Принятие в состав РФ нового субъекта

О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»

Проект N 116471-4

Вносится депутатами
Государственной Думы

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный конституционный
закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию
и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»

Статья 1. Внести в Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2001, N 52, ст. 4916) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 1:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части, или автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик.».

2. В статье 4:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть, или автономная республика, автономная область, автономный округ союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик.»;
2) дополнить статью 6 пунктом 2N следующего содержания:
«2N. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик осуществляется принятием федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик осуществляется на основе волеизъявления народа, проживающего на территории данной автономии союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик при условии, что по итогам референдума, проводимого в данной автономии в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 16 января 1991 года N 1910-I «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик», принято решение о сохранении в составе СССР данной автономии и при выходе союзной республики (в составе которой находилась данная автономия) из СССР в порядке, установленном законом СССР от 3 апреля 1990 года N 1409-1 «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» данной автономией решение о выходе из СССР в составе союзной республики принято не было.»;
3) дополнить статью 6 пунктом 5 следующего содержания:
«6. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с указанным в пункте 2N настоящей статьи федеральным конституционным законом.».

3. В статье 6 изложить название статьи в следующей редакции:
«Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части».

4. Дополнить закон статьей 6N следующего содержания:
«Статья 6N. Предложение о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик

1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик, является народ, проживающий на территории данной автономии. Предложение должно быть оформлено решением всенародного референдума о присоединении к Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации после поступления указанного в пункте 1 настоящей статьи предложения уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

3. Совет Федерации, Государственная Дума вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации рекомендации по вопросу принятия в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик.
Президент Российской Федерации в месячный срок дает ответ на внесенную рекомендацию.

4. Президент Российской Федерации после рассмотрения предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик, но не ранее чем по истечении трехмесячного срока с момента его поступления принимает решение о предложении о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик и в случае его одобрения вносит проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

5. Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, порядок приобретения гражданства Российской Федерации, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.».

6. В статье 8:
изложить пункт 3 в следующей редакции:
«3. Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, порядок приобретения гражданства Российской Федерации, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.».
Статья 2. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

В связи с усилившимися в последнее время попытками некоторых государств — бывших союзных республик (Грузии, Азербайджана, Молдавии) распространения своего суверенитета на территории непризнанных республик — Абхазии, Аджарии, Южной Осетии, Нагорно-Карабахской и Приднестровской Молдавской Республики, особую актуальность приобретает вопрос о правомерности и юридической обоснованности таких претензий и позиции Российской Федерации по этому вопросу. Острота данного вопроса усугубляется тем, что со стороны правительств перечисленных государств нередко звучат обвинения в адрес России в поддержке «сепаратизма» непризнанных республик.
Российская Федерация, являясь государством-правопреемником Союза Советских Социалистических Республик, по настоящий момент не выразила своей позиции по вопросу о статусе автономий союзных республик бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принявших решение по итогам референдума, проводимого в данных автономиях в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР N 1910-I от 16 января 1991 года «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991г., N 4, Ст. 275), о сохранении Союза Советских Социалистических Республик.
Представленный законопроект федерального конституционного закона предлагает упрощенный порядок принятия в состав Российской Федерации автономий бывших союзных республик СССР, обусловленный, во-первых, статусом Российской Федерации как государства-правопреемника СССР во многих видах правоотношений, в том числе и в государственно-правовых отношениях, а во-вторых — принятием Государственной Думой Российской Федерации Постановления от 15 марта 1996 года N 156-II ГД «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации договора об образовании СССР» (Собрание законодательства РФ, 1996, N 13, ст. 1274). Ниже приведено краткое юридическое обоснование подхода авторов представленного законопроекта к вопросу о статусе непризнанных государств-автономий союзных республик бывшего Союза ССР и возможности присоединения их к Российской Федерации в упрощенном порядке, обусловленное правопреемством Российской Федерации в сфере государственно-правовых отношений Союза ССР.
Правомерность претензий бывших союзных республик Союза ССР на распространение своей юрисдикции на непризнанные республики напрямую связана с лежащими в основе государственно-правового статуса бывших союзных республик юридическими процедурами их выхода из состава Союза Советских Социалистических Республик. Юридическое происхождение данных государств на постсоветском пространстве определяет характер их суверенитета, в том числе возможность его распространения на территории входящих в их состав автономий.

В настоящее время данные вопросы приобрели особую остроту в связи с активными действиями правительства Грузии, направленными на распространение своего политического влияния на территории Абхазии, Аджарии и Южной Осетии.
В частности, суверенитет Республики Грузия возник в результате ее выхода из состава СССР в силу решения, принятого на референдуме о восстановлении независимости Грузии 31 марта 1991 г. Выход Грузии из состава СССР произошел в нарушение требований действовавшего на тот период союзного законодательства.
Право выхода союзной республики из состава СССР было установлено ст. 72 Конституции СССР. Процедура выхода была урегулирована Законом СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» (далее — Закон СССР от 3 апреля 1990г.).
Согласно ст. 2 Закона СССР от 3 апреля 1990г. решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.
В соответствии со ст. 85, 87 Конституции СССР в Грузинской ССР состояли Абхазская и Аджарская автономные советские социалистические республики и Юго-Осетинская автономная область.
Статьей 3 Закона СССР от 3 апреля 1990г. установлено, что в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.
Для установления результатов референдума по автономным республикам, автономной области Верховный Совет союзной республики, имеющей в своем составе автономные республики, автономные образования, представляет в Верховный Совет СССР итоги референдума по каждой автономной республике, по каждому автономному образованию (ст. 7 Закона СССР от 3 апреля 1990г.).
Итоги референдума в союзной республике по вопросу о выходе из СССР, а также мнения высших органов государственной власти союзных, автономных республик, органов государственной власти автономных областей и округов по этому поводу должен был рассмотреть Съезд народных депутатов СССР и установить переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР (ст. 9 Закона СССР от 3 апреля 1990г.). В течение данного переходного периода должны быть разрешены все вопросы между органами власти выходящей союзной республики и органами власти автономных республик и автономных образований в ее составе (ст. 14 Закона СССР от 3 апреля 1990г.).

Таким образом, по юридическим нормам отделяющиеся союзные республики можно было считать конституированными в государства только при консенсусе либо учете интересов всех входящих в них народов и после процедур, обеспечивавших каждому народу на территории союзной республики, заявившей о желании независимости, возможность выбора государственной принадлежности.
Общеизвестно, что данные юридические процедуры при выходе Грузии из состава СССР не соблюдались.
Согласно ст. 13 Закона СССР от 3 апреля 1990г. выходящая республика обязана соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, а также права и свободы человека, закрепленные в международных договорах, участником которых является СССР. Между тем, при выходе Грузии из состава СССР титульная нация, провозгласив свое право на самоопределение, проявила нежелание предоставить такое же право нациям, попавшим в положение национальных меньшинств в составе ранее не существовавшего государства.
Данная ситуация является типичной для всех вышедших из состава СССР союзных республик. Тем не менее, все эти новообразования были немедленно признаны международным сообществом, а конфликты, возникшие именно по вопросу выхода из СССР и конституирования в независимые государства, возникшие до факта признания и оформления независимости, были объявлены «сепаратистскими», как если бы возникли на территории давно сформировавшихся и легитимно признанных государств.
26 февраля 1991 г. парламентом Грузии было принято решение о бойкоте референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 г. Несмотря на это, референдум состоялся и в Абхазии, и в Южной Осетии. В обеих республиках подавляющее большинство населения высказалось за сохранение Союза ССР.
12 июня 1990 г. Верховным Советом СССР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Несмотря на существенное перераспределение полномочий между Союзом ССР и Россией в пользу последней, данная Декларация не провозгласила выхода России из состава СССР. На это прямо указывают:
— п. 5 Декларации, закрепляющий приоритет российского законодательства над союзным и устанавливающий, что разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;
— п. 6, согласно которому Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР, признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР;

— п. 7, в соответствии с которым РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством;
— п. 11, согласно которому за каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.
Кроме того, 15 марта 1996 года Государственная Дума Российской Федерации своим Постановлением N 156-II ГД отменила Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации договора об образовании СССР».
Таким образом, признавая за Российской Федерацией правопреемство в государственно-правовых отношениях Союза ССР, авторы законопроекта предлагают упрощенную процедуру принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономий союзных республик бывшего Союза ССР, международно-правовой статус которых по настоящее время не определен. Упрощенный порядок предусматривает принятие в Российскую Федерацию нового субъекта путем принятия федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта без заключения международного договора.
В соответствии с редакцией представленного законопроекта основными условиями принятия в Российскую Федерацию нового субъекта по упрощенной процедуре являются, во-первых, факт принятия решения по итогам референдума, проводимого в данной автономии в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР N 1910-I от 16 января 1991 года «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик» о сохранении в составе Союза ССР данной автономии, во-вторых, при выходе союзной республики (в составе которой находилась данная автономия) из СССР в порядке, установленном законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» N 1409-1 от 3 апреля 1990 года, данной автономией решение о выходе из СССР в составе союзной республики принято не было.
Кроме того, решение о принятии нового субъекта в Российскую Федерацию по упрощенной процедуре возможно исключительно на основе волеизъявления народа, населяющего автономию союзной республики бывшего Союза ССР, оформленное решением всенародного референдума, проведенного с соблюдением общепризнанных демократичных принципов.
В соответствии с предложенной редакцией решение о принятии нового субъекта принимается федеральным конституционным законом о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Законопроект закрепляет за Советом Федерации и Государственной Думой право вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации рекомендации по вопросу принятия в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза ССР.

Текст документа сверен по:
рассылка

Согласно проекту закона, обусловленному ситуацией на Украине, Крым может быть присоединен к России по результатам референдума без заключения международного договора

Если часть иностранного государства будет принята в Россию в качестве нового субъекта, ей будет предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа. Фото: РИА Новости, Виталий Белоусов

Москва. 28 февраля. INTERFAX.RU — Группа депутатов от «Справедливой России» во главе с руководителем фракции Сергеем Мироновым внесла в Госдуму законопроект, устанавливающий упрощенный порядок присоединения к России части иностранного государства. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он обусловлен ситуацией на Украине.

Проект закона предлагает принимать часть другого государства в состав России без заключения необходимого сейчас международного договора, по результатам референдума, проведенного в соответствии с местным законодательством, или по обращению органов власти иностранного государства. В законопроекте оговаривается, что такой порядок принятия нового субъекта в состав России происходит при невозможности заключить международный договор из-за отсутствия суверенной власти в иностранном государстве.

Если часть иностранного государства будет принята в Россию в качестве нового субъекта, ей будет предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.

Подготовленный «эсерами» законопроект, по сути, предлагает изменить конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», в котором сейчас присутствует положение об обязательности заключения международного договора.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, в международной практике имели место случаи присоединения части одного государства к другому без заключения международного договора. Более того, требования о необходимости заключить такой договор с иностранным государством нет в международном праве.

«Согласно Уставу ООН, к числу общепризнанных принципов международного права относится принцип «самоопределения народов». Самоопределение (например Республики Крым) может быть выражено в результате референдума или иной формы волеизъявления населения соответствующей территории. В том числе: обращением Верховного Совета Республики к президенту РФ; получением жителями Крыма гражданства России в упрощенном порядке и т. д.», — полагают авторы законопроекта.

По их мнению, «навязывание такому самоопределяющемуся населению требования договорного согласия всего государства (Украины) с самоопределением населения конкретного региона (Крыма) противоречило бы названному международно-правовому принципу самоопределения народов».

Авторы также указывают, что законопроект вытекает из обязательств России, предусмотренных Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной от 31 мая 1997 года. По этому договору обе страны принимают на своей территории необходимые меры, в том числе законодательные, «для предотвращения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости».

«Россия не может распространять действие своего законодательства за пределы собственной территории. Однако Россия может и должна предвидеть возможные последствия тех событий, которые происходят на Украине, прямо указывающих на то, что органы государственной власти Украины оказались в параличе. Полностью дезорганизована исполнительная ветвь власти, органы правопорядка бездействуют и подвергаются нападениям хорошо организованных банд фашиствующих элементов», — отмечают авторы документа.

По их мнению, тем самым нарушен фундаментальный принцип суверенитета государства как такового — наличие эффективной суверенной власти, обязанной защищать своих граждан, соблюдать их права и свободы.

«Лишенные государственной защиты в своей стране, регионы Украины, большую часть населения которых составляют русскоязычные граждане, ищут способы отстоять свою самостоятельность, самобытность, обращаясь в первую очередь к России. В отдельных регионах началось движение в пользу проведения референдумов с целью определения их государственной принадлежности», — говорится в пояснительной записке.

В Архангельской области и Ненецком автономном округе запустили сбор предложений от местных жителей по созданию нового региона.

Об этом рассказал руководитель рабочей группы в Архангельской области по подготовке предложений по образованию в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа Виталий Фортыгин.

«Предложения собирать мы будем очень разными путями. Это и путем электронной почты, путем сбора предложений через ящики муниципальных образований. Мы будем работать в рамках достаточно жесткого времени», — цитирует специалиста ТАСС.

Предложения в проект создания нового региона будут собираться в течение нескольких недель. Это поможет собрать мнение максимального количества людей. Самый простой способ оставить свое мнение — сайт создаёмновыйрегион.рф, который сделали специально для этого проекта. Все подробности объединения регионов можно найти на этом ресурсе.

«Нам нужно дойти практически до каждого человека в Архангельской области, это очень важно понять, потому что задача, которая стоит, она не совсем обычная — это референдум. А это значит, 50% жителей Архангельской области минимум должны участвовать в голосовании», — высказался Фортыгин.

Меморандум «О намерении образования нового субъекта РФ путем объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа» был подписал 13 мая врио глав Архангельской области и НАО Александром Цыбульским и Юрием Бездудным.

В последний раз российские регионы объединялись в 2008 году. 1 марта Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край. Референдумы в обоих регионах прошли в марте 2007 года. За объединение проголосовали более 90% участников.

Оставьте комментарий