Проверки росфиннадзора

Учреждениям довольно часто приходится сталкиваться с проверками различных инстанций. В этой статье поговорим о том, как подготовиться к приходу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. С.И. Зубакин
Сведения о предстоящей проверке вы можете получить, ознакомившись с Планом деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на соответствующий год, размещенном на сайте службы.
План содержит перечень проверок с указанием министерств, агентств, служб и других организаций, подлежащих проверке. Если ваше ведомство попадает под проверку, вы вправе обратиться в территориальное управление Росфиннадзора, расположенное в вашем субъекте Российской Федерации, и получить более точные сведения: предусмотрена ли проверка вашей организации их планом.
Необходимо иметь в виду, что территориальные управления Росфиннадзора могут проводить и внеплановые проверки по обращениям правоохранительных органов, постоянных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратов.
Как подготовиться
Целью проведения ревизии является определение правомерности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
О начале проверки, как правило, становится известно за несколько дней. При подготовке к контрольному мероприятию сотрудники Росфиннадзора заранее обращаются в подконтрольную организацию и уточняют некоторые вопросы, в том числе и вопросы готовности к проверке (будут ли на месте в период проверки руководители организации, финансисты и бухгалтеры и т. д.).
Обратите внимание на один немаловажный момент: в первый день проверки руководитель ревизионной группы обязан предоставить руководителю учреждения (п. 16 «Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой Финансово-Бюджетного надзора», утвержденной приказом Минфина России от 2 мая 2007 г. № 39н, далее — Инструкция) удостоверение на проведение проверки. В нем указывают: наименование органа, назначившего проверку, наименование проверяемой организации, проверяемый период, тему и срок проверки, состав ревизионной группы.
Наведите порядок в документации, завершите необходимые учетные операции, просмотрите документы и операции за предыдущие периоды и еще раз убедитесь, что все сделано правильно.
Ознакомьтесь с программой контрольного мероприятия. В ней должен содержатся перечень основных вопросов проверки. Обязательно позаботьтесь о предстоящем размещении ревизоров, продумайте систему взаимодействия, в том числе определите должностных лиц организации, которые будут работать с ними по отдельным направлениям деятельности.
Что проверяют
Будьте готовы к тому, что инспекторы проверят:

  • соответствие деятельности учредительным документам;
  • расчеты сметных назначений;
  • исполнение смет доходов и расходов;
  • использование средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;
  • использование средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);
  • исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также контроля за их исполнением;
  • соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации;
  • использование средств государственных внебюджетных фондов;
  • поступление и расходование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • использование федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверность бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

В ходе проверки ревизионная группа вправе проводить (как сплошным, так и выборочным способом) контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций.
При документальной проверке изучаются учредительные, регистрационные, плановые, финансовые, бухгалтерские и другие отчетные документы. Исследуется полнота, свое­временность и правильность отражения финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности. При фактической проверке ревизионная группа проводит осмотр, инвентаризацию, экспертизу, контрольные замеры, также применяются и другие контрольные приемы.
Необходимо иметь в виду, что проверка сплошным способом всех расчетных операций и операций с денежными средствами и ценными бумагами за проверяемый период осуществляется только при проведении ревизии.
При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности или отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, а также при проведении различных тематических проверок требование проведения контрольных действий сплошным способом применяется только к тем операциям, которые относятся к вопросам, указанным в программе проверки (п. 21 Инструкции).
Решение о том, какой способ целесообразнее выбрать для проведения контрольных действий по каждому вопросу программы проверки, принимает руководитель ревизионной группы.
Выбор того или иного способа зависит от содержания вопроса, объема финансовых и хозяйственных операций, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации, срока ревизии (проверки) и иных обстоятельств.
Необходимо обеспечить своевременное представление ревизорам подлинников документов и (или) их копий. Задержки в представлении документов должны быть обоснованными. При этом работа с ревизорами должна вестись таким образом, чтобы передача им документов не мешала основной деятельности организации и обеспечивала сохранность документов.
Помимо всего прочего в ходе проверки в случае необходимости может проводиться и встречная проверка. Ее назначает руководитель территориального органа Росфиннадзора или руководитель Росфиннадзора. В письменном виде по результатам проверки составляется акт. Он прилагается к основному акту проверки.
Как правило, встречные проверки проводятся по отношению к коммерческим организациям. В связи с этим встречная проверка должна строго соответствовать установленным требованиям и проводиться только в рамках сличения записей, документов и данных, имеющихся в одной организации с соответствующими записями, документами и данными, имеющимися в другой организации.
Имейте в виду, что проверка может быть приостановлена в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки (отсутствие упорядоченной системы комплектования (подшивки) документов, их доступности и т. д.). В любом случае в период приостановки проверки порядок в учете и документах должен быть наведен в соответствии с предписанием Росфиннадзора, после этого контрольные действия будут возобновлены (п. 21 Инструкции).
Результаты ревизии
В ходе проверки ревизионная группа может составлять справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам проверки, которые впоследствии прилагаются к акту проверки.
Также в определенных случаях (если выявленное нарушение может быть скрыто или необходимо принять меры по его устранению) возможно составление промежуточного акта.
Обычно акт ревизии (проверки) составляют в двух экземплярах (один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для Росфиннадзора). Иногда в трех: один экземпляр передается органу, по мотивированному обращению, требованию или поручению которого проведена ревизия (проверка). Каждый экземпляр акта ревизии (проверки) подписывает руководитель ревизионной группы и руководитель учреждения. Их подписи также должны быть и на акте встречной проверки.
Остановимся более подробно на том, как правильно должны быть оформлены документы.
Акт ревизии (проверки) содержит вводную, описательную и заключительную части. Вводная часть включает:

  • тему ревизии (проверки);
  • дату и место составления акта ревизии (проверки);
  • номер и дату удостоверения на проведение ревизии (проверки);
  • основание назначения ревизии (проверки), в том числе указание на плановый характер либо на проведение по обращению, требованию или поручению соответствующего органа;
  • фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников ревизионной группы;
  • проверяемый период;
  • срок проведения ревизии (проверки);
  • сведения о проверенной организации:
  • полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), ОГРН, код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (при наличии);
  • ведомственную принадлежность и наименование вышестоящего органа с указанием адреса и телефона такого органа (при наличии);
  • сведения об учредителях (участниках) (при наличии);
  • имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
  • перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевые счета (включая счета, закрытые на момент ревизии, но действовавшие в проверяемом периоде), в органах федерального казначейства;
  • фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
  • кем и когда проводилась предыдущая ревизия (проверка), а также сведения об устранении выявленных нарушений;
  • иные данные, необходимые, по мнению руководителя ревизионной группы, для полной характеристики проверенной организации.

Изложение сути проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу пункта программы проверки отражают в описательной части до­кумента.
Заключительная часть служит для обобщения информации о результатах проверки и выявленных нарушениях, сгруппированных по видам. При выявлении нецелевого использования бюджетных средств суммы указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Акт встречной проверки состоит только из вводной и описательной частей.
В акты проверок и ревизий не могут включаться предположения. Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте проверки, должны подтверждаться документами (их копиями), результатами контрольных действий, в том числе встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами.
Необходимо иметь в виду, что суммы по нарушениям, определенные посредством расчетов, должны подтверждаться этими расчетами, прилагаемыми к акту проверки. Не допускается морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.
Для ознакомления с составленными актами руководителю учреждения отводится 5 рабочих дней (п. 45 Постановления). В течение этого времени он имеет право составить возражения в письменном виде и представить их руководителю ревизионной группы вместе с подписанным экземпляром акта. Он должен сделать об этом отметку перед своей подписью в акте проверки.
Необходимо отметить, что форма письменных возражений не определена, но из этого не следует, что вместо возражений можно передавать руководителю ревизионной группы различного рода пояснения, разногласия и т. д.
Это относится также и к сути возражений: текст должен содержать только аргументированные возражения. В связи с этим к возражениям могут прилагаться копии документов.
В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт проверки руководителем ревизионной группы в конце акта делается запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта. При этом акт проверки в тот же день направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенной организации.
Документ, подтверждающий факт направления акта проверки проверенной организации, приобщается к материалам проверки (п. 49 Инструкции).
Внимание
Срок проведения контрольного мероприятия, установленный исходя из темы проверки, объема контрольных действий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения, может быть продлен до 30 дней, но в любом случае продолжительность проверки не должна превышать 45 дней. Началом проверки считается день предъявления руководителем ревизионной группы удостоверения (п. 8 Инструкции).
Датой окончания проверки считается день подписания акта проверки руководителем организации. В случае его отказа подписать или получить акт проверки датой окончания проверки считается день направления в проверенную организацию акта проверки в порядке, установленном пунктом 49 Инструкции.
При наличии возражений проверенной организации по акту проверки датой окончания проверки считается день утверждения лицом, назначившим проверку, заключения на возражения проверенной организации по акту проверки. Автор — начальник Управления финансового контроля и надзора в отраслях экономики, государственных органах и внебюджетных фондах.

главная
структура
руководители
публичная декларация цели и задач
планы и показатели
отчёты об исполнении планов
информация о координационных и совещательных органах, образованных Министерством
проверки в Министерстве
НПА
Контакты
• 23.07.2019 • Проверка УФК по Ульяновской области
за 2018г.

Информация о результатах проверки выполнения субъекта Российской Федерации обязательств по соглашению о мерах по социально – экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации УФК по Ульяновской области в Министерстве финансов Ульяновской области



&nbsp20190723.rar,&nbsp13 Кб — cкачать файл
• 24.07.2018 • Проверка УФК по Ульяновской области
за 2017г.
Информация о результатах проверки выполнения условий соглашений, заключенных между Министерством финансов РФ и органом исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта РФ в целях погашения долговых обязательств субъекта РФ в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта РФ и кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций в 2017г., в Министерстве финансов Ульяновской области
&nbsp20180724.rar,&nbsp27 Кб — cкачать файл
• 29.03.2018 • Проверка УФК по Ульяновской области
за 2017г.
Информация о результатах проверки использования средств из федерального бюджета на предоставление бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта РФ в целях погашения долговых обязательств субъекта РФ в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта РФ и кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций в 2017г., в Министерстве финансов Ульяновской области
&nbsp20180329.rar,&nbsp13 Кб — cкачать файл
• 05.09.2016 • Проверка УФК по Ульяновской области за 2015г.
Информация о результатах проверки использования средств субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам РФ на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 №861, в рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» в 2015г. в Министерстве финансов Ульяновской области
&nbsp20160905.rar,&nbsp13 Кб — cкачать файл
• 30.10.2015 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
В период с 21 сентября по 02 октября 2015 года Территориальным управлением Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Ульяновской области проведена плановая «выездная проверка осуществления органом государственного финансового контроля Ульяновской области соблюдения законодательства о контрактной системе за 2014 – 2015 годы».Проведённой проверкой нарушений не установлено.
• 07.09.2015 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
В период с 26 мая по 24 июля 2015 года Росфиннадзором проведена проверка правомерности соблюдения бюджетного законодательства при исполнении в 2014 году консолидированных бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации в части использования предоставленных из федерального бюджета субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и подведомственных им получателей бюджетных средств
&nbsp20150907.rar,&nbsp14 Кб — cкачать файл
• 11.04.2015 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
В период с 16 марта по 06 апреля 2015 года Росфиннадзором проведена проверка правомерности использования в 2014 году средств субвенций из федерального бюджета, предоставленных на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 №861, в органах исполнительной власти субъектов РФ,муниципальных образований и подведомственных им получателей бюджетных средств за 2014 год
&nbsp20150411.rar,&nbsp14 Кб — cкачать файл
• 10.04.2015 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
В период с 16 марта по 06 апреля 2015 года Росфиннадзором проведена проверка правомерности использования субвенций из федерального бюджета, предоставленных на реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240, в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия РФ и региональных отделениях Фонда социального страхования РФ за 2014 год
&nbsp20150410.rar,&nbsp14 Кб — cкачать файл
• 03.03.2015 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
В период с 14 января по 09 февраля 2015 года и с 24 февраля по 25 февраля 2015 года Росфиннадзором проведена проверка правомерности использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов РФ на реализацию подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2014 годы» в части модернизации региональных систем дошкольного образования, в Министерстве образования и науки РФ,органах исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, учреждениях и организациях, в которых реализуются данные мероприятия за 2014 год
&nbsp20150303.rar,&nbsp14 Кб — cкачать файл
• 17.02.2015 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
В период с 14 января по 06 февраля 2015 года Росфиннадзором проведена правомерности использования субсидии из федерального бюджета, предоставленной бюджетам субъектов РФ на реализацию государственной программы «Доступная среда» в части проведения мероприятий по формированию в субъектах РФ сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №297 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», в Министерстве образования и науки РФ, уполномоченных органах исполнительной власти субъектов РФ и организациях, в которых реализуются данные мероприятия
&nbsp20150217.rar,&nbsp14 Кб — cкачать файл
• 24.10.2014 • Проверка Счётной палаты Ульяновской области
Информация о результатах проверки законности и результативности использования средств областного бюджета Ульяновской области, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, за 2013 год и период январь-июнь 2014 года, проведённой Счётной палатой Ульяновской области в Министерстве финансов Ульяновской области
&nbsp20141024.rar,&nbsp14 Кб — cкачать файл
• 03.09.2014 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
В период с 21 августа по 27 августа 2014 года Росфиннадзором проведена проверка целевого использования средств федерального бюджета, в том числе субсидий на реализацию Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением города Москвы), муниципальных образований, подведомственными им и иными организациями при предоставлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилого фонда в Министерстве финансов Ульяновской области за 2013 год
С результатами проверки можно ознакомиться, скачав прикрепленый файл.
&nbsp20140903.rar,&nbsp19 Кб — cкачать файл
• 06.08.2014 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
Информация о результатах проверки целевого использования средств федерального бюджета, в том числе субсидий, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также путёвок на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту лечения и обратно, в уполномоченных органах субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации,за 2012-2013гг.,проведённой Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области в Министерстве финансов Ульяновской области
&nbsp20140806.rar,&nbsp14 Кб — cкачать файл
• 30.05.2014 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
Информация о результатах проверки целевого использования средств федерального бюджета, в том числе субвенций, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, за 2012-2013 гг., проведённой Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области в Министерстве финансов Ульяновской области
&nbsp20140530.zip,&nbsp16 Кб — cкачать файл
• 29.04.2014 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
Информация о результатах проверки, проведённой Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области в Министерстве финансов Ульяновской области, в части:
– целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на модернизацию региональных систем общего образования в субъектах Российской Федерации и в учреждениях, в которых реализуется данное мероприятие, за 2012-2013 гг.;
– целевого использования средств федерального бюджета, в том числе субвенций, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, за 2012-2013 гг.
&nbsp20140429.zip,&nbsp155 Кб — cкачать файл
• 27.08.2013 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
Информация о результатах проверки, проведённой Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области в Министерстве финансов Ульяновской области, в части:
– правомерности и эффективности использования средств, источником которых является субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, за 2012 год;
– правомерности и эффективности использования средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, за 2012 год;
– целевого расходования средств, выделенных из резервного фонда Президента Российской Федерации, за 2012 год
&nbsp20130828.rar,&nbsp41 Кб — cкачать файл
• 26.11.2012 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
Информация о результатах проверки использования бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, проведённой Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области в Министерстве финансов Ульяновской области.
Просмотреть
&nbsp20121126.zip,&nbsp14 Кб — cкачать файл
• 17.08.2012 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
Информация о результатах проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по подпрограмме «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства», проведённой Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области в Министерстве финансов Ульяновской области
&nbsp20120817-2.zip,&nbsp15 Кб — cкачать файл
• 17.08.2012 • Проверка ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области
Информация о результатах проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий», проведённой Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области в Министерстве финансов Ульяновской области.
&nbsp20120817-1.zip,&nbsp14 Кб — cкачать файл
главная

Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

РЕВИЗИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Н. А. ГОРЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

Е. Ю. ДЬЯЧЕНКО, ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I

Реформирование бюджетного процесса затронуло многие области деятельности и сферы управления государственного сектора. Исключением не стал и финансовый контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств .

Как известно, финансовым контролем является проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Если с этой позиции рассматривать государственный финансовый контроль, то различные авторы трактуют его как финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и граждан .

С позиции бюджетного права государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации.

В отечественной практике существуют такие виды финансового контроля, как:

— внешний и внутренний;

— предварительный и последующий.

Внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства.

Предварительный контроль проводится в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется в целях установления законности их исполнения,

достоверности учета и отчетности по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Методами осуществления финансового контроля являются;

— проверка;

— ревизия;

— обследование;

— санкционирование операций.

Из представленного спектра методов ревизия является основным контролирующим инструментом и представляет наибольший интерес, в связи с чем остановимся на рассмотрении понятийного аппарата и порядка ее проведения.

Под ревизией понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В соответствии с административным регламентом цель ревизии заключается в определении правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности .

Проведение ревизионной проверки включает в себя комплекс задач, которые сводятся к изучению контрольных действий по элементам:

— соответствие деятельности учреждения учредительным документам;

— обоснование (расчеты) плановых сметных показателей;

— исполнение бюджетных смет;

— использование средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров (работ, услуг) для государственных нужд;

— использование средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);

— использование средств государственных внебюджетных фондов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— поступление и расходование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

— обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

— использование федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

— ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

— устранение нарушений, выявленных предыдущей ревизией и т. д.

Государственная функция по проведению ревизии возложена на Росфиннадзор. Такие проверки, как правило, осуществляются в соответствии с планом, в котором указывается обязательный для исполнения перечень ревизий с указанием проверяемых учреждений (объектов контроля), сроков проведения и ответственных исполнителей . Внеплановые проверки также имеют место в случае обращений правоохранительных органов, постоянных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратов.

Как показывает практика, о проведении ревизионной проверки Росфиннадзор сообщает подконтрольному учреждению за несколько дней, тем самым уточняя некоторые организационные моменты.

При проведении проверки руководитель ревизионной группы обязан:

— предъявить руководителю учреждения удостоверение на проведение ревизии;

— ознакомить его с программой проверки;

— представить участников ревизионной группы;

— решить организационно-технические вопросы проведения ревизии.

В случае работы с документами, содержащими сведения о государственной тайне, участники ревизионной группы, которым поручено проведение контрольных действий по соответствующим вопросам программы ревизии, предъявляют следующие документы:

— документы, удостоверяющие их личность;

— справки о допуске;

— предписания на выполнение соответствующих заданий.

В соответствии с темой ревизии и ее программой руководитель ревизионной группы определяет

объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных учреждением в конкретный период. Контрольные действия направлены на документальное изучение финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов проверяемого экономического субъекта, а также проведение анализа и оценки полученной информации .

Основными методами контрольных действий по фактическому изучению являются:

— осмотр;

— инвентаризация;

— наблюдение;

— пересчет;

— экспертиза;

— контрольные замеры и т. п.

Состояние системы внутреннего контроля в проверяемом учреждении определяется наличием и состоянием текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг.

Проведение ревизионной поверки может осуществляться сплошным и выборочным методами. Сплошной способ применяется для всех операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также для расчетных операций за проверяемый период при проведении ревизии. Кроме этого, такой способ применим к тем операциям, которые имеют отношение к моментам, представленным в программе проверки. Право принятия решения о целесообразности применения тех или иных действий остается за руководителем ревизионной группы.

Со стороны поверяемого экономического субъекта должны быть соблюдены действия, обеспечивающие своевременное и объективное проведение проверки. В свою очередь, ревизоры не должны мешать привычному функционированию подконтрольного учреждения и обязаны обеспечить сохранность проверяемых документов.

При осуществлении ревизии нередко проводятся встречные проверки по отношению к коммерческим организациям. Такой контроль устанавливает руководитель Росфиннадзора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Встречная проверка должна строго соответствовать установленным требованиям и проводиться только в рамках сличения записей, документов и

данных, имеющихся в одной организации, с соответствующими записями, документами и данными, имеющимися в другой организации.

В случаях неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в учреждении либо в случаях, установленных законодательством, ревизия может быть приостановлена.

Согласно действующей практике наиболее распространенными ошибками, выявленными в ходе проверок, являются следующие:

— ошибки при оформлении кассовых операций (неиспользование счета 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», отсутствие кассовой книги на бумажном носителе);

— ошибки при расчетах с подотчетными лицами (выдача денег под отчет при ситуации неполного расчета по предыдущему авансу, отсутствие положения о выдаче наличных денег под отчет, непредоставление подотчетному лицу расписки о приеме авансового отчета, скрытое кредитование работников через предоставление подотчетных сумм и др.).

Даные нарушения свидетельствуют о том, что работники бухгалтерии учреждения не информированы должным образом о нормах и правилах бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора.

Результаты ревизии отражаются в акте, который состоит из трех частей:

— вводной;

— описательной;

— заключительной.

По усмотрению руководства акт может составляться в двух или трех экземплярах. Каждый экземпляр подписывается руководителем ревизионной группы и руководителем учреждения.

Сроки ознакомления с актами ревизии и встречной проверки устанавливаются по согласованию руководителей ревизионной комиссии и проверяемого экономического субъекта, при этом они не должны превышать пяти рабочих дней с момента вручения документов руководителю учреждения.

Если у последнего возникли возражения по содержанию актов, то об этом делается соответствующая отметка, которая проставляется перед подписью. В этом случае руководству ревизионной группы предоставляется не только подписанный акт, но и письменное возражение, которое рассматривается в течение 30 рабочих дней. По результатам рассмотрения возражения составляется письменное заключение (два экземпляра), утвержденное

руководителем Росфиннадзора. Один экземпляр заключения направляется учреждению, второй экземпляр приобщается к материалам ревизии и встречной проверки.

Согласно ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет .

В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, нарушения сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами уполномоченными должностными лицами Росфиннадзора (территориальных органов) составляются протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном ст. 28.1 — 28.9 КоАП РФ, и рассматриваются дела об административных правонарушениях в порядке, установленном ст. 29.1 -29.13 КоАП РФ.

Не стоит забывать, что ревизия государственного сектора направлена не только на выявление

нецелевого использования бюджетных средств, но и на установление эффективного и экономного их расходования. В этой связи актуальность внедрения аудита эффективности бюджетных расходов в плане развития реформ государственного управления не вызывает сомнений.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 23.07.2013).

2. ИвановаЕ. И., МельникМ. В., ШлейниковВ. И. Аудит эффективности в рыночной экономике: учеб. пособие. М., 2009. 328 с.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. Мельник М.В., Пантелеев А. В., Звездин А. Л. Ревизия и контроль: учебник. М., 2009. 640 с.

5. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности: приказ Минфина России от 04.09.2007 № 75н.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Оставьте комментарий