Содержание
Положения
1. Общие положения
1.1.Настоящее положение регламентирует различные виды профессионального обучения рабочих открытого акционерногообщества ХХХХХХХХХХХХХ ) (далее Общество) на производстве. Положение направлено на предоставление персоналу Общества возможности получения знаний и навыков (специальных, углубленных и пр.), необходимых для повышения качества производимой продукции, работ и оказываемых услуг, освоения новых видов деятельности, а также создания в Обществе надежного кадрового резерва.
1.2.Обучение рабочих на производстве включает в себя следующие формы обучения: подготовка новых рабочих, переподготовка (обучение вторым и смежным профессиям), повышение квалификации.
1.3.Ответственность за целенаправленность, планомерность осуществления производственного обучения и подготовку кадрового резерва возлагается на отдел кадров предприятия и начальника механосборочного цеха.
1.4.Ответственность за соблюдение обучающимся правил по охране труда возлагается на его непосредственного руководителя и инженера по охране труда.
2. Подготовка новых рабочих
2.1.Подготовка новых рабочих (начальное профессиональное образование на производстве) — это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии, с целью получения ими квалификации по любому из направлений производственно-хозяйственной деятельности Общества.
Подготовка новых рабочих проводится из числа лиц, вновь принятых на работу по ученическому договору (ст. 199 ТК РФ).
2.2.Обучение организуется непосредственно в структурных подразделениях специалистом отдела профессионального развития персонала, который обеспечивает необходимую методическую помощь, сбор, контроль за оформлением и хранение документов (Листок учета теоретического обучения рабочих путем индивидуальных консультаций, Дневник учета производственного обучения, Заключение на пробную квалификационную работу, Протокол заседания квалификационной комиссии)
Процесс обучения проходит под руководством инструктора по обучению (из числа начальников цехов, участков, мастеров), наставника производственного обучения (из числа высококвалифицированных рабочих), назначаемых приказом по Обществу. К обучению привлекаются профильные специалисты в качестве консультантов теоретического обучения.
2.3.Для производственного обучения в структурном подразделении выделяют рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инструментами и материалами.
2.4.Обучение осуществляется индивидуально или в учебных группах. При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, получая консультации у инструктора и консультантов теоретического обучения; производственное обучение организуется индивидуально на рабочем месте под руководством неосвобожденного от основной работы наставника производственного обучения.
При групповом обучении: теоретический курс изучается в учебной группе; производственное обучение организуется аналогично индивидуальной подготовке.
2.5.Теоретическое и производственное обучение осуществляется в пределах рабочего времени, согласно учебным планам и программе по соответствующей профессии.
Программы обучения по конкретным профессиям утверждаются генеральным директором по представлению отдела кадров, согласованному с руководителями структурных подразделений.
Сроки обучения устанавливаются распоряжением генерального директора, исходя из программы обучения, специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной образовательной и специальной подготовки, профессионального опыта, но не могут быть более 6 месяцев.
2.6. По окончании производственного обучения обучающийся должен выполнить квалификационную пробную работу.
В качестве квалификационных пробных работ для обучающихся должны подбираться работы, соответствующие по своей сложности квалификационному разряду, предусмотренному квалификационной характеристикой, позволяющие выявить в какой мере экзаменуемый освоил технологию выпускаемой продукцию, овладел навыками по своей профессии (специальности), достиг требуемой производительности труда (выполнение норм времени, выработки) и обеспечивает выполнение технических требований производства работ.
При подборе квалификационных пробных работ следует исходить из того, что продолжительность их выполнения должна быть не более одной смены, а нормы времени (или нормы выработки) должны соответствовать сменным заданиям в данном производственном подразделении.
Перед выполнением квалификационных пробных работ мастер участка должен принять меры для обеспечения каждого экзаменуемого соответствующим рабочим местом, отвечающим требованиям техники безопасности, необходимыми материалами, исправными приспособлениями, инструментами, а также технологической документацией и чертежами (если это необходимо).
Экзаменуемым, не выполнившим пробную работу по независящим от него причинам, выполнение пробной работы назначается вторично.
По результатам выполненной квалификационной пробной работы и определения уровня квалификации, оформляется заключение о сдаче квалификационной (пробной) работы.
2.7.По окончании срока обучения, после успешного выполнения квалификационной пробной работы, работник сдает экзамен действующей в Обществе квалификационной комиссии на присвоение ему рабочей специальности (квалификационного разряда). Результаты экзамена по обучению на производстве заносятся в протокол квалификационной комиссии о присвоении рабочему профессии, разряда.
2.8.При успешной сдаче экзамена, на основании протокола квалификационной комиссии, отдел кадров готовит приказ о присвоении работнику определенной профессии, квалификационного разряда. Квалификационный разряд считается присвоенным с момента подписания об этом приказа генеральным директором Общества.
3. Переподготовка рабочих (обучение вторым и смежным профессиям)
3.1. Переподготовкарабочих (обучениевторымисмежнымпрофессиям) — это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения новой или расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых в связи с сокращением рабочих мест и других изменений, а также изъявивших желание сменить профессию с учетом потребности производства.
3.2.Учебные планы и программы для обучения рабочих вторым и смежным профессиям, сроки обучения утверждаются генеральным директором по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям и разрядам. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.
Формы переподготовки рабочих аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).
4. Повышение квалификации
4.1.Повышениеквалификации — профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии и присвоении более высокого разряда.
4.2.Организуются следующие формы повышения квалификации рабочих на производстве: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; повышение квалификационного разряда.
Производственно-техническиекурсысоздаются для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства.
Курсыцелевогоназначениясоздаются для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, применяемых в производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, научной организации труда, а также вопросов повышения качества выпускаемой продукции.
Повышениеквалификационногоразряда — это обучение рабочих с целью повышения квалификационного разряда по соответствующей профессии.
4.3.Программа, дата и место проведения курсов утверждаются распоряжением генерального директора по представлению руководителей структурных подразделений.
Занятия на курсах проводятся в учебных группах численностью от 10 человек на собственной производственной базе, силами профильных специалистов. Комплектование групп осуществляется, как правило, рабочими одной или родственными профессиями либо в соответствии с тематической направленностью курсов.
С целью определения эффективности обучения в соответствии со стандартом «Персонал. Подготовка и повышение квалификации» преподавателю курсов рекомендовано проведение опроса слушателей до и после окончания обучения.
4.4.Учебные планы и программы для повышения квалификационного разряда рабочих, сроки обучения утверждаются распоряжением генерального директора по персоналу по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам по соответствующим профессиям и разрядам. Формы обучения аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).
5. Оплата за обучение рабочих на производстве.
5.1.Наставнику производственного обучения выплачивается ежемесячная надбавка в размере_______% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в течение всего периода обучения. Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере % месячного оклада в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на «отлично». Если квалификационный экзамен сданы на «хорошо» или «удовлетворительно» дополнительная единовременная надбавка составляет _________% месячного оклада.
5.2.Консультантам теоретического обучения оплата за проведенные занятия производится из расчета __________ руб./час, согласно листу учета теоретического обучения рабочего. Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере___________% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на «отлично» или___________% месячного оклада при сдаче пробной работы и квалификационного экзамена на «хорошо» или «удовлетворительно».
5.3.Оплата за обучение рабочих осуществляется на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, согласованной с отделом профессионального развития персонала. Основанием для оплаты является лист учета теоретического обучения рабочего и протокол квалификационной комиссии.
Добавлено в закладки: 0
Что такое подготовка профессиональная? Описание и определение понятия
Профессиональная подготовка – это процесс приобретения навыков, которые необходимы для осуществления определенных обязанностей связанных с работой или группой работ.
Общая характеристика
Необходимое условие достижения максимального успеха во всех отраслях отношений и удовлетворения потребностей человека – наличие качественно организованной системы образования в стране.
Переподготовкой работников называют процесс, во время которого они получают новые и дополнительные знания по основным или смежным профессиям, должностям или специальностям.
Повышением квалификации называют процесс, во время которого углубляются и расширяются уже полученные знания, умения и навыки. Успешное завершение этого процесса отобразиться на возможности выполнения более сложных работ в пределах выбранной профессии, должности или специальности.
Отношения, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации сотрудников относятся к группе отношений, которые напрямую связаны с трудовыми отношениями.
Работодателю стоит быть заинтересованным в наборе квалифицированных кадров. Это согласуется с правом каждого работника на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации. Реализовать его можно независимо от желания работодателя. Чаще всего сотрудник выбирает форму, вид подготовки и учебное заведение, после чего сообщает работодателю. Тот, в свою очередь, обязан обеспечить условия для успешного совмещения сотрудником учебы и работы (гарантированный учебный отпуск, несколько свободных от работы дней и т.д.).
В 90-е годы прошлого века широкое распространение получил метод подготовки работников по учебному или ученическому договору. Организация проводит организованное обучение своих работников с учетом перспектив развития компании, разработками новых видов деятельности, намерением создать новые рабочие места и т.д. В таких случаях профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников проходят на условиях, указанных в коллективных договорах, локальных нормативных актах, индивидуальных трудовых договорах и ученических договорах.
Список специальностей и направлений, по которым работник может повысить свои знания, а также формы обучения и список образовательных центров определяются работодателем.
Профессиональная подготовка
Процесс профессиональной подготовки обычно осуществляется на основании составления ученического договора, как с отрывом, так и без отрыва от работы в специализированных подразделениях компании работодателей, в образовательных учреждениях профобразования или в индивидуальном темпе у рабочих или специалистов, которые уже приобрели необходимый уровень квалификации. Стоит отметить, что в таком случае не происходит повышения уровня образования того, кто обучается.
Начальное профессиональное образование ставит перед собой задачу подготовить квалифицированных рабочих по всем профессиям, беря за основу общее образование, и по некоторым профессиям – беря за основу среднее общее образование (полное).
Процесс обучения в образовательных учреждениях организован с учетом индивидуальных и возрастных особенностей тех, кто обучается. В течении профессиональной подготовки сотрудники проходят как теоретическое, так и производственное обучение, после чего их отправляют на производственную практику. Время учебной нагрузки строго регламентировано, и должно составлять не больше 36 часов в неделю, а время пребывания на практике – рамок рабочего времени, установленных трудовым законодательством для каждой конкретной профессии. Если срок обучения составляет больше года, срок каникул должен быть не меньше 10 недель.
Обучение производственным профессиям проходит в учебно-производственных лабораториях, полигонах или мастерских. Для этого набирают группы от 12 до 15 человек. Если дело касается профессии, которая связана с обслуживанием массивного оборудования или осуществлением опасных работ, группа составляют 8-10 человек.
По инициативе работодателя или организации, представляющей его, сотрудник может проходить подготовку в ускоренном темпе.
Профессиональные знания, умения и навыки рабочих на момент присвоения им любого уровня квалификации должны соответствовать списку требований, содержащемся в квалификационных справочниках. На их основании проводиться присвоение рабочим квалификационных разрядов, тарификация выполняемых ими работ, написание программ специальной подготовки для повышения уровня квалификации.
Средние специальные учебные заведения предоставляют возможность проходить профессиональную подготовку в разных формах, включая экстернат. Однако есть список специальностей и профессий, получение которых в заочной, вечерней и форме экстерната недопустимо. Это регламентируется законодательством. К подобным специальностям относятся, например, криминалистика, обслуживание атомных и ядерных энергетических установок, эксплуатация транспортных средств и летательных аппаратов и т.д.
Однако процесс обучения другим профессиям проходит в очной и очно-заочной (вечерней) форме, проводится для групп или в индивидуальном порядке, иметь в ходе изучения теоретическую часть, практику и стажировку. По окончании обучения работники проходят аттестацию, форму которой выбирают соответственно учебной программе.
Часто получение разрешения на выполнение определенных работ работодатель или организация вынуждена обязательно представлять документы, которые подтверждают наличие у работников необходимых навыков и уровня компетентности.
При желании сотрудник может получить высшее профессиональное образование без отрыва от работы согласно условиям ученического договора. При этом работник, обладающий начальным или средним профессиональным образованием, имеет право проходить обучение по сокращенной ускоренной программе.
Повышение квалификации
Прохождение сотрудниками профессиональной переподготовки, обучения дополнительным профессиям , а также повышения квалификации проходят по специально разработанным образовательным программам.
26 июня 1995 года правительство РФ приняло Постановление об образовательных учреждениях, где люди получают дополнительное профессиональное образование. Согласно этому документу, работник может получить дополнительное профессиональное образование в качестве повышения уже имеющейся квалификации, прохождения стажировки, профпереподготовки. Также в нем подробно описаны различные виды обучения специалистов и характеристики каждого из них. Например, процесс повышения квалификации включает в себя:
-
Прохождение краткосрочного (72 часа) тематического обучения особенностям конкретного процесса производства, которое проводят на месте основной работы. В конце работники обычно сдают экзамен, зачет или защищают реферат.
-
Прохождение тематических или проблемных семинаров (72-100 часов) по локальным специфическим проблемам разного рода.
-
Прохождение длительного (больше 100 часов) обучения сотрудников в спецучреждении, предоставляющем возможность повышения квалификации путем углубленного рассматривания и изучения актуальных проблем и их решения согласно профилю.
Процесс повышения квалификации сотрудника проходит с полным, частичным или без отрыва от работы, а также по индивидуальному графику. Форма прохождения и срок устанавливается договором, который заключают заказчик и учебное учреждение.
Специалисты могут проходить стажировку как в роли самостоятельного вида получения дополнительного образования, так и в роли одного из частей учебного плана. Цель стажировки состоит в изучении передового опыта и приобретении необходимых навыков, как профессиональных, так и организаторских, а также в практическом закреплении теоретических навыков.
Работник может проходить стажировку как на территории России, так и за границей. Длительность стажировки устанавливает работодатель.
Государственными, а также негосударственными (прошедшими аккредитацию) учебными учреждениями выдаются документы государственного образца при успешном окончании учебного курса слушателями:
-
Удостоверение про повышение квалификации (72-100 часов).
-
Свидетельство про повышение квалификации (больше 100 часов).
-
Диплом профессиональной переподготовки (больше 500 часов).
-
Диплом присвоения квалификации (больше 1000 часов).
В государственном заказе можно найти сведения о числе государственных служащих, которых направляют на обучение (отдельно по программе повышения квалификации и по переподготовке), о цене на обучение (по каждой программе), а также учтено финансирование обеспечение научных и учебных методистов и информационных аналитиков.
Государственный заказ размещают в учебных учреждениях (получивших специальную лицензию) на конкурсной основе во время формирования заявок. Как переподготовка, так и повышение квалификации государственных работников проводятся на основе договоров, которые были заключены между федеральными органами исполнительных властей и учебными учреждениями. Затраты согласно договора будут возмещены федеральным органам Минтрудом, что не должно превышать размер средств федерального бюджета.
Ученический договор
Изначально предусмотрено два вида ученических договоров:
1. Заключаемый с сотрудником на переобучение без отрыва его от работы. Этот вид договора дополняет трудовой и является регулируемым трудовым законодательством.
2. Заключаемый с лицом, находящимся в поисках рабочего места и проявляющим желание получить профессию в предложенной организации. Этот вид договора является гражданско-правовым, а потому регулируется нормами, принятыми в гражданском праве.
Однако данную трактовку часто называют слишком категоричной. Было бы более правильно назвать этот вид договора смешанным, поскольку он содержит условия, которые регулируются разными правовыми отраслями, как трудовым, так и гражданским.
Гражданско-правовой вид ученического договора заключается только с организацией, получившей специальное учебное подразделение, которое получило лицензию. Помимо этого, предметом договора может выступать только переподготовка, профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников, потому что профессиональную переподготовку специалистов могут осуществлять исключительно учреждения, получившие лицензию на проведение обучения по дополнительным учебным программам.
Ст. 198 ТК называет ученический договор дополнением кК трудовому договору. Литература высказывает точку зрения, что его нельзя называть самостоятельным видом договора. Эта мысль основана на том, что в общей теории права все дополнительные оговорки и условия считаются прямой частью основного договора. Делается вывод о том, что практически говорится об особой разновидности трудовых договоров, которые содержат обязательства по профессиональной подготовке, переподготовке или повышению квалификации сотрудника. Исходя из этого ученический договор, заключенный с сотрудником данной организации, автоматически перестает быть действительным при прекращении действия трудового договора, исходя из тех же оснований. Но при прекращении действия ученического договора, трудовой продолжает быть действительным.
Ученический договор имеет несколько обязательных условий, при несоблюдении которых он прекращает быть действительным. В нем обязательно должны быть указаны:
-
Наименования сторон.
-
Степень и уровень образования, которые приобретаются учащимся.
-
Срок прохождения обучения.
-
Оплата в период обучения. Работникам данного предприятия также предстоит в обязательном порядке отработка у работодателя в период, указанный в договоре.
Также в ученический договор включаются дополнительные положения, но это должно происходить по согласию обеих сторон и не должно противоречить ТК и локальным актам.
Условия отработки после прохождения обучения содержатся в трудовом договоре (ТК, ст. 57) или в соглашении об обучении (ТК, ст. 249). Всё же наличие этого условия не означает заключения трудового договора в срочном порядке. Поэтому выражая согласие на наличие данного пункта, сотрудник или лицо, находящееся в поисках работы, только принимает на себя обязательство по возмещению расходов на обучение путем отрабатывания. Его срок должен находиться в пределах разумного, а точнее не нарушать принципов свободы труда. Обязательства отработки остаются действительными по прекращении срока обучения.
Продолжительность действия ученического договора должны быть достаточной для того, чтобы человек смог овладеть необходимой специальностью. С предписаниями и рекомендациями можно ознакомиться, заглянув в отраслевые нормативно-правовые акты.
Продолжительность действия договора может быть продлена, если учащийся не смог присутствовать на занятиях и выполнить учебный план согласно программе по уважительной причине (болезнь, привлечение к выполнению государственных и общественных обязательств и т.д.).
Обучение организовывается в разных формах обучения: индивидуальной, бригадной, курсовой и т.д. Выбор формы напрямую зависит от специальности профессии учащегося, требований учебного плана, способности учащегося и т.д.
Максимальное количество времени обучения не должно превышать норму рабочего времени в течении недели для сотрудников того же возраста и квалификации (согласно ТК, ст. 91, 92). Это право гарантируется всем учащимся независимо от выбранного вида ученического договора.
Учащиеся, по согласованию с работодателем, которые являются работниками данной организации, могут частично (режим неполного рабочего дня) или полностью освобождаться т рабочих заданий в связи с прохождением обучения. Также они имеют право учиться в свободное от работы время.
На протяжении обучения учащихся запрещено оставлять сверхурочно, отправлять в командировки по служебным назначениям, никак не связанным с прохождением обучения.
Оплата в вышеописанных случаях проводится двумя основными способами:
-
Стипендия.
-
Оплата за выполненную на протяжении обучения работу.
Так как работа обучающегося оплачивается по заранее установленным расценкам, в ученическом договоре может указываться только размер стипендии, минимальный размер которой указан в ст. 133 ТК.
На работников, проходящих обучение, полностью распространяется действие трудового законодательства, коллективного договора и локальных нормативных актов.
Работникам, которые успешно справились с итоговыми испытаниями (квалификационными экзаменами), при приеме на работу по окончании прохождения учебного материала не устанавливают испытательный срок.
В случае, если учащийся не выполнил своих обязательств, указанных в ученическом договоре (к примеру, вовремя не начал работать), он обязан вернуть работодателю выплаченную ему стипендию и возместить все остальные расходы на его обучение. Потенциально неполученные из-за невыполненной работы деньги не учитываются.
Ученический договор имеет гражданско-правовой характер, и потому к нему применимы нормы гражданского права. На время его действительности трудовые отношения являются таковыми исключительно на время прохождения производственного обучения. Однако обязанность пройти его истекает из обязанностей учащегося усвоить подготовленную программу.
Изменить или расторгнуть гражданско-правовой ученический договор можно по согласию сторон, в связи с решением суда, с отказом одной из сторон выполнять свои обязательства в полной или частичной мере, когда это прописано в законе или происходит по согласию сторон (ГК, ст. 450, 782). Помимо этого, договор может быть расторгнут вследствие прекращения обязательств по причине невозможности их выполнения как из-за чего-то, что не зависит ни от одной из сторон, так и по вине одной из них. В этом случае стоит обратиться к порядку расчетов в согласии со ст. 781 ГК.
Не стоит путать составленный ученический договор, имеющий гражданско-правовой характер, с гражданско-правовым контрактом, который заключается между студентами и работодателями с целью проведения подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием. Положение об этой подготовке было утверждено в Постановлении от 19 сентября 1995 года. Согласно этому документу, со студентами заключают контракт по очной форме за федеральные средства, причем сделать это необходимо минимум за 3 месяца до окончания учебы в специальных заведениях на срок до 3 лет. Должность, которую компания предлагает студенту согласно контракту, должна быть соответствующей его профилю и уровню образования.
Контракт определяет рамки обязательств сторон друг перед другом. Помимо прочего, студент, который не выполняет его условий, обязан возместить денежные затраты заведению и работодателю по выплате стипендии, льгот и пособий. Хотя есть некоторые категории студентов, которые автоматически освобождаются от подобного возмещения. Они перечислены в п. 6 и 7 вышеупомянутого Постановления:
-
Лица с медицинскими противопоказаниями.
-
Супруги военнослужащих и служащих федеральных служб, если работу предоставили не по месту проходимой службы.
-
Беременные и женщины с детьми в возрасте до 1.5 лет, если работа находится не по месту жительства ее или родных.
Также работодатель и учебное заведение составляют договор о частичном возмещении затрат на обучение учащегося и организации прохождения им производственной практики.
Мы коротко рассмотрели подготовку профессиональную: общая характеристика, профессиональная подготовка, повышение квалификации, ученический договор.
Производственное обучение в колледже является важнейшей составной частью учебного процесса, правильная организация которого призвана обеспечить развитие интереса учащихся к избранной профессии, подготовку квалифицированных рабочих. Производственное обучение включает следующие взаимосвязанные составляющие:
— производственное обучение в учебно-производственных мастерских;
— производственное обучение в условиях производства, ресурсных центров;
— производственная практика.
Решающая роль в формировании конкретных трудовых умений и навыков в процессе производственного обучения принадлежит мастеру производственного обучения. В его функции входит научить будущих рабочих правильно планировать свой труд, вести необходимую документацию, рационально подбирать инструмент и оборудование, организовывать свое рабочее место, эффективно использовать рабочее время, анализировать типичные ошибки и уметь их предупреждать, активно пользоваться техническими знаниями, справочной литературой. Мастер производственного обучения практически учит профессии, помогает учащимся овладеть профессиональными навыками и умениями, стимулирует активность воспитанников личным примером.
Характерной особенностью занятий производственного обучения является целенаправленная учебно-производственная деятельность учащихся на протяжении всего занятия. Для этого, мастер до мельчайших деталей продумывает весь ход занятия: знакомится с методической литературой, составляет план занятия, разрабатывает инструкционно-технологические карты, где указывает содержание и последовательность выполнения всех операций данного задания, намечает распределение учащихся по рабочим местам, готовит необходимые приспособления и инструмент, проверяет комплектность и исправность технического оборудования для проведения занятий, определяет и конкретизирует свою деятельность и деятельность учащихся на каждом этапе занятия.
Понятное и доступное объяснение мастера, четкий показ приемов выполнения рабочих операций, посильность задания – все это позволяет учащимся успешно овладевать специальными навыками и умениями, приобретать уверенность в собственных силах и возможностях. Своевременная помощь и поддержка учащегося, когда он испытывает затруднения в ходе выполнения учебно-производственного задания, также благоприятствуют формированию положительного отношения к выполняемой работе. Воспитывая интерес к профессии на занятиях производственного обучения, мастера опираются на жизненный опыт учащихся, прислушиваются к их предложениям, даже если они технически несовершенны, побуждая тем самым воспитанников к проявлению инициативы и самостоятельности. Такая педагогическая позиция вызывает у учащихся стремление к творческому поиску.
Составной частью производственного обучения является производственная практика учащихся. Этот этап подготовки квалифицированных рабочих существенно влияет на развитие профессионального интереса. Педагогически правильно организованная производственная практика в сельскохозяйственных организациях и на предприятиях играет важную роль в профессиональной адаптации будущих молодых специалистов рабочих профессий, в подготовке их к труду в соответствии с полученными квалификациями.
В организации производственной практики важную роль играет социальное партнерство колледжа с базовыми предприятиями. Его необходимость обусловлена сложностью задач в подготовке конкурентоспособных молодых специалистов. Особенно тесное взаимодействие сложилось с ОАО «Беловежский», ОАО «Александрия – Агро», ОАО «Макарово – Агро», СПК «Остромечево». В хозяйствах и на предприятиях учащиеся знакомятся с особенностями сельскохозяйственного производства, многообразием механизированных и транспортных работ. В базовых хозяйствах обучение организуется на новых тракторах, комбайнах, комбинированных агрегатах, специализированном транспорте, средствах комплексной механизации и автоматизации.
Работая на новой технике в базовых хозяйствах, учащиеся убеждаются, что производительность труда и его качество находятся в прямой зависимости от профессиональных знаний, умений и навыков. Действительно, подготовка агрегата и подготовка поля, работа на агрегате и проверка ее качества требуют от учащихся соблюдения технологической дисциплины и охраны труда, выполнения агротехнических требований, воспитывают ответственное отношение к делу. Взаимодействие с базовыми предприятиями дает возможность учитывать и исправлять недочеты в подготовке квалифицированных рабочих: некоторые учащиеся не обладают навыками эффективного использования теоретических знаний в практической работе, особенно, если на уроках производственного обучения они были пассивны, а в семье допущены упущения в трудовом воспитании. Для таких учащихся работа в базовых хозяйствах под руководством опытных наставников дает уникальные возможности формирования и развития навыков производственной деятельности.
Важнейшим показателем эффективности взаимодействия колледжа и базовых предприятий является то, что выпускники сравнительно легко адаптируются в первые недели после трудоустройства. Традиционно на протяжении последних лет учащиеся в соответствии с заключенными целевыми и трехсторонними договорами получают направления на работу в хозяйства и на предприятия, где они проходили производственную практику. Качественная профессиональная подготовка будущих рабочих для различных отраслей народного хозяйства в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, является важнейшей составляющей общегосударственных мероприятий по профессиональному самоопределению учащейся молодежи.
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.
Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).