Принципы регулирования трудовых отношений

«Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений спортсменов и тренеров» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2015)

Согласно статье 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Приказ Минтруда России от 29.06.2012 N 10н (ред. от 20.06.2016) Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.08.2011 N 976н Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.06.2007 N 415 Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 N 513 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2007 N 680 Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.06.2007 N 401 Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.08.2011 N 978н Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.11.2011 N 1354н Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы

Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 433-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пимянова Владимира Дмитриевича на нарушение его конституционных прав пунктом 8 статьи 26 и пунктом 23 статьи 138 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Из смысла названных конституционных положений вытекает, что законодатель при регулировании трудовых отношений должен исходить из конституционного принципа справедливости, что, в свою очередь, находит отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации, закрепляющем в качестве основных принципов трудового права обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда и на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы (статья 2).

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

КОММЕНТАРИЙ

1. Принципы трудового права являют собой основополагающие начала, ключевые положения (руководящие идеи, директивные установки), определяющие сущность правового регулирования общественных отношений в сфере труда. Эти принципы определяют также и общую направленность развития и совершенствования институтов системы трудового права. По своему существу принципы трудового права являются как бы фундаментом всей системы трудового права. Они обеспечивают возможность и необходимость развития норм права в соответствии с требованиями Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, составляющих в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ ее правовую систему; преодоления коллизий и пробелов в трудовом законодательстве.
Основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений закреплены в комментируемой статье.

Часть этих принципов имеют конституционную и международно-правовую основу. Так, принципы свободы труда, запрещения принудительного труда, защиты от безработицы вытекают из ст. 37 Конституции РФ. Такие фундаментальные принципы как: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий, закрепленные в Декларации Международной Организации Труда от 18 июня 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», нашли отражение и в трудовом законодательстве Российской Федерации.
Принципы трудового права не статичны, они находятся в постоянном видоизменении и развитии. Трансформация социально-экономических отношений, достижения в научно-техническом развитии оказывают существенное воздействие на изменение принципов трудового права. Например, до перехода к рыночным отношениям российское трудовое право не знало принципа защиты от безработицы. Сегодня этот принцип является в трудовом праве одним из основных.
Принцип свободы труда вытекает из ст. 37 Конституции РФ, провозгласившей, что «труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Этот принцип конкретизируется в ряде статей Трудового кодекса РФ и иных федеральных законах.
Наиболее полно принцип свободы труда раскрыт в разд. III «Трудовой договор» Трудового кодекса РФ (ст. 56–90), в котором нашли отражение вопросы заключения, изменения и прекращения трудовых отношений сторон трудового договора.
Принцип запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда основывается на Конституции РФ (ч. 2 ст. 37), общепризнанных нормах международного права (подп. «b» п. 2 Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»), безоговорочно запрещающих принудительный труд. Более полное выражение этот принцип получил в соответствующих статьях ТК РФ и иных федеральных законах. Так, ст. 4 ТК РФ запрещает принудительный труд и указывает, в каких случаях запрещается выполнение работ под угрозой применения наказания (принудительный труд). На это указывается также в ч. 2 ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой «принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом». Таким образом, гражданин вправе не только самостоятельно выбирать род деятельности и профессию, но и вообще отказаться от труда, жить на проценты от вкладов, дивидендов от акций и т. п.
Запрещение дискриминации в сфере труда основывается на положениях ст. 19 Конституции РФ, провозгласившей, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (в том числе и в сфере трудовых отношений) независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В подп. «d» п. 2 Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» также содержится призыв ко всем государствам не допускать дискриминации в области труда и занятий.
Более конкретно и полно этот принцип раскрыт в ст. 3 «Запрещение дискриминации в сфере труда» ТК РФ.
Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве основывается на конституционном принципе защиты от безработицы, провозглашенном в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Наиболее полно этот принцип нашел отражение в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Этот Закон регулирует вопросы:
● определения прав граждан в области занятости;
● обеспечения гарантий государства в реализации права граждан на труд;
● государственного регулирования и организации занятости населения;
● формы участия работодателей в обеспечении занятости населения;
● предоставления социальных гарантий и компенсаций.
Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда основан на конституционных нормах, согласно которым каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 3, 5 ст. 37 Конституции РФ). Этот принцип обеспечивается соответствующими нормами трудового законодательства. Так, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, определены законодателем в ст. 220 ТК РФ. В части 3 этой статьи, в частности, установлено, что в случае приостановления или временного запрета деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
Рабочее время и время отдыха регулируются соответственно разд. IV и V Трудового кодекса РФ. Так, например, в ч. 2 ст. 91 ТК РФ установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а ст. 115 ТК РФ устанавливает, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Принцип равенства прав и возможностей работников вытекает из положений ст. 19 Конституции РФ, провозгласившей равенство всех перед законом и судом. Исходя из этого ст. 3 ТК РФ устанавливает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Если коллективным договором, соглашениями, трудовым договором установлены условия трудовых отношений, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с трудовым законодательством, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).
Более того, работодатели (объединения работодателей) в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, трудовых договорах могут устанавливать условия, расширяющие права работников, предоставляющие им более высокий уровень гарантий по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда вытекает из ст. 7 и 37 Конституции РФ, согласно которым Российское Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Эти конституционные положения находят свое развитие в нормах Трудового кодекса РФ и других федеральных законов. Так, ст. 132 ТК РФ запрещает какую бы то ни было дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда. Это значит, что размер заработной платы работников равной квалификации при одинаковой сложности выполняемой работы, количестве и качестве затраченного труда не должен существенно отличаться.
Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения (см. комментарий к ст. 133 ТК РФ).
Принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе, профессиональную подготовку и повышение квалификации вытекает из более общих принципов, запрещающих дискриминацию труда (ст. 3 ТК РФ) и равенства прав и возможностей работников (ст. 19 Конституции РФ, ст. 3 ТК РФ).
Специальные нормы трудового законодательства, развивающие данный принцип изложены в гл.26 «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением», и разд. IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников» Трудового кодекс РФ.
Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов основан на ст. 30 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Вместе с тем следует отметить, что «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ч. 2 ст. 30 Конституции РФ).
Работники реализуют свое право на объединение путем создания профессиональных союзов на основе Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
Вопросам участия профессиональных союзов в защите трудовых прав и законных интересов работников посвящена гл. 58 (ст. 370–378) ТК РФ.
Помимо профсоюзов интересы работников могут представлять и другие представители, избираемые работниками (ст. 29 ТК РФ).
Работодатели для защиты своих прав и интересов вправе в соответствии со ст. 33 ТК РФ создавать некоммерческие объединения работодателей. Согласно ст. 2 ФЗ от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (в ред. от 24.11.2014 № 358-ФЗ) работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
Такими объединениями, например, являются: Московское объединение промышленников и предпринимателей, Союз промышленников Алтайского края, Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России, Союз промышленников и предпринимателей угольной отрасли и др.
На федеральном уровне работодатели объединены в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией основан на нормах гл. 8 «Участие работников в управлении организацией» Трудового кодекса РФ. Основные формы такого участия указаны в ст. 53 ТК РФ.
Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Этот принцип правового регулирования общественных отношений в сфере труда отражает политику государства в установлении оптимального соотношения централизованных и договорных норм правового регулирования, наиболее полно учитывающих специфику условий труда в зависимости от отраслевых, региональных и местных условий и условий труда в конкретных организациях.
С помощью централизованного правового регулирования, как правило, устанавливается минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться договорными нормами правового регулирования. Централизованное регулирование осуществляется федеральными законодательными и исполнительными органами государственной власти, включая отраслевые органы и высшими профсоюзными органами страны.
С помощью договорного правового регулирования (коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов, трудовых договоров) устанавливаются нормы трудового права, регулирующие общественные отношения в сфере труда непосредственно в конкретной организации, на конкретном производстве, у конкретного предпринимателя. Например, режим рабочего времени, график отпусков, льготы и преимущества из фондов организации (сверх минимальных норм, предусмотренных централизованным регулированием) и т. д.
Принцип социального партнерства в сфере труда представляет собой систему взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Социально партнерские отношения на федеральном, отраслевом, региональном уровнях устанавливают отношения между соответствующими субъектами этих отношений, а также комплекс гарантий для работников соответствующих организаций.
Например, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008–2010 годы установлены общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и совместные действия сторон по их реализации.
Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
Принцип обязательного возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, основан на положениях гл. 38 «Материальная ответственность работодателя перед работником» Трудового кодекса РФ. Содержание этого принципа определяют следующие положения:
● работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ);
● работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, обязан возместить этот ущерб в полном объеме (ст. 235 ТК РФ);
● работодатель, нарушивший установленный срок выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) (ст. 236 ТК РФ);
● работодатель обязан возместить работнику моральный вред, причиненный неправомерными действиями или бездействием работодателя. Моральный вред должен быть возмещен независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ст. 237 ТК РФ).
Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществления государственного контроля и надзора за их соблюдением основан на конституционных принципах, заложенных в ст. 7 Конституции РФ, о том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, … устанавливаются социальные гарантии, и ст. 17 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (в том числе и в области трудовых отношений) согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. В развитие положений Конституции РФ эти гарантии по обеспечению прав работников и работодателей в основе своей определяются Трудовым кодексом РФ, в частности, его гл. 57 «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, исходит из положения ст. 2 Конституции РФ о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Трудовое законодательство запрещает дискриминацию в сфере труда (ст. 3 ТК РФ). Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав, а также за возмещением материального ущерба и компенсации морального вреда.
Работник может обратиться за защитой своих трудовых прав не только в суд, но и в другие государственные органы, осуществляющие защиту трудовых прав, а именно в государственную инспекцию труда или к соответствующему прокурору.
Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных трудовых и коллективных споров, а также права на забастовку основан на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции РФ, установившей, что в Российской Федерации признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Соблюдение этого принципа обеспечивается нормами гл. 60 «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров» и 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров» Трудового кодекса РФ. В частности, ст. 382 ТК РФ установлено, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Принцип обязанности сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора основан на соответствующих статьях Трудового кодекса РФ, устанавливающих обязанности работника и работодателя в трудовых отношениях. Так, обязанности работодателя по трудовому договору указаны в ч. 2 ст. 22 ТК РФ, а обязанности работника – соответственно в ч. 2 ст. 21 ТК РФ.
Права и обязанности сторон трудового договора при его заключении, изменении и прекращении подробно изложены в разд. III (ст. 56–84) «Трудовой договор» ТК РФ.
Статьи 191–195 ТК РФ определяют порядок поощрений работников за добросовестный труд и порядок наложения взысканий за дисциплинарные проступки работника.
Вопросы взаимной материальной ответственности сторон трудового договора регулируются нормами разд. XI (ст. 232–250) ТК РФ.
Принцип обеспечения прав представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основан на нормах гл. 58 (ст. 370–378) «Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами» ТК РФ и ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». И нормы Трудового кодекса, и нормы указанного Закона устанавливают, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнения ими условий коллективных договоров, соглашений (ч. 1 ст. 370 ТК РФ, ч. 1 ст. 19 Закона).
Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности основан, прежде всего, на конституционном положении, закрепленном в ст. 21 Конституции РФ о том, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
В Трудовом кодексе РФ нет специальной статьи по обеспечению права работников по защите своего достоинства в период трудовой деятельности. Вместе с тем принцип обеспечения такого права косвенно просматривается во многих статьях Кодекса. Так, согласно ст. 24 ТК РФ в число основных принципов социального партнерства включены принципы равноправия сторон, а также уважение и учет интересов сторон трудового договора.
Авторы полагают, что было бы целесообразным дополнить ч. 2 ст. 22 ТК РФ, определяющую круг обязанностей работодателя абзацем, обязывающим работодателя обеспечивать права работников на защиту их достоинства в период трудовой деятельности.
Нормы трудового кодекса обеспечивают работнику возможность взыскания морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя (ст. 237 ТК РФ). При этом Пленум Верховного Суда РФ в п. 63 постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что «суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы)».
Принцип обеспечение права на обязательное социальное страхование работников основан на положениях ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Согласно ст. 1 указанного Закона обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Конкретизация основных принципов трудового права

Конкретизация основных принципов трудового права — это указание, нормы каких институтов данной отрасли этот принцип отражает и где закреплены юридические гарантии этого права.
Так, принцип обеспечения свободы труда конкретизируется в нормах институтов содействия занятости и трудоустройства, а также трудового договора.
Принцип запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда конкретизируется во всех институтах трудового права. Он основан на соответствующем международно-правовом принципе, закрепленном в ряде конвенций МОТ (Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.), Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.), Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.)).
Принцип обеспечения справедливого вознаграждения по трудовому вкладу конкретизируется и обеспечивается нормами института оплаты труда, гарантийных и компенсационных выплат.
Принцип обеспечения права на охрану труда конкретизируется и обеспечивается нормами институтов трудового договора (при приеме на работу, переводе), охраны труда, в том числе особой охраны труда женщин и несовершеннолетних, надзора и контроля за охраной труда, а также нормами материальной ответственности предприятия за вред, причиненный работнику трудовым увечьем.
Принцип обеспечения права на отдых конкретизируется и обеспечивается нормами институтов рабочего времени и времени отдыха, включая нормы о трудовых льготах лицам, обучающимся без отрыва от работы.
Принцип обеспечения права на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и содействие профессиональному развитию работника конкретизируется и обеспечивается нормами институтов повышения квалификации на производстве, занятости и трудоустройства, трудового договора, рабочего времени, оплаты труда и гарантийных выплат.
Принцип обеспечения права на защиту своих трудовых прав конкретизируется и обеспечивается нормами институтов надзора и контроля за трудовым законодательством, прав профсоюзов и института трудовых споров.
Принцип признания права на объединения, в том числе в профсоюзы, для защиты своих трудовых прав конкретизируется в нормах о правах профсоюзов.
Принцип обеспечения права на производственную демократию конкретизируется и обеспечивается нормами институтов прав профсоюзов, дисциплины труда, трудовых споров.
Принцип обеспечения исполнения трудовых обязанностей, трудовых договоров работниками и работодателями (администрацией) конкретизируется и обеспечивается нормами институтов дисциплины труда, трудового договора (дисциплинарные увольнения), материальной ответственности работника и работодателя за ущерб, причиненный друг другу, и трудовых споров.

источник: В.И. Шиян Трудовое право

Полезные сайты:
Политические войны PoliticWar.ru
Издательское дело Bookposter.ru
Высшие учебные заведения России Edurus.ru
PR технологии, справочник ReklamaBesplatno.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и связанных с ними

Правовыми принципами называют идеи, которые лежат в основе трудовых принципов и тех отношений, которые связанны с ними непосредственно.

Правовыми принципами называют идеи, которые лежат в основе трудовых принципов и тех отношений, которые связанны с ними непосредственно. Многие из них регулируют конституционные права и свободы граждан, которые касаются труда и норм международного права. Согласно Конституции РФ, приоритет над национальным законодательством дается общепризнанным принципам и нормам по правам человека. Принципами регулирования трудовых отношений являются основой организации правовой структуры труда. При этом они также отражают суть и нормы национального законодательства.

Принципы регулирования трудовых отношений

Существует несколько принципов регулирования отношений в сфере труда. А именно:

  • Запрет на принудительный труд и любые виды дискриминации. Принудительным трудом называют выполнение работы под угрозой наказания. Есть показатели, когда работник принуждается к такому труду, но по закону может от него отказаться. Это возможно, если: сроки выплаты заработной платы нарушены, или она была выплачена не в полном размере, есть угроза для жизни и здоровья сотрудника, в особенности, отсутствие безопасных условий труда, которые должен быть обеспечить работодатель или работа выполняется в условиях чрезвычайных обстоятельств.
  • Право на выбор труда, включая право свободного выбора профессии и рода деятельности.
  • Оказание помощи в трудоустройстве и защита от безработицы. Государство берет на себя обязательства оказывать бесплатное содействие в поиске работы, в ее выборе и помощь по трудоустройству. В случае, если гражданина признают безработным, ему полагается пособие. Когда граждане проходят переподготовку профессионального характера, им полагается стипендия.
  • Обеспечение равенства в правах и возможностях всем сотрудникам.
  • Обеспечение прав каждого гражданина на защиту всех его прав.
  • Наличие права на забастовку и решение коллективных споров.
  • Право на обязательное социальное страхование каждого сотрудника.

К принципам регулирования трудовых отношений относится также право работника на получение достойных условий труда, куда входит обеспечение правил личной гигиены, требований безопасности, право на ежегодный отпуск.

Основные принципы трудовых отношений включают и обеспечение сотрудника своевременной выплатой заработной платы, которая должна быть не ниже установленного законом минимума.

Свобода труда и право на заработную плату. Защита своих прав

Принципы трудовых отношений включают свободу труда, которая может проявляться в различных формах. Суть ее состоит в том, что каждый гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью, вступать в трудовые взаимоотношения с выбранным им работодателем либо вообще не работать. Это является правом.

Свобода труда реализовывается путем оформления трудового договора, согласно которому гражданину определяется его трудовая функция и вид деятельности на рабочем месте. Свобода трудового договора реализуется не только тогда, когда он заключается. Она доступна также и на стадии расторжения, если это произошло по желанию сотрудника.

Выплата заработной платы не реже двух раз в месяц – это также основной принцип правового регулирования трудовых отношений.

Ее минимальные размеры устанавливаются федеральным законом, а работодатель не может выплачивать заработную плату ниже установленного государством минимума.

Каждый работодатель и работник может вступать в профессиональные союзы с целью защиты своих трудовых прав. Это основывается на статье 31 Конституции РФ, где идет речь о праве каждого на объединение, в том числе с целью защиты трудовых свобод.

Как правило, объединение происходит на основе профессиональных союзов, где работники могут защитить свои права во взаимоотношениях с работодателем, органами местного самоуправления и государственной власти.

Возмещение вреда

Принципы правового регулирования трудовых отношений являются базой контроля над выполнением работодателем своих законодательных обязанностей. Сюда относят также принцип обязательности возмещения вреда работнику, который был нанесен во время выполнения служебных обязанностей.

Это регламентируется Федеральным законом об обязательном социальном страховании и статьей 1 84 ТК РФ. Социальное страхование является частью государственной системы защиты прав граждан. Оно предполагает предоставление обеспечения ввиду изменения материального или социального положения по причинам, от человека не зависящим. Социальное страхование подразумевает:

  • оплату медицинских расходов;
  • материальное пособие по причине временной нетрудоспособности;
  • ежемесячные пособия по уходу за ребенком до того периода, пока он не достигнет 1.5 лет;
  • выплаты по беременности и родам;
  • единовременные пособия по факту рождения ребенка;
  • пенсионные выплаты;
  • пособия по инвалидности или потере кормильца.

Кто регулирует взаимоотношения работодателя и работников

Обеспечение соблюдения прав работников регулируется системой надзора за соблюдением правил трудового законодательства. Помимо этого, трудовыми правами и их защитой занимаются профсоюзы.

Со стороны работников требуется подчинение нормам трудового распорядка, условиям трудового договора, после подписания которого это вступает в силу. Также от сотрудников требуется бережное отношение к имуществу той организации, где он работает.

Работодатель вправе требовать качественное выполнение всех прописанных в договоре обязанностей.

Если подобное со стороны работника не соблюдается, его могут привлечь к материальной и дисциплинарной ответственности. Работодатель вправе отстранить сотрудников от исполнения обязанностей согласно законодательству и предусмотренным в нем нормам.

Кроме того, основной принцип регулирования трудовых отношений обеспечивает:

  • достойный уровень оплаты труда без дискриминации;
  • право на возмещение ущерба, полученного вследствие нарушения норм охраны труда и связанного с выполнением трудовых обязанностей;
  • право каждого человека на отдых;
  • решение трудовых споров;
  • всяческое содействие профессиональному развитию гражданина, повышению уровня его квалификации;
  • обеспечение постоянного государственного контроля за правомерностью деятельности на рабочем месте;
  • право на вступление в объединения и профессиональные союзы.

Основные принципы трудового регулирования трудовых отношений – это начальные правила, которые выражают государственную волю и являются системными, стабильными и иерархичными положениями.

Обычно в принципах трудового законодательства РФ выделяют:

  • те, что содержат общие концепции и идеи;
  • регламентирующие обязанности участников, к примеру, возмещать работнику вред, который он получает в результате трудовых отношений;
  • указывающие на основные, базовые права участников трудовых отношений, в первую очередь — работников.

Но существуют и основания для того, чтобы рассматривать их с других точек зрения.

Слишком хорошие, не сочетаются с реальной обстановкой на рынке труда

Принципиальная основа трудового законодательства РФ иногда слишком хороша, чтобы воспринимать её всерьёз. В результате создаются психологические основы для того, чтобы относиться к законам, как к актам, которые не имеют связи с действительностью. В результате у того, кто начинает изучать Трудовой кодекс с его первых статей, сразу же создаётся впечатление о том, что это какая-то фантастика.

К примеру, в этой статье содержится принцип «обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда».

На момент написания этого текста МРОТ в РФ равняется 12 130 рублей в месяц. Следует ли в таком случае считать достойной зарплату в 15 тыс. рублей?

По логике российской власти — очень даже, если глава государства относит к среднему классу людей с доходом в 18 тыс., то 15 тыс. по этой логике — зарплата, позволяющая жить достойно.

А теперь отнимем от этой суммы отчисления в ПФР, ОМС и НДФЛ и получим остаток что-то около 9 тыс. рублей. Потом нужно будет заплатить всё то, что требуют а так называемые ЖКУ, что позволит тратить на себя около 200 руб. в сутки. Хотите завтракайте, хотите обедайте, по своему выбору.

Всё это никак не совмещается с трескучими терминами о достойной жизни, даже если под достоинством понимать полуголодное и полунищее существование. Это самая настоящая абсолютная нищета, а не полунищета.

Между тем зарплата в 15 тыс. рублей — это реальность РФ. Для её получения люди не тортики в Интернете выпекают, а ходят на работу к работодателю, где и трудятся по 8 часов. Есть, конечно же, возможность и заработать чуть побольше, проработав не 8, а 12 часов. Это позволит не только завтракать и обедать, но ещё и ужинать. Хотя рацион вряд ли будет здоровым. Какое уж тут достоинство?

Реальное осуществление принципов не соответствует традиционному пониманию социального государства

Другой ряд принципов будто бы специально подобран так, чтобы выполняется только формально. Примером является принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве. Любой желающий может встать на учёт в центре занятости населения в качестве безработного. Не уволенного по сокращению штатов, а именно безработного.

К примеру, нигде и никак гражданин не значился, уволился сам в каком-нибудь 2008 или 2010 году. Сотрудники центра занятости будут удивляться, отговаривать, но всё же на учёт поставят. Потом начнётся и содействие в трудоустройстве. Зарегистрированному лицу постоянно будут рассказывать о возможности устроиться куда-то работать за МРОТ или предлагать принять участие в разовых работах за небольшие деньги, развивая тем серый рынок труда, который в РФ давно уже является почти легальным.

О трудовых или иных отношениях идёт речь?

И ещё один важный момент. В данном случае речь пойдёт не о группе принципов, а о том, что в российском трудовом законодательстве активно используется приравнивание к трудовым отношениям тех, которые именуются термином «иные». Никакой юридической точности в регламентации этого вопроса не существует.

Классическим видом трудовых отношений являются те, что возникают на основании трудового договора. Однако законодательство не содержит запрета на то, чтобы в этой сфере заключались и иные договора. Видимо речь идёт про договоры гражданско-правового характера. Обычно они выдаются за какие-то особые, который предназначены для организации трудовых отношений особым образом.

Это ложный постулат. Любой договор между лицами, который не относится к каким-то специальным, является договором гражданско-правового характера. Иногда их называют ещё и договорами гражданско-правовой ответственности. Впрочем, выдумать можно любое сочетание «договор применения правил гражданского правового оборота» или «договор гражданского юридического типа». Суть всё равно не изменится.

Если это договоры ГПХ, то единственные типы, которые хоть как-то подходят для оформления трудовых отношений, — это договор подряда и договор оказания услуг. Но именно подходят, другими словами — используются с большой натяжкой.

На самом деле договор подряда ориентирован на упорядочивание отношений, связанных с тем, что заказчик заказывает подрядчику выполнение работы, которая происходит иждивением ресурсов исполнителя, в назначенные в соглашении сроки. Подрядчика нельзя обязать выполнять правила трудового распорядка. Даже вмешиваться в ход выполнения работ заказчик может лишь в ограниченном диапазоне.

Руководить подрядчиком заказчик не может, если только тот сам не допустит, чтобы им руководили. Ну и самое главное — подрядчика нельзя уволить ни по сокращению штата, ни в силу нарушения трудовой дисциплины. И выговор ему тоже объявить не получится, но поверив в собственную иллюзию работодатели сплошь и рядом объявляют выговоры работникам, с которыми у них заключен договор ГПХ, даже пытаются увольнять тех по статьям ТК РФ.

Слово «иные» присутствует даже в названии статьи. Звучит это в качестве фразы «трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений». Это лишь кажется чем-то позитивным, а на самом деле создаёт потенциальную основу для того, чтобы превращать штатных работников в подрядчиков или самозанятых.

Противоречия ТК РФ и упоминания ст. 2 в судебных решениях

Основные противоречия ТК РФ образовались из-за того, что в него было внесено слишком много поправок. Подавляющее их большинство выгодно только работодателям. Примером одной из наиболее неприятных для работников норм является ст. 101 ТК РФ, которая с 2006 года явным образом противоречит праву на отдых, которое закреплено в рассматриваемой нами статье.

Работодатель имеет право отдельные категории работников эпизодически привлекать к сверхурочной работе в любое время и не оплачивать её, объявив рабочий день ненормированным. Руководители получили возможность звонить человеку уже через 30 минут после того, как он покинул проходную и приказывать вернуться, поставив затем задачу, которую можно решить только за 3-4 часа.

Точно так же людей стали привлекать к работе по ночам и никак это не компенсировать, потому что рабочий день объявлен ненормированным.

Сотрудники могут отказаться от подписания дополнительного соглашения к трудовому договору, но на это мало кто отваживается в условиях российской безработицы. В таком случае работодатель предлагает им новую должность, а если они не согласны, то увольняются в соответствии с п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ.

Работникам, которые будут уволены в силу данного основания, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка (часть третья ст. 178 ТК РФ). Видимо таким образом теперь трактуется право на свободный труд. Не хотят работать как крепостные, по первому требованию и в любое время суток, то всегда могут уволиться.

На основании принципов, изложенных в данной статье, не принимаются решения по сути конкретных дел. Она упоминается обычно для того, чтобы показать какой-то поступок, факт организации чего-то, решение, принятое каким-то участником трудовых отношений, находящимся в правовом поле или вне него.

Так, в определении по делу № 33-АПГ16-5В, которое рассматривалось ВС РФ 11.04.2016 года, было указано, что в соответствии с абзацем шестнадцатым ст. 2 ТК РФ обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном этим кодексом и иными федеральными законами, признаётся одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Разумеется, решение по трудовому спору принималось на основании других статей ТК и ГК РФ.

Оставьте комментарий