Проверка энергоэффективности ростехнадзором

  1. Устав образовательного учреждения.
  2. Свидетельство о постановке на налоговый учет.
  3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  4. Свидетельства о праве собственности на объекты, копии договоров аренды.
  5. Полные реквизиты образовательного учреждения.
  6. Приказ о назначении законного представителя юридического лица (руководителя).
  7. Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.
  8. Разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта.
  9. Проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и изменения к ней.
  10. Лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта, заключения экспертизы промышленной безопасности, декларации промышленной безопасности.
  11. Договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.
  12. Документы по укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями.
  13. Документы по допуску к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.
  14. Документы по проведению подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
  15. Нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте.
  16. Документы по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
  17. Эксплуатационная документация: паспорта, журналы, акты, графики, сертификаты, разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
  18. Документы, подтверждающие наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
  19. Документы по проведению диагностики, испытаниям, освидетельствованию сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
  20. Распоряжения и предписания Ростехнадзора и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, документы по их выполнению.
  21. Мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
  22. Договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательным службами или формированиями или документы об аттестации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников.
  23. Документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.
  24. Приказ о назначении ответственных за электрохозяйство, протоколы проверок знаний норм и правил работы в электроустановках; штатное расписание.
  25. Распоряжения (приказы) о проведении стажировки, дублирования и допуска к самостоятельной работе электротехнического персонала.
  26. Программы стажировки электротехнического персонала.
  27. Журналы проведения вводных инструктажей по ОТ и ТБ и инструктажей на рабочем месте, карточки учета проведения инструктажей.
  28. Генплан предприятия с нанесенными на него зданиями, сооружениями и электротехническими коммуникациями.
  29. Однолинейные схемы электроснабжения и схемы по отдельным участкам предприятия.
  30. Договор на электроснабжение с энергоснабжающей организацией.
  31. Акты допуска в эксплуатацию энергоустановок.
  32. Проекты энергоустановок и изменения к проектам, согласованные в установленном порядке.
  33. Акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки электрооборудования.
  34. Исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений.
  35. Технические паспорта основного электрооборудования, зданий и сооружений энергообъектов.
  36. Сертификаты на оборудование и материалы.
  37. Список квалифицированного электротехнического персонала по обслуживанию энергоустановок или договор на эксплуатацию и техническое обслуживание со специализированной организацией.
  38. Инструкции: производственные, должностные, по ОТ и ТБ, по эксплуатации энергоустановок.
  39. Журнал учета электрооборудования.
  40. Чертежи электрооборудования, электроустановок, воздушных и кабельных трасс.
  41. Кабельные журналы и паспорта на заземляющие устройства.
  42. График визуальных осмотров видимой части заземляющих устройств.
  43. Акты осмотров заземляющих устройств с выборочным вскрытием грунта.
  44. Журнал учета присвоения группы по электробезопасности.
  45. Приказ о создании комиссии для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации; протоколы проверки знаний членов комиссии.
  46. График прохождения проверок знаний норм и правил работы в электроустановках.
  47. Журнал учета проверки знаний норм и правил работы в электроустановках.
  48. Удостоверения о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках электротехнического персонала и персонала, занятого проектированием электроустановок.
  49. Личные инструкции по оказанию первой медицинской помощи.
  50. Медицинские справки о прохождении медицинского осмотра электротехнического персонала.
  51. Журнал учета работ по нарядам и распоряжениям.
  52. Инструкции по оперативному управлению, ведению оперативных переговоров и записей, производству оперативных переключений и ликвидации аварийных режимов; перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; оперативный журнал.
  53. Журнал или картотека дефектов и неполадок в электрооборудовании.
  54. Программа по энергосбережению.
  55. Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием сроков их проведения.
  56. Показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами.
  57. План проведения энергетического обследования.
  58. Документация, подтверждающая прохождение обязательного энергетического обследования.
  59. Списки работников, которым даны права выдачи нарядов и распоряжений.
  60. Распорядительный документ о порядке хранения и выдачи ключей от электроустановок.
  61. Журнал учета выдачи ключей от электроустановок.
  62. Перечень защитных средств, применяемых в электроустановках.
  63. Журнал учета и содержания средств защиты.
  64. Приказ о назначении лиц, ответственных за состояние средств защиты.
  65. Протоколы эксплуатационных испытаний средств защиты.
  66. График проведения профилактических испытаний и измерений электроустановок.
  67. Протоколы проведения профилактических испытаний и измерений электроустановок.
  68. Документация по проведению технического освидетельствования электрооборудования; оперативные тепловые схемы.
  69. Приказы о назначении лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
  70. Документы по проведению подготовки и аттестации работников в области безопасности тепловых энергоустановок.
  71. Инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок.
  72. Документы по проведению диагностики, испытаниям, освидетельствованию сооружений и тепловых энергоустановок.
  73. Документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий.
  74. Журнал регистрации инвентарного учета, периодической проверки и ремонта переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним.
  75. Приказ о назначении работников, ответственных за исправное состояние, периодические проверки и ремонт переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним.
  76. Приказ о закреплении переносного и передвижного электросварочного оборудования за работниками.
  77. Журнал учета проведения противоаварийных и противопожарных тренировок.

Виды проверок Ростехнадзора

Проверки Ростехнадзора бывают:

  1. По возникновению оснований для проведения:

1.1. Плановые. Такие проверки ждут большинства предпринимателей не чаще, чем раз в 3 года. Однако в отечественном законодательстве присутствует список организаций, для которых установлен более короткий промежуток между плановыми проверками. Например, к ним относятся предприятия в сферах образования и здравоохранения.

Даты проверок Ростехнадзор обязательно согласовывает с Генеральной прокуратурой и после подтверждения публикует на официальном сайте, где с ними может ознакомиться любой желающий.

1.2. Внеплановые. Поводом для незапланированной проверки могут послужить заявления от граждан. Это могут быть сведения о нарушении на предприятии, которое может повлечь за собой (или уже повлекло) ущерб здоровью человека, животного или природе. Другой повод для внеплановой проверки — контроль исполнения ранее вынесенного предписания, у которого истекает срок.

Внеочередная проверка Ростехнадзора не объявляется на сайте, но она тоже согласовывается с прокуратурой. Однако и тут есть исключение — если поступили сведения об угрозе или вреде жизни людей, Ростехнадзор вправе самостоятельно инициировать проверку, а прокуратуру уведомить уже о начале работы.

  1. По процедуре:

2.1. Документарные. Такие проверки проводятся на расстоянии, заочно. Инспектор запрашивает у проверяемого определенный пакет документов (их копий) и указывает срок, в который они должны быть представлены. Это необходимо для того чтобы начать документарную проверку.

2.2. Выездные. Не позднее чем за 3 дня до проверки к предпринимателю должно прийти по почте или быть передано лично в руки письменное уведомление с датой визита. Инспекторы лично приходят на предприятие, осматривая подконтрольные им объекты повышенной опасности и сопутствующие документы.

Что проверяют

Под проверки Ростехнадзора могут попасть совершенно разные предприятия — от магазина до нефтедобывающей вышки. Соответственно и критерии проверки различаются в зависимости от вида деятельности.

Но есть и общие моменты:

  1. Проверка документов. Договора, разрешения, лицензии, все что даже отдаленно связано с эксплуатацией особо опасных объектов. Существует более десяти регламентов, отражающих весь порядок проверки Ростехнадзора. Приблизительный список интересующих Ростехнадзор документов выглядит так:
  • Учредительные документы или свидетельство о регистрации ИП;
  • Документы, подтверждающие присутствие опасного производственного объекта, его регистрацию в государственном реестре, разрешение на ввод его в эксплуатацию и лицензия на его использование;
  • Сертификаты на применяемое оборудование, приборы;
  • Документы, относящиеся к промышленной безопасности (в их числе издания федеральных законов);
  • Журналы учета аварий, инструктажа по технике безопасности, выдачи пропусков и прочие;
  • Заключения экспертов промышленной безопасности;
  • Данные о сотрудниках, задействованных на опасном производственном объекте, подтверждение их профессиональной и медицинской пригодности;
  • Договоры страхования риска ответственности;
  • Нормативные документы о правилах работ на опасном объекте;
  • Графики диагностики оборудования, капитального ремонта и другие;
  • Выданные ранее предписания Ростехнадзора, подтверждения их исполнения;
  • Договоры с аварийно-спасательными службами, либо со специально обученным персоналом.

  1. Осмотр опасного производственного объекта на предмет выявления поломок и несоответствия нормам безопасности.

Осуществлять проверку имеют право только лица, указанные в приказе или распоряжении руководителя, которое они обязаны предъявить. Помимо списка инспектирующих, в приказе указывается основание проверки, ее вид, перечень мероприятий и сроки.

После проверки составляется два экземпляра акта по типовой форме. Если на предприятии есть журнал учета проверок (его ведение необязательно), инспектор оставляет в нем запись.

Как подготовиться к проверке Ростехнадзора

Не забывайте, что проведение проверок Ростехнадзором служит одной главной цели – убедиться в надежности вашей деятельности с точки зрения охраны труда, а также надлежащего взаимодействия с опасными объектами.

Главное доказательство соблюдения вами всех правил — документы, поэтому всегда (вне зависимости от приближения планового визита инспектора) бережно собирайте и ведите все инструкции, акты, лицензии, графики, журналы учета. Будьте в курсе изменений в законах, вовремя переоформляйте лицензии, вносите в бумаги необходимые поправки. Не забывайте поддерживать требуемое состояние построек, помещений и зданий, вовремя организуйте диагностику и ремонт, а также контролируйте работу персонала, не оставляйте сотрудников без аттестации и необходимого для работы обучения.

Перестраховаться можно, обратившись в одну из коммерческих фирм, оказывающую помощь по управлению процессом проверки Ростехнадзора. Специалисты такой компании помогут подготовить как документы для проверки Ростехнадзора, так и сами промышленные объекты.

Если Ростехнадзор выявил нарушения

На каждое нарушение Ростехнадзор выдает предприятию предписание, в котором указано что и в какие сроки необходимо исправить. Через отведенное предписанием время инспектор обязательно вернется с проверкой, чтобы убедиться, что все ошибки устранены.

Помимо предписания, действует и система административных штрафов:

Штраф для физических лиц Штраф для должностных лиц (например, главный инженер) Штраф для юридических лиц
Нарушение лицензирования деятельности, промышленной безопасности

2 000 — 3 000 рублей

20 000 — 30 000 рублей (или отстранение от работы на срок до одного года) 200 000 — 300 000 рублей (или прекращение работы до трех месяцев)
Нарушение требований к взаимодействию с взрывчатыми веществами

4 000 — 5 000 рублей

30 000 — 40 000 рублей (либо отстранение на срок до полутора лет) 300 000 — 400 000 (или прекращение работы до трех месяцев)
Грубое нарушение лицензирования или требований безопасности, повлекшее к возникновению угрозы жизни человека

40 000 — 50 000 рублей (отстранение до двух лет) 500 000 — 1 000 000 рублей (остановка работы до трех месяцев)
Отсутствие обязательного страхования

15 000 — 20 000 рублей 300 000 — 500 000 рублей

Опасная продукция или сырье по решению Ростехнадзора может быть отозванной.

Когда решение Ростехнадзора можно обжаловать

В течение проверки инспекторы обязаны соблюдать ряд правил, нарушение которых дает вам право в дальнейшем обжаловать их решение (не позднее десяти дней с даты выдачи предписания). Поэтому, пока проверяют вас, проверяете и вы.

Наиболее часто допускаемые ошибки:

  1. Инспектирование осуществляет лицо, не указанное в распоряжении о проверке. В подобной ситуации вы можете отказать ему в доступе.
  2. При проверке отсутствует руководитель предприятия (либо его законный представитель). За исключением внеплановых проверок из-за аварий или возникновения угрозы жизни людей, вы вправе отказать инспектору в допуске.
  3. Процедура проверки выходит за указанную в предписании.
  4. С вас требуют плату за проверку. При необходимости вы оплачиваете только анализы и экспертизы — все остальное бесплатно.
  5. Требуют представить документы в срок менее десяти дней с момента получения запроса.
  6. Требуют заверить документы нотариально. По закону вы предоставляете распечатанные или электронные копии документов с печатью (если она предусмотрена) и подписью руководителя.

Проверка энергоэффективности: Ростехнадзор контролирует проведение энергоаудита на предприятиях РТ

Регистрация некоммерческой организации в области энергетического обследования в качестве саморегулируемой и внесение сведений о некоммерческой организации в Реестр осуществляется Минэнерго РФ в соответствии с Административным регламентом в целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энерго­сбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно закону деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
Энергосбережение подразумевает поиск и реализацию энергетически и экономически эффективных решений хозяйствования в условиях полного контроля потоков энергоресурсов. Начальным этапом работ по энергосбережению и основным инструментом в разработке программы энергосбережения, является энергоаудит.

Энергоаудит — это методически и инструментально достоверное обследование энергопотребления объекта, исследование по поиску нерационального использования энергии, определению параметров энергоэффективности с последующим обоснованием на этой базе бизнес-плана приведения энергопотребления объекта в энергоцелесообразный вид.

В ведомственном подчинении Рос­­технадзора находится ФГУ ЦЛАТИ. Филиал «ЦЛАТИ по РТ» ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» взаимодействует с территориальными отделами Приволжского управления Ростехнадзора в области энергетической безопасности. Совместная работа ведется в виде контрольных измерений (испытаний) при плановых и целевых проверках и при допуске электроустановок потребителей в эксплуатацию с последующим оформлением результатов проверки с указанием недостатков и отклонений от норм и правил. При проведении контрольных проверок выявляются факты составления протоколов измерений без выезда на объект и без проведения замеров (в протоколы вписываются данные об оборудовании энергообъектов с проектов электроснабжения).
Начальник электротехнической лаборатории филиала ЦЛАТИ по Республике Татарстан Ильдар Шаймуллович Хасбиуллин рассказывает о работе лаборатории и проблемах, с которыми сталкиваются специалисты в области энергетических обследований:
— Во-первых, при проведении обследований необходимо принять во внимание рост доли устаревшего электрооборудования на предприятиях. Именно при проведении замеров (измерения, испытания) выявляется степень износа и устаревания электрооборудования. Например, снижение сопротивления изоляции проводов, увеличение времени и тока срабатывания автоматических выключателей, увеличение сопротивления в контактных соединениях, что приводит к нагреву электропроводов и, соответственно, к энергопотерям. Таким образом, при эксплуатации устаревшего электрооборудования, которое выявляется именно при замерах, об энергоэффективности не может быть и речи.
Во-вторых, прежде чем сказать, какую пользу приносят предприятиям проведенные энергетические обследования, можно привести статистику:
— фактически среднее устоявшееся напряжение в учреждениях выше нормативного 220В;
— во всех учреждениях зафиксировано кратковременное отклонение напряжения выше предельно допустимого значения — максимально зафиксировано 254В;
— разница напряжений по фазам на некоторых объектах достигает 48В;
— уровень напряжения, скачки напряжения существенно влияют на срок службы люминесцентных ламп: при повышении напряжения на 10% срок службы сокращается на 20-30%.
В последние годы увеличилось количество вновь монтируемого оборудования. При этом монтаж производится без учета пропускной способности электрических сетей и внутренней электропроводки. Вследствие чего проведенные суточные замеры электрической энергии в вводно-распределительных устройствах учреждений свидетельствуют о неравномерной загрузке электрической мощности по фазам.

Вопрос: Правомочен ли инспектор Ростехнадзора требовать проведения профессиональных испытаний электрооборудования, которое находится в рабочем состоянии, но не используется по причине бездействия (приостановки деятельности) производственного подразделения?
Ответ: В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (раздел – Термины, применяемые в ПТЭЭП и их определения) действующая электроустановка – это электроустановка или ее часть, которая находится под напряжением, либо на которую напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов. Следовательно, в том случае, если электрооборудование выведено из работы путем отключения коммутационного аппарата (выключателя нагрузки, рубильника и т.п.), оно считается действующим, должно проходить все испытания в соответствии с требованиями ПТЭЭП, и действия инспектора Ростехнадзора являются правомерными. Для вывода электрооборудования из разряда действующего необходимо произвести его отключение путем снятия ошиновки, отсоединения питающего кабеля.

Рекомендации собственникам: провести ревизию силового электрооборудования, перераспределить нагрузку между фазами, определить оптимальный совокупный режим работы оборудования, увеличить сечение электропроводки до распределительных щитов.
Недавно в результате двух контрольных проверок были выявлены грубейшие нарушения по проведению испытаний и составлению протоколов. В этих двух случаях были составлены протоколы на непостроенные объекты, что послужило основанием проведения проверки деятельности этих электролабораторий Приволжским управлением Ростехнадзора, после чего деятельность этих лабораторий была приостановлена.
В 2007-2008 гг. мы безвозмездно провели испытания и измерения на объектах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по всему региону. По выявленным при испытаниях замечаниям на данных объектах проведены мероприятия по их устранению — заменены автоматические выключатели, силовые кабели электроплит в пищеблоках и электропроводка в помещениях с несоответствующими параметрами сопротивления изоляции. В начале летнего сезона лабораторию привлекают для проверок и испытаний электрооборудования детских оздоровительных лагерей до заезда детей.
Также о необходимости проведения энергоаудита и общей ситуации в данной области рассказал заместитель начальника ГУ «Управление рационального использования ТЭР» Рустам Абдулхаевич Хафизов:
— Проведение энергоаудита регламентировано как старым, так и новым законом об энергосбережении. Предприятия Татарстана проводят энергетические обследования не так активно, так как некоторое время отсутствовал орган государственного контроля в данной области. На сегодняшний день согласно Постановлению Правительства РФ орган, контролирующий проведение энергоаудита, определен – это Ростехнадзор. Используя статью 9.16 КоАП РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору имеет полномочия привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц (штраф до 250 тыс. руб.).
Согласно Федеральному закону №261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении…» определен перечень предприятий и организаций, которым необходимо пройти энергообследование до 31.12.2012 г. – это отрасли промышленности, объекты бюджетной сферы и объекты ЖКХ.
Однако сегодня этот процесс тормозится, в том числе и проблемами развития энергоаудита как вида деятельности. Первая из них – это отсутствие финансовых средств у организаций для проведения мероприятий по энергоаудиту и реализации энергосберегающих мероприятий. Вторая – недостаток квалифицированного персонала в энергоаудиторских организациях.
Энергоаудит в России существует столько же, сколько и энерго­сбережение. Сегодня совершенно изменилась постановка задач, многократно возросла значимость таких работ, изменился рынок техники и технологий. Энергоаудит дает обоснованный ответ на вопросы: каковы резервы и на сколько можно снизить текущее энергопотребление предприятия. Причем не только в энергетическом эквиваленте, но главное — в рублях.

Оставьте комментарий