Районный коэффициент на материальную помощь

Начисляется ли районный коэффициент на материальную помощь – вопрос, которым задаются работодатели, желающие выплатить суммы матпомощи своим сотрудникам. В статье дан ответ на него. Кроме того, читатель узнает о том, как производится расчет матпомощи, и в каком размере она должна выплачиваться.

В каком размере сотрудникам оказывается материальная помощь?

Из анализа положений действующего законодательства можно сделать вывод о том, что матпомощь – это выплата социального характера, которая выплачивается работодателем своим сотрудникам в определенных ситуациях. Точного определения термина законодательство не содержит.

Ни перечня ситуаций, когда материальная помощь должна выплачиваться, ни размеры выплат законом также не определены. Поэтому, каждый работодатель вправе сам определить конкретную сумму матпомощи, выплачиваемую сотрудникам. В то же время, порядок выплат, их размеры и перечень оснований для перечисления средств могут быть определены локальным актом, либо коллективным договором, действующими в конкретной организации.

Локальным актом или коллективным договором может быть закреплен абсолютно любой размер выплат, поскольку ограничений по максимальному и минимальному порогу нет.

Если нормативных документов, определяющих размер матпомощи в организации не принято, то он определяется:

  1. Работодателем, руководствующимся собственным мнением. В этом случае размер будет указан в приказе о выплате.
  2. Работодателем на основании заявления работника. Как правило, работник подает заявление на имя руководства, в котором указывает, что в его жизни наступило определенное событие, например, рождение ребенка, и он желает получить матпомощь. Работодатель либо идет на уступки и выплачивает деньги, либо произвольно уменьшает или увеличивает указанную работником сумму, либо отказывает в выплате.
  3. Работодателем на основании представления непосредственного начальства сотрудника, которое при наличии желания может выступить инициатором выплат своим подчиненным.

Как рассчитать материальную помощь?

Порядок выплаты и размеры материальной помощи могут быть закреплены как в локальном акте организации (ст. 8 ТК РФ), так и в коллективном договоре (ст. 40 ТК РФ). Если на уровне фирмы приняты такие акты, то матпомощь выплачивается в размере, определенном ими.

Возможны следующие варианты расчета сумм материальной помощи:

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Москва: +7 (499) 938-49-02

Петербург: +7 (812) 467-39-58

Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453

  1. В локальном акте или коллективном договоре закреплены конкретные суммы, выплачиваемые сотрудникам. В этом случае какого-либо расчета производить не требуется, необходимо лишь сопоставить основание, по которому сотрудник претендует на получение матпомощи с содержанием действующих на предприятии актов.
  2. В локальном акте или коллективном договоре установлен порядок определения размера матпомощи. В этом случае, необходимо проанализировать содержание нормативных документов и произвести расчет в зависимости от закрепленных формул и правил.
  3. На предприятии не принято никаких нормативных документов, определяющих размер матпомощи и порядок ее расчета. В этом случае размер определяется исключительно работодателем.

Начисляется ли районный коэффициент на матпомощь? Разъяснения государственных органов и судебная практика

Мы подошли к главному вопросу статьи, касающегося правил начисления районного коэффициента на суммы матпомощи. В силу ст. 315 ТК РФ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях при оплате труда применяются районные коэффициенты. Согласно ч. 1, 3 ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента определяется Правительством РФ, и данные суммы отнесены к расходам на оплату труда.

Напомним, что материальная помощь не относится к расходам на оплату труда, является социальной выплатой. В связи с этим районный коэффициент на нее начисляться не может. Начисление коэффициента на матпомощь противоречит правовой природе данной социальной выплаты.

Указанной позиции придерживаются и государственные органы, в частности Минтруд России, а также суды, в том числе Верховный Суд Российской Федерации.

В частности, позиция четко определена в следующих судебных актах:

  • Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2016 № 307-КГ15-19614
  • Решение Верховного Суда РФ от 17.07.2000 № ГКПИ00-315

Аналогичные разъяснения даются в следующих письмах и разъяснениях Минтруда России:

  • Письмо Минтруда России от 23.03.1993 №517-РБ,
  • Письмо Минтруда России от 22.07.1999 № 716-7
  • Разъяснение Минтруда России от 11.09.1995 № 49, утвержденное Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11.09.1995 г. № 49

***

Таким образом, районный коэффициент на матпомощь не начисляется. Ее размеры определяются либо локальными актами и коллективными договорами, действующими в организации, либо, при их отсутствии, работодателем.

В связи с поступающими обращениями таможенных органов о порядке начисления районного коэффициента и процентных надбавок на денежное содержание федеральных государственных служащих таможенных органов Главное финансово-экономическое управление с учетом разъяснения Минтруда России от 17.04.2003 N 573-21 сообщает следующее.
В соответствии со статьями 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и разъяснением, утвержденным Постановлением Минтруда России от 11.09.95 N 49, районный коэффициент и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации в заработную плату включаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2002 N 566 региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты отнесены к территориальным органам ГТК России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.03.98 N 265 «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппарата федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации» денежное содержание федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, за выслугу лет, а также премий по результатам работы. Материальная помощь, выплачиваемая государственному служащему, не включена в состав денежного содержания, хотя является фондообразующей составляющей денежного содержания.
В соответствии с определениями статей 129 и 164 Трудового кодекса Российской Федерации материальная помощь, оказываемая государственному служащему, не является оплатой труда, поскольку ее выплата не связана с трудовой деятельностью и производится на основании заявления работника по решению начальника.
Согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» материальная помощь не включается в расчет средней заработной платы.
Учитывая вышеизложенное и на основании пункта 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.11.90 N 2, материальная помощь не учитывается при начислении районного коэффициента и процентной надбавки за работу в указанных местностях. Правомерность применения пункта 19 названной Инструкции подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2000 N ГКПИ 00-315.
Прошу довести данную информацию до сведения подчиненных таможенных органов, в которых установлены районные коэффициенты и надбавки за службу (работу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Начальник Главного
финансово-экономического
управления
генерал-лейтенант
таможенной службы
А.В.АВДОНИН

В соответствии с Трудовым кодексом РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (ст. 146 Трудового кодекса РФ).

В состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.06.1990 № 258/10-64 утверждены районные коэффициенты 1,15 к заработной плате рабочих и служащих, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены или установлены в меньшем размере, на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в Бабушкинском, Белозерском, Вашкинском, Великоустюгском, Верховажском, Вожегодском, Вытегорском, Кирилловском, Кичменгско-Городецком, Никольском, Нюксенском, Сямженском, Тарногском, Тотемском, Усть-Кубинском, Харовском районах Вологодской области и в г. Череповце с территорией, подчиненной городскому Совету народных депутатов.

Указанное постановление принято во исполнение постановления Совмина СССР от 01.06.1990 № 547 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных и восточных районах Вологодской области».

В целях социальной поддержки населения, проживающего на территории некоторых районов Вологодской области, было принято постановление Правительства РФ от 16.07.1992 № 494 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области».

Согласно данному постановлению с 1 июля 1992 г. введены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям в Бабаевском, Вологодском, Грязовецком, Кадуйском, Междуреченском, Сокольском, Устюжанском, Чагодощенском, Череповецком, Шекснинском районах и г. Вологде в размере 1,15, в г. Череповце с территорией, подчиненной городскому Совету народных депутатов, — в размере 1,25.

Постановлением установлено, что указанные районные коэффициенты вводятся предприятиями, организациями и учреждениями за счет собственных средств, а бюджетными учреждениями — за счет соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Такими нормативными правовыми актами являются постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.06.1990 № 258/10-64 и постановление Правительства РФ от 16.07.1992 № 494.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).

На основании данных норм можно прийти к следующим выводам.

Районный коэффициент, в отличие от иных компенсационных выплат, имеет особую правовую природу. Он вводится с целью компенсировать лицам, работающим и проживающим в регионах с особыми климатическими условиями, повышенные затраты труда и удорожание стоимости жизни по сравнению со средними показателями, сложившимися в Российской Федерации, и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы в зависимости от тяжести таких условий.

Начисление районного коэффициента осуществляется на фактическую заработную плату работника, полученную им в соответствующем месяце (без учета процентных надбавок, единовременных поощрительных выплат, не предусмотренных системой оплаты труда, материальной помощи, а также персональных надбавок).

Другими словами, районный коэффициент должен начисляться на всю месячную заработную плату, включающую в себя, в числе прочего, стимулирующие выплаты.

Это также должно означать, что заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством (ч. 3 ст. 133 ТК РФ), после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.

Однако в практике Верховного Суда РФ встречается другой подход.

Из определений Верховного Суда РФ от 19.09.2016 № 51-КГ16-10 и от 08.08.2016 № 72-КГ16-4 следует, что работодатель не обязан увеличивать заработную плату до размера минимального размера оплаты труда, а уже потом начислять на нее районный коэффициент. Главное, чтобы итоговый размер заработной платы (включая также районный коэффициент) был не меньше минимального размера оплаты труда. Кроме этого, как указывает Верховный Суд РФ, право работника на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушается, если в состав ежемесячной заработной платы работника включена выплата районного коэффициента.

Подход, изложенный в указанных определениях Верховного Суда РФ, может привести к тому, что районный коэффициент не обязательно начислять на всю заработную плату.

Так, в апелляционном определении от 21.10.2015 по делу № 33-10041/2015 судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда, удовлетворяя требования работников, отметила следующее: «Согласно расчетным листам о заработной плате… работникам… районный коэффициент начисляется на оклад, выплаты за работу в ночное время, выплаты за работу в праздничные дни, выплаты за стаж работы. При этом начисление районного коэффициента на выплату стимулирующего характера («Губ.тер.проф.») не производится. Таким образом, районный коэффициент начислялся не на всю заработную плату, поскольку указанная выше выплата стимулирующего характера входит в состав заработной платы…» (дело Верховного Суда РФ, определение от 19.09.2016 № 51-КГ16-10).

С учетом того, что Верховный Суд РФ отменил судебные акты по данному делу и отказал в удовлетворении исковых требований работников о признании права на получение заработной платы с начислением на нее районного коэффициента, о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, перспективы спора представляются неопределенными.

Суды в случае спора могут прийти к выводу, что оплата труда в повышенном размере обеспечена, если районный коэффициент привязан не ко всем частям заработной платы, а только к некоторым.

Если ваша знакомая полагает, что нарушены ее трудовые права, она может, например, обратиться в прокуратуру, в трудовую инспекцию, суд. По таким делам прокурор также может обратиться в интересах гражданина в суд.

Мухин С. Р., эксперт журнала

Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 3/2019

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Отдельные указания по разработке систем оплаты труда для учреждений государственного сектора содержатся в Единых рекомендациях, утверждаемых трехсторонней комиссией. В статье рассмотрим положения данного документа и за­острим внимание на его основных положениях.

Заработная плата и МРОТ.

С 01.01.2019 в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 481-ФЗ был увеличен МРОТ. Его величина составляет 11 280 руб. (ранее он был равен 11 163 руб.).

Исходя из ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Как отмечается в п. 5 Единых рекомендаций при соблюдении данной нормы в учреждениях следует учитывать выводы, содержащиеся в Постановлении КС РФ от 07.12.2017 № 38-П. Районный коэффициент и процентную надбавку необходимо применять к заработной плате, которая должна быть не менее МРОТ.

При этом в Единых рекомендациях обращено внимание на региональный МРОТ. Он может устанавливаться в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате, но не может быть ниже МРОТ, закрепленного в федеральном законе.

Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в государственном (муниципальном) учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда. Об этом еще ранее напомнил Минтруд (см. Письмо от 09.08.2018 № 14-1/10/
В-6061 «Об установлении минимального размера оплаты труда в 2019 году»).

Районный коэффициент и процентная надбавка.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. В нормативном правовом акте субъекта РФ может быть закреплен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.

Однако, как уже было отмечено выше, порядок применения районных коэффициентов для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в указанных местностях обеспечивается с учетом выводов, изложенных в Постановлении КС РФ № 38-П.

Названное постановление необходимо учитывать в случае заключения органами государственной власти субъектов РФ, региональными объединениями профсоюзов и региональными объединениями работодателей регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте РФ (п. 5 Единых рекомендаций).

Оплата труда в выходной (праздничный) день.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных условий труда (например, в выходные и праздничные дни), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (ст. 149 ТК РФ).

Так, в соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

1) сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;

2) работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

3) работникам, получающим оклад (должностной оклад):

  • в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени;

  • в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

По желанию работника, трудившегося в выходной день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Как отмечается в пп. «ж» п. 7 Единых рекомендаций, при оплате работы в выходной или нерабочий праздничный день работодателю следует руководствоваться ст. 153 ТК РФ и Постановлением КС РФ от 28.06.2018 № 26-П. В данном постановлении суд отметил, что при исчислении размера оплаты работы в выходной день и нерабочий праздничный день необходимо учитывать не только тарифные ставки (оклады), но и прочие компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные для работников учреждения системой оплаты труда.

Заработная плата руководителей и их заместителей.

Как следует из п. 21 – 24 Единых рекомендаций, заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, как и любых работников, состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

В качестве показателя результативности работы руководителя выступают (п. 24 Единых рекомендаций):

  • показатель роста средней заработной платы работников учреждения в 2019 году по сравнению с 2018 годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов;

  • выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством РФ).

Следующим моментом, на который обращено внимание в Единых рекомендациях, является размер зарплаты руководителей. В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. Предельный уровень такого соотношения должен определить учредитель.

Предельные соотношения зарплаты руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников должны соблюдаться учреждениями всех уровней бюджета и всех типов с 01.01.2017.

В настоящее время предельные уровни соотношений среднемесячной заработной платы для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений устанавливаются их учредителями в кратности от 1 до 8 (п. 9 Положения № 583).

В пункте 27 Единых рекомендаций обращено внимание, что
информация о рассчитанной за 2018 год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений должна быть размещена на официальных сайтах их учредителей в Интернете не позднее 15.05.2019.

Оплата труда в учреждениях образования.

В пункте 36 Единых рекомендаций раскрыты особенности оплаты труда педагогических работников в учреждениях образования. В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на обеспечение окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 % фонда оплаты труда организации. При этом не должна учитываться часть фонда оплаты труда, направляемая на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности.

При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений) с педагогическими работниками надо обеспечивать включение в них условий, связанных, в частности, с уточнением правил применения повышающих коэффициентов за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям.

Повышающие коэффициенты следует применять путем умножения размера заработной платы, исчисленного за фактический объем учебной нагрузки и (или) фактический объем педагогической работы из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ, на величину повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах).

При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендовано определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах). Впоследствии названные коэффициенты суммируются и применяются путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

Оплата труда в учреждениях здравоохранения.

Основные направления, касающиеся оплаты труда в учреждениях здравоохранения, названы в п. 37 Единых рекомендаций. Особое внимание следует обратить на порядок установления стимулирующих выплат медицинским работникам, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период и новорожденным, а также участвующим в проведении профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни. Выплаты должны быть предусмотрены положением об оплате труда работников учреждения. Размер выплат устанавливается в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с утвержденными показателями и критериями.

Оплату труда медицинским работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, надо осуществлять в повышенном размере только по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4 % оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

При проведении специальной оценки условий труда в медицинских организациях необходимо учитывать особенности ее проведения, закрепленные в нормативных правовых актах. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, производится независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений.

При оценке воздействия биологического фактора на рабочих местах медицинских и иных работников следует руководствоваться совместными разъяснениями Минтруда РФ № 15-1/10/В-7756, Минздрава РФ № 16-6/10/2-6553, Профсоюза работников здравоохранения РФ № 01-А/475 от 09.10.2018.

Оплата труда в учреждениях культуры.

Основные положения по формированию системы оплаты труда в учреждениях культуры приведены в п. 38 Единых рекомендаций. Из данного пункта следует, что в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры необходимо продолжить работу по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников. Ее следует сбалансировать таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями на выплаты по окладам направлялось не менее 50 – 55 % заработной платы.

В целях повышения качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) выплаты стимулирующего характера работникам учреждений культуры надо устанавливать с учетом выполнения предусмотренных показателей и критериев оценки эффективности деятельности.

В качестве дополнительной методической помощи на основе утвержденных типовых отраслевых норм труда следует использовать интерактивный электронный сервис «Конструктор штатных расписаний учреждений культуры», размещенный в Интернете по адресу shtat.mkrf.ru.

Оплата труда в учреждениях спорта.

Особенности оплаты труда в учреждениях спорта приведены в п. 39 Единых рекомендаций. Особое внимание уделено оплате труда тренеров в спортивных организациях. В частности, отмечается, что уровень номинальной заработной платы в 2019 году в среднем должен быть не ниже уровня, достигнутого в 2018 году (определяется на основе данных Росстата).

Повышение оплаты труда должно осуществляться за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также получаемых по результатам проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Тренерам и иным специалистам рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты по результатам прохождения независимой оценки квалификации и получения соответствующего свидетельства. К ставкам заработной платы, окладам (должностным окладам) тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта рекомендуется применять повышающие коэффициенты и (или) повышения за наличие квалификационной категории.

К окладам (должностным окладам) спортсменов следует применять повышающие коэффициенты за наличие спортивных званий и разрядов, виды выплат стимулирующего характера (с учетом особенностей оплаты труда спортсменов) за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Государственным и муниципальным учреждениям физической культуры и спорта рекомендовано устанавливать работникам, реализующим экспериментальные и инновационные проекты в сфере физической культуры и спорта, стимулирующие выплаты к ставке заработной платы, окладу (должностному окладу).

Тренер, ранее участвовавший не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях, имеет право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов.

При бригадном методе работы заработную плату рекомендуется выплачивать по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста. При этом должны быть учтены объем, сложность и специфика работы.

В целях обеспечения качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) трудовые отношения с работниками учреждений физической культуры и спорта должны быть оформлены трудовым договором, основанным на принципах эффективного контракта.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Единые рекомендации на 2019 год, применяемые при установлении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях.

2. При установлении системы оплаты труда необходимо учитывать нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (в частности, МРОТ, который с 01.01.2019 составляет 11 280 руб.).

3. Порядок применения районных коэффициентов для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в указанных местностях должен обеспечиваться с учетом выводов, изложенных в Постановлении КС РФ № 38-П.

4. При оплате работы в выходной (праздничный) день необходимо учитывать не только тарифные ставки (оклады), но и прочие компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда учреждения (Постановление КС РФ № 26-П).

5. Заработная плата руководителей государственных (муниципальных) учреждений должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. Предельный уровень такого соотношения должен определить учредитель. Информация о заработной плате руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров должна быть размещена в Интернете не позднее 15.05.2019.

6. При установлении заработной платы работникам необходимо учитывать указания, приведенные в Единых рекомендациях:

При заключении трудовых договоров с работниками следует использовать:

  • примерную форму трудового договора, приведенную в приложении 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
  • рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н.

При корректировке окладов, стимулирующих и компенсационных выплат следует также помнить, что трудовой договор с работником (дополнительное соглашение к трудовому договору) должен содержать условия оплаты труда: фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленные работнику за исполнение трудовых (должностных) обязанностей в календарном месяце либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) в зависимости от сложности выполняемых работ.

Кроме того, подлежат обязательному раскрытию в трудовом договоре размеры и условия выплат стимулирующего и компенсационного характера (п. 35 Единых рекомендаций).

Оставьте комментарий