Содержание
Щербаков Владимир Алексеевич
преподаватель спец. дисциплин
Образование-Санкт-Петербургский Северо-Западный государственный заочный технический университет.
Квалификация-инженер по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Общий стаж работы-29 лет
Педагогический стаж-3 года
Профессиональная переподготовка:СПбГАСУ по программе «Преподаватель методист автомобильной школы» на ведение профессиональной деятельности по направлению «Техника и технология наземного транспорта 2016 г.
Повышение квалификации-Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» по программе «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС».
СТАТЬЯ
ПРОФСТАНДАРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ.
Термин «профессиональный стандарт» относительно новое понятие, появившиеся в России на федеральном уровне только в 2013 г. Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным.
По состоянию на июнь 2016 года было принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных профессий. К числу затронутых отраслей относится и транспорт. И одной из профессий, для которой были введены обязательные профстандарты в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.
Что это за термин? В чем его цель? На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.
Рассмотрим термин «профстандарт». Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, статья 195.1 «Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.» То есть сам термин означает список квалификационных требований, которые касаются опыта работы, образования, навыков и физического состояния водителя. Цель профстандарта устранить неясности в обязанностях, и установить единые требования к водителю легкого автомобиля.
Говоря в статье о легковом автомобиле, следует понимать, что согласно действующему Российскому законодательству легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям: его масса не превышает 3500 кг; число пассажиров не превышает 8 человек. Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС. Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — «1», это означает, что перед нами именно легковой автомобиль. Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 «Хантер»). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.
Давайте рассмотрим, что же должен включать в себя профессиональный стандарт водителя легкового автомобиля.
Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году. Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей. Таких как :
- Общие сведения, в эту часть включено официальное наименование и описания вида деятельности, для которого разработан стандарт.
- Функциональная карта, этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:
- управление автомобилем;
- его техническое обслуживание;
- перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.
Так же этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.
3. Характеристика обобщенных функций. Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее.
Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях.
- Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта
В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта. Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области. Разработчиком может быть, как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество
- Ответственность за несоблюдение
Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности.
Таким образом, мы рассмотрели: понятийный аппарат вопроса профессионального стандарта для водителя легкового автомобиля и его функциональную составляющую. Мы выявили, что применять профстандарты необходимо для защиты от неквалифицированного персонала. Следует помнить, что для водителя любого вида ТС существуют общие требования, которые необходимо знать и уметь применять.
Литература:
Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 195.1
Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта».
Профстандарт водителя автомобиля — это новое понятие, используемое при регулировании трудовых правоотношений. После введения этого профессионального стандарта он в ряде случаев станет обязательным для применения. Разберемся же, что собой представляет этот профстандарт, как он должен вводиться и каковы последствия его несоблюдения.
Профессиональный стандарт водителя — что это такое?
С 2013 года в России появилось новое понятие — профессиональный стандарт. Этот термин означает совокупность требований по квалификации (в основном по образованию и опыту работы), применяемых для определенной профессии и устанавливаемых на федеральном уровне. Принятие профстандартов вызвано тем, что прежние нормы, касавшиеся требований к уровню квалификации работников, далеко не всегда отражают реальную ситуацию и нуждаются в корректировке. Тот же факт, что профессиональные стандарты принимаются на уровне Минтруда РФ и имеют обязательную силу, связан с необходимостью защитить ряд определенных областей профессиональной деятельности от неквалифицированных работников.
Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным. Применяться они будут в том случае, когда ТК РФ, другие федеральные законы и подзаконные акты прямо этого требуют. Как правило, такое требование связано с тем, что:
- работа осуществляется в государственных организациях;
- работа связана с предоставлением от государства определенных льгот или, напротив, наложением соответствующих ограничений (в этом случае профстандарты могут быть обязательными даже для коммерческих организаций).
По состоянию на июнь 2016 года принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных отраслей деятельности. К числу таких отраслей относится и транспорт. И одной из профессий, для которых в ближайшее время следует ожидать введения обязательных профстандартов в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.
Где применяется профстандарт водителя легкового автомобиля?
Согласно действующим российским нормам, легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям:
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
- его масса не превышает 3500 кг;
- число пассажиров не превышает 8 человек.
Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС. Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — «1», это означает, что перед нами именно легковой автомобиль. Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 «Хантер»). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.
Профстандарт для водителей легковых машин должен применяться в тех областях хозяйственной деятельности, где происходит использование именно таких машин. Правда, по состоянию на июнь 2016 года профстандарта именно для водителей легковых автомобилей пока не принято. Впрочем, это явление временное: Минтруд РФ планирует к концу 2017 года довести число профессиональных стандартов до 2000 с лишним и проект документа для водителей легкового транспорта уже существует, хотя пока и не утвержден. При этом уже действует стандарт, касающийся водителей внедорожного транспорта, — а среди внедорожников немало и машин, подпадающих под определение легковых.
Что в себя включает профессиональный стандарт водителя
Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году. Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей. Рассмотрим их.
Общие сведения
В эту часть включается официальное наименование и краткое описания того вида деятельности, для которого разработан профстандарт. Также здесь указывается кодировка профессии по ОКВЭД и ОКЗ.
Подпишитесь на рассылку
Функциональная карта
Этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:
- управление автомобилем;
- его техническое обслуживание;
- перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.
В этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.
Характеристика обобщенных функций
Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее.
Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях. Конкретное содержание профстандарта должно предусматривать различные уровни квалификации.
Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта
В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта. Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области. Причем разработчиком может быть как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество, если уровень квалификации его специалистов позволяет принимать участие в разработке нормативной документации.
Как применяется профстандарт?
Если организация обнаружит, что принятый профессиональный стандарт для водителей распространяется и на нее, она должна провести ряд мероприятий. К таким мероприятиям относятся:
- Проверка должностных инструкций для водителей, штатного расписания и иных внутренних документов на предмет их соответствия стандарту. При необходимости изменения вносятся как в локальные нормативные акты, так и в трудовые договора, личные карточки и иные кадровые документы.
- Проверка уровня квалификации водителей в соответствии с требованиями, указанными в профстандарте.
- В том случае, если соответствия формальным требованиям (уровню образования, стажу работы) нет, но водитель справляется со своими трудовыми обязанностями, организация может провести как сертификацию (в специализированном сертификационном центре), так и аттестацию работника. Если в результате аттестации недостаток квалификации на уровне именно ее практической реализации будет подтвержден, это может послужить одним из оснований к увольнению.
Впрочем, вместо увольнения организация может заключить с работником соглашение и отправить его на обучение, по окончании которого квалификация будет соответствовать требованиям профстандарта.
Ответственность за несоблюдение профстандарта
Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности. Санкции в этом случае предусматривают административный штраф в размере до 50 тысяч рублей.
Раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства»
Характеристика работ.
1. Управление тракторными погрузчиками и разгрузчиками, вагонопогрузчиками, вагоноразгрузчиками и всеми специальными грузозахватными механизмами и приспособлениями при погрузке, выгрузке, перемещении и укладке в штабель различных грузов под руководством водителя более высокой квалификации.
2. Участие в планово-предупредительном ремонте погрузо-разгрузочных и грузозахватных механизмов и приспособлений.
Должен знать:
— основные сведения об устройстве обслуживаемых погрузчиков и погрузо-разгрузочных механизмов и их агрегатов;
— инструкцию по их эксплуатации, монтажу, пуску, регулированию и обкатке;
— характеристику масел и смазочных материалов;
— причины неисправностей и методы их устранений.
Водитель погрузчика 3-й разряд
Характеристика работ.
1. Управление аккумуляторными погрузчиками и всеми специальными грузозахватными механизмами и приспособлениями при погрузке, выгрузке, перемещении и укладке в штабель грузов.
2. Техническое обслуживание и текущий ремонт погрузчика и всех его механизмов.
3. Определение неисправностей в работе погрузчика, его механизмов и их устранение.
4. Установка и замена съемных грузозахватных приспособлений и механизмов.
5. Участие в проведении планово-предупредительного ремонта погрузчика и грузозахватных механизмов и приспособлений.
6. Заряд аккумуляторов.
Должен знать:
— устройство аккумуляторного погрузчика;
— способы погрузки, выгрузки грузов на всех видах транспорта;
— правила подъема, перемещения и укладки грузов;
— правила уличного движения, движения по территории предприятия, пристанционным путям и установленную сигнализацию;
— элементарные сведения по электротехнике.
Водитель погрузчика 4 — 7-й разряды
Характеристика работ.
1. Управление тракторными погрузчиками, вагонопогрузчиками, вагоноразгрузчиками и всеми специальными грузозахватными механизмами и приспособлениями при погрузке, выгрузке, перемещении и укладке грузов в штабель и отвал.
2. Техническое обслуживание погрузчика и текущий ремонт всех его механизмов.
3. Определение неисправностей в работе погрузчика.
4. Установка и замена съемных грузозахватных приспособлений и механизмов.
5. Участие в проведении планово-предупредительного ремонта погрузчика, грузозахватных механизмов и приспособлений.
Должен знать:
— устройство погрузчиков и аккумуляторных батарей;
— способы погрузки и выгрузки грузов на всех видах транспорта;
— правила подъема, перемещения и укладки грузов;
— правила дорожного движения, движения по территории предприятия и пристанционным путям;
— применяемые сорта горючих и смазочных материалов;
— наименования основных материалов аккумуляторного производства;
— правила обращения с кислотами и щелочами.
Тарификация 4- 7 разряды:
4-й разряд — при работе на тракторном погрузчике мощностью до 73,5 кВт (до 100 л.с.);
5-й разряд — при работе на тракторном погрузчике мощностью свыше 73,5 кВт (свыше 100 л.с.) и при работе на погрузчике мощностью до 147 кВт (до 200 л.с.) с использованием его в качестве бульдозера, скрепера, экскаватора и других машин;
6-й разряд — при работе на погрузчике мощностью свыше 147 кВт (свыше 200 л.с.) до 200 кВт (до 250 л.с.) с использованием его в качестве бульдозера, скрепера, экскаватора и других машин;
7-й разряд — при работе на погрузчике мощностью свыше 200 кВт (свыше 250 л.с.), оборудованном сложной электронной системой управления, телескопической или фронтальной стрелой и предназначенном для погрузки-выгрузки крупнотоннажных контейнеров.
Профессиональный стандарт. Водитель внедорожных автомототранспортных средств
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция. Управление внедорожным мототранспортным средством и его техническое обслуживание
3.2. Обобщенная трудовая функция. Управление внедорожным автотранспортным средством с максимальной массой до 3500 кг и числом сидячих мест не более 8, его техническое обслуживание и устранение неисправностей
3.3. Обобщенная трудовая функция. Управление внедорожным автотранспортным средством с максимальной массой свыше 3500 кг, его техническое обслуживание и устранение неисправностей
3.4. Обобщенная трудовая функция. Управление внедорожным автотранспортным средством, предназначенным для перевозки пассажиров, с числом сидячих мест более 8, его техническое обслуживание и устранение неисправностей
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
Файл:
инструкция на водителя камаза
инструкция на водителя
инструкция на водителя автомобиля
инструкция на водителя легкового автомобиля
инструкция на водителя грузового автомобиля
инструкция на водителя погрузчика
инструкция на водителя за санитара
инструкция на водителя-экспедитора
инструкция на водителя автобуса
инструкция на водителя пассажирского авто статус
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с 1.1. Настоящая должностная инструкция водителя определяет обязанности и права водителя, работающего на служебном 1 Проект ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ Настоящий стандарт устанавливает требования к Основные термины, применяемые в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Должностная инструкция. Должностная инструкция в соответствии с профессиональным стандартом. Структура инструкции на основе профстандарта. Изменение инструкций с учетом положений профстандарта. Профессиональный стандарт водителя автомобиля. Скачать 168.98 Kb. Должностная инструкция водителя автобуса моу есаульская сош Продолжительность рабочего времени водителя автобуса не может превышать 40 Категория: Должн. инструкции. Должностная инструкция водителя автомобиля. Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ и иных нормативных актов регулирующих Должностная инструкция водителя. Открыть в формате WORD. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. — Приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях. 2. ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЯ. Проект ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ. Основные термины, применяемые в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Должностная инструкция. В случае утверждения профессионального стандарта по данной профессии настоящая инструкция будет актуализирована 1.1. Водитель погрузчика является рабочим и подчиняется непосредственно кладовщику (старшему кладовщику). Инструкция водителя (персонального) легкового автомобиля. Образцы по теме: Автомобиль, Инструкция, Транспорт, Труд. 5. Заключительные положения. 5.1. Настоящая инструкция разработана на основе Тарифноквалификационных Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ). Инструкция о контроле работы водителей на линии по безопасности движения. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N 833н «Об утверждении профессионального стандарта «Водитель внедорожных автомототранспортных Однозначно проще работодателю будет теперь разрабатывать должностные инструкции, определять Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N 833н «Об утверждении профессионального стандарта «Водитель внедорожных автомототранспортных Однозначно проще работодателю будет теперь разрабатывать должностные инструкции, определять А как же профстандарт по водителям? Разве его еще не утвердили? Для чего разрабатывают профессиональные стандарты. Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты: инструкция по применению. Профессиональные стандарты разработаны в соответствии с типами транспортных средств и категориями водителей, а именно A, B, C, D. 1.2. Водитель должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда
Постановление правительства с- петербурга от 16.10.2013 № 799, Крановые установки unic руководство по эксплуатации и ремонту, Аудиокнига записки охотника тургениев, Зарядное устройство взу «жигули» инструкция по применению, Постановление правительства астраханской области о междуречье.