Прокурорская проверка

Закон о прокуратуре не дает полного представления о прокурорской проверке, но указывает на отдельные ее стороны и условия проведения. Так, в ст. 5 Закона о прокуратуре установлено, что никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. В соответствии со ст. 21 Закона проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Среди полномочий прокурора в ст. 22 Закона указано его право проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Между тем прокурорская проверка является основной формой прокурорской деятельности при осуществлении надзорной функции. Она имеет свои цели и задачи, содержание, порядок действий, результаты. Прокурорская проверка приобретает качества и признаки основной формы и метода прокурорского надзора, поскольку сущность надзора заключается в проверке на соответствие требованиям закона действий и бездействия органов и должностных лиц и принимаемых ими решений.

Характеризуя прокурорскую проверку, следует прежде отметить общие ее черты, поскольку конкретные прокурорские проверки исполнения того или иного законодательства, безусловно, будут отличаться своими частными признаками.

Прежде следует отметить, что любая прокурорская проверка направлена на достижение общих целей и задач прокурорского надзора.

Анализ положений Закона о прокуратуре, приказов Генерального прокурора РФ и практики прокурорского надзора позволяет сделать вывод о том, что общим основанием назначения прокурорской проверки является наличие информации, свидетельствующей о необходимости прокурорского вмешательства в существующую правовую ситуацию.

Субъектами прокурорских проверок являются прокуроры. Прокурорские проверки нередко проводятся в группе, в состав которой могут входить не только прокуроры. Однако иные участники являются в основном специалистами, которые помогают прокурорам более эффективно решать задачи прокурорского надзора. В том случае, когда органы прокуратуры проводят совместные проверки с иными контролирующими органами, каждое ведомство решает свои собственные задачи, и проводимые ими проверки носят самостоятельный характер. Результаты проверок в этих случаях могут обсуждаться на совместных заседаниях. По ним могут приниматься совместные решения.

При принятии решения о прокурорской проверке всегда возникают вопросы, что же подлежит проверке, какие явления и процессы должны быть познаны. Иными словами, возникает вопрос об объекте и предмете прокурорской проверки. Исходя из требований Закона о прокуратуре, можно прийти к выводу, что объектом прокурорской проверки могут быть, например, федеральные органы исполнительной власти, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, их должностные лица и т.д.

Предметом прокурорской проверки являются издаваемые указанными органами и должностными лицами правовые акты, а также их конкретные действия или бездействие в той или иной правовой ситуации. Законодательством в ряде случаев устанавливается особый процедурный порядок деятельности государственных органов и должностных лиц. В этом случае установленный законом порядок выполнения тех или иных действий также является предметом прокурорских проверок.

Названные объекты и предметы прокурорских проверок являются общими для всех отраслей прокурорского надзора.

Прокурорские проверки имеют свое содержание, которое состоит из нескольких компонентов.

К числу первого следует отнести изучение и оценку конкретной правовой ситуации. На данном этапе происходит установление фактического состояния законности и правопорядка на проверяемом объекте. На этом этапе решается задача выявления допущенных нарушений законов.

Вторым обязательным содержательным элементом прокурорской проверки является разработка мероприятий по устранению вскрытых при проверке недостатков. На этом этапе решаются иные общие задачи прокурорского надзора, а именно: восстанавливаются нарушенные права и законные интересы, определяются мероприятия профилактической направленности, определяются формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения, ставятся вопросы ответственности конкретных должностных лиц.

Практика прокурорского надзора выработала определенный порядок проведения прокурорских проверок. Этот порядок предусматривает последовательное, взаимосвязанное и взаимообусловленное производство отдельных действий, реализация которых направлена на достижение целей проверок. К таким действиям относятся следующие мероприятия: 1) подготовка и проведение проверки; 2) оформление результатов проверки; 3) реализация результатов проверки; 4) организация контроля исполнения предписаний по результатам проверки.

Подготовительные действия к проверке состоят из следующих мероприятий: определение состава проверяющих лиц, назначения руководителя проверки; уяснение целей и задач проверки руководителем и членами бригады проверяющих; предварительное изучение фактического положения дел на проверяемом объекте и составление плана проверки общего и для каждого из состава проверяющих лиц; инструктаж перед выездом на проверку у руководителя органа прокуратуры.

Проведение непосредственно проверки начинается с представления прокуроров руководителю организации, где намечена проверка. После представления участников проверки происходит ознакомление проверяемых с планом проверки. Ознакомление с планом проверки сопровождается решениями о предоставлении необходимых документов для проверки, выбором конкретных объектов для ознакомления с состоянием дел на них. Здесь же решаются вопросы о местонахождении проверяющих лиц в период проверки, сроки предоставления необходимой документации (информации), устанавливается режим работы.

Осуществляя проверку, проверяющие стремятся установить хороший, деловой стиль общения. Это помогает повысить качество проверки и ее объективность. В ходе проверки предварительно формируются необходимые мероприятия по устранению возможных нарушений законов. Как правило, если в проверке участвуют несколько проверяющих, руководителем группы периодически заслушиваются их предварительные доклады, поводятся предварительные итоги, корректируются задания на предстоящий период проверки. Заканчивается проверка составлением справки.

Структура справки состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной.

В водной части фиксируется: наименование итогового документа — «Справка о результатах проверки исполнения …»; дата и место составления справки; должность, классный чин, фамилия лица, составившего справку; должности, классные чины и фамилии других участников проверки, в том числе и участвующие в ней специалисты; наименование документа (решения), на основании которого проводилась проверка (это может быть план или иное основание); цель и задачи проверки.

Описательная часть справки содержит следующие сведения: показатели состояния законности и правопорядка на проверяемом объекте; обобщение и оценка состояния законности и правопорядка; описание допущенных нарушений законов; анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений; определение конкретных лиц, ответственных за допущенные нарушения.

Заключительная часть справки должна включать: вывод о наличии выявленных нарушений законов; предлагаемые меры по устранению допущенных нарушений законов с предложением мер ответственности лиц, допустивших эти нарушения; сведения об обсуждении результатов проверки.

Выводы, сделанные по результатам проверки, должны быть по возможности бесспорными. Это требование обеспечивается в определенной мере за счет предварительного ознакомления проверяемых лиц с результатами проверки. Кроме ознакомления со справкой проверяемым лицам предоставляется право приложить к справке свои объяснения по выводам, которые оказались спорными.

К справке прилагаются письменные объяснения лиц, ответственных за вскрытые при проверке нарушения законов.

Этап реализации результатов проверки состоит из следующих действий: обсуждение в прокуратуре вскрытых при проверке нарушений законов; определение мер прокурорского реагирования; подготовка актов прокурорского реагирования; направление или вручение актов прокурорского реагирования адресату; организация контроля исполнения актов прокурорского реагирования.

Все материалы прокурорских проверок систематизируются и распределяются по нарядам в соответствии с номенклатурой дел. Они используются в дальнейшей работе прокурора в качестве определенной информационной базы.

Главная / Государство и право / Прокуратура

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов:

  • министерствами;
  • подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами;
  • местными представительными и исполнительными органами;
  • предприятиями;
  • организациями и учреждениями;
  • общественными объединениями;
  • должностными лицами;
  • гражданами

возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура (статья 125 Конституции Республики Беларусь):

  • осуществляет надзор за:
    • исполнением законов при расследовании преступлений;
    • соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
  • в случаях, предусмотренных законом:
    • проводит предварительное следствие;
    • поддерживает государственное обвинение в судах.

Конституция Республики Беларусь определяет прокуратуру как единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, назначаемым Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором (статья 126 Конституции Республики Беларусь).

Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют:

  • Генеральная прокуратура Республики Беларусь;
  • прокуратуры областей, города Минска, являющиеся юридическими лицами;
  • прокуратуры районов, районов в городах, городов;
  • межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуратуры;
  • иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, деятельность по профилактике правонарушений.

Деятельность прокуратуры основывается на принципах:

  • законности;
  • равенства всех граждан перед законом;
  • независимости прокурора;
  • подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам;
  • гласности;
  • обязательности исполнения требований прокурора.

Правовую основу деятельности прокуратуры составляют:

  • Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 года «О прокуратуре Республики Беларусь»;
  • иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.

12 августа 2020

Как медицинской организации пройти проверку с минимальными потерями.

В клинику пришла прокурорская проверка. Медработники знали о визите, но неожиданно инспекторы придрались к пробникам косметики на столе медсестры, которые оставил торговый представитель. По закону запрет распространяется только на лекарства. Однако клиника получила штраф. Из статьи узнаете, как подстраховаться, чтобы работники прокуратуры не превысили полномочия.

Уточните основания для проверки

Прокуратура проводит внеплановую проверку на основании поступившей информации о нарушениях в деятельности медорганизации. Перечень таких оснований регламентирован (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон №294-ФЗ).

К сведению. Прокуратура ежегодно формирует сводный план проверок. Ознакомиться с ним можно на сайте plan.genproc.gov.ru.

Внеплановые аудиты организуют без уведомления. Если поступила жалоба о возможном причинении вреда жизни и здоровью пациента, проверку начинают незамедлительно, зачастую вместе с профильными органами государственного надзора. Тогда контрольное мероприятие проводят в течение суток после поступления в клинику требования прокурора.

Прокурор составляет решение о назначении внеплановой прокурорской проверки по типовой форме (приложение 1 к приказу Генпрокуратуры от 17.03.2017 №172 <О некоторых вопросах организации прокурорского надзора…>, далее – приказ Генпрокуратуры №172). Убедитесь, что в документе указали цель контрольного
мероприятия, основание, предмет и срок проведения. Если документ вам не предоставили, сделайте официальный запрос в прокуратуру.

Убедитесь, что прокуратура не запрашивает лишние документы

Прокурор вправе запросить у клиники документы. Представить материалы нужно в течение двух рабочих дней и строго по описи (Федеральный закон от 07.03.2017 №27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»»). Список документов указан в решении прокурора о назначении внеплановой проверки.

Прокурор может требовать сведения только по предмету аудита. Не передавайте лишние документы и информацию, которую представляли ранее, публиковали
в СМИ или на официальном сайте клиники. Письменно сообщите, когда и по какой проверке медорганизация представляла сведения, а также где они опубликованы
(пп. 2.3, 2.4 ст. 6 Закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», далее – Закон №2202-1).

Если прокурор выявит другие нарушения, может расширить предмет проверки. Такое решение он обязан аргументировать в отдельном документе и сообщить
руководителю медорганизации в течение 24 часов. Форма решения о расширении предмета контрольного мероприятия регламентирована (приложение 2 к приказу
Генпрокуратуры №172).

Проверку могут неоднократно приостанавливать. Одна из возможных причин – клиника не успевает передать все необходимые документы в срок. Так что вы вправе попросить больше времени на подготовку материалов, например, в связи с отпуском или больничным сотрудников. Образец ходатайства смотрите в приложении №2. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 6 ст. 21 Закона №2202-1). Срок проведения проверки в этот период не включают.

Когда проверку признают незаконной
Жалобу на клинику может написать организация-конкурент, недовольный потребитель. Также поводом для проверки может стать негативное сообщение в СМИ. Если заявитель анонимный, аудит незаконный (ч. 3 ст. 10 Закона №294-ФЗ). Тогда есть шанс оспорить результаты. Запросите материалы проверки для ознакомления. Образец ходатайства – в приложении №1.

Проинструктируйте персонал

Подготовьте работников на случай внезапных проверок. Напомните, что нельзя отказывать прокурорам в доступе в клинику. На входе проверяющий должен показать служебное удостоверение и решение о проверке. Убедитесь, что Ф.И.О. совпадают. Если у вас возникли сомнения, позвоните в прокуратуру.

Прокурор вправе привлекать должностных лиц или граждан для дачи объяснений и потребовать, чтобы ему выделили специалистов для выяснения вопросов в ходе аудита.

К сведению. Срок проведения прокурорской проверки – 30 календарных дней. Иногда его могут продлить еще на 30 календарных дней (п. 4 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-11). Например, если нужно запросить дополнительные документы у клиники.

Окажите содействие проверяющим. Прокурор может вызвать любого сотрудника. Напомните работникам, что лицо, которое предположительно нарушило закон, вправе отказаться давать объяснения (ст. 51 Конституции).

Участвуйте в аудите

Присутствуйте при проверке, предоставляйте объяснения по ее предмету. Можете фиксировать на фото или видео действия проверяющего.

Если проверяющие превышают полномочия, вы вправе пожаловаться вышестоящему прокурору (ст. 10 Закона о прокуратуре). Образец жалобы – в приложении №3.

Укажите на нарушения

Изучите акт по результатам проверки и отметьте в нем свое согласие или несогласие. Пример формулировки: «С указанными нарушениями закона не согласен. Считаю, прокурорская проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона «О прокуратуре», поскольку обнаруженные нарушения не являются предметом проверки».

Важно. Убытки медорганизации из-за незаконных действий госорганов, органов местного самоуправления или их должностных лиц обязано возместить государство, соответствующий регион или муниципальное образование (ст. 16 ГК).

Прокурорский надзор проводят гласно. Поэтому медорганизация, СМИ и другие интересующиеся лица должны иметь доступ ко всей информации, которая касается проверки. Если клиника не получила результаты аудита в течение 30 суток после того, как вынесли постановление, обратитесь с заявлением в прокуратуру, чтобы ознакомиться с материалами в полном объеме.

Учитывайте, что при наличии процессуальных нарушений, например, несоблюдения сроков уведомлений, результаты аудита можно обжаловать в суде.

Источник: статья адвоката Ильи Кожевникова, INTELLECT, в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении», №3/2020

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Скачать документы формате Word:

полицейские проверки, уголовное право, экономические преступления

Общие положения по прокурорской проверке

Если к вам пришла прокурорская проверка, то для начала, самое главное — не паниковать и не нервничать. Перед проверкой прокурор и его помощники должны обязательно предъявить свои удостоверения и другие документы, дающие им право на проведение проверки. Также работники прокуратуры должны сообщить причину проверки (проверки бывают плановые и внеплановые). Если проверка внеплановая, то она является следствием получения прокуратурой информации о нарушениях (жалобы, сообщения в СМИ). Как правило, прокуратура предупреждает образовательное учреждение заранее о проведении проверки. Однако проверка может быть и внезапной, но для этого нужны веские причины.

Помните, что прокурор вправе требовать документы, связанные только с предметом проверки. Обязательно подготовьте комплект документов по контентной фильтрации заранее. При проверке, касающейся фильтрации интернета в школе, вам будут необходимы следующие документы:

  • Регламент, правила или положение о контентной фильтрации в образовательном заведении,
  • Актуальная копия федерального списка экстремистских материалов Министерства юстиции,
  • Копии региональных законов и положений о контентной фильтрации и защите детей в интернет,
  • Договор с ООО «СкайДНС».

Дополнительно у вас могут быть отдельно оформлены:

  • Журнал контроля контентной фильтрации,
  • Акты о проверке контентной фильтрации,
  • Приказ о назначении ответственного за контентную фильтрацию в образовательном заведении,
  • Правила пользования интернетом в школе.

Тем самым вы покажете, что относитесь серьезно к исполнению норм законодательства. Ни в коем случае не препятствуйте получению прокурором необходимых документов, это повлечет за собой возбуждение уголовного дела. Статьей 294 УК РФ предусмотрена ответственность за вмешательство в деятельность прокурора. Также, если сотрудник прокуратуры намеревается забрать оригиналы каких-либо документов, необходимо составить список этих документов и передать их под его расписку.

Как проходит проверка?

Часто проверка в школе касается компьютерного оборудования и Согласно законам «Об образовании» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (436-ФЗ) администрация школы должна обеспечить запрет доступа к экстремистским ресурсам, внесенным в список Министерства Юстиции РФ (http://minjust.ru/ru/extremist-materials). В ходе подобной проверки помощник прокурора в течение некоторого времени пытается найти запрещенные ресурсы через поисковые запросы в браузере на школьном компьютере. Если ему удастся зайти на такую страницу или найти в интернете текст, связанный с экстремизмом, то школе будет записано нарушение.

Что делать, если проверка выявила нарушения?

В случае обнаружения проверяющим доступа к запрещенной информации, вы должны обязательно выполнить все требуемые при этом процедуры. Во-первых, вы должны потребовать от проверяющего описание того, что было найдено и какие федеральные или местные законы оно нарушает, причем в письменном виде, с указанием даты и времени нахождения материала. Во-вторых учитель обязан закрыть данный ресурс и препятствовать любым попыткам учащихся зайти на него. Далее действуйте согласно положениям регламента. Также вы можете включить ресурс в список блокировки прямо при проверяющих. При этом обязательно убедитесь в том, что браузер был перезагружен для очистки локального кэша.

Вот например выдержка из регламента в Свердловской области:

4. При обнаружении ресурса, который, по мнению преподавателя, содержит информацию, запрещенную для распространения в соответствии с законодательством Российской Федерации, или иного потенциально опасного для обучающихся контента, Учитель должен предпринять следующие шаги:

4.1. записать адрес ресурса, дату и время его обнаружения;

4.2. закрыть данный ресурс и препятствовать дальнейшим попыткам учащихся зайти на него;

4.3. сообщить информацию о ресурсе в служебной записке на имя Зам. руководителя ОУ по ИПК для блокирования доступа к нему;

Результатом проверки может стать выявление тех или иных нарушений В любом случае, вы должны отреагировать на результат прокурорской проверки, каким бы он ни был. Если вы согласны с выявленными нарушениями — исправьте их в течение месяца и сообщите о проведенной работе в прокуратуру. Если результаты проверки кажутся вам необъективными, и вы не согласны с решением прокурора — обжалуйте решение через вышестоящего прокурора или обратитесь в суд (заявление подается в течение трех месяцев с момента получения решения). Также обязательно отправьте копию претензии прокуратуры в службу технической поддержки SkyDNS, чтобы мы проверили правильность проверки и выявленных нарушений и выдали вам официальное письмо для передачи в прокуратуру. В большинстве случаев претензии к школе после нашего письма снимаются.

Наиболее экономичным, простым и удобным вариантом успешно пройти прокурорскую проверку станет установка облачного контент-фильтра для блокировки доступа к запрещенным сайтам. Специальное решение для школ — SkyDNS.Школа является надежной гарантией успешного прохождения проверки прокуратуры. По доступной стоимости вы получите не только средство управления доступом к интернету, но и целый набор дополнительных функций, таких как блокировка рекламы, безопасный режим на YouTube, режим работы по «белому списку» и многое другое. Нашей системой контент-фильтрации уже пользуются более 6000 учебных заведений в России и странах ближнего зарубежья. Установить и настроить контент-фильтр в школе легко — с этим справится любой учитель информатики.

Узнайте подробнее о специальном решении SkyDNS для школ и других образовательных учреждений!

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОВЕРЯЕМОГО ЛИЦА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКИ

Д.А. Куршева, студент

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10172

Аннотация. В статье рассматривается понятие таможенной проверки. Дается характеристика камеральных и выездных проверок. Приводятся нормативно-правовые акты, регулирующие проведение таможенных проверок, а также права и обязанности проверяемого лица. Таможенная проверка является серьезным инструментом, обеспечивающим контроль соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств — членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании.

Ключевые слова: таможенная проверка, проверяемое лицо, камеральная, выездная, таможенный орган, внешнеэкономическая деятельность, участники.

В настоящее время таможенная проверка выступает серьезным инструментом, который обеспечивает контроль соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности международных договоров и актов в области таможенного регулирования, а также законодательства государств-членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании.

В соответствие со ст. 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), таможенная проверка — это форма таможенного контроля, которая представляет собой проверку, затрагивающую финансово-хозяйственную деятельность проверяемого лица .

Участники внешнеэкономической деятельности, все чаще принимают участие в контрольных, оперативно-розыскных мероприятиях и в следственных действиях. Несмотря на общую направленность в ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, тенденция доначислений в рамках проводимых таможенными органами проверок с каждым годом растет.

В связи с постоянно изменяющимся законодательством и принятием новых решений Евразийской экономической комиссией, участникам внешнеэкономической деятельности становится все сложнее

соблюдать требования таможенных органов. Так, подготовка к таможенной проверке и представление возражений на действия проверяющего требуют от подконтрольных субъектов наличия глубоких знаний законодательства, разъяснений судебной практики .

Между тем, по причине не знания тенденций правового регулирования, а зачастую и собственных прав, проведение проверки может грозить для проверяемого лица значительными временными и денежных затратами.

Следует отметить, что к лицам, в отношении которых может быть проведена таможенная проверка, являются хозяйствующие субъекты государства-члена ЕА-ЭС.

Таможенная проверка может проводиться таможенным органом, в регионе деятельности которого:

— зарегистрировано проверяемое лицо;

— выпущена или находится подконтрольная продукция .

В свою очередь, таможенная проверка проводится в двух формах — камеральной или выездной.

Камеральную таможенную проверку осуществляют по средствам изучения и анализа сведений, которые содержаться в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных документах, представлен-

ных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, которые имеются у таможенных органов, о деятельности проверяемых лиц.

Во время проведения камеральной проверки таможенные инспекторы сверяют данные, которые были получены при совершении таможенных операций, с данными бухгалтерского учета и другой информацией, содержащейся в документах компании .

По результатам проведения камеральной таможенной проверки или в случае

непредставления участником внешнеэкономической деятельности в установленный срок по требованию таможенного органа документов и сведений, назначается выездная таможенная проверка.

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом на место нахождения юридического лица или на место осуществления деятельности его деятельности.

Выездная таможенная проверка подразделяется на несколько видов (рис. 1).

плановая выездная таможенная проверка

Рис. 1. Виды выездных проверок

внеплановая выездная таможенная проверка

встречная внеплановая выездная таможенная

проверка

Помимо этого, исходя из законодательства государств-членов ЕАЭС, могут быть установлены дополнительные виды выездных таможенных проверок, а также их основания, сроки и особенности порядка проведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно отметить, что таможенная проверка подразумевает права и обязанности проверяемого лица во время ее проведения.

Права и обязанности лица, которое подлежит таможенной проверке, закреплены в ст. 336 ТК ЕАЭС. Кроме того, в Российской Федерации они нашли свое отражение в Федеральном законе «О Таможенном регулировании в Российской Федерации».

Так, проверяемое лицо имеет право:

— на запрашивание сведений с последующим получением данных сведений относительно законодательной базы стран, входящих в Союз, относительно проведения различных таможенных проверок;

— подавать различные документы, которые подтверждают происхождение перемещаемого товара;

— требовать от служащих таможенных органов соблюдать и применять законы,

которые регулируют правоотношения между служащими таможенной службы и, лицом которое проверяется (законы Союза и законы государств входящих в Союз);

— в порядке (который устанавливается национальным законодательством членов Союза) обжаловать незаконные действия работников таможенных органов;

— пользоваться иными правами, если таковые установлены законами государств Союза .

Обязанности лица при проводимой проверке содержат более широкий спектр, чем права. В них входит:

— предоставлять товары для проведения проверки служащими таможенной службы;

— предъявить все имеющиеся документы на товар, а если такие документы находятся на различных информационных или цифровых носителях, предъявлять данные носители вместе с распечатанной на бумаге информацией;

— ставить подпись на оригинале документа, предъявленного служебным лицом таможенного органа о том, что будет проводиться проверка, и предоставлять доступ к товару или месту его хранения без

каких-либо препятствий и противодействий, предоставляя место для работы сотруднику таможенной службы;

— если документы на перевозимый товар на иностранном языке, то предоставить официальный перевод таких документов;

— назначать лиц, которые будут ответственны за предоставление запрашиваемых документов и иной информации сотрудникам таможенной службы .

Также, Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» добавляет к данным обязанностям то, что лицо, которое проверяется, должно предоставлять служащим таможенной службы открытый доступ к компьютеру (как носителю информации), обязывает лицо выполнять требования слу-

жащих таможенных органов, а также предоставлять и передавать образцы товара, в количестве, достаточном, для осуществления экспертного исследования .

Таким образом, таможенная проверка является серьезным инструментом, обеспечивающим контроль соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств — членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании.

Таможенное законодательство Союза наделяет правами и обязанностями не только таможенные органы, но и лиц, которые проходят таможенную проверку, что создает некий баланс взаимных прав и обязанностей.

Библиографический список

2. Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, №32 (часть I), ст. 5082.

3. Новикова С.А. Таможенное дело: учебник. — М.: Юрайт, 2018. — 302 с.

4. Основы таможенного дела: учебник / Под ред. А.П. Джабиева. — М.: Юрайт, 2018. -392 с.

RIGHTS AND OBLIGATIONS OF THE CHECKED PERSON WHEN CARRYING OUT

THE CUSTOMS CHECK

D.A. Kurcheva, student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оставьте комментарий