Принцип основанный на рассмотрении психических явлений

Вопросы по педагогике и психологии

1. Что способствует формированию ответственности у детей?

в) самостоятельность и самоконтроль учащихся;

2. Закончите предложение, выбрав один ответ. Эффективность воспитательной системы зависит от:

б) целостности и системности воспитательной системы;

3. Из чего строится система «культурного пространства»?

б) различных форм культурного досуга;

4. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?

б) технология сотрудничества и взаимообучения;

5. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике:

б) деятельностный;

6. Что называется педагогической технологией?

в) Это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности;

7. Какой из подходов применим для интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем:

г) системный подход.

8. Фундаментом педагогического мастерства является:

в) любовь к детям, своей профессии, багаж знаний и умений;

9. Что мы называем индивидуальным развитием человека?

а) количественные и качественные изменения организма, происходящие в процессе всей жизни человека как социального существа;

10. Дидактика – это:

в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм;

11. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

a) К.Д.Ушинским;

12. Представитель отечественной педагогики, разработавший теорию коллективного воспитания —

в) А.С.Макаренко.

13. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология:

г) возрастная.

14. Вспыльчивость, быстрая смена настроений, общительность, сочетающаяся с возможной резкостью в отношениях и раздражительностью характеризуют:

а) холерика;

15. Как называется принцип, основанный на рассмотрении (изучении, исследовании) психических явлений в постоянном движении, изменении?

б) принцип развития;

16. Личностное качество, умение (способность) чувствовать другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами других, воспринимать их поступки с их же позиций – это:

а) эмпатия;

17. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?

a) релаксация

18. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

б) логической;

19. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

б) наглядно-действенным;

20. Для волевого регулирования присущи действия:

б) сознательные;

21. Совокупность внешних побуждений, рациональных доводов и индивидуальных стремлений к освоению новых знаний и умений, определяющая позитивное отношение к учебе, называется:

б) мотивация учебной деятельности;

22. Ученик седьмого класса систематически обращается к учителю с просьбой дать ему дополнительные задания по математике. К какой группе мотивов вы отнесете это самостоятельное стремление ученика к широте знаний?

в) познавательные интересы;

23. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование?

б) Я.А. Коменский;

24. Цель воспитания — это

а) конечный результат формирования личности;

25. Движущие силы процесса воспитания

а) противоречия, возникающие в развитии личности;

26. Задачи педагогической деятельности:

а) создание условий для гармонического развития;

27. Позиция педагога – это

а) система отношений к педагогической деятельности;

28. Критерием эффективности воспитания являются

а) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников;

29. Путь достижения цели и задач обучения:

б) методика обучения;

30. Образовательные программы разрабатываются на основе:

г) образовательных стандартов.

31. Компонент структуры личности –

в) характер;

32. Наказание –

г) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия.

33. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:

б) педагогическая диагностика;

34. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

в) адаптивность;

35. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности:

б) общие;

36. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:

г) внешнеречевой.

37. Выберите то, что характеризует гуманистическую педагогику:

в) «выстраивание» индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;

38. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

а) учебник;

39. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это:

в) принцип природособразности;

40. Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы имеем в виду образование:

б) приспособленное к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями;

41. Методика обучения представляет собой:

б) совокупность приёмов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками;

42. Как называется документ, дающий право использования учебно-методического материала для осуществления образовательной деятельности

а) Федеральный перечень, допущенных и рекомендованных УМК к использованию в государственных ОУ;

43. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:

г) структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательной организации.

44. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности:

а) во всех перечисленных выше.

45. Толерантность – это:

б) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений;

46. К числу возрастных кризисов не относится:

г) кризис 8 лет.

47. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей:

б) самооценка;

48. Средством невербального общения не является:

г) речь.

49. Выразительность, сила проявления чувств, переживаний:

а) экспрессия;

50. Основным средством вербального общения является:

г) речь.

51. Индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в частом переживании чувства тревоги при минимальной опасности либо отсутствия ее, при минимальной реальной либо мнимой (воображаемой) угрозе:

а) тревожность;

52. Постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса:

а) социальная адаптация;

53. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:

а) компромисс;

54. Неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой:

б) индивидуальность;

55. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется:

г) убеждением.

56. Свойство личности, проявляющееся в инертности поведения, неспособности к быстрому изменению его; отсутствие той гибкости, которая позволяет нам различными способами реагировать на разные ситуации:

б) ригидность;

57. Нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека:

в) альтруизм;

  1. Назовите главную функцию учителя?

г) управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности

59. Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?

г) Гельвецию

60. Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?

б) сурдопедагогика;

61. Какой из методов устного изложения дает обратную связь:

г) беседа.

62. Восприятие часто принято называть:

в) перцепцией;

63. Преодоление внутренних и внешних трудностей — необходимый компонент:

в) воли;

64. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:

в) характер;

65. Основными условиями развития личности ребенка являются:

г) все ответы верны.

66. Развитие — это (выберите правильный ответ)

в) количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов;

67. Что представляет собой учебная программа?

г) учебная программа в системе обучения документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.

68. К характеристикам произвольного внимания относятся:

г) целенаправленность.

69. К интеллектуальным чертам характера относятся:

г) любознательность.

70. К основным формам направленности личности относят:

в) интерес;

71. К специальным способностям относятся:

а) математические способности;

72. Объектом исследования педагогики является:

б) система педагогических явлений.

73. Образование как педагогический процесс – это …

а) движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания;

74. К движущим силам учения относятся:

г) внутреннее противоречие между знанием и незнанием.

75. Под … воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

б) содержанием;

76. Классный руководитель анализирует: 1) трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях; 2) особенности, индивидуальные черты обучения школьника; 3) состояние здоровья ученика; 4) особенности общения школьника с одноклассниками и педагогами

б) 1,2,4

77. Активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры – это

в) погружение;

78. Система принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания, — это методология

б) частная;

79. Специалист, который приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, — это

а) эксперт;

80. Набор ролевых ожиданий в отношении члена группы называется

а) статус;

81. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется

б) лидерством;

82. Различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сферы характерны для

в) дисгармоничной личности;

83. Если настроенность на поведение для удовлетворения потребности закрепляется в случае повторения ситуации, мы имеем дело с … установкой

г) фиксированной.

84. Формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов представляет собой … развитие личности

а) гармоничное;

85. Поведение, цель которого разрушить либо сместить фрустрирующий блок, в терминологии представителей необихевиористской ориентации называется

а) агрессией;

86. Увеличение продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей называется

в) социальной фасилитацией;

87. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином

в) коллектив;

88. Дидактический принцип, требующий строить обучение таким образом, чтобы можно было управлять темпами и содержанием психического развития школьников, называется принципом

а) развивающего обучения;

89. Дидактический принцип, требующий соответствия содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения, — это принцип

а) доступности обучения;

90. Психологические особенности ребенка, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности называются

б) способностями;

91. Устойчивые отклонения от нормы в сознании, поведении, учебной деятельности детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды, ошибками в воспитании и обучении, лежат в основе

а) педагогической запущенности;

92. Изучение психических факторов, побуждающих школьника к совершению определенных действий и определяющих их направленность и цели, лежит в основе исследования

б) мотивационной сферы;

93. Понятие развивающего обучения относится к той научной области, которую В.В. Давыдов называет

а) психодидактикой;

94. Нарушение способности к активному приспособлению к условиям школьной среды предопределяет возникновение у школьника

а) социальной дезадаптации;

95. Методические средства управления процессом усвоения, подготовленные преподавателем для использования в ходе учебного занятия и растиражированные в количестве, необходимом для обеспечения ими каждого обучаемого, – это

а) печатный раздаточный материал;

96. Если учитель в общении осуществляет самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности, то он реализует

а) исследовательскую функцию;

97. Систематическое изложение в книге основ определенной области знаний на уровне современных достижений науки и культуры, отвечающее целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп, – это

б) учебник;

98. Качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.), – это качества

а) профессионально важные;

99. Процесс использования нового типа научности (гуманитарной познавательной парадигмы, в интересах усиления смысловой сферы сознания обучаемого) – это

а) гуманизация образования;

Принцип приоритета прав и свобод человека и граждан. Принцип политического и идеологического плюрализма.

Согласно ст. 1 Основного закона РФ, Россия есть демократическое правовое государство. Это выражается в том, что человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Причем признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью — фундаментальная норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества.

Нормы Конституции РФ, посвященные основным правам и свободам человека и гражданина, нельзя рассматривать вне связи с принципами признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние на всю деятельность демократического государства. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.

Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства является задачей демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и свободы, — обязанность государства.

Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют существенных усилий государства

также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у человека определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу — важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Ее создание — важное условие, способствующее превращению граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.

Принцип приоритета статуса прав и свобод человека чисто в идеологическом плане. Этот принцип является вторичным по своей природе, в праве есть другие ценности, которые его обуславливают это экономическая система, народовластие и только на их базе можно говорить о правах и свободах. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, это значит, что среди ценностей при прочих равных условиях, надо принимать такое решение, чтобы ценность прав и свобод была в выигрыше. Приоритет именно прав и свобод, но не обязанностей.

Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства. Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д. ). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Оставьте комментарий