Проверка соблюдения учетной политики организации

Аудит учетной политики (УП) и бухгалтерского учета представляет собой оценку соответствия совершаемых и отражаемых в учете операций аудируемого лица законодательству и организации бухгалтерского учета и на­гообложения для выполнения им с максимальной эффективностью присущих ему функций.

Под УП понимается выбранная совокупность способов ведения БУ – первичного наблюдения стоимости измерения текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности а также принципов и правил регламентирующих методические и орг-ые основы ведения учета в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени.

УП формируется гл бухгалтером.

Цель – установить соответствие организации б.у. и учетной политики экономического субъекта требованиям действующиего законодат-ва и особенностям деятельности.

Для достижения цели аудиторы выделяют след. направления проверки:

1) проверка организации УП (в соответствии с ПБУ 1/2008);

2) формы б.у.;

3) проверка приказа об УП в целях бухучета и налогового учета;

4) проверка приложений к приказу об УП;

5) проверка внесения изменений в УП

Источники информации:

1) Организационная и юридическая документация:

-приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;

— рабочий план счетов бухгалтерского учета;

— правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

— пояснительная записка, которая раскрывает:

а) избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

б) изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или периодах, следующих за отчетным;

в)дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию

— утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об УП проверяемой организации – способы начисления амортизации, оценка активов, способы распределения затрат и др.;

— должностные инструкции бух-ов

2) Перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности : перечень применяемых унифицированных форм первичных док-ов по участкам учета; перечень разработанных и утвержденных форм первичных док-ов, по которым нет унифицированных форм;

3) Учетные регистры б.у. (Журналы-Ордера, оборотно-сальдовые ведомости, Главная книга, Книга учета хоз-ых операций).

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бух­. службе, должностных инструкций, устных опросов главного бух­галтера и сотрудников службы выясняют ее организац. структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень ква­лификации учетного персонала, проводят анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной инф-ии, использование компьютерных технологий. Аудитор должен проверить укомплектованность бух. аппа­рата, соблюдение штатной дисциплины, правильность распределения обяз-тей, профес. подготовку отдельных работников учета, ор­ганизацию труда и т.д.

На эффективность постановки системы БУ, а также системы управления орг-ей в целом, значительное влияние оказывает организация первичного учета. Поэтому аудитору необходимо проверить, соблюдаются ли в данной организации необходимые требования оформления первичных док-тов, содержатся ли в них обязат.реквизиты. В свя­зи с этим в бух-рии организации должен быть перечень и образцы до­к-тов с указанием порядка их заполнения, а также нормат., инст­руктивные и справочные материалы для работы бухгалтеров.

Аудитор д. установить, насколько обоснованно разработан и чет­ко выполняется график документооборота в данной орг-ии. Это также позволяет ему в какой-то мере оценить систему учета и внутрихоз. контроля. Т.к. график документооборота явл-ся важ­нейшим организационным док-том, обеспечивающим функционирование всей системы БУ.

Аудит учетной политики и организации б.у.

При проведении аудиторский процедур устанавливается:

— издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике. Вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица(гос регистрации);

— утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др.;

— издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику;

— издавался ли приказ об изменении учетной политики.

а также с учетом следующих допущений:

— имущественной обособленности организации; (имущество и обязательство существуют обособленно от имущества обязательств его акционеров и др предприятий.

— последовательности применения УП; из года в год

— временной определенности фактов хозяйственной деятельности. – факты хоз деят. относ. к тому отчет периоду в котором произошли.

При проведении аудиторской проверки необходимо установить:

— наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

— соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

— последовательность применения УП;

— наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

— полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

Необходимо проверить, обеспечивает ли учетная политика выполнение следующих требований к ведению б.у.:

— полнота – без пропусков фактов хоз. деят.

–своевременность – предоставление информ. аппарату управл-я и внешним пользователям тотчас и вовремя;

–осмотрительность – осторожность в суждениях, касающихся предстоящих событий;

-приоритет содержания над формой – соблюдение правовых норм и экономич. целесообразности событий хоз. деят-ти

должно преобладать над формой, регламентированной соответствующими нормативн. док-ми;

–непротиворечивость – данные текущего учета в разрезе отдельных видов имущества и источников его формиров-я всегда должны соответствовать оборотам и остатку, объединяющего их экономически однородного объекта учета на 1 число кажд. месяца.

-рациональность – стоимость получения информации всегда должна быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от исп-я этой информации.

Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторскую проверку УП целесообразно разделить на два этапа:

  1. На первом этапе оценивается СВК (Система внутреннего контроля) по организации учетной политики. Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. На первом этапе аудитор определяет СВК и порядок документооборота в организации. Общая оценка СВК проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

  2. На втором этапе проводится анализ УП организации для целей бухгалтерского и налогового учета. На втором этапе проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Дополнительно : СВК – специальные процедуры, введенные руководством (собственником, директором, глав. бухом) для недопущения или оперативного выявления и устранения как случайных, так и умышленных искажений в учете и отчетности; обеспечения сохранности имущества организации.

Последовательность работ при проведении аудита учетной политики можно разделить на три этапа — ознакомительный, основной и заключительный.

Целью аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия является знакомство с системой бухгалтерского учета, включающей в себя изучение, анализ и оценку сведений об учетной политике и основных принципах ведения и организации бухгалтерского учета и документооборота.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи по изучению, анализу и оценке следующих сторон хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:

  • а) учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;
  • б) организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;
  • в) распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности;
  • г) организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
  • д) порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;
  • е) порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
  • ж) роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности;
  • з) критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;
  • и) средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта.

Аудиторская организация в ходе аудиторской проверки обязана проверить соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта

действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи отмеченных нарушений.

Следует иметь в виду, что система бухгалтерского учета экономического субъекта может считаться эффективной, если в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:

  • а) операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;
  • б) операции в учете зафиксированы в правильных суммах;
  • в) операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;
  • г) зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;
  • д) ограничена возможность появления злоупотреблений.

В ходе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с внутренними документами проверяемого экономического субъекта, касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, и определить, в какой мере реальное состояние дел соответствует положениям вышеперечисленных документов. В необходимых случаях для такой сверки рекомендуется прослеживать движение отдельных сумм в учете от первичных документов до их вклада в отчетные документы.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации предусматривает четыре уровня регулирования, из которых для экономических субъектов наиболее существенным является четвертый (низший) уровень, который включает в себя учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности). Проверка соблюдения учетной политики должна предшествовать всем остальным этапам аудиторской проверки.

Прежде всего следует выяснить, имеется ли приказ по учетной политике.

Основные положения учетной политики затрагивают различные аудиторские документы, в первую очередь правила (стандарты) аудиторской деятельности, в которых имеются прямые ссылки на учетную политику. Такие ссылки имеются в более 10 действующих правил (стандартов). Например: «Планирование аудита», «Аналитические процедуры», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта». Задача аудитора – проанализировать и оценить элементы учетной политики и отразить это в аналитической части заключения.

Учетная политика содержит следующие основные элементы: методические, технические и организационные.

К методическим элементам относятся:

  • • способы амортизации основных средств, нематериальных активов, спецодежды и специнвентаря;
  • • порядок отнесения объектов, ранее числившихся в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в состав основных средств и материалов;
  • • оценка производственных запасов (по фактической себестоимости);
  • • оценка готовой продукции (по фактической себестоимости, нормативной себестоимости, плановой и производственной себестоимости, по прямым статьям затрат);
  • • оценка незавершенного производства (по фактической производственной себестоимости, по нормативной (плановой) себестоимости, по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, по фактически произведенным затратам);
  • • списание расходов будущих периодов в течение периода, к которому они относятся (равномерно, пропорционально объему производства);
  • • создание резервов предстоящих расходов и платежей;
  • • группировка и списание затрат на производство (по статьям калькуляции, видам продукции, базам распределения накладных (косвенных) расходов);
  • • признание прибыли от реализации;
  • • создание резервов по сомнительным долгам фондов специального назначения.

К техническим элементам относятся:

  • • рабочий план счетов;
  • • форма бухгалтерского учета;
  • • учет ремонта основных средств (с созданием ремонтного фонда или без);
  • • аналитический учет движения товарно-материальных ценностей (с применением оперативно-бухгалтерского и карточно-документационного методов);
  • • списание материалов (по себестоимости единицы запасов, средней себестоимости, способом ФИФО);
  • • учет выпуска готовой продукции (с использованием счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» или без него);
  • • учет затрат на производство и калькулирование себестоимости (нормативный, позаказный, попередельный, понедельный);
  • • распределение косвенных расходов;
  • • сводный учет затрат на производство (по изделиям, группам изделий, заказам, попроцессный);
  • • порядок проведения инвентаризации.

К организационным элементам относятся: организационная форма бухгалтерской службы; выделение подразделений на отдельный баланс; внутрипроизводственный контроль.

По результатам аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия аудитор составляет аудиторское свидетельство как раздел аудиторского заключения. В нем излагаются результаты знакомства с системой бухгалтерского учета, оценка учетной политики, принципов ведения и организации бухгалтерского учета и документооборота. Аудитор представляет организационную структуру подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности, распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности.

Аудитор должен изложить порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных, порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета, определить критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок, средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

Оставьте комментарий