Содержание
Согласно понятию «охрана труда» из Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» одну из главных ролей в обеспечении безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности играют организационные и психофизиологические мероприятия и средства, к которым, бесспорно, можно отнести пропаганду охраны труда.
Пропаганда (от лат. propaganda – подлежащее распространению) – распространение каких-нибудь идей, учений, знаний путем подробного и углубленного ознакомления.
Пропаганда охраны труда – информационное и эмоциональное воздействие на работающих с целью развития у них качеств, способствующих безопасному выполнению работы.
Главной задачей пропаганды охраны труда является создание положительного отношения работающих к вопросам безопасности. Наиболее эффективным путем решения этой задачи является усиление мотивации работающих к безопасному труду.
Существующие способы пропагандистского воздействия можно разделить на две группы:
- одноканальные, при которых существует канал воздействия, но отсутствует непосредственный канал обратной связи для контроля восприятия этого воздействия;
- двухканальные, при которых в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие.
Средствами одноканального воздействия являются печатные издания (брошюры, информационные листки и т.д.), плакаты и знаки безопасности, стенные газеты и «молнии», информационные стенды и уголки по охране труда, выставки, лекции и доклады, аудиовизуальные средства (телевидение, кино, диафильмы, радиопередачи и т.д.).
Двухканальное воздействие реализуется посредством бесед, коллективного обсуждения с работающими несчастных случаев, путей профилактики травматизма и т.д.
Каждый из способов пропаганды должен избираться применительно к решаемой задаче. В следующей ниже таблице приведены сведения о пригодности одноканальных способов воздействия к решению основных задач пропаганды охраны труда. Здесь число крестиков указывает на эффективность способа.
Задачи пропаганды охраны труда |
Способы пропаганды охраны труда |
|||
плакаты |
доклады, лекции |
печатный текст |
ТВ, кино |
|
Обучение безопасному выполнению простой работы |
+ + |
+ + |
|
|
Краткие пояснения по ходу работы |
+ |
+ + |
+ + |
+ |
Пояснения причин несчастных случаев |
|
|
+ + |
+ + |
Пояснения к использованию средств защиты |
|
|
+ + |
+ + |
Сообщение о несчастных случаях |
|
|
|
+ + |
В пропагандистских материалах не следует использовать общие призывы безопасно работать. Пользу могут приносить только призывы, указывающие на конкретный способ действий и выгоду от него. Неэффективны общие указания на опасность (даже с подтверждением их частотой и тяжестью несчастных случаев) без объяснения как и когда она проявляется, а также без указания на пути предотвращения ее воздействия.
По вопросам охраны труда надо всегда говорить конкретно и по делу, а главное, избегать стандартных и заученных фраз. При этом следует учитывать, что тот работающий, на которого мы хотим воздействовать, может еще мало знать и уметь. Очень важно выбрать подходящее время и подходящее место для осуществления воспитательного воздействия.
Безопасное поведение нельзя сформировать методом запугивания: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к воспитательному воздействию, а порой и вообще к работе.
Приемы пропагандистского воздействия дают полезный эффект только тогда, когда его объекты достаточно хорошо информированы по затрагиваемому вопросу. Таким образом, воздействия подобного рода применимы только по отношению к работающим, обученным как профессии, так и безопасности труда. При выборе способа воздействия следует учитывать также степень интереса работающих и коллектива к вопросам охраны труда, престижность этих вопросов в данной группе и ряд других социальных факторов.
Существуют следующие закономерности в отношении работающих к тем или иным средствам пропаганды охраны труда:
- рабочие, которые интересуются вопросами безопасности, считают эффективным средством воздействия плакат, а те, кто безразличен к этим вопросам, предпочитают кинофильмы;
- беседы считают полезными только те работающие, коллеги и руководители которых положительно относятся к вопросам охраны труда;
- литературу считают полезным средством те работающие, которые интересуются вопросами охраны труда, а также члены трудовых коллективов, в которых высок интерес к вопросам безопасности.
Одним из эффективных путей воспитания в области охраны труда является подключение широкого круга руководителей среднего и нижнего звена, вплоть до бригадиров, а также самих работающих к оценке уровня охраны труда в их коллективе и к изысканию средств для его повышения.
Наиболее распространенным средством пропаганды охраны труда является плакат. Главное назначение плакатов – раскрыть природу опасности, разъяснить рабочему, в чем и как она может проявиться, чтобы усилить мотивацию к безопасной работе. Существуют следующие разновидности плакатов:
- положительный, подчеркивающий преимущества безопасного труда;
- устрашающий, показывающий вред от нарушения требований по охране труда;
- нейтральный, содержащий эмоционально не окрашенные рекомендации без показа и оценок последствий их неисполнения;
- комический, юмористическая разновидность положительного плаката;
- комбинированный, совмещающий в себе перечисленные выше разновидности.
Наиболее убедительным является комбинированный плакат, который может передать сюжет, позволяющий составить представление о характере опасности, ее воздействии, способе защиты и эффекте. Он позволяет, например, противопоставить положительные эмоции защищенного от опасности работающего отрицательным эмоциям нарушителя, получившего травму.
Устрашающий плакат хорош тем, что эмоционален и убедительно показывает опасность. Но, с другой стороны, на этот плакат смотреть неприятно.
Комический плакат обращает на себя внимание, Однако он не всегда хорошо передает мысль.
Положительный плакат малоубедителен, т.к. не несет информации об опасности.
Нейтральный плакат наименее эффективен из всех перечисленных разновидностей, т.к. его рекомендации не мотивированы; кроме того, на нем обычно отсутствует изображение человека.
При создании или выборе плакатов необходимо учитывать следующее:
- работающего интересует на плакате не столько последствия ошибки, сколько причина происшедшего;
- вывод о том как надо действовать, должен вытекать не из надписи на плакате, а из рисунка. Надпись должна быть короткой и только дополнять то, что не удалось передать на рисунке. Восприятие надписи должно облегчаться с помощью цвета и шрифта;
если на плакате изображается производственная обстановка, то она должна быть абсолютно точной. Работающие относятся нетерпимо к искаженному воспроизведению хорошо известных вещей. Обнаружив неточности в деталях на плакате, работающие начинают сомневаться в его основном содержании.
По информации Международной организации труда, в мире ежегодно происходит около 270 млн несчастных случаев и примерно 160 млн новых случаев профессиональных заболеваний. Порой травмы и развитие болезней провоцируют сами работники, не умеющие, не знающие, а иногда и не желающие выполнять технику безопасности. Поэтому в каждой организации необходимо прививать культуру труда и заниматься пропагандой его охраны. Каким образом это делать?
Информационное и эмоциональное воздействие на работников способствует созданию положительного отношения к труду, улучшению состояния условий труда, оно снижает риск возникновения аварийных и иных нештатных ситуаций и, соответственно, связанных с ними материальных потерь. В то же время применение активных методов агитации мотивирует сотрудников на безопасный труд, тем самым способствуя повышению корпоративной этики.
Цели и задачи
Массовую работу по пропаганде в основном проводят в кабинетах по охране труда, имеющихся во многих организациях. Кабинет служит методическим центром, используется для проведения обширного комплекса мер, направленных на соблюдение техники безопасности. Здесь проводятся обучение, инструктаж, семинары, собрания, лекции, беседы и другие мероприятия, способные привлечь работников к действиям по оздоровлению условий труда и снижению уровня травматизма.
Но что делать, если в учреждении для этих целей не предусмотрен отдельный кабинет? В этом случае стоит организовать уголок охраны труда, разместив там всю необходимую информацию. Однако не стоит забывать, что наличие кабинета или уголка охраны труда является требованием трудового законодательства (Постановление Минтруда России от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»).
Агитацию за безопасность можно проводить и непосредственно на рабочих местах. Главное — руководитель или другое ответственное лицо с помощью пропаганды должны донести до сознания каждого работника важность создания благоприятных условий труда, необходимость выполнения норм и правил техники безопасности и производственной санитарии, соблюдения технологической и трудовой дисциплины, проведения мероприятий по профилактике травматизма и профзаболеваний.
Действенная система безопасности труда уменьшает количество опасных факторов производства или снижает уровень их воздействия на работников, а также предполагает обеспечение средствами индивидуальной защиты. Кроме того, она способствует повышению профессиональных умений человека и в результате увеличивается производительность труда.
В свою очередь, главной задачей пропаганды является создание позитивного настроя по отношению к безопасности труда — при ее достижении почти все методы будут давать положительный эффект в любых опасных ситуациях. Если заниматься пропагандой активно и регулярно, она также будет способствовать быстрому внедрению современных средств обеспечения техники безопасности и точному соблюдению санитарно-гигиенических требований.
Информирование
Впрочем, агитация не всегда вызывает положительную реакцию работников. Здесь многое зависит от качества распространяемой информации. В пропагандистских материалах не стоит использовать общие призывы к безопасному труду. Пользу может принести только информация, указывающая на конкретный способ действий и выгоду от них. Неэффективны также общие указания на потенциальную опасность (даже с подтверждением фактами о частоте и тяжести несчастных случаев) без объяснения, как и когда она проявляется и как ее предотвратить.
О безопасности труда надо всегда говорить конкретно и по делу, избегать стандартных и заученных фраз. Ни в коем случае нельзя запугивать: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к работе.
Существующие приемы пропагандистского воздействия можно разделить на две группы. При одноканальных коммуникациях есть канал воздействия, но отсутствует обратная связь. Информация здесь доводится до работников с помощью печатных изданий (брошюр, информационных листков), плакатов, информационных стендов, выставок, лекций и докладов, аудиовизуальных средств (телевидение, кино, диафильмы, радиопередачи). Двухканальная коммуникация предполагает, что в процессе воздействия на сотрудников организации существует возможность контролировать восприятие переданной информации. Этот способ пропаганды реализуется посредством бесед и коллективного обсуждения проблем.
Плакаты и стенды
Самым распространенным средством пропаганды безопасности труда является плакат. Его назначение — раскрыть природу опасности, разъяснить работнику, в чем и как она может проявиться, и благодаря этому усилить мотивацию к безопасной работе. Плакат является наиболее простым и дешевым способом агитации, в то же время он эффективен, поскольку плакаты на стендах сотрудники изучают более часто и детально по сравнению с другими источниками информации. Главное здесь — заинтересовать работника: материал должен привлекать внимание, заставлять задуматься. Плакаты целесообразно размещать не только в кабинетах или уголках охраны труда, но и на рабочих местах. В этом случае их эффективность возрастает.
Наиболее убедителен плакат, который передает сюжет, позволяющий составить представление о характере опасности, ее воздействии, способе защиты и эффекте. Такая подача информации дает возможность противопоставить положительные эмоции защищенного от опасности работника отрицательным эмоциям нарушителя, получившего травму. Обратите внимание, что рядового сотрудника заинтересуют в плакате не столько последствия ошибки, сколько причина произошедшего.
Лекции
Хорошим способом повышения уровня информированности коллектива являются тематические лекции, хотя в последнее время данный способ агитации применяется все реже. На смену пришли близкие ему по сути семинары, презентации, выставки и пр. Правда, из всего коллектива на семинар или выставку направляют, как правило, лишь несколько сотрудников одной организации. Естественно, эффективность пропаганды при этом снижается.
Поэтому для всего коллектива учреждения полезно хотя бы иногда читать доклады (это могут делать руководители подразделений). Их задача — расширить кругозор слушателей и привлечь внимание к вопросам охраны труда, на примерах состояния охраны труда и анализа конкретных недостатков дать рекомендации по их устранению. Темами таких лекций, например, могут быть:
- меры безопасности при работе за компьютером;
- профилактические мероприятия по снижению утомляемости глаз;
- способы устранения причин профессиональных заболеваний;
- профилактика профзаболеваний.
Какой способ выбрать?
Конкретный способ пропаганды должен выбираться в зависимости от того, какую задачу предстоит решить учреждению. В представленной ниже таблице показано, насколько пригоден тот или иной способ одноканальной коммуникации для решения основных задач пропаганды охраны труда. Число плюсов в таблице указывает на степень эффективности способа (+ — средняя степень, + + — высокая степень).
Эффективность способов одноканальной коммуникации
Задачи пропаганды охраны труда | Способы пропаганды охраны труда | ||||||
Плакаты | Доклады, лекции |
Печатный текст |
Кино, слайды |
||||
Обучение безопасному выполнению простой работы |
+ + | + + | |||||
Краткие пояснения по ходу работы | + | + + | + + | + | |||
Пояснения причин несчастных случаев | + + | + + | |||||
Инструктаж, разъяснение целей использования средств защиты |
+ + | + + | |||||
Сообщение о несчастных случаях | + + | ||||||
Беседы по охране труда
Беседы, темами которых становятся наиболее злободневные проблемы, возникающие в процессе работы, предназначены в основном для небольших групп сотрудников. К примеру, если в коллективе возросло число случаев заболеваний верхних дыхательных путей, беседа может быть посвящена способам их предупреждения. Иногда стоит поговорить о случаях нарушения инструкций по безопасным способам работы или разобрать содержание инструкции по охране труда. В любом случае беседы должны быть краткими, выразительными, с конкретными примерами.
Подобный способ взаимодействия с коллективом позволяет в неформальной обстановке заострить внимание сотрудников на имеющихся недостатках в работе, способах их устранения, а также получить информацию о состоянии дел непосредственно от исполнителей. Эта форма пропаганды имеет высокую эффективность, поскольку нацелена на обсуждение вопросов, актуальных для организации в настоящий момент.
Творческий подход к пропаганде
В последнее время при пропаганде охраны труда приветствуется (особенно в молодых коллективах) применение новых, «неформальных» способов. Пример такого неформального подхода — организация различных конкурсов на тему охраны труда, использование возможностей современной вычислительной техники и коммуникационных средств для распространения информации, а также внедрение собственных систем оценки состояния охраны труда, в том числе предусматривающих материальное стимулирование работников (например, систему премирования/депремирования). Можно предусмотреть и нематериальное поощрение (наказание), например, в том же уголке охраны труда размещать информацию о работниках, которые нарушили правила техники безопасности.
Традиция ежегодно 28 апреля отмечать Всемирный день охраны труда также поможет организации привить работникам культуру безопасности труда. В этот день можно провести тематические беседы, прочитать доклад или лекцию, рассказать о планах в области улучшения условий труда (какие технологии планируется внедрить, сколько средств на это потратить) или, наоборот, о том, какие мероприятия были проведены в прошлом году. Зная о действиях организации в этом направлении, работники, как правило, начинают положительно относиться к вопросам безопасности труда.
В качестве иллюстрации рассмотрим следующий пример. Автономное образовательное учреждение два раза в год проводит смотр учебных кабинетов, в котором участвует руководство АУ. Цель мероприятия — выявить, соответствуют ли помещения требованиям санитарных норм и правил, способствуют ли качественному проведению учебных занятий. Для этого в учреждении разработаны критерии оценки учебных классов, мастерских, методических центров, а по итогам смотра предусмотрены меры материального стимулирования, которые прописаны в коллективном договоре. По результатам последнего смотра в январе 2011 г. пять сотрудников учреждения получили премию в размере 3 тыс. руб.
Именно творческий подход к информированию работников позволяет добиться наиболее заметных успехов в повышении качества охраны труда, обеспечивает выполнение требуемых норм и правил техники безопасности, улучшает трудовую дисциплину, а также содействует более эффективному функционированию организации в целом.
Что интересно работникам?
Обратите внимание, что при выборе способа воздействия следует учитывать степень интереса отдельных работников или всего коллектива к вопросам безопасности труда, приоритетность для них данных вопросов. В частности, существуют следующие закономерности:
V работники, которые интересуются вопросами безопасности труда, считают
эффективным средством воздействия плакат, а те, кто безразличен к
указанным вопросам, предпочитают кинофильмы;
———————————————————————
V беседы считают полезными только те сотрудники и руководители
подразделений, которые положительно относятся к вопросам
безопасности;
———————————————————————
V литературу считают полезной те, у кого высок интерес к вопросам
безопасности труда.
В заключение отметим еще один момент. Эффект от пропаганды охраны труда может быть усилен, если руководители среднего звена и рядовые работники непосредственно подключатся к оценке уровня безопасности труда в коллективе. В этом случае их личная степень ответственности возрастет, а сами сотрудники окажутся активно вовлечены в процесс оздоровления условий труда.
С.И.Гурин
Директор
ООО «Центр социально-экономических
технологий»
Одной из функций службы охраны труда является пропаганда вопросов безопасности. Задача информационного обеспечения состоит в том, чтобы поддерживать сознательное отношение к сохранению здоровья, популяризировать новые средства обеспечения безопасности труда.
Правильно организованная пропаганда должна постоянно напоминать о потенциально опасных и вредных производственных факторах на рабочих местах, и о том, как следует себя вести, чтобы предупредить несчастный случай.
Формами пропаганды являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, радио- и телепередачи, экскурсии, выставки и т.д.
Средством массовой пропаганды ОТ на предприятии является также создание кабинета (при численности работающих более 50 чел.), уголка по охране труда. Он организуется в соответствии со СНиП 2.09.04-87.
Уголок ОТ представляет собой оборудованную наглядными пособиями и информационными материалами часть производственного, административного или бытового помещения подразделения, предназначенного для информирования работников о вредных и опасных факторов на производстве, методах защиты от них, способах предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний. Наличие «уголка охраны труда» не исключает необходимости размещения отдельных плакатов безопасности определенных видов работ в рабочих зонах выполнения этих работ.
Для пропаганды вопросов охраны труда на предприятии следует использовать радиопередачи через радиоузел. Эти передачи должны посвящаться отдельным вопросам охраны труда в цехах предприятиях. При этом приводятся как положительные, так и отрицательные примеры с соответствующими выводами. По радио можно передавать отдельные извлечения из правил техники безопасности и сообщать о последствиях их нарушений.
Службы охраны труда, а при наличии кабинета охраны труда должны организовывать пропаганду материалов по охране труда через заводскую многотиражку. В ней следует сообщать о причинах травматизма на отдельных производственных участках; освещать работу уполномоченных (доверенных) ими комиссий охраны труда предприятия, помещать описания рационализаторских предложений и изобретений, направленных на улучшение условий труда; публиковать материалы об опыте работы без несчастных случаев и др. Службы охраны труда, а при наличии кабинета охраны труда, следует организовать стенные газеты по вопросам охраны труда или стенды охраны труда и консультировать лиц, занятых их выпуском. В этих газетах и на стендах должны отражаться наиболее злободневные вопросы, волнующие рабочих, и вскрываться существенные недостатки в состоянии условий труда.