Привлечение читателей в библиотеку

Шеламова Галина Николаевна, ведущий методист Центральной городской библиотеки им. М. Горького муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Ельца»

«Есть только одно действительно неистощимое сокровище — это библиотека».
Пьер Буаст

Темп нашей жизни и происходящие в ней изменения, на мой взгляд, напрямую зависят от «скорости» получения информации. Сейчас, когда библиотеки перестали играть роль главного источника информации, когда на нас со всех сторон буквально обрушивается поток информации, а главным соперником на информационном поле выступает быстрый Интернет, возрастающая информатизация общества диктует свои законы существующей системе библиотек, ставя нас перед необходимостью решать новые задачи и (куда же без них!) искать пути и способы решения возникающих проблем.

Вот с чем у нас все «благополучно», так это с проблемами. Они всегда были, есть и еще долго будут. Только сейчас они рождаются стремительно, и проблематизация (нахождение проблем (источников затруднений) с целью их разрешения)в сфере библиотечной деятельности в современных условиях должна происходить намного быстрей, чем даже два-три десятилетия назад.И еще не факт, что найденное нами решение окажется единственно верным и даст желаемый результат.

Как привлечь читателя в библиотеку: предыстория вопроса

Возрастающая информатизация бумерангом ударила по состоянию чтения в России, особенно кардинально повлияв на состояние детского и подросткового чтения. Начался отток читателей из библиотек, в том числе и детских.

Заметный отток читателей-детей нам дали и изменения в образовательных школьных стандартах: удаление внеклассного чтения, уменьшение количества часов литературы, тестовая проверка знаний вместо сочинений, введение ЕГЭ, в котором им нет места… Сюда можно добавить и пресловутые «Роднички», и «Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении» или «Краткое содержание произведений школьной литературы», и сборники сочинений по школьной программе, выпускаемые разными издательствами, и исчезнувшие в ряде школ очень популярные в 80-90-е годы прошлого века списки для летнего чтения.

На отток читателей-детей повлияли и демографические проблемы, особенно заметные в начале 2000-х, когда более чем в два раза уменьшилось число школьников. Тогда, будучи еще библиотекарем младшего абонемента детской библиотеки № 1 им. А. С. Пушкина, я вела учет потенциальных читателей. Каждый год в сентябре заполняла таблицу количества школьников начальных классов школ микрорайона по школам и классам. Цифры были удручающие.

Сейчас, как показывают данные статистики, детей стало больше. Но…

Среди проблем, которые нам приходилось решать, самой «популярной», на мой взгляд, является проблема привлечения читателей в библиотеку. Вопрос: «Как привлечь читателя в библиотеку?» остро стоял перед библиотечным сообществом и 30, и 20, и 10 лет назад. Актуален он и сейчас.

Причина такой его «живучести» во многом зависит от выбора потенциальным читателем способа получения информации. Сейчас, в век информационных технологий, здесь действует критерий: быстро, удобно и наименее трудозатратно. А где сейчас, согласно данному критерию, проще всего получить информацию? Конечно, в Интернете. Зачем идти в библиотеку, тратить время, выискивать, выписывать, если всю необходимую информацию можно быстро «скачать». Компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, айфоны, сотовые телефоны с доступом в Интернет не только у взрослых, но и у детей — и мы имеем опустевшие читальные залы.

Казалось бы, еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима, но сначала медленно, а потом все быстрее пошел процесс снижения уровня читательской культуры населения.

Библиотекари никогда не были простыми наблюдателями происходящих изменений. К чести сказать, мы достаточно быстро реагируем на происходящие изменения и начинаем искать пути решения возникающих проблем. По понятным причинам особое внимание мы всегда уделяем детям.

Решая вопрос привлечения читателей-детей в библиотеку, мы на разных этапах искали и находили свои формы и методы работы. Для привлечения читателей мы проводили рекламные кампании, привлекали актив библиотеки, выступали на родительских собраниях в детских садах и школах, организовывали экскурсии по библиотеке, общебиблиотечные рекламно-информационные акции («Пригласительный билет», «Как пройти в библиотеку?», «Приведи друга в библиотеку» и др.), привлекали средства массовой информации, реализуя программы и проекты, вели большую работу с родителями, с будущими мамами, создавали клубы по интересам, проводили детские творческие конкурсы, подведение итогов которых было настоящим праздником, вышли на улицы города и вели большую массовую работу.

Во все времена именно массовые мероприятия служили своего рода заслоном оттоку читателей, являлись действенной и эффективной формой привлечения читателей в библиотеку. Во-первых, помимо информирования (устного, наглядного, печатного, аудиовизуального) массовая работа включает в себя и рекомендации книг читателям. Во-вторых, формы и методы проведения библиотечных мероприятий выгодно отличаются от школьных уроков (а большинство наших читателей-детей — школьники). Чередование различных форм внутри одного мероприятия исключает его монотонность. Помимо того, что они информационно насыщенные, они еще и яркие, интересные, запоминающиеся. По крайней мере, мы старались, чтобы это было так, чтобы ребенок, впервые посетивший библиотеку, захотел прийти еще, стал ее читателем.

Но мало только привлечь ребенка в библиотеку. Нужно еще и удержать его здесь. В значительной мере этому служат те же самые массовые мероприятия.

Уделяя большое внимание массовой работе, цель которой показать детям прелесть чтения, научить любить книгу, мы решаем важнейшую стратегическую задачу: научить хотеть читать, помочь в получении осмысленной информации и знаний.

Как привлечь читателя в библиотеку: КДД

Вся палитра мероприятий по привлечению читателя в библиотеку привела к тому, что библиотеки все чаще становились местом проведения свободного времени читателей (это подтверждают проводимые нами исследования и опросы). Родилось явление, которое в настоящее время в библиотечной теории и практике называется культурно-досуговой деятельностью (КДД) публичной библиотеки.

Явление это уже достаточно изучено, широко освещается в профессиональных журналах, написаны книги. Теоретики библиотечного дела говорят о детской библиотеке в XXI веке как учреждении ярко выраженной культурно-досуговой направленности, сходятся во мнении, что будущее существование детских библиотек и их дальнейшее развитие возможно только при акценте на культурно-досуговую составляющую. Именно такой подход представляется наиболее действенным и эффективным для современной детской библиотеки.

Большую роль культурно-досуговой деятельности в публичных (в том числе и детских) библиотеках подтверждает и практика последних лет. Отличаясь разнообразием форм и тематики, КДД библиотек способствует раскрытию творческого потенциала детей, их социализации и социальной адаптации, дает возможность проявить себя (нередко в новом, неожиданном даже для самого ребенка качестве). Повышается самооценка, стимулируется их читательская и познавательная деятельность. Дети получают возможность развивать и удовлетворять свои духовные и эстетические потребности. КДД библиотек способствует развитию идей гражданственности и патриотизма, содействует росту духовности и повышению культурного уровня.

В общем и целом культурно-досуговая деятельность библиотек обладает широкими потенциальными возможностями, большим арсеналом методов, форм и средств эмоционального воздействия на человека в достижении главной цели — пропаганды книги и активизации внимания к самой библиотеке.

Современная специфика культурно-досуговой деятельности библиотек проявляется еще и в том, что она рассчитана и распространяется не только на пользователей библиотек. Сфера ее распространения гораздо шире.Все население города, села, района, так или иначе, ощущает на себе эту деятельность — через детей, родителей, знакомых человек получает информацию о ней, слышит отзывы о различных библиотечных мероприятиях. Это создает дополнительные условия для популяризации библиотек и привлечения читателя в библиотеку.

Став не только местом получения информации, но и центром досуга, в последние годы библиотеки всё чаще позиционируют себя как «третье место», т. е. площадка для самореализации человека, неформального общения, социального взаимодействия. Концепция широко обсуждается на профессиональных встречах и, что не удивительно, в сети Интернет (на запрос в поисковой системе Яндекс «Библиотека как третье место» нашлось 151 млн (!)результатов).

Проект привлекателен для библиотек. Ведь «третье место» характеризуется как место, где человеку хочется быть. Как раз то, что нам и нужно.Библиотека станет желаемым местом досуга, а мы получим рост посещаемости библиотек. Конечно, нужны большие изменения в библиотеках. Должны будут измениться и сами библиотекари.Задача вполне выполнимая. Было бы финансирование и наше желание. А менять мы умеем, да и сами научились меняться.

Только вот тревожит одно: а как же наша миссия? Наши читатели уже превратились в пользователей. Как тогда мы назовем тех, кто придет в БИБЛИОТЕКУ просто приятно и комфортно провести время? И нужна ли им будет в этом случае книга? Как мы будем решать проблему чтения? И нужны ли будем тогда мы сами: библиотекари в изначальном понимании нашей профессии? Есть над чем задуматься…

Как привлечь читателя в библиотеку: день сегодняшний

А пока мы будем думать, спорить, решать и пробовать, мы живем в напряженном ритме. Львиную долю сил и времени библиотечных специалистов отнимают массовые мероприятия: подготовка, организация, проведение. «Бум» массовой работы все меньше времени оставляет для традиционной работы с книгой и индивидуальной работы с читателем, которая всегда была объектом пристального внимания библиотек.

С одной стороны, массовые мероприятия с их использованием различных (в том числе новых) форм и приемов помогают нашим читателям эстетически воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так и явлений и событий. А, с другой стороны,мы в постоянном поиске новых формкультурно-досуговой и досугово-образовательной деятельности, трансформируем под наши цели и задачи формы и методы (нетрадиционные) из областей, казалось бы, далеких от обывательского представления о библиотеках.

Мы стремимся вовлечь в действие широкий круг читателей, чтобы каждый был активен, проявил свои знания, способности и дарования. В библиотеках сейчас есть не только рисование, но и музыка, и пение, и физкультура, и театр… Активными участниками предлагаемого действавыступают и сами библиотекари.Мы поем, танцуем, играем на музыкальных инструментах, выступаем в роли литературных героев, а в приватных беседах сетуем на то, что мы — не массовики-затейники, что устали от обилия проводимых массовых мероприятий, что некогда работать с книгой, с читателем. И при этом продолжаем вести активную массовую работу.

На мой взгляд, подобное «увлечение» массовой работой — мера вынужденная. И превращение библиотек из центров информации в культурно-досуговые центры вызвано потребностью стабилизировать обстановку в области чтения, не дать окончательно угаснуть интересу к чтениюкнижному. Мы, библиотекари, как никто понимаем, что последствия отхода от книжного чтения могут быть самыми непредсказуемыми и иметь необратимые последствия.А организация культурно-досуговой деятельности — лучший способ сохранения высокого уровня востребованности в условиях жёсткой конкуренции.

Кроме того, наши мероприятия все-таки носят библиотечный характер. А это значит, что в них должна присутствовать (и обязательно присутствует!)книга и, по возможности, учитывая современные приоритеты, новейшие визуальные средства информации.

Мы стараемся предоставить как можно больше ВОСТРЕБОВАННЫХ услуг,выбираем для библиотечных мероприятий наиболее подходящие места и ненавязчиво влияем на читателей.Через досуговые формы мы способствуем информатизации наших юных пользователей, памятуя о том, что наибольший объем информации ребенок получает через игру (а это — наиважнейшая часть КДД).Через игру ребенок социализируется, приобретает культурный опыт и учится обустраивать свое досуговое пространство. И детская библиотека является важным местом для осуществления их культурно-досуговой деятельности.

А той «изюминкой», которая привлекает в библиотеки юных читателей, становятся элементы развлекательности, творчества или творческого поиска.Это характерно не только для массовых мероприятий, но и для организации выставочной деятельности библиотек. Все чаще наши выставки носят интерактивный характер. Возле них можно отвечать на вопросы викторин, рисовать, петь, читать стихи, участвовать в дискуссиях или громких чтениях.

От громкого чтения к библиопрочтению

Вернувшиеся в библиотечную практику наших библиотек после некоторого забвения, сейчас громкие чтения являются актуальной формой работы с детьми. Они помогают нам научить детей и подростков слушать и понимать прочитанное,воспитать чувство слова, выработать умение читать выразительно, вызвать интерес, любовь и тягу к книге, побудить к самостоятельному чтению.

Начиная с 2012 года, когда в рамках Недели детской и юношеской книги мы провели общебиблиотечную акцию «День громкого чтения», такой способ общения детей и взрослых в библиотеке прочно вошел в нашу жизнь. Читают дети, библиотекари, родители, читают в библиотеках, на площадках возле библиотек, на скамейках скверов и парков, читают на мероприятиях отдельных библиотек и во всех библиотеках в дни проведения общебиблиотечных акций («Всемирный день чтения вслух», «Читаем детям о войне»), просто читают с книгой в руках или включая в чтение элементы театрализации…

Нравится ли такое времяпрепровождение в библиотеке нашим детям? Безусловно. Ребята с удовольствием приходят на подобные мероприятия и активно в них участвуют.

Техническое оснащение наших библиотек позволило нам пойти дальше в этом направлении. А если записать громкие чтения на видео и потом показывать видеоролики посетителям библиотек? Так в наших библиотеках появилась такая,уже популярная у юных читателей,форма громких чтений, как библиопрочтения.

Многие видеоролики размещены на сайте учреждения (cbse.ru) в разделе «Наша видеотека»: дети и библиотекари читают И. А. Бунина, группа школьников с книгами в руках читают «Бородино» М. Ю. Лермонтова, Пасхальные чтения в детской библиотеке № 3…

Создание видеороликов — процесс творческий.Выбор произведения для чтения, репетиции, обсуждения, создание костюмов (в случае необходимости), и, что немаловажно, работа с книгой, общение и эмоциональный настрой. Ребята не только слышат, но и видят результат своего труда. С удовольствием бегут они в библиотеку, а на показы приводят друзей, родителей.Видеоролики демонстрируют на библиотечных мероприятиях, вызывая у зрителей массу положительных эмоций. Не меньший интерес вызывают библиопрочтения самих библиотекарей.

Ярким воплощением идеи в наших библиотеках стал просветительский проект 2015 года «Перечитаем Чехова». Идея проекта: снять библиопрочтения рассказов Антона Павловича Чехова в каждой из библиотек централизованной библиотечной системы и разместить видеоролики для широкого доступа на сайте учреждения.Итогом проекта стали 17 видеороликов, взаписи которых приняли участие 28 человек (22 библиотекаря и 6 читателей-детей)(http://cbse.ru/internet-proektyi/perechitaem-chehova/). Проект стал участником V открытого конкурса профессионального мастерства «Ревизор – 2016», в ходе народного онлайн-голосования занял пятое место среди представленных на конкурс 15 библиотечных проектов.

Создание подобных видеороликов, несомненно, имеет ряд плюсов: помогает увеличить читательскую аудиторию, служит весомой поддержкой в продвижении литературы, книги и чтения, рождает новые творческие идеи.

В рамках акции Библионочь-2016 сборная команда библиотечных специалистов Централизованной библиотечной системы города Ельца подготовила веселую программу «Необычайное киноприключение, или Добро пожаловать, кино» (http://cbse.ru/bibliosumerki-neobyichaynoe-kinopriklyuchenie-ili-dobro-pozhalovat-kino-v-eltse/), одним из главных событий которой стала съемка кино в реальном времени. В фильме «Умелые руки» по сказке Владимира Сутеева снялись шесть юных артистов, выбранных среди участников кастинга «Библиопробы по-библиотечному». Фильм размещен на сайте учреждения и, по сути, представляет собой вариацию библиопрочтений: чтение слов автора чтецом за кадром и героями сказки — в кадре.(http://cbse.ru/igrovoy-film-snyali-uchastniki-bibliosumerek-neobyichaynoe-kinopriklyuchenie-ili-dobro-pozhalovat-kino-v-biblioteke-eltsa/)

Такой прием эффективен и в реальном времени. Театрализованным библиопрочтением сказки местного поэта и барда Юрия Ширяева «Колобок» завершился фестиваль детской поэзии «Литературные мостки»в дни празднования 870-летия города Ельца. (http://cbse.ru/nash-gorod/literaturnye-mostki/2/)

1 июня этого года город Елец принял участие в литературном проекте «Классики в российской провинции» Ассоциации малых туристских городов России (АМТГ). В этот день в Городском парке возлекаменного грота с беседкойпроходила акция «Древний город листает страницы». Каждой из библиотек предстояло прочитать одну из 12 глав сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Каждую главу читали от 3 до 6 человек.

1 июня в течение четырех часов над Ельцом звучали пришвинские строки, а в перерывах между главами — стихи И. А. Бунина, а также современных авторов, пишущих о родном городе. (http://cbse.ru/drevniy-gorod-listaet-stranitsyi-literaturnyiy-proekt-klassiki-v-rossiyskoy-provintsii-assotsiatsii-malyih-turistskih-gorodov-rossii-v-eltse/)Это практика. А в теории — возвращение громких чтений, появление их вариаций.

«Массовизация» + «книжные» формы = ?

В последнее время в нашей практике популярны «книжные» формы работы. В вихре массовых мероприятий организуя культурный досуг наших читателей (реальных и потенциальных), мы никогда не упускаем возможности дать им в руки книгу, лелея надежду вернуть ЧИТАТЕЛЯ в библиотеку. Того самого настоящего читателя, воспитанию которого мы отдавали столько сил в доперестроечное время. По большому счету, мы никогда не переставали это делать. Воспитание грамотного читателя — была и есть одна из основных задач, стоящих перед семьёй, школой и, конечно, библиотекой. Только сейчас проблема эта стала намного острее, а решать ее стало намного сложнее.

С учетом приоритетов современных детей и подростков отвлечь их от компьютера и пробудить любовь к книгам — задача не из легких. А с учетом уровня их знаний и представлений об окружающем мире (как показывают многочисленные исследования) —первостепенная. Поэтому вопрос «Как вернуть ЧИТАТЕЛЯ в библиотеку?» не может не волновать не только библиотечное сообщество, но и всю российскую общественность.

Главная задача Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в том, чтобы «вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей…». Потребность в этом уже назрела.Что нужно сделать, чтобы отвлечь детей от компьютера и пробудить в них любовь к книгам?

Библиотекам для этого надо быть, по меньшей мере, интересными для читателей в эпоху всеобщей компьютеризации. Нужна ли при этом всеобъемлющая массовизация жизни пользователей библиотек?Произойдут и происходят ли положительные изменения во взаимодействии библиотекаря и читателя в связи с применением новых форм массовой работы? Сможем ли мы повернуть читателей от экранного чтения к книжному?

На данном этапе «бум» «культ массовости» в нашей работе в сочетании с книжными формами работы способен если не решить проблему, то, по крайней мере, не дать ей разрастись до катастрофических размеров.

Современное развитие общества требует формирования нового типа личности с повышенным уровнем информационных запросов и потребностей, высоким уровнем интеллекта. Это в свою очередь требует, чтобы человек с детства получал и накапливал по мере взросления огромную базу знаний и постоянно актуализировал её. Важную роль в этом играет библиотека, в особенности это касается детской библиотеки.

И если для этого пока надо одновременно быть массовиками-затейниками и грамотными руководителями детского чтения; петь, плясать, играть и читать, прижавшись, на скамейке; организовывать досуг и возвращать к книжному чтению, —мы будем это делать.

Необычные функции библиотеки как способы привлечения пользователей

Современной библиотеке следует иметь свою «изюминку». Это привлечет дополнительных пользователей, сделает библиотеку популярной.

Как пример такой необычной функции может быть собирание библиотекой различных редкостей, создание небольшого уголка-музея. Для пополнения коллекции следует попросить читателей приносить что-либо редкое, имеющие отношение, например, к истории региона.

Можно собирать живопись своих читателей. Им будет приятно видеть собственные работы в библиотеке, а библиотека, в свою очередь, выставками привлечет новых пользователей.

Библиотеки могут договориться с туристическими компаниями и с их помощью включить библиотеки в экскурсионные туры – как объект посещения. Тогда наличие антикварных книг, вещей и др. в библиотеке обязательно.

Не все имеют возможность дома в тишине и покое поработать, сделать уроки, выполнить проект на компьютере и т.д. Для решения данной проблемы библиотеки могли бы предоставлять «тихие комнаты». Предоставлять их следует на неограниченный срок (рабочий день в библиотеке) и тишина должна быть обеспечена.

Можно создать необычную концепцию, например, библиотека-кафе с официантами, приносящими книги. Это скорее развлекающая функция, но, тем не менее, привлекает читателей.

А можно сделать все гораздо серьезнее. Например, организовать дегустацию блюд новых ресторанов, кафе и т.д. (по договоренности с ними). Всем присутствующим можно предложить скидки в данных ресторанах в течение месяца или др.

Если позволяют библиотечные площади, следует привлекать корпоративных клиентов, которые могут нуждаться в проведении конференций, семинаров и т.д.

Также, если площади позволяют, можно предоставлять их для проведения банкетов и т.п. Для этого использовать кейтеринг.

Библиотеки должны сотрудничать со всевозможными клубами, кружками и т.д. Либо в своем составе иметь различные клубы. Это привлечет дополнительных пользователей.

Имеет смысл делать в библиотеке буккроссинг. (см. Приложение № 1). Ведь его делают даже в отелях. В гостиничной сети «AMAKC Hotels&Resorts» в России и в Белоруссии следующие «фишки»: буккроссинг – в холлах стоят стеллажи с книгами и такая мини-библиотека организована по принципу, популярному во всем мире: «прочитал – отдай другому». Гости отеля оставляют прочитанные ими книги другим постояльцам.

В настоящее время есть необходимость заменять стационарные библиотеки на услуги библиобуса, библиотечные киоски. Не у всех есть возможность и время посещать библиотеку, в таких ситуациях очень бы помогли передвижные библиотеки.

Прокат планшетов

Библиотеки могут привлечь значительное число пользователей и такой необычной услугой: прокат планшетов и ноутбуков в стенах библиотеки.

С развитием технологий появляются новые разработки, делающие жизнь все более комфортной. Компьютеры, ноутбуки, а теперь еще и планшеты — стали атрибутами современного человека. Для того чтобы библиотека преуспевала, пользователю нужно создать привычные для него условия комфорта, и по возможности за минимальные деньги.

Рассмотрим планшетные компьютеры iPad. Идея неплохая — ведь пользователь практически моментально получает доступ ко всей необходимой ему информации и сервисам. Эти устройства действительно очень удобны и просты в управлении, поэтому справиться с ними сможет даже ребенок, преимущества налицо. Однако, если вернуться к нашим российским реалиям, ситуация вряд ли покажется столь оптимистичной. Увы, если за океаном iPad стоит относительно недорого (а порой и вовсе предлагается бесплатно, благодаря маркетинговым ходам Apple), то у нас эти аппараты относятся скорее, не к удобному инструменту, а к самому настоящему предмету роскоши.

Конкурирующих разработок много, но, пожалуй, самые популярные из них основаны на платформе Android, не уступающей разработкам Apple.

Конечно, изделия под маркой солидных брендов стоят недешево. Что же делать тем библиотекам, которые имеют желание оснастить свои отделы по последнему слову техники, но не готовы платить за планшеты по несколько тысяч долларов?

Надо обратить свой взгляд в сторону континентального Китая, тем более что сейчас приобрести что бы то ни было за рубежом не составляет особого труда. Кстати, есть и альтернатива — если по тем или иным причинам невозможно пользоваться кредитной картой, можно прибегнуть к услугам многочисленных посредников, возложив на них все заботы, связанные с пересылкой и возможными рисками.

Сделано в Китае — не так давно подобная надпись вызывала у пользователя лишь усмешку. Однако прошло время, и китайская продукция перестала рассматриваться как что-то низкосортное и потому совершенно непригодное для эксплуатации. Более того, вряд ли для кого-то окажется секретом тот факт, что сейчас большинство электронных устройств изготавливается именно там, после чего поступает на рынок под тем или иным, порой весьма уважаемым брендом.

Конечно, приобретая устройство, произведенное «не знамо кем», неизбежно возникает вполне закономерный вопрос — каково качество и функциональность таких изделий. Увы, ответ на него весьма неоднозначен. В Китае есть производители, которым действительно можно доверять, но попадаются и «шарашкины конторы», продукция которых действительно напоминает о временах дешевых подделок.

Рассмотрим шесть недорогих планшетных компьютеров, произведенных в Китае и посмотрим, смогут ли подобные «девайсы» составить конкуренцию продукции известных брендов.

Ainol Novo 7 Advanced. Без преувеличения, этот аппарат действительно способен конкурировать на равных с продукцией знаменитых брендов, представляя собой вместилище самых современных технологий.

Качество изготовления корпуса очень высоко — несмотря на то, что основным материалом является пластик, выглядит модель солидно и стильно. Управление довольно удобно — справа от экрана находятся пять сенсорных кнопок, имеющих характерные для платформы Android обозначения. Радует и экран — яркость и контрастность не вызывают никаких нареканий, хотя углы обзора могли быть и побольше. Еще одним существенным достоинством является применение емкостного сенсора, который очень чутко реагирует на прикосновения и, естественно, поддерживает мультитач.

С производительностью также все в полном порядке — платформа Allwinner А10 имеет процессорное ядро семейства Cortex А8 с архитектурой ARM v7, работающее на частоте 1000 МГц, и графический ускоритель Mali-400, так что ни с современными играми, ни с просмотром видео никаких проблем не возникает, тем более, что планшет оснащен выходом HDMI.

Емкость встроенного аккумулятора составляет 4000 мА.ч. Благодаря применению энергосберегающих технологий PMU и DVFS, аппарат способен продержаться в режиме проигрывания видео в течение девяти часов — более чем достойный результат.

Wopad WR701 . Дизайн этой модели выполнен в строгих тонах — черный корпус с матовыми вставками, обрамляющими экран, снабжен декоративной металлизированной окантовкой, что делает его похожим на детище «яблочной» компании, хотя откровенного плагиата тут не просматривается. Для придания солидности в оформлении «планшета» использованы металл и прочный пластик, так что к качеству сборки не возникает никаких претензий — ничего не скрипит и не шатается.

Диагональ дисплея составляет 7 дюймов, разрешение — 800×480 точек. Сенсор выполнен по емкостной технологии, так что к чувствительности экрана претензий нет, пользоваться дисплеем достаточно удобно. А вот углы обзора большими не назовешь — при вертикальном наклоне аппарата картинка на экране просто инвертируется, да и при горизонтальном существенно теряются контрастность и яркость.

Управляющей программой служит операционная система Android версии 2.1. Сборка явно не самая свежая но, увы, ничего более современного начинка «не потянет» — 600-МГц процессор RockChip 2818 явно не отличается высокой производительностью. Соответственно, о современных «игрушках» можно не вспоминать.

Аккумулятор литий-ионный, его емкость составляет 2200 мА.ч. Заряда хватает на шесть часов Интернет-браузинга или на четыре часа просмотра видеофильмов.

Renesas М7003С . Внешний вид этого планшета более чем неплох — черная лицевая панель сочетается с белым пластиком. Тем не менее, обратной стороной подобного подхода дизайнеров является повышенная маркость корпуса — отпечатки пальцев притягиваются к нему, словно магнитом. Зато качество сборки на высоте — несмотря на отсутствие металла, модель кажется монолитной, ничего не продавливается и не скрипит.

Аппарат построен на базе двухъядерного процессора NEC Renesas EMMA Mobile EV2, каждое из ядер которого работают с частой 533 МГц. Решение интересное и инновационное, хотя и не достаточно стабильное. Так, некоторые программы, использующие видеоускоритель, работают не совсем корректно.

Дисплей, выполненный по TFT-технологии, имеет диагональ 7 дюймов при разрешении 800×480 точек. Сенсор емкостной, но мультитач поддерживает только два одновременных касания.

К датчику позиционирования нет претензий — картинка поворачивается плавно, без рывков и заеданий. А вот углы обзора не идеальны: при взгляде сбоку экран выцветает, а сверху — инвертируется.

В качестве аккумулятора выступает литий-ионная батарея емкостью 3000 мА.ч. В качестве видеопроигрывателя устройство смогло продержаться без подзарядки около четырех часов, тогда как в режиме чтения это время составило шесть с небольшим.

Zenithink Epad ZT-180 . Первое, что бросается в глаза при взгляде на Epad ZT-180 — примененный в конструкции материал. Устройство целиком сделано из пластика, причем при сдавливании он ощутимо прогибается и поскрипывает.

Дизайн стандартный — глянцевый экран обрамлен блестящей рамкой, тогда как белая задняя панель матовая, с шероховатой поверхностью.

Сенсорный дисплей выполнен по резистивной технологии. Его разрешение составляет 1024×600 точек, что обусловлено большой диагональю. Цветопередача и яркость хороши, а вот углы обзора далеки от идеала, особенно по вертикали. Для планшетов данный параметр достаточно критичен — при обычном использовании дисплей приходится все время держать под одним и тем же углом, что довольно утомительно.

Датчик положения в пространстве работает вполне корректно, хотя при переводе из альбомного в портретный режим аппарат порой начинает «тормозить», что раздражает.

Время автономной работы невелико — так, при просмотре видео аппарат продержится без подзарядки чуть меньше двух часов. Кстати, заряжается планшет только от сетевого адаптера — при подключении к компьютеру по USB аппарат продолжает работать от аккумулятора.

Eken М001. Внешний вид этого планшета можно назвать не только симпатичным, но и стильным — передняя панель выполнена из белого глянцевого пластика, тогда как задняя сделана из более практичного матового, напоминающего популярный SoftTouch. Качество сборки неплохое, но не идеальное: при сильном сдавливании корпус ощутимо прогибается.

Впрочем, на этом положительные качества заканчиваются. Сенсорный дисплей выполнен по резистивной технологии, соответственно, управление трудно назвать идеальным. Яркость и контрастность более чем достаточны, а вот углы обзора явно маловаты. Есть встроенный датчик положения, так что при повороте устройства ориентация экрана автоматически меняется с портретной на ландшафтную и наоборот. Впрочем, срабатывает он не всегда — порой аппарат приходится хорошенько встряхнуть, дабы он правильно распознал свое положение в пространстве.

Производительность модели также оставляет желать лучшего, да и ОС явно устарела — Android 1.6. На сайте производителя есть прошивка с Android 2.1, но лучше ее не устанавливать — «тормоза» при этом очень сильные.

Время автономной работы невелико — так, в режиме чтения аппарат продержался около четырех часов, тогда как просмотр видео «убил» аккумулятор всего лишь за полтора.

aPadiRobot. Модель явно не самая «свежая», хотя она и чуть поинтереснее, чем, скажем, Eken М001. По сути, iRobot представляет собой типичного бюджетного «китайца» — неплохой внешний вид при откровенно слабой начинке.

Корпус устройства выполнен из анодированного алюминия. Качество изготовления действительно высоко — выглядит аппарат изящно и стильно, нет никаких продавливаний или потрескиваний.

Дисплей хорош, его цветопередача и яркость — эти параметры выше всяких похвал. А вот сенсорный датчик — резистивный, да и углы обзора подкачали, особенно в горизонтальном положении. Зато датчик перемещения срабатывает четко.

Что касается производительности — интерфейс не «тормозит», да и видео посмотреть можно, хотя особых чудес ожидать не стоит: 600-МГц процессор RockChip 2808 и 128 Мбайт ОЗУ по сегодняшним меркам выглядят явно слабовато.

Встроенный аккумулятор позволяет продержаться в режиме чтения около пяти часов, что, хотя и далеко от идеала, но все же лучше, нежели у Eken 001.

Итак, рассмотрев шесть моделей планшетных компьютеров можно сделать вывод: несмотря на то, что большая часть продукции из Китая пока еще не дотягивает до уровня именитых брендов (из всех рассмотренных аппаратов лишь две модели действительно могут составить им конкуренцию), для проката в библиотеке они вполне подходят. Более того, стоимость некоторых устройств не превышает цены приличного смесителя, не говоря о холодильнике или телевизоре. Особого ущерба бюджету это не принесет, а вот пользователи останутся довольны.

Оставьте комментарий