УДК 343.811
Р. В. Андриянов
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОБЕГОВ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
R. V. Andriyanov PREVENTING ESCAPES FROM PRISON
В статье рассматриваются задачи профилактики побегов, основные меры специального предупреждения побегов, процесс совершенствования индивидуальной профилактики побегов из исправительных учреждений, основные направления индивидуальной профилактики побегов.
Ключевые слова: предупреждение; профилактика; побег; пенитенциарные учреждения.
Keywords: warning; prevention; escape; prison facilities.
Вопросы предупреждения и профилактики побегов из мест лишения свободы всегда были одними из важнейших в деятельности уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) России. Побеги из исправительных учреждений (далее — ИУ) для органов уголовно-исполнительной деятельности, а также субъектов, осуществляющих научное обеспечение предупредительных мер в отношении данного вида преступлений, являются актуальной проблемой1.
Для достижения максимально эффективных результатов в предупреждении побегов необходимо осуществлять общепрофилактические и индивидуальные предупредительные меры.
Основными направлениями общепрофилактического воздействия на внешние факторы могут быть:
1. Осуществление комплекса мероприятий общепрофилактической направленности в весенне-летний период с учётом так называемого сезонного фактора (с мая по сентябрь отмечается высокая побеговая активность осуждённых: в это время совершается 56 % побегов), в частности, приведение в надлежащее состояние инженерно-технических средств охраны (регламентные работы по ремонту и восстановлению, замена устаревшего оборудования на современное).
2. Проведение режимных мероприятий с использованием биолокационного метода обнаружения подкопов.
3. Усиление внимания к поведению осуждённых в выходные и праздничные дни.
4. Создание приемлемых условий в период адаптации осуждённого к жизни в ИУ; осуществление целенаправленной воспитательно-профилактической работы с вновь прибывшими в учреждение
осуждёнными (32,5 % совершили побег, проведя в колонии от 6 месяцев до 1 года; 24,3 % — от 3 до 6 месяцев).
5. Осуществление жёсткого контроля со стороны соответствующих служб на получение осуждёнными информации о фактах удавшихся побегов со стороны других осуждённых (независимо от того, где и когда такой факт имел место).
6. Использование оперативно-розыскных мероприятий для предупреждения побегов (является наиболее эффективным)1.
Специальное предупреждение побегов из исправительных колоний представляет собой систему проводимых мероприятий, осуществляемых структурными подразделениями этих учреждений во взаимодействии с субъектами управления уголовно-исполнительной системой, другими правоохранительными органами. Она должна быть направлена на достижение цели раннего упреждающего воздействия.
Специальное предупреждение имеет общепрофилактическое воздействие на лиц, содержащихся в исправительных колониях, базируется на создании информационной системы, обеспечивающей распространение сведений об эффективности принимаемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы мер по предупреждению побегов. До них должна доводиться информация о фактах пресечённых побегов, наступивших последствиях вследствие применения оружия при совершении побега и задержании совершивших побег, применённых уголовно-правовых мерах.
Задачами профилактики побегов являются:
— выявление причин и условий, способствующих совершению побегов, разработка и осуществление мер по их устранению;
— выявление осуждённых, от которых можно ожидать совершения побегов, разработка и принятие мер по оказанию на них воспитательного, индивидуального профилактического воздействия;
— обеспечение надёжной охраны, изоляции и надзора за осуждёнными, содержащимися в исправительной колонии, эффективной воспитательной работы, оперативно-розыскной деятельности, организации труда осуждённых с целью недопущения побегов;
— организация и осуществление профилактики побегов всеми структурными подразделениями исправительной колонии, территориальными органами управления уголовно-исполнительной системы;
— взаимодействие по данному вопросу с органами внутренних дел, государственными и общественными организациями в субъектах РФ2.
Одним из направлений в оказании профилактического воздействия, связанного с недопущением совершения побегов из исправительных колоний, является организация правового воспитания и правовой
2 // Человек: преступление и наказание. 2006. № 1. С. 24.
пропаганды в этих учреждениях. Это даёт возможность блокировать в сознании осуждённых тенденции игнорирования норм уголовного законодательства, Уголовно-исполнительного кодекса РФ1, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений2.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Основой специального предупреждения побегов является формирование её эффективной системы, включающей следующие элементы: создание системы сбора и анализа информации, имеющей значение для профилактики побегов; выявление и оценка всех криминогенных факторов, обусловливающих совершение побегов; осуществление непрерывного криминологического прогнозирования, составление объективного прогноза о тенденциях криминогенной ситуации, способствующих совершению побегов; определение субъектов, имеющих профессиональные возможности нейтрализовать эти факторы, эффективно реализовать функцию по предупреждению побегов; разработка организационных, оперативно-розыскных, режимных, воспитательных, технических, правовых мер предупреждения побегов; создание функционального механизма реализации мер предупреждения побегов; оценка эффективности результатов деятельности персонала структурных подразделений по предупреждению побегов.
Профилактика побегов осуждённых из исправительных колоний должна иметь определённые организационные начала. Среди организационно-правовых аспектов профилактики и пресечения побегов из мест лишения свободы необходимо отметить следующее: деятельность структурных подразделений исправительных колоний по профилактике побегов должна осуществляться в точном соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, ведомственными нормативно-
правовыми актами .
В целях предупреждения побегов для проверки и оценки информации должны приниматься специальные меры оперативного и режимного характера: усиление охраны и надзора; проведение обследования территории, камер; проверки наличия осуждённых.
При рассмотрении предупредительных мер следует обратить внимание на то, что данные меры должны соответствовать действительно существующим криминогенным факторам, породившим данное преступление4. В предупредительной деятельности важное значение имеет то, насколько эффективно организован процесс по поиску проблем в сфере исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.
2 Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.
3 Напр., приказ ГУИН Минюста России № 144, № 78 «О мерах по усилению борьбы с побегами осуждённых» и ГУИН Минюста России от 13.06.2001 № 107 «О повышении надёжности охраны исправительных учреждений».
4 Власов И. В. Профилактика преступлений, основанная на изучении данных о структуре внешних и внутренних криминальных мотиваций // Юрид. мир. 2000. № 3. С. 59.
Непосредственным организатором деятельности по предупреждению побегов является начальник исправительного учреждения, который обязан: создать систему анализа складывающейся криминогенной обстановки; организовать разработку и принятие локальных нормативных актов, регламентирующих осуществление соответствующих предупредительных мероприятий; руководить проведением служебных проверок и расследований по фактам совершения осуждёнными нарушений установленного порядка отбывания наказания.
Предупредительная деятельность должна предусматривать разработку профилактических мер и определение этапов их реализации. Такими этапами являются:
Профилактика — это меры по выявлению, устранению причин, условий, других детерминантов преступлений.
Предотвращение преступлений предусматривает деятельность, направленную на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений.
Пресечение преступлений — это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или серийных преступлениях1.
Таким образом, разработка мер предупреждения побегов должна включать в себя: 1) анализ складывающейся криминогенной ситуации на основе получения полной и достоверной информации от всех структурных подразделений; 2) учёт криминологической характеристики состава осуждённых, выделение групп осуждённых с криминальным риском; 3) учёт факторов, способствующих криминогенному поведению, совершению побега; 4) определение собственных возможностей по обеспечению предупредительного процесса и этапов его реализации2.
Главное направление в индивидуально-профилактической работе -это выявление лица, замышляющего или подготавливающего побег. Вся воспитательная работа в исправительной колонии строится на глубоко индивидуальном подходе к личности осуждённого. Важнейшее условие эффективности исправления осуждённых составляет умелое сочетание основных его средств. Осуществляя индивидуальную профилактику, необходимо учитывать: возраст, национальность, образование, количество судимостей подучётного лица, степень общительности, круг интересов и круг его близких связей, криминальные убеждения осуждённого. Индивидуальная профилактика выполняет обеспечивающую функцию, заключающуюся в профилактическом воздействии на личность, а также на окружающую её среду.
Индивидуальное предупреждение побегов, осуществляемое персоналом исправительных колоний, должно включать в себя комплекс
1 Инструкция о порядке проведения профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ : утв. приказом Минюста России от 27.05.2002 № 117.
2 Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. № 2. С. 2.
мер, направленных на устранение криминогенного воздействия на конкретного осуждённого преступлений, нейтрализацию девиантного поведения и криминальных установок конкретных лиц с целью предупреждения совершения ими криминальных деяний, связанных с совершением побега. Оно включает также применение оперативного реагирования и принятие при этом неотложных мер по предупреждению подготавливаемого побега.
Основное направление индивидуальной профилактики побегов -это решение комплекса задач, к числу которых необходимо отнести следующие:
1) выявление лиц, замышляющих побеги либо осуществляющих приготовительные действия к их совершению. При этом должны производиться определённые действия:
2) изучение личности осуждённых, состоящих на профилактических учетах, с целью определения источников отрицательного влияния на них;
3) принятие экстренных предупредительных мер с непосредственным вмешательством в развивающуюся криминогенную ситуацию1.
Кроме того, осуществление индивидуальной профилактической работы по предупреждению побегов предусматривает: выявление лиц, криминогенные особенности которых могут способствовать совершению побегов; сбор информации о лицах, в отношении которых необходима индивидуальная профилактика, а также их окружения; планирование мероприятий индивидуального профилактического воздействия; распределение функций между субъектами, осуществляющими индивидуальное профилактическое воздействие; организация взаимодействия между ними; ресурсное обеспечение индивидуального профилактического процесса; контроль за осуществлением индивидуальной профилактической работы, направленной на недопущение побегов; анализ индивидуальной профилактической деятельности, выявление проблем, её оценка; разработка мер совершенствования индивидуальной профилактики совершения побегов.
Процесс совершенствования индивидуальной профилактики побегов из исправительных учреждений должен строиться исходя из следующих требований:
1. Исключение формального подхода к проведению индивидуальной профилактики.
2. Взаимосогласованность, последовательность и непрерывность принимаемых мер индивидуальной профилактики.
3. Индивидуализация мер профилактики.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
4. Составление прогноза о возможных негативных тенденциях личностного поведения и влияния среды на профилактируемого.
1 Пенитенциарная криминология : учебник. С. 363.
По мнению В. Н. Кудрявцева, индивидуальная профилактика должна начинаться с формирования личности ещё до преступления, с момента рождения человека1.
Подготовка к побегу может осуществляться посредством использования корреспонденции лицами, содержащимися в исправительной колонии. По мнению Б. Б. Казака, важным средством предупреждения преступлений является цензура корреспонденции осуждённых. Важно научить сотрудников и других сотрудников приёмам проверки писем, информировать их о тех осуждённых, корреспонденция которых представляет наибольший интерес2.
Направлением индивидуально-профилактической деятельности является недопущение реализации криминального замысла. Организация этой деятельности должна начинаться с постановки на учёт лиц, склонных к совершению побега. Основаниями постановки на учёт являются: авторитетность либо лидерство в уголовно-преступной среде; судимость за умышленные тяжкие преступления; нарушения установленного порядка отбывания наказания; сведения оперативного характера.
На склонных к побегу составляются ориентировки. Ориентировка представляет собой источник информации, предназначенной для субъектов розыска, которые по указанию или просьбе его инициатора долж-
ны принять в нём участие .
В индивидуальной профилактической работе должны участвовать оперативные работники, начальники отрядов, сотрудники отделов безопасности.
Побеги из исправительных учреждений — весьма сложное социально-психологическое и правовое явление. Борьба с ними не должна ограничиваться лишь совершенствованием уголовно-правовых мер. Необходимы повышение эффективности деятельности персонала исправительных колоний, разработка и проведение мероприятий профилактического характера на стадии выявления преступного намерения совершить побег4.
Литература
2. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от
1 Кудрявцев В. Н. Стратегия борьбы с преступностью. М.: Юрист, 2003. С. 242.
3 Барабанов Н. П. Организация деятельности исправительных учреждений по предупреждению и пресечению массовых беспорядков, захватов заложников, побегов. : монография. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. С. 253.
4 Гаврилов В. М. Указ. соч. С. 171.
12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.
3. Инструкция о порядке проведения профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ : утв. приказом Минюста России от 27.05.2002 № 117.
4. Барабанов Н. П. Организация деятельности исправительных учреждений по предупреждению и пресечению массовых беспорядков, захватов заложников, побегов : монография. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.
5. Власов И. В. Профилактика преступлений, основанная на изучении данных о структуре внешних и внутренних криминальных мотиваций // Юрид. мир. 2000. № 3.
6. Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. № 2.
8. Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. М.: Юрист, 2003.
9. Пенитенциарная криминология : учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. Рязань: Академия ФСИН России, 2009.
УДК 340.132.8: 343.8
А. В. Шеслер, С. С. Шеслер КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ,
ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляемый федеральными органами государственной власти, является важнейшим средством обеспечения законности и эффективности правоохранительной деятельности этих подконтрольных субъектов. В содержание рассматриваемого контроля входят осуществляемые федеральными органами государственной власти проверки эффективности уголовно-исполнительной политики в деятельности учреждений и органов, осуществляющих исполнение уголовных наказаний, а также принятие мер к корректированию такой деятельности. Для определения круга субъектов, осуществляющих контроль, предмета и методов контроля необходимо обращаться к содержанию нормативно-правовых актов, определяющих компетенцию соответствующих федеральных органов государственной власти. К таким субъектам относятся: Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, осуществляющий
ГОСТЕВАЯ ЛОЖА
УДК 343.985.7 © В. Б. Шабанов, 2012
Особенности расследования преступлений в исправительных учреждениях: проблемы и перспективы
В. Б. Шабанов *
Рассматриваются особенности, проблемы и перспективы расследования преступлений в исправительных учреждениях . Изложена методика раскрытия и расследования преступлений, совершенных осужденными, в сравнении с методикой раскрытия и расследования иных видов преступлений. Анализируются криминалистическая характеристика преступлений в исправительных учреждениях.
Ключевые слова: расследование преступлений, криминалистическая характеристика, методика,
исправительные учреждения.
Высокая концентрация осужденных, имеющих отрицательную направленность личности, совершение противоправных действий с их стороны, на рубеже конца 80-х — начала 90-х гг. оказали и продолжают оказывать негативное влияние на характер деятельности исправительных учреждений . Несмотря на стабилизацию правопорядка в последние годы, обстановка в учреждениях уголовно-исправительной системы (УИС) остается напряженной . В этой связи не случайна основная задача, стоящая перед государством и в частности администраций мест лишения свободы, — обеспечение правопорядка и безопасности содержащихся в них осужденных и заключенных, а также должностных лиц и граждан, находящихся на территориях данных учреждений
Задачи по предупреждению, выявлению и расследованию преступлений объективно вызывают необходимость активного использования современных достижений не только юридических, но и иных наук в комплексе . Прежде всего это касается сферы противодействия преступности в местах лишения свободы . Это объясняется тем, что раскрытие и расследование любого преступления, совершенного в местах лишения свободы, непосредственно направлено на предупреждение рецидивной преступности, кото-
* В нашем журнале публикуется впервые .
рая выступает движущей силой всех противоправных деяний, причем специфическим ее проявлением является пенитенциарный рецидив
Проблема противодействия преступности в уголовно-исполнительной системе приобретает важное теоретическое и практическое значение 1 . Очевидно, что без тщательного научного анализа всего комплекса складывающихся здесь связей и отношений, в первую очередь организационного, управленческого и правового характера, нельзя разработать и реализовать адекватные меры по преодолению возникших негативных явлений
На основе анализа личностных свойств осужденного, совершившего преступление в исправительном учреждении (ИУ), обстановки совершения противоправных деяний в местах лишения свободы, социальных явлений, происходящих в среде осужденных, необходим научный подход к решению проблемы преодоления преступности в УИС, поскольку данные элементы представляют общие закономерности и детерминируют процесс совершения и ход раскрытия и расследования преступлений в ИУ
Проведенное нами исследование показывает 2, что методика раскрытия и расследования преступлений, совершенных осужденными, по сравнению с ме-
тодикой раскрытия и расследования иных видов преступлений, имеет специфику, обусловленную рядом закономерностей, а именно: объектом преступных посягательств; неформальными нормами и традициями преступных структур; существованием «авторитетов» преступной среды; высокой степенью организованности преступного сообщества, которому свойственны система обеспечения собственной безопасности, своеобразная идеология, совокупность средств и методов защиты от воздействия извне
Несомненная практическая и теоретическая значимость особенностей информации о неофициальной стратификации, которая предопределяет, что нарушение неофициальных норм поведения осужденных в исправительных учреждениях является причиной совершения преступлений, а наличие определенных групп (страт) лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, приводит к преступной деятельности в борьбе за лидерство
Практика показывает, что «воры в законе» либо другие «авторитеты» сами не совершают преступлений практически, а если и совершают, то вину на себя берут другие осужденные по их указанию, которые являются исполнителями воли «авторитетов». Это приводит к необоснованному привлечению граждан к уголовной ответственности, что отрицательно сказывается на морально-психологическом климате контингента в исправительном учреждении
Сказанное ставит перед нами задачу, связанную с формированием типичных версий, основанных на реализации сведений о неофициальной стратификации и нормах поведения осужденных, с тем чтобы вооружить оперативно-следственных работников соответствующими рекомендациями
Кроме того, обращает на себя внимание проблема криминалистической характеристики, которая является информационной моделью, представляющей описание свойств и существующих признаков преступлений, находящих отображение в реальной действительности3 . В основе ее разработок лежат изучение и обобщение эмпирического материала .
Представляется, что структуру общей криминалистической характеристики образуют данные: о материальных следах преступления; месте и времени совершения преступления; механизме совершения преступления; об обстановке совершения преступления; предмете преступного посягательства; наиболее вероятных целях и мотивах совершения преступления; личностных свойствах субъекта преступления и потерпевшего; обстоятельствах, способствовавших совершению преступления, и др.
Эти данные имеют значение ориентира в разработке конкретных криминалистических характеристик 4 . Применительно к отдельным видам преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреж-
дениях, она будет трансформироваться: одни данные окажутся обязательными, другие факультативными.
Обобщение оперативно-следственной практики позволяет сделать вывод, что криминалистическая характеристика преступлений в каждом исправительном учреждении имеет свои особенности, обусловленные рядом факторов: режимными требованиями, видом производства, расположением учреждения, уровнем стратификации, системой реально действующих неофициальных норм поведения осужденных и др.
Содержание названной характеристики показывается через особенности составляющих ее данных, которые позволяют проследить ее отличия от криминалистической характеристики преступлений, совершенных вне исправительных учреждений .
Обработка и анализ эмпирических данных позволили сделать вывод о том, что преступления в исправительных учреждениях совершают три основные категории лиц, отбывающих наказание: 1) обладающие высокой степенью криминальной активности; 2) имеющие ослабленную эмоционально-волевую конституцию; 3) вовлеченные в преступление неблагоприятной ситуацией. При этом констатируется, что каждой из названных категорий осужденных присущ комплекс специфических личностных свойств .
Социальная среда мест лишения свободы является составляющей обстановки совершения преступлений и вместе с тем фактором, детерминирующим специфику совершения, раскрытия и расследования преступлений. Кроме того, обстановка мест лишения свободы, специфика личностных свойств осужденных влияют на преступную деятельность в исправительных учреждениях По этой причине при раскрытии и расследовании преступлений в исправительных учреждениях затрудняется сохранение в тайне результатов оперативноследственных действий и всего расследования в целом.
В исправительных учреждениях действуют две группы конкурирующих между собой норм. Нормы, составляющие первую группу, являются неофициальными, они привносятся в закрытый коллектив самим сообществом осужденных Нормы второй группы являются официальными и устанавливаются законодательством Отношение осужденных к действующим в их социальной среде нормам (официальным и неофициальным) определяет неофициальную стратификацию
Одним из важнейших вопросов является проблема обеспечения безопасности осужденных в местах лишения свободы. Именно из-за отсутствия гарантий безопасности осужденные совершают противоправные деяния путем причинения себе или другим лицам телесных повреждений, убийства, прибегают к совершению побега и др. Исследование показало, что на безопасность осужденных влияют различные факторы, в том числе и субкультура Они являются детерминантой конфликтов в исправительных
Гостевая ложа
учреждениях. Угроза личной безопасности чаще всего выражается в угрозе жизни, здоровью, отвержении Таким образом, в настоящее время правовые и социальные гарантии безопасности осужденных требуют совершенствования В наибольшей степени беспокоятся за свою безопасность осужденные, относящиеся к категории отверженных и лиц, поддерживающих отрицательные установки «авторитетов». Обращает на себя внимание тот факт, что почти все категории осужденных наиболее остро переживали свою незащищенность от насилия в начальный период отбывания наказания В процессе обобщения практики органов, осуществляющих уголовное преследование, было установлено, что субъекты раскрытия и расследования преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях, имеют свои особенности В определенной сфере эти субъекты нетрадиционны, имеют отличия от субъектов раскрытия преступлений, совершаемых вне исправительных учреждений . Так, начальник исправительного учреждения является не только субъектом раскрытия преступления, но в большей степени руководителем, ответственным за исправительный процесс, обеспечение правопорядка, выполнение производственного плана и др Исследования показывают, что серьезной теоретической и практической проблемой при раскрытии и расследовании преступлений в исправительных учреждениях является отсутствие специализации следователей по расследованию преступлений, совершаемых осужденными Интервьюирование следователей, анализ уголовных дел, расследуемых ими, позволили сделать вывод об отсутствии специализации в навыках расследования преступлений, совершаемых специальным субъектом в специфических условиях Практическая потребность в этом очевидна и подтверждается тем, что на протяжении многих лет органами дознания выполняется большой объем следственной работы
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Нами многопланово и глубоко рассматриваются возможности прогнозирования допреступного подготовительного действия осужденных, анализируются моменты развития среды обитания осужденных, позволяющие обнажить корни готовящихся преступлений
Акцентируя внимание на том, что наказание в виде лишения свободы порождает отрицательные последствия, и в основном социальнопсихологического характера, мы не только определяем перечень причин и условий, но и раскрываем конкретные меры, которые способны в конечном счете их устранить, а именно: 1) способствующие эффективной организации исправительного процесса; 2) направленные на нейтрализацию распространения криминальной субкультуры среди осужденных; 3) носящие уголовно-правовой характер; 4) предусмотренные нормами уголовно исполнительного права
Итогом исследования норм уголовно-исполнительного права, на основе анализа личного опыта и проведенного эксперимента в отдельном структурном звене исправительного учреждения является вывод, что на осужденных отрицательной направленности эффективное воспитательно-профилактическое воздействие возможно лишь при условии их изолированного содержания
Рассматривая проблемы стратификации, неизбежно приходим к выводу: чем длительнее период изоляции правонарушителей, тем большую значимость для них приобретают неформальные нормы и традиции. Поэтому для отдельных индивидов, порождающих многочисленные конфликтные ситуации, длительные сроки пребывания в субкультурной среде становятся невыносимыми
По нашему мнению, для раскрытия и расследования преступлений в местах лишения свободы характерны следующие оперативно-следственные ситуации: 1) ситуации, для разрешения которых требуется предварительная проверка первичных данных о преступлении; 2) ситуации, при которых задержаны все лица, причастные к совершению преступления; 3) механизм, указывающий на совершение преступления известен, но преступник не установлен Проведенные исследования показывают 5, что на формирование следственной ситуации влияют характерные признаки противоправной деятельности преступных группировок осужденных Противодействие, которое оказывают следствию свидетели, потерпевшие, обвиняемые, обусловлено в значительной степени воздействием преступных группировок, действием неформальных норм, групповых интересов и неверием в обеспечение личной безопасности в случае оказания помощи следствию . Поэтому следственные ситуации, складывающиеся при расследовании преступлений в исправительных учреждениях, носят конфликтный характер
1 Шабанов В. Б. Организационные и правовые проблемы предупреждения и раскрытия преступлений в исправительных учреждениях : монография . Минск, 2001. С. 106-143.
2 Там же . 223 с .
4 Ермалович В. Ф. Криминалистическая характеристика преступлений . Минск, 2001. 197 с.
5 Зорин Г. А., Шабанов В. Б. Криминалистический алгоритм построения и решения диагностических сверхзадач при формировании оптимальных криминалистических противодействий в системе ситуаций расследования // Актуальные проблемы современной криминалистики и судебной экспертизы : мат-лы междунар . науч . -практ. конф . , посвященные 35-летию со дня образования кафедры криминалистики Академии МВД Республики Беларусь (Минск, 3 июня 2011 г.) / редкол. Н . И. Порубов . Минск, 2011. С. 144-148.