Проблемы обязательного пенсионного страхования

Граждане, не работающие по трудовым и гражданско – правовым договорам, вправе самостоятельно уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд в целях формирования своих пенсионных прав.

  1. Нормативно – правовая база

  • Статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 627 «О порядке утверждения правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявлений о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» (Далее – Постановление № 627).

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2017 № 462н «Об утверждении правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» (Далее – Приказ № 462н).

  1. Кто может вступить в добровольные правоотношения по ОПС (п. 1,2,3,5 и 6 ст.29 Федерального закона № 167-ФЗ)

Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

  • постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации физические лица, которые не состоят в трудовых отношениях с другими страхователями в целях уплаты страховых взносов за себя (пп. 5, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ);
  • граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов за себя (пп. 1, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ);
  • физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, которое не состоят в трудовых отношениях с другими страхователями (пп. 2, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ);
  • застрахованные лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа (индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянско-фермерских хозяйств, адвокаты и нотариусы) в части, превышающей сумму установленного законодательством минимального размера фиксированного платежа (пп. 3, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ);
  • постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в целях уплаты страховых взносов за себя(пп. 6, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ).

III. Порядок начисления и уплаты страховых взносов на ОПС

Минимальный и максимальный размеры страховых взносов зависят от таких показателей как минимальный размер оплаты труда и тарифа страховых взносов.

Минимальный размер страховых взносов, предлежащий уплате, рассчитывается по формуле:

(МРОТ*22%)*12,

Максимальный размер страховых взносов определяется как:

(8*МРОТ*22%)*12

Например: На 2019 год минимальный размер страховых взносов — 29 779,20 руб., максимальный – 238 233,60 рублей.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения о добровольном страховании (о прекращении правоотношений по добровольному страхованию) подано гражданином в течение календарного года, размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных месяцев и дней в неполном месяце, в течение которых гражданин состоял в правоотношениях по добровольному страхованию.

Сроки уплаты добровольных страховых взносов – не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Внимание! Уплата добровольных страховых взносов в текущем календарном году за истекшие расчетные периоды законодательством не предусмотрена.

IV. Порядок зачета в страховой стаж периодов уплаты добровольных страховых взносов

Периоды уплаты гражданами добровольных страховых взносов засчитываются в их страховой стаж, при условии если сумма уплаченных страховых взносов составляет не менее минимального размера добровольных страховых, установленного законодательством на данный расчетный период.

Исключение составляют лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Для данной категории страхователей установлен особый порядок включения периодов уплаты добровольных страховых взносов в страховой стаж.

Лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», могут уплачивать добровольные страховые взносы в любом размере, но не более установленного законодательством максимального размера.

При этом в страховой стаж засчитывается:

  • период равный календарному году (расчетному периоду) — если общая сумма уплаченных в течение календарного года (расчетного периода) добровольных страховых взносов составляет не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации.

Фиксированный размер страховых взносов на 2019 год — 29 354,00 рублей.

  • период, определяемый пропорционально сумме уплаченных добровольных страховых взносов, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода — если общая сумма уплаченных добровольных страховых взносов в течение календарного года (расчетного периода) составляет менее фиксированного размера страховых взносов.

V. Реквизиты для уплаты добровольных страховых взносов на ОПС

Получатель платежа: УФК по Новгородской области ГУ Отделение ПФ РФ по Новгородской области

Нужно ли повысить пенсионный возраст в России и поможет ли это системе? Как построить сбалансированную социальную модель? На эти вопросы отвечали эксперты в рамках круглого стола «Актуальные проблемы обязательного социального (пенсионного) страхования: новые вызовы для юристов» на VIII Петербургском Международном Юридическом Форуме.

В работе сессии приняли участие генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения Ханс-Хорст Конколевски, начальник Департамента Пенсионного фонда Российской Федерации Аркадий Соловьев, проректор по развитию Академии труда и социальных отношений (АТиСО) Александр Сафонов, заместитель директора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Юрий Горлин, председатель Фонда социального страхования РФ Андрей Кигим, председатель правления Пенсионного фонда РФ Николай Козлов. Модератором обсуждения выступил руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации Юрий Воронин.

Открывая дискуссию, модератор Юрий Воронин подчеркнул, что, хотя проблемы пенсионной системы не вызывают интереса у молодой аудитории, тема повышения пенсионного возраста является крайне важной. Руководитель аппарата Счетной палаты отметил, что существует три основных аргумента для повышения пенсионного возраста, регулярно упоминаемые СМИ.

«Первый – идет процесс старения населения, увеличивается доля пожилых, сокращается доля молодых. Наша пенсионная система в основном своем сегменте социально-страховая, и это соотношение создает финансовые проблемы для развития системы, решить которые можно только увеличением пенсионного возраста. Второй аргумент, он более эмоциональный – все страны Западной Европы и наши коллеги по СНГ приняли решение об увеличении пенсионного возраста, это мировой тренд. Мы не можем остаться в стороне, как бы ни было неприятно, это как горькое лекарство принять, чтобы состояние пенсионной системы улучшилось. Третий аргумент – в условиях, когда невозможно увеличить страховые взносы, как и налоги, единственным способом повышения низкого размера пенсии, который существует в России и не достигает минимальных норм, предусмотренных 102 конвенцией Международной организации труда, является только способ повышения пенсионного возраста, который даст экономию. Минфин предлагает использовать ее для двух целей: половину пустить на сокращение бюджетного трансферта для пенсионного фонда и высвободить деньги для бюджетного маневра, еще 50% направить на повышение размера пенсий. Анализируя эти аргументы, ни в одном я не нашел связи между природой самой страховой пенсии, которая применяется в РФ, и той аргументации, которая базируется на росте продолжительности жизни и старении населения», – пояснил модератор сессии.

Внимание коллег на исторический фактор в определении пенсионного возраста обратил проректор по развитию Академии труда и социальных отношений (АТиСО) Александр Сафонов. Он отметил, что такой возраст был определен много веков назад.

«Занимаясь исследованием соотношения прав человека на его заслуженный отдых и возможностями ему трудиться, я делал некие исторические экскурсы и наткнулся на очень интересный документ, который датируется 1349 годом, – это ордонанс Эдуарда III, называется он «Работники и слуги», где впервые в истории прозвучал возраст 60 лет. Именно с этого возраста, как ни странно, англичанам было разрешено просить подаяние. Понятно, что не существовало никакой страховой системы, но в этот период времени было принято такое юридически и политически значимое решение, что человек в этом возрасте не в состоянии продолжать трудовую деятельность в силу разных причин. Эта история длилась на протяжении нескольких веков, при Елизавете туда были добавлены некоторые другие категории – инвалидов. И в определенной степени был учтен вопрос о невозможности или трудности найти себе работу. То есть уже в тот период времени дискуссия показывала, что подход не был однообразным. Три основания, которые позволяли пользоваться такой системой: инвалидность, невозможность найти себе работу и возраст 60 лет. Когда мы «сказки рассказываем», что 60 лет было установлено по таким-то или таким-то причинам, силой исторического опыта и была определена такая возрастная категория», – рассказал ученый.

Заместитель директора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Юрий Горлин отметил, что повышение пенсионного возраста в нынешних реалиях является необходимой мерой, однако это не единственный инструмент для решения проблем пенсионной системы.

«Если посмотреть потенциальные меры, которые можно предпринять в рамках пенсионной системы, то пенсионный возраст, по всем нашим расчетам, – это одна значимая, но не исчерпывающая совершенно мера. Наши расчеты показывают, что если брать все мыслимые меры, то пенсионный возраст от необходимого результата выхода на приемлемый уровень пенсии дает примерно 25 процентов. Остальные меры в рамках пенсионной системы дают 15 процентов: это повышение страхового стажа, увязка размера пенсии с доходом пенсионера, желательно при отказе от сегодняшней нормы неиндексации пенсии работающим пенсионерам, что тоже негативно сказывается на общем уровне выплат. Для снижения пенсионной зависимости от бюджетных трат – отказ постепенный от системы льготных тарифов страховых взносов, объем которых составляет порядка 500 миллиардов рублей в год. Остальные 60 процентов находятся за рамками пенсионной системы, она не в безвоздушном пространстве находится и базируется на экономике. Поэтому экономический рост, как бы трудно ни было это сделать, и вывод заработных плат из тени, которые тоже имеют драматический объем в России, – это главные драйверы улучшения. Повышение пенсионного возраста следует рассматривать как средство предотвращения снижения, и даже улучшения размера пенсий, а не для изыскания бюджетных средств», – рассказал эксперт.

Председатель Фонда социального страхования РФ Андрей Кигим привел примеры организации пенсионной системы Германии и Англии, и в своем выступлении сделал упор на особенности системы в целом. «Идя к единой государственной системе социальной защиты, мы говорим о том, что, наверное, есть жизненные риски, которые интересуют каждого человека: потеря жизни и здоровья, потеря трудового заработка, потеря имущества, выход на пенсию – это риски, которые либо делают человека маргиналом, либо делают его социально ответственным гражданином. Для того, чтобы решить, как поступать, нужно понять, что у нас всего лишь три источника для решения этих задач: государство, корпоративная ответственность и личные сбережения. Для того, чтобы мы сделали сбалансированную модель, – а сюда относятся и ОМС, и пенсии, и соцстрах, и патронаж, и выплаты пособий, – мы, заполняя эту социальную матрицу, должны определить лимиты, кто и в каком объеме за что отвечает, из какого источника покрытие ответственности. И тогда всем будет понятно, что есть государственная пенсия, а есть корпоративная, она является дополнением к государственной. Государство дало налоговый вычет, и на эти деньги люди купили себе дополнительную защиту своего отдыха, после того как они вышли на пенсию. Когда люди, сидящие сегодня в зале, предложат государству этот компромисс балансировки, я готов как математик сесть с господином Соловьевым, и посчитать тарифы и пенсионный возраст», – предложил глава ФСС.

«Когда мы говорим о пенсионной системе, в том числе об увеличении пенсионного возраста, мы, конечно же, должны иметь в виду интересы граждан. Не интересы Пенсионного фонда, не интересы работодателя – думать нужно, прежде всего, об интересах граждан. Очень часто можно слышать, что Пенсионный фонд не сбалансирован, большой трансферт, нужно увеличивать пенсионный возраст. Меня такая постановка вопроса категорически не устраивает», – заявил в ходе дискуссии заместитель председателя правления Пенсионного фонда РФ Николай Козлов. По мнению эксперта, решение проблем пенсионной системы является макроэкономической, финансовой задачей. Вопрос повышения порога пенсионного возраста, по словам Николая Козлова, заключается не в нехватке средств, а в научно-техническом прогрессе и продолжительности жизни. Так, в 1930-х годах пенсионный возраст находился на границе 40 лет, а к настоящему времени увеличился почти вдвое. Влияние на изменения оказывают три фактора: рынок труда, уровень здравоохранения и возраст. Поэтому, объяснил зампред правления фонда, рассуждая о пенсионном возрасте, нужно говорить об уровне здоровой, эффективной, продуктивной жизни. Николай Козлов также отметил, что гражданам нужно обязательно подробно объяснять причины всех изменений, чтобы создавать доверие общества к государственным институтам. «Жизнь у нас очень динамичная, изменения происходят очень быстро. Наше законодательство, в том числе пенсионное, вынуждено за этими изменениями постоянно следовать. Поэтому я противник слова «реформа», а постоянное совершенствование пенсионной системы – это жизненная необходимость», – пояснил спикер.

«Надеюсь, что это обсуждение сейчас перейдет уже в режим диалога с социальными партнерами, чтобы совместными усилиями, как это положено в стране с социальным страхованием, выработать сбалансированное решение проблемы», – подвел итог дискуссии модератор Юрий Воронин.

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью обяза-тельного пенсионного страхования по нескольким основаниям. Во-первых, его значением как ключевого элемента системы социальной защиты населения. Во-вторых, тем, что финансовые средства обязательного пенсионного страхования выступают потенциальным ресурсом инвестиций и являются одним из источников формирования «длинных» денег в экономике. В-третьих, сфера обязательного пенсионного страхования включается в государственную финансовую систему, результативность которой определяет эффективность социально-экономической политики страны. Поэтому теоретические исследования обязательного пенсионного страхования, его возможных моделей, концептуальных основ, финансовых структурных элементов, обоснований и уточнений, применяющихся в нем методик для вычисления основополагающих показателей и критериев прямо сказываются на развитии теории и практики социального страхования.
В настоящее время в обязательном пенсионном страховании существует множество проблем, источником которых является недостаточная научная проработанность таких аспектов, как финансовая устойчивость и независимость Пенсионного фонда от бюджетных ресурсов, структурообразующая модель пенсионного обеспечения в стране, способы оценки ее финансовой и социальной результативности. Низкий уровень трудовых пенсий по старости, постоянно снижающееся отношение средней пенсии к средней заработной плате, ограниченность ресурсов для финансирования социальных гарантий пенсионного характера требуют дополнительных научных исследований. Остается актуальным поиск необходимых изменений в пенсионном законодательстве и разработка направлений его совершенствования, адекватных современным экономи-ческим, социальным и демографическим условиям.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические вопросы социального и пенсионного страхования, развития пенсионной системы государства и ее реформирования, актуарных моделей и прогнозов исследованы в трудах ведущих отечественных ученых: Д. В. Алексеева, В. В. Антропова, И. В. Игнатенковой, С. С. Кабалкина, А. А. Лазаревского, Т. П. Ломакиной, С. О. Морозовой, В. Д. Роика, Т. Ю. Сергеевой, О. В. Синявской, И. В. Стоноженко, Т. А. Федоровой, Е. М. Четыркина, а также зарубежных специалистов: Л. Виллмора, К. Мартино, М. Рашида и др. Исследованию пенсионных моделей посвящены работы Н. Ю. Борисенко, А. К. Соловьева, Д. Ю. Федотова, С. Ю. Яновой. Анализ текущего финансового состояния пенсионного страхования приведен в трудах В. Я. Волкова, Г. П. Дегтярева, В. В. Шушкова. Прогнозы развития и направления совершенствования обязательного пенсионного страхования в РФ сделаны В. И. Баскаковым, М. Э. Дмитриевым, Д. С. Львовым, А. К. Соловьевым, специалистами Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), Совета Федерации РФ, Всемирного Банка, ТАСИС. Помимо них, существуют актуарные модели развития обязательного пенсионного страхования в РФ, разработанные и предложенные А. Л. Лельчуком, Д. В. Помазкиным, Е. А. Яненко.
В то же время некоторые вопросы, связанные с функционированием обязательного пенсионного страхования, остаются дискуссионными. Например, не в полной мере исследована концепция обязательного пенсионного страхования, обоснованы различия между такими экономическими категориями, как «государственное пенсионное страхование», «обязательное пенсионное страхование», «пенсионное страхование в целом». Требуют дополнительного развития вопросы, связанные с поиском путей совершенствования и разработки концеп-туальных основ реформирования пенсионной системы в РФ, отсутствует еди-ный взгляд на применение различных источников достижения сбалансированности и финансовой автономии Пенсионного фонда РФ (ПФР). Остаются дискуссионными и вопросы, связанные с поиском и применением вариантов доведения пенсионного обеспечения до уровня мировых стандартов. Таким образом, сложность и многогранность проблем проведения пенсионной реформы, актуальность изучения особенностей развития и функционирования обязательного пенсионного страхования в РФ и поиска новых направлений его совершенствования обусловили выбор темы, а также цель и задачи настоящей работы.
Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретиче-ских положений и разработке практических рекомендаций, направленных на совершенствование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– охарактеризовать основания классификации, присущие моделям разных пенсионных систем и выделить особенности российской пенсионной модели;
– выявить особенности обязательного пенсионного страхования в Рос-сийской Федерации и обосновать специфические признаки, присущие его государственному финансовому регулированию;
– провести анализ соотношения страховых и нестраховых элементов трудовой пенсии по старости и охарактеризовать ее структуру;
– обосновать возможность применения оценки финансовой и социальной результативности обязательного пенсионного страхования и представить для нее комплекс показателей;
– разработать методические рекомендации по повышению финансовой результативности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
– исследовать существующие методики расчета базовой и дореформен-ной частей трудовой пенсии по старости с целью их совершенствования и по-вышения социальной результативности российского обязательного пенсионного страхования.
Объектом исследования является система обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Предмет диссертационного исследования – финансовые отношения, складывающиеся в ходе функционирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации между всеми его участниками.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные положения экономической науки, раскры-вающие общие закономерности и особенности функционирования пенсионного страхования, теоретические и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам социального и обязательного пенсионного страхования, формирования и использования социальных внебюджетных фондов, оценки результативности и эффективности общественных финансов, государственного финансового регулирования экономики.
При проведении исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, компаративный, научной абстракции, анализа и синтеза, структурно-функциональный и историко-логический приемы, способы логического обобщения, группировки, сравнения, функционального и статистического анализа, графические методы представления информации.

Оставьте комментарий