Расчетная система

Журнал «Новости теплоснабжения» № 1, 2005 г.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства потребовала качественно новых подходов к проблеме ресурсосбережения в отрасли. Чаще всего под термином «энергосбережение» традиционно понимаются прогрессивные технологии строительства, использование современных изоляционных материалов, оборудования с большим КПД, установка приборов учета и т.п.

Безусловно, без этого не обойтись, но данные мероприятия требуют и значительных капитальных затрат. Более того, они не решают конечной части задачи ресурсосбережения: точного учета потребленных ресурсов, а, следовательно, и полноценного взаиморасчета с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

В настоящее время расчеты по приборам учета (счетчикам) становятся все более актуальными. Они ставятся сейчас практически на все коммунальные услуги и считают и кВт*ч, и м3, и Гкал. Казалось бы, что при наличии счетчиков потребленный объем учитывается наиболее точно. Однако появляются дополнительные организационно-технические проблемы и предъявляются повышенные требования к программному обеспечению. Игнорирование этих проблем может свести на «нет» все преимущества от применения приборов учета.

Приборы учета могут быть групповыми или индивидуальными, и возникающие проблемы при использовании тех или других различны. Например, применение индивидуальных счетчиков выгодно конечным пользователям, но при этом возникают трудности учета для организации, осуществляющей контроль, производящей начисления и собирающей оплату. В большинстве случаев не удается ежемесячно получать достоверные показания. А неверные показания и начисления приводят к тому, что потребленный объем не равен отгруженному объему поставщиков. Кроме этого, затраты на эксплуатацию и контроль за счетчиками возрастают, и в тарифах они часто не учитываются.

При применении групповых счетчиков потребленный объем, идеально, должен быть равен отгруженному, и использование таких счетчиков выгодно организации, производящей начисление. Но на практике, потребленный и отгруженный объемы также не равны, т.к. редко учитываются перерасчеты по прошлому времени.

Методики расчета по индивидуальным приборам учета

Возможны различные методы начислений по индивидуальным приборам учета. Выбор того или иного метода зависит от возможности организации обеспечить необходимый контроль за показаниями счетчиков.

  1. Начисление по оплате. Сумма начислений всегда равна сумме оплаты. При этом варианте нет учета показаний и потребленного объема и корректирующие суммы вычисляются вручную, поэтому имеются самые большие потери — обычно это транзитные услуги. Такой вариант часто встречается при отсутствии средств на дополнительный контроль.
  2. Расчет показаний счетчика по оплаченной сумме. Из введенного платежа берется сумма, которая с учетом льгот переводится в оплаченные показания. Сальдо в этом случае всегда нулевое, алгоритм довольно сложный и большая вероятность ошибок. Действительные показания счетчиков не соответствуют расчетным. В данном случае, если платится большая сумма, она переводится в потребленный объем, а при смене тарифа это приводит к завышению отгрузки по низкому тарифу и занижению по высокому.
  3. Начисление по показаниям абонентов с последующим перерасчетом по контрольным показаниям. Суть данного метода заключается в расчете по показаниям абонентов и последующем окончательном перерасчете по контрольным показаниям. Показания абонентов попадают в программу из квитанций на оплату или расчетных книжек. Причем использование расчетных книжек является источником наибольших ошибок, а печать единых квитанций — источником наибольших потерь для поставщика.

При оплате по расчетным книжкам абонент вместе с указанием текущих показаний сам рассчитывает потребленный объем и сумму к оплате с учетом всех компенсаций. В данном случае могут возникнуть два рода случайных или умышленных ошибок абонентов:

  • неправильный расчет сумм к оплате при правильном снятии показаний счетчиков;
  • неправильное снятие показаний.

Ежемесячная печать квитанций значительно снижает ошибки. При больших суммах начислений в последнее время печатаются не только единые квитанции, но и квитанции на одну услугу (при расчете и сборе платежей самим поставщиком). Затраты на печать окупаются. При получении такой квитанции абонент должен вписать свои текущие показания счетчиков и оплатить сумму, указанную в квитанции. Рассчитывать сумму ему не нужно, сумма за эти введенные показания войдет в следующий счет.
Данный вариант наиболее часто применяется при работе с частными лицами (населением).

4. Начисление авансовых сумм с перерасчетом согласно контрольным показаниям. Начисление в период между показаниями контрольных счетчиков ведется по среднемесячному потреблению, утвержденной норме потребления или заявленному расходу. После предоставления контролерами ведомостей происходит перерасчет за период между двумя контрольными показаниями. Пересчитываются объемы и суммы начислений и компенсаций.

При ежемесячной распечатке квитанций возможен также совмещенный вариант, когда абоненты вписывают показания счетчиков, а при отсутствии оплаты, а значит и показаний, идет начисление по норме.

5. Интегрированные счетчики. Это самый эффективный и точный метод. Его большая стоимость только на начальном этапе установки и ее оплачивают сами абоненты. Дальнейшие эксплуатационные расходы незначительны. Данный метод пока еще редко применяется, и, в основном, во вновь построенных домах. Счетчики устанавливаются в каждой квартире и их показания снимаются на специальный прибор. Далее этот прибор подключается к компьютеру, и все показания переносятся в программу. Время, затраченное на контроль, значительно снижается и появляется возможность ежемесячно снимать показания. В этом случае отгруженный объем будет равен потребленному.

Расчет по групповым (кустовым) счетчикам

Групповой счетчик учитывает суммарно потребленный объем для большого числа абонентов (подъезд, дом, группа домов) по какой-либо услуге.

Это более экономичный и технически более точный вариант, который требует гораздо меньшего внимания со стороны контролеров. И как следствие — наиболее эффективный вариант для поставщика услуг, т.к. обеспечивает точный учет потребленного объема в пределах группы абонентов.

Между абонентами потребленный объем может распределяться пропорционально площадям, количеству проживающих людей или любому произвольному параметру. К групповым счетчикам следует отнести не только реальные счетчики, которые измеряют объем потребления коммунальных услуг, но и так называемые псевдосчетчики, которые считают услуги не от норматива потребления, а от затрат, полученных при поставке данной услуги. Затраты отражаются в сумме выставленных счетов, и эта сумма также пропорционально распределяется между пользователями данной услуги (например, расчет лифта, как группового счетчика).

Самым часто применяемым способом расчета группового счетчика является выставление на группу потребителей индивидуальной услуги и ежемесячное вычисление тарифа этой услуги. Однако данный способ является неудобным, т.к. количество таких услуг будет прямо пропорционально количеству счетчиков и осуществлять контроль довольно сложно.

Идеально, счетчик должен представлять список квартиросъемщиков (абонентов), связанный со списком счетов, которые выставил поставщик этой услуги. Из данных счетов в программу могут вводиться не только показания счетчиков и их расход, но и суммы счета. При этом расчет уже ведется не от тарифа, а от суммы, указанной в счете. В этом варианте мы имеем все необходимые данные не только для расчета, но и для контроля (когда и какие счета были проведены).

Расчет групповых счетчиков с учетом индивидуальных

Это метод, наиболее точно учитывающий объем, поставки и потребление услуги. При наличии индивидуальных счетчиков в групповом из его объема должны вычитаться показания индивидуальных счетчиков, введенные в период между двумя вводами контрольных показаний группового.
Аналогичная схема используется и при расчете с юридическими лицами, а также при учете «подчиненных» счетчиков, находящихся в других организациях. При построении единой системы «юридические лица — население» можно контролировать общее потребление объемов.
Опыт внедрения методик расчета по приборам учета в различных регионах нашей страны показывает, что единой методики пока не существует, и выбор этот производится самостоятельно в каждом отдельном населенном пункте. От чего он зависит, и как считать завтра — открытые вопросы для многих. Следовательно, при выборе программного обеспечения, необходимо учитывать его функциональные возможности и гибкость настроек расчетных задач.

Более 17 лет Компания «Стек» занимается автоматизацией предприятий и организаций ЖКХ. У нас за плечами более 400 успешно реализованных проектов в данной сфере. Мы знаем не все, но достаточно много для того, чтобы помочь Вам.

Лучшие свои программные разработки, знания и опыт мы готовы предоставить сегодня и Вам!

Компания «Стек» предлагает Вам долговременное сотрудничество в области построения расчетно-информационных систем управления в ЖКХ и осуществляет:

Виды транспортных карт

Транспортная карта «Для всех»

Приобрести карту можно в киосках РостДонпечать, Галерея Прессы, кассах железнодорожных вокзалов, Инфоцентре АРПС. Полный перечень точек приобретения можно найти здесь.

Стоимость транспортных карт

Транспортная карта «Учащегося»

Карту учащегося можно оформить первый раз только в учебном заведении. Перевыпуск карты учащегося также возможен в учебном заведении или в Инфоцентре АРПС. Необходимо заполнить заявление, предоставить справку из общеобразовательного учреждения и документ, удостоверяющий личность. Через 15 рабочих дней после оформления заявления персонифицированную транспортную карту можно получить в Инфоцентре АРПС. При получении карты при себе необходимо иметь паспорт родителей, если учащемуся не исполнилось 14 лет, и паспорт учащегося, если 14 лет уже есть.

Стоимость социальной транспортной карты учащегося с нулевым балансом — 90 рублей.

Форма заявления

Как заблокировать карту?

Транспортная карта «Пенсионера»

Пенсионерам получение карты доступно в МУСЗН по месту жительства.

Транспортная карта «Регионального льготника»

Лицам, имеющим право на льготный бесплатный проезд, необходимо обратиться в МУСЗН по месту жительства для получения транспортной карты «Регионального льготника»

Пополнение транспортной карты

Пополнить транспортную карту можно:

  • Наличными средствами в терминалах Центр-инвест, отделениях Донкомбанк, кассах железнодорожных вокзалов. Актуальный перечень точек пополнения

  • Безналичным способом в Инфоцентре АРПС и с помощью Приложения «Простор».

  • Приложение доступно в GooglePlay для смартфонов с модулем NFC на базе Android по ссылке. При пополнении через приложение взимается комиссия 5 %.

Инструкция по пополнению через приложение

Совместимые устройства

Проверка баланса

Проверить баланс транспортной карты можно 4мя способами:

  • В терминалах банка «Центр-инвест»

  • В Инфоцентре АРПС

  • На чеке после оплаты в транспортном средстве

  • С помощью Приложения «Простор»

Приложение доступно в GooglePlay для смартфонов с модулем NFC на базе Android по ссылке

Инструкция по проверке баланса через приложение

Детализация

Детализация по транспортной карте

Для получения детализации по поездкам, совершенным по транспортной карте, необходимо заполнить Заявление (см. бланк ниже) и передать его в Инфоцентр АРПС по адресу ул. Социалистическая, 37 в часы работы с понедельника по пятницу с 08.00 до 17.00, суббота — с 09.00 до 15.00. Или направить сканированный вариант на почту support@arps.pro.

Срок рассмотрения от 4-х рабочих дня.

Детализация по банковской карте

Для получения подробной детализации, где будет указано соответствие даты поездки и даты списания, необходимо обратиться в Инфоцентр АРПС с картой и документом, подтверждающим личность. Или написать запрос на support@arps.pro с указанием интересующих дат списания, номера карты в формате первые 6 и последние 4 цифры (если оплата была картой), срока действия карты, и последние 4 цифры виртуальной карты (если оплата была смартфоном), ФИО владельца, для подтверждения владения картой — первую страницу паспорта. Заявление на детализацию

Банковская карта/смартфон

ОФФЛАЙН-АВТОРИЗАЦИЯ: поездка сейчас – оплата потом

Безналичная оплата проезда в общественном транспорте осуществляется в режиме оффлайн-авторизации. В связи с этим процессинговые операции по платежам, произведенным с помощью бесконтактных банковских карт и смартфонов, допускают возможность поздних авторизаций оплат. Это означает, что система принимает платеж, совершенный с помощью Вашей бесконтактной банковской карты, и фиксирует его у себя. Списание средств со счета карты может производится в период до 30 дней. В отдельных случаях период списания может составлять более 30 дней. Дата списания и уведомления о списании в этом случае не соответствует дате совершенной поездки.

СТОП-ЛИСТ: инструкция как вывести

Банковская карта попадает в стоп-лист в случае совершения оплаты данной картой и образовании задолженности (недостаток средств на карте к моменту оплаты, из-за блокировки карты банком, истечения срока действия карты или из-за технических проблем при выполнении запроса на списание средств). Система списывает деньги после поступления их на счет в достаточном количестве в течение 30 дней. Вывести карту из стоп-листа можно в личном кабинете.

Важно: если оплата совершена с помощью смартфона, в личном кабинете нужно указывать виртуальный номер карты. Узнать его можно с помощью специального приложения, установленного на другой мобильный телефон с поддержкой технологии NFC.

Если нет возможности узнать виртуальный номер карты, то пришлите последние 4 цифры виртуальной карты и выписку из банка, за период, когда были успешные оплаты проезда с обязательным указанием кода авторизации (достаточно 3-х последних транзакций оплаты за проезд (6 цифр, могут быть буквы) на почту support@arps.pro

Документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №655 АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

РЕШЕНИЕ ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА N 458 РОСТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

ДОГОВОР-ОФЕРТЫ

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КАРТОЙ

РЕГЛАМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

ПРАВИЛА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Куда обратиться

Вопросы по приобретению, пополнению и оплате транспортными, банковскими картами и смартфонами, работе терминалов безналичной оплаты

Адрес Инфоцентра АРПС: Социалистическая, 37

Время работы: пн-пт 08.00-17.00 сб 09.00-15.00

Контакт-центр: 285 09 00

Обращения: support@arps.pro
Официальная страница на Фейсбук

Телеграм канал

Телеграм группа поддержки

Сайт транспортной карты

Сайт оператора системы АРПС

Ответы на частые вопросы

Несколько лет назад Верховная Рада Украины приняла закон о переходе на безналичную оплату проезда в коммунальном транспорте. За два с лишним года многие региональные транспортные ведомства отнеслись к этому с энтузиазмом, и жители многих городов уже с комфортом оплачивают проезд при помощи банковской карты, смартфона или электронного билета. Но некоторые города только готовятся к переходу на новую систему, а другие – вовсе не спешат и пока раздумывают, нужна ли она им.

Мы решили сделать небольшой анализ того, как в Украине обстоят дела с оплатой проезда по безналу сегодня. Какие способы оплаты существуют, какие города «в тренде» и что говорит по этому поводу статистика.

Почему решили вводить оплату по безналу?

С каждым днем мир все ближе к тому, чтобы полностью перейти от бумажных денег к электронным. По безналу мы рассчитываемся в магазинах, делаем покупки в Интернете, расплачиваемся за коммунальные услуги и совершаем еще огромное количество финансовых операций. То есть, выйдя из дома, не имея ни одной наличной гривны в кошельке, но имея банковскую карту, сегодня можно решить массу задач. Однако долгое время это не касалась оплаты в транспорте, из-за чего, хочешь не хочешь, а при себе нужно иметь наличку.

Но, если бы дело касалось только удобства пассажиров или желания Украины прослыть передовым государством и не отставать от стран, где е-билеты уже существуют годами, то такого шустрого развития данный вопрос бы не получил. Безналичная оплата проезда решает две важные проблемы – позволяет сократить штат работников городского транспорта за счет отказа от кондукторов (хотя многие транспортные предприятия переводят своих сотрудников на другие должности) и сэкономить средства, а также позволяет вести учет пассажиропотока, сбор статистических данных по нагрузке на разные маршруты в разное время дня и, конечно же, обеспечивает попадание каждой оплаченной гривны в бюджет.

Пожалуй, это и стало «волшебным пинком» для того, чтобы принять решение на переход к безналу в транспорте на законодательном уровне. Но закон приняли, а стандартов не указали. Поэтому городским транспортным управлениям, так или иначе, дали карт-бланш в вопросе реализации систем оплаты. Хотите – заключайте контракты с банками на предоставление оборудования и услуг, хотите – договаривайтесь с операторами мобильной связи и принимайте оплату с мобильных счетов абонентов. И из-за этого возникает некоторая путаница. Даже в рамках одного города системы оплаты (или их сочетание) могут быть разными.

Скорее всего, в будущем мы придем к единому решению этого вопроса. А пока нам приходится держать нос по ветру и учитывать особенности оплаты в разных видах общественного транспорта в своем городе.

Какие сегодня существуют варианты оплаты

Некоторые горсоветы щедро вкладывают бюджетные средства в оборудование и программное обеспечение. Другие же идут по пути наименьшего сопротивления, используя для оплаты смартфоны пассажиров. Одни решения кажутся вполне удобными, другие – не очень. Чем вообще, в зависимости от региона, сегодня можно оплатить проезд в транспорте?

Банковская карта

Это, пожалуй, один из простейших способов для украинского пассажира, так как с расчетами с помощью карты он наверняка знаком и не нужно разбираться в других способах оплаты и следовать пошаговым инструкциям. Для того, чтобы совершать оплату картой, в общественном транспорте должен быть установлен валидатор – считывающее устройство, в простонародье называющееся терминалом. Многие из них поддерживают карты с магнитной лентой, с чипом или бесконтактные карты с NFC. Поддерживаются карты любого банка.

Чем удобно: оплата картой понятна и удобна подавляющему большинству пассажиров, нет привязки к какому-либо конкретному банку.

Оплата со смартфонов или смарт-часов

Не всегда обязательно иметь банковскую карту с собой, чтобы расплатиться за проезд. Для этого вам понадобится модуль NFC на вашем смартфоне или смарт-часах и «привязка» банковской карты к сервису Apple Pay или Google Pay. Для оплаты достаточно приложить смартфон или часы к специальной отметке на бесконтактном валидаторе.

Чем удобно: это быстро и не нужно лезть в кошелек за картой, так как часы – на руке, а смартфон – всегда под рукой.

Сегодня оплата посредством QR-кодов в основном применяется для клиентов Приват Банка. Работает это следующим образом. Вам понадобится смартфон с установленным приложением Приват24. Для начала в салоне транспорта нужно найти плакат с QR-кодом. Открываем приложение и сканируем код, после чего загрузится вкладка «Билет». Здесь выбираем тип проездного («стандарт» или «студенческий»), указываем количество билетов, выбираем карту, с которой будут списаны средства, и подтверждаем покупку. Последним шагом будет виртуальное «компостирование» билета в приложении.

Чем удобно: оплата происходит без использования стороннего оборудования, самый простой способ подтвердить свою оплату контроллерам.

Оплата через SMS

Во Львове, Ивано-Франковске, Виннице и Житомире рассчитаться за проезд можно с мобильного счета. Но доступен такой тип оплаты только для пользователей предоплаченной связи. В этих городах заключен контракт с «большой тройкой» мобильных операторов – «Vodafone», «Lifecell» и «Kyivstar». Так же, как и в случае с QR-кодом, пассажиру нужно найти в салоне транспорта пошаговую инструкцию. В ней можно увидеть номер, на который нужно отправить SMS-сообщение, а также реквизит маршрута и тип билета – льготный или полный. Средства списываются с вашего мобильного счета (без платы за услугу SMS, только тариф перевозчика) и в ответ вам придет подтверждение оплаты и выбранный тип билета. При покупке дневного абонемента или на проезд с пересадкой (срок действия – 90 минут), можно сэкономить.

Чем удобно: для оплаты проезда подходят даже обычные мобильные телефоны, которые не «смарт».

Единые транспортные карты (е-билет)

В тех городах, в которых реализована система транспортных карт, она является самой востребованной. Единая карта дает возможность пользоваться всеми видами транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, метро, а в некоторых городах – городскими электричками и фуникулерами. Карта приобретается один раз, а затем пополняется через терминалы или онлайн-банкинг на определенное количество поездок. В случае утери карты ее можно заблокировать, а оставшиеся средства перевести на новую. Есть у этой системы большой плюс для тех, кто пользуется общественным транспортом на постоянной основе – чем больше поездок за раз вы покупаете, тем дешевле выходит их стоимость. В Киеве, например, проезд стоит 8 грн, но если вы покупаете сразу 20-29 поездок, его цена снижается до 7,4 грн, если от 50 – то до 6,5 грн. Пользоваться картой просто — так как карта оснащена чипом, она просто подносится к валидатору. В случае успеха загорится зеленая галочка, а если средств на карте недостаточно или произошел сбой – красный крестик. Проверка оплаченного проезда совершается контроллерами с помощью специального оборудования.

Чем удобно: одна карта – весь транспорт, можно сэкономить на проезде, покупая сразу много поездок.

Одноразовый билет

Такие билеты приобретаются в специальных терминалах (а в некоторых городах — по-прежнему в кассах) и дают возможность прокатиться на общественном транспорте один раз. Эта система чаще всего применяется в метро и особенно удобна для приезжих или тех, кто пользуется электротранспортом редко. На билете может быть штрих- или QR-код, который считывается специальным устройством или вставляется в приемник билетов. Пока такая оплата рассматривается, как вспомогательная и временная, но вполне вероятно, что ее оставят на более длительный срок.

Чем удобно: если вы редко пользуетесь общественным транспортом и разбираться со всеми новыми технологиями не хочется.

Что говорят цифры

Безналичная оплата проезда успешно используется украинцами уже более двух лет. Согласно данным ПриватБанка, который запустил технологию оплаты проезда по QR-коду в 2017 году, и за которым закреплена оплата с помощью банковских карт, в большинстве случаев с каждым годом количество транзакций в городах заметно увеличивается.

Город

Когда внедрили систему

2019 (начало октября)

Львов

Январь 2017

569 640

2 389 560

3 315 547

Херсон

Март 2017

7 920

31 819

53 730

Ивано-Франковск

Март 2017

4 142

15 112

27 197

Чернигов

Март 2017

21 851

24 010

15 425

Днепр

Март 2017

138 620

478 855

798 955

Конотоп

Март 2017

Белая Церковь

Апрель 2017

Сумы

Апрель 2017

22 799

67 537

60 382

Хмельницкий

Апрель 2017

9 897

12 566

23 925

Черкассы

Июнь 2017

24 686

34 662

36 451

Александрия

Июль 2017

Николаев

Июль 2017

76 981

216 173

261 053

Краматорск

Июль 2017

Дружковка

Июль 2017

Кременчуг

Июль 2017

10 814

25 776

61 365

Житомир

Сентябрь 2017

7 259

21 972

29 444

Кривой Рог

Сентябрь 2017

3 666

51 028

85 152

Мариуполь

Октябрь 2017

5 117

32 287

59 311

Северодонецк

Март 2018

9 052

12 426

Знаменка

Июнь 2018

Запорожье

Сентябрь 2018

Винница

Январь 2019

1 001 972

Каменское

Август 2019

2 597

Всего поездок

927 600

3 409 860

5 845 816

Конечно, это не полная картина по всем городам Украины. Но, исходя из этих данных, лидером по количеству совершенных поездок, является Львов. А самый мощный рывок навстречу новым технологиям совершил город Винница, в котором за неполный год количество «безналичных проездов» перевалило за миллион. В целом основная часть городов показывает положительную динамику. Однако в небольших населенных пунктах в некоторых случаях наблюдается обратная тенденция. Возможно, это связано с переходом на другие системы оплаты, а может это просто человеческий фактор, и данной технологии пока трудно «ужиться» в том или ином городе. Вероятнее всего, необходима работа над популяризацией метода оплаты.

Как обстоит дело с частными перевозчиками?

Если коммунальный транспорт постепенно полностью перейдет на систему безналичной оплаты, то, что касается маршруток и автобусов частных перевозчиков, пока все не так однозначно. Государственные транспортные ведомства постоянно ведут переговоры с частными АТП по поводу внедрения автоматических систем оплаты. Однако далеко не все частники в этом заинтересованы.

Во-первых, эта затея требует немалых инвестиций. Если мы говорим о коммунальном транспорте, то внедрение оборудования обходится за счет бюджета. А частным предприятиям, скорее всего, придется вкладываться в это за свой счет, но, возможно, с некоторыми льготами со стороны государства. Во-вторых, использование е-билета означает, что весь свой оборот придется вывести из тени и отчитываться перед налоговой за реальный пассажиропоток. Как вы понимаете, пока не все перевозчики готовы к такому повороту, поэтому в большинстве маршруток все еще будут раздаваться фразы: «За двоих, пожалуйста», «Водитель, передайте сдачу с двадцатки» и «А у вас мельче не найдется?».

Несмотря на то, что теневая экономика в Украине пока цветет и пахнет, хочется верить, что в будущем будут созданы более благоприятные для налогоплательщиков условия и скрывать свои реальные доходы будет неинтересно. Но даже сегодня многие частные перевозчики уже перешли или готовятся к переходу на безнал.

Резюме

За пару лет Украина проделала большую работу над тем, чтобы уйти от наличного расчета в транспорте к безналичному. Сейчас в некоторых городах все еще можно увидеть кондукторов или купить билет/жетон через кассу, так как не все коммунальщики успевают быстро перейти на новую систему. Но становится понятно, что рано или поздно к безналичной оплате проезда придут все города и «как раньше» уже не будет.

Фото .com

Пандемия коронавируса сказалась на обороте наличных денег в России: фиксируется пока небольшой, но все же заметный рост безналичных платежей, и, видимо, эта тенденция будет только усиливаться. Такое поведение россиян оправданно: специалисты предупреждают, что инфекция может передаваться и через банкноты. А кроме того, безнал просто гораздо удобнее, чем расчеты купюрами.

«Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) настоятельно рекомендует мыть руки и не трогать лицо при использовании наличных денег при расчетах. ВОЗ не дает жестких рекомендаций, что наличные нельзя использовать, но теоретически и наличные деньги могут быть каналом передачи вирусов», — такое предупреждение в середине марта выпустил Роспотребнадзор. После этого ЦБ рекомендовал кредитным организациям ограничить выдачу и прием банкнот в некоторых типах банкоматов, а в регионах начали отменять оплату проезда в общественном транспорте наличными.

Хотя центральные банки всех стран постоянно работают над тем, чтобы сделать банкноты безопасными с точки зрения возможного заражения (используют новые типы бумаги, изымают ветхие купюры и т.д.), ситуация, по большому счету, остается прежней — наличные деньги легко пачкаются вирусами и бактериями, там живут споры грибов и встречаются наркотики. В ходе проводившегося в России исследования на поверхности купюр были обнаружены кишечная палочка, сальмонеллы и золотистый стафилококк, вызывающие тяжелые пищевые отравления, сальмонеллез, пневмонию и менингит. На американских долларах находили почти четыреста видов опасных микроорганизмов, на бразильских реалах — более трех тысяч микробных родов.

Безналичный расчет с этой точки зрения гораздо безопаснее. Но его преимущества, конечно, далеко не исчерпываются лишь этим. С точки зрения государства он гораздо прозрачнее: во многих странах крупные покупки за наличные вызовут у любого продавца подозрения насчет законности происхождения средств. А для населения безнал просто удобнее: пластиковая карта занимает минимум места и практически невесома, позволяет не беспокоиться о размене денег и проверке сдачи, принимается к оплате практически повсюду, ею можно расплачиваться вообще не выходя из дома. Эти возможности в первую очередь распробовали для себя молодые люди: у них в кошельке практически не бывает наличных, большинство платежей совершается по карте или через мобильные приложения ApplePay/AndroidPay. Постепенно безнал завоевывает доверие и старшего поколения.

Сейчас уже многие страны объявили о планах сократить оборот наличных, избавиться от крупных купюр, а то и полностью перейти на безналичный расчет. Периодически такие идеи звучат и в России. Для этого нужна инфраструктура, и в России она развивается очень активно — появляются все новые технологии, сервисы, устройства оплаты. Например, переводить деньги можно из мобильного приложения по номеру телефона. Практически в любом магазине оплатить покупки удобнее пластиковой картой. Чтобы заплатить за коммунальные услуги, сотовую связь, Интернет — не нужно стоять в очереди, все делается удаленно.

Впрочем, полный отказ от наличных денег в России в ближайшее время невозможен, и пока более 2/3 всех платежей в России осуществляется наличными. «Хотя инфраструктура для развития безналичных и дистанционных платежей в России развивается быстро, ей мешает инерционность мышления у населения, — считает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. — По данным проведенного в конце прошлого года опроса «Левада-центра», только 13% опрошенных совершали бесконтактные платежи с мобильного телефона, 11% переводили деньги продавцу по номеру телефона и всего 6% когда-либо расплачивались с помощью электронных кошельков, а полностью отказались от наличных денег всего 2% опрошенных». Популярности безналичных расчетов могло бы способствовать разрешение на платежи криптовалютами, считает эксперт, так как это еще более безопасно и удобно, чем банковская карта.

Однако, возможно, этому будет способствовать пандемия коронавируса? Данные российских процессинговых компаний показывают, что в марте 2020 года россияне стали отказываться от платежей наличными в пользу безналичной оплаты, сообщает «Журнал Плас»: так, по словам Майи Глотовой, директора «КартСтандарт», в марте этот процессинговый центр наблюдал некоторый рост безналичных оплат по сравнению с предыдущими месяцами. Количество безналичных операций выросло приблизительно на 10%, а оборот — на 7%, то есть, по ее словам, можно говорить об активизации безналичных расчетов с одновременным небольшим снижением среднего чека.

«Люди уже озадачились проблемой, как переориентироваться на платежи по карте, чтобы не разносить инфекцию, — в том числе и пожилые, которые исторически всегда пользовались наличкой. Думаю, будет ощутимый сдвиг в сторону безналичных расчетов», — рассказал телеканалу «Санкт-Петербург» председатель совета Ассоциации электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. Усиление безналичного сектора специалист ждет уже через месяц.

Оставьте комментарий