Прожиточный минимум

Что такое прожиточный минимум

Законодательство РФ говорит, что гражданин страны, достигший пенсионного возраста, имеет право на ежемесячное получение пенсии. При этом не важно, продолжает ли он трудиться или ушел на пенсию. Пенсионный возраст повышается, поэтому люди, которые выходят на пенсию, зачастую просто не могут продолжать трудовую деятельность из-за состояния своего здоровья. Поэтому особенно важно, чтобы пенсии хватало на то, чтобы обеспечить все основные нужды.

В понятие «прожиточный минимум неработающего пенсионера» включены все расходы на обеспечение выживания и удовлетворения базовых потребностей. Вот список статей расходов, которые должен компенсировать минимум:

  • Продукты питания (это – существенная часть минимальной суммы): овощи и фрукты, крупы и картофель, мясо, молоко, яйца и другие продукты. Расходы на питание, достаточное для поддержания нормального функционирования всех систем организма, называется продовольственной корзиной.
  • Непродовольственные товары: одежда и обувь, канцтовары и некоторые другие группы.
  • Расходы на покупку лекарств и прохождение лечения.
  • Расходы на проезд в общественном транспорте.
  • Оплата коммунальных услуг.

Таким образом, прожиточный минимум пенсионера в 2018 году должен обеспечить пусть не шикарный, но приемлемый образ жизни каждому гражданину, получающему пенсию.

Для чего определять размер минимума

Все пособия, пенсии, социальные выплаты, выплачиваемые государством, должны иметь строго определенный и обоснованный размер. Обоснованием размера социальных выплат и является рассчитанная сумма, составляющая прожиточный минимум. Его определением занимается правительство РФ. Оно устанавливает минимальные размеры пенсий или пособий для всей страны.

Однако, поскольку экономическое состояние различных регионов отличается друг от друга (разный размер бюджета, разный уровень цен), местные органы власти (на уровне областей и других субъектов РФ) имеет право вносить коррективы в минимальный размер социальных выплат. Единственное ограничение – нельзя установить, например, на 2018 год размер выплат пенсионерам в регионе ниже федерального прожиточного минимума пенсионера на 2018 год.

Определяют минимальную сумму, необходимую для проживания, для трех категорий граждан раздельно:

  • Для трудоспособных граждан. На основе этого расчета определяют размер пенсий по инвалидности, размер пособий по безработице, пенсии для лиц, уходящих на отдых до достижения пенсионного возраста и т.д.
  • Для детей. Этот показатель берется для расчета размеров пособий сиротам, многодетным семьям, детям, оставшимся без родительского попечения и т.д.
  • Для пенсионеров. В эту категорию относятся все граждане, достигшие пенсионного возраста, не важно, продолжают они трудиться или ушли на заслуженный отдых.

Таким образом, правительство РФ, устанавливая единый прожиточный минимум пенсионера, определяет показатель, ниже которого пенсия не может опускаться.

К примеру, если в стране выставлено минимальное значение в 10 000 рублей, правительство Республики Саха может назначить минимум в 12 345 рублей. Но оно не имеет права снизить размер пенсии до 9 990 рублей. Если же гражданин Сидоров, проживающий в республике, ушел на пенсию и ему положено 11 678 рублей, то недостающие до минимума 667 рублей он будет получать в виде социального пособия.

Также см. “Минимальные пенсии по старости в России“.

Как отличается размер минимума в регионах

Поскольку субъекты федерации обладают правом определять величину минимума самостоятельно, размер минимума может отличаться от региона к региону. Вот несколько примеров:

  • По состоянию на 2018 год в России правительством определено, что ни один пенсионер не должен получать пенсию ниже, чем 8 703 рубля. Эта цифра является базовым ориентиром для регионов.
  • Размер прожиточного минимума пенсионера в Москве выше общероссийского и составляет 11 816 руб. Это связано с особым экономическим положением города и более высокими тарифами на оплату коммунальных услуг.
  • Самые большие минимальные размеры пенсионных выплат установлены для регионов, относящихся к Крайнему Северу и Дальнему Востоку. Так, в Мурманске пенсионер должен получать почти 13 тыс. руб., в Магадане – 15,5 тыс. руб, а в Чукотском АО – и 19 тыс. руб.
  • Невзирая на статус «Северной столицы», прожиточный минимум в Санкт-Петербурге для пенсионеров не отличается от установленного в Ленинградской области и равен общероссийскому значению.

Узнать точный размер прожиточного минимума, установленный для каждого региона, можно на сайте регионального правительства или ПФР в регионе.

Что делать, если пенсия ниже минимума?

Если пенсионер не имеет иных источников дохода, а пенсия его ниже установленного в регионе минимального размера, он может обратиться за получением социальной помощи. Для установления размера пособия придется подготовить пакет документов, которые будут подтверждать размер получаемой пенсии, проживание пенсионера на территории региона на постоянной основе (прописка или временная регистрация) и отсутствие иных источников дохода.

В зависимости от того, меньше пенсия ли общефедеральной или установленной в регионе, может быть назначена субсидия на федеральном или местном уровне. Ее размер определяется на основании закона № 178-ФЗ.

Также см. “Куда обращаться за социальной доплатой к пенсии“.

Откладывать обращение не стоит, так как начисление пособий производится только со следующего месяца после обращения. За месяцы, предшествующие подаче заявления пособие начисляться не будет. Поскольку происходит ежегодный перерасчет размеров минимума, через год придется обращаться за начислением субсидии повторно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что входит в разные ПК (потребительские корзины)

На 2018 региональные власти определили несколько видов, соответствующих социальным категориям минимальных ПК, закрепили их на законодательном уровне и передали данные в центр. Порядок формирования потребительской корзины на 2018 определяется соответствующими региональными постановлениями. В некоторых регионах состав ПК и цена на месяц принимаются согласно закрепленному постановлению. Есть и субъекты федерации, где такой законодательный документ принимается ежегодно.

Ранее такая сумма устанавливалась на основании методических указаний соответствующего министерства, но в 2012 году был принят Федеральный Закон № 227, упорядочивший и четко определивший составляющие потребительской корзины, на основании научных разработок и рекомендаций и статистических данных, полученных российскими статистическими центрами и бюро исследований.

Потребительская корзина

Состав потребительской корзины определен законодательно, и список входящих в него необходимых продуктов и промышленных товаров в России определен Федеральным Законом, принятым специально для этой цели. Поскольку в разные годы уровень инфляции менялся, установлено ценовое соотношение, согласно которому затраты на промышленные товары должны составлять не более половины стоимости продуктов, а стоимость оплачиваемых услуг – не превышает 25%.

В 2018 году необходимое процентное соотношение в потребительской корзине не изменилось, но составляет разные цифры, в зависимости от того, для какой категории потребителей определяется ПК. В текущем году состав ПК будет пересмотрен, согласно существующему законодательству и будет несколько видоизменен на основании данных социологических опросов.

В частности, некоторые виды крупяных и мясных изделий заменят свежие овощи и фрукты, потому что проведенные социологические исследования показали, что население стало уделять внимание состоянию своего здоровья и переходу на правильное и рациональное питание. При этом в список необходимых промышленных товаров и услуг коррективы вносятся минимальные.

Необходимость внесения изменений продиктована сроком, прошедшим с момента последних исправлений, внесенных в последний раз в 2013 году. С того момента поменялись не только ценовые составляющие, но и потребности населения в разных категориях продуктов.

Таблица: Состав продуктовой потребительской корзины для взрослого трудоспособного человека

Правительство заявило о качественном обновлении продовольственной части корзины в соответствии с рекомендациями врачей-диетологов. Они составили отдельное мнение по обновлению количественных показателей, потому что справедливо полагали, что количественный состав продуктов, перечисленных в прежнем варианте не соответствует ни потребностям населения, ни нормам здорового питания. Промышленные товары и некоторые виды услуг в потребительской корзине России в 2018 году будут составлять половину ПК, а остальная часть списка отведена на продукты.

Стоимость ПК для детей и пенсионеров на 20-30% меньше, чем цена такого же минимума для взрослого трудоспособного человека, но ее % состав определяется по расходам в таком же соотношении.

Что входит в потребительскую корзину

Социологи и экономисты отметили, что соотношение разных продуктов в новом законодательном формировании выглядит более оптимальным, по сравнению с предыдущими годами, и соответственно ПК, принятой пять лет назад. Но несовершенство привычной системы расчета по-прежнему состоит в том, что заложенные в корзину цены на питание могут существенно повыситься, причем в течение короткого срока, а между тем общая стоимость в течение года остается неизменной. Однако у правительства на этот счет предусмотрены меры социальной защиты.

Они заключаются в выплате дополнительных средств тем гражданам, чей доход не дотягивает до уровня потребительской корзины, определенного федеральным законодательством на текущий год. Региональный прожиточный минимум, превышающий установленный центральными властями норматив, оплачивается ими по месту проживания. В тех субъектах федерации, где местные власти определили ПК ниже, чем это установлено центром, доплата производится из общего бюджета страны.

Потребительская корзина россиянина

Как рассчитывается продуктовая корзина для разных категорий населения

Расчет, который производится законодательно установленными инстанциями, осуществляется по общим правилам, но с учетом местных условий. В потребительскую корзину включают минимальное количество обусловленных новым постановлением продуктов питания, стоимости промышленных товаров и услуг.

Региональные власти ориентируются на цены региона и особенности условий проживания (климат, стоимость услуг, потребности в предметах одежды и т. д.). Однако это не очень сложная процедура на последнем этапе, когда установлена потребительская корзина в целом по России. Если взять за основу установленную цифру, то половина ее делится на 12 месяцев и получается ежемесячная продуктовая корзина для одного гражданина РФ.

Ее стоимость, в реальном соотношении, несколько выросла, что потребует от федеральных властей определенных мер. Но они окажут необходимый эффект при условии, что цены на продукты не будут существенно повышаться из-за существующего уровня инфляции.

Продукты потребительской корзины

Нынешняя система расчетов учитывает затраты, произведенные гражданами не в зависимости от приобретаемого количества, а в % соотношении. Положительным моментом является учет существующих расценок в каждом регионе. Это позволяет определиться с ценовым развалом по месту проживания. У каждого региона есть свой индекс стоимости, который рассчитывается на основании статистических данных, полученных местными властями.

Отсюда и разночтения с общефедеральной суммой. В составлении новых указаний для производства расчетов потреб. корзины, будет учтено мнение экспертов, уверенных, что необходимость подсчетов должна определяться не только индексом цен, но и реальным количеством потребляемого и приобретаемого гражданами.

Внесения изменений в соответствующие законодательные постановления вселяют определенный оптимизм при условии, что будет соотнесена реальная стоимость продуктов, входящих в состав продовольственного набора и минимальный прожиточный минимум разных категорий граждан.

Из чего состоит данный показатель

В ст. 4 ФЗ- 134 установлено, что величина прожиточного минимума ежеквартально определяется в целом по стране, путем расчета потребительской корзины по данным Росстата РФ.

Статистики в свою очередь, используют данные о ценах на питание, непродовольственные товары, стоимости услуг и платежей.

Согласно ФЗ 134 корзина представляет собой:

  • необходимый перечень продуктов;
  • ряд товаров и услуг, минимально требующийся для жизнедеятельности.

Состав (структура) потребительской корзины пересматривается один раз в 5 лет. Ее разработкой занимаются как федеральные органы, так и комиссии в отдельных регионах.

Кроме ФЗ -227, состав и размер стоимости корзины определяется согласно Постановлению Правительства РФ № 56, принятому 29.01.2013г. Приложение № 1 Постановления содержит перечни продуктов питания, которые включены в прожиточный минимум отдельно для трех категорий:

  • трудоспособного населения;
  • детей;
  • пенсионеров.

Структура продуктовой корзины состоит из:

  • Хлебопродуктов (включая крупы, макароны и т.д.). Так, для трудоспособного человека количество потребления товаров этой группы установлено в 126,5 кг;
  • Картофеля;
  • Овощей, в том числе свежих и консервированных;
  • Фруктов (причем количество их по категориям населения сильно разнится: для детей – 118, 1 кг, работающего человека – 60 кг, пенсионеров – 45 кг в год).
  • Сахар, включая кондитерские изделия;
  • Мясопродукты;
  • Рыба;
  • Молочные продукты и молоко;
  • Яйца;
  • Растительное масло, другие жиры;
  • Прочие товары, такие как соль, чай, специи.

В состав потребительской корзины входят непродовольственные товары и сервисы. Интересно, что до 2013 года постановления Минтруда и Госкомстата достаточно детально регулировали состав таких сервисов (в частности, учитывались бытовые промышленные товары, одежда, проезд на городском транспорте).

Сейчас, согласно Постановлению Минтруда №6 в составляющую минимума для проживания входят:

  • определенный объем и перечень продуктов;
  • непродовольственные товары в размере около 50% от стоимости продуктовой составляющей ПМ;
  • минимальные услуги, также в размере около половины затрат на продукты.

Таким образом, в прожиточный минимум входят три основные составляющие, а их стоимостное выражение примерно равно двукратному размеру продуктовой корзины.

О субсидиях на оплату коммунальных услуг читайте здесь.
Порядок получения имущественного налогового вычета рассмотрен в данной статье.
Правила получения государственной помощи на покупку квартиры изложены в этом материале.

Особенности для регионов

Законодательно установлено, что прожиточный минимум определяется как в целом по стране, так и по каждому субъекту (региону) РФ в разрезе трех групп населения: находящихся в трудоспособном возрасте, пенсионеров и детей.

Согласно ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», он рассчитывается каждый квартал на основе стоимости потребительской корзины и данных органов статистики о ценах на продукты, товары, а также на услуги как в целом по стране, так и в регионах. Таким образом, хотя стоимость продовольственных товаров по стране не слишком различается, но с учетом географического положения регионов существенно разнятся услуги на квартплату и коммуналку, суммы прожиточного минимума по регионам не совпадают с общероссийским уровнем ПМ.

Размер прожиточного минимума по стране в целом устанавливается Постановлением Правительства РФ (по итогам истекшего квартала), а в регионах — местными органами исполнительной власти. Так, на 1 января 2018 года федеральный ПМ установлен на уровне 11 160 руб. для работающих граждан, для детей —10 181 руб., для пенсионеров — 8496 руб.

Прожиточный минимум с 1 мая 2018 года в России – общие показатели

Непосредственно прожиточный минимум в 2018 году в России закреплен с 1 января и составляет 10326 рублей на душу населения в целом по РФ. При этом следует помнить, что соответствующие принципы расчета данного показателя устанавливаются по итогам предыдущего квартала и до 1 мая 2018 года регулируются положениями Постановления Правительства РФ №1490 от 08.12.2017.

Непосредственно с 1 мая 2018 года в России прожиточный минимум изменяться пока что не будет, так как для анализа экономических показателей и потребительской корзины первого квартала этого года потребуется время. Однако начиная с первого дня мая произойдет другое значимое изменение – с данного момента МРОТ в 2018 году будет приравнен к прожиточному минимуму и впоследствии будет изменяться в зависимости от данного показателя.

В целом же по стране показатели прожиточного минимума являются следующими:

  • Прожиточный минимум для ребенка в начале 2018 года составляет 10181 рубль.
  • Прожиточный минимум для пенсионера в начале 2018 года установлен на уровне 8726 рублей.
  • Для взрослого трудоспособного человека прожиточный минимум составляет 11160 рублей.

Прожиточный минимум для пенсионеров устанавливается положениями отдельного нормативного акта, которым в случае с 2018 годом является ФЗ №178 от 17.07.1999.

Прожиточный минимум на 2018 год по регионам – таблица

Так как в различных регионах РФ показатели прожиточного минимума могут серьезно отличаться друг от друга, лучше всего разобраться в данном вопросе касательно отдельного субъекта РФ может помочь таблица на 2018 год по регионам. Выглядит она следующим образом:

Регион Год На душу
населения
Для
трудоспособного населения
Для
пенсионеров
Для
детей
Адыгея 2018 8975 9590 9343 7365
Республика

Алтай

2018 10025 10491 8349 10107
Амурская

область

2018 11099 11795 9313 11463
Архангельская

область

2018 11932 13011 9965 11766
Астраханская

область

2018 9518 10009 7657 10325
Республика

Башкортостан

2018 8611 9187 7061 3433
Белгородская

область

2018 3371 9302 6953 8233
Брянская

область

2018 9732 10428 8365 9619
Республика

Бурятия

2018 10036 13439 7957 10537
Владимирская

область

2018 9739 10594 3177 9731
Волгоградская

область

2018 9319 9665 7313 9219
Вологодская

область

2018 10718 11578 3842 10520
Воронежская

область

2018 8563 9271 7165 3424
Еврейская

автономная

область

2018 12422.38 13122 9933.62 13067.19
Республика

Дагестан

2018 9463 9121 7442 9645
Забайкальский

край

2018 10782.97 11254.32 8552.36 11205.34
Ивановская

область

2018 10145 10993 3459 10143
Республика Ингушетия 2018 8975 9274 7038 9145
Иркутская

область

2018 10226 10358 3240 10338
Кабардино-

Балкарская

Республика

2018 10570 10999 8538 11593
Калинин градская область 2018 10920 11710 8960 10526
Республика

Калмыкия

2018 8765 9179 7039 3837
Калужская

область

2018 1С028 10306 3423 9941
Камчатский край 2018 19378 20275 15345 20342
Карачаево-Черкесская Республика 2018 9052 9534 7329 9296
Кемеровская

область

2018 9561 10132 7681 9995
Кировская

область

2018 9627 10286 7849 9859
Республика Коми 2018 12539 13420 10235 12614
Краснодарский

край

2018 10143 10964 8377 9773
Республика

Крым

2018 9803 10481 8035 10423
Курганская

область

2018 9699 10371 8035 10127
Курская область 2018 8878 9549 7363 8847
Ленинградская

область

2018 9533 10147 8319 9356
Липецкая

область

2018 8699 9356 7275 8885
Магаданская

область

2018 17963 18852 14131 18985
Республика Марий Эл 2018 9366 9989 7656 9673
Республика

Мордовия

2018 8280 8898 6805 8562
Москва 2018 16160 18453 11420 13938
Московская

область

2018 11865 13146 8918 11522
Мурманская

область

2018 14483 15097 12073 14861
Ненецкий АО 2018 21049 22117 17151 22135
Нижегородская

область

2018 9370 10065 7715 9717
Новгородская

область

2018 10447 11349 8661 10361
Новосибирская

область

2018 10913 11590 8772 11272
Оренбургская

область

2018 8706 9218 7121 8907
Орловская

область

2018 9554 10251 7923 9553
Пензенская

область

2018 8783 9465 7246 9058
Пермский край 2018 10098 10804 8279 10289
Приморский

край

2018 12397 13054 9916 13458
Псковская

область

2018 10763 11671 8888 10589
Ростовская

область

2018 9784 10407 7909 10264
Рязанская

область

2018 9544 10324 7928 9478
Санкт-Петербург 2018 10791.60 11868.20 8612.20 10403,20
Саратовская

область

2018 8750 9402 7206 9003
Республика Саха (Якутия) 2018 16559 17586 13326 16873
Сахалинская

область

2018 13617 14311 10776 14453
Свердловская

область

2018 10183 10865 8421 10492
г. Севастополь 2018 10284 11020 8432 10803
Республика Северная Осетия (Алания) 2018 9129 9651 7400 9357
Ставропольский край 2018 8604 9144 6968 8884
Тамбовская

область

2018 8738 9485 7323 8692
Республика

Татарстан

2018 8669 9269 7109 8521
Тверская область 2018 10261.84 11050.61 8507.21 10706.39
Томская область 2018 11219 11829 8953 11553
Тульская область 2018 9498 10194 8137 9310
Республика Тыва 2018 9894 10257 7805 10343
Тюменская

область

2018 10900 11487 8711 11140
Удмуртская Республика 2018 9340 9574 7344 9130
Ульяновская

область

2018 9619 10326 7889 9821
Хабаровский

край

2018 12954 13807 10492 13452
Республика

Хакасия

2018 9538 10079 7671 9974
Ханты-

Мансийский АО (Югрэ)

2018 14475 15632 11857 14260
Челябинская

область

2018 9520 10185 7865 9830
Чеченская

Республика

2018 9542 9844 7924 9520
Чувашская

Республика

2018 8779 9303 7134 8916
Чукотский АО 2018 19930 20396 15306 20899
Ямало-Ненецкий

АО

2018 16069 16711 12638 15810
Ярославская

область

2018 9560 10469 7747 9648

С учетом того, что МРОТ теперь приравнивается к прожиточному минимуму, в том числе и в регионах, не всегда данные показатели должны соответствовать друг другу. В частности, отдельные региональные нормативные акты предусматривают, что МРОТ в регионе должен быть выше, чем прожиточный минимум – например, составлять 1,2 его части в некоторых случаях.

Как рассчитывается прожиточный минимум в России и по регионам

Прожиточный минимум является показателем, который должен отражать минимальный объем средств, необходимых гражданам для обеспечения потребностей в жилье, пропитании, обеспечении непродовольственными товарами – одеждой, обувью и другими необходимыми вещами.

Рассчитывается прожиточный минимум исходя из усредненной потребительской корзины, включающей в себя различные продовольственные продукты. Непродовольственная часть прожиточного минимума не рассчитывается исходя из цен на товары или определенного их списка, а приравнивается к половине продуктовой корзины, равно как и затраты на коммунальные услуги. При этом разница в размерах данного показателя в различных регионах РФ обеспечивается именно за счет наличествующей разницы цен в различных субъектах.

Необходимо помнить, что прожиточный минимум не является точным показателем того, что минимально необходимо человеку, поэтому в первую очередь он имеет общее статистическое значение, необходимое для определения минимальных размеров различных выплат и платежей для обеспечения человека.

Использоваться прожиточный минимум может как для определения фактического уровня МРОТ или минимальных размеров пенсии, так и для расчета иных выплат. В частности, применяется этот показатель и с целью определения необходимых алиментов в некоторых ситуациях. Кроме этого, многие иные показатели и нормативы могут также использовать для расчета именно прожиточный минимум и динамику его изменения. Изменяется данный показатель по итогам каждого отдельного квартала, однако не всегда правительство Федерации или субъектов РФ успевает адаптировать под показатели прошедшего периода соответствующие расчеты и постановления.

Если прожиточный минимум берется для расчета максимального размера пенсии, то следует помнить о том, что в данной ситуации принимаются во внимание все виды пенсионного обеспечения. То есть – социальная доплата до уровня прожиточного минимума проводится только тогда, когда размер пенсии с учетом даже материального обеспечения оказывается ниже установленных показателей прожиточного минимума пенсионеров. Также различаются и механизмы компенсации прожиточного минимума – если фактическая пенсия ниже общего по стране уровня, доплата проводится за счет средств федерального бюджета, а если выше – то используются региональные финансы. (9 голос., средний: 4,90 из 5)

Оставьте комментарий