Расчет по ставке рефинансирования

Добавить в «Нужное»

Обновление: 7 марта 2019 г.

Ежегодно налоговая служба формирует и направляет физическим лицам – владельцам транспортных средств налоговые уведомления с расчетом транспортного налога и квитанцией на его уплату (ст. 357, ст. 358, п. 3 ст. 363 НК РФ).

Произвести уплату транспортного налога необходимо не позднее срока, указанного в налоговом уведомлении. В противном случае физическому лицу грозит начисление пени и штрафа. Срок уплаты транспортного налога физическим лицом установлен не позднее 1 декабря следующего года (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Так как в 2018 году 1 декабря выпало на субботу, то уплатить транспортный налог за 2017 год физические лица, владеющие транспортными средствами, должны были не позднее 3 декабря 2018 года (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Пени за неуплату транспортного налога физическим лицом

Пени начисляются на сумму неуплаченного налога за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего дня, по день уплаты задолженности по налогу включительно, по следующей формуле (п. 3, п. 4 ст. 75 НК РФ):

Сумма пени = Неуплаченная в срок сумма налога х 1/300 Ставки рефинансирования ЦБ РФ х Количество дней просрочки

При этом общая сумма пеней не может превышать размер задолженности по налогу (п. 3 ст. 75 НК РФ).

КБК для пени по транспортному налогу физических лиц

Посмотреть КБК по налогам граждане могут на сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Налогообложение в Российской Федерации», подразделе «Коды классификации доходов бюджетов РФ», пройдя по ссылке «Физические лица» и выбрав налог, по которому нужно узнать КБК.

Код бюджетной классификации для уплаты транспортного налога физическим лицом – 182 1 06 04012 02 1000 110.

Код бюджетной классификации для уплаты пени по транспортному налогу физическим лицом – 182 1 06 04012 02 2100 110.

Код бюджетной классификации для уплаты штрафа по транспортному налогу физическим лицом – 182 1 06 04012 02 3000 110.

Пени за неуплату транспортного налога физическим лицом: пример

Приведем пример расчета пени за неуплату в срок транспортного налога физическим лицом за 2017 год.

Данные для расчета пени по транспортному налогу физического лица
Сумма транспортного налога за 2017 год 5 145 рублей
Срок уплаты транспортного налога физическим лицом за 2017 год не позднее 03.12.2018
Дата фактической уплаты транспортного налога физическим лицом за 2017 год 31.01.2019
Ставка рефинансирования, действовавшая с 17.09.2018 по 16.12.2018 (включительно) 7,5%
Ставка рефинансирования, действующая с 17.12.2018 7,75%

Приведем расчет пени по транспортному налогу.

Расчет пени по транспортному налогу физического лица
Период Количество календарных дней Ставка рефинансирования ЦБ РФ Расчет пени Сумма начисленных пеней, руб.
с 04.12.2018 по 16.12.2018 13 7,5% 5145 х 7,5% /300 х 13 16,72
с 17.12.2018 по 31.01.2019 46 7,75% 5145 х 7,75 % /300 х 46 61,14
Итого 59 77,86

Если гражданин не заплатит налог в срок, то через какое-то время ИФНС пришлет ему уведомление на уплату набежавших пеней. В нем будет указана сумма пеней, которые надо уплатить.

От правильного расчета пени и процентов зависит вероятность их взыскания. Например, если ваш должник в приказном производстве в отзыве укажет на сделанный вами неправильный расчет взыскиваемых сумм, то судья скорее всего откажет во взыскании всей суммы пени и процентов, даже когда такая ошибка произошла на 0,1 руб.

Формула расчета процентов за пользование чужими денежными средствами

Размер процентов определяется ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части (ст. 366 ГК). То есть при подготовке претензии (иска) для расчета нужно брать ставку рефинансирования, которая действовала на день оплаты долга или на день составления иска (претензии), если оплаты не было.

Проценты следует считать за каждый день периода неоплаты долга.

Производим расчет:

1) годовую ставку рефинансирования Нацбанка, действовавшую на момент оплаты долга, делим на количество дней в году (обычно берется 365 дней);

2) результат предыдущего деления умножаем на сумму долга;

3) получившееся произведение умножаем на количество дней просрочки.

Формула расчета процентов следующая:

Проценты = Д × (СР / Г) × П,

где Д – сумма долга;

СР – ставка рефинансирования Нацбанка;

Г – количество дней в году;

П – количество дней просрочки.

Пример 1

3 января 2017 г. стороны договорились о перечислении суммы в размере 5 000 руб. Часть суммы (3 000 руб.) была перечислена 3 февраля 2017 г., а остальные 2 000 руб. не были оплачены вообще. Претензия (иск) составляется 20 апреля 2017 г. (см. схему 1).

Схема 1

Сумма непогашенного долга в размере 2 000 руб. не выплачивалась 107 дней (с 4 января 2017 г. по 20 апреля 2017 г.). Ставка рефинансирования Нацбанка по состоянию на 20 апреля 2017 г. – 14 %. Проценты составили 82,08 руб. (2 000 × (14 % / 365) × 107).

Всего сумма процентов для претензии (иска) составила 125,40 руб.

Формула расчета пени

Пеня может устанавливаться как законом, так и договором и может применяться не только к денежным обязательствам.

Формула расчета пени почти аналогична схеме расчета процентов. Только следует учитывать, что ставка пени не делится на количество дней в году, поскольку она сразу установлена за 1 день просрочки.

Формула расчета пени:

Пеня = Д × С × П,

где Д – сумма долга;

С – ставка пени;

П – количество дней просрочки.

В договорах, как правило, встречаются 2 способа установления пени.

Способ 1. Размер пени привязан к оплаченной сумме долга

Этот способ используется наиболее часто. Расчет производится по аналогии с расчетом процентов.

Пример 2

За несвоевременную оплату поставленного товара покупатель оплачивает пеню в размере 0,1 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. Товар стоимостью 10 000 руб. должен быть оплачен 3 января 2017 г. Покупатель перечислил 5 000 руб. 12 января 2017 г., 3 500 руб. – 30 января 2017 г. и 1 500 руб. – 17 марта 2017 г. Просрочка оплаты составила 9, 27 и 73 дня соответственно (см. схему 2).

Схема 2

Пеня = 5 000 × 0,1 % × 9 = 45 руб.;

Пеня = 3 500 × 0,1 % × 27 = 94,50 руб.;

Пеня = 1 500 × 0,1 % × 73 = 109,50 руб.

Общая сумма пени – 249 руб.

Способ 2. Размер пени устанавливается с привязкой к неоплаченной сумме долга

В данном случае для расчета используются сумма к оплате (еще не выплаченная на дату расчета) и период просрочки до погашения долга или его части.

Пример 3

За несвоевременную оплату поставленного товара покупатель оплачивает пеню в размере 0,1 % от не оплаченной в срок суммы. Данные о фактических оплатах совпадают с данными из примера 2 (см. схему 3).

Схема 3

Просрочку по первой оплате считаем с 4 по 12 января 2017 г. на сумму 10 000 руб. (которые в этот период не были оплачены) и получаем те же 9 дней. Пеня – 90 руб. (10 000 × 0,1 % × 9).

Просрочку по второй оплате считаем с 13 по 30 января 2017 г. на сумму 5 000 руб. (10 000 – 5 000 ) и получаем 18 дней. Пеня – 90 руб. (5 000 × 0,1 % × 18).

Просрочку по третьей оплате считаем с 31 января по 17 марта 2017 г. на сумму 1 500 руб. (10 000 – 5 000 – 3 500) и получаем 46 календарных дней. Пеня – 69 руб. (1 500 × 0,1 % × 46).

Общая сумма пени составила 249 руб.

В последних двух примерах вне зависимости от способа расчета пени общая ее сумма не изменилась. Однако при установлении плавающей ставки пени итоговая сумма будет отличаться.

Рекомендация юрисконсульту

Чтобы не ошибаться в расчете пени и процентов, лучше всегда использовать таблицы с формулами расчетов (например, Excel) (см. таблицу). Расчет пени и процентов в таблице занимает гораздо меньше времени при подготовке и будет более понятен для Вашего контрагента или судьи.

Главная \ \ Юридические калькуляторы \ Калькулятор расчёта неустойки (пени) по 1/300, 1/150 или 1/130 от ключевой ставки (ставки рефинансирования) ЦБ РФ

Калькулятор работает по правилам расчёта неустойки или пени по договору или иных обязательств с указанием долей от ключевой ставки (ставки рефинансирования) ЦБ РФ за каждый день просрочки

С 1 января 2016 года в расчётах задолженности по договору ставка рефинансирования приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ

Обычно этим калькулятором проводится расчёт пени по 1/300, 1/150 или 1/130 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки

Для расчёта пени по двойной ставке ЦБ, воспользуйтесь калькулятором расчёта двойной ставки ЦБ

Если в договоре прописан фиксированный процент неустойки по договору, то вам нужен калькулятор расчёта договорной неустойки

Внимание! 16 июня 2020 года ЦБ РФ понизил ключевую ставку (ставку рефинансирования).
С 22 июня 2020 года ключевая ставка составляет 4,50%

Калькулятор от Договор-Юрист.Ру Новости все

Изменился фиксированный размер страховых взносов на 2020 год для ИП, адвокатов и нотариусов. Размер страховых взносов в фиксированном размере не зависит от суммы полученного дохода за год и составляет 40 874 рублей за 2020 год, из них…

С 1 января 2020 года обязанность по представлению декларации по форме 4-НДФЛ с указанием суммы предполагаемого дохода ИП, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты…

С 1 января 2020 года изменился порядок уплаты авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой…

В строгом соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2015 года №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», а также согласно статье 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ, потребители или покупатели электрической энергии, несвоевременно или не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени.

В отношении добросовестного плательщика-гражданина закон предусматривает отмену пени в первый месяц просрочки. В случае просрочки от 31 до 90 дней сохранится размер действующей в настоящее время пени – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Начиная с 91-го дня размер пени составит 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Рассмотрим несколько примеров расчета пеней за долги по получению энергоресурсов по ставке в 2016 году.

Пример 1. Если вы задолжали за электроэнергию 5000 рублей, то за первые три месяца набежит 495 рублей пени. За шесть месяцев просрочки пени вырастут до 4569 рублей. Если за год вы задолжали 60 тысяч рублей, теперь пени на эту сумму придется заплатить в количестве 18 530 рублей:

В соответствии с пунктом 32 постановления правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») поставщик электроэнергии имеет право отключить или ограничить подачу потребителю энергоресурсов.

Согласно статье 7.19 КоАП РФ, «самовольное подключение к энергетическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электрической энергии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей».

Согласно статье 88 ГПК РФ, а также статье 333.19 НК РФ, при обращении в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по неуплате электроэнергии необходимо оплатить судебные расходы, которые включают в себя государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела, которые в дальнейшем, согласно статье 98 ГПК РФ, будут взысканы с ответчика.

При подаче искового заявления в суд общей юрисдикции или мировым судьям, согласно пункту 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ, при цене иска до 20 000 руб. госпошлина составляет 4% от цены иска, но не менее 400 руб.

Соответственно, при цене иска 5495 руб. госпошлина составляет:

  • 4% от 5495 руб. = 219,8 руб., но поскольку эта сумма меньше 400 руб., госпошлина = 400 руб.

После вынесения решения и истечения сроков на обжалование исполнительный лист для взыскания задолженности направляется в Федеральную службу судебных приставов. Согласно статье 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (редакция от 03.07.2016) «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от суммы взыскания, но не менее одной тысячи рублей.

  • 7% от 5895 руб. = 412,65 руб., но поскольку эта сумма меньше 1000 руб., исполнительский сбор = 1000 руб.

Пример 2. Итак, если ваш долг по неуплате электроэнергии составляет 5000 рублей, то с учетом пени, судебных расходов и исполнительского сбора сумма за три месяца неоплаты возрастет до 6895 рублей, за шесть месяцев неоплаты – до 10 969 рублей и за 12 месяцев неоплаты – до 26 147 рублей.

Пристав имеет право собирать все необходимые сведения о должниках, объявлять и самостоятельно осуществлять розыск их имущества. Вам не удастся скрыть принадлежащие вам автомобиль, квартиру, дачу и прочее имущество – пристав-исполнитель имеет доступ ко всем необходимым базам данных и первым делом отправит в них запросы, чтобы выяснить, чем же вы владеете.

Для того, чтобы привести в исполнение решение суда, приставу предоставляется право:

  • собирать сведения в банках о том, являетесь ли вы их клиентом (на все счета может быть наложен арест, чтобы в дальнейшем списать с них средства в счет погашения задолженности);
  • обращаться к вашему работодателю с целью выяснения размера получаемой зарплаты для дальнейшего удержания в счет задолженности по исполнительному производству;
  • приходить к вам домой. Препятствовать приставу вы не имеете права, кроме того, этого и не стоит делать: он в течение нескольких часов получит соответствующее определение суда и выбьет дверь, заручившись поддержкой сотрудников МЧС;
  • объявлять в розыск должника и его имущество;
  • арестовывать выявленное имущество, изымать его, передавать на хранение и реализовывать его. Пристав может даже использовать ваш автомобиль, чтобы вывезти на нем изъятое имущество, и в этом случае вы не сможете ему воспрепятствовать;
  • заручаться поддержкой милиции, службы безопасности, внутренних войск и миграционных служб и так далее;
  • осуществлять временный запрет на выезд за границу путем подачи служебной записки старшему судебному приставу-исполнителю. Тот в течение 7–10 дней выносит решение о запрете покидать пределы Российской Федерации на протяжении шести месяцев. Копия решения по почте отправляется должнику, и через шесть дней вы уже официально считаетесь невыездным. Отметим, что наличие отметки о получение вами копии решения для этого не нужно. Вы можете в глаза его не видеть или отказаться от получения, но это ничего не будет означать. Пытаться выехать из России в случае, если вы знаете, что в отношении вас был инициирован запрет, не имеет смысла – на пункте пограничного контроля вас непременно задержат. У исполнителей и пограничников есть единая база данных невыездных граждан, которая обновляется один раз в 7–14 дней. То есть вы лишь зря потратите средства на авиабилеты или путевки – пересечь границу вам не позволят;
  • накладывать арест, ограничение на проведение сделок движимым, недвижимым имуществом и долями в недвижимом имуществе;
  • в случае оставления арестованного имущества должнику на ответственное хранение и его дальнейшей растраты, порчей, утраты, отчуждения, вы будете привлечены к уголовной ответственности согласно статье 312 УК РФ.

Вы не должны избегать общения с приставом или же грубо себя вести: за это можно понести наказание согласно статье 17.8 КоАП «Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава, находящегося при исполнении служебных обязанностей». Кроме штрафа, который предусмотрен статьей 17.8 КоАП, к вам могут быть применены и нормы Уголовного кодекса. Так, согласно статье 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти», за грубости в отношении судебного пристава-исполнителя полагается наказание в виде 180 часов обязательных работ или исправительных работ в течение 6–12 месяцев.

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще
и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03‑02‑08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие‑либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03‑02‑07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03‑04‑05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО
не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305‑КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен свое-
временно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевре-
менному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305‑КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6‑П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик
освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

  • налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
  • отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во‑первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во‑вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15‑108‑1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6‑П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546‑ФЗ. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

  • налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
  • в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
  • налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

  • отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6‑НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;
  • сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;
  • пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03‑02‑07/1-253).

«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №2, 2019 год

Оставьте комментарий