Приказ по морально психологической подготовке

Содержание

Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 августа 2012 года N 777

Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации

(с изменениями на 29 ноября 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МВД России от 29 ноября 2016 года N 768.
____________________________________________________________________

В соответствии с подпунктом 48 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 248, в целях формирования у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации высоких морально-психологических качеств личности, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач —
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст.1334, 2011, N 39, ст.5453, 2012, N 21, ст.2630, 2012, N 29, ст.4078.
приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Руководство по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел:
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом МВД России от 29 ноября 2016 года N 768.
________________
Сноска исключена — приказ МВД России от 29 ноября 2016 года N 768..
Далее — «органы, организации, подразделения МВД России».

2.1. Взять под личный контроль организацию морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

2.2. Лично проводить в системе морально-психологической подготовки занятия по наиболее актуальным проблемам оперативно-служебной деятельности.

2.3. Обеспечить практическую направленность морально-психологической подготовки и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе служебной деятельности.

3. Департаменту государственной службы и кадров МВД России (В.Л.Кубышко):

3.1. Ежегодно разрабатывать и направлять в срок до 1 декабря в органы, организации, подразделения МВД России (в образовательные учреждения МВД России — до 1 августа) примерные тематические планы по морально-психологической подготовке.

3.2. Ежегодно готовить обзоры и учебно-методические материалы по вопросам морально-психологической подготовки.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А.Герасимова.

Министр
генерал-лейтенант полиции
В.Колокольцев

Приложение. Руководство по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Приложение
к приказу МВД России
от 10 августа 2012 года N 777

(с изменениями на 29 ноября 2016 года)

I. Общие положения

1. Руководство по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации определяет цели, порядок организации и критерии оценки морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
________________
Далее — «сотрудники».

2. Морально-психологическая подготовка проводится в целях формирования у сотрудников моральной установки на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

3. Общее руководство и организацию методического обеспечения морально-психологической подготовки, разработку примерных ежегодных тематических планов осуществляет Департамент государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации.
________________
Далее — «ДГСК МВД России».

4. Морально-психологическая подготовка организуется в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом МВД России от 29 ноября 2016 года N 768.
________________
Сноска исключена — приказ МВД России от 29 ноября 2016 года N 768..
Далее — «органы, организации, подразделения МВД России».

5. Особые знания, навыки и умения вырабатываются у сотрудников в системе морально-психологической подготовки по специальным профессионально ориентированным программам.

6. Занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий.

7. Для чтения лекций по морально-психологической подготовке могут приглашаться лица из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России, других учебных заведений, ведущие специалисты из органов государственной власти Российской Федерации, научных учреждений, общественных объединений, входящих в состав внештатных лекторских групп органов, организаций, подразделений МВД России.

8. Обучение руководителей (начальников) подразделений морально-психологического обеспечения, руководителей учебных групп и сотрудников, ответственных за ведение учетно-планирующей документации органов, организаций, подразделений МВД России, организуется:

8.1. Ежегодно:

8.1.1. Руководителей (начальников) подразделений морально-психологического обеспечения — на учебно-методических сборах в территориальных органах МВД России на региональном уровне (руководители (начальники) подразделений морально-психологического обеспечения управлений на транспорте МВД России по федеральным округам обучаются на учебно-методических сборах в территориальных органах МВД России на региональном уровне по месту дислокации).

8.1.2. Руководителей учебных групп — на семинарах в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, образовательных учреждениях МВД России, управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам.

8.2. Один раз в полугодие: лиц, ответственных за ведение учетно-планирующей документации, — на инструкторско-методических занятиях в подразделениях морально-психологического обеспечения территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, образовательных учреждений МВД России, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам.

II. Индивидуальные результаты изучения сотрудниками программы морально-психологической подготовки

9. Слушатель учебной группы, успешно освоивший программу морально-психологической подготовки, должен:

9.1. Знать:

9.1.1. Содержание учебного материала в объеме программы морально-психологической подготовки на учебный год.

9.1.2. Современную социально-политическую обстановку в стране и мире.

9.1.3. Нравственные основы службы в органах внутренних дел, профессионально-этические требования к поведению и служебному общению сотрудников.

9.1.4. Основы психологических представлений в соответствующей профильной области служебной деятельности.

9.1.5. Тексты Государственного гимна Российской Федерации, Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

9.1.6. Описание и историю государственных символов Российской Федерации и МВД России (Государственного герба Российской Федерации, Государственного флага Российской Федерации, знамени МВД России).

9.1.7. Имена и фамилии сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных орденами Российской Федерации, зачисленных навечно в списки органа, организации, подразделения МВД России, в котором он проходит службу.

9.1.8. Требования профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника.

9.1.9. Историю органа, организации, подразделения МВД России, в котором он проходит службу, памятные дни МВД России.

9.1.10. Наименования должностей, специальные звания и фамилии своих прямых начальников до Министра внутренних дел Российской Федерации включительно.

9.1.11. Административно-территориальное деление, общественно-политическую обстановку, нравы и обычаи народов и народностей, а также краткие исторические сведения о регионе, в котором дислоцируется орган, организация, подразделение МВД России.

9.1.12. Основное содержание социальных гарантий, компенсаций и мер социальной поддержки, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников и членов их семей.

9.2. Уметь:

9.2.1. Использовать полученные знания при выполнении оперативно-служебных задач и в повседневной служебной деятельности.

9.2.2. Применять нормы профессиональной этики в служебном поведении и профессиональном общении.

9.2.3. Поддерживать в служебном коллективе благоприятный морально-психологический климат.

9.2.4. Применять методики психологической саморегуляции.

9.3. Владеть навыками самообразования и саморазвития, коммуникативными навыками профессионально грамотного общения с гражданами при несении службы, выполнении иных оперативно-служебных задач.

9.4. Выполнять требования профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника.

10. Руководители (начальники) территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел в системе морально-психологической подготовки дополнительно изучают:

10.1. Профессионально-этические требования к руководителю (начальнику), формы и методы профилактики профессиональной нравственной деформации личности сотрудника.

10.2. Вопросы социально-политического и экономического развития Российской Федерации, внутренней и внешней политики, влияющие на оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел.

10.3. Психолого-педагогические проблемы организации работы с личным составом.

10.4. Вопросы укрепления служебной дисциплины и законности, профилактики правонарушений среди личного состава, поддержания благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах и обеспечения безопасных условий службы.

10.5. Приемы и способы защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия, снижения отрицательного влияния факторов оперативно-служебной деятельности на психику сотрудников, повышения психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.

11. Руководитель учебной группы должен:

11.1. Знать:

11.1.1. Требования нормативных правовых актов по организации и методике проведения занятий по морально-психологической подготовке.

11.1.2. Содержание программы морально-психологической подготовки на учебный год.

11.1.3. Содержание материала по теме проводимых занятий.

11.1.4. Индивидуальные особенности и способности слушателей, результаты их успеваемости по морально-психологической подготовке.

11.2. Уметь:

11.2.1. Самостоятельно подготовить план-конспект по изучаемой теме.

11.2.2. Пользоваться компьютерной техникой, аудиовизуальными средствами воспроизведения информации.

11.2.3. Подготовить помещение (место) для проведения занятия, технические средства и наглядные материалы, рекомендованную литературу.

11.3. Владеть навыком самостоятельного проведения занятий по морально-психологической подготовке и оценки знаний слушателей.

12. С целью оказания помощи руководителю учебной группы в подготовке и проведении занятий из числа слушателей может назначаться помощник руководителя учебной группы.

III. Порядок организации и планирования морально-психологической подготовки

13. Морально-психологическая подготовка сотрудников организуется в органах, организациях, подразделениях МВД России еженедельно в рабочее время в соответствии с настоящим Руководством.

14. Рекомендуется совмещать занятия по морально-психологической подготовке с проведением единого дня государственно-правового информирования.

15. Ежегодно до начала занятий по морально-психологической подготовке руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России издается приказ, в котором:

15.1. Отражаются краткий анализ итогов обучения сотрудников в истекшем учебном году, недостатки, имевшие место в обучении, и пути их устранения.

15.2. Определяются задачи на новый учебный год исходя из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности, уровня морально-психологической подготовленности личного состава и социально-политической обстановки в регионе.

15.3. Устанавливаются дни недели для занятий по морально-психологической подготовке исходя из примерного расчета часов по морально-психологической подготовке на учебный год (приложение N 1).

15.4. Назначается сотрудник, ответственный за организацию и контроль морально-психологической подготовки, ведение учетно-планирующей документации.

15.5. Определяются примерный перечень тем (тематический план) для изучения по морально-психологической подготовке; количество и состав учебных групп, их руководители.

16. Учебный год в системе занятий по морально-психологической подготовке начинается:

16.1. В органах, организациях, подразделениях МВД России — в феврале.

16.2. В образовательных учреждениях МВД России — одновременно с началом учебного года.

17. Занятия по морально-психологической подготовке продолжаются в течение 10 месяцев. Учебный год заканчивается проведением итоговых занятий с обязательным принятием дифференцированных зачетов по морально-психологической подготовке.

18. Для организации и проведения занятий по морально-психологической подготовке создаются учебные группы с учетом разделения сотрудников по категориям:

18.1. Руководители (начальники).

18.2. Старший и средний начальствующий состав.

18.3. Рядовой состав и младший начальствующий состав.

19. Руководители учебных групп назначаются из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органов, организаций, подразделений МВД России.

20. Группу руководителей (начальников) (постоянно действующий семинар) возглавляет руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России.

21. Планирование морально-психологической подготовки осуществляется на год.

22. Руководителем учебной группы на основании рекомендуемой тематики разрабатывается тематический план занятий по морально-психологической подготовке (приложение N 2), отражающий специфику и передовой опыт оперативно-служебной деятельности, требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, уровень образования и профессиональной компетентности сотрудников.

23. Расписание учебных занятий по морально-психологической подготовке для каждой учебной группы составляется на квартал (в образовательных учреждениях — на учебный семестр) по рекомендуемой форме (приложение N 3) в соответствии с годовым тематическим планом.

24. Тематический план и расписание учебных занятий по морально-психологической подготовке утверждаются руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.

25. Руководитель учебной группы лично проводит занятия по каждой изучаемой теме, выборочную проверку качества усвоения сотрудниками изученного материала с выставлением им индивидуальных оценок.

26. Учет посещаемости занятий, итогов обучения и уровня подготовленности сотрудников ведется в журналах учета посещаемости занятий и успеваемости по морально-психологической подготовке (приложение N 4).

27. Годовой отчет о результатах обучения сотрудников, состоянии учебно-материальной базы морально-психологической подготовки, качественном составе предусмотренных штатным расписанием сотрудников, организующих морально-психологическую подготовку, и другие необходимые сведения представляются ежегодно в срок до 20 декабря в установленном порядке:

27.1. Руководителями (начальниками) линейных управлений МВД России на транспорте, территориальных органов МВД России на районном уровне — в подразделения морально-психологического обеспечения вышестоящего территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях.

27.2. Руководителями (начальниками) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, — в ДГСК МВД России.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом МВД России от 29 ноября 2016 года N 768.
________________
Сноска исключена — приказ МВД России от 29 ноября 2016 года N 768..

IV. Критерии оценки и порядок контроля морально-психологической подготовки

28. Уровень морально-психологической подготовки определяется:

28.1. На теоретических и практических занятиях в течение учебного года.

28.2. При проведении итоговых занятий по окончании учебного года.

28.3. При проверке органа, организации, подразделения МВД России, осуществляемой в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России.

29. Обеспечение контроля и оценку морально-психологической подготовки осуществляют подразделения морально-психологического обеспечения, а при их отсутствии — должностные лица, на которых возложена обязанность по осуществлению морально-психологического обеспечения.

30. Контроль за организацией и состоянием морально-психологической подготовки осуществляется с целью определения:

30.1. Уровня сформированных знаний, умений и практических навыков, а также их взаимосвязи с показателями оперативно-служебной деятельности личного состава.

30.2. Готовности сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач.

30.3. Качества и регулярности проводимых занятий, полноты выполнения учебной программы.

30.4. Соотношения теоретических и практических занятий в тематическом плане и расписании занятий.

30.5. Участия руководящего состава в учебном процессе.

30.6. Посещаемости занятий сотрудниками.

30.7. Причин организационных и методических недостатков.

30.8. Наличия и состояния учебно-материальной базы, материально-технического обеспечения морально-психологической подготовки.

30.9. Состояния учетно-отчетной документации.

31. Уровень морально-психологической подготовки слушателя учебной группы оценивается в ходе итоговых занятий (зачетов) по четырехбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

32. Индивидуальная оценка слушателю учебной группы по морально-психологической подготовке определяется с помощью тестовых заданий, содержащих не менее десяти вопросов. Тестовые задания разрабатываются подразделением морально-психологического обеспечения, которое проводит итоговое занятие (зачет).

33. Индивидуальная оценка по морально-психологической подготовке слушателю учебной группы определяется:

33.1. «Отлично» — при правильном ответе не менее чем на 90 процентов вопросов тестового задания и дополнительные вопросы, усвоении учебной программы, определении слушателем практических выводов, добросовестном исполнении служебных обязанностей.

33.2. «Хорошо» — при правильном ответе не менее чем на 80 процентов вопросов тестового задания и дополнительные вопросы, усвоении основных положений учебной программы, добросовестном исполнении служебных обязанностей.

33.3. «Удовлетворительно» — при правильном ответе не менее чем на 70 процентов вопросов тестового задания и не менее чем на половину дополнительных вопросов, слабом знании основных положений учебной программы, наличии отступлений в исполнении служебных обязанностей.

33.4. «Неудовлетворительно» — при правильном ответе менее чем на 70 процентов вопросов тестового задания.

35. Руководитель учебной группы оценивается в ходе семинара в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном по четырехбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», с учетом его методической подготовленности, наличия планов-конспектов проведения занятий, методических пособий и умения применять технические средства обучения для проведения занятий.

36. Индивидуальная оценка руководителю учебной группы по морально-психологической подготовке определяется с помощью тестовых заданий, содержащих не менее десяти вопросов. Тестовые задания разрабатываются подразделением морально-психологического обеспечения, а при его отсутствии — должностным лицом, на которое возложена обязанность по осуществлению морально-психологического обеспечения, организующим семинар.

37. Индивидуальная оценка по морально-психологической подготовке руководителю учебной группы определяется:

37.1. «Отлично» — при правильном ответе не менее чем на 90 процентов вопросов тестового задания и дополнительных вопросов.

37.2. «Хорошо» — при правильном ответе не менее чем на 80 процентов вопросов тестового задания и дополнительных вопросов.

37.3. «Удовлетворительно» — при правильном ответе не менее чем на 70 процентов вопросов тестового задания и не менее чем на половину дополнительных вопросов.

37.4. «Неудовлетворительно» — при правильном ответе на менее 70 процентов вопросов тестового задания.

38. Руководитель группы, который не проводил занятия по уважительной причине (находился на лечении, в отпуске, в служебной командировке, ему предоставлялись дополнительные дни отдыха), оценивается как слушатель учебной группы.

39. Оценки по морально-психологической подготовке учебным группам, органам, организациям, подразделениям МВД России выставляются на основе индивидуальных оценок сотрудников в следующем порядке:

39.1. «Отлично» — не менее 90 процентов проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки, из них не менее 50 процентов — «отлично».

39.2. «Хорошо» — не менее 80 процентов проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки, из них не менее 50 процентов — «отлично» и «хорошо».

39.3. «Удовлетворительно» — не менее 70 процентов проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки.

39.4. «Неудовлетворительно» — менее 70 процентов проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки.

40. Итоговые занятия проводятся в четвертом квартале каждого года (в образовательных учреждениях МВД России — по окончании учебного года).

Приложение N 1. Примерный расчет часов по морально-психологической подготовке на учебный год

Приложение N 1
к Руководству по организации
морально-психологической
подготовки сотрудников
органов внутренних дел
Российской Федерации

1. Занятия по морально-психологической подготовке

26 часов

2. Резерв

2 часа

3. Итоговое занятие (зачет)

2 часа

Итого:

30 часов

Приложение N 2. Тематический план занятий по морально-психологической подготовке

Приложение N 2
к Руководству по организации
морально-психологической
подготовки сотрудников
органов внутренних дел
Российской Федерации

Рекомендуемый образец

УТВЕРЖДАЮ

должность, специальное звание, инициалы, фамилия

«__» _________ 20__ г.

Тематический план занятий по морально-психологической подготовке

в 20

г.

(указать, с какой категорией сотрудников или учебной группой)

Наименование тем

Всего часов

В том числе:

лекция

семинар

практи-
ческое занятие

самосто-
ятельная работа

Итого часов:

(должность, специальное звание лица,

составившего тематический план)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Примечания:

1. В течение учебного года в тематический план могут вноситься изменения или дополнения с учетом социально-политической обстановки и текущих оперативно-служебных задач.

2. Изучение отдельных тем в форме самостоятельной работы обозначается знаком «+», объем часов при этом не указывается.

Приложение N 3. Расписание учебных занятий по морально-психологической подготовке

Приложение N 3
к Руководству по организации
морально-психологической
подготовки сотрудников
органов внутренних дел
Российской Федерации

Рекомендуемый образец

УТВЕРЖДАЮ

должность, специальное звание, инициалы, фамилия

«__» _________ 20__ г.

Расписание учебных занятий по морально-психологической подготовке

в

квартале 20

г.

(указать категорию сотрудников или учебную группу)

Дата

Время занятия

Форма проведения занятия

Тема занятия

Место проведения занятия

Должность, звание и фамилия проводящего занятие

(должность, специальное звание лица,

составившего расписание занятий)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Приложение N 4. Журнал учета посещаемости занятий и успеваемости по морально-психологической подготовке

Приложение N 4
к Руководству по организации
морально-психологической
подготовки сотрудников
органов внутренних дел
Российской Федерации

Рекомендуемый образец

(титульный лист)

(орган, организация, подразделение МВД России)

Группа N

Руководитель

Журнал учета посещаемости занятий и успеваемости по морально-психологической подготовке

(наименование учебной группы)

за 20___ учебный год

(оборот титульного листа)

Правила ведения журнала:

1. Журнал ведется в каждой учебной группе.

2. В журнале учитываются:
все занятия, проводимые в учебной группе, в том числе семинары и практические занятия;
мероприятия учебно-методического характера.

3. Отсутствие на занятиях отмечается: отпуск — «О»; командировка — «К»; наряд — «Н»; болен — «Б»; на сборах — «С»; по неуважительным причинам — «Н/У».

4. По окончании учебного года журнал сдается на хранение в секретариат (канцелярию).

Наименование разделов журнала

Страницы

I. Учет посещаемости занятий и успеваемости по морально-психологической подготовке

II. Учет результатов обучения за учебный год

III. Учет результатов проверки в течение учебного года

(разделы журнала)

1. Учет посещаемости занятий и успеваемости по морально-психологической подготовке

Должность

Фамилия,

Дата занятия

Тема

Подпись

п/п

инициалы

занятия

занятие

2. Учет результатов обучения за учебный год

N п/п

Фамилия, инициалы

Индивидуальная оценка сотрудника

3. Результаты проверки организации обучения в течение учебного года

Дата проверки

Должность, специальное звание, фамилия, инициалы лица, осуществляющего проверку

Результаты проверки организации обучения сотрудников (что проверялось и какие даны указания)

Когда и что сделано по устранению недостатков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ МВД ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПРИКАЗ

от 6 сентября 2013 года N 642

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ МВД ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В целях формирования и развития у сотрудников деловых, профессиональных, нравственных и морально-психологических качеств личности, необходимых для качественного осуществления оперативно-служебной деятельности, повышения эффективности воспитательного воздействия на личный состав, укрепления служебной дисциплины и законности в коллективах и реализации требований приказа МВД России от 10 февраля 2010 года N 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Инструкцию по организации индивидуальной профилактической и воспитательной работы с личным составом подразделений МВД по Удмуртской Республике, территориальных органов внутренних дел, порядку учета и ведения карты индивидуальной воспитательной работы (приложение N 1).
1.2. Схему организации индивидуальной воспитательной работы в подразделении МВД по Удмуртской Республике, территориальном ОВД, отделе, отделении полиции (приложение N 2 — не приводится).
1.3. Перечень сведений об организации индивидуальной, профилактической, воспитательной и информационно-пропагандистской работы (приложение N 3 — не приводится).
2. Установить, что индивидуальная профилактическая и воспитательная работа с личным составом подразделений МВД по Удмуртской Республике проводится руководителями всех уровней.
3. Начальникам подразделений МВД, территориальных ОВД, отделов, отделений полиции, командирам строевых и специальных подразделений:
3.1. Рассматривать индивидуальную профилактическую и воспитательную работу с подчиненными как важнейшую часть управленческой деятельности, оказывающую непосредственное влияние на конечные результаты оперативно-служебной деятельности в целом.
3.2. Ежегодно в срок до 10 января составлять общую схему проведения индивидуальной профилактической и воспитательной работы с сотрудниками по линии их непосредственной подчиненности (приложение N 2). В схеме указывать должность, звание, Ф.И.О. руководителя (сотрудника).
3.3. Проведение мероприятий индивидуальной, профилактической и воспитательной работы с сотрудниками с отражением в картах индивидуальной воспитательной работы осуществлять в соответствии с настоящей инструкцией и пп. 45, 46, 47 и 48 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 11 февраля 2010 года N 80.
3.4. Ежеквартально рассматривать состояние индивидуальной профилактической и воспитательной работы, служебной, дорожно-транспортной дисциплины и законности в подчиненных коллективах на оперативных совещаниях, где давать принципиальную оценку деятельности руководителей, эффективности проводимой ими индивидуальной, профилактической и воспитательной работы.
3.5. О результатах проведения индивидуальной профилактической и воспитательной работы с личным составом подразделений ежеквартально до 25 числа (последнего месяца квартала) направлять сведения по перечню в ОМПО УРЛС МВД по Удмуртской Республике по форме согласно приложению N 3.
4. Считать утратившим силу приказ МВД Удмуртской Республики от 7 декабря 2005 года N 791.

Врио министра
полковник полиции
А.А.ЩУР

Приложение N 1
к приказу МВД
по Удмуртской Республике
от 6 сентября 2013 года N 642

I. Основные положения

1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованиями приказа МВД России от 11 февраля 2010 года N 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
2. Руководители осуществляют общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвуют в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несут личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в органах (учреждениях), отдельных, самостоятельных, входящих и внештатных подразделениях.
3. Заместители руководителей по работе с личным составом (должностные лица) организуют морально-психологическое обеспечение, несут личную ответственность за его состояние, результативность и эффективность.
4. Индивидуальную воспитательную работу <1> с личным составом должны проводить руководители всех уровней, их заместители в целях формирования и развития у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности.

<1> Далее — ИВР.

II. Задачи ИВР

5. Всестороннее и глубокое изучение личных качеств сотрудников, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента.
6. Обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах оперативно-служебной деятельности.
7. Оказание помощи сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, решении проблем профессионального становления, поддержки в трудных жизненных ситуациях.
8. Подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных задач, обеспечение их профессионального роста.
9. Оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, проявляющих признаки девиантного или деструктивного поведения, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

III. Формы ИВР

10. Индивидуальная воспитательная работа проводится в следующих формах: индивидуальные беседы (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие); психолого-педагогическое наблюдение; изучение документов, характеризующих сотрудника; обобщение независимых характеристик; анализ результатов служебной деятельности и показателей служебной дисциплины.
11. Руководитель при проведении:
11.1. Ознакомительной беседы — лично знакомится с сотрудником, разъясняет ему варианты должного поведения в служебном коллективе в различных ситуациях, раскрывает основные ценностные ориентиры коллектива, пропагандирует позитивные примеры служебной деятельности.
11.2. Поддерживающей беседы — вырабатывает у сотрудника профессионально важные качества путем совместного обсуждения возможных перспектив дальнейшего личностного, профессионального и служебного роста с использованием методов поощрения и стимулирования деятельности.
11.3. Корректирующей беседы — предлагает сотруднику возможные варианты преодоления сложностей, мешающих ему в повседневной жизнедеятельности, а также раскрывает его возможности по исправлению своего поведения с использованием методов убеждения, критики действий и поступков.

IV. Порядок организации ИВР

12. ИВР организуется во всех подразделениях органа (учреждения) по месту службы сотрудника и должна решать психолого-педагогические задачи в любых условиях обстановки.
13. В первоочередном порядке ИВР должна быть организована с сотрудниками, проявляющими низкие адаптационные способности к условиям служебной деятельности, склонными к отклоняющемуся поведению, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании по результатам профессионального психологического отбора, изучения индивидуально-психологических качеств и анализа поведения на службе и в быту, совершившими нарушения служебной дисциплины.
14. В обязательном порядке ИВР организуется с сотрудниками:
14.1. Впервые принятыми на службу в органы внутренних дел.
14.2. Окончившими образовательные учреждения МВД России.
14.3. Вновь назначенными на вышестоящие должности.
14.4. Переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений).
14.5. Многодетными и воспитывающими детей без одного из родителей.
14.6. Пережившими сложные жизненные ситуации.
15. ИВР обязаны проводить:
15.1. Руководитель органа (учреждения) — со своими заместителями, руководителями непосредственно подчиненных подразделений и по своему решению с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании.
15.2. Заместители руководителя — с руководителями подчиненных и курируемых подразделений, иными категориями сотрудников по решению руководителя органа (учреждения).
15.3. Руководители подразделений — с подчиненными сотрудниками под руководством заместителя руководителя по работе с личным составом и контролем руководителя органа (учреждения).
16. Руководитель ставит задачи по организации и проведению индивидуальной воспитательной работы, учитывает ее результаты при выработке управленческих решений, организации профессиональной подготовки, решении организационно-кадровых и иных служебных вопросов.
17. Заместитель руководителя по работе с личным составом (должностное лицо) при организации ИВР обязан:
17.1. Определить круг лиц, на которых возлагается проведение ИВР с личным составом.
17.2. Составить общую схему организации ИВР в органе (учреждении).
17.3. Обеспечить выявление сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.
17.4. Обеспечить выбор оптимальных форм и методов проведения ИВР.
17.5. Организовать планирование и документирование ИВР.
17.6. Организовать обучение лиц, проводящих ИВР.
17.7. Осуществлять анализ, контроль состояния и результативности ИВР, оказывать помощь в ее проведении.
17.8. Обеспечить обобщение и распространение положительного опыта ИВР.
17.9. Докладывать руководителю о ходе и результатах выполнения задач ИВР.
18. Документирование ИВР осуществляется, как правило, непосредственными руководителями в отношении сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.
19. Периодичность проведения бесед с личным составом определяется руководителем, его заместителем по работе с личным составом, руководителем подразделения по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
20. Ознакомительные беседы должны проводиться:
20.1. С сотрудниками, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел, — один раз в ходе прохождения ими испытательного срока, но не позднее недели пребывания в должности стажера.
20.2. С сотрудниками, окончившими образовательные учреждения системы МВД России, — в течение недели по прибытии их в орган внутренних дел.
20.3. С сотрудниками, вновь назначенными на вышестоящие должности, — в течение недели после назначения.
20.4. С сотрудниками, переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений), — в течение первой недели пребывания в новом подразделении.
21. Корректирующие беседы с сотрудниками, допустившими нарушения служебной дисциплины и законности, проявляющими негативные черты характера, должны проводиться немедленно, в последующем — постоянно, но не реже одного раза в квартал, а с сотрудниками, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел, — по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц в течение первого года службы.
22. Корректирующие беседы с сотрудниками, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, проводятся 1 раз в месяц.
23. Поддерживающие беседы с многодетными сотрудниками и сотрудниками, воспитывающими детей без одного из родителей, имеющих детей инвалидов, с сотрудниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, должны проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

V. Порядок заведения карты ИВР

24. Руководитель подразделения МВД по Удмуртской Республике в течение десяти дней с момента прихода сотрудника в подразделение оформляет карту ИВР (приложение N 1 к Инструкции).

VI. Учет карт ИВР

25. В органах, подразделениях, учреждениях МВД по УР учету подлежат все карты ИВР. В левом верхнем углу карты проставляется порядковый номер карты, дата заведения. Список заведенных карт ведется у сотрудника по работе с личным составом (лица, закрепленного приказом по работе в данном направлении) по мере заведения карт. В верхнем правом углу проставляется N личного дела сотрудника.

VII. Порядок ведения карт ИВР

26. Один раз в квартал карты предоставляются на проверку сотруднику кадрового подразделения, один раз в полугодие — руководителю подразделения для проверки ведения ИВР с сотрудниками.
27. При переходе сотрудника в другое подразделение карта пересылается для постановки на учет в аппарат по работе с личным составом подразделения по их новому месту службы, о чем делается запись в списке карт. В случае увольнения сотрудника карта приобщается к личному делу сотрудника.

Приложение. КАРТА индивидуальной воспитательной работы

Приложение
к Инструкции по организации
индивидуальной профилактической
и воспитательной работы
с личным составом МВД по УР
(ведение карты ИВР)

N дата заведения ____________ N л/д _______________

КАРТА индивидуальной воспитательной работы

<2> Заполняется психологом подразделения, при отсутствии
психолога — руководителем подразделения, заместителем (помощником)
начальника подразделения по кадрам.

Учет мероприятий индивидуально-воспитательной работы

N п/п

Дата проведения

Специальное звание, Ф.И.О., должность проводящего мероприятие

Чем вызвано проведение мероприятия

Форма проведения мероприятия

Выводы и результаты проведенной воспитательной работы

Подпись сотрудника

Записи проверяющих

Замечания и предложения

Срок исполнения

Отметка о выполнении

Приложение
к письму МВД России
от 22 апреля 2015 г. N 21/9/4253

Обзор
об организации морально-психологической подготовки в органах, организациях и подразделениях системы МВД России в 2014 году

Морально-психологическая подготовка в органах, организациях и подразделениях системы МВД России в 2014 году осуществлялась в соответствии с приказом МВД России от 10 августа 2012 г. N 777, Примерным тематическим планом морально-психологической подготовки сотрудников органов, организаций и подразделений системы МВД России на 2014 год и была направлена на укрепление служебной дисциплины и законности, разъяснение личному составу государственной политики в области внутренних дел, формирование у сотрудников морально-психологической готовности к защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, верности Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Особое внимание было уделено подразделениям ВОГОиП МВД России, выполняющим задачи в Северо-Кавказском регионе, а также личному составу сводных отрядов полиции группировки органов внутренних дел Российской Федерации в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, для которых были разработаны специальные темы и методические материалы, что способствовало улучшению социально-психологического климата в служебных коллективах указанных подразделений. МВД по Республике Крым и УМВД России по г. Севастополю была оказана практическая помощь в организации морально- психологической подготовки.

Руководителями территориальных органов МВД России на региональном и межрегиональном уровнях при организации занятий использовались возможности внештатных лекторских групп, актива ветеранских организаций, профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, общественных советов территориальных органов внутренних дел и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях оказания методической помощи руководителям учебных групп ведущими образовательными организациями МВД России (Академией управления, Московским, Санкт-Петербургским, Краснодарским университетами, Омской и Нижегородской академиями, ВИПК МВД России) в 2014 году были разработаны и направлены в органы, организации и подразделения МВД России учебно-методические материалы для проведения занятий по морально-психологической подготовке. С целью повышения уровня подготовки руководителей учебных групп совместно с Тюменским институтом повышения квалификации сотрудников МВД России была разработана Типовая программа обучения сотрудников, ответственных за организацию и проведение занятий в системе морально-психологической подготовки личного состава.

Вместе с тем анализ результатов выездов сотрудников Департамента государственной службы и кадров МВД России в территориальные органы МВД России в 2014 году показал ряд недостатков.

Упущения в организации морально-психологической подготовки обнаружены в МВД по Республике Марий Эл, Чувашской Республике, УМВД России по Оренбургской, Смоленской и Ярославской областям.

В нарушение пункта 2.1 приказа МВД России от 10.08.2012 N 777 контроль за организацией морально-психологической подготовки сотрудников УМВД России по г. Ярославлю, Угличского МО МВД России Ярославской области возлагается не на начальников территориальных органов, а на их помощников — начальников ОРЛС подполковника внутренней службы Лосева А.В. и майора внутренней службы Армеева Н.В.

В приказе об организации морально-психологической подготовки Могочинского линейного отдела Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте отсутствуют соответствующие указания подчиненным подразделениям: Шилкинскому линейному отделению полиции и линейному отделению полиции на станции Чернышевск.

В МВД по Республике Марий Эл занятия с руководителями территориальных органов на районном уровне не проводились. Не были организованы занятия в отдельной роте ППСП МО МВД России «Бузулукский» (руководитель Щербовских Г.А.), ИВС ОМ ВД России по г. Новотроицку (руководитель Шевцов С.В.) УМВД России по Оренбургской области.

Аналогичные недостатки выявлены в ОМВД России по Ленинскому и Гагаринскому районам г. Севастополя.

Установлены факты необоснованного сокращения количества занятий в МО МВД России «Алатырский» Чувашской Республики (руководитель Сиротин А.Б.), ОЭБ и ПК УМВД России по г. Костроме (руководитель Кукин А.С.).

Не проводились итоговые занятия в УМВД России по Омской области, УМВД России по г. Смоленску, УГИБДД, МО МВД России «Сафоновский» Смоленской области, а также с постоянным составом Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя.

Подобные просчеты в организации морально-психологической подготовки приводят к снижению уровня знаний сотрудниками учебного материала. Так, в УМВД России по г. Оренбургу показали слабые знания Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»: отдел полиции N 2 (5 из 15 опрошенных), отдел полиции N 1 (4 из 13), отдел полиции N 4 (4 из 18), в том числе руководители — заместитель начальника ОУУ11 и ДН ОП N 4 Чужба А.А. и начальник ОУУП и ДН ОП N 1 Халниязов Б.К. Особое внимание обращает на себя незнание сотрудниками ст. 14 «Задержание» и ст. 53 «Обжалование действия (бездействия) сотрудника полиции» Федерального закона «О полиции», что может повлечь за собой нарушение прав граждан.

В нарушение пунктов 16 и 17 Руководства по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации УМВД России по Костромскому району Костромской области в учебной группе N 4 (руководитель Карпов К.С.) учебный год продлился 11 месяцев вместо 10. Такой же недостаток выявлен в МО МВД России «Русско-Полянский» Омской области.

В ходе целевого выезда сотрудников ДГСК МВД России в МВД по Чувашской Республике установлено, что опрошенные сотрудники УМВД России по г. Чебоксары (Герасимов Д.П.), МО МВД России «Шумерлинский» (Лимонов Д.Е., Измайлов А.К.), МО МВД России «Алатырский» (Шушорин Н.Н.), ОМВД России по г. Новочебоксарску (Горбунов И.М., Иванов Л.А.) в нарушение требований приказа МВД России от 10 августа 2012 г. N 777 практически не знают наименования должностей, специальных званий и фамилий своих прямых начальников.

Имеют место случаи формального отношения к проведению занятий. В отдельном батальоне ДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл согласно записям в журналах учета посещаемости и успеваемости по морально-психологической подготовке все слушатели учебных групп присутствуют на занятиях одновременно. Вместе с тем, специфика указанного подразделения такова, что личный состав несет службу посменно. Таким образом, наличие всех сотрудников подразделения на занятии одновременно невозможно. Дополнительное обучение отсутствующих на занятиях не проводится.

Обнаружены и другие случаи формализма при проведении занятий. Руководители учебных групп в УМВД России по Смоленской области (Макаров С.В., Мережко А.В., Тараканов Д.А.), в МО МВД России «Мантуровский» (Смирнов Р.А.), в ОМВД России по Костромскому району (Власов И.Н.), в УМВД России по г. Костроме (Ушакова Е.А., Коканов С.В., Томшаков Д.А.) Костромской области одновременно являются слушателями этих же групп и сами выставляют себе оценки по итогам занятий.

Имеются недостатки в ведении учетной документации по морально-психологической подготовке в УМВД России по г. Саратову, УМВД России по г. Оренбургу, Хил окском ЛО Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте МО МВД России «Алатырский» и ОМВД России по г. Новочебоксарску Чувашской Республики.

Не использовались возможности внештатных лекторских групп для проведения занятий МВД по Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Марий Эл, УМВД России по Камчатскому краю, Белгородской области, Ненецкому и Чукотскому автономным округам, УТ МВД России по Центральному, Южному федеральным округам.

С нарушением сроков представлен годовой отчет о результатах обучения в 2014 году МВД по Республике Калмыкия, УТ МВД России по Центральному и Южному федеральным округам. Центральным и Приволжским окружными управлениями материально-технического снабжения МВД России.

Вышеперечисленные нарушения стали возможными вследствие того, что отдельные руководители органов и организаций, подразделений по работе с личным составом не проявили должной ответственности в вопросах организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел. В результате в 2014 году оставалась низкой посещаемость занятий отдельными категориями личного состава (руководители и сотрудники оперативных подразделений), не изжито формальное отношение к проведению итоговых занятий (зачетов), продолжают иметь место факты самоустранения руководителей территориальных органов от участия в проведении занятий по наиболее актуальным проблемам оперативно-служебной деятельности.

Упущения в организации морально-психологической подготовки продолжают сохраняться по причине того, что выявленным недостаткам не всегда дается принципиальная оценка, необоснованно свернута практика заслушивания руководителей, которые допускают нарушения требований руководящих документов МВД России, регламентирующих данный вид подготовки сотрудников.

Оставьте комментарий