Расчет нмц по 44 ФЗ

Содержание

Определить НМЦ заказчик должен уже в плане-графике закупок. Если к моменту публикации цена закупки корректируется, изменения вносят и в план-график.

Обосновать нужно и цену конкурентных закупок, и закупок у единственного поставщика. В ст. 22 44-ФЗ описано несколько методов определения НМЦ:

  1. Метод анализа рынка,
  2. Нормативный метод,
  3. Тарифный метод,
  4. Проектно-сметный метод,
  5. Затратный метод.

Посмотрим на них внимательнее.

Метод анализа рынка для расчета НМЦ

Это приоритетный метод. Заказчик должен применять его всегда, если 44-ФЗ не предусматривает другое. Заказчик сопоставляет цены на аналогичные товары или услуги, а если таких нет, то на однородные. Для расчета НМЦ методом анализа рынка заказчик может:

  • Использовать информацию из интернета,
  • Запрашивать цены в ЕИС,
  • У потенциальных поставщиков.​

Нужно отправить не меньше пяти запросов, а для расчета использовать не менее трех ценовых предложений, чтобы определить НМЦ аналогичной закупки.

Если заключать контракт с единственным поставщиком, необязательно придерживаться уровня средней цены, определенного методом анализа рынка. Можно заключить контракт по меньшей из предложенных цен.

Пример обоснования НМЦ договора на оптовую поставку нефтепродуктов методом анализа рынка

Поставщик Цена (руб. за тонну) Кол-во тонн Источник получения информации
1 Поставщик 1 45000,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016
2 Поставщик 2 45500,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016
3 Поставщик 3 46000,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016

Средняя цена за тонну бензина — 45 000 руб., значит НМЦ всей закупки — 2 млн. 998 тыс. 450 руб.

Нормативный метод определение НМЦ

Есть отдельные виды товаров, закупки которых нормированы (например, канцелярия, мебель, расходные медицинские материалы). Заказчик закупает их по предельным ценам. Постановления, в которых есть нормы затрат на разную продукцию для тех или иных организаций, размещаются в ЕИС. Нормативный метод можно применять вместе с методом анализа рынка, но полученная НМЦ не должна превышать цены, установленной в нормативе.

Тарифный метод расчета НМЦ

Заказчик применяет его, если цену товара регулирует государство или муниципальный орган. В этом случае НМЦ определяют по тарифам, утвержденным в постановлениях, приказах и т.д. В обосновании НМЦ заказчик ссылается на регулирующий документ.

Проектно-сметный метод расчета НМЦ

Используется при расчете цен на:

  • Строительство и реконструкцию зданий,
  • Капитальный ремонт и обычный ремонт помещений,
  • Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Затратный метод определение НМЦ

Когда нужно уточнить сумму, полученную одним из перечисленных методов, или другие способы не подходят, заказчики применяют затратный метод расчета НМЦ. Для этого перечисляют и суммируют все возможные затраты на выполнение работ или услуг, например:

  • Затраты на производство или приобретение,
  • Реализацию, транспортировку, хранение,
  • Страхование и другие затраты.

Информацию об обычной прибыли для определенной сферы деятельности заказчик может взять из контрактов, размещенных в ЕИС или других источниках.

Вот пример расчета НМЦ затратным методом из закупки на переподготовку медперсонала:

Наименование статьи расходов Сумма, руб.
Оплата труда 14412,72
Заработная плата, в том числе: 11270, 50
— заработная плата ППС 7889,35
— заработная плата АУП 3361,15
Прочие выплаты 211,89
Начисления на выплаты по оплате труда 2930,33
Оплата работ или услуг 5231,77
Услуги связи 67,62
Транспортные услуги 705,53
Коммунальные услуги 142,01
Работы или услуги по содержанию имущества 2211,27
Прочие работы, услуги 2105,33
Прочие расходы 193,85
Поступление нефинансовых активов 2702,67
Увеличение стоимости основных средств 2098,57
Увеличение стоимости материальных запасов 604,10
ИТОГО 22541,00

Можно использовать и другие методы, обосновав, почему нельзя использовать стандартный. Рекомендации по обоснованию и применению других методов может устанавливать правительство РФ в своих постановлениях.

Например, в этой закупке заказчику не удалось найти пять поставщиков, чтобы отправить им запросы. Он обосновал, почему не может применить метод анализа рынка, и рассчитывает НМЦ по трем запросам.

Что делать, если предложенная НМЦ выше или ниже рыночной?

Если НМЦ определена корректно, то к закупке не будет вопросов от контролирующих органов. Она состоится, а участвовать в такой закупке выгодно для участников. Если НМЦ занижена или завышена, возникают спорные ситуации.

Если цена занижена

Есть два варианта:

  • Проигнорировать такую закупку. Скорее всего, она не состоится, потому что не будет участников. Заказчик может занизить НМЦ, если использовал старые цены или не учел инфляцию.
  • Поучаствовать. Конкурентов будет немного, но можно сделать ставку не на заработок, а на репутацию. Качественно выполненные контракты — плюс в карму при участии в других конкурсах.

Если цена не соответствует рынку, можно подать запрос разъяснений или обжаловать в ФАС.

Например, в сентябре 2016 ГБПОУ «Воробьевы горы» закупало почти 50 000 воздушных шаров шести наименований. За самые простые из них (латекс, 9 дюймов, ассорти) методом анализа рынка заказчик установил НМЦ 2,66 руб. за штуку. В цену входит доставка партии шаров по запросу и работа оформителя.

Один из поставщиков подал запрос разъяснений. Он посчитал, что заявленная цена ниже оптовой в полтора раза и «взята с потолка». Заказчик ответил, что цена основана на анализе рынка и он имеет право не раскрывать поставщиков.

Мы провели собственный экспресс-анализ рынка, запросив у московских и екатеринбургских поставщиков цену на 2 000 шаров). Но без работы оформителя.

Поставщик № 1 (Москва) — 2, 82 руб. за воздушный шар

Поставщик № 2 (Москва) — 2,42 руб. за воздушный шар

Поставщик № 3 (Москва) — 3,45 руб. за воздушный шар

Видно, что поставщик прав. Указанная заказчиком цена занижена, потому что поставщики предлагают сопоставимую цену только за шары с единовременной поставкой всей партии, без оформления.

Эта закупка все равно состоялась. Общая цена на все позиции снизилась на 23%. Видимо, победитель будет экономить на других видах шаров.

Что, если заказчик завысил НМЦ?

Такая закупка привлечет большое количества участников, которые снизят установленную цену до среднерыночной. Но при этом на закупку может обратить внимание контролирующий орган. Если заказчик не обоснует цену перед ФАС, ему придется объявить новую закупку с корректной ценой.

Если в результате торгов НМЦ снизилась на 25% и больше

Если НМЦ больше 15 млн. рублей, а участник снизил ее на 25% и ниже, обеспечение контракта будет в 1,5 раза больше, чем предусмотрено контрактом.

Если НМЦ — 15 млн рублей или меньше, а участник закупки предложил цену ниже на 25%, он может предоставить на выбор:

  • Увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта,
  • Сведения, подтверждающие добросовестность участника (например, несколько контрактов, исполненных без штрафов и пеней).

В следующей статье мы подробнее расскажем про антидемпинговые меры в госзакупках и как подтвердить свою добросовестность.

НМЦК необходима для того, чтобы определить и выбрать способ закупки. Также она помогает отследить требования, установленные к ней.

В целом НМЦК используется как критерий, который:

  • влияет на способ закупки.

С 1 июля 2019 года изменились правила закупок у единственного поставщика. Ранее, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, такая закупка могла осуществляться заказчиком в случае, если ее сумма не превышала 100 000 руб. Теперь этот предел увеличился до 300 000 руб.

  • ограничивает возможности закупки у среднего и малого предпринимательства;
  • учитывается при определении обеспечения;
  • используется при антидемпинговых мерах.

Если НМЦК, которую установил заказчик, будет снижена более чем на 25 %, то нужно применить антидемпинговые меры.

  • определяет специфические требования к условиям закупки.

Так, исходя из НМЦК, могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки.

  • определяет предельное значение цены контракта, заключаемого по результатам закупки;
  • является одним из показателей оценки эффективности закупки.

В законодательстве установлено, что критерий НМЦК в связи с июльским нововведением будет использоваться как один из критериев оценки эффективности закупки.

  • влияет на наличие либо отсутствие заинтересованности участников закупки в процедуре.

Видя НМЦК, поставщик оценивает свои ресурсы — может ли он принять участие в закупочной процедуре и какую прибыль от этого участия он получит?

Специфика определения НМЦК

В настоящий момент для определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, применятся методика, утвержденная Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. И в связи с внесением изменений в Закон 44-ФЗ она не изменилась.

Помимо того, что прописано в методических рекомендациях по расчету НМЦК, в самом Законе 44-ФЗ содержатся некоторые особенности определения НМЦК и цены контракта. В ст. 22 сказано, что специфичны способы закупки, которые:

  • относятся к стандартному жилью;
  • построены на земельных участках, переданных в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья.

В этом случае определение цены контракта регулируется непосредственно Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ.

Также в 44-ФЗ есть особенности определения НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением:

  • регулярных перевозок пассажиров;
  • багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются соответствующим федеральным законом.

Если закупки осуществляются в этой сфере, нужно смотреть закон, который ее регулирует. С 1 июля нужно обосновывать цену в соответствии с этим законом.

Стоит помнить и об отдельном нормативном документе – Федеральном законе от 29.12.2012 № 275-ФЗ, который регулирует особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок товаров, включаемых в состав государственного оборонного заказа.

Таким образом, если дело касается трех способов закупки, перечисленных выше, нужно применять федеральные законы.

Обоснование НМЦК и ответственность заказчика

За неправильное обоснование НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком или цены единицы товара, работы, услуги (ТРУ) для заказчиков предусмотрена ответственность.

  • Если закупочная документация утверждена с нарушениями.

Например, заказчик может ошибиться в выборе метода определения цены контракта. За это ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3 000 руб.

  • Если документы опубликованы с нарушениями.

Допустим, при опубликовании документации заказчик не представил расчет НМЦК. Или он опубликовал документацию, забыв указать, что это коммерческое предложение.

В этом случае размер штрафа для должностных лиц составит 15 000 руб., для юрлиц — 50 000 руб. (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП).

  • Если нарушен порядок или форма обоснования НМЦК.

Такая ошибка будет стоить должностным лицам 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП).

Источники информации для обоснования НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком

К общедоступной информации о ценах относится информация:

  • о ценах, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;
  • о ценах в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых публичными офертами;
  • о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
  • о котировках на электронных площадках;
  • о ценах, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
    о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;
  • информация информационно-ценовых агентств;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах ТРУ;
  • общедоступные результаты изучения рынка;
  • результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.

5 методов расчета НМЦК

Все методы расчета НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком перечислены в ст. 22 Закона 44-ФЗ. Остановимся на них подробнее, чтобы понять, чем эти методы отличаются друг от друга.

Это приоритетный метод, который используется большинством заказчиков. Предполагает установление НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на основании информации о рыночных ценах идентичных ТРУ, которые планируется закупить. С этой целью заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен ТРУ с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Источники сбора информации о рыночных ценах:

  • общедоступная информация о рыночных ценах (ч. 18 ст.22 Закона 44-ФЗ);
  • информация от поставщиков, которые осуществляют поставки идентичных товаров — в этом случае заказчику придется делать запрос у поставщиков;
  • информация из ЕИС, полученная в результате размещения в ней соответствующих запросов цен ТРУ.

Данный метод заключается в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на основе требований к закупаемым товарам, установленных ст. 19 Закона 44-ФЗ (если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров). Правила нормирования, требования к отдельным видам ТРУ, нормативные затраты на обеспечение функций госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов должны быть размещены в ЕИС.

Пока действует несколько уровней нормирования. Но правила нормирования будут меняться. Планируется, что оно станет одноуровневым.

Этот метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым ценам (тарифам) на ТРУ. Тарифный метод помогает понять, сколько, например, стоит 1 литр воды или 1 кВт энергии для потребления.

Помимо таких сфер, как водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, тарифный метод применяется при закупках услуг общедоступной электросвязи и почтовой связи (полный перечень приведен в Постановлении Правительства РФ от 24.10.2005 № 637).

Закономерно, что в качестве начальной цены единицы товара в данном методе указывается тариф.

Проектно-сметный метод предполагает определение НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на следующие цели:

  • на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Данный метод применяется тогда, когда невозможно использовать иные методы. Его суть — в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (так называемая калькуляция стоимости единицы ТРУ). При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Затратным методом обосновываются арендная плата, зарплата персонала, налоги, расходы на комплектующие (сырье), ГСМ, коммунальные расходы, электроэнергию и т.д.

Информацию об обычной прибыли можно получить из анализа контрактов в ЕИС, а также из общедоступных источников информации, результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика (ч. 11 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Закупка ТРУ без указания количества и объема

С 1 июля 2019 года заказчики вправе осуществлять такие закупки, когда не могут определить необходимое количество ТРУ. Ранее подобная ситуация возникала, когда производилась закупка, например, коммунальных услуг, так как их потребление и расчеты осуществляются по счетчикам.

Теперь, как только нельзя посчитать объем требуемой продукции, можно провести эту закупку без определения необходимого количества ТРУ. При этом, исходя из ст. 22 Закона 44-ФЗ, в таких случаях необходимо будет определить начальную цену единицы ТРУ, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта. То есть исходя из цены продукции надо будет посчитать три единицы.

Соответственно, если количество поставленных товаров невозможно определить, заказчик, исходя из данных правил, должен обосновать только цену единицы ТРУ, то есть начальную цену единичных расценок (начальная цена ТРУ будет называться единичная расценка).

Не нужно будет обосновывать максимальное значение цены контракта. Как правило, максимальное значение цены контракта — это те лимиты, которые выделены для заказчика на приобретение данной продукции.

Без объема закупка проводится в ряде случаев. Если раньше Закон 44-ФЗ определял только 10 способов, то сейчас нет перечня продукции, который бы подпадал под закупку без объема, то есть заказчик проводит такие закупки на свое усмотрение.

В этом случае важно понимать условия, которые должны быть соблюдены заказчиком при закупке без объема:

  • Количество поставляемой продукции невозможно определить.
  • Согласно ст. 22, в таких закупках определяется начальная максимальная цена единицы продукции, начальная сумма цены продукции и устанавливается максимальное значение цены контракта. В извещении указываются все три позиции.
  • Все то же самое нужно будет отразить в закупочной документации. При определении предмета закупки важно установить преимущества.
  • Даются преимущества предприятиям УИС и организациям инвалидов от суммы цен единиц продукции в размере до 15 %.
  • Если в ходе процедуры применяются антидемпинговые меры, то их нужно учитывать.
  • В рамках определения победителя при проведении аукциона определяется участник закупки, который предложил наименьшую сумму цен продукции. То есть максимальное значение цены контракта остается неизменным. Участники закупки определяются именно по снижению суммы начальных цен.
  • Исходя из этого, контракт должен содержать порядок определения количества и объема продукции, порядок оплаты за фактический объем поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Все условия необходимо предусмотреть на этапе формирования закупочной документации.

Законом предусмотрено пять методов обоснования НМЦК. Но для закупок без объемов не подходит проектно-сметный метод.

Для обоснования начальной цены единицы товара применяются только четыре метода: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифный метод, нормативный метод и затратный метод.

Как рассчитать единицу продукции с помощью метода сопоставимых рыночных цен

Для этого необходимо определить товар, который закупается. На первом этапе определяется идентичность и однородность необходимой продукции. Кроме того, важно получить информацию о цене. Далее нужно определить однородность цен с помощью коэффициента вариации и рассчитать начальную цену единицы товара.

Что такое идентичность товара?

В соответствии с положениями Закона 44-ФЗ под идентичностью товара понимаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Хотя при определении идентичности допускаются незначительные различия во внешнем виде таких товаров.

При определении идентичности работ, услуг указываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Таким образом, можно найти источники информации, посмотреть закупаемую продукцию. Например, пойти на сайт завода-производителя и найти идентичный товар тому, который нужен.

Что такое однородные товары?

Под однородными товарами подразумеваются товары, которые, не являясь идентичными, обладают сходными характеристиками и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитывается несколько факторов:

  • качество;
  • репутация на рынке (если речь идет об услугах);
  • страна происхождения.

Откуда брать информацию о ценах?

При применении метода сопоставимых рыночных цен информация о ценах должна быть получена с учетом всех сопоставимых условий. Но помимо однородности и идентичности продукции нужно учитывать условия поставки продукции и коммерческие условия.

Также заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок. И здесь нужно четко следовать методическим рекомендациям, которые установлены Минэкономразвития.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен может использоваться:

  • общедоступная информация о рыночных ценах, которая представлена в ч. 18 ст.22 Закона 44-ФЗ;
  • информация о ценах товаров, полученная по запросу у поставщиков, осуществляющих поставку идентичных товаров;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС (с целью проведения мониторинга).

В целом, за последнее время в расчете начальной цены единицы ТРУ методом сопоставимых рыночных цен ничего не изменилось.

Рассмотрим пример — закупка медицинского осмотра сотрудников. Заказчик не знает, сколько человек должны пройти осмотр, так как в компании наблюдается текучесть кадров. Кроме того, сотрудники трудоустраиваются не все сразу, а каждый в разное время.

В расчете стоимости единицы такой услуги поможет метод сопоставления рыночных цен. Нужно направить запрос на коммерческие предложения минимум пяти поставщикам. Получив ответ не менее чем от трех поставщиков, можно обосновать начальную цену единицы продукции.

Еще один пример — закупка канцелярских товаров. Объем в этом случае не определяется, однако для расчета цены единицы продукции обосновывается стоимость одной штуки товара (один карандаш, одна ручка и т.д.). Нужно отправить запрос поставщикам и дождаться от них ответ, чтобы понять, сколько это будет стоить по методу сопоставимых рыночных цен (5 запросов — 3 ответа).

Если продукция уникальная и метод сопоставимых рыночных цен не подойдет, выходом является размещение информации в ЕИС для получения ответов на запрос цены. Либо можно посмотреть цены на продукцию на сайте завода-производителя.

Что изменилось с 1 июля 2019 года

Методика определения начальной цены единицы товара в связи с новшествами, вступившими в силу в начале июля, не изменилась. Поэтому следует по-прежнему руководствоваться общими положениями, закрепленными в Приказе Минэкономразвития РФ от 2.10.2013 № 567.

В Законе 44-ФЗ зафиксирован принцип, продолжающий действовать и сегодня: правительство может определить сферы деятельности, при закупках в которых применяется специальный порядок определения начальной цены единицы, а также федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации, которые его устанавливают.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.07.2019 № 847, Минздрав как заказчик, осуществляющий закупки изделий медицинского назначения, должен определить методику расчета начальной максимальной цены по закупке медизделий. Планируется, что новые правила закупок начнут действовать с ноября.

Из нового документа, который появился в распоряжении РБК, становится понятно, что теперь заказчик обязывается помимо НМЦК устанавливать и начальную цену за единицу товара. Идеология НМЦК останется, однако появление так называемой референтной цены (цены сравнения) на лекарства станет конкретизированным.

Проект документа также предлагает более существенное повышение цены при повторном объявлении конкурса, в случае если тот не состоялся.

Есть в новых правилах довольно скользкие моменты, которые, по мнению экспертов из Ассоциации российских фармацевтических производителей, скрывают риски для поставщиков. Так, например, заказчик должен указать цену за единицу товара, но может не указывать конкретный объем необходимой партии лекарств. Из-за этого поставщики могут попадать в реестр недобросовестных, если у них не окажется нужного количества медикаментов, которые может потребовать заказчик.

С июля закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае приобретения ТРУ на сумму, не превышающую 300 000 руб. При этом не изменилось ограничение годового объема таких закупок:

  • не более 2 млн руб.;
  • или не больше 5 % совокупного годового объема закупок заказчика, но до 50 млн руб.

С 31 июля 2019 года начали действовать поправки в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. Так, увеличен единовременный и годовой лимит для закупок у единственного поставщика учреждениям культуры и образования. Они вправе заключать контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 000 руб.

В качестве годового лимита установлены следующие параметры:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

Также увеличивается сумма закупки лекарств по решению врачебной комиссии. Суть новшества заключается в том, что через 90 дней после публикации закона заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно будет не на 200 000 руб., как ранее, а на сумму до 1 млн руб.

Кроме того, с 31 июля заказчики избавлены от обязанности размещать в ЕИС извещения об осуществлении закупок у единственного поставщика.

Решение № 05-04.1/115-16

о признании жалобы необоснованной

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее — Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<…> — заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> — начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «Центр Рекламных Технологий» (далее – ООО «ЦРТ», Заявитель) на действия ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» (далее – Ответчик, Заказчик, Организатор) при проведении запроса котировок в электронной форме на изготовление и монтаж световых коробов для ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» (извещение № 31604221521) (далее – запрос котировок, закупка),

в присутствии представителя Заявителя – <…> (доверенность № 3 от 30.01.2015 г., предъявлен паспорт);

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство», который считает, что в извещении о проведении запроса котировок Организатор запроса котировок умышленно исключил сумму в размере 104 338, 98, выделив ее как сумму НДС, с целью снижения начальной (максимальной) цены (далее – также НМЦ) и ограничения конкуренции.

В обоснование своих доводов Заявителем указано следующее.

В извещении о проведении запроса котировок в электронной форме № 31604221521 от 19.10.2016, в пункте 9 указано следующее: сведения о начальной (максимальной) цене договора, а случае, когда невозможно определить количество поставляемого товара — сведения о цене за единицу товара — 684 000,00 рублей с НДС. В случае, если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента перерасчета, рассчитанного как отношение цены договора, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене договора, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС.

Таким образом, начальная (максимальная) цена договора составляет 684 000,00 рублей с НДС.

Представитель Заявителя пояснила Комиссии, что в соответствии со статьей 12 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» для установления начальной (максимальной) цены договора по изготовлению и монтажу световых коробов для ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» были приняты следующие коммерческие предложения поставщиков:

П/п

Предмет

аукциона

Цена

коммерческого предложения (руб. без НДС)

Коммерческое предложение вх. № от

Начальная цена договора, исходя из минимального предложения поставщика (руб. без НДС)

примечание

1

Оформление объектов ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» (Изготовление, доставка и монтаж световых коробов-41 шт).

800 000,00

№ 1611 от

26.09.2016

684 000,00

684 000,00

№ 1666 от

06. 10. 2016

960 000,00

№ 1612 от 26.09.2016

По мнению представителя Заявителя, рассмотренные предложения не включали в себя НДС и соответственно начальная максимальная цена договора, исходя из минимального предложения поставщика, составляет 684 000, 00 рублей без НДС.

Представитель Заявителя считает, что начальная (максимальная) цена для участников, применяющих общую систему налогообложения (далее – ОСНО) составляет 684 000, 00 рублей 00 копеек. Для участников, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), начальная (максимальная) цена составляет 579 661 рубль 00 копеек.

Протокол открытия доступа к заявкам № U 4128247-7072518-1 от 27.10.2016 г. содержит информацию о том, что подано 2 заявки, оба участника применяют УСН. Как указала представитель Заявителя, цена договора, предложенная участником закупки, указана, включая НДС.

Представитель Заявителя считает, что в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений, обеспечения равной и объективной оценки заявок, обеспечения равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в целях экономически эффективною расходования денежных средств и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, сравнение предложений проводится по цене без учета НДС. Оценочная стоимость применяется только для целей оценки заявок на участие в процедуре закупки и не оказывает влияния на цену заключаемого договора. В случае, если товары, работы, услуги претендента не облагаются НДС, то цена, предложенная таким претендентом в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС. При этом на стадии оценки и сопоставления заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также учитываются без НДС.

На основании вышеизложенного, представитель Заявителя просит признать результат определения поставщика по закупке недействительным. Обязать Организатора закупки провести запрос котировок в электронной форме повторно.

2. Представители Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласились, возражали против их удовлетворения, отметив следующее.

Действия АО «Аптечная сеть «Омское лекарство» не нарушили права ООО «ЦРТ», как участника, так как Заявитель был допущен к закупке и его права на участие полностью реализованы.

Представитель Ответчика пояснила, что в соответствии с частью 3 статьи 12 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» (далее — Положение) в извещении о запросе котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены договора. При этом для оказания услуг обоснование начальной (максимальной) цены договора подтверждается коммерческими предложениями.

Часть 4 статьи 12 Положения содержит указание на то, что для обоснования начальной (максимальной) цены договора, предметом которого является оказание услуг, Заказчик обязан использовать не менее двух источников информации о ценах товаров, услуг соответственно.

Извещение о запросе котировок в электронной форме содержит приложение № 2 в котором указано, что для обоснования начальной (максимальной) цены контракта использованы три коммерческих предложения.

В тоже время ни Положение, ни Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) не содержат в себе указаний, должен ли в начальную (максимальную) цену контракта включаться НДС. Заказчик в праве самостоятельно определить сумму НМЦ с НДС или без НДС, при этом начальная (максимальная) цена не должна быть выше или ниже минимального коммерческого предложения поставщика.

Вывод Заявителя о том, что: «НМЦ для участников, применяющих ОСНО, составляет 684 000 рублей 00 копеек. Для участников, применяющих УСН, НМЦ составляет 579 661 рублей 00 копеек» является ошибочным, поскольку в этом случае произойдет изменение условий контракта, что в свою очередь будет противоречить действующему законодательству.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе, который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке.

В соответствии с положениями Закона о закупках при осуществлении закупки в документации указываются сведения о начальной (максимальной) цена договора. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

В соответствии с Законом о закупках договор заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, в порядке и сроки, предусмотренные Положением, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.

К тому же, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога.

Представитель Ответчика указала, что договор 2016.228 оказания услуг от 08.11.2016 заключен по цене, предложенной победителем, не зависимо от применяемой системы налогообложения.

На основании вышеизложенного, представители Заказчика просили признать жалобу Заявителя необоснованной.

3. Из имеющихся у Комиссии материалов и информации следует, что 19.10.2016 г. Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) было размещено извещение № 31604221521 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на изготовление и монтаж световых коробов для АО «Аптечная сеть «Омское лекарство».

Дата и время окончания подачи заявок 27.10.2016 г. в 10:00.

Дата и время рассмотрения заявок 27.10.2016 г. в 11:00.

Дата и время подведения итогов 27.10.2016 г. в 12:00.

По результатам оценки заявок на участие в запросе котировок единая комиссия решила присвоить первый порядковый номер и признать победителем ИП. <…> с ценой договора – 599 000, 00.

По результатам закупки заключен Договор № 2016.228 от 08.11.2016 г.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные материалы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Запрос котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг на изготовление и монтаж световых коробов для нужд АО «Аптечная сеть «Омское лекарство» проводился в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг (в редакции от 06.09.2016 г.).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 12 Положения в извещении о запросе котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены договора.

Обоснование начальной (максимальной) цены договора, цены за единицу товара, в случае, если указать требуемое количество товара не представляется возможным, подтверждается прайс-листами, коммерческими предложениями (для товаров), сметами (для работ), калькуляциями, коммерческими предложениями (для услуг), в том числе путем указания на соответствующие сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Для обоснования начальной (максимальной) цены договора, предметом которого является оказание услуг, а также цены за единицу товара в случае, если указать требуемое количество товара не предоставляется возможным, заказчик обязан использовать не менее двух источников информации о ценах товаров, услуг, соответственно.

Комиссия установила, что Извещение № 31604221521 содержит приложение № 2, в котором указано, что для обоснования начальной (максимальной) цены контракта использованы три коммерческих предложения.

Пункт 9 Извещения содержит сведения о начальной (максимальной) цене договора: 684 000, 00 рублей с НДС, а также пояснения Заказчика, что в случае, если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента перерасчета, рассчитанного как отношение цены договора, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене договора, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Из указанных положений Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки в извещении и документации о закупке должна быть определена начальная (максимальная) цена договора.

Учитывая, что нормы Закона о закупках базируются на свободе формирования заказчиком приемлемой (в зависимости от особенностей осуществления хозяйственной деятельности) системы закупок, у Заказчика существует возможность самостоятельно урегулировать вопрос формирования цены договора, в том числе устанавливать ориентировочное значение цены договора.

Таким образом, Комиссия Омского УФАС России не установила нарушений порядка определения начальной (максимальной) цены договора.

При реализации отношений в области налогов и сборов указанные правоотношения регулируются законодательством о налогах и сборах и в случаях возникновения противоречий в регулировании данных правоотношений применяются нормы законодательства о налогах и сборах (статья 1 Налогового кодекса Российской Федерации).

В Извещении Заказчика указано, что в случае если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС.

Как следует из довода представителя Заявителя, Заказчик умышленно исключил сумму в размере 104 338, 98 руб., выделив ее как сумму НДС, с целью снижения НМЦ, ограничив круг заинтересованных участников.

Комиссия не может согласиться с данным доводом Заявителя, полагает, что использование коэффициента пересчета является исключительно математической операцией, позволяющей привести в соответствие смету, включающую в себя НДС к ценовому предложению участника закупки, не являющегося плательщиком НДС (в том числе применяющим упрощенную систему налогообложения). Договор заключается и исполняется по цене победителя вне зависимости от применяемой системы налогообложения. Если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении договора при указании цены договора вместо указания суммы НДС ставится прочерк, при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в договоре. Таким образом, указанные положения не изменяют цену договора, а лишь определяют порядок выполнения расчетов с победителем закупки. Цена договора остается твердой и неизменной.

Таким образом, рассмотрев жалобу Заявителя, сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Омского УФАС России не выявила в действиях АО «Аптечная сеть «Омское лекарство» нарушений норм Закона о закупках, Закона о защите конкуренции.

Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Центр рекламных технологий» на действия ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» при проведении запроса котировок в электронной форме на изготовление и монтаж световых коробов для ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» (извещение № 31604221521).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 08.11.2016 г. № 05-8119э.

Определение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК)

НМЦК — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Правила определения и обоснования НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ и Методическими рекомендациями по применению методов определения НМЦК, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567. Однако достаточно подробная регламентация вопроса установления НМЦК не мешает заказчикам совершать ошибки. Особенно часто они совершаются при проведении закупок услуг по капитальному ремонту зданий (что особенно актуально для гостиниц), реконструкции и строительству новых корпусов.

Так, заказчик проводил электронный аукцион на закупку услуг по капитальному ремонту здания. По жалобе одного из участников ФАС провела проверку, которая выявила нарушение п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ: для определения НМЦК заказчик должен был использовать проектно-сметный метод. Согласно методическим рекомендациям основанием для определения НМЦК на капитальный ремонт является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ. Сводным сметным расчетом была предусмотрена стоимость работ с НДС в размере 6 393 430 руб. В то время как НМЦК, установленная заказчиком, составляет 6 млн. руб.

Таким образом, НМЦК определена неверно и УФАС выдало предписание об аннулировании аукциона (Решение Вологодского УФАС от 06.05.2016 N 5-2/86-16).

Правильно определить НМЦК важно и потому, что ее размер может повлиять на выбор способа определения поставщика и на срок размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки.

Какие последствия возможны в случае ошибочного определения НМЦК, представим на схеме.

/————————\ /—————————————-\ |НМЦК занижена | |1. Процедура закупки может не | | | |состояться, поскольку вряд ли кто-то | | | |захочет заключать контракт себе в | | | |убыток. | | | |2. Высока вероятность заключения | | |——|контракта с недобросовестным | | | |поставщиком: он либо не выполнит условия| | | |контракта по заявленной им цене, либо | | | |сэкономит на качестве поставляемого | | | |товара, выполняемой работы или | | | |оказываемой услуги | \————————/ \—————————————-/ /————————\ /—————————————-\ |НМЦК завышена | |1. Происходит неэффективное расходование| | | |средств УП. | | | |2. Есть вероятность, особенно при | | |——|проведении электронного аукциона, | | | |возникновения ситуации, когда подается | | | |единственная заявка и контракт | | | |заключается с участником по НМЦК либо | | | |участниками создается видимость торгов, | | | |в ходе которых цена снижается максимум | | | |на 0,51% | \————————/ \—————————————-/

Оставьте комментарий