Прямые расходы

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 15 июля 2019 г.

Чтобы определить полную фактическую себестоимость продукции, работ или услуг, необходимо сложить все затраты, связанные с ее изготовлением (выполнением работ или оказанием услуг). В зависимости от способа включения тех или иных затрат в себестоимость выделяют расходы прямые и косвенные.

Прямые затраты – это расходы, которые непосредственно связаны с производством отдельных видов продукции и которые могут быть прямо включены в их себестоимость. Такими затратами, к примеру, могут быть затраты на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих и т.д.

Косвенные затраты – это такие расходы, которые связаны с производством нескольких видов продукции и которые, соответственно, не могут быть прямо включены в себестоимость конкретных видов продукции. Такие расходы подлежат распределению между видами продукции пропорционально выбранной базе. Примерами косвенных расходов являются общецеховые затраты, общехозяйственные расходы и т.д.

Учет прямых затрат на производство

Прямые затраты на производство отражаются преимущественно на счете 20 «Основное производство» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). По дебету этого счета собираются прямые расходы, непосредственно связанные с выпуском продукции, выполнением работ или оказанием услуг с кредита следующих счетов:

  • 02 «Амортизация основных средств»;
  • 10 «Материалы»;
  • 23 «Вспомогательные производства»;
  • 25 «Общепроизводственные расходы»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
  • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

Аналитический учет на счете 20 ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции, что позволяет на данном счете исчислять себестоимость каждого конкретного вида изделия.

Прямые расходы на производство продукции могут также учитываться на счете 23 «Вспомогательные производства» и потом относиться в дебет счета 20.

Косвенные затраты

Косвенные расходы, которые связаны с управлением и обслуживанием производства, учитываются на следующих счетах:

  • 25 «Общепроизводственные расходы»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы».

Бухгалтерские записи по дебету указанных счетов могут производиться с кредита тех же счетов учета, что применялись при учете затрат основного производства. Однако, учитывая сущность косвенных расходов, непосредственно отнести их величину на себестоимость того или иного изделия не предполагается возможным. Такие расходы нужно распределять с учетом той или иной обоснованной базы распределения. Ее выбор зависит от специфики каждой конкретной организации, ее отраслевой принадлежности, вида производства и прочих факторов. Выбор этот должен быть закреплен в Учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Приведем пример распределения косвенных расходов

Организация производит два вида продукции: изделие А и изделие Б. Прямые расходы по производству изделий собираются на соответствующих субсчетах к счету 20. Общецеховые затраты за март 2019 года, собранные по дебету счета 25, составляют 120 000,00 рублей.

В соответствии с Учетной политикой организации общецеховые расходы за месяц распределяются пропорционально прямой заработной плате основных производственных рабочих за этот месяц.

Сведения о величине прямой заработной платы основных производственных рабочих за март 2019 года отражены в таблице:

Вид продукции Величина прямой заработной платы основных производственных рабочих, руб.
Изделие А 560 000,00
Изделие Б 390 000,00
Итого: 950 000,00

Шаг 1: Находим коэффициент распределения общецеховых расходов. Он показывает, сколько рублей общепроизводственных расходов приходится на 1 рубль зарплаты основных рабочих (для большей точности целесообразно округлять коэффициент до максимально возможного знака после запятой):

К = 120 000,00 / 950 000,00 = 0,1263…

Шаг 2: Находим часть общепроизводственных расходов (ОПР), относящихся к изделию А (ОПРА) и изделию Б (ОПРБ):

УДК 657.631.8

Налоговые затраты и контроль за их состоянием в системе учетно-налогового информационного пространства

САФОНОВА МАРГАРИТА ФРИДРИХОВНА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой аудита Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар, Россия E-mail: safsf@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Процесс стандартизации, унификации учетных и контрольных процессов как в России, так и за рубежом является непрерывным и постоянно совершенствуется, о чем свидетельствует значительное количество принимаемых нормативных документов, регламентов, направлен на сближение финансового и налогового учета и трансформацию учетно-налоговой информационной системы. Потребность пользователей в информации с целью осуществления аудита налоговых издержек требует разработки такой структуры взаимосвязанных учетно-налоговых информационных полей, которая бы позволила непрерывно контролировать налоговые риски экономического субъекта. Поэтапное обеспечение информационных потребностей экономического субъекта эффективно решает управленческие проблемы в части оптимизации системы налогообложения, налогового планирования и снижения налоговых рисков с требуемым уровнем эффективности.

В статье предлагается уровневый подход к группировке учетно-налоговой информации, обеспечивающий необходимыми данными не только внутренних, но и внешних специалистов, занимающихся аудитом налоговых затрат, на каждом этапе проверки. В процессе разработки концепции информационного обеспечения аудита налоговых затрат применялись процедуры и методы, в частности структурирование информационных потоков, моделирование, анализ учетно-аналитической информации, визуализация информационных потоков.

Усовершенствованная модель учетно-налоговой системы позволяет непрерывно контролировать налоговые риски экономического субъекта, построена на вертикальных и горизонтальных связях, многомерна и пространственно представлена в системе координат в виде пирамиды, каждая плоскость которой условно отражает одну из граней учетно-налогового информационного пространства. Результатом разработанной авторской модели, с учетом рекомендованных принципов взаимодействия элементов учетно-налогового информационного пространства, является предложение структурирования информации, используемой для проведения внутреннего аудита налоговых затрат по блокам. Концепция формирования учетно-налоговой системы не предусматривает дублирования решаемых задач, выполняемых различными видами учета, а обеспечивает синергетический эффект усиления контрольных функций целостной системы, позволяющей обеспечить менеджмент компании на всех уровнях управления необходимой финансовой и налоговой информацией.

Ключевые слова: налоговые затраты, бухгалтерский учет, налоговый учет, внутренний контроль, система, учетно-налоговая информация.

Tax Expenditures and their Status Control

in the System of Accounting and Tax Information Space

MARGARITA F. SAFONOVA,

Keywords: tax expenditures, accounting, tax accounting, internal control, system, accounting and tax information.

Определение понятия «система» применяется в теории науки и практике либо как организация деятельности, процесса, либо как состав взаимодействующих элементов, функционирующих ради одной цели. В зависимости от области исследования, целей и задач трактовка данного понятия имеет различное значение. В области экономических исследований понятие системы рассматривается как процессы производства, обмена, распределения и потребления ресурсов. Подобная трактовка применяется и для учетных систем, которые понимаются как комплекс процедур, при помощи ко-

торых осуществляется полное и своевременное отражение фактов хозяйственной жизни.

По нашему мнению, учитывая область исследований, систему необходимо изучать с позиции комплекса элементов, формирующих единое целое. Примером может служить комплекс элементов экономической системы: учет, внутренний контроль и аудит, что предусматривает использование ее конечных результатов с целью формирования стратегических решений и, как следствие, повышения эффективности деятельности экономического субъекта. С другой стороны, систему можно

трактовать и как способ существования учет-но-контрольных процессов . Мы имеем основания утверждать, что качественный состав системы влияет на порядок ее формирования, т.е. в части интеграции ее учетно-налого-вых и контрольных элементов данная система первична, а этапы ее формирования — это вторичный процесс. Таким образом, учетно-налоговая информационная система включает набор подсистем финансового, налогового, управленческого учета и контроля, входящих в состав единого информационного пространства, позволяющих достигнуть цель и решать задачи экономического субъекта, в том числе и в отношении налогового планирования, прогнозирования и контроля налоговых рисков.

Сущность учетно-налогового информационного пространства экономического субъекта в целях налогового аудита как пространства, дающего возможность проанализировать и оценить всю бизнес-систему экономического субъекта, отдельные бизнес-процессы с позиции оптимизации налогообложения, заключается в повышении эффективности деятельности аудируемого лица путем уменьшения налоговых рисков и снижения налоговых затрат. На основании данных учетно-налогового информационного пространства проводится их анализ, оценка и принимаются управленческие решения в части снижения налоговых рисков, оптимизации налогообложения. Соответственно методика и методология ее функционирования будет напрямую влиять на эффективность процесса управления, решение поставленной цели и вытекающих задач налогового аудита.

От правильной организации учетно-нало-говой системы будет зависеть процесс поиска, хранения, обработки, передачи информации и, как следствие, повышаться эффективность аудита налоговых затрат. Создание информационной учетно-налоговой системы, включающей требуемые данные для осуществления аудита налоговых затрат, является обязательным условием для его проведения.

Этапы формирования учетно-налогового информационного пространства и взаимодействие его систем можно рассматривать с двух позиций:

• по принципу пирамиды, характерная черта которой заключается в четкой иерархии потоков информации;

• по сферическому принципу, распространяющемуся на более обширный круг информации.

Учетно-налоговая информация построена на вертикальных и горизонтальных связях, многомерна и пространственно представлена в системе координат в виде пирамиды, каждая плоскость которой условно отражает одну из граней учетно-налогового информационного пространства. Вершина пирамиды — цель, ради которой осуществляется аудит налоговых затрат, заключающаяся в контроле и управлении налоговыми рисками и, как следствие, повышении эффективности деятельности организации (рис. 1).

На рис. 1 схематично представлен процесс взаимодействия информационных полей, которые в совокупности образуют учетно-налоговое информационное пространство. Плоскость АКВ представляет налоговую информацию, ВКС — финансовую, DKC — управленческую, AKD — бухгалтерскую, и, наконец, основанием является правовое информационное поле — ABCD.

Сочетание плоскостей AKD и АКВ отражает взаимодействие бухгалтерской и налоговой информации и характеризует процесс текущего контроля экономического субъекта. Взаимосвязь полей AKB (налоговая информация) и ВКС (финансовая информация) создает определенные трудности, связанные с трактовкой налогового законодательства и неоднозначной судебной практикой по налоговым спорам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимодействие финансовой (ВКС) и управленческой (DKC) информации выражается в текущем регулировании, анализе, контроле и планировании финансово-хозяйственной деятельности организации. Образовавшееся информационное пространство на стыке двух полей представляет данные управленческому персоналу для принятия решений по производственным вопросам.

Правовая плоскость (ABCD) является основанием всей финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, и бухгалтерско- правовые, налогово-правовые, финансово-правовые, управленческо-правовые

Информация для тактического управления

Информация для стратегического управления

Информация для оперативного управления

Рис. 1. Усовершенствованная модель учетно-налоговой системы

поля обеспечивают принятие эффективных стратегических и тактических решений руководством в части управления организацией, в том числе и при снижении налоговых рисков, оптимизации налогообложения, корректировке бухгалтерского и налогового учета.

Таким образом, точка К является вершиной учетно-налогового информационного пространства и соответствует верхнему уровню принятия управленческих решений на основе анализа всех информационных потоков экономического субъекта. Уровневый подход к группировке учетно-налоговой информации обеспечивает необходимыми данными не только внутренних, но и внешних специалистов, занимающихся аудитом налоговых издержек на каждом этапе проверки.

Оперативная информация формируется на стадии заключения договоров, по бизнес-процессам, отдельным сделкам, текущим операциям и составляет основной массив документации. Информация для тактических целей группируется и охватывает квартальный и годовой периоды. Стратегическая информация

предназначена для принятия решений на долгосрочную перспективу — минимум 5 лет.

Потребность пользователей в информации с целью осуществления аудита налоговых издержек требует разработки такой структуры взаимосвязанных учетно-налоговых информационных полей, которая бы позволила непрерывно контролировать налоговые риски экономического субъекта.

Первоначально требуется изучение аудитором информационных потребностей клиента. При этом применяют процедуры экспертной оценки, опрос специалистов, отвечающих за организацию и ведение учета, построение системы налогообложения, их потребностей.

Далее, на втором этапе, создается пакет документов с целью изучения текущей ситуации и определения требуемой информации для принятия решений. В процессе формирования пакета документов анализируется их содержание, изучаются методическая и нормативно-правовая база по конкретной проблеме, инструктивные материалы министерств и ведомств, судебная практика, мнения экспертов.

На третьем этапе обосновываются принимаемые управленческие решения и разрабатывается единая концепция в части информационных потребностей клиента.

Подводя итог, можно сказать, что поэтапное обеспечение информационных потребностей экономического субъекта эффективно решает управленческие проблемы в части оптимизации системы налогообложения, налогового планирования и снижения налоговых рисков с требуемым уровнем эффективности.

Информация, используемая для проведения внутреннего аудита налоговых затрат, была структурирована по блокам (рис. 2).

Основными структурными элементами данной системы являются:

• финансовая информация;

• информация, полученная по данным налогового учета;

• информация, полученная по данным управленческого учета;

• информация, полученная по данным бухгалтерского учета;

Рис. 2. Информационные блоки аудита налоговых издержек

• нормативно-правовая информация.

Финансовая информация включает в себя маркетинговые исследования, различные виды аналитической отчетности, формируемые структурными подразделениями экономического субъекта, и в большей степени предназначена для руководства и собственников.

При налоговом аудите налоговый учет, являющийся системой обобщения информации по формированию налогооблагаемой базы по различным видам налогов, базирующийся на данных первичного учета, относится к основному источнику информации и должен соответствовать требованиям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

Существующая взаимосвязь информационных потоков говорит о том, что их эффективное построение невозможно при отсутствии адекватной информационной системы, которая предоставляет аудиторам своевременную и достоверную информацию, требующуюся для построения планов, анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, координации и контроля за налоговыми расходами.

Создание и взаимодействие информационных систем в учетно-налоговом пространстве осуществляется поэтапно. Первоначально аудитором определяется потребность в необходимом объеме информации и проводится ее анализ. Далее устанавливается техника сбора и обработки информации в учетно-налого-вом информационном пространстве, дающая возможность удовлетворить потребности пользователей информации, и на последнем этапе определяются способы транспортировки информации в пределах учетно-налоговой системы с целью формирования системы отчетности.

Учетно-налоговое информационное пространство организации включает набор элементов, в частности технику и технологию анализа системных учетных записей, отражающих свершившиеся факты хозяйственной жизни и хозяйственные операции, дающих возможность сконцентрировать их в объединенную систему: учетно-аналитические и учетно-на-логовые показатели; контрольные технологии и аудиторские доказательства, которые могут

трансформироваться в зависимости от задач, выполняемых аудитором в процессе изучения налоговых затрат .

Предложенные автором составляющие учет-но-налогового информационного пространства, представленные на рис. 3, включают учетную, налоговую, справочно-правовую системы, являющиеся основанием для проведения внутреннего и внешнего аудита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность взаимодействия внутреннего и внешнего аудита налоговых затрат зависит от силы взаимосвязи между элементами учетно-налогового информационного пространства.

Рассмотрим на примере данное утверждение при осуществлении аудита налоговых затрат. Следует изучать все потоки информации с целью более эффективной проверки налоговых расходов на предмет соотношения с нормами действующего законодательства, а также своевременно определить ошибки, нарушения, связанные с организацией налогового и бухгалтерского учета. Принципы взаимодействия элементов учетно-налогового информационного пространства экономического субъекта представлены на рис. 4.

Принципы, применяемые в процессе ведения финансового учета, используются и при организации налогового учета и трансформированы автором с учетом предпосылок составления бухгалтерской отчетности в целях формирования учетно-налогового информационного пространства.

Комплекс представленных принципов способствует повышению действенности учетно-аналитического информационного пространства, при этом не унифицируя учетно-налоговый процесс.

Учетно-налоговая система в целях наиболее эффективного использования информационных ресурсов в процессе аудита налоговых затрат должна решать следующие задачи:

• создание качественной системы налогового учета;

• разработка системы стратегического и оперативного налогового планирования;

• осуществление прогноза налоговых расходов;

• минимизация налоговых рисков;

• автоматизация информационных потоков.

н

к

«

£

Ж К К

Э

<и К РЭ

н

к

«

£ К

к к

£ К РЭ

Учетно-налоговые информационные процессы

Учетная подсистема

Управленческий учет

Финансовый учет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговый учет

Управленческая отчетность

Ж

Финансовая отчетность

Налоговая отчетность

Управленческий анализ

Финансовый анализ

Ж

Налоговый анализ

Аналитическая подсистема

Справочно-правовые системы

ей

Н

О

К

о

ей

м

о

о

§

к

Налоговые планы

Рис. 3. Элементы учетно-налоговой информационной системы экономического субъекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными этапами методики создания информационного обеспечения налогового аудита являются:

• определение субъектов, участвующих в формировании учетно-налоговой системы и потребляющих ее информацию;

• установление потребностей менеджмента компании, принимающего решения, в информации, формулировке цели и задач, которые должны быть осуществлены посредством использования учетно-налоговой информации;

• создание выходных документов — показатели высшего уровня;

• разработка регламентов, в соответствии с которыми будет формироваться учетно-налого-вая система в целях налогового аудита;

• разработка средств обработки информации об объектах учетно-налоговой системы;

• установление путей получения первичной информации;

• контроль за основными параметрами на каждом отдельном уровне, качества представленной отчетности в результате использования информационного обеспечения с выявлением

наиболее существенных отклонений от поставленных целей, с возвратом к начальному этапу и началом нового цикла .

Разработка информационной учетно-нало-говой системы основывается на структурном подходе, что дает возможность экономическому субъекту детально проанализировать всю информационную систему, состоящую из пяти элементов (подсистем): бухгалтерской, налоговой, правовой, управленческой, финансовой. Массив учетно-налоговой информации включает показатели налогооблагаемой базы отдельно по каждому налогу и содержит базу данных, формируемую бухгалтерским и налоговым учетом и отчетностью. Существенная роль в этой структуре отводится первичной оперативной информации, которая классифицируется системой счетов и регистрируется в документах, имеющих юридическую силу, при наличии обязательных реквизитов. Схематично процесс движения информации о налоговых затратах представлен на рис. 5.

Планы счетов являются основным способом кодификации учетной информации,

Принципы учетно-налогового информационного пространства

Налоговый учет и аудит Финансовый учет и аудит

«У

Управленческий учет и аудит

у

Принцип полноты

Информация, сгруппированная в учетно-налоговом пространстве, должна быть полной для принятия решений

Принцип оценки

Капитал, активы, обязательства являются частью бухгалтерской отчетности в соответствующих суммах, любые результирующие

оценки и корректировки по деятельности аудируемого лица

Принцип последовательности

Применение учетной политики осуществляется последовательно от одного отчетного года к другому

Принцип достоверности

Информация, отраженная в налоговых регистрах, должна соответствовать данным первичной учетной документации

У

Принцип классификации и понятности

Точность и оценка

Бухгалтерская, налоговая и прочая информация раскрыта достоверно и в соответствующих суммах

Принцип начисления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предполагает допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности

Принцип отнесения и соответствия отчетному периоду

Факты хозяйственной жизни отражаются в том отчетном периоде, в котором они были совершены, независимо

от фактического поступления или выплаты денежных средств

Принцип возникновения

Отражение в бухгалтерской отчетности хозяйственных операций, событий и иных фактов хозяйственной жизни, которые фактически имели место и относятся к деятельности аудируемого лица

Классификация и понятность

Финансовая информация представлена и описана правильно, а раскрываемые

в ней хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни отражены в понятной форме

Рис. 4. Принципы взаимодействия элементов в учетно-налоговом информационном пространстве организации

Источники информации Группируемая информация Утверждения организации

Бухгалтерские счета учета, налоговые регистры Первичная учетная документация Факты хозяйственной жизни своевременно и правильно отражаются на бухгалтерских счетах и в налоговом учете согласно выбранным принципам и в соответствии с правилами НК РФ

Налогооблагаемые базы по различный налогов 1 ви дам В процессе составления налоговых деклараций правильно используется информация бухгалтерского и налогового учета

Налоговые декларации Налогооблагаемые базы по различным видам налогов Налогооблагаемые базы по различным видам налогов правильно перенесены из бухгалтерского учета в налоговые декларации

Налоговые обязательства \/ Налоговые обязательства, отраженные в налоговой декларации, рассчитаны верно

Бухгалтерские счета учета Налоговые обязательства 7 Налоговые обязательства, отраженные в налоговой декларации, верно представлены на бухгалтерских счетах

Погашение (уплата) налоговых обязат ель ств На счетах бухгалтерского учета верно отражено погашение или зачет обязательств

Бухгалтерская (финансовая) отчетность 7

Бухгалтерский баланс Остатки налоговых обязательств V Остатки отложенных и текущих налоговых обязательств и активов, отраженных на счетах бухгалтерского учета по состоянию на конец отчетного периода, надлежащим образом представлены в бухгалтерском балансе

Отчет о финансовых результатах Налоговый расход Оборот по налоговым обязательствам, отраженным на счетах бухгалтерского учета за отчетный период, надлежащим образом представлен в отчете о финансовых результатах

Рис. 5. Этапы движения информации о налоговых затратах

сгруппированной в отдельные информационные потоки, составляющие единое учетно-нало-говое информационное пространство, которое выполняет различные функции в зависимости от налоговой стратегии организации, модели оптимизации системы налогообложения, уровня контроля налоговых рисков.

По нашему мнению, трансформация и перспективы развития учетно-налоговой информационной системы должны быть направлены на преобразования как бухгалтерского, так и налогового учета одновременно. В настоящее время данная трансформация происходит автономно, за исключением изменений, которые связаны с внешней средой, в частности это переход на новые экономические регламенты. На основании вышеизложенного предлагаем этапы изменения учетно-налоговой информационной системы рассматривать в следующем порядке:

1) нормативно-правовые изменения бухгалтерского, налогового учета и контроля, т.е. в части бухгалтерского учета это переход на Международные стандарты финансовой отчетности, в отношении системы налогового учета, внешнего контроля и аудита это изменение основных нормативных документов в области учета, налогообложения, аудита;

2) экономические изменения бухгалтерского, налогового учета и контроля, приведшие к изменению порядка формирования и представления экономическим субъектом информации для внутренних и внешних пользователей, с целью повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности. В этом случае необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

• изменения, произошедшие в области бухгалтерского учета и выделении управленческого учета;

• трансформации системы внутреннего контроля и его ориентации на риск.

Данные новации сформируют особенную учетно-налоговую, контрольную систему, которая сможет решать на первый взгляд не взаимосвязанные задачи. Примером может служить контроль с его риск-ориентированной направленностью, который информационно не соприкасается с управленческим учетом и его предметной областью, в части производственной деятельности не предусматривающих

потенциальные риски. Рассмотренные положения свидетельствуют о низкой результативности практических и научных изысканий в области учета и внутреннего контроля.

Оптимальным является тесное взаимодействие учетной, налоговой и контрольной систем в виде целостного учетно-налогового информационного пространства, которое дает возможность разделить его, учитывая интересы внутренних и внешних пользователей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учетно-налоговая информационная система, сформированная для внешних пользователей (контрагентов, собственников, акционеров, государства и др.), ограничивает доступ к внутренней информации, например в части финансового, управленческого учета (рис. 6).

Новая концепция аудита налоговых издержек в рамках аудита бизнеса требует формирования соответствующего учетно-налогового информационного пространства, способного обеспечить внешних и внутренних пользователей необходимой информационной базой для контроля налоговых затрат и рисков.

Процесс учетно-налогового обеспечения аудита налоговых затрат подразумевает создание комплекта учетно-налоговых регламентов, методов и способов сбора информации с целью формирования ее отдельных фрагментов в рамках оперативного доступа к требуемым показателям. Более широкое понимание учетно-нало-гового обеспечения аудита налоговых издержек абстрагируется от деятельности конкретного экономического субъекта и подразумевает создание определенных методов, принципов и подходов, универсальных для всех организаций.

В более узком понимании учетно-налоговое обеспечение аудита налоговых затрат представляет собой учетно-аналитическую систему конкретного экономического субъекта, на которую влияет организационно-экономическая структура организаций, отраслевая специфика, форма и стиль управления и т.д. Составляющие предлагаемой концепции и их характеристика представлены в таблице.

Рекомендуемая концепция учетно-налогово-го информационного обеспечения аудита налоговых затрат представлена на рис. 7.

Информационное взаимодействие между структурными подразделениями экономического

Учетно-налоговая система, предназначенная для внешнего пользователя

О

О

«О

О

«О

о ь

О» X

> ь

г»

О ^

гп

Г» Г»

О СО

Рис. 6. Учетно-налоговая информационная система, предназначенная для внешних пользователей

СП СП

ВНЕШНИЙ АУДИТ НАЛОГОВЫХ ИЗДЕРЖЕК

Аудиторская организация -> <- Экономические субъекты

1 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*

Правовые основы Сопутствующие услуги — согласованные процедуры

Внешняя среда

Законодательно-нормативное регулирование ф ф ф ф ф

Внешняя информация о бизнес-процессах

^ ^ ^ ^ ^

Внутренняя среда

Внутренняя информация о бизнес-процессах ^ ^ ^ ^ ^

Учетная политика экономического субъекта

Учетно-налоговое информационное пространство

Финансовый учет

Финансовая отчетность

Финансовый анализ

Налоговый учет Управленческий учет

* *

Налоговая Управленческая

отчетность отчетность

*

Налоговый анализ Управленческий анализ

Входящая информация

Информация для принятия управленческих решений

Рис. 7. Концепция учетно-налогового информационного обеспечения аудита налоговых затрат

субъекта и внешним информационным пространством осуществляется путем обмена сведениями, опытом, относится к обязательной части функционирования организации и способствует координации внутренней и внешней среды экономического субъекта.

В процессе исследования было определено, что сама учетно-налоговая система основывается на финансовой,управленческой, налоговой, правовой, аналитической информации, и ее составляющие следует анализировать во взаимосвязи, поэтому концепция формирования

Концепция информационного обеспечения аудита налоговых затрат

Элементы концепции Характеристика концептуальных элементов

Цель учетно-налоговой информации Создание информационного пространства с целью снижения налоговых рисков, оптимизации системы налогообложения, улучшения финансового состояния

Задачи учетно-налоговой информации 1. Информационное обеспечение принятия управленческих решений в части налогообложения. 2. Проверка организации учета и контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов. 3. Налоговое планирование, оптимизация системы налогообложения в пределах приемлемого уровня. 4. Налоговое прогнозирование

Содержание учетно-налоговой информации Комплекс данных финансового, управленческого, налогового учета экономического субъекта, отчетность с целью осуществления аудиторских процедур и анализа полученных результатов. Аудиторы анализируют оперативную учетную и аналитическую информацию, которая протестирована системой внутреннего контроля с точки зрения ее достаточности и надлежащего характера

Изучение особенностей деятельности бизнеса, отрасли 1. Анализ организационно-экономических показателей деятельности организации. 2. Анализ внешних и внутренних налоговых рисков. 3. Оценка системы налогообложения в отрасли на макроуровне. 4. Анализ судебной практики. 5. Прогнозирование последствий от принятых решений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учетно-налоговой информационной системы должна быть приспособлена к текущим изменениям в экономике и обществе в целом.

Ключевым в представленной концепции формирования учетно-налоговой системы является то, что не происходит дублирования решаемых

задач, выполняемых различными видами учета, а наблюдается синергетический эффект усиления контрольных функций целостной системы, позволяющей обеспечить менеджмент компании на всех уровнях управления необходимой финансовой и налоговой информацией.

Литература

1. Резяпова А.М. Концепция построения учетно-контрольной системы в розничных сетевых организациях на основе модели пооперационно-ориентированного калькулирования: дис. … д-ра экон. наук. Орел, 2014. 383 с.

2. Золочевская Е.Ю. Концепция коммуникационного взаимодействия элементов учетно-налоговой системы экономического субъекта: монография. Орел: ОрелГТУ, 2011. 50 с.

3. Слободняк И.А. Бухгалтерская управленческая отчетность как система учетно-аналитической информации о деятельности организации // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 19. С. 11-22.

Выделяют ещё внереализационные расходы. Они не связаны с производством и продажами, но необходимы для работы компании. Среди них могут быть:

  • расходы на содержание переданного в аренду имущества;
  • проценты по кредитам и ценным бумагам организации;
  • потери из-за изменений курсов валют;
  • судебные расходы на адвокатов и других представителей;
  • неустойки, которые организация выплачивает контрагентам;
  • убытки прошлых лет, недостачи.

П. 1 ст. 265 НК РФ
П. 2 ст. 265 НК РФ

Кто должен разделять затраты

С точки зрения налогового учёта, делить расходы на прямые и косвенные обязаны все юрлица на ОСНО, которые работают по методу начисления. Таким компаниям разделение затрат помогает рассчитать налогооблагаемую базу налога на прибыль.

Суть метода начисления в том, что доходы и расходы учитываются не в момент фактического поступления или списания, а после документального подтверждения этих операций. Использовать его обязаны компании, средняя выручка которых за прошедшие 4 квартала составила более 1 млн рублей за квартал без учёта НДС.

Если показатель меньше, можно применять кассовый метод — учитывают доходы и расходы в момент поступления денег в кассу, чтобы сократить кассовые разрывы. Такой вид учёта не могут использовать:

  • банки,
  • кредитные потребительские кооперативы,
  • микрофинансовые организации,
  • компании, которыми владеют иностранные организации,
  • компании, добывающие углеводородное сырьё на новых морских месторождениях.

Ч. 1 ст. 273 НК РФ

Информацию о затратах отражают и в налоговом, и в бухгалтерском учёте, но делают это по-разному. Перечень прямых затрат, связанных непосредственно с производством, совпадает. Их вычитают из дохода по мере продажи товара с каждым отчётным и налоговым периодом. Например, если товар лежит на складе, но при этом не продан, прямые траты на его производство вычесть из доходов нельзя.

А вот с косвенными затратами сложнее. С точки зрения налогового учёта их вычитают из дохода в период возникновения независимо от того, продан товар или нет. В бухучёте так можно делать не всегда: например, часть косвенных затрат будет включать в себя непроданная готовая продукция; соответственно, до продажи учесть её не получится.

Оптимальная стратегия — минимизировать различия между бухгалтерским и налоговым учётом. При этом все расходы должны быть обоснованы и отражены в документах, иначе споров с налоговой не избежать.

Ч. 1 ст. 252 НК РФ

Косвенные или прямые: как определить

Налоговый кодекс даёт право компаниям самостоятельно решать, как классифицировать расходы, чёткие правила прописаны только для торговли. Для остальных сфер бизнеса в законодательстве обозначены общие критерии распределения.

Ст. 320 НК РФ

Например, прямые затраты могут быть такими:

  • Материальные. Покупка сырья и полуфабрикатов, затраты на упаковку и оборудование для производства.
  • Зарплатные. Зарплата, отпускные и премии сотрудников, которые работали над продуктом.
  • Страховые и пенсионные взносы.
  • Амортизация. Выраженный в деньгах износ оборудования, которое участвовало в производстве продукта. Это касается и недвижимости, но только если она напрямую связана с работой компании: например, сдаётся в аренду.
  • Прочие расходы. Любые другие ресурсы, которые ушли на производство конкретного продукта или услуги.

Ч. 1 ст. 318 НК РФ

К косвенным затратам можно отнести:

  • Аренду помещения и оборудования, коммунальные платежи.
  • Плату за патент.
  • Расходы на исследования рынка и рекламу.
  • Оплату труда управленцев и рабочих, которые напрямую не участвуют в производстве, например технического директора или бухгалтера. Сюда же относят оплату больничных листов всех сотрудников.
  • Расходы на содержание оборудования или помещения, которые не задействованы в производстве напрямую, а, например, вырабатывают энергию или предназначены для отгрузки товаров.
  • Любые другие траты, которые нельзя отнести к созданию определённого продукта. Например, расходы на пожарную безопасность, повышение квалификации сотрудников.
  • Представительские расходы.

Как отразить расходы в декларации по налогу на прибыль

Прямые, косвенные и внереализационные расходы прописываются в декларации по налогу на прибыль в каждом отчётном и налоговом периодах. Налоговый период — это год; отчётные — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ч. 1, 2 ст. 285 НК РФ
Ч. 1 ст. 289 НК РФ

Прямые, косвенные и внереализационные виды затрат вносятся в Приложение № 2 к Листу 2 Декларации в разные строки:

  • Прямые расходы: код строки — 10.
  • Косвенные расходы: код строки — 40.
  • Внереализационные: код строки — 200.

Приказ ФНС № ММВ-7-3/572@

Несоблюдение правил разделения расходов может привести к искажению налогового учета. Если определять доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений ст. 318 НК РФ.

Прямые расходы

Ст. 318 Налогового кодекса относит к прямым расходам:

  • затраты организации при приобретении материалов и сырья, которые используются в производстве товаров, при осуществлении работ или оказании услуг;

  • затраты организации при приобретении комплектующих изделий для монтажа или полуфабрикатов для дополнительной обработки;

  • расходы по оплате труда работников. В эту категорию относятся также расходы на ОПС, страхование на случай временной нетрудоспособности, медицинская страховка, социальное страхование от профзаболеваний и несчастных случаев, финансирование накопительной части пенсии. Эти расходы можно учесть, только если они начислены на оплату труда работников, задействованных в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

  • суммы, начисляемые по амортизации основных средств, если они используются в производстве товаров, осуществлении работ или оказании услуг.

Перечень прямых расходов открытый. Организация самостоятельно определяет свой список прямых расходов и закрепляет его в учетной политике.

Особый порядок учета прямых расходов в том, что они учитываются лишь в части, приходящейся на товары, работы, услуги или продукцию после переработки, реализуемые в текущем налоговом или отчетном периоде (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). Такие расходы надо списывать в периоде, когда продукция реализована, даже если средства по ее оплате поступили уже в следующем налоговом периоде.

Перечень косвенных расходов по налогу на прибыль

В соответствии с законодательством расходы, которые учитываются при расчете налога на прибыль, и которые не являются прямыми или внереализационными, считаются косвенными расходами, связанными с производством и реализацией.

Их перечень также открытый.

Косвенные затраты включают в себя, например:

  • расходы на оплату труда работников, кроме занятых в процессе производства, а также взносы во внебюджетные фонды с указанных расходов;

  • прочие расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ). Это, например, суммы налогов и сборов, расходы на сертификацию, арендные платежи, расходы на командировки, на юридические, информационные и консультационные услуги, расходы на рекламу и др.

Состав косвенных расходов у каждой организации свой, в зависимости от деятельности. Косвенные расходы следует относить к затратам текущего налогового либо отчетного периода.

Зачем нужно разделение расходов на прямые и косвенные

Перечень расходов, относящихся к прямым, налогоплательщик определяет самостоятельно исходя из особенностей деятельности.

Затраты, относящиеся к производству и реализации, относятся косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым расходам.

Ошибки в распределении расходов могут привести к искажению налогооблагаемой базы, начислению штрафов и пени. Поэтому любой расход в целях учета налога на прибыль нужно проверять на соблюдение норм ст. 252 НК РФ и правильно классифицировать.

Документ:

Письмо Минфина России № 03-03-06/1/14109 от 27.02.2020

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 26 апреля 2019 г.

Прямые затраты в бухгалтерском учете – это те расходы организации, которые непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг. Они считаются прямыми в силу особенностей технологии и организации процесса производства.

В налоговом учете перечень прямых расходов организация тоже устанавливает самостоятельно с учетом правил Налогового кодекса.

Прямые и косвенные расходы выделяют те организации, которые применяют метод начисления по налогу на прибыль (п. 1 ст. 318 НК РФ).

При этом если косвенные расходы организация полностью учитывает в расходах по налогу на прибыль по мере их признания, то прямые расходы необходимо распределять между реализованной и нереализованной продукцией (в т.ч. остатками НЗП) в порядке, предусмотренном НК и учетной политикой организации (п. 2 ст. 318, ст. 319 НК РФ).

Прямые расходы по налогу на прибыль: перечень

Прямые расходы на производство продукции – это часть расходов, связанных с производством и реализацией. НК дает организации возможность установить перечень прямых расходов самостоятельно. Необходимо лишь закрепить его в своей учетной политике для целей налогообложения.

Под прямыми расходами на производство продукции понимаются, в частности:

  • материальные затраты (пп. 1 и пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • расходы на оплату труда работников, которые заняты в процессе производства товаров, выполнения работы, оказания услуг, а также взносы во внебюджетные фонды с указанных расходов;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, которые используются при производстве товаров, работ, услуг.

Если расходы не являются прямыми

Расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ), которые не отнесены организацией к прямым, считаются косвенными расходами и учитываются в расходах по налогу на прибыль ежемесячно по мере их осуществления.

Оставьте комментарий