Содержание
- Насколько крупный профицит?
- Почему это плохо
- И это еще не все
- Профицит — это…
- Профицит бюджета
- Что такое профицит государственного бюджета
- Какая опасность кроется в профиците бюджета
- Профицит платежного баланса
- Профицит торгового баланса
- Товарный профицит
- О профиците государственного бюджета простыми словами
- Профицит государственного бюджета по странам
- Почему образуется профицит государственного бюджета
- Виды профицита бюджета
- Последствия профицита бюджета
- ТОП-10 стран с профицитом бюджета
- ТОП-10 стран по размеру бюджета
- Бюджетный профицит России
- Бюджетный профицит Украины
- Бюджетный профицит Беларуси
- Зачем нужно знание бюджетного профицита
- Обучение трейдингу в Академии Masterforex-V
Насколько крупный профицит?
Федеральный бюджет на 2020 год был составлен с учетом того, что доходы окажутся больше расходов (то есть, с профицитом):
- доходы – 20,4 триллиона рублей;
- расходы – 19,5 триллиона рублей;
- сальдо (профицит) – 876 миллиардов рублей.
При этом оказалось, что бюджет будет профицитным и на следующие годы. Бюджет сейчас составляется на 3 года: в 2021 году профицит сократится до 612,5 миллиардов, а в 2022-м – до 295 миллиардов рублей.
То есть, профицит планируется на уровне 0,8% от ВВП, что намного меньше, чем цифра этого года – 3,7% ВВП за первые 9 месяцев. Эта цифра актуальна не только для федерального, но и для консолидированного бюджета (который включает вообще все бюджеты в стране).
В 2019-м бюджет оказался настолько переполнен деньгами, что Минфину приходится постоянно вносить поправки в него – увеличивать расходы, чтобы удержать профицит на уровне в 1,4% ВВП по итогам года.
Почему это плохо
Как ни странно, профицит федерального бюджета – ситуация достаточно частая в современной истории России, достаточно взглянуть на официальную статистику Минфина:
Самый крупный дефицит был зафиксирован, как видно, в годы кризисов – в 2009, 2015 и 2016. Затем начался период роста доходов – и самый крупный профицит относится к прошлому году. На 2019-й и последующие годы правительство закладывает профицит уже в проект бюджета.
Казалось бы, это хорошо – у государства есть достаточно денег, чтобы оплатить любые расходы, даже внеплановые.
Но именно плановый профицит в экономической теории считается признаком плохого планирования. Ведь, по логике, государство берет у населения и бизнеса ровно столько денег, сколько нужно потратить на основные статьи расходов: армию, полицию, медицину, выплату пенсий и т.д.
Если государство сознательно берет с налогоплательщиков больше, чем может потратить – это признак неграмотного управления экономикой страны. Идеально свести бюджет в 0 невозможно (ведь доходы только прогнозируются, да и расходы с точностью до копейки предвидеть нельзя), но общепринятым в мире считается ситуация с очень небольшим плановым дефицитом.
В течение года правительство находит какой-нибудь способ этот дефицит свести к нулю.
И это еще не все
Как мы знаем, в 2018 году власти приняли решение повысить пенсионный возраст и увеличить ставку НДС с 2019 года. Объяснили это решение тем, что в противном случае у государства не останется денег на развитие и выплату пенсий.
Это решение принимали в прошлом году, когда у бюджета был рекордный профицит – 2,7 триллиона рублей (это больше 10% доходов федерального бюджета). То есть, правительство не в состоянии потратить даже те деньги, которые уже есть, но поднимает налоги и снижает число пенсионеров, чтобы сэкономить.
Повышение пенсионного возраста даст федеральному бюджету экономию в 150 миллиардов рублей (бюджет просто перечислит фонду меньшую сумму дотации). Повышение ставки НДС должно принести 600 миллиардов рублей дополнительных доходов в федеральный бюджет в год.
Итого путем жестоких мер правительство дополнительно выгадывает 750 миллиардов рублей – хотя в бюджете уже есть втрое больше свободных денег.
Кстати, «стоимость» индексации пенсий работающим пенсионерам для бюджета Пенсионного фонда – около 370 миллиардов рублей.
Другими словами, даже если бы эти «антинародные» меры придержали бы на 2 года, с бюджетом ничего не случилось бы – плановый профицит на 2020 год все равно больше. Можно было бы вернуть и индексацию пенсий работающим пенсионерам – денег все рано хватит на всех.
Повышение ставки НДС изначально обосновали тем, что дополнительные деньги нужны на реализацию национальных проектов, которые должны стать настоящим «прорывом» для страны.
Но с реализацией этих проектов дело обстоит не очень хорошо: согласно отчету Счетной палаты, ответственные за них почти ничего не сделали за первые полгода – выделенные деньги не освоены, результатов нет.
И это снова возвращает нас к вопросу – зачем государство собирает столько денег, сколько не может потратить?
Для казны государства нынешний год должен был оказаться очередным дефицитным, но все-таки он войдет в историю как лучший со времен возникновения Чешской Республики. Изначально бюджет на 2016 год предполагал дефицит в размере 70 млрд крон, но уже летом пошли разговоры, чтобы его удастся сократить в два раза.
В результате Министерство финансов с гордостью заявляет к концу года, что бюджет оказался профицитным – самым прибыльным с 1993 года. Но экономисты уверены: не все то золото, что блестит.
К концу октября профицит достиг 98,3 млрд крон, а ведь год назад государственная казна была в минусе более чем на 29 млрд. Впервые с 2011 года долг удалось сократить до уровня ниже 40% ВВП. Как говорил еще осенью министр Бабиш, «это благодаря налогообложению».
Профицитный бюджет в Чехии был только в первые три года ее существования. В 1994 году страна достигла своего максимума – 10,4 млрд крон. Дефицит бюджета пришел через два года и составил 1,6 млрд крон. Хуже всего было в 2009 году, когда он превысил 192 млрд крон.
Причин, почему этот год оказался таким удачным для бюджета Чехии, две: рост доходов и зарплат (благодаря росту экономики) и эффективное налогообложение. В этом году Чехия получила на 38 млрд крон больше налогов, чем в прошлом.
«Дело не только в росте экономики. Мы сделали то, что раньше здесь никто не делал. ВВП по сравнению с предыдущим годом вырос на 3,5%, в то время как доходы от налогов – почти на 8%», – говорит министр финансов.
Экономисты признают успех экономики, но все же напоминают, что Чехии не следует к этому привыкать. По их мнению, 2016 год был во многом исключительным. Произошел прилив денег из еврофондов, при этом их потребление было минимальным. Вместе с тем был необыкновенно высоким доход от налогов юрлиц, который объясняется рекордной прибылью компаний. К этому нужно добавить и высокие отчисления на социальное страхование благодаря максимальной занятости населения и росту зарплат.
Экономисты считают, что часть вырученных средств необходимо выделить на погашение госдолга, часть – на государственные инвестиции. Например, во вложениях уже давно нуждается инфраструктура и система образования. Эксперты уверены, что нужно строить новые дороги и поддерживать сферу специального образования. Компаниям не хватает технических специалистов, и это тормозит их развитие.
Каким будет бюджет на 2017 год?
На 2017 год принят бюджет с дефицитом 60 млрд крон. Этот план не смог изменить даже неожиданно хороший 2016 год. Экономисты допускают, что дефицит может оказаться меньше, но, если учитывать, что в следующем году в стране пройдут выборы, профицитная экономика не будет главным приоритетом.
Слабым местом чешского бюджета является то, что окончательный результат невозможно предугадать. И причина кроется в проблемных государственных тендерах, медленном потреблении средств из фондов ЕС и нестабильности притока денег из Евросоюза. При этом стране не хватает проектов, которые могли бы привлечь инвестиции быстрее. В следующем году европейские деньги будут снова играть ключевую роль в успешности или неуспешности экономики Чехии в целом.
Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.
Профицит бюджета принято делить на первичный, когда он рассчитан без учета стоимости обслуживания долга, и вторичный, учитывающий выплаты по внутренним и внешним заимствованиям.
Далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Так, есть мнение, что из-за того, что профицитный бюджет — следствие жесткой экономической политики, его результатом является недостаток свободных оборотных средств в экономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.
Согласно предположениям таких экономистов, как Джон Мейнард Кейнс (его учение впоследствии названо кейнсианством), государственные закупки могут воздействовать на уровень безработицы и способствовать выходу страны из кризиса. Поэтому бюджет должен иметь определенный контролируемый дефицит.
С другой стороны, главный вопрос заключается в том, на что расходуются бюджетные средства. В тех случаях, когда они инвестируются в развитие производства, науки и т. д., это должно привести к дополнительным доходам в будущем. Таким образом, профицит бюджета не может быть главной целью.
Как и при дефиците бюджета, наиболее наглядный показатель уровня профицита – его отношение к ВВП.
В России на 2011 год принят бюджет с дефицитом: доход должен составить 10,3 трлн рублей, расход — 11 трлн. Однако при его реальном исполнении за первые три квартала доходы превысили расходы.
15 мая 2020
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Часто мы слышим слова, о которых имеем самое смутное представление. Например, «дефицит» и «профицит».
Мы догадываемся, что эти понятия – две грани одного явления. И если про дефицит мы знаем практически все, то о профиците стоит поговорить отдельно.
В этой статье разберем, что это такое, в каких сферах применяется данное понятие, и вследствие чего образуется профицит бюджета государства.
Профицит — это…
Это слово переводится с латинского «proficit» как «избыток». Это значит, что при наличии избытка чего-либо говорят о профиците.
Противоположное по смыслу слово (антоним) – это «дефицит».
В русском языке понятие «профицит» не употребляется в бытовом обиходе, а служит исключительно как термин в определенных сферах (об этом – в статье далее). Так, мы не говорим о профиците продуктов в холодильнике после похода в магазин. Но употребляем этот термин в контексте экономических процессов.
В экономике профицит может быть по отношению к следующим объектам:
- товару;
- платежному балансу;
- торговому балансу;
- бюджету.
Далее рассмотрим каждое из этих понятий немного подробней.
Профицит бюджета
Бюджет – это смета (схема) расходов и доходов на определенный период времени. Бюджет может формироваться отдельным человеком, организацией, государством. Более подробно о бюджете можно прочитать по приведенной выше ссылке.
На этом схематическом рисунке достаточно наглядно изображено 3 варианта состояния бюджета:
- если доходы превышают расходы, то бюджет профицитный;
- расходы больше доходов → бюджет дефицитный;
- расходы = доходам → бюджет сбалансированный.
Что такое профицит государственного бюджета
Бюджет государства, как и бюджет любого физического или юридического лица может быть как дефицитным, так профицитным.
Профицит госбюджета свидетельствует о том, что доходная часть бюджета превышает расходную. Это значит, что экономика государства находится в относительно стабильном состоянии: отсутствует чрезмерная инфляция (гиперинфляция), национальная валюта не дешевеет (нет скрытой девальвации).
Профицит госбюджета является важным показателем для иностранных инвесторов (как желтый флажок в руках проводника поезда). Это максимально снижает риски инвесторов.
Принято различать два вида профицита бюджета:
- первичный – учитывающий положительную разницу между доходами и расходами государства в определенном периоде без учета его долговых обязательств (долга по внешним и внутренним займам);
- окончательный – рассчитанный с учетом выплат по государственным долгам.
Почему возникает избыточность бюджета в РФ:
- главная причина – повышение цен на углеводороды. Не секрет, что экономика нашей страны во многом зависит от стоимости нефти и газа, экспорт которых почти на 50 % составляет доходную часть бюджета государства. При формировании бюджета за основу берется цена углеводородов на текущий момент, все расчеты зависят от этих показателей.Если же после принятия бюджета цена резко возрастет (допустим, с 50 долларов до 100 долларов за баррель), то соответственно возрастет и наполнение доходной части бюджета. А это, в свою очередь, ведет к резкому увеличению профицита;
- искусственное сокращение государственного финансирования различных социальных и прочих проектов;
- увеличение объема от налогообложения физ. и юр.лиц;
- рост таможенных пошлин.
Какая опасность кроется в профиците бюджета
В ситуации, когда излишки бюджета «не работают», а просто хранятся как денежная масса в наличных деньгах и на счетах (ведь в бюджете профицит не планируется, следовательно, не запланированы и его траты), это становится негативным явлением.
Все дело в том, что снижается конкурентоспособность национальной валюты, т.к. некоторая ее часть не находится в обороте.
Выход из этой ситуации – погашение государственных долгов за счет профицита, увеличение пособий и дотаций малоимущим (это как?) слоям населения, снижение налогового бремени на бизнес, формирование денежного резервного фонда для форс-мажорных обстоятельств (например, устранение последствий природных катаклизмов).
Немного статистики:
- По информации из Федерального закона № 459-ФЗ от 29.11.2018 г.: планируется, что профицит федерального бюджета в 2019 году составит 1,932 трлн.рублей, в 2020 году – 1,224 трлн.руб., в 2021 – 0,95 трлн.руб.
- По оценке Министерства финансов РФ, в 2018 году бюджет впервые за последние 7 лет был исполнен с профицитом: превышение доходов над расходами составило 2,7 % от ВВП (внутреннего валового продукта), что в денежном выражении равно 2,746 трлн.руб. Это позволило увеличить ФНБ (Фонд Национального Благосостояния – основной денежный резерв РФ) с 3,75 трлн.руб. по состоянию на 01.01.2018 г. до 4,04 трлн.руб. на 01.01.2019 г.
- За период с января по апрель 2019 года профицит бюджета составил 2,1 % от ВВП.
Профицит платежного баланса
Каждое государство, независимо от состояния его экономики, продает свои товары за границу (экспорт) и ввозит товары, произведенные в других странах (импорт).
И это касается не только промышленной и сельскохозяйственной продукции, но и услуг, рабочей силы, кредитов, инвестиций (т.е. всех внешнеэкономических операций). Очевидно, что все перечисленное может быть выражено в денежном эквиваленте и подсчитано.
Учет (статистика) финансовых потоков между своим государством и остальными странами называется платежным балансом. Для отслеживания его динамики Центральный Банк РФ формирует отчеты периодичностью 1 раз в квартал и по итогам за год.
Платежный баланс формируется по правилам бухгалтерского учета, т. е. проводками по дебету и кредиту (по приходным и расходным операциям). Итогом сведЕния баланса является сальдо (арифметическая разница между приходом и расходом).
Сальдо платежного баланса может быть 3 видов:
- Положительное (активное) – финансовый поток экспортных внешнеэкономических операций больше объема импортных операций.
Такое сальдо принято называть профицитом платежного баланса. Это свидетельствует о притоке капитала в страну и, следовательно, о развитии экономики.
Так, сальдо платежного баланса РФ по итогам на май месяц 2019 года является профицитным, а рост профицита в период с января по апрель текущего года составил 15,5 %. Это связано с увеличением положительного сальдо внешней торговли товарами (по данным Центробанка РФ).
- Отрицательное (пассивное) сальдо – объем экспортных операций меньше импортных. Это дефицит платежного баланса. Пассивное сальдо торгового баланса характерно для стран со слабой экономикой.
- Нулевое – объем импортных и экспортных внешнеэкономических операций в денежном эквиваленте равны.
Профицит торгового баланса
Торговый баланс – это соотношение импорта и экспорта товаров (без учета внешнеэкономических операций по услугам, движению капитала, рабочей силы и т.д.).
По итогам подсчета экспорта и импорта в денежном эквиваленте выводится сальдо торгового баланса.
Если преобладает импорт, то сальдо отрицательное (дефицит торгового баланса). Если преобладает экспорт – то сальдо положительное, баланс является профицитным.
В таблице выше приведены официальные данные Росстата из ежегодного статистического сборника за 2018 год.
Мы видим, что в период с 2015 по 2017 годы торговый баланс РФ был профицитным, и соотношение экспорта к импорту оставалось примерно на одинаковом уровне.
Товарный профицит
Излишек товара – это ситуация, когда товар в силу каких-либо факторов не реализуется, а остается на полках магазинов, на складах.
Такое положение вещей говорит о том, что спрос на товар ниже, чем его предложение, т.е. налицо профицит предложения.
Причин подобного дисбаланса несколько:
- завышенная цена. «Авторами» завышения цен могут быть либо производители, установившие отпускную цену намного выше себестоимости товара, либо посредники, которые являются промежуточным звеном между производителем и конечным потребителем;
- ошибка в планировании (завышенное ожидание спроса). Например, летом производитель надувных игрушек изготовил обычное для этого времени года количество надувных матрасов. А лето выдалось дождливым, совсем не пляжным. Матрасы так и остались лежать на полках магазинов, образовался их профицит;
- неэффективная работа маркетолога или маркетингового отдела (например, отсутствие или низкое качество рекламы, недостаточное мотивирование потребителя на приобретение товара и т.д.).
Решение проблемы товарного профицита – в устранении факторов, которые ее породили:
- снижение цены. На этапе производства – путем снижения себестоимости товара и (или) отпускной цены (что ведет к снижению прибыли производителя). На этапе реализации – уменьшение «накруток» посредников.
Как правило, цену на товар, который уже приобретен посредником для последующей реализации, возможно снизить только за счет посреднического процента. Основная форма снижения цены на профицитный товар – проведение акций и установка скидок; - тщательное планирование (уменьшение) объема выпуска товара на следующий период с учетом имеющегося в настоящее время профицита;
- повышение эффективности маркетингового отдела (замена сотрудников или повышение их квалификации).
Хотите быть в курсе актуальных новостей? Читайте наш блог!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Бюджетный профицит – превышение доходной части госбюджета над расходной. Т.е. ситуация, при которой поступления в казну (налоговые, таможенные, доходы госкомпаний и т.д.) выше, чем расходы (на национальную безопасность и оборону, социальную сферу, зарплаты, инфраструктурные проекты).
О профиците государственного бюджета простыми словами
Госбюджет – это знакомый всем семейный бюджет, только в гораздо большем масштабе. Он аккумулирует все доходы страны (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и прочие налоги, акцизы, таможенные пошлины, полученные кредиты, дивиденды госкомпаний и т.д.), чтобы из этих средств финансировать социальную сферу, оборону, выплачивать зарплаты, строить дороги и мосты, инвестировать в экономически выгодные проекты и т.д.
Например, более 50% акций одного из лидеров нефтяной отрасли компании «Газпром» принадлежит государству. Соответственно более половины начисленных дивидендов уходит в государственную казну. В то же время акции госкомпании торгуются на Московской бирже (фондовая биржа №1 России и №22 по капитализации в мире, подробней в авторском рейтинге Академии Masterforex).
Госбюджет формируется на год вперед, но подлежит коррекции, ведь некоторые доходы и расходы могут измениться в связи со сменой рыночных цен, котировок фондового рынка, экономическим кризисом, сокращением производства и другими факторами.
Если расходы госбюджета оказались меньше доходов, образуется бюджетный профицит. Обратная ситуация – если расходы превышают доходы, называется бюджетным дефицитом.
Итак, профицит бюджета – это ситуация, при которой государство заработало больше, чем потратило.
Профицит государственного бюджета по странам
Почему образуется профицит государственного бюджета
Профицит бюджета – явление редкое. Чаще всего наблюдается дефицит госбюджета. Свести дебет с кредитом не удается не только экономически отсталым «банановым республикам», но и таким монстрам экономики как США, Китай и другим.
На что может пойти правительство страны при бюджетном профиците:
- Увеличить расходы на возникший излишек.
- Перебросить излишние средства на расходы следующего года.
- Пополнить золотовалютный резерв (ЗВР), купив иностранную валюту или золото.
Виды профицита бюджета
Экономисты делят профицит бюджета на:
- Первичный бюджетный профицит.
- Вторичный бюджетный профицит.
Первичный бюджетный профицит учитывает расходы из казны без учета обслуживания долга, т.е. без возврата тела кредита и процентов по займам. Соответственно вторичный бюджетный профицит – это баланс казны уже со всеми расходами, включая оплату по внутреннему и внешнему долгу.
Последствия профицита бюджета
Как бы это странно ни звучало, но у профицита бюджета есть минусы.
«Как же так, неужели зарабатывать больше, чем тратить, может быть хуже, чем тратить больше, чем зарабатывать?», — воскликнет не связанный с экономикой человек.
Для семейного бюджета это так, ведь не нужно «затягивать пояса» или влезать в кредиты и вздрагивать при одном упоминании коллекторов, если вовремя не погасить долг.
Вот что говорят экономисты о минусах и плюсах профицита бюджета.
Минусы бюджетного профицита:
- Бюджетный профицит может сигнализировать о чрезмерно жесткой государственной экономической политике, например, о госрегулировании цен и других методах, популярных среди избирателей, но настороженно принимаемыми инвесторами.
- Бюджетный профицит может понизить ликвидность кредитно-финансовых учреждений, сократить оборотные средства в экономике страны.
- Английский экономист Джон Мэйнард Кейнс назвал профицит бюджета ограничивающим развитие экономики. Излишек денег в казне государство могло бы направить на увеличение закупок, что привело бы к росту производства, сокращению безработицы и как итог – росту ВВП. По его мнению, умеренный, контролируемый правительством дефицит лучше профицита влияет на экономику в перспективе.
Плюсы бюджетного профицита:
- Из-за отсутствия необходимости брать кредиты не растет госдолг.
- Излишек средств можно направить на пополнение ЗВР.
Простой вопрос: по вашему мнению, более мощная экономика США с бюджетным дефицитом -12,92% (2017 год) или Беларуси с бюджетным профицитом +1,25 (2017 год)?
ТОП-10 стран с профицитом бюджета
При оценке бюджета экономисты часто выводят дефицит или профицит не по прямому соотношению расходы/доходы, а по отношению получившейся разницы к ВВП, поскольку так лучше видно, какое давление оказывается на экономику.
Как мы уже отметили, стран с бюджетным профицитом меньше, чем государств с отрицательным сальдо.
ТОП-10 стран по профициту бюджета (% к ВВП, 2017 год):
1. Макао — +7,2.
2. Каймановы острова — +6,2.
3. Норвегия — +4,2.
4. Лихтенштейн — +1,6.
5-6. Гонконг и Сейшелы — по +1,0.
7-8. Швеция и Исландия — по +0,9.
9-10. Германия и Новая Зеландия — по +0,7.
…
13. Беларусь — +0,5.
- Макао – район КНР с особыми экономическими правами, 70% дохода его бюджета приносит запрещенный «на материке» игорный бизнес. При этом у самого Китая – второй экономики мира – бюджет дефицитный.
- Каймановы острова – заморская территория Великобритании. Это
- известный офшор, в который выводят капиталы бизнесмены РФ, Украины, США и многих других стран из-за льготного налогообложения. При населении порядка 62 тыс. жителей (в пять раз меньше белорусского Бреста, в 2,5 раза меньше российского Пятигорска и идентичного украинскому городу Коломыя) на Каймановых основах почти 100 тыс. компаний (более 1,5 компании на каждого жителя!), полтысячи банков, 5 тыс. ПИФов. Однако 70% ВВП обеспечивают совсем не офшоры, а туризм.
- Сейшельские острова, основной экспортный товар которых … консервированный тунец (около 92%). Как и Каймановы острова Сейшелы – офшорная зона и популярный среди туристов курорт. Туризм обеспечивает треть внутреннего валового продукта.
ТОП-10 стран по размеру бюджета
ТОП-10 стран с самым большим госбюджетом (2019 год):
1. США – $3,422 трлн.
2. КНР – $2,948 трлн.
3. ФРГ – $1,334 трлн.
4. Франция – $1,252 трлн.
5. Великобритания – $1,066 трлн.
6. Япония – $933 млрд.
7. Италия – $845 млрд.
8. Бразилия – $616 млрд.
9. Канада – $550 млрд.
10. Австралия – $445 млрд.
…
15. Россия – $304 млрд.
57. Украина – $39 млрд.
60. Казахстан – $36 млрд.
Госбюджет выше 1 триллиона долларов только у 5-ти государств. Кроме Китая остальные это США и их близкие союзники. Остальные страны в первой десятке тоже близкие союзники Вашингтона.
Бюджетный профицит России
Российский бюджет в разные годы был и дефицитным, и профицитным. Наиболее тяжелые периоды для бюджета РФ – глобальные кризисы. Поскольку в значительной степени наполнение казны зависит от продажи природного газа, нефти URALS, бензина, дизеля, падение цен на них на товарном и фьючерсном рынке, что характерно любому кризисному периоду (спрос резко понижается), оборачивается недопоступлениями. Как итог – большой бюджетный дефицит.
С 2007 по 2018 годы профицит бюджета РФ зафиксирован 4 раза – в 2007-2008 годах, 2011 и 2018 году.
Бюджетный профицит РФ в 2007-2018 годах (в %, по данным единого портала бюджетной системы РФ):
2007 – +23,06;
2008 – +18,43;
2009 – -31,33;
2010 – -21,80;
2011 – +3,89;
2012 – -0,3;
2013 – -2,48;
2014 – -2,31;
2015 – -14,35;
2016 – -21,96;
2017 – -8,82;
2018 – +14,09.
Бюджетный профицит Украины
Украинский бюджет в отличие от российского за аналогичный период времени ни разу не был профицитным.
Минимальный дефицит бюджета Украины (за период 2008-2018):
-4,23% в 2008 году;
-5,79% в 2017 году;
-5,97% в 2011 году.
Максимальный дефицит бюджета Украины (за период 2008-2018):
-26,14% в 2010 году;
-20,50% в 2014 году;
-19,96% в 2013 году.
Бюджетный профицит Беларуси
В 2017 году бюджет Беларуси был сведен с профицитом 0,5% к ВВП, что поставило ее на 13-е место среди всех стран с профицитным бюджетом. Если взять соотношение не к ВВП, профицит бюджета Беларуси в том году составил +1,2% (доходы – 22,8 млрд. рублей, расходы – 22,54 млрд. рублей).
На 2020 год правительство подготовило бюджет уже с дефицитом -4%. При ожидаемых доходах 24,4 млрд. рублей, запланированные расходы составят 25,4 млрд. рублей, т.е. на 1 млрд. рублей больше.
Зачем нужно знание бюджетного профицита
- Политики и чиновники бюджетный профицит используют для пропаганды, показывая, насколько успешно они управляют государством. Но вспомним Джона Мэйнарда Кейнса, который назвал профицит бюджета не таким хорошим для экономики страны, чем дефицит.
- Для Центральных банков – чтобы повышать или понижать (или не менять) ключевую ставку, влияющую на размер процентов банковских кредитов (смотрите таблицу ключевые ставки Центробанков мира).
- Для валютного рынка (форекс и биржи) данные по профициту бюджета или его дефициту – сигнал для формирования бычьего или медвежьего тренда, так как может привести к эмиссии фиатных денег, росту внешнего долга, соответственно инфляции и девальвации национальной валюты к доллару США, британскому фунту, швейцарскому франку, евро, иене и другим резервным валютам.
- Для международных доноров (Всемирный банк, МВФ, ЕБРР и др.) – как сигнал о скором обращении к ним за выделением кредита на льготных условиях (детальней в статье: Кредиторы или кому население планеты должно $244 трлн).
- Для фондового рынка – не пришло ли время пересмотра котировок национальных ценных бумаг и деривативов.
- Для инвесторов и акционеров – пора заводить или выводить капитал в связи с изменением доходности вложений в USD и EUR.
- Для крупных инвестиционных фондов – стоит ли пересмотреть инвестиционные портфели, добавив или удалив финансовые активы и квазиденьги.
Для аналитиков разбор государственного бюджета – один из важных показателей экономического состояния государства в текущий момент и оценки его потенциала.
Для фундаментального анализа также важны ВВП, размер внешнего долга, уровень безработицы и инфляции, размер ЗВР и другие факторы. Но это лишь часть необходимых знаний.
Обучение трейдингу в Академии Masterforex-V
Грамотный анализ рынка – это объемная работа, без которой трейдеру, не будем обнадеживать, не стоит рассчитывать на стабильный профит.
В Академии Masterforex-V обучение трейдингу проводят только успешные практикующие трейдеры, в отличие от многих «учителей форекса» знающих не только на теории, но и на практике, как быть успешным на длинной дистанции.
Академия выставила в свободный доступ некоторые из своих авторских материалов:
- Могут ли трейдеры Академии Masterforex-V зарабатывать 2000% в месяц (факты);
- В чем корни слива 1.5 тыс. депозитов в 2015-2018гг по ТС Герчика и ее опасность для трейдеров?
- Мифы трейдинга: есть ли вакансии с огромной зарплатой для трейдеров?
- Беспроигрышные счета трейдеров Masterforex-V и их стратегии;
- Корреляция валютных пар: что изменил Masterforex-V;
- Свопы (swap): как заработать, а не потерять 3000 долларов за год.
Кликните на ссылку снизу и начните свое обучение прямо сейчас!
С уважением, wiki Masterforex-V — курсы бесплатного (школьного) и профессионального обучения Masterforex-V для работы на форексе, фондовых, фьючерсных, товарных и криптовалютных биржах.