Прокатное удостоверение на фильм

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.1. Правила обязательны для соблюдения всеми посетителями кинотеатра «KINOMAN» по адресу: г. Киев, ул.Вадима Гетьмана, 6 и кинотеатра РЦ «Ультрамарин» по адресу: г. Киев ул.Василия Липковского, 1А.

1.2. Эти правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Украины № 435 от 16 января 2003 года, Законом Украины «О защите прав потребителей» № 1023-XII от 12 мая 1991 года и регламентируют отношения по предоставлению услуг демонстрации фильмов в кинотеатре между Посетителями.

1.3. Договор между Посетителем и Кинотеатром заключается как публичный договор (статья 633 Гражданского кодекса Украины) и договор присоединения (статья 633 Гражданского кодекса Украины) путем акцепта настоящей оферты через покупку Билета на просмотр фильмов Посетителем, кинотеатра или осуществления Посетителем Регистрации в Личном кабинете на сайте Кинотеатра, или иным образом, установленным Кинотеатром. Фактом приобретения Билета на просмотр фильма или Регистрации Посетитель подтверждает то, что он ознакомлен с действующими Правилами, ему понятны условия Правил и он обязуется их неукоснительно соблюдать в течение всего времени посещения Кинотеатра.

ПРОДАЖА БИЛЕТОВ

2.1. Билетом считается документ установленного образца, подтверждающий право Посетителя на просмотр фильма в соответствующем Кинотеатре.

2.2. Билеты на просмотр фильмов в кинотеатрах продаются Посетителям по ценам, действующим в соответствующем Кинотеатре.

2.2.1. Ценовая политика на премьерные фильмы может варьироваться в зависимости от условий дистрибьюторской компании.

2.3. Билет включает информацию о названии фильма, дату продажи, дату и время сеанса демонстрации фильма, цену, номер кинозала, номер ряда и места в кинозале.

2.4. Билеты продаются через кассы в соответствующих Кинотеатрах и онлайн на сайтах https://www.kinoman.ua/ua для кинотеатра KINOMAN по адресу г. Киев, ул. Вадима Гетьмана, 6 и https://ticketsbox.com/ultramarin/ для кинотеатра в РЦ «Ультрамарин» по адресу г. Киев, ул. Василия Липковского, 1А.

2.5. В процессе верификации при покупке билетов на сайте www.kinoman.ua обязательно дождитесь загрузки и автоматического возврата на главную страницу сайта. В случае досрочного закрытия данной страницы возможно одновременное автоматическое списание средств с вашего счета и отказ от заказа. В таком случае свяжитесь с администрацией кинотеатра для возврата средств. Возврат будет осуществлен на те же банковские реквизиты (платежную карту), с которой осуществлялась покупка Билета в течение трех рабочих банковских дней (если банком-эмитентом не предусмотрено другое).

2.6. Кассы кинотеатра начинают свою работу за 40 минут до начала первого сеанса и заканчивают свою работу через 10 минут после начала последнего сеанса.

2.7. Продажа билетов на фильм заканчивается через 30 минут после начала сеанса соответствующего фильма.

2.8. Скидки и льготы предоставляются только на фильмы, разрешенные Дистрибьюторской компанией по условиям соответствующих договоров, а также в связи с проведенными Кинотеатрах акциями.

2.9. Кинотеатр может принять решение о предоставлении возможности приобрести Билет по льготной цене ученикам, студентам дневной формы обучения ВУЗов Украины, детям из многодетных семей и пенсионерам. Льготная цена на билет действует при предъявлении Посетителем ученического кино-билета KINOMAN или оригинала соответствующего удостоверения, оформленного на этого Посетителя. Один льготный документ дает право скидки на один билет.

2.10. Кинотеатры предоставляют возможность бесплатно посещать киносеансы детям сиротам при наличии соответствующего удостоверения раз в неделю только на места 1-3 рядов в зале: с понедельника по пятницу на все сеансы по времени; суббота, воскресенье и праздничные дни — на сеансы, начало которых до 16:59. Льгота не распространяется на допремьерные, премьерные показы и сеансы в VIP залах, на другие товары или услуги кинотеатра.

2.11. Кинотеатры предоставляют возможность бесплатно посещать киносеансы при наличии флаера на бесплатное посещение кинотеатра: при наличии свободных мест в зале и при условии проданных билетов на сеанс (в пустом зале обмен флаера невозможен), и учитывая указанные ограничения, действующие на каждый конкретный флаер).

2.12. Посещение киносеансов детям до 6 лет может быть бесплатным, если ребенок не занимает отдельного кресла в кинозале. С одним из родителей бесплатно может быть допущен только один ребенок. Без сопровождения родителей ребенок до 6 лет не может посещать Кинотеатр. По требованию кинотеатра родители обязуются показать документы, удостоверяющие отцовство в отношении ребенка, в случае отсутствия документов Кинотеатр имеет право отказать в предоставлении бесплатного посещения киносеанса.

2.13. Для посещения киносеансов школьных групп от 15 человек один сопровождающий допускается в зал бесплатно. Для этого сопровождающий обязательно должен иметь при себе и предъявить список перечня детей на официальном бланке организации с мокрой печатью перед приобретением Билетов.

2.14. В случае опоздания, непосещение кинотеатра, отказа Посетителя от просмотра фильма после начала демонстрации фильма Билеты не подлежат возврату или обмену, а Кинотеатр не обязан компенсировать Посетителю стоимость билетов.

2.15. При продаже билетов на фильм, имеющий возрастные ограничения зрительской аудитории Кассир имеет право попросить Посетителя, а Посетитель обязуется показать Кассиру, документ, подтверждающий возраст Посетителя.

2.15.1. На сеансы с индексом 16+ и 18+ продажа билетов происходит исключительно при наличии документа, удостоверяющего возраст Посетителя. Работники кинотеатра имеют право отказать в покупке Билетов лицам, не достигшим указанного возраста (в соответствии с пунктом 7 постановления «Об утверждении Положения о государственном удостоверении на право распространения и демонстрации фильмов от 17 августа 1998 N 1315)

2.16. Факт покупки Посетителем Квитка означает и подтверждает, что:

2.16.1. Посетитель соглашается с условиями настоящих Правил и настоящим Договором, и обязуется их выполнять;

2.16.2. Посетитель ознакомлен с представленной в Кинотеатре информацией о фильме, на просмотр которого посетитель купил билет;

2.16.3. Посетитель ознакомлен с возрастными ограничениями зрительской аудитории, действующие в отношении фильма, просмотр которого посетитель приобрел билет; указанные возрастные ограничения зрительской аудитории позволяют Посетителю, а также лицам, сопровождает Посетитель, посещать фильм.

2.17. При отсутствии проданных билетов на момент начала сеанса Кинотеатр имеет право отменить сеанс демонстрации фильма и прекратить продажу билетов на этот сеанс. Для запуска сеанса необходима покупка хотя бы 1 Билета.

2.18. Билеты, приобретенные через сайт, не нужно распечатывать или обменивать на кассе. Для входа в кинозал Посетителю нужно показать штрих-коды Билетов на экране устройства для сканирования контроллеру.

БРОНИРОВАНИЕ БИЛЕТОВ

3.1. Бронирование билетов осуществляется только в телефонном режиме. Услуга бронирования билетов онлайн на сайте отсутствует.

3.2. Бронирование билетов осуществляется ежедневно с 10:00 до 22:00 по телефону (044) 200 90 18 для кинотеатра KINOMAN по адресу г.Киев, ул. Вадима Гетьмана, 6 и (044) 206 03 62 и (044) 206 03 70для кинотеатра в РЦ «Ультрамарин» по адресу г. Киев, ул. Василия Липковского, 1А.

3.3. Стоимость бронирования составляет 5 (пять) гривен 00 коп. независимо от количества билетов в заказе.

3.4. Для выкупа бронирования необходимо обратиться на кассу кинотеатра, сообщить дату и время сеанса, название фильма и номер бронирования.

3.5. Бронирование снимается автоматически не позднее чем за 30 минут до начала сеанса.

3.5.1. Если билеты не выкупаются к указанному времени, обязательства по бронированию снимаются, претензии по бронированию не принимаются.

ВОЗВРАТ БИЛЕТОВ

4.1. Проданные Билеты подлежат возврату после начала сеанса только в следующих случаях:

4.1.1. Отмена сеанса демонстрации фильма или задержка демонстрации фильма более чем на 15 минут.

4.1.2. Некачественная демонстрация фильма кинотеатр;

4.1.3. Показ другого фильма, вместо фильма, на просмотр которого Посетитель приобрел билет.

4.2. Возврат билетов, обоснованный требованием Посетителя, осуществляется не позднее чем за 30 минут до начала сеанса, на который приобретен билет.

4.3. Возврат билетов в случае прерванного сеанса из-за форс-мажорных ситуаций осуществляется после возобновления работы Кинотеатра в сроки, устанавливаемые в зависимости от степени серьезности случая и сообщаются на информационных стендах кинотеатра, на официальном сайте и на официальных страницах в социальных сетях Facebook (Фейсбук) / Instagram (Инстаграмм).

4.4. Для возврата билетов, приобретенных в кассе кинотеатра, Посетителю необходимо:

4.4.1. Предоставить кассирукинотеатра Билет и кассовый чек;

4.4.2. Предъявить документ с фотографией, удостоверяющий личность Посетителя (паспорт или водительское удостоверение)

4.4.3. Заполнить заявление по форме, предоставленной Кинотеатром;

4.4.4. Подписать Акт о выдаче (возврат Посетителю) наличных средств.

4.5. Процедура и условия возврата билетов, приобретенных онлайн

4.5.1. Возврат билетов возможен не позднее чем за 30 минут до начала сеанса;

4.5.2. Если в заказе было приобретено два и более билетов, возврат возможен только для всех квиты заказа;

4.5.3. Для возврата необходимо зайти в «Личный кабинет» (раздел на сайте) и нажать «Вернуть билеты»;

4.5.4. Возврат средств осуществляется только по безналичному расчету;

4.5.5. Возврат средств осуществляется на те же банковские реквизиты (платежную карту), с которой осуществлялась покупка Квитка течении трех банковских рабочих дней.

ПРОПУСКНОЙ РЕЖИМ

5.1. Запуск Посетителей в кинозал начинается за 5-10 минут до начала сеанса.

5.2. Посетители допускаются только при наличии приобретенного неповрежденного Билета и после проверки контроллером действительности Билета: контрольная линия или сканирования кода Билетов сканером, которые приобрели в режиме онлайн.

5.3. Посетитель обязан сохранять билет до конца сеанса. Заявления о потере билетов не принимаются, Кинотеатр не обязан впускать Посетителя на сеанс в случае потери Билета.

5.4. Администрация оставляет за собой право требовать предоставления кинозрителями билета для осуществления дополнительного контроля во время сеанса.

5.5. В случае выхода Посетителя из кинозала, сотрудник кинотеатра вправе попросить Посетителя предъявить Билет на повторном входе в кинозал.

5.6. Кинотеатр оставляет за собой право изымать у Посетителя Билет для осуществления дополнительного контроля.

5.7. Посетитель обязан занимать места в кинозале соответствии с номером ряда и места, указанного в Билете.

5.8. В кинозале Посетитель обязан выключить мобильный телефон или перевести его в бесшумный режим работы.

5.9. При входе Посетителя в кинозал на показ фильма, который имеет возрастные ограничения зрительской аудитории, работники кинотеатра при возникновении сомнений могут попросить Посетителя показать документ (паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о рождении), подтверждающий его возраст, а в случае несоответствия возраста Посетителя, который допустимый возрастной ограничению зрительской аудитории по отношению к этому фильму — отказать Посетителю в доступе в кинозал, при этом стоимость билета не компенсируется.

5.10. Работники кинотеатра по своему усмотрению вправе не пропускать в кинозал Посетителя, при этом стоимость билета не компенсируется. Причинами не допуска в кинозал является алкогольное опьянение, крупногабаритные сумки или вещи, мешающие передвижению других Посетителей и работников кинотеатра, собственная еда, а также другие причины, указанные в пункте 9 настоящих Правил и случаи прямо предусмотренные настоящими Правилами.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3D ОЧКОВ

6.1. В наших Кинотеатрах используется пассивная 3D система с круговой поляризацией для формирования 3D изображения.

6.2. В Кинотеатрах Посетители могут смотреть фильмы в формате 3D с использованием персональных 3D-очков.

6.3. Посетитель соглашается приобрести в кассе кинотеатра или на баре персональные 3D-очки для просмотра фильма в формате 3D.Посетитель вправе использовать собственные 3D-очки для просмотра фильма в формате 3D но не покупать персональные 3D-очки в кассе кинотеатра, однако Кинотеатр не несет ответственность за обеспечение 3D-эффекта при просмотре фильма.

6.4. При покупке персональных 3D- очков Посетитель должен проверить качество, не раскрывая полиэтиленовую упаковку. Жалобы относительно дефектов персональных 3D очков (кроме скрытых дефектов оптических элементов) после вскрытия (распаковки) полиэтиленовой упаковки не принимаются.

6.5. Кинотеатр не несет ответственности за возможный дискомфорт для глаз Посетителя от просмотра фильма в формате 3D. В случае, если у Посетителя проблемы со зрением, то Посетитель обязуется перед походом в кинотеатр проконсультироваться с врачом. Родители ребенка самостоятельно определяют степень возможности восприятия 3D фильма у ребенка.

6.6. Если Посетитель носит оптические очки, то персональные 3D очки необходимо надевать поверх оптических очков.

6.7. Обмен на другие персональные 3D очки или возврат персональных 3D очков надлежащего качества осуществляется только в случае соблюдения совокупности указанных ниже условий:

— персональные 3D-очки не использовались;

— сохранен товарный вид очков: полиэтиленовая упаковка целостная (не распакована) и внешний вид соответствует внешнему виду других непроданных персональных 3D очков;

— посетитель предоставляет расчетный документ, выданный ему вместе с проданным персональными 3D очками.

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДАРОЧНОГО СЕРТИФИКАТА

7.1. Под понятием «Подарочный сертификат» подразумевается документ установленной формы, который позволяет предъявителю обменять его только в кинотеатре KINOMAN по адресу г. Киев, ул. Вадима Гетьмана, 6 на Билеты, стоимость которых находится в пределах номинала сертификата.

7.2. Номиналы подарочного сертификата указано в гривне.Номиналы сертификатов:150, 200 и 400 грн.

7.3. Подарочный сертификат можно приобрести только на кассах кинотеатра KINOMAN.

7.4. Возвращение приобретенного сертификата, обмен на деньги, другие услуги или иная компенсация не предусматривается.

7.5. Приобретение Билетов в кино с помощью подарочного сертификата осуществляется на кассе кинотеатра. Для приобретения Билета в кассе посетитель предоставляет Сертификат кассиру и обменивает его на Билет в кино в соответствии с расписанием сеансов и имеющихся Билетов на соответствующий сеанс.

7.6. Сертификат действует на любые свободные места и залы, на все фильмы что есть в репертуаре кинотеатра, в том числе премьерные и допремьерные показы.

7.7. Использовать сертификат можно только один раз.

7.8. В случае если стоимость Билета будет меньше, чем номинал сертификата, разница между стоимостью не возвращается.

7.9. В случае если стоимость Билета будет больше номинала сертификата, осуществления доплаты, для приобретения такого Билета не предоставляется.

7.10. Услуга «бронирования» не входит в стоимость сертификата и оплачивается в соответствии установленных правил (см. п.3.2).

7.11. Любые другие акционные предложения не применяются при использовании подарочного сертификата.

7.12. Приобретение сертификата покупателем означает соглашение и принятия покупателем или другим лицом, который обладает Сертификатом, этих правил и правил поведения в Кинотеатре. Покупатель Сертификата в случае передачи его третьему лицу обязуется предупредить такое лицо об этих Правила.

7.13. Обменять и вернуть Билеты, приобретенные по сертификату невозможно.

7.14. Сертификат действует на предъявителя, то есть любое лицо, которое владеет Сертификатом может приобрести Билет с его помощью. При потере или краже Сертификат не восстанавливается. Кинотеатр не несет ответственности за несанкционированное использование сертификата.

7.15. Срок действия сертификата не ограничен.

7.16. Для просмотра фильма в формате 3D можно использовать собственные 3D очки, или же приобрести их на кассе бара или кинотеатра.

7.17. При повреждении/деформации Сертификата восстановить его можно за отдельную плату. Сумма по восстановлению карточки будет устанавливаться в соответствии с прайсом производителя на момент изготовления Сертификата.

7.18. Кинотеатр сохраняет за собой право в одностороннем порядке менять эти правила без дополнительного предупреждения.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

8.1. Кинотеатр обязуется осуществить публичный показ фильма согласно расписанию Кинотеатра, предоставить Посетителю для ознакомления информацию о фильме и Кинотеатре.

8.2. Посетитель имеет право пользоваться предоставляемыми услугами согласно ценам, установленным в Кинотеатре.

8.3. Посетитель имеет право получать информацию об услугах кинотеатра, скидках и программе лояльности.

8.4. Посетитель имеет возможность вносить свои замечания и предложения в Книгу отзывов и предложений, которая находится на кассе Кинотеатра или заполнить форму обратной связи на сайте Кинотеатра, или обратиться через официальные соц.сети Кинотеатра.

8.5. Посетитель обязан бережно относиться к имуществу Кинотеатра, не допускать его порчи, поломки, не делать надписей на имуществе кинотеатра и т.п.

8.6 В случае нанесения ущерба имуществу кинотеатра Посетитель обязуется возместить кинотеатру стоимость нанесенного ущерба в полном объеме. Размер возмещения будет устанавливаться в соответствии с прайсом производителя на момент совершения проступка.

8.7. Кинотеатр не несет ответственность за испорченные одежду, обувь, головные уборы Посетителей.

8.8. Вещи в гардероб принимаются исключительно при наличии билета на фильм. В гардероб принимают только верхнюю одежду. Пакеты, зонты, рюкзаки, сумки, чемоданы, детские коляски и т.д. на хранение не принимаются. Администрация не несет ответственность за сохранность вещей, оставленных в верхней одежде.

8.9. Стоимость материального ущерба за потерянный или поврежденый гардеробный номер Посетитель возмещает в размере 50 (пятьдесят) гривен 00 коп..

8.10. При нарушении общепринятых правил и норм поведения — нецензурная брань, агрессивное поведение, нарушение тишины в кинозале, использование предметов, создающих шумовой эффект и мешают другим посетителям кинотеатра, а также правил, указанных в разделе 9 настоящих Правил, работник Службы безопасности кинотеатра вправе вывести правонарушителей с кинозала или кинотеатра, или вызвать правоохранительные органы, представители которой могут вывести правонарушителей с кинозала или кинотеатра. В таком случае Кинотеатр не обязан компенсировать стоимость приобретенного Посетителем билета.

8.11. Кинотеатр не несет ответственности за содержание и смысл фильмов, а также рекламы, размещенной в Кинотеатре.

8.12. Кинотеатр не несет ответственность за ущерб здоровью, имуществу, моральный ущерб, причиненный Посетителю:

— третьими лицами, в том числе другими Посетителями кинотеатра;

— вследствие ненадлежащего использования Посетителями имущества кинотеатра;

— вследствие надлежащего исполнения Кинотеатром условий настоящего Договора и исправного состояния имущества и оборудования кинотеатра.

8.13. Кинотеатр не несет ответственности за неполучение услуг Посетителем в случае предоставления недостоверной или ложной информации (e-mail или номер телефона) при приобретении Билетов.

В КИНОТЕАТРЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО

9.1. В кинозале категорически запрещается проводить аудиозапись, фото- и видеосъемку, пользоваться любой аппаратурой, которая осуществляет запись. Нарушение данного правила влечет за собой уголовную ответственность. Администрация оставляет за собой право вывести правонарушителя из кинозала, и вызвать полицию и в случае неповиновения руководствуясь ч.1 ст.176 Уголовного кодекса Украины «Нарушение авторского права и смежных прав».

9.2. Проносить огнестрельное, газовое, холодное оружие, взрывные устройства, пиротехнику, газовые баллончики, пневматическое и травматическое оружие независимо от наличия документов, дающих право на хранение и ношение такого оружия (кроме сотрудников правоохранительных органов, которые имеют табельное оружие и посещают Кинотеатр по служебной необходимости).

9.3. Проходить в кинозал в грязной одежде, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

9.4. Находиться на территории кинотеатра с животными, не имея на это специальных разрешений администрации кинотеатра.

9.5. Вносить в кинозал крупногабаритные вещи.

9.6. Сорить или разбрасывать различные предметы (упаковки, жевательные резинки, салфетки и пр.).

9.7. Наносить вред имуществу кинотеатра.

9.8. Нарушать тишину, громко разговаривать, пользоваться средствами мобильной связи, а также другими электронными устройствами в кинозале во время сеанса демонстрации фильма.

9.9. Осуществлять любые действия, мешающие досугу других Посетителей кинотеатра, а также иным образом ограничивать или нарушать права других Посетителей кинотеатра.

9.10. Приносить с собой и употреблять на территории кинотеатра любые наркотические вещества, приносить с собой горючие вещества.

9.11. На территории кинотеатра и в кинозалах курить сигареты, курить электронные сигареты, IQOS (айкос), Vape (вейп) и другое, кроме в специально отведенных для курения мест на территории кинотеатра.

9.12. Проносить в Кинотеатра и кинозала алкогольные и безалкогольные напитки и продукты питания, приобретенные за пределами кинотеатра.

9.13. Проносить в кинотеатр напитки в стеклянной посуде и продукты питания (кроме сеансов в VIP залах).

9.14. Создавать препятствия в работе работникам кинотеатра, входить в служебные помещения.

РАЗРЕШЕНИЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

10.1. С целью предоставления Пользователю услуг кинотеатра, Пользователь разрешает Кинотеатру использовать персональные данные пользователя, которые стали известны Кинотеатру во время Регистрации на сайте или при продаже Пользователю любого товара или услуги Кинотеатра, в том числе: электронный адрес, контактный телефон, фамилию, имя, отчество и другую личную информацию, которая была предоставлена пользователем.

10.2. Регистрируясь, Пользователь подтверждает, что он надлежащим образом письменно уведомлен о включении его персональных данных в базу персональных данных Кинотеатра с целью обеспечения реализации общественно-правовых, хозяйственных, административных отношений и иных отношений, требующих обработки персональных данных в соответствии с законодательством Украины. Пользователь также дает согласие на обработку его персональных данных, в их использования для маркетингового и статистического анализа, для направления Пользователю маркетинговой и рекламной информации о деятельности кинотеатров путем отправки сообщений в формате sms, e-mail, в системе viber и других форматах и сервисах, которые могут возникнуть в будущем. Пользователь также соглашается с тем, что Кинотеатр может обрабатывать полученные персональные данные пользователя как самостоятельно, так и с помощью посторонних лиц без какого-либо другого (дополнительного) согласование со стороны пользователя. При этом Кинотеатр обязывает такое лицо соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренных действующим законодательством, в том числе конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке и их защита.

10.3. Все спорные вопросы, связанные с получением услуг Посетителем, решаются сторонами с использованием личных данных Посетителя, которые были указаны им при оформлении и оплате билетов на Сайте кинотеатра. В случае, если личные данные указаны таким образом, что не позволяют установить получателя услуг (Посетителя), Исполнитель вправе отказать Посетителю в расследовании спорных вопросов.

В последние несколько лет одной из самых обсуждаемых тем в российской киноиндустрии (причем на всех уровнях) остается прокатное удостоверение — некогда формальный документ усилиями Минкульта превратился в почти всесильный инструмент влияния чиновников и средство для манипуляций как цензурного, так и экономического характера. «Лента.ру» рассказывает о том, как простая по своему предназначению бумажка вредит здоровому функционированию российского кинорынка.

Предыстория

Понятие «прокатное удостоверение» появилось в российских законах с 1993 года, когда Виктор Черномырдин подписал постановление «О регистрации кино- и видеофильмов», основным предназначением которого была борьба с распространением пиратского контента. На протяжении полутора десятилетий документ был более-менее формальностью: для того, чтобы получить право выпустить тот или иной фильм в прокат, необходимо было лишь заплатить пошлину в 3,5 тысячи рублей (а в случае кино российского или снятого в копродукции России и зарубежных стран — еще и сдать копию картины в Госфильмофонд, причем на пленке).

Само удостоверение таким образом выполняло сугубо бюрократическую функцию: информация о картине появлялась в Государственном реестре кино- и видеофильмов — также фильм обзаводился и рекомендацией по возрастному ограничению аудитории. До 2012 года единственным кинематографистом, кто воевал с государством насчет так называемой прокатки, был порнограф Сергей Прянишников — в 2011-м у более ста фильмов его студии были отозваны прокатные удостоверения. Под довольно абсурдным, по мнению продюсера, предлогом использования нецензурных слов в названиях (как порно в принципе смогло получить прокатки при действующем запрете на его изготовление, история умалчивает) — впрочем, суды предсказуемо встали на сторону властей.

Поправки

Первый случай, когда Минкульт решил отказать в выдаче прокатного удостоверения, произошел в августе 2012-го — через несколько месяцев после того, как ведомство возглавил Владимир Мединский. От решения чиновников пострадал победивший в начале того же года на фестивале в Роттердаме сербский фильм «Клип» — камнем преткновения, похоже, стала сцена, в которой несовершеннолетняя героиня занимается оральным сексом (актрисе Исидоре Симионович при этом было больше 18). В 2015-м такая же судьба — и опять же под предлогом наличия «материалов порнографического характера» — постигла фильм «Любовь» Гаспара Ноэ, которому также не помогли ни признание международных фестивалей, ни дружное возмущение профессионального киносообщества.

Впрочем, прокатки вскоре стали поводом для куда более громкой и уже не привязанной к конкретным фильмам дискуссии: Минкульт опубликовал проект закона о повышении пошлины за получение удостоверения сразу до 5 миллионов рублей, тем самым пригрозив лишить отечественный прокат почти всех независимых дистрибьюторов и заодно более-менее любого авторского и независимого кино. К счастью, недовольство индустрии оказалось таким единогласным, что реформа так и осталась проектом — но статья закона о прокатных удостоверениях поправок все же не избежала. Более того, все новые и новые изменения вносятся в нее практически каждые полгода, а дискуссия об их целесообразности не затихает: в последний раз прокатки обсуждали на государственном уровне не далее как месяц назад на заседании Общественного совета при комитете Госдумы по культуре. Тем временем Минкульт, у которого с очередными поправками появилось право не только отказывать в выдаче удостоверения, но и переносить даты релизов, начал все активнее и активнее использовать документ как рычаг прямого влияния на рынок проката и показа кино — тем самым решая сразу несколько сомнительных задач, которые стоит рассмотреть подробнее.

Цензура

Ситуации с «Клипом» и «Любовью» еще можно объяснить попаданием этих авторских фильмов в серую зону российского законодательства, никак юридически не определяющего понятие «порнографии», — хотя куда лучше они иллюстрируют неизбывное ханжество современного русского чиновничества (характерно, что посмотрев картину Ноэ, Мединский даже не нашел «слов, передающих эмоции после просмотра этого фильма», и объясняться за запрет не стал). Другое дело, что смущают Минкульт с недавних пор далеко не только гениталии — но и, например, такая больная для возглавляющего еще и Российское военно-историческое общество Мединского тема, как отечественная история, к изображению которой в зарубежном кино ведомство при нем относится куда ревностнее, чем по отношению к фильмам собственного производства (сколько бы архивариусы ни опровергали тот же миф о 28 панфиловцах и сколько бы ляпов и искажений истории ни обнаруживалось в лентах о непобедимых танках или, например, спортивных победах).

Первым под предлогом искажения советской истории в 2015-м пострадал относительно невинный криминальный триллер «Номер 44», где энкавэдэшник в исполнении Тома Харди расследовал серийные убийства в сталинском СССР — уже получивший прокатку фильм ее лишился за два дня до релиза (после закрытого показа в Минкульте, вдохновившего Мединского на натуральную отповедь в письменной форме). Спустя три года та же судьба (удостоверение вновь было отозвано буквально за дни до релиза) постигла «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи — абсурдистская сатира о грызне советских чинуш за власть после кончины генсека привела в натуральную ярость чинуш уже современных: в их риторику мгновенно прорвались типичные для горе-сталинистов максимы о глумлении над страной, победившей фашизм. Попытавшийся же показать картину, вопреки запрету, кинотеатр «Пионер» — ранее сумевший схожим образом обойти запрет на прокат «Любви» Ноэ, благодаря фестивальным показам — напоролся на вторжение полиции прямо во время сеансов.

Урок прокатчиками очевидно был усвоен — с недавних времен все спорные элементы убираются из голливудских фильмов уже на стадии дубляжа: так шуточно упомянутый в «Хеллбое» Сталин оказался изменен на Гитлера. Сталин — не единственная священная корова. Белорусский диктатор из боевика «Телохранитель киллера» в отечественном прокате превратился в президента Боснии, а дистрибьютор блокбастера «Лига справедливости» превратил убогую и нищую российскую глубинку, куда заносит персонажей, в Польшу. Особенно же достается любым заигрываниям Голливуда с темой гомосексуальности: так свидание эпизодического героя «Мстителей» с мужчиной в локализации стало невинным ужином. О совсем недавнем казусе самоцензуры, постигшем лишившегося нескольких минут хронометража (включая сцену гомосексуальной любви) байопика Элтона Джона «Рокетмен», напоминать, наверное, тоже не нужно — в отличие от того факта, что, очевидно, возрастных ограничений в тех же прокатных удостоверениях больше не достаточно (то есть одну из своих первоначальных функций документ выполнять по факту перестал).

Протекционизм

В начале 2015-го Мединский впервые заговорил о том, что Минкульт теперь будет по собственному усмотрению еще и разводить фильмы «на схожую тематику и со схожей целевой аудиторией» по дате релиза — соответствующая правка в положение о прокатных удостоверениях не заставила себя ждать. Первый громкий пример такой разводки, по крайней мере, затрагивал два российских фильма о славном советском космосе — и «Время первых», и «Салют-7» претендовали на дату 12 апреля 2017-го, второму фильму в итоге пришлось полгода подождать. Во всех остальных случаях преференции уже выдавались отечественному кино по отношению к иностранному — в полном соответствии с многочисленными заявлениями министра о противостоянии Голливуду (тот противоречивый факт, что на российском прокате американских картин зарабатывают прежде всего российские дистрибьюторы и российские кинотеатры, обычно умалчивается).

Некоторые из подобных решений осуществлялись со скандалами. Сначала общественности приходилось отбивать от Минкульта медвежонка Паддингтона («Приключения Паддингтона 2» за день до проката были перенесены на неделю, а после шумихи все-таки вышли на экраны на два дня позже), попавшему под каток «Движения вверх» и «Скифа», а когда же очередной подобный сдвиг — осуществленный опять же случившейся в последний момент задержкой в выдаче прокатки — постиг мультфильм «Королевский корги», который подвинули ради релиза аляповатой русско-чешской анимации «Гурвинек», взбунтовались уже кинотеатры, объявившие последнему бойкот. Не обходится и без натурального фарса — вроде задержки с выходом фильма Франсуа Озона «По воле божьей» о католических священниках-педофилах… из-за празднования православной Пасхи.

Еще больше релизов переносится за закрытыми дверьми — задолго до объявления и последующего сноса (как в случае «Паддингтона» и Озона) даты премьеры. Впрочем, иногда и о них становится известно широкой публике — хотя бы в силу своей очевидности: так источник в Минкульте признал, что недавний финал блокбастера «Мстители» задержался в России по сравнению со всем миром на четыре дня (тем самым подвергнув русских зрителей волне спойлеров из-за рубежа) ради провалившегося в итоге в прокате «Миллиарда» с Владимиром Машковым. Обращение зрителей в ФАС не помогло: закулисный контроль Минкульта за датами релизов, потому и закулисный, что не нуждается в документировании, а значит, юридически к ведомству не подкопаться.

Контроль

В теории желание министерства защищать русские фильмы от соседства с голливудскими колоссами понятно и в чьих-то глазах даже, наверное, похвально. На практике, впрочем, за ним легко рассмотреть еще одно проявление того стремления к тотальному контролю рынка (номинально считающегося свободным), какое не так давно, например, выразилось еще и в окончательном уходе под влияние ведомства прежде более свободного в своих решениях Фонда кино, организации, рулящей миллиардными потоками госсубсидий на съемки кино. То есть все очевиднее попытки Минкульта подмять под себя все этапы функционирования индустрии: производство (через разделение бюджета Фонда), прокат (через выдачу или отзыв прокаток) и кинопоказ (через возможность свободно рулить датами релизов) — налицо советская по своей природе тяга к централизации всего и вся.

Чем чреват такой тотальный контроль — не новость. Пользуясь прокатным удостоверением как дубинкой (и имея возможность поправками как угодно часто менять правила игры), Минкульт не только искусственно помогает сборам «Движения вверх» и ему подобных (что не всегда помогает — см. примеры «Миллиарда», «Гурвинека» и многих других бенефициаров игр ведомства с расписаниями релизов), но и вносит в деятельность индустрии хаос. Очевидны убытки от манипуляций с прокатками тех дистрибьюторов, что не могут похвастать связями в ведомстве и поддержкой голливудских и российских мейджоров — под даты релизов заточены маркетинг и реклама. «Дата выхода фильма — это важнейший маркетинговый фактор. Мы вкладываем туда много денег, много творческого потенциала и (когда за месяц) узнаем, что будет не эта дата, а другая, это, конечно, плохо», — говорила на июньском совещании в Госдуме глава киносети «Пионер» Мэри Назари.

Несут убытки и кинотеатры — когда под слабый русский релиз временно сдвигается сильное иностранное кино, залы неизбежно оказываются пустыми. Российская аудитория, к счастью, еще далека от того, чтобы быть послушным стадом, идущим в кинотеатры на то, «что дают», и фантазии одержимых обманчиво победоносными цифрами чиновников о доле отечественного кино в бокс-офисе выше 50 процентов («Нынешние рекордные показатели, убежден, не последнее слово нашего кинематографа. До 100% еще далеко» — недавно замахивался министр) могут стать реальностью лишь при полном запрете или жестком квотировании иностранных фильмов.

Другое очевидное следствие сосредоточения Минкультом власти над киноиндустрией — высокий риск злоупотреблений. Инсайдеры рынка уже в открытую говорят о том, что право ведомства в ручном режиме разводить релизы в прокате некоторые продюсеры и прокатчики уравновешивают пресловутым телефонным правом. «Функцию по выдаче прокатного удостоверения нужно отобрать у министерства культуры. Оно находится в ужасном положении: все научились пользовались дубинкой выдачи удостоверения, каждый режиссер, каждый продюсер знает, кому позвонить. Необязательно в министерство, можно даже депутатам. Давайте министерство освободим от этой ответственности», — призывал на том же совещании в Госдуме глава Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. Впрочем, судя по тому, как министерство консолидирует в своих руках власть (с очередными поправками к той же статье о прокатных удостоверениях, к слову, под его контроль попали еще и кинофестивали, которые теперь вынуждены добиваться попадания в специальный реестр Минкульта) и как часто в риторике чиновников всерьез всплывают совершенно безумные идеи, освободят — от нормального, разнообразного и независимого кино — скорее, как раз нас.

Начнем с самого главного — сколько стоит открыть кинотеатр?

В среднем открытие одного зала кинотеатра обойдется от $100 до 150 тыс. По уровню они будут соответствовать киевскому мультиплексу. Но затраты могут расти до бесконечности: кресла подороже, ремонт, материалы и так далее. Так что предела нет.

Как вы находили инвесторов для своих кинотеатров?

Тут все индивидуально. У меня все начиналось с малых объемов, поэтому (вопрос финансирования — ред.) решался каждый раз под точечные задачи.

У меня не было конкретного «надо миллион долларов на открытие кинотеатра». Каждый раз были мелкие задачи и под них искали инструменты. Где-то оборотный капитал, где-то — лизинг, кредит. Иногда брал деньги из других своих бизнесов.

Фото: кинотеатр Boomer, открытие новых залов

Когда вы впервые вышли в плюс?

На второй год нашей работы мы уже были в плюсе.

Пока масштабировать бизнес сложно?

Не то что сложно, просто денег нет. Когда был кризис 2014 и курс доллара вырос, соответственно выросли и затраты на импортное оборудование. Условно затраты выросли в три раза, а стоимость билетов за последние три года — на 30%.

Раньше билет стоил около $6, сейчас — $3.

А должен стоить хотя бы $5-6 — это экономически оправданная цена, которая позволит развиваться.

С какими самыми серьезными проблемами вы сталкивались?

Не скажу, что это были проблемы, скорее сложные задачи. Одна из них — наращивание аудитории. Она стоит перед всеми владельцами кинотеатров. Каким образом в Киеве, где уже есть больше трех десятков кинотеатров, переманить зрителя к себе? Что уникального мы можем предложить им?

И как вы решили эту задачу?

Было очень сложно. Мы проигрывали по репертуару, у нас были маленькие залы.

На первых порах мы выигрывали только за счет домашней и уютной атмосферы.

Нашу особенность — маленькие залы — мы превратили в достоинство. И когда мы опрашиваем зрителей, что им больше всего нравится в наших кинотеатрах, на первом месте всегда стояли уют и комфорт. Благодаря этому мы привлекаем семьи, которые и стали нашей основной аудиторией.

Какая самая большая статья расходов у кинотеатра?

Лицензии на фильмы. Около 50% от дохода идут правообладателям.

Как покупается лицензия?

На рынке несколько дистрибьюторов, которые работают с украинскими кинотеатрами. Они выступают посредниками между нами и правообладателями, преимущественно американскими.

Подается ряд анкет, чтобы определить — подходит ли кинотеатр под требования студий к работе с фильмом. Кроме технических моментов проверяют возможности борьбы с пиратством — есть ли в кинотеатре специальное оборудование.

В мире камкординга (запись экрана кинотеатра — прим. ред) Украина до сих пор занимает одно из первых мест. Видео часто записывается в Украине, а звук — отдельно в американских кинотеатрах или российских. Звуковую дорожку записать проще, кинул незаметно в карман диктофон и все.

Кроме того, контролируют честность отчетов. Оплата за фильмы рассчитывается постфактум, когда закончился прокат фильма. Предоставляются данные, сколько лента собрала за время показов. Из полученных 50 тыс. грн — 25 уйдет правообладателю.

Есть инструменты, с помощью которых проверяется, не занижают ли данные в отчетах. Когда к тебе пришли 100 человек, а отчитался за 70. Если дистрибьютор хоть раз ловит на таком, сотрудничество прекращается.

А как ловят?

Есть много способов. Сейчас популярны онлайн-продажи, проверяющие заходят посмотреть, сколько мест занято, а потом сверяют с отчетом. Или «тайный покупатель» берет билет, заходит в зал, считает зрителей по головам, а потом сверяет с отчетом.

Какова ваша доля на рынке?

По кассовым сборам она достигает 0,5%.

У вас в кинотеатре фильмы появляются одновременно с всеукраинскими премьерами?

Да, такой тренд. Зритель идет в первую неделю показа и гораздо реже во вторую или третью.

С развитием социальных сетей появились спойлеры, поэтому зритель не особо хочет тратить деньги на поход в кино.

Кроме того, зритель хочет еще и высказать свое мнение по поводу фильма.

Поэтому важно попасть в момент, когда фильм еще в тренде.

За вторую неделю лента собирает в среднем в два раза меньше, чем за первую.

Насколько просто или сложно вам работать с украинскими законами, касающимися кино?

В последнее время наметился серьезный прогресс в законодательстве, но больше с уклоном в кинопроизводство.

Когда говорят, что украинское кино собирает меньше, чем хотелось — зачастую это проблема недостаточного количества кинозалов. Но никак не стимулируется появление и развитие новых кинотеатров.

Единственная льгота — государство покрывает проценты по банковским кредитам на оборудование для кинотеатров в населенных городах, где меньше 250 тыс. жителей. Но к ней еще не разработана процедура на уровне подзаконных нормативных актов.

До 2015 года не взимался НДС на билеты, поэтому 20% от суммы оставались у кинотеатра. Сейчас этой нормы уже нет.

Хотя кинобизнес в целом не гипермаржинальный — большая часть предпринимателей занимается этим, потому что им нравится кино.

Заработать много на этом практически невозможно.

Рынок развивается и если бы льготу по НДС вернули, новые кинотеатры начали бы появляться и в небольших городах, за счет дополнительных свободных денег у существующих кинотеатров.

Оставьте комментарий