Профстандарты в образовании

Содержание

Частные компании: профстандарты, обязательные к применению

Администрация частного работодателя вправе самостоятельно определять необходимость их использования, не выходя при этом за рамки ст. 195.3 ТК РФ.

При внедрении в действие нормативов у многих кадровиков может возникнуть вопрос о наличии совпадений или различий по одной и той же профессии. Каким документом руководствоваться — Единым классификационным справочником (ЕКС, ЕКТС) или профстандартом? Следует воспользоваться разъяснениями, изложенными в письме Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. П. 5 разъяснений гласит, что администрация вправе самостоятельно решить, какие документы она будет применять. Однако надо учесть тот факт, что скоро, возможно, последует отказ от ЕКС и ЕКТС (п. 4 разъяснений).

Указанные разъяснения дают ответ и на вопрос об обязательности профстандартов (п. 6 разъяснений).Ст. 57 ТК РФ требует приводить наименование должности согласно ЕКС и ЕКТС или профстандарта, если нормами ТК РФ или иных актов для таких сотрудников установлено право на получение дополнительных льгот, премий, выплат либо установлены ограничения.

Порядок (обязательность) применения профстандартов организациями

Если работодатель решает внедрять на предприятии профстандарты, необходимо проведение следующих мероприятий:

  1. Издание соответствующего приказа, распоряжения об утверждении и введении в компании профстандартов.
  2. Подписание, оформление плана-графика мероприятий, способствующих их введению.
  3. Создание особой комиссии, отвечающей за внедрение стандартов и оказывающей сотрудникам консультационные услуги по всем возникающим вопросам.
  4. Изучение принятых профессиональных стандартов и определение необходимости их введения.
  5. Определение списка профессий, которые планируется привести в соответствие с новыми документами.
  6. Подготовка соответствующих уведомлений о необходимости введения профстандартов.
  7. Проверка уровня квалификации соответствующих сотрудников.
  8. Подготовка документации, в которую вследствие введения профстандарта будут внесены изменения:
  • трудовых соглашений;
  • должностных инструкций;
  • дополнительных соглашений;
  • положений подразделений;
  • иных актов предприятия.

Обучение или повышение уровня квалификации сотрудников (если оно необходимо) допускается при помощи аттестационной комиссии либо специализированных учебных центров.

Ознакомление сотрудников со всеми изменениями — завершающий этап введения профстандарта в действие.

ВАЖНО! Увольнять сотрудника, не соответствующего требованиям профстандарта, недопустимо. ТК РФ подобного основания не содержит.

Для кого с 1 июля 2016 профстандарты обязательны?

Существует перечень профессий, для которых законодательством введены неукоснительные требования к квалификации:

  1. Адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ).
  2. Судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-I).
  3. Экипажи воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ).
  4. Аудиторы (ст. 4, 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
  5. Главные бухгалтеры (ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
  6. Государственные и муниципальные служащие (ст. 12 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
  7. Работники, трудящиеся на подземных работах (ст. 330.2 ТК РФ).
  8. Работники, имеющие дело с химическим оружием (ст. 7 ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000 № 136-ФЗ).
  9. Учителя, педагоги (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
  10. Медики, фармацевты (ст. 69 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
  11. Служащие, занимающиеся вопросами участия, оформления, организации, проведения госзакупок (ст. 38, 112 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

По всем перечисленным должностям профстандарты, обязательные к применению, должны быть использованы работодателем.

Кому надо обязательно соблюдать профессиональные стандарты — 2018 – 2019: ответственность за невыполнение?

В качестве примера можно привести следующие судебные решения:

  1. Назначение на должность сотрудника, не подходящего по условиям профстандарта, привело к тому, что суд обязал учреждение возвратить зарплату данного сотрудника в бюджет (постановление ФАС ВСО от 12.11. 2013 по делу № А33-2144/2013).
  2. Работодателя обязали переподготовить сотрудника, чья квалификация не соответствовала требованиям к его должности (постановление 13-го ААС от 30.10.2014 по делу № А56-26857/2014).

Если же для организации использование профстандартов является обязательным, за их неприменение возможно привлечение к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства:

  • на должностных лиц предприятия будет наложен штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на само предприятие — штраф от 30 000 до 50 000 руб.

За вторичное совершение указанного правонарушения наступает ответственность по ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ.

Можно предположить, что ведение лицензируемой деятельности с привлечением труда лиц с неподходящей квалификацией является несоблюдением лицензионных требований и правонарушением по ч. 3 ст. 19.20 или ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

***

Исходя из вышесказанного, следует, что использовать профстандарты необходимо для сотрудников, занимающих должности, для которых законом или нормативными актами установлен определенный уровень квалификации, а также если за выполнение трудовых функций работнику положен ряд льгот, компенсаций либо, наоборот, наложены ограничения.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

В учреждении обязательность применения профессионального стандарта «Бухгалтер» никаким локальным актом не установлена.
Обязательны ли требования профстандарта в части квалификации для главного бухгалтера и бухгалтеров бюджетного учреждения?

7 марта 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Применение профессионального стандарта «Бухгалтер» в отношении работника, занимающего должность главного бухгалтера, а также в отношении бухгалтеров бюджетного учреждении в части требований к квалификации не является обязательным.

Обоснование вывода:
Согласно части второй ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть первая ст. 195.1 ТК РФ).
Профессиональные стандарты обязательны к применению в части требований к квалификации лишь в тех случаях, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (часть первая ст. 195.3 ТК РФ).
Кроме того, профессиональные стандарты наряду с квалификационными справочниками применяются для определения соответствия наименования должностей, профессий или специальностей работников и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в таких стандартах или справочниках, в случаях, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
В остальных случаях характеристики квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах, не являются обязательными для применения работодателями и носят только рекомендательный характер (смотрите п. 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253). Они могут применяться работодателями лишь в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (часть вторая ст. 195.3 ТК РФ).
Анализ законодательства показывает, что обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены на сегодняшний день для главных бухгалтеров акционерных обществ, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), главных бухгалтеров организаторов торгов (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах»), главных бухгалтеров операторов платежных систем (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»), главных бухгалтеров клиринговых организаций (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте») и главных бухгалтеров ряда других организаций.
Требований к уровню образования и стажу работы главных бухгалтеров бюджетных учреждений, а равно каких-либо иных сотрудников бухгалтерских служб в законодательстве не содержится. Также Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами не установлены ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по должностям главного бухгалтера или иных работников бухгалтерии (решение Свердловского районного суда г. Костромы Костромской области от 25.07.2014 по делу N 2-2709/2014). Следовательно, учитывая положения статей 195.3 и 57 ТК РФ, обеспечение соответствия уровня квалификации работников бухгалтерии, включая главного бухгалтера, требованиям профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 N 1061н, не является обязательным. Специалисты Роструда придерживаются аналогичного мнения (смотрите вопрос-ответ 1 и вопрос-ответ 2 с информационного портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ, предусматривающей право Правительства РФ устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности или муниципальной собственности, принято постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 (далее — Постановление N 584). Это постановление устанавливает поэтапный порядок применения указанными выше категориями работодателей, в том числе муниципальными учреждениями, профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. В то же время Постановление N 584 не предусматривает для государственных учреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников.
Вместе с тем согласно части пятой ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом в том числе профессиональных стандартов. Таким образом, положения профессиональных стандартов должны учитываться при определении условий оплаты труда главного бухгалтера и иных работников бухгалтерии бюджетного учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Профстандарты: какого уровня образования достаточно для продолжения работы?

Национальная система квалификации призвана урегулировать отношения в сфере труда. В 2017 году в силу вступит несколько профессиональных стандартов, четыре из которых имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. Чтобы у руководителей образовательных учреждений не было проблем с контролирующими структурами при вводе профстандартов, им необходимо быть в курсе всех изменений.

25 января эту актуальную тему обсуждали на вебинаре «Профстандарты в 2017: что же нужно делать?». Важность обсуждаемых на мероприятии вопросов ярче всего проиллюстрировало количество участников. По ходу рассказа эксперта, в вебинарную комнату вошли 117 человек из разных уголков страны. Это солидное количество участников для вебинара.

Мероприятие провёл Владимир Игоревич Блинов, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор кафедры педагогики МПГУ, автор учебно-методической литературы по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования, эксперт Экспертного совета экспертизы образовательных программ, учебных изданий и электронных образовательных ресурсов для образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (ФИРО), эксперт учебных изданий НФПК.

Сам термин «профессиональные стандарты» появился 50-60 лет назад. Именно тогда были первые опыты по внедрению подобной схемы работы в развитых странах.

— Успешную практику введения профстандартов мы можем наблюдать в Ирландии, — рассказал Владимир Блинов. — Аналоги программы реализуются в Германии и Австрии. Во многих странах это дало положительный результат с точки зрения роста производительности труда. В России работа находится в самом начале. Говорить, что мы полностью готовы к переходу на профстандарты, нельзя. В нашей стране пока нет данных статистики по этому направлению. Я думаю, что мы получим положительный результат с введением профстандартов в сфере информатизации, строительства.

Образование и квалификация

Работодатели часто задают сотрудникам вопрос перед приёмом на работу: «Какое у Вас образование?». Не всегда у человека с хорошим образованием есть необходимая для должности квалификация, и, наоборот, у квалифицированного специалиста не всегда есть нужный уровень образования. Профстандарты жёстче регламентируют необходимый уровень обучения для разных должностей.

— Многие руководители спрашивают меня: «Неужели придётся уволить всех, кто по уровню образования не подходит?», — рассказал эксперт. — Нет, конечно. Во многих случаях из ситуации недостатка образования можно выйти, пройдя курсы. Нередко случается, что человек окончил технический вуз, а хотел бы работать в образовании. Для этого ему нужно пройти курсы повышения квалификации по педагогике.

По трудовому законодательству уволить сотрудника просто так нельзя. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить другую должность в этой же организации или отправить на профессиональную переподготовку (повышение квалификации). В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?

Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 года переходный период для всех профстандартов.

Уже утверждены профстандарты для:

  • педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • педагогов-психологов.

Несколько лет пытаются ввести в работу профстандарт для педагогов общего образования, но дата постоянно переносится. И в этом году дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года. Профстандарт «Педагог» относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения. Не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

— Новая система квалификации слишком сложна для быстрого введения, — считает Владимир Блинов. — С одной стороны, это плохо – резать хвост по частям, но с другой стороны, давайте отнесёмся с пониманием к переносу сроков. Из-за не доработанных до конца стандартов, могли пострадать люди. (Для руководителей предусмотрены штрафные санкции за отказ от профстандартов). С остальными профстандартами далеко не всё понятно. Думаю и разработка, и введение их затянется. Наверно это правильно, что принимается решение о пролонгации сроков.

Кроме профстандартов для рядовых сотрудников, рассматривается введение профстандарта руководителя. В этом случае требования к деятельности ректора или директора тоже будут подробно описаны.

— Этот стандарт – необычный, он отличается от остальных, — прокомментировал эксперт. – Предполагалось, что он будет направлен на руководство учреждения в целом, а его разработали применительно только к директору (ректору). В этом профстандарте все жёстко привязывается к первому лицу организации.

О сроках введения стандарта для руководителей пока ничего не говорится.

  • Пономарева Юлия Сергеевна, Лобода Юлия Геннадиевна: Когда будет принят профстандарт педагога дошкольной образовательной организации?

— Нет отдельного стандарта для педагогов ДОУ. Есть стандарт для педагогов общего образования. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года.

  • Мороко Наталья Юрьевна: Каков путь карьерного роста воспитателя ДОУ при введении профстандартов? Возможно ли доработать перечень должностей в определенной организации, например, перечень должностей в дошкольной организации?

— Честно скажу, мне тоже он непонятен. В общей схеме профстандартов есть тупики. Если бы были прописаны профстандарты для методистов, можно было бы уходить на более высокую должность в этом направлении. Сейчас карьерный путь педагога ДОУ – либо уходить в руководство, либо менять род деятельности. Отвечаю на вторую часть вопроса: новые должности ввести можно, но необходимо помнить, что льготы прописаны государством для определённых должностей, вводя новое название, Вы можете лишить их работника.

  • Салдина Зинаида Петровна: Если внедрение профстандарта пролонгировано до 2019 года, какая подготовительная работа должна проводиться в образовательной организации на данный момент?

— Определённого регламента подготовки для такого долгого срока нет. За 2 месяца учредитель обязан дать руководству предписание о введении профстандартов. Тогда и начнётся подготовительная работа.

После окончания мероприятия, участники не торопились покидать вебинарную комнату. У них появлялись все новые вопросы. Владимир Игоревич Блинов задержался, чтобы ответить на максимально возможное количество вопросов. Некоторые вопросы и предложения он пообещал передать лично разработчикам профстандартов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Так когда же все-таки профстандарты станут обязательными для всех и станут ли?

В СМИ большое количество недостоверных комментариев на тему профессиональных стандартов. И вопрос по срокам, с которых будут применяться все профессиональные стандарты для коммерческих организаций – это еще не самая страшная неточность. Взять для примера, последний комментарий министра труда и социальной защиты Максима Топилина на сайте Минтруда «В СМИ прошла не совсем правильная информация по поводу того, что диплом по той или иной профессии должен быть обязательным в любом случае», — отметил Топилин. Он пояснил, что есть ряд специальностей, где профильный диплом обязателен — это врачи, педагоги, сварщики и др. «Здесь работодатель обязан соблюдать определенные стандарты», — пояснил министр».

Так вот, возвращаясь к роли профессиональных стандартов и сроков вступления их в действие.

Все принятые профессиональные стандарты размещены на сайте Минтруда: http://profstandart.rosmintrud.ru.

Несмотря на то, что плановые сроки вступления в действие принятых профессиональных стандартов были определены как 01 января 2015 года, уже в декабре 2012 года в Трудовой кодекс РФ были приняты поправки, которые определили сам термин профессионального стандарта и порядок применения наименования должностей работодателями.

Определение профессионального стандарта дано в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ:

«Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

Обратите внимание, что это квалификация не желаемая и не рекомендуемая, а именно необходимая.

При этом в статье 57 Трудового кодекса РФ до декабря 2013 года была установлена обязанность каждого работодателя, независимо от организационно-правовой формы, если в соответствии с Трудовым Кодексом, иными федеральными законами, с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям, связано предоставление компенсаций и льгот, либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним, должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В эту формулировку в декабре 2012 года была внесена дополнительная формулировка «или соответствующим положениям профессиональных стандартов».

Таким образом, по всем категориям, по которым законодательно есть льготы и компенсации или ограничения, независимо от того, является ли организация бюджетной или коммерческой, работодатель обязан брать наименование должности из классификаторов и профессиональных стандартов или только из классификатора или только из стандарта (если эта должность, профессия, есть только в одном из них).

Подводя итог: работодатель любой формы собственности обязан использовать наименование должности из профессиональных стандартов, если законодательно по этим позициям есть льготы, компенсации и ограничения, в том числе квалификационные. В этом случае и применение данного профессионального стандарта для работодателей любой формы собственности также является обязательным исходя из определения термина профессиональный стандарт, данного в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ.

В каких сферах работодатели будут применять профессиональные стандарты было определено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (ред. от 23.09.2014) «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»:

«25. Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

Анализируя текст действующих нормативных актов Трудового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ №23 понятно, что ни о каком рекомендуемом характере профессиональных стандартов говорить не приходится, по крайней мере, пока не будут внесены соответствующие корректировки в эти нормативные акты.

По срокам применения профессиональных стандартов – этот вопрос пока не урегулирован. Министерство труда готовит проект по «переходному периоду» до 2020 года для коммерческих организаций и всего лишь годовому переходному периоду для бюджетников. Говорить о том, что это так, можно будет только после того как проект будет рассмотрен, принят и опубликован.

В таком «переходном периоде», который предлагает в своем проекте Минтруд, есть определенный практический смысл: так как во многих принятых профессиональных стандартах и проектах действительно устанавливаются достаточно тяжелые требования к квалификации работников и надо признать, что даже поверхностный анализ говорит о том, что реальные работники по многим профессиям и должностям не будут им соответствовать. И тогда этот возможный «переходный период» надо рассматривать как необходимость обучения и дотягивания сотрудников до профессиональных стандартов в соответствующей профессиональной сфере. Поэтому, даже если проект Министерства труда будет принят, аттестацию работников на соответствие профессиональному стандарту и их обучение, необходимо будет начинать уже с 1 января 2015 года и тогда даже те, у кого будет недостаточный уровень образования, например, среднее профессиональное, вместо высшего, то предлагаемого переходного периода должно хватить для получения такого образования. Для работодателя бюджетной сферы только 2015 год и будет дан для приведения в соответствие с профессиональными стандартами работников бюджетной сферы. И если, например, в стандарте будет установлено обязательное требование о профессиональной переподготовке, которая не может быть менее 250 часов, то для того, чтобы к 2016 году работник соответствовал этим требованиям, такое обучение необходимо начать не позднее 1 квартала 2015 года.

Исходя из государственной программы по реализации профессиональных стандартов и процедуры внедрения сертификации, работодателям рекомендуется, конечно, уже сейчас выстраивать работу с персоналом с учетом перспектив изменения законодательства и все принимаемые профессиональные стандарты анализировать с точки зрения применения в компании, корректируя внутренние управленческие документы, программы обучения, процедуру аттестации, должностные инструкций, порядок выстраивания карьеры работников, формирования кадрового резерва и др.

Кому на Руси профстандарты обязательны?

С 01.07.2016 вступила в силу норма ст. 195.3 ТК РФ, согласно которой в случаях, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты (далее — профстандарты) в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В связи с этим для кадровиков представляет практический интерес вопрос о том, в отношении каких категорий работников и какими нормативными актами установлены требования к квалификации.

Абзацем 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием либо по профессии; также может быть указана специальность и/или квалификация; либо трудовая функция указывается как конкретный вид поручаемой работнику работы.

Далее здесь содержится норма, устанавливающая зависимость между наименованием должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним и наименованиями и требованиями, указанными в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профстандартов.

Эта зависимость возникает в случаях, когда — в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами — с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям (далее — позиции) связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. В таких случаях наименование позиций и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профстандартов.

В связи с этим кадровики сталкиваются с проблемой определения, установлены ли для той или иной позиции:

  • компенсации;
  • льготы;
  • ограничения.

И если да — то в какой мере следует применять в таком случае профстандарты: полностью или частично?

Ответ на вторую часть вопроса (о пределах применения профстандартов) имеется как в законодательстве:

Извлечение из Трудового кодекса Российской Федерации

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

так и в официальных разъяснениях:

Извлечение

из письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253

Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

В другом письме Минтруд России также подчеркивает транснормативный и ограниченный характер обязательности применения профстандартов:

Извлечение

из письма Минтруда России от 05.04.2016 № 14-2/В-299

О применении профессиональных стандартов

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Итак, абзац 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ устанавливает обязательность профстандартов только в части, касающейся наименований должностей/профессий/специальностей и квалификационных требований к ним и только для тех случаев, когда именно с наименованием позиции нормативными правовыми актами (далее — НПА) установлено предоставление компенсаций, льгот либо наличие ограничений.

Следовательно, нам с вами, коллеги, осталось «всего лишь» разобраться, какими нормативными документами установлена такая связь.

СВЯЗЬ ПОЗИЦИИ И РЕЖИМОВ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

Постановлением от 10.12.2002 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (в ред. от 04.09.2012; далее — Постановление № 877)) Правительство РФ, ссылаясь на ст. 100 ТК РФ, установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти — Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Также Постановлением № 877 перечисленным выше федеральным органам исполнительной власти предписано утвердить до 01.04.2003 НПА, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников. Конечно же, в этот срок поручение выполнено не было, однако в 2003–2016 гг. многие министерства и ведомства все же утвердили положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников подведомственных организаций, имеющих особый характер работы. Соответственно, положения профстандартов, совпадающие с нормами таких НПА, являются обязательными (хотя нужно заметить, что далеко не всегда имеется непосредственная связь льгот и ограничений по продолжительности рабочего времени и времени отдыха с конкретными наименованиями позиций).

ДРУГИЕ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ КОМПЕНСАЦИИ, ЛЬГОТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Не утратило силу и применяется в настоящее время Постановление Минтруда России от 12.07.1999 № 22 «Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации», в соответствии с которым установлены особые условия труда для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации — пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров.

К работникам, имеющим особые условия труда, специалисты в области трудового права относят также и другие категории работников, например, это:

  • врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские сестры, работающие вместе с ними (Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях»);
  • работники, которым установлен многосменный режим работы (Постановление Совета Министров и ВЦСПС от 02.07.1990 № 647 «Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства»);
  • работники территориальных органов Чеченской Республики, а также работники, командированные в Чеченскую Республику, условия оплаты труда и предоставление дополнительныхм льгот которым установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.1994 № 1440 (в ред. от 14.01.2002), и др.

К работникам с особыми условиями труда можно также отнести тех работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 329 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утвержден 19.01.2008 Постановлением № 16).

Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ. Здесь мы уже чаще встречаем прямую связь между наименованием позиции и льготами либо ограничениями.

И, наконец, предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой приведены НПА, устанавливающие связь между позицией работников и квалификационными требованиями к ним. Соответственно, применение профстандартов в части совпадения с этими НПА также является обязательным.

Здесь и далее в извлечениях выделено автором.

См., например: Комиссарова Т. Ю. Дополнительные отпуска: кому, за что и сколько? // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 2. С. 44–52; Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) (под ред. Ю. П. Орловского) («КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2009); Колбасов В. В. Отпуска. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013.

Следует заметить, что эти сведения не носят исчерпывающего характера, так как процесс законотворчества не стоит на месте — перечень категорий работников, для которых устанавливаются требования к квалификации, постоянно расширяется.

Оставьте комментарий