Проблемы ЖКХ 2018

Основные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере развития государственно-муниципального частного партнерства и пути их решения

  • | Печать |

Подробности Категория: Основные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере развития государственно-муниципального частного партнерства и пути их решения

Решение задачи создания эффективной системы финансирования сферы жилищно-коммунальных отношений требует особого внимания. В значительной мере организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления и напрямую влияет на уровень и качество жизни большинства жителей муниципальных образований. В настоящее время эта сфера отношений является источником постоянного социального напряжения и социальных конфликтов, связанных с:

  • высокой изношенностью и низкой энергоэффективностью жилищного фонда и коммунальных сетей;
  • непрозрачностью процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, слабым распространением практики установления индивидуальных для каждого дома размера платы за жилое помещение;
  • слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций, низким качеством услуг, предоставляемых ими населению, наряду с высокой стоимостью этих услуг;
  • насаждением одной организационно-правовой формы объединения собственников – товариществ собственников жилья, наряду с неэффективным функционированием ТСЖ, обусловленным, в том числе, повсеместной пассивностью и низкой правовой грамотностью собственников, а также распространенными злоупотреблениями недобросовестных должностных лиц, стремящихся к подмене реальных ТСЖ их фиктивными аналогами.

При этом муниципальные образования не только не имеют реальных финансовых возможностей для решения этих проблем, но и достаточных возможностей по организации надлежащего контроля и регулирования в данной сфере.
Принципиального решения требуют вопросы высокого износа основных фондов коммунальной инфраструктуры и низкого качества обслуживания многоквартирных домов, что соответственно влечет падение качества и комфорта проживания в них граждан. Безусловно имеется положительный эффект от деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ, за счет средств которого и средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в основном и осуществляется капитальный ремонт многоквартирных домов. Вместе с тем такой капитальный ремонт осуществляется в минимально-необходимых объемах. При этом зачастую не ставится задача повышения уровня эффективности использования ресурсов, снижения потерь и повышения уровня благоустройства дома при проведении его ремонта. В результате отремонтированные многоквартирные дома не соответствуют современным требованиям.
В целях выхода из сложившейся ситуации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 102-р утверждена концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». В данной Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:

  • обеспечение к 2020 году собственников многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене;
  • совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда (создание ТСЖ и управляющих организаций);
  • развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-муниципально-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);
  • перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот);
  • развитие системы ресурсо- и энергосбережения (приборы учета).

Однако сама федеральная целевая программа до сих пор не принята. Вместе с тем требуются серьезные изменения характера общественных отношений в сфере коммунального хозяйства. Видится целесообразным инициировать целевой государственный заказ на проекты модернизации инфраструктуры, в том числе распространение механизмов государственных гарантий инвестиций в инфраструктуру муниципальных образований и в межмуниципальные инфраструктурные проекты.

Необходимо также отметить, что в настоящее время не определены механизмы дальнейшей, после завершения сроков работы Фонда, государственной поддержки собственников помещений в проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов и модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

В этой связи отдельного внимания требуют вопросы межбюджетных отношений. Например, при формировании бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год в расчетах потребности муниципального образования в финансовых средствах, расходы на капитальный ремонт муниципального имущества не принимаются во внимание. Доходы от сдачи такого имущества в аренду учитываются в общей сумме доходов бюджета муниципального образования, которые направляются на финансирование расходов (на содержание учреждений, благоустройство и иные учтенные в расчете мероприятия), утвержденных в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Аналогичное внимание требуется уделить при решении вопроса о ремонте другого муниципального имущества в сфере ЖКХ: теплотрасс, котельных и водопроводов, так как в структуре действующих тарифов соответствующие средства в достаточном объеме не предусматриваются.

Другой проблемой, не способствующей полноценному финансовому обеспечению полномочий муниципалитетов в сфере ЖКХ, является действующая методика анализа финансовых потребностей муниципальных образований в целях выравнивания бюджетной уровня их расчетной обеспеченности. Указанная методика не учитывает фактический рост цен и тарифов на коммунальные услуги, которые занимают в расходах муниципальных учреждений второе место после заработной платы. Рост тарифов на коммунальные услуги по теплу и электрической энергии значительно превышает прогнозируемый рост тарифов, рассчитанных по этой методике. Данная методика содержит понижающие коэффициенты к утвержденным нормативам по ряду расходных полномочий. Например, при применении понижающих коэффициентов по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда нормативные расходы уменьшаются на 55 процентов, а по капитальному текущему ремонту дорог и их содержанию на 95 процентов.

Таким образом, муниципальное имущество невозможно отремонтировать за счет средств местного бюджета, что входит в противоречие с обязанностью собственника проводить капитальный ремонт муниципального имущества.
Следующей концептуальной проблемой, препятствующей эффективному развитию сферы ЖКХ, является непрозрачность процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, что вызывает необоснованный рост стоимости коммунальных услуг в целом и существенно превышающий темпы роста доходов граждан. В совокупности со слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций данной обстоятельство порождает низкое качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, и сопровождается высокой стоимостью этих услуг. Еще одной важной проблемой при реализации полномочий муниципалитетов является отсутствие действенного контроля со стороны муниципальных образований за деятельностью организаций, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, что является следствием отсутствия у муниципалитетов реальных рычагов влияния на эти организации.

В то же время, проблемы ЖКХ сегодня невозможно решить только за счет финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Государственно-муниципально-частное партнерство является важным инструментом развития муниципальной, прежде всего, жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Важнейшим условием для развития жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований является привлечение в неё частных инвестиций. Развитие государственно-муниципально-частного партнерства на территории муниципальных образований требует объединение усилий органов власти всех уровней. На федеральном и региональном уровне должны быть приняты соответствующие законы и подзаконные акты, разработаны и внедрены программы, стимулирующие сотрудничество между муниципальными образованиями и бизнесом.

Существенной составляющей данных программ должно стать обучение выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, информирование органов местного самоуправления о круге потенциальных инвесторов, о технологиях работы с ними, опыте других муниципалитетов по реализации инвестиционных проектов, создание общедоступных баз инвестиционных предложений и проектов, методическая поддержка органов местного самоуправления в данной сфере, как на этапе подготовки инвестиционных предложений, так и на этапе их реализации. Общественные организации и объединения муниципальных образований также могут внести значительный вклад в процесс развития публично-частного партнерства на местном уровне.

Необходимо также внести в жилищное законодательство соответствующие положения, предусматривающие расширение рынка арендного жилья, субсидирование государством ставки ипотечного кредита, расширение возможностей муниципальных образований по строительству муниципального жилья, а также внедрение форм жилищной кооперации как организационно-правовой формы приобретения, владения и распоряжения жилыми помещениями.

В целях недопущения выселения детей из жилых помещений «в никуда», необходимо внести соответствующие поправки в нормы проекта федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключающие возможность выселения ребенка при совершении сделок с жильем, в порядке реализации залога и т.п.

Мониторинг ситуации и формулирование предложений в данной сфере, а также проведение мероприятий по обучению и обмену опытом для руководителей муниципальных образований и граждан является одним из важных направлений деятельности ВСМС.

Презентация по законопроектам №59728-6 и №37117-6

В течение 2018 года на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 29 004 обращения. На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ. Итоги анализа приведены в сводной таблице и диаграммах ниже.

Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам 2018 года?

ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль» по итогам 2018 года с разбивкой по кварталам

Отчетный период I квл. 2018 II квл. 2018 III квл. 2018 IV квл. 2018 общее кол-во % от всех обращений
1. Начисление платы за ЖКУ 1735 1322 1197 1347 5601 19,31
2. Управление МКД 1082 1100 955 852 3989 13,75
3. Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества 1031 932 1015 884 3862 13,32
4. Качество коммунальных услуг 1137 537 901 1030 3605 12,43
5. Капитальный ремонт 550 620 708 536 2414 8,32
6. Благоустройство придомовой территории 569 582 629 416 2196 7,57
7. Общие собрания собственников 288 310 229 249 1076 3,71
8. Проблемы с приборами учета 188 186 170 244 788 2,72
9. Общее имущество (состав, использование, возврат) 245 165 126 171 707 2,44
10. Иные 1221 1201 1171 1173 4766 16,43
Общее количество обращений 6825 5754 5930 5729 29004 100

Комментарий исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой:

«Анализ обращений демонстрирует, что наибольшее беспокойство граждан вызывают проблемы, связанные с управлением многоквартирным домом. В совокупности этим вопросам посвящено треть обращений (2-я, 3-я, 7-я и 9-я строчки рейтинга — 33.22 %). В последние годы был принят целый ряд новаций в данной сфере, в первую очередь они характеризуются усилением роли органов власти в части контроля за сферой управления многоквартирными домами. При этом приходится констатировать, что усилия эти пока не привели к желаемым результатам.

Очевидно, что одна из важнейших причин, порождающих проблемы в сфере управления МКД – крайняя запутанность и противоречивость законодательства, регулирующего данную сферу, что обуславливает непрозрачность данной сферы для собственников, создает сложности в принятии и реализации ими решений по управлению МКД.

Серьезными проблемами управления МКД являются — отсутствие адекватной методики расчета стоимости работ по содержанию и текущему ремонту МКД, отсутствие реальных механизмов контроля собственников за выполнением работ по управлению МКД и перечислением средств за эти работы управляющим организациям, распространение практики «перекрестного финансирования» в сфере управления МКД, множественные формы управления даже на уровне одного многоквартирного дома (ТСЖ и общее собрание), отчуждение общедомового имущества, сложности в организации и проведении общих собраний собственников, массовые случаи подделки протоколов общих собраний и т.п.

По мнению большинства экспертов, данная сфера требует серьезного реформирования. Необходимо устранять противоречия законодательства, усиливать права собственников, одновременно увеличивая их ответственность за принятие решений, необходимо усиливать также систему государственной поддержки тех собственников, которые берут на себя ответственность за улучшение состояния своего МКД, в том числе проводят мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности своего дома».

Методика формирования списка

Общероссийский центр общественного контроля в сфере ЖКХ осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ. В ходе отчетного периода в 80 субъектах РФ действовали Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан.

В центрах работали общественные приемные, в ряде регионов открыты телефоны «горячих линий», которые в ежедневном режиме осуществляли прием обращений и жалоб от граждан.

При составлении рейтинга «список основных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства» использованы обращения, поступившие в региональные центры общественного контроля на горячие линии, в рамках приема граждан, по электронной почте, посредством Почты России, через официальные сайты. В свою очередь, в Общероссийский центр обращения поступали аналогичными путями.

Формирование рейтинга проблем в сфере ЖКХ осуществлялось в несколько этапов.

На первоначальном этапе был составлен рубрикатор проблем (тем), встречающихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Перечень направлен в Региональные центры.

На втором этапе Региональные центры общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства распределили все поступившие обращения по ранее сформулированным темам.

На следующем этапе все собранные данные из региональных центров были перенаправлены в Национальный центр.

На последнем этапе эксперты Национального центра суммировали информацию, полученную из регионов, с данными, сформированными на основании обращений, которые поступали в Национальный центр, обобщили некоторые рубрики между собой.

Итоговый рубрикатор проблем выглядит следующим образом:

  1. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (5 601 обращение, что составляет 19,31%) и включает следующие проблемы:
  • соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
  • перерасчеты;
  • формирование и доставка платежных документов;
  • дополнительные платежи, комиссии;
  • установление и изменение размера платы за жилое помещение;
  • начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (1 126 обращений, что составляет 3,88 % от общего количества обращений).
  1. Управление МКД (3 989 обращений, что составляет 13,75%), включает следующие проблемы:
  • споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
  • законность действий УК, ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
  • раскрытие информации управляющими организациями;
  • лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • договор управления;
  • предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
  • проблемы работы и использования ГИС ЖКХ – 159 обращений, что составляет 0,55% от общего количества обращений;
  • создание и деятельность советов МКД.
  • Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества (3 862 обращения, что составляет 13,32 %) включает следующие проблемы:
  • ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов;
  • фактическое состояние МКД;
  • установление признаков, достаточных для признания МКД аварийным.
  1. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (3 605 обращений, что составляет 12,43 %) .
  2. Капитальный ремонт (2 414 обращений, что составляет 8,32 %) и включает следующие проблемы:
  • сроки проведения капитального ремонта (обоснованность сроков, установленных регпрограммами, соблюдение сроков согласно договорам подряда);
  • размер взноса на проведение капитального ремонта;
  • отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
  • качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
  • организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
  • выполнение гарантийных обязательств;
  • прочее.
  1. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (2 196 обращений, что составляет 7,57 %), в том числе:
  • реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» — 359 обращений, что составляет 1,24 % от общего количества обращений.
  • Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (1 076 обращений, что составляет 3,71 % от общего количества обращений) включает следующие проблемы:
  • подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
  • — фальсификации документов;
  • — доступность сведений о собственниках помещений;
  • — другое;
  • Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета (788 обращений, что составляет 2,72%), включают вопросы:
  • приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, поверка, эксплуатация;
  • установление факта наличия или отсутствия технической возможности установки;
  • стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями;
  • рассрочка платежа;
  • иное.
  • определение состава общего имущества;
  • законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность;
  • взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме;
  • иное.
  1. Определение состава, законность отчуждения и использования, возврат общего имущества в многоквартирном доме (707 обращений, что составляет 2,44 % от общего количества обращений) включает в себя:
  2. Иные темы (4 766 обращений, что составляет 16,43%) включают следующие проблемы:
  • социальный наем;
  • жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая (299 обращений, что составляет 1,03 %);
  • реализация региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (387 обращение, что составляет 1,33%);
  • заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
  • сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования;
  • заключение прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающими организациями (141 обращение, что составляет 0,49%);
  • проч.

УДК 332.65

Проблемы управления ЖКХ

Э.В. Степанова

к. э. н., доцент кафедры Международного менеджмента Красноярский государственный аграрный университет Россия, город Красноярск Р.А.Руньков

Магистрант 2 курса кафедры Международного менеджмента Красноярский государственный аграрный университет Россия, город Красноярск

Аннотация: В статье отражены особенности управления муниципальными предприятиями в области ЖКХ. Рассматриваются основные проблемы управления ЖКХ и предлагаются к использованию технологии ресурсосбережения для получения экономического эффекта.

Ключевые слова: ЖКХ, муниципальный менеджмент, эффективность деятельности муниципальных предприятий.

Management problems in ZKH branch E.V. Stepanova

Candidate of Economic Science, associate professor of the International management

department Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk R.A.Runkov

Keywords: ZKH branch, municipal management, economic efficiency of municipal enterprises.

Жилищно-коммунальное хозяйство является многоотраслевым комплексом, который по существующему законодательству относится к компетенции органов местного самоуправления. Но в администрации многих регионов отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся проблемами ЖКХ региона и вывода его из кризисного состояния.

Сегодня основные фонды ЖКХ характеризуются следующими показателями:

— износ объектов коммунального хозяйства составляет 70%;

— форма собственности — муниципальная;

— применяемые технологии неэффективны и энергозатратные.

Для изменения сложившейся ситуации необходимы модернизация объектов и систем водоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения, а также сформировать систему управления ЖКХ, определить сроки реализации антикризисных мер .

Реформы, проводимые в стране и регионах требуют изменения структуры и иерархии функций управления. Появились хозяйствующие субъекты, которые сами начали создавать бизнес-планы, строить дороги и улицы, формировать свою инфраструктуру. На первый план в иерархии управленческих функций выходят такие задачи, как планирование, координация и посредничество. Перегруженные системы управления перестают адекватно реализовать, координировать и прогнозировать происходящие процессы, теряют эффективность.

Особое внимание уделяется вопросам экономической эффективности, юридическому разграничению полномочий и правовому обоснованию современных механизмов управления в системе предприятий ЖКХ, кадрового состава и подготовки соответствующих управленцев. Менеджмент предприятий на современном этапе развития зависит от многих факторов и является достаточно сложным.

Предприятия коммунального комплекса муниципальных образований, работающие в современных экономических условиях, как и иные субъекты предпринимательства, подвергаются воздействию внешней среды, в которой, как правило, происходят изменения, вызванные различными факторами:

— изменением цен на топливно-энергетические ресурсы и ремонтно- строительные материалы;

— ростом и снижением объемов потребления услуг в связи с сезонностью их потребления;

— потребностью в дополнительных услугах;

— жестким регулированием отпускных цен (товаров) на коммунальную продукцию (услуги) со стороны органов государственного и муниципального управления и другими. Происходящие изменения повышают степень неопределенности при принятии управленческих решений, что приводит к увеличению хозяйственных рисков при достижении планируемых результатов.

Коммунальные услуги имеют элемент естественной монополии, однако такая характеристика не применима к предприятиям, занятым управлением и эксплуатацией жилищного фонда. Действительно, компании, оказывающие услуги по техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции, следует рассматривать как конкурентные предприятия.

Главной проблемой существующих компаний по эксплуатации жилищного фонда является отсутствие у них эффективной конкуренции и заинтересованности в снижении цен на услуги, которые они оказывают населению. Кроме того, они являются вертикально интегрированными компаниями в противоположность хорошо функционирующему рынку, где выгоды от специализации обычно ведут к появлению многочисленных фирм. Для поощрения конкурентного рынка в сфере эксплуатации жилых зданий, что привело бы к повышению эффективности услуг и снижению их стоимости для потребителей, необходимо разорвать прочную связь между местными органами власти и поставщиками услуг. Однако стимулов для изменения нынешних взаимоотношений недостаточно, поскольку местные власти не хотят терять прямой контроль над этими предприятиями. Даже там, где сформированы акционерные компании, они не вступают между собой в реальную конкуренцию, а вместо этого делят существующий рынок с помощью долгосрочных договоров, которые уничтожают конкуренцию и крайне затрудняют либо вовсе исключают доступ на рынок новых предприятий.

Некоторым потенциалом для улучшения работы местных монополий в сфере водоснабжения и центрального отопления обладают частные концессии. Однако для достижения дальнейшего прогресса необходимо обеспечить регулирование местных поставщиков услуг. Хотя регулирующие органы сформированы, в большинстве мест они недостаточно откликаются на изменение экономических условий, зачастую не справляясь, например, со своевременной корректировкой тарифов вслед за ростом цен на энергоносители. Кроме того, городские администрации жалуются на недостаток законодательства в сфере регулирования локальных монополий, например, в таких сферах, как водоснабжение и центральное отопление.

Сейчас у потребителя-гражданина отсутствует реальное право заказывать услуги жилищно-коммунального хозяйства необходимого качества и количества и отвечать за оплату этих услуг. Конституция РФ наделила гражданина правом выбора, но сейчас нет ни рынка управляющих

компаний, где эти услуги можно заказать, ни конкуренции как между управляющими компаниями, так и среди производителей услуг. Значит, этот рынок нужно создавать. Одна из причин кризиса жилищно-коммунального хозяйства — серьезная зависимость предприятий, прежде всего в сельских муниципалитетах, от ресурсных монополистов — энергетиков, газовиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, всем основным элементам коммунального хозяйства объективно присущи монопольные свойства. Задача ограничения этого монополизма (демонополизации) достаточно сложна. Такому ограничению могло бы способствовать разукрупнение потребления жилищно-коммунальных услуг путем ухода от системы жилищно-эксплуатационных организаций, объединяющих жителей сотен домов, и передачи функций управления эксплуатацией дома товариществам собственников жилья .

Демонополизация и конкуренция еще в большей степени необходимы в сфере производства и предоставления коммунальных услуг. Для конкуренции за право управлять инженерной инфраструктурой должны быть созданы соответствующие условия.

Управление муниципальными предприятиями и учреждениями в области ЖКХ направлено на достижение следующих целей:

1. Оптимизация структуры и количества муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Количество муниципальных унитарных предприятий (МУП) в РФ весьма значительно. Однако отраслевое распределение унитарных предприятий далеко не рационально, что сдерживает развитие рыночных отношений и конкурентной среды в ряде отраслей. Поэтому актуальной остается проблема сужения круга унитарных предприятий до минимума, обеспечивающего выполнение этими предприятиями общегосударственных функций. Унитарные предприятия должны сохраняться (создаваться) только в следующих случаях:

— осуществление деятельности, предусмотренной законодательством исключительно для унитарных предприятий;

— производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте, а также обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации;

— осуществление социально значимой деятельности;

— в приоритетных с точки зрения государственной политики отраслях;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством для обеспечения интересов государства или реализации пилотных проектов .

В случае несоответствия организационно-правовой формы унитарных предприятий и учреждений осуществляемой ими деятельности проводится их приватизация или реструктуризация, включая реорганизацию и реализацию интеграционных механизмов. В случае неспособности предприятий и учреждений выполнить возложенные на них задачи проводится их ликвидация, в том числе через процедуры несостоятельности (банкротства). Выделенные муниципальные унитарное предприятия можно классифицировать как прибыльные, безубыточные и убыточные (дотируемые для выполнения государственного заказа). Требуется провести анализ деятельности учреждений и выполняемых ими задач с целью выявления дублирования функций, нерационального распределения обязанностей и сформировать оптимальную структуру учреждений.

2. Во-вторых, повышение эффективности деятельности муниципальные унитарных предприятий и учреждений, в том числе путем ресурсосбережения.

Основными критериями эффективности деятельности указанных организаций являются выполнение в полном объеме поставленных перед ними задач, увеличение поступлений в бюджет от использования закрепленного за ними имущества, увеличение чистых активов, обновление производства, сохранение и увеличение рабочих мест.

Важнейшей частью реформы ЖКХ является программа энергосбережения, так как это позволяет снижать себестоимость работы предприятий ЖКЗ, что в свою очередь снижает

необходимость постоянно поднимать цены на эти услуги, что так болезненно воспринимается населением.

В реализации программы энергосбережения первоочередной задачей является создание системы учёта расхода ресурсов, которая позволит четко определять объём потребления и уровень потерь. Без организации коммерческого учёта расхода тепла любые усилия жильцов по утеплению своего жилья могут только обеспечить комфортные условия проживания, а не экономию теплоэнергии, а значит и денежных средств.

Заинтересованность жильцов, как и эксплуатационных служб, в энергосбережении в настоящий момент значительно ослаблена, поэтому мероприятия по подготовке жилфонда к зиме носят чисто технологический, процедурный характер и не увязаны с экономическим эффектом от энергосбережения. В связи с этим первоочередное значение имеет самоокупаемость данных мероприятий.

Актуальной проблемой является также энергосбережение твердых отходов. Реализация масштабной программы ресурсосбережения в ЖКХ — важнейший резерв повышения экономической эффективности системы санитарной очистки в муниципальных образованиях и городах России. Социальный аспект программы — повышение качества среды обитания, предоставление новых рабочих мест. Проблема утилизации и обезвреживания твердых отходов производства и потребления является одной из наиболее значимых мировых проблем в области охраны окружающей среды. Под полигоны (свалки) твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками. Европейские страны решили эту проблему через организацию эффективной системы санитарной очистки и создание специальной отрасли экономики, создающей условия для повышения экологического потенциала городов и их окружения. В России необходимо совершенствовать организацию процесса утилизации городских отходов, что способствует значительному ресурсосбережению в отрасли ЖКХ.

Для успешного решения проблемы ресурсосбережения при обращении с твердыми бытовыми отходами в ЖКХ необходимо развивать и совершенствовать организацию процесса утилизации городских отходов создание системы управления потоками отходов и вторсырья, необходима организация активного участия населения, строительство комплексов по сортировке и компактированию ТБО, мусороперерабатывающих заводов, необходимо создать конкурентную среду, стимулирующую участие деятельности субъектов малого предпринимательства в этой сфере.

Таким образом, оценка эффективности программ энергосбережения в сфере ЖКХ должна осуществляться по разным направлениям:

Оценка коммерческого эффекта этих мероприятий.

Социальный эффект.

Экологический эффект.

Для достижения эффективности определена необходимость реализации муниципального программного менеджмента как управленческой деятельности по муниципальным целевым программам, способствующего решению проблем ЖКХ.

Муниципальный программный менеджмент является гибкой, живой, рабочей формой деятельности муниципальных специалистов, специфичной по определенному рамками программы объекту и предмету деятельности, но не вырванной из контекста функционирования муниципалитета (сочетающей локальность и встроенность в муниципальную практику в силу целевой конкретности, единства концептуальных целей и направления развития, органической связи целевой программы с муниципальным окружением и её ограниченности во времени.)

Список литературы:

1. Федеральный закон от 6 октября 2007 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

3. Кузнецов, И.А. Методологические аспекты муниципального управления ЖКХ Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. — 224 с.

ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

В.С. Чекурдаев, магистрант

Научный руководитель: М.Е. Леонова, доцент

Брянский государственный инженерно — технологический университет (Россия, г. Брянск)

Аннотация. В данной статье приведен анализ жилищного фонда Росии, также были рассмотрены главные проблемы и перспективы развития жилищного фонда. Проблема жилищно-коммунального хозяйства становится одной из самых актуальных социально-экономических проблем в стране. Повышение уровня благосостояния населения является одной из приоритетных задач государства. Одним из основных направления решения данной задачи является обеспечение доступности жилья и жилищных услуг для каждой семьи, решение жилищной проблемы является одним из приоритетов социально-экономического развития нашей страны.

Ключевые слова: жилищный фонд, проблемы и перспективы жилого фонда, ЖКХ, жилищное хозяйство, развитие жилищного фонда, модернизация жилищного фонда.

Одной из наиболее важнейших направлений социально-экономических преобразований в нашей стране выделяется реформирование, модернизация и развитие жилищной сферы, создающей необходимые жизненные условия для человека. Главными отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство. Они обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до прямых потребителей .

В нашей стране уровень развития жилищной сферы не соответствует международным требованиям; возложенные на нее задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения.

В связи с этим проблема жилищно-коммунального хозяйства становится одной из самых актуальных социально-экономических проблем в стране. Повышение уровня благосостояния населения является одной из приоритетных задач государственной политики. Одним из основных направления решения данной задачи является обеспечение доступности жилья и жилищных услуг для каждой семьи.

К основным составляющим жилищной проблемы в нашей стране можно отнести:

— старение жилищного фонда;

— нарастающий износ инженерных коммуникаций и интенсивное выбытие жилищного фонда;

— недостаточные объемы нового жилищного строительства;

— недостаток инвестиционных ресурсов и, как следствие, низкий уровень инвестиционной активности;

— отсутствие муниципальных программ и реальных механизмов по обновлению сложившейся застройки города, инженерных коммуникаций;

— рост числа организационных форм управления жилищно-коммунальным комплексом, не соответствующих современным методам, в частности, на муниципальном уровне .

Проблемные ситуации в жилищном фонде имеют комплексный характер, они охватывают сразу несколько уровней власти: экономический, технический, психологический и другие аспекты. А также являются важным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для стабилизации и экономического роста. Преодоление этих проблем в большей степени зависит от глубины научных пред-

ставлений о сущности и особенностях развития отрасли, об условиях, механизме регулирования, степени государственного участия и привлечения бизнеса, о социально-экономической эффективности жилищного фонда. Поэтому для решения возникших вопросов необходим системный подход, синтезирующий усилия руководителей разных уровней и специалистов разных профилей. Выделим основные аспекты проблем жилищного фонда:

— количественный аспект (нехватка жилья);

— структурный аспект (несоответствие демографической структуре семьи структуры жилищного фонда);

— качественный аспект (не состыковка имеющегося жилищного фонда и требуемых для потребительского населения);

— эксплуатационный аспект (несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда (рисунок).

Рисунок 1. Основные аспекты проблем жилищного фонда.

Количество жилищного фонда во многих городах страны не соответствует демографической структуре населения, что определенно ухудшает жилищные условия горожан. Многим семьям приходится довольствоваться коммунальными квартирами и общежитиями. В настоящее время средняя жилищная обеспеченность в городах страны составляет не более 18 кв.м. общей площади жилья на одного жителя, часть населения имеют менее 9кв.м. на душу населения, зачастую, в коммунальных квартирах. Важным аспектом проблемы жилищного фонда является несоответствие существующего жилищного фонда функционально-потребительским требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: неудобная планировка, недостаточный уровень производства, звукоизоляция, влагостойкость и другие параметры жилых помещений. Отсутствие современных моделей благоустрой-

ства и конструктивных недостатков жилых зданий является причиной завышения потребления энергоресурсов и воды.

По уровню обеспеченности населения жильем (без учета качества и комфортности) Россия значительно отстает не только от всех высокоразвитых стран мира, но и от многих развивающихся. В среднем на 1 человека в России приходится 20,7 кв. метра жилой площади (в Москве около 25 кв. метров), а в США -70 кв. метров, в Великобритании — 62 кв. метра, в Германии — 50 кв. метров, в Китае — 27 кв. метров .

Рассматривая качество жилья, следует обратить внимание на жилую среду в общем, со стороны архитектурно-планировочных, строительных, социальных, экологических, эстетических и многих других аспектов. Например, до недавнего времени первые позиции в жилищном строительстве занимали ти-

повые панельные многоэтажные дома с высокой плотностью жилищного фонда и населения на единицу территории. Однако, по мнению экспертов, данные жилищные образования формируют деструктивную жилую среду, не отвечающую требованиям экологии и комфортабельности. Еще одной серьезной проблемой ЖКХ является высокий износ систем жизнеобеспечения. Например, старение жилищного фонда России, быстрый переход его в категорию ветхого и аварийного. Он ставит под угрозу личное благополучие уже большинства жителей РФ — по данным Рос-строя, общий износ основных фондов в ЖКХ составил более 60%, а четверть основных фондов уже полностью отслужила свой срок. Более 300 млн. кв. м (11% всего жилищного фонда) нужда-

ется в неотложном капитальном ремонте».

Качество жилой среды зависит от уровня содержания и технического обслуживания жилых домов. В этой области также имеется целый ряд острых вопросов: низкий уровень обслуживания инженерного и санитарно-технического оборудования жилых зданий, несвоевременное проведение капитальных и текущих ремонтов, неудовлетворительное санитарное содержание лестничных клеток и придомовых территорий и т. д. Да, в последнее время мы видим массовое жилищное строительство и крупные объемы ремонтно-реконструктивных работ, однако в целом это не решает жилищную проблему должным образом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1. Состояние жилищного фонда РФ (на конец года).

Состояние жилищного фонда Российской Федерации

Показатель 2016 г. 2017 г.

Общий размер жилищного фонда млн. кв. м., площади жилищ 3473 3581

Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя кв.м. 24,7 25

Ветхий и аварийный жилищный фонд млн. кв. м., площади жилищ 40,8 100,0

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде, % 2,7 2,5

Число построенных квартир, тыс. 602,0 96,0

Средний размер построенных квартир, кв.м общей площади 68,2 85,3

Жилищная проблема имеет множество элементов, требующих значительных условий по ее решению. Выделим основные пути решения проблем жилищной сферы:

— поиск и привлечение различных источников финансирования строительства и реконструкции жилья, а также капитального ремонта (подготовка и реализация государственных и муниципальных жилищных программ и проектов, создание городских фондов строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение инвесторов, строительных компаний, предприятий и организаций);

— обеспечение жильем широких слоев населения (оказание реальной помощи населению в приобретении жилья, создание хороших условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, развития

системы жилищного кредитования, в том числе ипотеки);

— модернизация и развитие системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (подготовка и реализация систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, рассмотрение вопроса о предоставлении бесплатного или оптимального по стоимости муниципального жилья и т. д.);

— усовершенствование архитектурно-планировочных и строительных подходов к формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной и комплексной застройки, включающей благоустройство территории, переход от типовых проектов к индивидуальным);

— совершенствование качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение качества реконст-

рукции и ремонта жилищного фонда, экономия энергоресурсов, повышения качества жилищно-коммунальных услуг) .

Для достижения эффективного развития жилищного фонда в первую очередь должны быть решены следующие основные задачи:

— в области жилищно-коммунального хозяйства — усовершенствование качества функционирования жилищно-коммунального комплекса РФ;

— в области обеспечения доступности жилья — усовершенствование финансовых механизмов рынка жилья, обеспечивающих доступность приобретения жилья для всех слоев населения, развитие системы для поддержки малоимущих граждан;

— в части выполнения обязательств государства по обеспечению жильем граждан — обеспечение жильем в эффективной форме за счет средств бюджетов всех уровней отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемом государственных обязательств;

— в области жилищного строительства — повышение качества и эффективности жилищного строительства, приведение основных (структуры и технических) характеристик жилья в соответствие с потребностями населения .

В области жилищного строительства следует обратить внимание, что строительство — это только один из способов воспроизводства жилищного фонда. Масштабы и эффективность использования жилищного фонда определяется перспективами развития того или иного поселения и состоянием имеющегося фонда. Следовательно, модернизация, ремонт и реконструкция жилищного фонда должны быть рассмотрены не только как способы воспроизводства, дополняющие строительство, но и как альтернатива ему. Одним из важнейших

факторов, обеспечивающего рациональное использование средств, направляемых на решение жилищной проблемы, является недопущение абсолютизации нового жилищного строительства и учет изменения в перспективе конкурентоспособности поселений.

Развитие и модернизация жилищного фонда, удовлетворение спроса и потребности общества в жилье должны быть направлены на повышение качества жилища и коммунальных услуг, не только на увеличение потребления жилья. Ресурсы, вложенные в поддержание жилищного фонда в эксплуатационно-пригодном состоянии, позволят более эффективно его использовать. Реальное повышение качества жилищно-коммунальных услуг вызовет уменьшение удельных объемов потребления энергетических и топливных ресурсов и воды и будет позитивно восприниматься населением.

Заключение

В целом, можно сделать вывод, что решение жилищной проблемы является одним из приоритетов социально-экономического развития нашей страны. Достаточно отметить, что в ветхом и аварийном жилищном фонде проживают более 2,5 млн. чел., а его доля в общем объеме составляет 3,8%. По мнению многих экспертов, для улучшения жилищного фонда РФ первостепенное значение имеет проведение жилищной реорганизации в муниципальных образованиях, так как в них сосредоточен ветхий жилищный фонд, проживает и трудится большая часть населения страны и находятся основные мощности промышленных организаций. В любом случае, повышение уровня содержания жилищного фонда и развитие жилищного строительства возможны при наличии благоприятных тенденций изменения макроэкономической ситуации в стране .

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Байрамуков С.Х., Эбзеев М.Б. Методологический подход к формированию системы энергетических обследований в жилых зданиях серий «Инженерный вестник Дона», 2015.

4. Байрамуков С. Х., Долаева З. Н. Комплексный подход к проблеме модернизации жилищного фонда . — 2014.

5. Федеральный закон РФ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 23.11.2009.

HOUSING FUND OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

OF DEVELOPMENT

ББК У9(2)441.2

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖКХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ О.Г.Тимчук1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются отличительные черты и проблемы одной из самых социально значимых отраслей российской экономики — жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Обобщаются основные трудности в процессе его реформирования и тенденции развития ЖКХ на муниципальном уровне.

1Тимчук Оксана Григорьевна, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89016405451. Timchuk Oksana Grigorjevna, an assistant of the Chair of Finance and Credit, tel.: 89016405451.

Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: кризис ЖКХ; проблемы и перспективы реформирования ЖКХ; эффективность системы управления ЖКХ; инвестиционная привлекательность ЖКХ.

FUNDAMENTAL PROBLEMS AND DEVELOPMENT TENDENCIES OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AT

THE MUNICIPAL LEVEL

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

Переход к рынку обострил проблемы эффективности функционирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Процесс приватизации жилья и регулирующие его нормативные документы изменили структуру собственников жилья, что привело к изменению системы экономических взаимодействий в отрасли и повысило ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство муниципальных органов власти. ЖКХ в том виде, в котором оно представлено в настоящее время, выполняет две основные функции. Во-первых, доставшееся от прежней политической и экономической системы оказание помощи малоимущим слоям населения (социальная функция), а во-вторых, реализация жилищно-коммунальных услуг населению (экономическая функция). Существующее положение усугубляется высоким уровнем монополизации в системе ЖКХ, бесконтрольной тарифной политикой, неэффективной системой управления.

ЖКХ — это многофункциональный комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. Производственная структура ЖКХ в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод. ЖКХ представляет собой наиболее значимую часть национальной экономики, основой его развития является рост населенных пунктов и потребности населения в услугах жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство имеет ряд особенностей, которые отличают его от других отраслей. К специфическим чертам отрасли ЖКХ следует отнести:

— локальный характер деятельности, т.е. потребителями продукции (услуг) являются, прежде всего, население и местные предприятия промышленности, транспорта и др.

— процессы производства и потребления продукции (услуг) неразрывно связаны с другими отраслями, эта продукция не может накапливаться для последующей реализации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— предприятия ЖКХ должны быть готовы отпустить столько продукции и реализовать столько услуг, сколько их требуется в каждый конкретный момент времени;

— нецелесообразность предоставления коммунальной продукции сверх оптимального предела, определяемого численностью населения, размерами территории и особенностями ее планировки, своеобразием климатических условий, степенью развития градообразующей и градообслуживающей сфер;

— наличие резерва мощностей коммунальных предприятий, связанных с их ориентацией на максимальный уровень потребления услуг;

— независимость численности основного эксплуатационного персонала от объема производимой коммунальной продукции, что связано с выполнением работ по обслуживанию машин и оборудования, а также количеством дежурного персонала;

— отличная от других отраслей структура основных фондов, при которой удельный вес пассивной части в 2 раза выше, чем на промышленных предприятиях;

— особенная структура затрат на производство коммунальных услуг, при которой основными затратами являются расходы на энергоносители;

— многоотраслевой (более 30 отраслей) характер;

— высокая доля муниципальной собственности на земельные участки, водные и лесные ресурсы, жилой и нежилой фонд;

— конечным потребителем услуг являются домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации, органы власти.

Реформирование ЖКХ в России продолжается почти 15 лет. Однако следует отметить, что в настоящее время отрасль находится скорее в состоянии острого кризиса, чем успешного реформирования.

ЖКХ является одной из самых социально значимых, наиболее крупных и в то же время проблемных отраслей российской экономики. Количество предприятий и организаций ЖКХ превышает 52 тыс., что обеспечивает занятость около 4,2 млн. человек. Оборот отрасли в 2006 году достиг 1,3 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с 2005 г. на 200 млрд. рублей. Однако при такой динамике развития более двух тре-

тей организаций ЖКХ находятся на грани банкротства. На начало 2007 года кредиторская задолженность российских предприятий ЖКХ превысила 320 млрд. рублей, а дебиторская — 280 млрд. рублей.

Объем дотаций в отрасль также постоянно растет. Если в 1996 году он составлял около 4% ВВП, то по итогам 2007 года эта цифра достигла 12%. При этом инвестиции в основной капитал за десять лет сократились более чем в 2,2 раза. По данным Мининфор-мсвязи России , в среднем по России изношенность коммунальных сетей составляет около 50%, а в некоторых субъектах и муниципальных образованиях — 8090%. При предоставлении жилищно-коммунальных услуг в среднем по России теряется около трети ресурсов, а по отдельным видам ресурсов, например, по водообеспечению, потери достигают 90%.

Для того чтобы преодолеть кризис отрасли, дальнейшее развитие жилищно-коммунального комплекса, по мнению автора, должно осуществляться с применением современных методов и механизмов управления, непременно учитывающих местную (региональную, муниципальную) специфику.

Эффективный менеджмент на муниципальном рынке коммунальных услуг включает в себя следующие механизмы:

— организацию дифференцированных тарифов, учитывающих местные условия (причем стратегия ценообразования предприятий ЖКХ в рамках муниципалитета должна учитывать влияние таких факторов, как градостроительные особенности населенных пунктов, уровень благоустройства жилищного фонда, мощность предприятий жилищно-коммунальных услуг);

— создание условий по обеспечению конкуренции на основе конкурса оказания услуг на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг;

— использование в качестве инструмента экономического механизма управления предприятий-монополистов в сфере ЖКХ двуставочного тарифа, который, с одной стороны, способен сглаживать колебания доходов предприятия за счет сокращения потребностей в средствах, а с другой — отвечать интересам потребителя, который оплачивал бы услуги по мере их потребления.

Низкая эффективность системы управления ЖКХ в муниципальных образованиях выражается в:

— усилении административных рычагов управления;

— локальной монополизации всей сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг многоотраслевыми предприятиями;

— отсутствии или низкой эффективности договорных отношений;

— бюрократической сложности процедуры установления ставок по оплате населением жилищно-коммунальных услуг;

— неэффективной тарифной политике. Действующее законодательство не обеспечивает

системного решения проблем управления ЖКХ и не соответствует рыночным правилам поведения хозяйствующих субъектов, населения и работников ЖКХ. В этих условиях задача местных органов власти заклю-

чается в разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ муниципального образования:

1. Создание правовой среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности.

2. Организация конкурсов инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных вариантов.

3. Контроль процесса реализации инвестиционных проектов.

4. Содействие практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Создание информационной базы об экономическом потенциале муниципального образования, состоянии ЖКХ и его предприятий.

При рассмотренном подходе система управления ЖКХ на уровне муниципального образования представляется как трехзвенная система:

— собственники жилищного фонда и других объектов недвижимости;

— организации по управлению муниципальным жилищным фондом;

— подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Приоритетными задачами реформирования ЖКХ являются:

— экономическая (уменьшение расходов муниципального бюджета);

— социальная (повышение качества содержания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг);

— структурные (рыночные преобразования в ЖКХ муниципальных образований, эффективное управление жилищным фондом).

Среди решаемых в ходе реформирования ЖКХ задач одними из главных должны стать социальная защита населения при реализации реформы и создание условий для обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ в перспективе.

Мнения экспертов относительно перспектив реформы жилищно-коммунального хозяйства в России расходятся, но их можно свести к следующим основным положениям:

1. Формирование конкурентной среды рано или поздно обеспечит высокое качество услуг с умеренными ценами.

2. Рынки жилья и ЖКХ должны быть дополнены демократическим общественным контролем, прежде всего, в лице органов местного самоуправления.

3. Необходимо сохранить самостоятельность местного самоуправления и дать ему возможность формировать свои доходы, включая установление собственных налогов и сборов.

Стабильное и достаточное финансирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг может быть достигнуто путем обеспечения в бюджетной системе, а также у самих предприятий ЖКХ достаточного объема финансовых ресурсов. Основными мерами по

обеспечению такого уровня финансирования являются:

— переход на полную оплату потребителями, в том числе населением, жилищно-коммунальных услуг с учетом роста потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной сферы;

— упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;

— упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, создание эффективного механизма целевого использования инвестиционных составляющих тарифа на цели модернизации.

Библиографический список

1. Кузьменко В.В., Таран С.А. Оптимизация соотношения форм собственности жилья как направление реформы ЖКХ

2. Сугаипов М.Ю. Особенности жилищно-коммунального хозяйства как отрасли народного хозяйства // Организационно-экономические проблемы современного предпринимательства: сб. научн. ст. профессорско-преподавательского состава и аспирантов / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2007. С. 200-202.

3. Таран С.А. Повышение эффективности реформирования ЖКХ путем информатизации: Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». №2. Ставрополь: СевКав-ГТУ, 2005. С. 123-127.

УДК 338.48+008

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ КУЛЬТУРЫ (ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ)

Л.Т.Ткачук1, Г.К.Короткова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются основные подходы к формированию системы экономических категорий культурной деятельности в трудах отечественных и зарубежных специалистов. Табл. 1. Библиогр. 7 назв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: сфера культуры; экономика культуры; культурные блага; «культуриндустрия»; «цивилизация досуга»; теории «человеческого капитала», «мериторных благ», «общественных расходов».

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

Долгое время культура рассматривалась как сфера, затратная с экономической точки зрения. Доминировала концепция о «самоценности культуры» как некой совокупности накопленного общественного богатства, культурного наследия и творческих достижений, которые ценны сами по себе. В России данная концепция стала доминировать уже в постсоветский период. Советская доктрина рассматривала культуру как часть государственной идеологической системы, направленной на формирование «гармонически развитой личности». Соответственно, организации культуры поддерживались государством как источники идеологической пропаганды.

Финансовая основа культуры формировалась, главным образом, за счет бюджетных средств или устойчивой финансовой поддержки со стороны ведомств-патронов. Организации культуры имели дело с «высоким» и «вечным», занимались тем, что сохраняли культуру «для будущих поколений» и приобщали к искусству все больше и больше людей. Традиционно считалось, что менеджмент культурных организаций -нечто принципиально отличное от менеджмента бизнес-организаций, а потому главное — защитить высокую культуру от жесткой реальности рынка, чтобы не допустить снижения художественного качества.

2 Короткова Галина Константиновна, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89149506873. Korotkova Galina Konstantinovna, an assistant of the Chair of Finances and Credit, tel.: 89149506873.

Оставьте комментарий