Психология управленческой деятельности

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Анисимов, Иван Валериевич, 2004 год

1. Нормативный материал. Официальные документы

5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1997. -13 янв. — № 2.

10. Федеральный закон РФ от 17.12.1995 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Российская газета. — 1995. — 27 декабря. № 246.

12. Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» // ВВС РСФСР. -1991.-18 апр.-№ 16.

13. Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно. // Российская газета. — 2002. 7 сент. — № 169 (3037).

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 г. № ю, от 15.01.98 г. № 1).

15. Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкций по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» от 20 июня 1996 г. № 334.

17. Азаров, В.А. Проблемы теории и практики охраны имущественных интересов личности в уголовном процессе / В.А. Азаров. — Омск: Высшая школа милиции МВД России, 1995. 188 с.

19. Арцишевский, Г.В. Следственные версии: автореф. дис. .канд. юрид. наук / Г.В. Арцишевский. М., 1973. — 36 с.

21. Баев, О.Я. Основы криминалистики: курс лекций / О.Я. Баев. М.: Экзамен, 2001.-228 с.

23. Балашов, А.Н. Взаимодействие следователей и органов дознания / А.Н. Балашов // Соц. законность. № 6. — 1975. — С. 21-23.

24. Басков, В.И. Законность и обоснованность возбуждения уголовного дела / В.И. Басков // Вестник МГУ. 1993. — № 4. — С. 812.

26. Белкин, Р.С. История отечественной криминалистики / Р.С. Белкин. -М.: Изд-во НОРМА, 1999. 496 с.

27. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике / Р.С. Белкин. — М.: Юрид. лит., 1988. — 304 с.

28. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы / Р.С. Белкин. М., Юрид. лит., 1987. — 272 с.

29. Белкин, Р.С. Курс советской криминалистики в 3 т. Т. 3. / Р.С. Белкин. М.: Юристь, 1997. — 480 с.

30. Белкин, Р.С. Криминалистическая энциклопедия / Р.С. Белкин. -М.: БЕК, 1997.-342 с.

33. Божьев, В. Прекращение дел на досудебных стадиях уголовного судопроизводства / В. Божьев // Рос. юстиция. — 1996. № 5.-С. 12-14.

36. Быков, В.М. Преступная группа: криминалистические проблемы / В.М. Быков. Ташкент: Изд-во «Узбекистан», 1991. — 128 с.

38. Васильев, А.Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений / А.Н. Васильев. М., Изд-во МГУ, 1978. — 76 с.

41. Викторов, Б.А. Бригадный метод расследования / Б.А. Викторов // Соц. законность.-1958.-№8.-С. 12-16.

43. Возгрин, И.А. Криминалистическая методика расследования преступлений / И.А. Возгрин. Минск: Высш. школа, 1983. — 215 с.

50. Гавло, В.К. Криминалистическая методика расследования преступлений / В.К. Гавло. Барнаул: Изд-во АГУ, 1991. — 27 с.

55. Гаврилов, А.К. Раскрытие преступлений / А.К. Гаврилов. -Волгоград: НИиРИО ВСШ МВД СССР, 1976. 180с.

57. Гранат, Н.Л., Ратинов, А.Р. Решение следственных задач: Учебное пособие / H.JI. Гранат, А.Р. Ратинов. Волгоград: 1978. — 118 с.

59. Густов, Г.А. Моделирование в работе следователя / Г. А. Густов. — JL: 1980.-187 с.

60. Дармаева, В.Д. О процессуальной самостоятельности следователя /

61. B.Д. Дармаева // Следователь. 2002. — № 10 (54). — С. 17-21.

63. Драпкин, Л.Я. Основы террии следственных ситуаций / Л.Я. Драпкин.- Свердловск: Изд-во УГУ, 1987. 168 с.

64. Драпкин, Л.Я. Построение и проверка следственных версий: автореф. дис. . канд. юрид. наук / ЛЛ. Драпкин. -М., 1972. 36 с.

65. Драпкин, Л. Я. Ситуационный подход в криминалистике и проблема периодизации процесса расследования преступлений / Л.Я. Драпкин // Проблемы оптимизации первоначального этапа расследования преступлений. Свердловск: СЮИ МВД России, 1988.1. C. 8-11.

67. Жеруолис, А.И. Гражданский иск в уголовном процессе / А.И. Жеруолис // Правоведение. 1973. — № 5. — С. 10.

68. Забровская, Л.В. Лес русский, прибыль — китайская / Л.В. Забровская // Золотой Рог. — 2002. — 16 апр. — № 29 (844).

73. Карнеева, Л.М., Галкин, И.С. Расследование преступлений группой следователей / Л.М. Карнеева, И.С. Галкин. М., Юрид. лит., 1965. — 74 с.

78. Комлев, В.О. О порядке прослушивания телефонных переговоров / В.О. Комлев // Законность. 1993. — № 2. — С. 9-11.

79. Коновалов, В. Групповой метод расследования / В. Коновалов // Законность. -1995. № 7. — С. 26-28.

83. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.А. Закатова, Б.П. Смагоринского. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. — 432 с.

84. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. 2е изд. прераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2000. — 528 с.

85. Криминалистика. Отв. ред. С.А. Голунский. — М.: Госюриздат, 1959.-511 с.

86. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 3 изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2000. — 718 с.

88. Криминология / Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой Г.М. Миньковского. М.: Юрид. лит., 1994. — 384 с.

91. Курс криминалистики. Т. 1 / Отв. ред. проф. В.Е.

92. Корноухов. -Красноярск: КГУ, 1996.-448 с.

93. Кустов, A.M. Криминалистика и механизм преступлений. Цикл лекций / A.M. Кустов. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 304 с.

94. Ларин, А. М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции / А.М. Ларин. М.: Юрид. лит., 1986. — 160 с.

96. Лузгин, И.М. Методологические проблемы расследования. / И.М. Лузгин. М.: Юрид. лит., 1973. — 216 с.

97. Лузгин, И.М. Моделирование расследовании преступлений. / И.М. Лузгин. М.: Юрид. лит., 1981. 152 с.

99. Лузгин, И.М. Расследование как процесс познания / И.М. Лузгин. — М., 1969.-178 с. 847.

100. Механизм преступного поведения / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. -М.: Наука, 1981.-248 с.

104. Образцов, В.А. Выявление и изобличение преступника / В.А. Образцов. -М.: Юристь, 1997. — 336 с.

106. Образцов, В.А. Введение в криминалистику / В.А. Образцов // Криминалистика. М.: Юристь, 1997. — С. 5-25.

107. Робозеров, В. Ф. Раскрытие преступлений в условиях неочевидности / В.Ф. Робозеров. JL: Изд. Прокуратуры СССР, 1990.- 139 с.

112. Руководство для следователей / Под ред. НА. Селиванова, В.А. Снеткова. -М.: ИНФРА-М, 1997. 732 с.

113. Самыгин, Л.Д. Расследование преступлений как система деятельности / Л Л. Самыгин. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 180 с.

114. Селиванов, Н.А. Сущность методики расследования и ее принципы / Н.А. Селиванов // Соц. законность. 1976. -№ 5. — С. 60-63.

119. Соловьев, А.Б. Как организовать расследование / А.Б. Соловьев. М.: ООО Изд-во Юрлитинформ, 2000, — 88 с.

120. Строгович, М. С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1, Т. 2 / М.С. Строгович. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 470 е., 511 с.

123. Томин, В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства / В.Т. Томин. -М.: Юрид. лит., 1991. 156 с.

125. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М.: Спарк, 2003.-591 с.

126. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Зерцало, 1997.-575 с.

127. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. П. А. Лупинской. М.: 1997.-591 с.

131. Шейфер, С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма / С.А. Шейфер. М.: Юрид. лит., 1981. -128 с.

135. Яблоков, Н.П. Криминалистическая методика расследования преступлений / Н.П. Яблоков. М.: Изд-во МГУ, 1985.-98 с.

136. Яблоков, Н.П. Криминалистическая характеристика преступления и типичные следственные ситуации как важные факторы разработки методики расследования преступлений /

137. Н.П.Яблоков // Вопросы борьбы } с преступностью. Вып. 30. — М.: Юрид. лит., 1979. — С 109-113.

139. Яровенко В.В. Виндикация и вопросы уголовного процесса /

141. Архив Уссурийского гарнизонного военного суда за 2003 год. Дело Я.

142. Архив Общества с ограниченной • ответственностью Российская независимая экспертная комиссия «РОСНЭК» г. Владивосток, заявка №7, 2001 год.

143. Материалы проверки кассационного отдела прокуратуры Приморского края по делу М. за 2003 год.

144. Материалы проверки кассационного отдела прокуратуры Приморского края по делу П. за 2003 год.

145. Материалы проверки кассационного отдела прокуратуры Приморского края по делу К. за 2003 год.

146. Материалы проверки кассационного отдела прокуратуры Приморского края по делу С. за 2003 год.

147. Материалы проверки кассационного отдела прокуратуры Приморского края по делу К. за 2003 год.

148. Материалы проверки кассационного отдела прокуратуры Приморского края по. делу С. за 2003 год.

149. Уголовное дело № 200002730/25. Архив Ханты-Мансийского городского суда за 2000 год.

150. Уголовное дело № 200102426/25. Архив Ханты-Мансийского городскогосуда за 2001 год.

151. Уголовное дело № 2000202220/25. Архив суда г. Ханты-Мансийска за 2002год.

152. Уголовное дело № 2000103039/25. Архив суда г. Ханты-Мансийска за2002 год.

153. У головное дело № 200302257/25. Архив Ханты-Мансийского городского суда за 2003 год.

Психология управления, изучая структуру, специфику и особенности управленческой деятельности, показывает пути и средства превращения ее в эффективный инструмент решения разнообразных менеджерских задач.

Ежедневно менеджер сталкивается с таким большим количеством проблем, дел, задач, которое сравнимо разве что с бурным потоком; в нем можно утонуть, потерять ориентиры или просто запутаться. А поскольку проблемы и непредвиденные ситуации имеют свойство возникать в самое неподходящее время, то менеджеру необходимо упорядочивать свои действия.

В появлении проблем и неожиданных ситуаций никакой системы нет, но можно упорядочить, систематизировать (и даже алгоритмизировать, то есть свести до уровня навыка) способы решения проблем. Каждый менеджер старается это сделать: он наводит порядок на своем столе и составляет для себя распорядок рабочего дня и старается следовать ему.

Однако такое, преимущественно внешнее упорядочивание дел не всегда срабатывает. Почему? Потому что внешняя упорядоченность только тогда становится реальным порядком, когда основывается на упорядоченности внутренней, является ее результатом.

Менеджер призван создавать порядок из хаоса. Это, конечно, требует усилий. А также — и времени. Это отнимает силы. Так что проблема внешнего порядка и внутренней систематизации есть проблема цены, которую мы платим за то, что делаем.

Овладение собственной деятельностью, или, как говорят психологи, превращение себя в субъект деятельности, есть овладение каждым ее психологически значимым компонентом. А для того чтобы овладеть каждым компонентом своей деятельности, нужно знать и эти компоненты, и психологическую структуру деятельности вообще, и управленческой деятельности в частности.

Руководитель, который знает основные компоненты психологической структуры деятельности, имеет следующие преимущества:

  • видит то основное, что предстоит сделать для решения любой задачи;
  • в любое время может увидеть, в какой стадии находится решение данной проблемы;
  • может своевременно вносить коррективы в решение любой управленческой задачи;
  • получает желаемый результат наиболее рациональным и эффективным путем.

Что же такое «психологическая структура деятельности»? Многие думают, что деятельность — это система, набор или совокупность действий, осуществляемых в определенной последовательности. Это, конечно, верно, однако структура деятельности не исчерпывается конкретными действиями.

В деятельности есть некоторые, скрытые от внешнего наблюдателя компоненты. Они являются настолько важными, что без них деятельность вообще невозможна. Понятно, что эти компоненты представляют интерес с психологической точки зрения.

Рассмотрим психологическую структуру деятельности более подробно:

Мотив => Цель => Задача => Действия => Контроль => Результат => Рефлексия.

Такова универсальная структура любой деятельности, включающая в себя как внешние (объективно-предметные), так и внутренние (субъективно-психологические) компоненты. Раскроем их более подробно.

1. Мотив. В самом общем виде мотив — это то, что движет человеком, что заставляет его действовать. Мотив может быть внутренним (например, наше желание сделать что-либо) или внешним (когда обстоятельства или другие люди вынуждают нас делать что-то). Внешние мотивы называются стимулами.

Деятельность без мотива невозможна. Однако сам по себе мотив может быть и не виден, не заметен со стороны. Кроме того, различают мотивы осознаваемые и неосознаваемые (скрытые для самого человека). Мотив, а точнее система, иерархия мотивов, — то, что «запускает» деятельность, ставит человека перед необходимостью действовать.

2. Цель. Цель — это образ предполагаемого результата. С другой стороны, это осознанная потребность. Результат, прежде чем стать реальностью, должен возникнуть в сознании человека как цель. И хотя цель прямо не входит в систему действий, оставаясь внутренним, субъективно-психологическим образованием, она имеет фундаментальное значение для этой системы.

Цель придает деятельности направленность, упорядочивает действия. Деятельность без цели является бессмысленной, неорганизованной, хаотичной.

3. Задача. Задача, а точнее система задач, — это цель, рассматриваемая субъектом с точки зрения имеющихся конкретных условий ее достижения. Движение к крупным и сложным целям всегда может рассматриваться как система задач, этапов, шагов.

Если цель — понятие стратегическое, то задача — тактическое. Задача всегда конкретна. Правильно поставленная задача дает возможность выбрать наиболее подходящий вариант (или порядок) действий. Цели и задачи — это не только регуляторы деятельности, но и компоненты, которые придают ей смысл и внутреннюю упорядоченность. Конечно, это происходит только тогда, когда цели и задачи ясно осознаются.

4. Контроль. В самом общем виде, — это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Получаемый результат (промежуточный или окончательный) сравнивается с идеальным (первоначальной целью или задачей). Контроль позволяет своевременно скорректировать деятельность и внести в нее некоторые изменения, исходя из условий, в которых она осуществляется.

5. Рефлексия. Рефлексия в структуре деятельности — это анализ или самоанализ каждого действия. Если, к примеру, результат деятельности оказался не таким, каким он должен быть, человек начинает анализировать совершенные действия, пытаясь понять, в каком звене его действий была допущена ошибка. Деятельность не может считаться завершенной, если она не закончилась рефлексией. Конечно, прежде всего это касается сложных видов деятельности и в меньшей степени — деятельности привычной, автоматической.

Таким образом, в деятельности всегда присутствуют субъективно-психологические компоненты, или то, что называется внутренним планом. Благодаря внутреннему плану деятельность является осмысленной, упорядоченной и в конечном счете — эффективной.

Все, что мы обсуждали выше, касается деятельности в целом, вообще. А управленческая деятельность имеет свои особенности. Управленческая деятельность есть прежде всего взаимодействие, а затем «делание чего-либо» руками других. Одно дело — построить дом самому и совсем другое — организовать деятельность бригады строителей.

Рассмотрим, чем отличается психологическая структура управленческой деятельности, в чем ее особенности. В общем виде эта структура выглядит следующим образом:

Цель => Мотив => Задача => Действия (делегирование) => Контроль => Результат => Рефлексия.

Исследуем эту структуру более подробно. Цель стоит на первом месте. Это понятно, ведь руководитель ставит цели для подчиненных. Для того чтобы цель была достигнута, следует создать мотив, то есть вызвать у исполнителей желание и стремление идти к этой цели. Руководитель распределяет задачи среди своих подчиненных с учетом сложности поставленной цели и возможности ее достижения — это действие называется делегированием.

Делегирование — важнейшее действие, без него невозможно управление. Ряд исследователей включает в структуру управленческой деятельности и планирование (как особое действие, позволяющее определить очередность решаемых задач).

Таким образом, управленческая деятельность включает в себя следующие компоненты:

  • действия по постановке целей (перед собой и подчиненными), включая планирование этапов их достижения;
  • действия по мотивированию сотрудников;
  • действия по определению и постановке задач перед сотрудниками;
  • делегирование;
  • действия по контролю за выполнением задач;
  • рефлексию.

Упорядочить управленческую деятельность, стать ее субъектом — значит, организовать и безошибочно реализовать каждый из этих компонентов. Что должен менеджер знать о каждом компоненте деятельности, чтобы максимально эффективно организовать ее?

Существуют определенные условия овладения основными компонентами управленческой деятельности и управленческими действиями. Можно сформулировать эти условия в виде требований к знаниям и умениям менеджера.

Целеполагание. Для того чтобы эффективно организовать действия по постановке целей, менеджеру необходимо:

  • понимать психологическую значимость и роль целей и целеполагания;
  • знать и уметь формулировать основные виды и типы целей (по качеству и по срокам);
  • знать и использовать основные правила постановки целей перед подчиненными;
  • уметь планировать собственные действия и время, обучая этому подчиненных.

Деятельность без цели невозможна, и поэтому умение наилучшим образом поставить цель перед подчиненными — основа управления их деятельностью.

Мотивация. Для успешного осуществления действий по мотивации сотрудников на решение задач (а значит, и для успешного их решения) менеджеру необходимо:

  • знать и уметь «включать» основные мотивы — движущие силы подчиненных;
  • использовать как активные, так и пассивные мотивирующие факторы;
  • использовать методы и принципы мотивирующей организации труда;
  • использовать приемы групповой и индивидуальной мотивации.

Сверхзадача менеджера — создание у подчиненных осознаваемых внутренних мотивов, то есть желания выполнить поставленную задачу наилучшим образом.

Постановка задачи. Для того чтобы это действие было максимально эффективным, менеджеру необходимо:

  • знать задачи, уметь распределять их в зависимости от степени важности, уметь выделять наиболее приоритетные из них;
  • уметь устанавливать порядок действий по их решению;
  • уметь соотносить решение конкретных задач с тактическими и стратегическими целями.

Делегирование. Для того чтобы делегирование стало наиболее эффективным, менеджеру необходимо:

  • знать, какие задачи подлежат, а какие не подлежат делегированию;
  • уметь наилучшим образом выбрать человека для делегирования ему необходимых задач;
  • знать правила делегирования;
  • не допускать типичных ошибок, а если они все же случатся, вовремя их исправлять.

Контроль. Контроль приносит результат, если менеджер:

  • знает и умеет использовать основные его виды в зависимости от ситуации и типа задач;
  • знает правила организации контроля и использует их;
  • не допускает типичных ошибок при контроле или вовремя их исправляет;
  • использует имеющиеся у него возможности для организации самоконтроля.

Как видно, осуществление управленческой деятельности, так же как ее внутренняя организация, упорядоченность, требует от руководителя широкого спектра знаний и конкретных управленческих умений. Эти знания и умения есть важнейшее звено в профессиональной подготовке современного менеджера.

Николай Bересoв

  • Авторы
  • Файлы

Асаул А.Н. 1 1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» 2648 KB

Термин «организационные нововведения» чаще всего связывается с новыми организационными формами или методами, посредством которых субъекты предпринимательской деятельности создают новые продукты и технологии, т.е. с НИОКРТ. Исследования, проведенные в научной школе «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и саморегулируемой системы» при Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете, базирующиеся на идеях Йозефа Шумпетера, подтверждают эффективность организационных нововведений в сферах, не связанных непосредственно с освоением новой продукции и технологий любых видов экономической деятельности, в том числе и строительстве. Основоположник теории экономического развития среди пяти видов инноваций («новых комбинаций средств производства») выделил и реорганизацию субъектов предпринимательской деятельности. По мнению Й. Шумпетера, организационные изменения, наряду с новой продукцией, технологическими процессами и рынками, являются факторами процесса «созидательного разрушения», в рамках которого приходится существовать любому субъекту предпринимательской деятельности. Обзор научной литературы дает основания полагать, что существует концептуальная неопределенность и отсутствие консенсуса в определении терминов «организационные изменения» и «организационная инновация», использующихся для описания различных аспектов отношений между организациями и инновациями.

Структура книги «Управление организационными нововведениями» Управление организационными нововведениями / А.Н. Асаул, М.А. Асаул, И.Г. Мещеряков, И.Р. Шегельман; под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, профессора А.Н. Асаула. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2016. – 288 с. соответствует логике изложения одноимённой учебной дисциплины для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки: 27.04.05 – «Инноватика», программа магистратуры:

Глава 1. Организационные нововведения как фактор развития субъектов предпринимательства.

1.1. Стратегия непрерывных инноваций – объективная основа функционирования и развития субъектов предпринимательства.

1.2. Суть организационных инноваций и организационных изменений.

1.3. Понятийный аппарат организационно-управленческих инноваций.

1.4. Роль и место организационно-управленческих инноваций в развитии субъектов предпринимательства.

1.5. Типология организационно-управленческих инноваций.

Глава 2. Формирование и реализация ОУИ субъектам предпринимательства.

2.1. Повышение готовности к организационным изменениям у субъектов предпринимательства.

2.2. Принципы и методы управления ОУИ.

2.3. Методические приемы по использованию ОУИ различных типологических групп.

2.4. Мотивы и стимулы развития ОУИ субъектом предпринимательской деятельности.

2.5. Практические рекомендации по планированию ОУИ.

Материал книги позволяет:

1. Раскрыть теоретический базис «организационных изменений», включающих «организационные нововведения» и «организационно-управленческие инновации», а также показать их роль в развитии субъектов предпринимательства: стратегия непрерывных инноваций – объективная основа эффективного функционирования и поступательного развития субъектов предпринимательской деятельности; суть организационных инноваций и организационных изменений; понятийный аппарат организационно-управленческих инноваций; роль и место организационно-управленческих инноваций в развитии субъектов предпринимательства; типология организационно-управленческих инноваций.

2. Рассмотреть основные аспекты управленческой деятельности в сфере организационных нововведений субъекта предпринимательской деятельности: проектная форма реализации ОУИ как самая перспективная организационная форма осуществления нововведений субъектом предпринимательства; принципы и методы управления ОУИ; методические приемы по использованию ОУИ различных типологических групп; мотивы и стимулы развития ОУИ субъектов предпринимательской деятельности; практические рекомендации по планированию ОУИ.

Учебник содержит иллюстративный материал (рисунки, диаграммы, алгоритмы, таблицы), облегчающий усвоение дисциплины. Работа над контрольными вопросами, приведенными в учебном издании, позволяет проверить глубину изучения ключевых тем.

Предлагаемые вопросы акцентируют внимание на проблемах, освоение которых помогает осмыслить логику и содержание соответствующих глав учебника. Для выявления уровня владения базовыми понятиями (текущего контроля) по каждой теме дисциплины используются тесты как одна из форм педагогического контроля качества познавательной деятельности. Система проверки знаний, представленная в книге, формирует предметную компетенцию, что интегративно способствует формированию образовательной компетенции будущего магистра-инноватора. В соответствии с рабочей программой дисциплины студенты выполняют курсовой проект «Комплексная программа развития организации», сфокусировав основной акцент на использовании ОУИ конкретного субъекта предпринимательской деятельности, в соответствии с рекомендациями (§ 2.5).

Все меньше и меньше россиян помнят выдающихся отечественных изобретателей. События, перевернувшие историю России, также известны не каждому, не говоря уже об открытиях и изобретениях, сделанных русскими учеными и изобретателями. В XXI веке человечеству трудно представить, что, например, 206 лет назад люди не знали что такое электричество, большинство современных видов транспорта, телевидение, не говоря уже о мобильных телефонах, Интернете и прочей составляющей современного информационного общества. Но непреложным фактом есть то, что радиоприемник и телевизор; цветная фотография и копировальный аппарат (гектограф), бензиновый и реактивный двигатели, радиатор; автомобиль и электромобиль; самолет, гидросамолет, вертолет и парашют; трехлинейная винтовка, автоматический карабин и динамит; лампа накаливания и электродуговая сварка, а также десятичная денежная система, на которой основывается большинство современных валют мира, яхт-клуб, объединяющих людей, занимающихся парусным спортом и яхтингом; неовизантийский стиль и московское барокко; новый социальный институт ? община сестер милосердия; науки – почвоведение и сейсмология; музыкальные инструменты – баян и балалайка и много других открытий и изобретений впервые в мире появились в Российской империи.

В связи с этим студентам (будущим инноваторам) будет интересно узнать авторство основных открытий и изобретений, ставших судьбоносными для развития человечества, принадлежащих российским ученым и изобретателям. В учебнике под рубрикой «Впервые в мире» приведено 200 открытий и изобретений Российской империи. Учебник развивает способность обучаемых применять свои знания, умения и личностные качества для достижения успеха в профессиональной деятельности. Ярко выраженный компетентностный подход помогает решить основную проблему современного высшего образования – ликвидировать разрыв между теоретическими знаниями выпускников вузов и требованиями, предъявляемыми к специалистам в реальных рыночных условиях России, и способствует подготовке конкурентоспособных специалистов-инноваторов. Учебному изданию присвоен гриф: «Рекомендовано Учебно-методическим объединением Международной ассоциации ученых, преподавателей и специалистов по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки: 27.04.05 – «Инноватика», программа магистратуры».

Библиографическая ссылка

Асаул А.Н. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 146-147;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11639 (дата обращения: 27.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Руководитель как субъект управления.В различных организациях, как правило, существует четкое разделение управленческих функций, основанное на властной управленческой иерархии. Ее верхнюю ступень в организации занимает руководитель или, как иногда его называют, «первое лицо», которое является субъектом управления. Однако субъектом управления может быть и коллегиальный орган, например, правление.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организация его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую) активность. В ведении каждого руководителя находится определенный круг вопросов, по поводу которых он уполномочен принимать решения и отдавать распоряжения.

В последнее время во внимание все более принимается идея партисипативного (коллективного) менеджмента, т. е. такого управления делами организации, фирмы, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют и рядовые члены организации. Поэтому иногда субъектом управления становится и обычный рядовой член коллектива, который является в нем неформальным лидером.

Руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе. Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных;

служебно-товарищеское — это общение между руководителями-коллегами;

дружеское — это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

Труд руководителя носит в основном умственный характер. Результатом этого труда являются управленческие решения и действия руководителя. Цель его труда — организация совместных усилий коллектива, направленных на достижение эффективных конечных результатов.

Руководитель осуществляет контроль непосредственно подчиненных ему сотрудников. Требования, предъявляемые к контролю: постоянство, объективность, оперативность, открытость, планомерность, доброжелательность. Контроль не должен быть тотальным, бессистемным, не доведенным по результатам до исполнителя. Контроль должен быть не карательной акцией, а знаком внимания. С сотрудниками, за которыми нужен усиленный контроль, лучше расстаться.

Труд руководителя включает два основных аспекта. Первый, связанный с обеспечением технологического процесса, обозначается понятием инструментального контура управления. А второй, связанный с организацией межличностных взаимодействий, — понятием экспрессивного контура. Эти контуры не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности.

Статус руководителя двойственен. Он по определению одновременно является членом организации и стоит как бы вне ее, над ней — в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показали, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является формальным «начальником» и неформальным лидером. Но и сохранение иерархического начала («соблюдение дистанции») также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организации.

Функции руководителя. Выделяют следующиефункции руководителя:

Целеполагание является основной функцией руководителя, этапом управленческой деятельности и ее структурным компонентом. Это формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Наличие обоснованных и перспективных целей организации — главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств.

Прогнозирование — управленческая функция, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею.

Планирование— одна из основных функций управления, которая связана с разработкой и реализацией планов организации. Процесс планирования включает несколько этапов:

1) определение миссии организации;

2) формулировка основных целей организации, конкретизирующих избранную миссию;

3) анализ внешней среды;

4) управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации;

5) изучение стратегических альтернатив;

6) выбор стратегии, реализация стратегии;

7) последующий контроль и оценка эффективности реализации стратегии.

Функция организации имеет три основных значения. Во-первых, под функцией организации понимается общий процесс создания определенной организационной структуры (какой в целом должна быть организационная структура, исходя из ее миссии, целей, внешнего окружения). Во-вторых, под организацией понимается функциональное разделение и последующая координация основных видов работ между индивидами в управляемой системе. Это построение согласованной системы обязанностей, прав, полномочий исполнителей и руководителей, определение их функциональных ролей. В-третьих, организацией обозначаются определенные координирующие процессы, необходимые для реализации любой иной управленческой функции.

Функция принятия решения — это любой процесс выбора, реализующийся либо в индивидуальной деятельности руководителя, либо в различных формах коллегиальных решений.

Функция мотивирования — одна из основных функций управления, состоящая в стимулировании исполнителей на достижение общих целей организации.

Коммуникативная функция— функция управления, обеспечивающая координацию совместной деятельности в процессе деятельности организации на основе обмена информацией ее членами.

Функция контроля и коррекции обеспечивает достижение организацией поставленных целей.

Кадровые функции руководителязаключаются в формировании и реализации кадровой политики организации (например, определение систем заработной платы и льгот, организация системы стимулирования, подбор и расстановка персонала, управление продвижением по службе).

Производственно-технологические функции — это совокупность функций руководителя, связанных с управлением операционной подсистемой организации.

Производные (комплексные) функции управления: интеграционная, стратегическая, стабилизационная, представительская.

Эффективность руководства зависит от степени контроля над ситуацией, в которой оно действует. Ситуация, в свою очередь, зависит от степени благоприятности отношений руководителя с подчиненными; величины власти руководителя (контроль, средства стимулирования); структуры групповой задачи (четкость, пути и способы решения, возможность проверки правильности). Совокупная количественная оценка всех параметров определяет степень владения руководителем ситуацией. Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Авторитет — это морально-психологическое влияние, которое личность оказывает на людей, это то признание, которым она пользуется среди них. Авторитет основан на восприятии руководителя подчиненными, при чем формальный авторитет обеспечивает 65 % влияния руководителя на подчиненных.

Психологический авторитет включает:

моральный авторитет (во многом зависит от нравственных качеств руководителя);

функциональный авторитет (определяется компетентностью, деловыми качествами и отношением к профессиональной деятельности).

Таким образом, руководитель — это лицо, которое выполняет функцию управления, оказывая влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на цели организации. Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет различные виды общения, выполняя ряд основных функций управления. Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя, который напрямую связан с восприятием руководителя подчиненными.

Основные психологические качества руководителя.Каждый руководитель обладает определенными психологическими качествами, образующими в своей совокупности его личностно-деловые характеристики, которые, в свою очередь, можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые.

К профессиональным качествам относятся:

а) компетентность в соответствующей и смежных профессиях на основе высокого уровня образования, опыта, знания соответствующей и смежной профессий, широты взглядов, эрудиция;

б) постоянное стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;

в) поиск и внедрение новых форм и методов работы с персоналом, помощь окружающим в обучении;

г) умение действовать по плану.

Личностные качества включают:

а) высокие этические нормы;

б) физическая и психологическая выносливость; умение нейтрализовать последствия стресса;

в) высокая внутренняя и внешняя культура;

г) формула трех Д — доступность, доброжелательность, добропорядочность;

д) эмпатичность, рефлексивность;

е) визуальная привлекательность.

В деловые качества входят:

а) умение организовать деятельность и выполнять основные функции управления;

б) здоровое честолюбие; стремление к власти, лидерству, независимости при любых обстоятельствах; завышенный уровень самооценки; активность; напористость в движении к цели; умение отстаивать свои права;

в) коммуникабельность; обаятельность; умение получить кредит доверия, убедить и повести людей за собой;

г) креативность, инициативность, оперативность в решении задач, умение определить приоритетные направления деятельности, сконцентрироваться на них или легко перестроиться;

д) самообладание, самоконтроль, планирование рабочего времени, управление взаимоотношениями с окружающими;

е) стремление к инновациям, готовность идти на обоснованный риск, умение увлекать за собой подчиненных.

Профессиональные и личностные качества, присущие руководителю, мало чем отличаются от качеств, присущих другим работникам. Однако существуют те, без которых руководитель не может выступать в роли человековеда как организатора и руководителя социальной структуры. Именно поэтому дополнительно определяют такие качества, как гражданское и профессиональное мировоззрение.

Гражданское мировоззрение руководителя включает следующие компоненты:

а) признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к индивидуальности;

б) бережное обращение с природой и ее животным миром, активная экологическая деятельность;

в) неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод;

г) законопочитание и законопослушание, уважительное отношение к правопорядку;

д) постоянное стремление к овладению научными знаниями, укрепление своих умений в их разумном техническом применении;

е) стремление к самоутверждению, вера в себя и людей, неиссякаемость жизненного оптимизма.

Профессиональное мировоззрение руководителя образуют следующие постулаты:

а) личное достоинство каждого неприкосновенно;

б) постоянное изучение людей — для знания их нужд и интересов;

в) главное в общении — завоевать доверие людей;

г) справедливость и совесть в союзе с волей — гаранты человеческой и деловой порядочности;

д) умение раскрывать интеллектуальный потенциал людей — высший показатель управленческого мастерства;

е) личный пример в непрерывности духовного и профессионального совершенствования — свидетельство ресурсной перспективности руководителя.

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 4385 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Оставьте комментарий