особенно это касается участия психологов в профилактике чрезвычайных происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности среди личного состава.

Резонансные события с участием сотрудников органов внутренних дел, в том числе в отделе полиции «Дальний» г. Казани, ряд других «громких» деяний и суицидальных происшествий, совершенных сотрудниками полиции, обострили вопрос об эффективности работы с личным составом, в том числе о роли психологов в профилактике отклоняющегося поведения. Стало очевидным, что сотрудник полиции, в силу специфики своей деятельности, правового положения и особого статуса, должен обладать соответствующей профессиональной компетенцией, психологической устойчивостью, высокими личными и деловыми качествами. Поэтому руководством Министерства было определено, что каждый сотрудник должен быть включен в систему психологопедагогического сопровождения.

Мало отобрать при поступлении на службу в полицию гражданина с хорошими показателями нервнопсихической устойчивости и моральной нормативности. Необходимо учитывать, что человек не статичная система, он живет и действует не в безвоздушном пространстве, меняется в зависимости от условий деятельности и социума, адаптируется, формируется под влиянием различных факторов. Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, при соответствующих условиях формирования профессиональных и личностных качеств может стать героем, с честью выполняющим свой профессиональный долг, настоящим защитником прав и свобод человека и гражданина, а может и преступить закон. Ведомственные подразделения психологической работы призваны заниматься профилактикой деструктивного поведения, обеспечением устойчивого и надежного функционирования каждого сотрудника как в обычных, так и в экстремальных условиях несения службы.

Не менее важной задачей является развитие у сотрудников профессиональных личных и деловых качеств, необходимых для успешного выполнения оперативно-служебных задач. Ее реализации призвано способствовать внедрение системы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава 2 . В настоящее время на базе главных управлений МВД России по г. Москве и Московской области осуществляется апробация технологий данной системы, в Московском университете проводятся ряд научно-исследовательских работ и подготовка соответствующих специалистов.

В организации психологической работы есть немало нерешенных вопросов, и некоторые из них нуждаются в детальном анализе. Продолжаются нарушения, связанные с назначением на должности психологов лиц, не имеющих необходимого образования. Эти факты отмечены в МВД по республикам Ингушетия, Башкортостан, в Главном управлении МВД России по Самарской области, управлениях МВД России по Архангельской, Брянской, Липецкой областям. Этот подход дискредитирует профессию психолога и наносит значительный ущерб всей системе моральнопсихологического обеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельные руководители на местах не способствуют формированию и закреплению на службе сильного профессионального ядра психологических подразделений. Им удобнее иметь неподготовленного и малоинициативного психолога, готового, в силу низкого профессионального самосознания, к выполнению несвойственных функций. Общий профессиональный уровень ведомственных психологов является достаточно высоким. Подтверждением тому является победа во Втором всероссийском профессиональном конкурсе психологов силовых структур «Сила души» в 2012 г. психолога Центра профподготовки Главного управления МВД России по Нижегородской области майора полиции Глазовой Е. Г. Согласно Плану основных организационных мероприятий МВД России на 2013 г. в октябре в Москве будет проведен конкурс профессионального мастерства на звание лучшего психолога МВД России. Это хороший стимул к саморазвитию психологов и популяризации профессии.

Заслуживает внимания научный потенциал ведомственных психологов. Многие из них успешно сочетают научно-исследовательскую и практическую психологическую работу. В образовательных организациях МВД России возможностей для научного роста больше, чем в территориальных органах, и здесь есть свои рекордсмены. Отдел психологического обеспечения Санкт-Петербургского университета МВД России на 100% укомплектован психологами с учеными степенями кандидатов наук. Большинство из них защитили диссертации в ходе службы в отделе. Это говорит о высокой профессиональной мотивации, формируемой и поддерживаемой руководством университета.

Возвращаясь к проблемным аспектам, нельзя оставить без внимания факты формализма в использовании выводов и заключений психологов при решении кадровых вопросов, а также при реализации рекомендаций по итогам социально-психологических исследований в служебных коллективах. В значительной степени многих резонансных преступлений и происшествий с участием сотрудников органов внутренних дел можно было бы избежать, если бы руководители принимали решения с учетом ре-

комендаций психологов. Это касается и пресловутого случая в ОВД «Дальний», и иных громких происшествий с участием личного состава в МВД по республикам Дагестан и Калмыкия, в главных управлениях МВД России по Санкт-Петербургу, Кемеровской и Ленинградской областям. Характерным фактом, подтверждающим необходимость пристального внимания и учета в кадровой работе заключений и выводов психологов по результатам обследований, является то, что в 2012 г. среди сотрудников, покончивших жизнь самоубийством, 14% их были приняты на службу с выводом «условно рекомендован», 5% их имели в анамнезе отягощенную наследственность, были склонны к асоциальному поведению.

Дальнейшее развитие ведомственной системы психологической работы невозможно без оптимизации нормативной правовой базы. Мы выходим на новый уровень нормативного правового регулирования, который позволит систематизировать развитие психологического сопровождения личного состава на всех этапах — от приема на службу до увольнения из органов внутренних дел. Это связано с принятием федеральных законов «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел», постановления Правительства Российской Федерации, утвердившего Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел, а также с изменением государственных и ведомственных подходов к качественным характеристикам кадрового состава 3.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1259, в профотборе на службу в органы внутренних дел предстоят серьезные изменения. Главная роль в нем отводится психологам подразделений морально-психологического обеспечения: 8 из 11 перечисленных в Правилах факторов риска девиантного поведения обязаны выявлять психологи кадровых органов и только 3 — специалисты медико-санитарных частей. Действующая в МВД России система профотбора реализуется Центрами психофизиологической диагностики (ЦПД), а применяемые ими критерии оценки базируются на международном классификаторе болезней (МКБ-10) и имеют психиатрический уклон. Это давно вызывает сомнения в полноте, достоверности получаемых ими результатов и подтверждается многочисленными фактами расхождения таких данных с имеющейся в подразделениях по работе с личным составом информацией. В частности, проведенный летом 2013 г. анализ результатов профотбора в образовательных организациях показал, что более чем в 20% случаев выводы о пригодности кандидата, сделанные в вузах, более реалистичны, чем выводы ЦПД. При этом психологи вузов чаще делают вывод «не рекомендуется» по результатам изучения тех кандидатов, которые были рекомендованы по второй категории пригодности спе-

циалистами ЦПД. Поэтому правом решающего голоса при определении категории пригодности кандидатов на службу в органы внутренних дел должны обладать те, кто осуществляют психологическое сопровождение личного состава в конкретных условиях оперативно-служебной деятельности и несут профессиональную ответственность за моральнопсихологическое состояние сотрудников. Психологи кадровых подразделений имеют возможность досконально изучить человека, желающего поступить на службу, собрать необходимую психологическую информацию и сделать аргументированное заключение, в том числе с учетом оценки, данной ему в ЦПД. Оно будет более точным и прогностичным, чем категоричное «экспертное» заключение, принятое одномоментно, в искусственных лабораторных условиях.

В системе профотбора в последние годы широко используются специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа. На наш взгляд, принцип применения полиграфа заключается в следующем: «Не беспокойся о том, что люди не знают о тебе, беспокойся о том, что ты не знаешь людей» 4. Мы рассматриваем эти исследования не только как источник дополнительной информации для выработки кадровых решений, но и как мощное профилактическое средство в борьбе с негативными проявлениями, в том числе коррупционной направленности. С этих позиций в настоящее время разрабатывается проект приказа по реализации постановления Правительства Российской Федерации № 1259. Но уже сейчас на местах необходимо продумать систему реализации задач профессионального психологического отбора, в том числе развития материальнотехнической базы, обеспеченности соответствующими помещениями и инструментарием.

С учетом законодательных нововведений ведется концептуальная переработка ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих психологическую работу в органах внутренних дел. Подписан приказ МВД России, утвердивший Положение об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации 5. Этот нормативный акт пришел на смену приказу № 770, соответствует современному законодательству об органах внутренних дел и задачам, изложенным в Руководстве по морально-психологическому обеспечению.

Большую работу по формированию нормативноправовой и методической базы психологической работы проводит Координационно-методический совет по психологическому обеспечению органов внутренних дел. Одним из наиболее важных результатов этого стало утверждение перечня психодиагностических методик, рекомендуемых для применения в психологической практике в органах внутренних дел. В совете плодотворно работают известные российские уче-

ные: Ю. П. Зинченко, А. В. Юревич, П. А. Корчемный, С. Л. Кандыбович.

Большой вклад в развитие ведомственной психологии вносят М. И. Марьин, И. О. Котенев, В. Л. Цветков, В. И. Черненилов, С. Н. Федотов, А. Ф. Караваев, В. М. Статный. Однако ведомственная психологическая наука, обладающая огромным потенциалом, в большом долгу перед практикой. Многие научные разработки оторваны от реалий.

Есть вопросы к Московскому университету МВД России, в котором много сделано для развития ведомственной психологии. В соответствии с приказом МВД России, он является базовым по направлению подготовки психологов. Два года назад там разработан образовательный стандарт «Психология служебной деятельности», авторский коллектив которого награжден премией МВД России. Создан учебно-научный комплекс по данному направлению подготовки в составе трех кафедр и научно-исследовательского отделения. Вместе с тем должности руководителя и заместителя руководителя этого комплекса до сих пор вакантные, научно-исследовательское отделение не укомплектовано, материально-техническая база не отвечает современным требованиям, как и кабинет психологической регуляции университета.

Мы нуждаемся в профессиональном, соответствующем реальным потребностям научноисследовательском и методическом сопровождении психологической работы. К сожалению, в системе МВД России нет научного подразделения, обеспечивающего сбор, адаптацию и внедрение результатов разрозненных научных психологических разработок в практику.

Работа психологов требует постоянного повышения профессионального мастерства, непрерывного обучения и саморазвития. Исходя из условий и приоритетности решаемых задач вносятся изменения в систему их переподготовки и повышения квалификации. В Московском университете МВД России введены профессиональная переподготовка для выполнения нового вида деятельности по применению полиграфа, курсы повышения квалификации по работе с психодиагностическим комплексом «Муль-типсихометр», использованию аппаратных методов биорезонансной диагностики и коррекции; в Санкт-Петербургском и Краснодарском университетах МВД России проводятся специализированные семинары по профайлингу. Освоение перспективных для использования в практической деятельности психологов системы МВД России аппаратных средств и технологий будет продолжена.

Важнейшей задачей психологов является работа с сотрудниками, командируемыми в состав группировки органов внутренних дел для обеспечения безопасности Олимпиады-2014 в г. Сочи. В октябре на

базе Краснодарского университета МВД России с задействованными в этом психологами проведен комплекс инструктивно-методических занятий. В нем учтен опыт организации морально-психологического обеспечения задач в ходе подготовки и проведения Универсиады 2013 г. (г. Казань), а также других крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

Руководство МВД России уделяет значительное внимание технической оснащенности подразделений психологической работы. В 2010-2013 гг. в территориальные органы и образовательные организации МВД России поставлено 174 психодиагностических комплекса, 231 полиграф, 115 комплектов оборудования кабинетов психологической регуляции. УВД по г. Сочи оснащено 5 мобильными комплексами психологической работы на базе полноприводных автомобилей «Газель».

Министром внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцевым утвержден План оснащения специальным психологическим оборудованием до 2015 г. В соответствии с ним в территориальные органы и вузы МВД России поступит 510 аппаратно-программных психодиагностических комплексов, 506 полиграфов и 504 комплекта оборудования кабинетов психологической регуляции. Важно, чтобы поступающая техника способствовала достижению целей психологической работы: поддержанию оптимального уровня психологической устойчивости сотрудников при выполнении задач в повседневных и экстремальных условиях; предупреждению нервно-психических сры-

вов и профессионального «выгорания»; обеспечению условий, способствующих профессиональному долголетию сотрудников. Однако техника — лишь дополнительный инструмент в руках психолога. Главное — это сам психолог, его профессиональные компетенции, честь и совесть. Важно сконцентрировать этот потенциал на решении важнейшей задачи, поставленной руководством государства, по кардинальному улучшению кадрового состава органов внутренних дел.

1 О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.

2 Программа организационно-практических мероприятий по подготовке к формированию системы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава органов внутренних дел Российской Федерации на 2013 год : утв. заместителем министра МВД России С. А. Герасимовым 27 декабря 2012 г. № 1/2700.

3 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газета. 2011. 8, 10 февр. ; О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Там же. 7 дек. ; Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 // Там же. 2012. 12 дек.

4 Конфуций. Суждения и Беседы. М., 2011.

5 Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660.

Установлен порядок организации правовой работы в системе МВД России по следующим основным направлениям (видам): нормотворческая деятельность; международно-правовая работа; правовой контроль; договорно-правовая работа; судебно-исковая работа; информационно-правовая деятельность; организационно-правовая работа.

Организация правовой работы и ответственность за ее соответствие установленным требованиям возлагается на руководителей органов (подразделений) системы МВД России.

К полномочиям руководителей органов (подразделений) относится: планирование мероприятий по правовому обеспечению служебной деятельности; определение путей совершенствования правового обеспечения оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности; внесение в вышестоящие органы (подразделения) предложений по совершенствованию правового обеспечения служебной деятельности; установление полномочий и ответственности должностных лиц в вопросах организации и осуществления правовой работы; издание в пределах предоставленных полномочий правовых актов; координация правовой работы, осуществляемой в органе (подразделении); непосредственное руководство подразделением правового обеспечения (старшим юрисконсультом, юрисконсультом) органа (подразделения); утверждение положения о подразделении правового обеспечения (должностной инструкции помощника по правовой работе, старшего юрисконсульта, юрисконсульта) и др.

Министрам внутренних дел, начальникам ГУ, УВД по субъектам РФ, УВД на транспорте, в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах поручено ввести до 1 июля 2007 года за счет перераспределения штатной численности должности юрисконсультов (создать подразделения правового обеспечения) в ОВД по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейных ОВД на транспорте, ОВД в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах, имеющих штатную численность 100 единиц и более. При необходимости должности юрисконсультов вводятся в горрайлинорганах, имеющих штатную численность менее 100 единиц.

Сноска. Утратил силу приказом Министра внутренних дел РК от 30.12.2019 № 1111 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

В целях установления единого порядка осуществления производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел Республики Казахстан, а также руководствуясь подпунктом 4) пункта 2 статьи 6 Закона «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Инструкцию по производству дел об административных правонарушениях в органах внутренних дел Республики Казахстан (далее — Инструкция) согласно приложению.

2. Комитету административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Лепеха И.В.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.

3. Председателям комитетов, начальникам департаментов и самостоятельных управлений Министерства внутренних дел Республики Казахстан, департаментов внутренних дел городов Астана, Алматы, областей, на транспорте и Представительства Министерства внутренних дел Республики Казахстан в городе Байконыре:

1) организовать изучение настоящего приказа личным составом органов внутренних дел, а также изготовление служебной документации, предусмотренной Инструкцией;

2) организовать работу органов внутренних дел в соответствии с требованиями настоящего приказа.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан генерал-майора полиции Тургумбаева Е.З., Комитет административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Лепеха И.В.).

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

генерал-лейтенант полиции

К. Касымов

Приложение
к приказу
Министра внутренних дел
Республики Казахстан
от 13 декабря 2013 года № 713

Инструкцияпо производству дел об административных правонарушенияхв органах внутренних дел Республики Казахстан

1. Настоящая Инструкция по производству дел об административных правонарушениях в органах внутренних дел Республики Казахстан (далее – Инструкция) детализирует процедуру осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

2. В подразделениях органов внутренних дел (далее – ОВД) производство по делам об административных правонарушениях ведется отделами (отделениями, группами) административной практики (далее – подразделения административной практики), либо сотрудниками, в обязанности которых входят указанные функции (далее – ответственный сотрудник).

3. Бланки протокола об административном правонарушении (далее – протокол) по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции, постановления по делу об административном правонарушении (далее – постановление) по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции, временного удостоверения, выдаваемого взамен изъятого водительского удостоверения (далее – временное удостоверение), по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции, являются документами строгой отчетности.

4. Бланки протоколов, временных удостоверений имеют единую нумерацию в пределах одной области (города республиканского значения, столицы) и серию, соответствующую цифровому обозначению на государственных номерных знаках этого региона.

5. Учет поступления и выдачи бланков строгой отчетности ведется в Журнале прихода и расхода бланков строгой отчетности по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции подразделениями административной практики либо ответственным сотрудником.

6. Испорченные бланки строгой отчетности при проведении сверки наличия и правильного расходования бланков строгой отчетности передаются руководителем структурного подразделения ОВД в подразделение административной практики либо ответственному сотруднику для учета и списания.

7. Протокол и (или) постановление вместе с прилагаемыми к ним материалами образуют административное дело.

8. Административные дела в течение восьми часов после их составления передаются руководителю структурного подразделения ОВД, а в строевых подразделениях – командиру взвода, который проверяет правильность и обоснованность составления протокола, применения сокращенного производства, законность вынесенного постановления, принятия мер обеспечения производства по административному делу.

После проверки административные дела заверяются подписью руководителя структурного подразделения ОВД (командира взвода), например: «Проверил. Замечаний нет», регистрируются в Журнале учета административных дел по форме, согласно приложению 5 к настоящей Инструкции и под расписку передаются в подразделение административной практики или ответственному сотруднику не позднее десяти часов с момента их составления.

Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

9. Сотрудник подразделения административной практики или ответственный сотрудник, при приеме административных дел:

1) проверяет правильность составления протокола и иных процессуальных документов, соответствие наложенного взыскания санкциям Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – Кодекс), обоснованность применения сокращенного производства, полноту материала, в случае необходимости осуществляет сбор дополнительных сведений;

2) регистрирует административные дела в Журнале регистрации административных дел по форме согласно приложению 6 к настоящей Инструкции, в ведомственной автоматизированной информационной системе по учету административных дел и системе учета «Единая унифицированная статистическая система» (далее – «ЕУСС») Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – КПСиСУ);

3) направляет в суд административные дела в течение трех суток с момента составления, если их рассмотрение отнесено к компетенции специализированных районных и приравненных к ним административных судов, специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних. Административные дела, ответственность за совершение которых может повлечь применение административного ареста, направляются в суд должностным лицом, его составившим, немедленно после его составления;

4) принимает меры по рассмотрению в установленные сроки административных дел, по которым не использовано право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа, а также других дел относящихся к компетенции ОВД, в том числе по вызову лиц, участие которых необходимо при рассмотрении административного дела. Документы, подтверждающие факт вызова лиц, приобщаются к административному делу;

5) принимает меры по исполнению вынесенных постановлений по административным делам.

Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

10. Административные дела, отнесенные к подведомственности судов, регистрируются в Алфавитном журнале по форме согласно приложению 7 к настоящей Инструкции, в котором сотрудником подразделения административной практики либо ответственным сотрудником после их направления в суд, в соответствующей графе делается запись «направлен в суд» с указанием исходящего номера и даты отправления сопроводительного письма.

11. В подразделениях ОВД, где осуществляется ведомственный автоматизированный учет административных дел, ведение журналов не обязательно.

12. При наличии интеграции ведомственной автоматизированной информационной системы по учету административных дел с системой учета «ЕУСС», регистрация административных дел в системе учета «ЕУСС» не осуществляется.

В этом случае регистрация, учет и передача административных дел, производится по компьютерным распечаткам (квестам), которые сшиваются в соответствующие дела.

Компьютерные распечатки зарегистрированных административных дел формируются в отдельные дела.

13. Для регистрации и учета задержанных транспортных средств подразделениями административной практики либо ответственным сотрудником ведется Журнал регистрации задержанных транспортных средств по форме согласно приложению 8 к настоящей Инструкции.

При выдаче задержанных транспортных средств со специальных площадок или стоянки, заполняется разрешение на выдачу задержанного транспортного средства по форме согласно приложению 9 к настоящей Инструкции, которое выдается под роспись владельцу транспортного средства.

14. Изъятые государственные регистрационные номерные знаки (далее — ГРНЗ) подлежат регистрации и учету в Журнале регистрации изъятых ГРНЗ по форме согласно приложению 10 к настоящей Инструкции.

14-1. О задержании, доставлении и запрещении эксплуатации транспортного средства, судна, в том числе маломерного судна, составляется акт по форме согласно приложению 13 к настоящей Инструкции.

Сноска. Инструкция дополнена пунктом 14-1 в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

15. Административные дела, поступившие из других ОВД, регистрируются в Журнале регистрации административных дел, поступивших из других ОВД по форме согласно приложению 11 к настоящей Инструкции.

16. Внутри подразделения административные дела, вместе с прилагаемыми документами, передаются от сотрудника к сотруднику под расписку по разносной книге (далее – разносная книга) по форме согласно приложению 12 к настоящей Инструкции.

17. В другие подразделения ОВД административные дела пересылаются заказной корреспонденцией или передаются по разносной книге, о чем делается отметка в соответствующей графе.

18. Административные дела, изъятые ГРНЗ, хранятся в сейфах (металлических шкафах). Сейфы (металлические шкафы) оборудуются надежными замками и опечатываются, доступ к ним имеют только сотрудники подразделений административной практики или ответственный сотрудник.

19. Руководитель подразделения административной практики либо ответственный сотрудник обеспечивает:

1) своевременное направление:

административных дел в ОВД по месту жительства правонарушителя, для принятия мер по исполнению вынесенных постановлений (в случаях, предусмотренных Кодексом, – для рассмотрения);

постановлений о наложении штрафов по месту работы или в организации, где лицо, привлеченное к ответственности, получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов;

постановлений о наложении штрафов, предписаний о необходимости уплаты штрафов региональным палатам частных судебных исполнителей для принудительного исполнения, в том числе в электронной форме;

2) проведение ежемесячной сверки:

наличия и правильного расходования бланков строгой отчетности подразделениями ОВД;

по лицам, доставленным на освидетельствование в медицинские учреждения, с данными подразделений ОВД;

направленных и поступивших административных дел в суд;

по вынесенным и исполненным постановлениям судов об административном взыскании в виде ареста;

по исполнению постановлений, направленных для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов — по месту работы или в организации, где лицо, привлеченное к ответственности, получает вознаграждение, пенсию, стипендию;

с органами исполнительного производства по направленным и исполненным постановлениям, предписаниям в принудительном порядке;

зарегистрированных административных дел в ОВД с данными КПСиСУ (ежеквартально);

3) осуществление проверки посредством системы информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов, на предмет фактического поступления в бюджет сумм оплаченных административных штрафов согласно представленным платежным документам.

Сноска. Пункт 19 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

20. Результаты проведенных сверок, предусмотренных подпунктом 2) пункта 19 настоящей Инструкции, оформляются соответствующими актами по форме согласно приложению 14 к настоящей Инструкции. О результатах сверки руководитель подразделения административной практики либо ответственный сотрудник рапортом докладывает руководителю ОВД, который в случае выявления нарушений назначает проверку.

Сноска. Пункт 20 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

21. Контроль за законностью и своевременностью административного производства в подразделениях административной практики осуществляется вышестоящими органами по отношению к нижестоящим.

22. Руководители территориальных департаментов внутренних дел, на транспорте, Представительства Министерства внутренних дел (далее – МВД) в городе Байконур не реже одного раза в год организуют комплексную проверку состояния административной деятельности нижестоящих подразделений.

23. Исключен приказом Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

24. По результатам проверки составляется справка в произвольной форме, которая подписывается должностными лицами, проводившими проверку и руководителями подразделений ОВД, в которых осуществлялась проверка.

25. Административные дела, по которым производство окончено, а также испорченные бланки строгой отчетности, сшиваются в номенклатурные дела и хранятся в архивных помещениях (шкафах) подразделений административной практики или в архивах ОВД.

Сноска. Пункт 25 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

26. Подшитые в деле листы нумеруются, и на последнем листе производится заверительная подпись о количестве пронумерованных листов. Каждое номенклатурное дело с административными делами, по которым производство окончено, должно иметь опись содержащее следующие сведения: фамилия и инициалы правонарушителя, номер протокола, статья Кодекса, вид административного взыскания, сумма наложенного штрафа, номера страниц.

Сноска. Пункт 26 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Приложение 1
к Инструкции по производству
дел об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Сноска. Приложение 1 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Форма

ПРОТОКОЛ
об административном правонарушении __ № ________

Приложение 2
к Инструкции по производству
дел об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Сноска. Приложение 2 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Форма

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении

ПОСТАНОВИЛ

Р А С П И С К А

Приложение 3
к Инструкции по производству
дел об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Сноска. Приложение 3 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Форма

Временное удостоверение, выдаваемое взамен
изъятого водительского удостоверения

Приложение 4
к Инструкции по производству
дел об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Форма

Журналприхода и расхода бланков строгой отчетности

Начат: «___» ________ 20__ г.

Окончен: «___» ________ 20__ г.

I раздел. Приход бланков (начальные 10 листов)

II раздел. Расход бланков (с 11 страницы и далее)

Приложение 5
к Инструкции по производству
дел об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Форма

Журналучета административных дел

Начат: «___» ________ 20 ___ г.

Окончен: «___» ________ 20 ___ г.

№ п/п

№ протокола

Дата составления

Ф.И.О. нарушителя

Вид нарушения (статья КоАП)

Прилагаемые документы

Подпись сотрудника подразделения адм. практики или ответственного лица о получении адм. дела

Дата получения адм. дела

Примечание

Приложение 6
к Инструкции по производству
дел об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Форма

Журналрегистрации административных дел

Начат: «____» ________ 20 ___ г.

Окончен: «____» ________ 20 ___ г.

№ п/п

№ протокола

Ф.И.О. правонарушителя

Дата рождения

Вид нарушения (статья КоАП)

Прилагаемые документы

Гражданство

Место работы

Дата рассмотрения и принятое по делу решение

Дата исполнения принятого по делу решения

Номер тома, где хранится дело после исполнения постановления или куда направлено дело (наименование органа, подразделения, исх. №, дата)

Приложение 7
к Инструкции по производству
дел об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Форма

Алфавитный журнал(для регистрации административных дел подведомственных суду)

Начат: «___» ________ 20 ___ г.

Окончен: «___» ________ 20 ___ г.

№ п/п

№ протокола

Ф.И.О. нарушителя

Вид нарушения (статья КоАП)

Принятое решение

Дата направления, Исходящий №

Ф.И.О. должностного лица, направившего дело

Приложение 8
к Инструкции по производству
дел об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Форма

Журнал регистрации и учета задержанных транспортных средств

Начат: «___» ________ 20 ___ г.

Окончен: «___» ________ 20 ___ г.

№ п/п

Дата и время задержания

Марка ТС

ГРНЗ

Принадлежность ТС

Основание задержания (статья КоАП или др.)

№ протокола

Должность, Ф.И.О. лица задержавшего ТС

Продолжение таблицы

Дата выдачи разрешения на получение ТС

Основания выдачи разрешения на получение ТС

Ф.И.О. лица, получившего разрешение на получение ТС

Подпись о получения разрешения

Должность, Ф.И.О. лица, выдавшего разрешение на получения ТС

Примечание

Приложение 9
к Инструкции по производству
дел об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Форма

Разрешение № ______на выдачу задержанного транспортного средства

Прошу выдать транспортное средство __________________________________

(марка)

Государственный регистрационный номерной знак _______________________

Наименование документа ____________ серия ________ номер ____________

Ф.И.О. получателя ___________________________________________________

Причина задержания __________________________________________________

(должность, звание, Ф.И.О. должностного лица, выдавшего разрешение)

«____» ____________ 20 ___ г. ____________________________ М.П.

(подпись должностного лица)

Транспортное средство, задержанное по акту № ____ от _______ выдано «___» __________ 20 ___ г.

Дежурный по стоянке _________________________________________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Приложение 10
к Инструкции по производству
дел об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Форма

Журналрегистрации изъятых государственныхрегистрационных номерных знаков

Начат: «___» __________ 20 ___ г.

Окончен: «___» __________ 20 ___ г.

№ п/п

ГРНЗ

Дата изъятия

Ф.И.О., звание, должность сотрудника, изъявшего ГРНЗ

Причина изъятия (статья КоАП)

№ протокола и дата составления

Принятое

решение

Подпись

водителя в

получении ГРНЗ

Приложение 11
к Инструкции по производству
дел об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Форма

Журналрегистрации административных дел поступивших из других ОВД

Начат: «___» ________ 20 ___ г.

Окончен: «___» ________ 20 ___ г.

№ п/п

Дата поступления

Откуда поступили

Серия и № протокола

Прилагаемые документы

Вид нарушения (статья КоАП)

Материал получил должность, фамилия, подпись

Приложение 12
к Инструкции по производству
дел об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Форма

Разносная книгаадминистративных дел

Начат: «___» ________ 20 ___ г.

Окончен: «___» ________ 20 ___ г.

№ п/п

Дата

№ протокола

Прилагаемые документы

Должность, Ф.И.О. лица, получившего адм. дело

Подпись лица, получившего адм. дело

Примечание

Приложение 13
к Инструкции по производству дел
об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Сноска. Инструкция дополнена Приложением 13 в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Форма

АКТ
о задержании, доставлении и запрещении эксплуатации транспортного
средства, судна, в том числе маломерного судна

Приложение
14 к Инструкции по производству дел
об административных
правонарушениях в органах
внутренних дел
Республики Казахстан

Сноска. Инструкция дополнена Приложением 14 в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 28.07.2017 № 513 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Форма

АКТ
сверки наличия и правильного расходования бланков строгой отчетности
подразделениями ОВД

№ п/п

Серия, номер бланков строгой отчетности
с ___ по _____

Дата получения

Должность, фамилия
и инициалы лица, получившего бланки строгой отчетности

Серия, номер не использованных бланков строгой отчетности

Серия, номер испорченных бланков строгой отчетности

Примечание

АКТ
сверки по лицам, доставленным на освидетельствование в медицинские учреждения

№ п/п

Дата, время доставления

Ф.И.О лица доставленного на освидетельствование(при его наличии)

Причина доставления

Должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего направление

Номер заключения, результат освидетельствования

Принятые меры
(номер адм. протокола, КУИ, ЕРДР)

Примечание

АКТ
сверки направленных и поступивших административных дел в суд

№ п/п

ФИО
правонарушителя

Номер протокола,
дата составления

Квалификация правонарушения (статья, часть КоАП)

Дата направления,
исх. номер

Дата поступления в суд, вх. номер

Принятое по делу решение

АКТ
сверки по вынесенным и исполненным постановлениям судов об административном
взыскании в виде ареста

№ п/п

ФИО лица, подвергнутого административному аресту

Наименования суда, дата вынесения постановления, срок ареста

Квалификация правонарушения (статья, часть КоАП)

Дата и время ареста

Дата и время освобождения

Примечание

АКТ
сверки по исполнению постановлений, направленных по месту работы или в
организации, где лицо, привлеченное к ответственности, получает вознаграждение, пенсию,
стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его
заработной платы или иных доходов

№ п/п

ФИО правонарушителя

Номер протокола,
дата составления

Квалификация правонарушения (статья, часть КоАП), сумма наложенного штрафа

Наименование места работы или организации

Дата направления постановления, исх. номер

Сведения об исполнении

АКТ
сверки с органами исполнительного производства
по направленным и исполненным постановлениям в принудительном порядке

№ п/п

ФИО правонарушителя

Номер протокола,
дата составления

Квалификация правонарушения (статья, часть КоАП), сумма наложенного штрафа

Дата направления постановления,
исх. номер

Решение, принятое органом исполнительного производства

Сведения об исполнении

АКТ
сверки зарегистрированных административных дел в ОВД с данными КПСиСУ

№ п/п

По данным ОВД

По данным КПСиСУ

Расхождение +/-

Количество зарегистрированных адм. дел

Сумма наложенных штрафов

Сумма взысканных штрафов

Количество зарегистрированных адм. дел

Сумма наложенных штрафов

Сумма взысканных штрафов

Оставьте комментарий